Устранение артикуляторно - акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях.
статья по логопедии

Нелли Викторовна Рябцева

Способность  человека  грамотно писать  имеет  огромное  значение  не  только  для успешного обучения в школе и для поступления в высшее  учебное  заведение,  но  и  для  будущей карьеры.  При  этом  имеется  в  виду  достаточно высокий уровень владения письмом. В последнее время  очень  актуальна  проблема  коррекции дисгра-фии, то  есть  профилактика  и  исправление специфических  нарушений  письменной  речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustranenie_artikulyatorno.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Устранение артикуляторно - акустической  дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях.

       Всем  известно,  что  невозможно  получить полноценное образование при несформированном навыке  письма.  Способность  человека  грамотно писать  имеет  огромное  значение  не  только  для успешного обучения в школе и для поступления в высшее  учебное  заведение,  но  и  для  будущей карьеры.  При  этом  имеется  в  виду  достаточно высокий уровень владения письмом. В последнее время  очень  актуальна  проблема  коррекции дисгра-фии, то  есть  профилактика  и  исправление специфических  нарушений  письменной  речи.

      Перед  логопедом,  работающем  в  школе,  стоит важная  задача  —  своевременного  выявления  и предупреждения нарушений чтения и письма.

      Дисграфия  –  это  частичное  нарушение процесса  письма,  проявля-ющееся  в стойких, повторяющихся  ошибках,  обусловленных несформи-рованностью  высших  психических функций, участвующих в процессе письма.

Какие признаки должны насторожить учителя начальных классов  в  устной и письменной  речи  учащихся?

       Прежде  всего  –  неправильное  произношение любых  звуков,  ведь  именно  это может  стать причиной  ошибок  в  чтении  и  письме.  Когда ребенок  учится  писать, сигналом  дисграфии являются  следующие ошибки:

-  пропуск  букв  и слогов,  их  перестановки;  

-  добавление  букв  и слогов;  

-  искажение  графического образа  букв;  

- смешение  парных  согласных  (замена  Б  на  П  и наоборот);  

-  ошибочное  написание  гласной  в ударной  позиции  (вАлосы  вместо  вОлосы);  

- стойкие ошибки, которые не исчезают в процессе обучения.  

        Опыт  работы  школьным  логопедом показывает,  что  дисграфия  является  ведущим   нарушением  речи  у  учащихся  массовой  школы.

Какие  могут  быть  причины  дисграфии?  

Прежде всего это нерезко выраженное недоразвитие речи (НВНР).  Очень  часто признаки  общего недоразвития  речи  остаются  незамеченными при выявлении нарушений речи у детей, поступающих в  школу.  Обыкновенно  дисграфия,  которая обусловлена  нерезко  выраженным недоразвитием речи,  выявляется  только  в  процессе  обучения письму.  Все  это  оказывается  серьезным препятствием в усвоении грамоты, а позднее – в овладении  грам-матикой  родного  языка.  

       По характеру образования ошибок дисграфия делится на  виды:  

1.Артикуляторно-акустическая.  Связана  с  тем,  что  ребенок неправильно  произносит  звуки,  а  значит,  проговаривая  их  про  себя, неправильно  записывает.  Для  лечения  этого  вида  дисграфии  нужно работать и над правильным произношением звуков.

2.Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но

путает  их  со  схожими  по  звучанию  (глухие-звонкие:  б-п,  д-т,  з-с;

шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).

3.Оптическая.  Ребенок  с  оптической  дисграфией  затрудняется  в

написании  и  различии  букв:  добавляет  лишние  элементы  (палочки,

черточки,  кружочки),  пропускает  нужные,  даже  пишет  зеркально  (в

обратную сторону).

4.Дисграфия из-за проблем языкового анализа и  синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова,

перестанавливать  слоги  и  буквы  местами,  писать  слитно  разные  слова

(путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или

раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)

5.Аграмматическая  дисграфия.  Как  правило,  выявляется  после  1-2

класса,  так  как  требует  больших  знаний  правил  написания  слов

("хороший  кошка",  "красивый  солнце"  и  т.п.).  То  есть  эта  проблема

связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам

и  падежам,  не  может  согласовать  прилагательное  и  существительное.

