«Автоматизация звука [Ш] в предложениях»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
Фронтальное занятие с обучающимися 1 класса
Логопедическое заключение: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Тема занятия «Автоматизация звука [Ш] в предложениях»
Цель занятия: закрепить правильное произношение звука в предложениях.
Задачи:
- Закрепить произношение звука [ш] в слогах, словах, предложениях;
- Развивать фонематический слух, словарный запас, логическое мышление, внимание;
- Воспитывать стремление совместно добиваться поставленной цели.
Оборудование: зеркало; схемы характеристики звука; артикуляционный профиль звука; предметные картинки шлепанцев, штанов, рубашки, шапки, шарфа, шляпы; мягкая игрушка мышка; изображение буквы Ш.
Ход занятия:
№ | Этап занятия | Содержание этапа | |
1. | Организационный момент | – Здравствуйте, ребята. Посмотрите все ли у вас готово к занятию. Первым сядет тот, кто назовёт слово со звуком [ш]. Молодцы, садитесь. Теперь отгадайте моё слово. Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки; боится кошки. (Мышь) | |
2. | Объявление темы занятия | – Ребята, сегодня к нам в гости пришел Мышонок Миша. Какой звук повторяется в словах Миша и Мышонок? – Верно, это звук [ш]. Сегодня на уроке мы будем закреплять произношение звука [ш]. Каждый день всегда, везде: На занятиях, в игре Верно, четко говорим, Никуда мы не спешим. | |
3. | Артикуляционная и дыхательная гимнастика | Возьмите зеркало. – Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил – был на свете невоспитанный Мышонок Мыша. Он никому не говорил “Доброе утро” и “Спокойной ночи”. Рассердились на него все друзья – не хотят с ним дружить. И мама посоветовала ему, что нужно быть со всеми вежливыми. Мышонок решил исправиться, почистил зубки. Причесался. Улыбнулся себе. Видит зайчик на качелях качается. Пошел он и громко пропищал: “Доброе утро!” Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, грибок во рту держит. Мышонок громко закричал ей: “Доброе утро!”. Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказывать, что мышонок стал вежливым. А мышонок все бегал и кричал всем: “Доброе утро!”, – и так устал что, споткнулся и покатился с горки. Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушата прыгают, приглашают его поиграть с ними. Но мышонку некогда играть – еще не всем доброго утра пожелал. И дома ещё ждёт горячий чай с вареньем. Учащиеся выполняют артикуляционные упражнения:
| |
4. | Проговаривание изолированного звука | – Ребята, наш гость Миша страшный шалун. Залезает Миша за ширму и шуршит там: шур – шур – шур. Мама пугается и прячется за шкаф. – Ребята, как шуршал Мыша? – Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур. – Какой звук стоит в начале этих слов? – Давайте произнесем его. Произносят звук [ш] по цепочке. | |
5. | Анализ артикуляции Характеристика звука | – Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ? Губы рупором. - Что делают зубы? – Что делает наш язык, когда мы произносим звук [ш]? Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш]. Язык поднимается к небу, за верхние зубы. - А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш. Воздух теплый. – Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая. – А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш… . В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали? – В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали. – Ребята, а звук [ш] какой: гласный или согласный? – Правильно,звук [ш] согласный. Звонкий или глухой звук [ш]? – Глухой. – А звук [ш] твердый или мягкий? – Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. | |
6. | Связь звука с буквой | – Однажды Мышонок Миша как всегда шалил дома и нечаянно перевернул табуретку. На шум прибежали мама и папа, а мышонок, чтобы его не ругали, быстро сочинил стишок: Ах, табуретка хороша! Перевернул – И буква Ш. На что мама и папа только улыбнулись. – Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. А на что похожа еще буква Ш? На доску вывешивается рисунок с изображением буквы. | |
