Система упражнений для преодоления дисграфии у младших школьников
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Система упражнений для преодоления дисграфии у младших школьников
Система упражнений для преодоления дисграфии у младших школьников
№ | Тема занятия | Содержание работы |
/.Подготовительный этап работы | ||
1 | Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия | Цель: развитие слухового и зрительного внимания, восприятие, развитие памяти и логического мышления. 1.Распределите слова в 3 столбика. В первый слова,в которых 1 гласный звук, во второй слова,в которых 2 гласных звука, в третий -слова, в которых 3 гласных звука. Пень, слова, картон, зима, вздор, сад, вымпел, молоко, картофель, пшено, ананас, умница, игла, яма, дом, куст, пчела, птица. |
2 | Звуки | Цель: Дифференциация гласных звуков. Вставьте пропущенные гласные в слоги и слова: «а» или «я» «О» или «Ё» «у» или «ю» «ы» или «и» 1) м….. б… к…. ш… к…. р… т…. г…. н… д… в… д… т… л…. ц.. ф… 2) м…т в…л к..ст к…т м…л в…л пь…т б..л м.. л м…л бь..ют б..л в….л г….л д…л заб..л б….л п..дм…л ст..к н..ть вз…л зав..л пл..н..л н..ть |
3 | Гласные и согласные звуки | Цель: Дифференциация гласных и согласных звуков. 1.Составить из данных слогов слова: та, во, ро -……… ты, бе, ге -……. Ве, ка, шал — ………. лод, хо-…………. Ту, ар, тро-……. Ле,ви, чок,со — ……… мо, гра, та- ……… би, рать,за-……. Пи,кра,ва-…………… чик, бор,за-……… до,про,во,вод-…… лен,дарь,ка-…………. 2. Запишите слова, обозначающие название картинок в 3 столбика: В 1 столбик слова, в которых 1 слог, во второй слова, в которых 2 слога, и в 3 столбик, слова, состоящие из 3 слогов. |
//.Основной этап работы | ||
4 | Дифференциация гласных А — Я | Цель: Дифференциация гласных букв А — Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте. Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед гласнымиА — Я. Объясните выбор гласных. ШЛ_ПАЛ_ПК_ Т_ПКА Т_ЖЕСТЬ К_МЕНЬМ_ТАТ_ЩИТК_ША Т_ НЕТКР_ СИТЬГЛ_ 3СТ_ РЫЙ 2.Работа с шаблонами элементов письменных букв.(А-Я) (приложение №2) |
5 | Дифференциация гласных У — Ю | Цель: Дифференциация гласных букв У — Ю словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие логического мышления. 1. Вставьте в слова пропущенную букву у или ю Кат…ша кормит к…р. К…ры кл…ют зерна. Л… ша л…бит л…к. ….лю надела …бку. Л…ба и Л…ша г…ля…т. Я вста… рано …тром. Ил…ша рис…ет ваз… . Закончи предложения словом, которое начинается со звука [у]. Я увидел в зоопарке … Папа купил… В пруду плавает… По траве ползёт… |
6 | Дифференциация гласных 0 — Ё | Цель: Дифференциация гласных букв 0 — Ё в словах. Пройди по дорожкам — составь и запиши слова (следи за стрелками). Сравни пары получившихся слов по звучанию, написанию и значению. |
7 | Дифференциация гласных Ы — И | Цель: Дифференциация гласных букв Ы — И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. 1.Вставьте пропущенную букву ы или и . Запишите слова. Прочитайте их. р…с, м…с, м…р, с…р, к…т, р…сь, б…т, м…ло, л…па, Л…да, к…но, Р…та, с…ро, с…ла, м…л…, в…л…, в…л…, л…с…, р…л…, п…л…, п…л… 2.Закончи предложения словом, которое заканчивается на звук [ы] В январе ударили сильные… В цирке выступают … Папа принес…Мы засолили на зиму … 3. Работа с шаблонами элементов письменных букв. (приложение №2) |
8 | Мягкий знак | Цель: Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения. Отгадайте кроссворд, спишите слова и укажите и них место и роль мягкого знака. I. Снежная буря (вьюга). 2. Домики для пчел (ульи). 3. Мама, папа, я — … (семья). 4 Животное, которое имеет восемь ног (осьминог). Ягоды, сваренные с сахаром (варенье). 2. Назови картинки. Определи место и роль мягкого знака в каждом слове. Распредели слова на три группы и запиши их под каждой схемой. |
9 | Звуки Б — Б’, П — П’ | Цель: Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. 1.«Подружи» буквы П — Б со словами. _удка _о__елка хло__ок та_очки зу_ы _робко за_ор _о_лавок 2.Составьте рассказ по опорным словам. Запишите его. Приблудный Паша, Боря, прыгали, забор, тропинка, близко, бегал, заблудился, пес, погладили, прижался, побрел, привели, печка, пригрелся, приблудный. |