Такая  проблема  может  наблюдаться  в  двуязычных  (билингвальных)

семьях, а также когда ребенок обучается на неродном языке.

    Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного  мозга  дисграфия  чаще  всего  сопровождается  сопутст-вующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.

По  сути,  ребенок,  у  которого  выявлена  дисграфия,  не  может  писать  без

ошибок,  потому  что  у  него  нарушена  работа  речевого,  слухового  и

зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать

информацию (синтез и анализ).

      Школьному  логопеду  чаще  всего  приходится сталкиваться  со смешан-ными  видами.  Но преобладающим  является  артикуляторно-  акустическая дисграфия.  

Коррекция артикуляторно-акустической

дисграфии

      Артикуляторно-акустическая  дисграфия проявляется  в  том, что ребенок  заменяет  буквы, соответствующие  фонетически  близким  звукам (звонкие-глухие, свистящие-шипящие, аффрикаты и  компоненты,  входящие  в  их  состав),  а  также неправильно  обозначает  мягкость  согласных  на письме  («лУбит»  вместо  «лЮбит»,  «пиСмо» вместо  «пиСЬмо»). Чтобы преодолеть  этот  вид дисграфии,  нужно  работать  над четкой  слуховой дифференциа-цией  звуков,  которые  ученик  плохо различает на слух. И до тех пор, пока этот навык не будет отлично развит, ребенок будет продолжать угадывать  буквы,  обозначающих  те  или  иные звуки.  

      К  счастью,  да,  при  определенных  усилиях  как  со  стороны  родителей,

специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и

вылечить. Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы

и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и

сопутствующие  нарушения  письма,  речи  и  чтения.  Но  эти  труды  будут

вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучаться в обычной школе и

стать полноценным членом общества, обычным ребенком.

     Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и

педагогов  должно  стать  преодоление  этого  недуга.  Благо  разработано

множество  методик  и  упражнений  для  устранения  дисграфии.  Это

подтверждают и известные люди, страдающие от дислексии и дисграфии.

Вот  лишь  небольшой  список  имен:  Ганс  Христиан  Андерсен,  Альберт

Энштейн, Том  Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин Хоффман, Уолт Дисней,

Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.

     Устранению артикуляторно-акустической дисграфии предшествует работа по коррекции нарушений звукопроизношения. На начальном этапе работы рекомендуется исключить проговаривание, так как оно может вызвать ошиб-ки на письме. Данный вид дисграфии проявляется в дефектах звукопроизно-шения, отражающихся на письме в заменах букв, соотвующих  артикуля-торно и акустически близким звукам.

Выделяют 2 группы детей:

1)дети, у которых первично неполноценен речедвигательный анализатор,

либо имеются грубые дефекты строения артикуляторных органов.

2)первично нарушена слуховая диффенциация.

    С детьми первой группы необходимо работать по коррекции звукопроиз-ношения и автоматизации звуков, дифференциация ранее заменяемых звуков или непроизносимых звуков.

    С детьми второй группы коррекция ведется по тем же направлениям, что и при коррекции дисграфии на почве фонемного нераспознавания, но большее внимание уделяется уточнению правильной артикуляции.        

      Упражнения на различение звуков:  

• Предложить придумать слова со звуком С и  Ш.

• Поднять букву С или Ш в зависимости от наличия ее в услышанном слове.

•  Выкладывание  под  буквами  С  и  Ш картинок, в которых содержатся эти звуки.

•  Письменные  упражнения  в  подборе пропущенной  буквы  в слове (кры_а,  кры_а  – крыШа, крыСа).