7. | Развитие фонематического слуха | – Ребята, а какое сейчас время года? (зима) Как нужно одеваться зимой? Какие вещи носят люди? А Мышонок Миша любит прятать вещи родителей. Собирается, например, его папа куда – нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам, ищет свои вещи. Ребята, если при назывании вещей вы услышите звук [ш], то хлопните в ладоши. Папа ищет свои шлепанцы, штаны, носки, галстук, кофту, рубашку, шарф, пальто, шляпу, а их нигде нет! Миша, где мои вещи?! – грозно спрашивает папа – Я их съел… Нечаянно… – Как съел? Ах, ты шалопай! – Ну, что ты шумишь? – заступается мама. – Он же пошутил. – А шапку он в прошлом году съел тоже в шутку?! – Вот такой Миша шалун! – Ребята, а сейчас давайте проговорим скороговорки про нашего гостя. | |
8. | Закрепление звука в слогах | Ша-ша-ша – у нас в гостях Мыша. Шок-шок-шок – всегда шалит Мышонок. Ши-ши-ши – у Мыши есть карандаши. Шо-шо-шо – он рисует хорошо. – Молодцы. | |
9. | Закрепление звука в предложениях | – Ребята, вспомните какие вещи папы спрятал Миша? – Теперь мы будем распределять эти слова на две группы: первая группа – звук [ш] слышится в начале слова, вторая – звук [ш] слышится в середине слова. Итак, я показываю картинки с изображением вещей, а вы называете, кто на них изображен и к какой группе мы отнесем слово. – Молодцы! Учащиеся перечисляют вещи. Учитель поочередно показывает картинки, а дети называют, что на них изображено. Учащиеся берут картинки и вывешивают на доску по группам. - Чтобы папе было проще найти вещи, нужно знать, какие они. У нас есть подсказка. Посмотрите внимательно на доску. Написаны слова: шерстяной, шёлковая, шикарная, смешная, шумные, шелестящие. Прочитаем вместе. Для каждой вещи нужно найти своё слово. Шерстяной шарф Шёлковая рубашка Шикарная шляпа Смешная шапка Шумные шлёпанцы Шелестящие штаны У кого шерстяной шарф? У папы шерстяной шарф. Сколько слов в предложении? Составим схему предложения. Обозначим, если есть, в словах звук[ш]. ___ ___ ш____ ш____. Составляем предложения, и схемы к ним. Проговаривание предложений. | |
10 | Физкультминутка | – Ребята, Мышонок Мыша очень любит играть и отдыхать. Сейчас мы с вами сыграем в его любимую игру. Наш Мышонок потянулся, Распрямился, встрепенулся. Головой кивнул три раза, Подмигнул он правым глазом. Лапки в стороны развёл. И по жёрдочке пошёл. Прогулялся и присел, И на место тихо сел. | |
11 | Итог урока | – Молодцы. Я думаю, что наш гость Мышонок Миша остался очень доволен вами. В течение всего занятия он наблюдал за вами, видел, что вы вели себя правильно: не шумели, не шалили. А он вел себя также? – А каким был Мышонок Миша? – Верно, ребята. Он пугал родителей, прятал их вещи, то есть постоянно шалил. Как вы думаете, правильно ли он себя вел? – А какой звук мы сегодня повторяли? – Правильно, звук [ш]. – Дайте характеристику звуку. – Это твердый, глухой, согласный звук. Назовите слова со звуком [ш], которые вы запомнили на занятии. Оценивание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звука Ш в предложениях, на основе сюжета « Приключения мышонка Шалуна».
Индивидуальное занятие для учащихся 1 класса по теме "Автоматизация звука Ш в предложениях, на основе сюжета « Приключения мышонка Шалуна»....
Конспект логопедического занятия в 1 классе по автоматизации звука Р в предложениях.
Предлагаемое занятие по коррекции звукопроизношения у детей первого класса построено в едином игровом сюжете, призванного активизировать и обогатить словарь, развить их творческие способности, повысит...
конспект индивидуального логопедического занятия по теме: Автоматизация звука [Ш] в предложениях
Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 2-3 классов...
Автоматизация звука [С] в предложениях
Конспект индивидуального занятия в первом классе с использованием инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ...
Конспект урока "Автоматизация звука р в предложении"
автоматизация звука р в предложении...
Паспорт дидактической игры «Автоматизация звука [Л] в предложениях»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22267844","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22267847","attributes":{"alt":"","class"...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком 1 класса по автоматизации звука [с] в предложениях
Развернутый конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком 1 класса по автоматизации звука [с] в предложениях....