10 | Звуки В — В’, Ф — Ф’ | Цель: Дифференциация звуков в словах, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия. 1.Вставьте в слова пропущенные буквы.(на карточках) а) …лакон, …агон, …орота, …торой, …люс, ….орона, …оробей, …орма, …рукты, …орточка, …игура, …ратарь, …ильм, …лот, …ыркает, …ото, …орель, …етер, …ихрь, …ихор. б) ци…ра, про…од, с…ерток, ке…ир, с…екла, сара…ан, ко…ер, ли…тер, сли…а, сли…очный, соло…ей, пер…ый, сал…етка. в) …ежли…ый, …рукто…ый, …ор…ался, …иолето…ый, …ланели…ый, го…орли…ый, …ар…ор, …е…раль, …ести…аль, …отогра…ия, …а…ли, …ыдерги…ает 2.Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы. В классе показы…али учебный …ильм. Зимой надо откры…ать …рамугу. …аря надела шар… и …арежки. У …анюши мехо…ая шубка. В походе нужны …онари и …ляжки. У …ити но…ая …уражка. |
11 | Звуки Г — Г’,К — К’ | Цель: Дифференциация звуков в словах, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. 1.Соедини слова с буквами Г — К так, чтобы получилась пары слов. Запиши слова парами, сравни слова по произношению, написанию и значению. КОРА ГОЛОС КОЛОС КАЛЬКА КРОТ ГОРА ГАЛЬКА ГОД КУБКИ ГОЛ ГРОТ КОЛ КОРА КУСТЫ ГУБКИ ГУСТЫ 2.Выпишите слова с буквами г , к. Небо заволокла грозовая туча. Гуля каждый день кормит голубей. Гриша любит гречневую кашу. Мама мыла малыша мягкой губкой. На конюшне есть гнедой конь. Мы ели горячую картошку. У Аленки есть беговые коньки. Наша команда выступала в голубых майках. Коля забил гол Была интересная игра. Красная кофта висит на стуле. 3.Работа с шаблонами элементов письменных букв. (приложение №2) |
12 | Звуки Д — Д’ | Цель: Дифференциация звуков в словах. 1.Составьте из слов цепочку так, чтобы в каждом последующем слове было на одну букву меньше, чем в предыдущем. Слова (записана на карточках): дочки, удочки, дудочки, очки, почки, ночки, кружочки. Какие слова лишние? Почему? 2.Образуйте слова при помощи суффиксов -ОК-, -ИК-, -ЧИК-, -ЁК-. Образец: завод — заводик. ДРУГ-… ДУБ-… ДОМ-… ДЕНЬ-… ЛЁД-… ХОЛОД-… |
13 | Звуки Д — Д’,Т — Т’ | Цель: Дифференциация звуков в словах, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия. 1.Закончите слова, добавив слог да или та бе……бунгоро… приро… коф……таворо… порося… во……койборо… свобо… ва……рыгуся… добро… ро……ютутя… полно… 2.Рассмотри элементы букв и обведи только те, которые подходят для букв Д — Т. |
14 | Звуки Д — Д’,Т — Т’ | Цель: Дифференциация звуков в словах, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. 1.Прочитай текст, заменяя символы буквами Д — Т. Запиши текст и укажи наличие звуков. 2.Собери половинки фруктов и запиши слова. |
15 | Звуки З — З’,С — С’ | Цель: Дифференциация звуков в словах, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия. 1.Прочитай слоги, которые записаны в каплях дождя, и запиши их в два столбика. 2.Вставьте пропущенную букву з или с. Зима. На…тупила …има. Были …ильные морозы. …ина в…яла …анки и пошла на горку. Она катала…ь на … анках с горки. За ней бегала …обака Тре…ор. Не боит…я …ина моро…а. |
16 | Звуки Ж-Ш | Цель: Дифференциация звуков в словах, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. 1.Мише нравится звук Ш, а Жене — Ж. Помоги ребятам поделить картинки: проведи цветные линии от картинок к каждому ребенку. Запиши названия картинок и выделибуквы Ж и Ш. 2.Спишите предложения, измените по смыслу слова, данные в скобках. Ты (вязать) варежки. Я (вязать) шарф. Ты (дежурить) сегодня в классе. Я (дежурить ) в холле. Ты (жарить) картошку. Я (жарить) рыбу. Ты (лежать) на диване. Я (лежать) на софе. Ты (мазать) хлеб маслом. Я (мазать) хлеб вареньем. |
17 | Лабиализованые гласные. Звуки О-У | Цель: Учить дифференцировать звуки в слогах и в словах; развивать зрительное восприятие, слуховую память, внимание и кооординацию движений. 1.Запиши рядом каждым предметом ту букву, на которую он похож. Придумай по2слова на каждую букву. |