     Особое  внимание  при  работе  над преодолением  артикуляторно-акустической  дисграфии  следует  обращать  на  формирование слуховой  дифференциации  звонких-глухих  и твердых-мягких  согласных.  Если

ребенок  не владеет таким навыком, то это приведет не только к  заменам  букв  при  письме,  но  и  будет препятствовать  освоению  целого  ряда

грамматических правил русского языка. Например, не различая на слух твердые и мягкие согласные, ребенок не  сможет  усвоить правило обозначе-ния   мягкости  согласных  на  письме.  Вернее,  выучить это правило он сможет, а применить – нет, так как всегда будет сомневаться, писать или нет мягкий знак  в  том  или  ином  слове.  

Чтобы  решить  эту проблему, можно предложить ребенку следующие упражнения:  

-  прочитать  слова,  записать  их уменьшительно-ласкательное  значение  (день-деньки);  

-  прочитать слова,  записать  их  в

единственном  числе  (ели-елЬ,  кони-конЬ);  

- разложить  картинки  в  домики  по  наличию гласных,  написанных  на  домиках.  

     Аналогичные упражнения проводятся и со звонкими и глухими согласными. Если ребенок не различает звонкие и глухие  согласные  на  слух, ему сложно  будет овладеть  правилом  правописания  «сомнительных согласных» в середине и в конце слов (например, гриБ,  гриБки).  Сложным  окажется  и  правило правописания  некоторых  приставок  (раСписался, раЗбежался).         Обязательным  условием  работы  по   слуховой  дифференциации  звуков  является использование письменных упражнений.  

     Основными  задачами  коррекционного  обучения детей  с  артикуляторно-акустической  формой дисграфии являются следующие.

1.Развитие фонематического восприятия.

2.Обучение  простым  и  сложным  формам звукобуквенного анализа и

синтеза слов.

3.  Уточнение  и  сопоставление  звуков  в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестети-ческие ощущения.

4.Выделение  определенных  звуков  на  уровне слога, слова, словосочетания,  предложения  и текста.

5.Определение положения звука по  отношению к другим.

     К  концу  коррекционного  обучения  дети   должны знать:

- термины,  используемые  для  обозначения основных  понятий  -  речь, звук,  буква, артикуляция и т.д.;

- все буквы и звуки родного языка;

- отличительные  признаки  гласных  и  согласных звуков;

- гласные и согласные звуки;

-твердые и  мягкие  согласные,  а  также буквы  для обозначения мягкости согласных на письме;

- пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости - глухости;

     К концу обучения дети должны уметь:

-узнавать и различать гласные и согласные звуки;

-обозначать  гласные;  твердые,  мягкие,  глухие  и звонкие согласные на письме;

-использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

-различать  на  слух  и  в  произношении   смешиваемые звуки;

-производить  фонетический  разбор  слова;

-производить  звукобуквенный  разбор  слогов  и слов;

-записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;

-подбирать слова на заданный звук;

-сравнивать слова со сходными звуками;

-строить звуковые схемы слогов и слов;

-составлять  словосочетания  и  предложения  со смешиваемыми звуками;

-восстанавливать  предложения  и  текст  с заданными звуками;

- самостоятельно  писать  слуховые  и  зрительные диктанты,  изложения  и  сочинения  с использованием оппозиционных звуков.

      Предлагаемая  последовательность  ознакомления со  звуками  и  буквами  опирается  на  порядок появления  и  формирования  звуков  в  онтогенезе:   сначала  изучаются  и  дифференцируются  гласные звуки, затем согласные (сначала свистящие, а затем - шипящие, аффрикаты и соноры).

Работу  над  мягкими  и  твердыми  согласными связывают с дифференци-ацией гласных А - Я, О - Ё,  У  -  Ю,  Э  -  Е.  

     Работу  по  дифференциации звонких  и  глухих  согласных целесообразно начинать  со  звуков,  при  произнесении  которых легко  ощущается  работа  голосовых  связок. Строить  ее  нужно  в  следующей  последовательности:

3 - С, Ж - Ш, В - Ф, Б-П, Д-Т, Г-К.

