Логопедическое занятие в 3 классе "Связь слов в предложении путем падежного управления".
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

В материале представлен конспект логопедического занятия на этапе освоения лексико-грамматических категорий у школьников с ТНР (5.2). Ребята вместе с логопедом изменяют слова  во фразовой речи,  используя способ управления (падежи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaz_slov_v_predlozhenii.upravlenie.docx14.52 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в 3 классе (ТНР-5.2)

Тема: Связь слов в предложении по типу падежного управления.

Цель: Развитие и закрепление умения устанавливать связь слов в словосочетании и предложении.

Задачи:

1.Практически осваивать формы винительного , родительного, дательного, творительного и предложного падежей в процессе ответов на вопросы.

2.Уточнять словарь по теме «Профессии».

Оборудование: предметные картинки, сюжетные картинки.

Ход занятия

1.Оргмомент.

2.Упражнение «Почему их так называют?»

Учитель-логопед называет слова-профессии и спрашивает учеников о том, почему слова так называются.

Пчеловод- разводит пчел.

Садовод- разводит сад и т.п.

Рыболов, лесоруб, свинопас, цветовод, землекоп, сталевар, дровосек.

-Как можно назвать все эти слова? (дети отвечают: Это занятия людей.)

2.Упражнение на составление словосочетаний со словом «нет» и словами, отвечающими на вопросы -Кого? Чего?

Логопед предлагает составить словосочетание  и ответить на вопрос: Нет (кого?) коня, Нет  (чего?) огня и т.п. Логопед спрашивает ребят о том, когда задаются вопросы КОГО? (про живые существа), вопросы ЧЕГО? (про неживые предметы).

Слова: ребенок, глухарь, сирень, лесок, вратарь, слесарь, отец, фонарь.

3.Дополнить предложения словами, отвечающими на вопрос КОГО?  ЧТО?

Бабушка  увидела   ……..  (клубок).  Дети увидели   ……  (тигр).

4. Упражнение «Что кому нужно?» (опора-предметные картинки)

Логопед показывает предмет и спрашивает учеников: Кому отдадим этот предмет? (топор-лесорубу, шприц-врачу, наручники-полицейскому, молоток, плотнику, весы-продавцу, фартук-официанту и т.п). Логопед задает вопрос в каком падеже употребляются профессии в данном упражнении? (в дательном падеже-они отвечают на вопрос КОМУ?

5.Дополнить предложения , отвечая на падежные вопросы. Повторить предложения целиком (по сюжетной картинке.

Алена вручает (что?) цветы  (кому?) бабушке.

Галя  гонит (кого?) гусей (чем?) прутиком.

6. Игра «Путешественники» (предложный падеж)

Учитель-логопед предлагает «попутешествовать» по картинкам и рассказать   кто на чем передвигается.

Учитель-логопед: по суше на чем? (на автомобиле, на велосипеде, на самокате); по воздуху на чем (на воздушном шаре, на дирижабле, на самолете)

по воде на чем? (на лодке, на катере, на корабле)

картинки: лошадь, велосипед, самокат, автомобиль, дирижабль, самолет, ракета, катер, корабль, лодка).

Образец ответа: По  суше люди передвигаются на самокате, на автомобиле, на велосипеде.

7. Работа с текстом.

Учитель-логопед предлагает ребятам записать текст. Изменить слово «лесоруб»  в нужном падеже, поставив к нему верный вопрос. Выделить окончания у слова «лесоруб» в тексте.

В лесу работают (лесоруб). Каждый день слышны удары топора (лесоруб) по деревьям. Работа  (лесоруб) очень тяжелая и ответственная. (Лесоруб) не рубит деревья просто так.  (Лесоруб)  выбираются только старые и испорченные деревья.  (Лесоруб) можно назвать доктором леса, как и дятла.

-Как изменились в слове окончания и почему? (слово «лесоруб» изменилось по падежам, оно было связано с другими словами по смыслу).

8.Подведение итогов.

-Какие профессии (деятельность людей) вы запомнили?

-Как изменяются слова в предложении? (они связаны с другими по смыслу и зависят от вопроса к ним).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие"Однокоренные родственные слова"

Тема, цели, дидактический материал и описание хода логопедического занятия "Однокоренные родственные слова" для учащихся младших классов , имеющих нарушения письменной речи...

Логопедическое занятие по теме "Слово. Предложение. Текст"

Логопедическое занятие по теме «Слово. Предложение. Текст » предназначено для учащихся первых классов, имеющих трудности в овладении письмом и чтением, обусловленные общим недоразвитием речи...

Открытое логопедическое занятие по теме: «Определение границ предложения».

Систематизировать знания и понятия по теме «Предложение»: грамматические признаки предложения, виды предложений по цели и эмоциональной окраске. Совершенствование умения работы с деформированным предл...

Фронтальное логопедическое занятие по теме: «Распространение простого предложения определением на основе использования лексической темы «Посуда»»

Фронтальное логопедическое занятие по теме:«Распространение простого предложения  определением на основе использования лексической темы «Посуда»»...

групповое логопедическое занятие: "Изменение смысла слов, путем замены в словах гласной ы на и." (2 класс)

Цель: уточнить умения различать парные звуки И и Ы по их акустическим и артикуляционным признакам...

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме "Части речи. Предложение" (4 класс VIII вид)

Цель занятия: Обобщить знания о частях речи, о роли их в предложении. Закреплять знания о структуре предложения.  Развивать связанную речь, обогащать лексикон. ...

Конспект внеурочного логопедического занятия по теме: «Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами»

Логопедическое внеурочное занятие с группой обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) с нарушениями устной и письменной речи, обусловленными  нед...