18 | Лабиализованые гласные. Звуки Ё-Ю | Цель: Дифференциация звуков в словах, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. 1.Записать под диктовку слоги: Ёт-ютмё-мю Юм-ём тю-тё Юн-ёнтю-тё Лё-люёс-юс 2.Записать слова в 2 столбик . В первый слова, в которых есть звук « ё», во второй- слова с «ю» Ёлка, южный, юла, ёжик, юбка, таёжный, союз, орёл, юрта, каюта, каёмка, салют, бельё, приют, уютный, юный, ружьё, съёжился, съёмный. 3. Составить предложения используя словосочетания из разных столбиков. А)На землюлетит самолёт Над землёйприземлился самолёт Б)Всё полезатянуло льдом Всю речкузамело снегом В)Всё море покрыто синей гладью Всю дорогуон пел песню Г)Всю сметанусъел котик Всё молоковыпила Юля 4 Работа с шаблонами элементов письменных букв. (приложение №2) |
19 | Звуки Р — Р’,Л — Л’ | Цель: Дифференциация звуков в словах, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. 1.Заполните клетки кроссворда, тогда вы узнаете, что приготовила мама на десерт. Часть окна. (Рама) Выпуклая часть стены дома, там, где хозяйки развешивают белье. (Балкон) Он бывает воздушным. (Шарик) Плывут по небу, разные по форме и размеру. (Облака) Плоды дуба. (Желуди) Бытовой прибор. (Телевизор) Небесное светило, видное очень хорошо ночью. (Луна) Детеныш лисы. (Лисенок) Детеныш коровы и быка. (Теленок) Слово по вертикали: мороженое. 2.Прочитай предложения. Найди и исправь ошибки. Запиши предложения верно. Выдели буквы Р — Л. Лошадка причёсывает русого мальчика. Малыши веселят грустного клоуна. Больной ставит градусник доктору. Много карасей, лещей и окуней поймали удачливого рыбака. Всадник скачет за лошадью через барьер. |
II Заключительный этап
20
Развитие связной речи
1.Прочитай рассказ.
Волчонок
Жили мать-волчица и волчонок. Ушла волчица на охоту. А волчонка поймал человек. Понёс человек волчонка в мешке домой. Дома он положил мешок с волчонком на пол. Надоело волчонку лежать в мешке, он и вылез. А навстречу ему кот. Волчонок назад побежал. А мешок как тряпочка лежит. Побежал волчонок к человеку. Человек посадил волчонка в коробку. Там его кот не тронет. Потом ушёл, а дверь закрыл неплотно.
Вылез волчонок из коробки тихонечко. Подошёл и открыл дверь. Побежал прочь по дороге к лесу, а там его уже волчица ждёт. Обрадовался волчонок и помчался с ней в лес.
2.Письменно ответь на вопросы по прочитанному рассказу. Отметь в словах буквы Ч — Ш.
Кто жил в лесу?
Куда ушла волчица?
Что случилось с волчонком?
Что сделал человек?
Кого волчонок встретил в доме?
Кто помог волчонку?
Что произошло потом?
Что он сделал?
Куда побежал волчонок?
Чем закончилась эта история?_____
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения по профилактике дисграфии у младших школьников
Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии....
Комплекс упражнений для исправления дисграфии у младших школьников
Данный комплекс упражнений составлен на основе методик предложенных такими авторами, как: Р.Е. Левиной, Г. Чиркиной, Е.В.Мазановой, И.Н. Садовниковой, А.В. Ястребовой...
Последовательная помощь в преодолении дисграфии у младших школьников
Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушений письма у младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется увеличением количества детей с дисграфией, шир...
Сборник упражнений по коррекции дисграфии у младших школьников.
Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функции, уча...
Сборник упражнений по коррекции дисграфии у младших школьников.
Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функци...
Методические рекомендации по преодолению дисграфии у младших школьников с ОВЗ
Методические рекомендации содержат классификацию дисграфии и приемы работы по ее преодолению....
Виды и пути преодоления дисграфии у младших школьников.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в про...