     В процессе работы дети овладевают анализом все более  и  более сложных  слов.  Они  учатся вслушиваться в  звуки  речи,  сравнивать  слова  по звуко-вым  моделям,  находить  в  них  сходство  и различие.

    Форма  занятий  может  быть  фронтальной  и подгрупповой,  но  также  не  исключена   возможность  частичного  или  полного использования  предла-гаемого  материала  на индивидуальных  занятиях  по  устранению артику-ляторно-акустической дисграфии.

      В каждое занятие включены задания по развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления)  и  физминутки,  содержание  которых связано с темой занятия.

     Большое  внимание  в  ходе  занятий  уделяется припоминанию литера-турных произведений, герои которых  «присутствуют»  на  занятии,  все  это

помогает параллельно вести  работу по развитию связной речи.

    Выполнение  детьми  заданий  на  доске,  на карточках, в рабочих альбомах создает условия для решения следующих специальных задач.

1.Обогащение зрительных представлений.

2.Развитие зрительно-двигательной координации.

3.Стимуляция познавательной активности.  

4.Включение мыслительных операций.

5.Развитие  неречевых  процессов.  

     Коррекционно-логопедическая работа традиционно проводится в три этапа.

I.  Подготовительный.

II.  Основной.

III.  Заключительный.

     Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.

1.Развитие слухового и зрительного внимания.

2.Развитие слуховых дифференцировок.

3.Развитие фонематического восприятия.

4.Уточнение  артикуляции  звуков  в  слуховом  и произносительном  плане.     В  случае необходимости  проводится  коррекция звукопроизношения.

    Основные  задачи  и  направления  работы основного этапа.

1.Развитие слухового и зрительного внимания.

2.Развитие фонематического анализа и синтеза.

3.Развитие  слуховых  дифференцировок (проводится  дифференциация  оппозиционных звуков  на  уровне  слога,  слова,  словосочетания,предло-жения и текста).

    Основные задачи и направления работы заключительного этапа.

1.Закрепление полученных знаний.

2.Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.

    Обучение строится с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных  и  возрастных  особенностей детей, системности и последовательности в подаче

лингвистического  материала,  комплексности  при преодолении выявленных нарушений письменной речи.

    Устранение такой проблемы  невозможно  в одиночку: родители, учителя и

врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить

лечение,  выполнять  определенные  упражнения.  Возможно,  ребенка  стоит

перевести  в  другую  школу  (специализированную)  или  нанять репетитора,

который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.

Не  нужно  забывать,  что  "дисграфик"  очень  часто  остро  чувствует  свою

проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по

русскому  языку,  мало  общается.  Задача  взрослых,  кроме  лечения, оказать психологическую  поддержку  ребенку:  не  ругать,  показывать заинтересо-ванность в успехах, помогать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя-логопеда "Устранение артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях"

В работе представлены упражнения, направленные на коррекцию артикуляторно-акустической дисграфии. Представлен конспект открытого логопедического занятия по коррекции данного нарушения.  Брошюра б...

Устранение артикуляторно - акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях.

Всем  известно,  что  невозможно  получить полноценное образование при несформированном навыке  письма.  Способность  человека  грамотно писать  имее...

«Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников»

Рекомендую применять для учеников 2-4 классов .Планирование подходит для работы,но не считаю его идеальным из года в год веду работу над её коррекцией....

Конспект логопедического занятия по устранению артикуляторно – акустической дисграфии во 2 классе.

Конспект логопедического занятия  по устранению артикуляторно – акустической  дисграфии во   2 классе.    ...

Система работы по коррекции акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях

Развитие фонематического слуха и слухового восприятия является одной из задач подготовки детей к усвоению грамоты. Ребенок с неразвитым фонематическим слухом испытывает большие трудности при обучении ...

Система работы по коррекции оптической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях

Нарушение письменной речи является наиболее распространенной формой речевой патологии у детей младшего школьного возраста, по данным разных исследований, становится причиной неуспеваемости 30% ученико...