Логопедическое занятие в 3 классе "Связь слов в предложении путем падежного управления".
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)
В материале представлен конспект логопедического занятия на этапе освоения лексико-грамматических категорий у школьников с ТНР (5.2). Ребята вместе с логопедом изменяют слова во фразовой речи, используя способ управления (падежи).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyaz_slov_v_predlozhenii.upravlenie.docx | 14.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие в 3 классе (ТНР-5.2)
Тема: Связь слов в предложении по типу падежного управления.
Цель: Развитие и закрепление умения устанавливать связь слов в словосочетании и предложении.
Задачи:
1.Практически осваивать формы винительного , родительного, дательного, творительного и предложного падежей в процессе ответов на вопросы.
2.Уточнять словарь по теме «Профессии».
Оборудование: предметные картинки, сюжетные картинки.
Ход занятия
1.Оргмомент.
2.Упражнение «Почему их так называют?»
Учитель-логопед называет слова-профессии и спрашивает учеников о том, почему слова так называются.
Пчеловод- разводит пчел.
Садовод- разводит сад и т.п.
Рыболов, лесоруб, свинопас, цветовод, землекоп, сталевар, дровосек.
-Как можно назвать все эти слова? (дети отвечают: Это занятия людей.)
2.Упражнение на составление словосочетаний со словом «нет» и словами, отвечающими на вопросы -Кого? Чего?
Логопед предлагает составить словосочетание и ответить на вопрос: Нет (кого?) коня, Нет (чего?) огня и т.п. Логопед спрашивает ребят о том, когда задаются вопросы КОГО? (про живые существа), вопросы ЧЕГО? (про неживые предметы).
Слова: ребенок, глухарь, сирень, лесок, вратарь, слесарь, отец, фонарь.
3.Дополнить предложения словами, отвечающими на вопрос КОГО? ЧТО?
Бабушка увидела …….. (клубок). Дети увидели …… (тигр).
4. Упражнение «Что кому нужно?» (опора-предметные картинки)
Логопед показывает предмет и спрашивает учеников: Кому отдадим этот предмет? (топор-лесорубу, шприц-врачу, наручники-полицейскому, молоток, плотнику, весы-продавцу, фартук-официанту и т.п). Логопед задает вопрос в каком падеже употребляются профессии в данном упражнении? (в дательном падеже-они отвечают на вопрос КОМУ?
5.Дополнить предложения , отвечая на падежные вопросы. Повторить предложения целиком (по сюжетной картинке.
Алена вручает (что?) цветы (кому?) бабушке.
Галя гонит (кого?) гусей (чем?) прутиком.
6. Игра «Путешественники» (предложный падеж)
Учитель-логопед предлагает «попутешествовать» по картинкам и рассказать кто на чем передвигается.
Учитель-логопед: по суше на чем? (на автомобиле, на велосипеде, на самокате); по воздуху на чем (на воздушном шаре, на дирижабле, на самолете)
по воде на чем? (на лодке, на катере, на корабле)
картинки: лошадь, велосипед, самокат, автомобиль, дирижабль, самолет, ракета, катер, корабль, лодка).
Образец ответа: По суше люди передвигаются на самокате, на автомобиле, на велосипеде.
7. Работа с текстом.
Учитель-логопед предлагает ребятам записать текст. Изменить слово «лесоруб» в нужном падеже, поставив к нему верный вопрос. Выделить окончания у слова «лесоруб» в тексте.
В лесу работают (лесоруб). Каждый день слышны удары топора (лесоруб) по деревьям. Работа (лесоруб) очень тяжелая и ответственная. (Лесоруб) не рубит деревья просто так. (Лесоруб) выбираются только старые и испорченные деревья. (Лесоруб) можно назвать доктором леса, как и дятла.
-Как изменились в слове окончания и почему? (слово «лесоруб» изменилось по падежам, оно было связано с другими словами по смыслу).
8.Подведение итогов.
-Какие профессии (деятельность людей) вы запомнили?
-Как изменяются слова в предложении? (они связаны с другими по смыслу и зависят от вопроса к ним).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие"Однокоренные родственные слова"
Тема, цели, дидактический материал и описание хода логопедического занятия "Однокоренные родственные слова" для учащихся младших классов , имеющих нарушения письменной речи...
Логопедическое занятие по теме "Слово. Предложение. Текст"
Логопедическое занятие по теме «Слово. Предложение. Текст » предназначено для учащихся первых классов, имеющих трудности в овладении письмом и чтением, обусловленные общим недоразвитием речи...
Открытое логопедическое занятие по теме: «Определение границ предложения».
Систематизировать знания и понятия по теме «Предложение»: грамматические признаки предложения, виды предложений по цели и эмоциональной окраске. Совершенствование умения работы с деформированным предл...
Фронтальное логопедическое занятие по теме: «Распространение простого предложения определением на основе использования лексической темы «Посуда»»
Фронтальное логопедическое занятие по теме:«Распространение простого предложения определением на основе использования лексической темы «Посуда»»...
групповое логопедическое занятие: "Изменение смысла слов, путем замены в словах гласной ы на и." (2 класс)
Цель: уточнить умения различать парные звуки И и Ы по их акустическим и артикуляционным признакам...
Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме "Части речи. Предложение" (4 класс VIII вид)
Цель занятия: Обобщить знания о частях речи, о роли их в предложении. Закреплять знания о структуре предложения. Развивать связанную речь, обогащать лексикон. ...
Конспект внеурочного логопедического занятия по теме: «Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами»
Логопедическое внеурочное занятие с группой обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) с нарушениями устной и письменной речи, обусловленными нед...