Открытое логопедическое занятие по теме: «Определение границ предложения».
материал по логопедии по теме

Коротышева Юлия Юрьевна

Систематизировать знания и понятия по теме «Предложение»: грамматические признаки предложения, виды предложений по цели и эмоциональной окраске. Совершенствование умения работы с деформированным предложением и текстом. Расширение словарного запаса. Формирование умения письменно оформлять текст. Формирование правильного речевого дыхания и выразительности речи.

Развитие языковой интуиции детей, памяти, внимания, мышления,  воображения; развитие устной и письменной правильной речи. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Совершенствование культуры речи. Воспитание любви к родному языку, усидчивости, аккуратности, самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelenie_granits_predlozheniya.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое логопедическое занятие

по теме:

 «Определение границ предложения».

                                            разработано

                         и проведено

                                            учителем - логопедом

                                        Коротышевой Ю.Ю.

Апрель 2013

Цели и задачи:

1.Систематизировать знания и понятия по теме «Предложение»: грамматические признаки предложения, виды предложений по цели и эмоциональной окраске. Совершенствование умения работы с деформированным предложением и текстом. Расширение словарного запаса. Формирование умения письменно оформлять текст. Формирование правильного речевого дыхания и выразительности речи.

2.Развитие языковой интуиции детей, памяти, внимания, мышления,  воображения; развитие устной и письменной правильной речи. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

3.Совершенствование культуры речи. Воспитание любви к родному языку, усидчивости, аккуратности, самоконтроля.

Оборудование: предметные картинки, символы (.,!,?,+,-), картинка ежика, шарики Су-джок, карточки с текстами для индивидуальной работы, карточки со словами, рабочие тетради, карандаши.

Ход занятия.

1.Орг.момент

- Ребята, сегодня на занятии у нас гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их. (приветствие, психологический настрой на работу).

- А мы сегодня с вами настроимся на интересную работу и те ребята, кто будет стараться, получат веселые фишки. В конце мы  подсчитаем их и определим лучшего.

2.Артикуляционная гимнастика (Сказка)  ВОЗЬМЕМ ЗЕРКАЛА

-  И  представим, что мы с вами вдруг попали в лес и очень этому обрадовались (улыбка). Мы увидели лошадку и поскакали (упр. «Лошадка).

На полянке мы увидели грибок (упр. «Грибок»), а потом еще один, и еще один. Вдруг, из-за кустика выползла змея (упр. «Змейка») – ей не понравилось, что мы пришли на ее полянку и она зашипела (Ш-Ш-Ш…).

Мы не испугались, но оставили ее дом и поскакали дальше на лошадке.

Вот, впереди мостик (упр. «Мостик). Мы перебрались через него и оказались в классе.

 

 3. Дыхательные упражнения.

         Ребята, сейчас мы выполним дыхательные упражнения. Сделаем короткий         вдох через нос и длинный выдох через рот (3 -5 раз).

     

            4.Сообщение темы.  

          На доске записано предложение – У  всех ребят сегодня  все получится.

         - Ребята, что вы видите на доске?

        - Предложение.

        - Правильно, предложение.

        - А как пишется предложение?

        - С большой буквы.

        - Какие знаки ставятся в конце предложения?

        - Точка, вопросительный знак и восклицательный знак.

        - Произнесите это предложение, записанное на доске, на одном выдохе с    

          разной интонацией (на доске используются символы .,!,?)

         -Давайте сначала спросим друг у друга (?), потом  радостно ответим (!), а теперь скажем  сами себе (.).  

         - Молодцы! Сегодня мы будем работать с предложениями  и определять  их

           границы.  

          5. Работа по теме. 

          1.- А сейчас вспомните, пожалуйста, что такое предложение ?

           -Это одно или несколько слов связанных по смыслу.

Что есть в каждом предложении?

            - В предложении есть всегда законченная мысль.

            - А что такое словосочетание?

            - Это связанные между собой два или несколько слов.

           - Чем отличается предложение от словосочетания?

           - В словосочетании нет законченной мысли.

            - Правильно! Молодцы! (Фишки)

            -А мы с вами выполним такое задание:

           На  карточках даны предложения и словосочетания. Задание: подчеркнуть синим карандашом – предложения, красным – словосочетания. Лучшим даются фишки.

        2.На доске даны вразброс слова.

          Белочка прячет орехи в укромное местечко.

          - Прочитайте слова на доске. Все ли слова вам понятны?

          -   Обратите ваше внимание на слово УКРОМНОЕ.

         - Укромное (местечко) – это там где можно спрятаться или что-нибудь спрятать, укрыть (показ картинки)  

         - А теперь составьте с этими словами предложение.  

         - Молодцы!  Лучшим даются фишки.

           6.Физминутка (разв. мелкой моторики с использованием Су-джок    

             терапии).

                         Каждому ребенку дается Су-джок шарик.

             Добродушен, деловит

             Весь иголками покрыт

             Слышишь топот шустрых ножек?

             Это наш приятель…(Ежик)

                         - Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик.

             Этот ежик хочет спать,

             Это ежик – прыг в кровать,  

             Этот ежик прикорнул.

             Этот уж давно уснул.

             Этот хоть еще не спит,

             Но тихонечко лежит.

             Тише, тише, не шумите,

             Ежиков не разбудите.

            7. Работа с деформированным текстом.

       1.переходим к следующему заданию. Сначала на доске разберем стихотворение. Расставим точки так, чтобы в предложениях появился смысл.

- читаем текст, разбираем устно, дети подходят к доске и расставляют точки.

Кисель там варят из резины

там шины делают из глины

кирпич там жгут из молока

творог готовят из песка

стекло там варят из бетона

плотины строят из картона

обложки там из чугуна

там варят сталь из полотна

кроят рубахи из пластмассы

посуду делают из пряжи

прядут там нити из сукна

костюмы шьют.

           

   2. Работа по карточкам самостоятельно.

          -А сейчас, ребята, я дам вам следующее задание. Посмотрите на  текст. Что вы видите?

          -  В тексте нет точек.

          - Наша задача, с помощью точек – определить границы предложений.           Что такое предложение?

          - Это законченная мысль.

                             Дети работают. Обратить внимание на заглавную букву.

         -Ребята, что у нас получилось? Читаем по предложениям.

         - В тексте встретилось незнакомое слово «лощина»  (картинка).

        - А вы знаете, что такое «лощина»?  Это гористая местность в лесу с пологими (не крутыми) склонами.

        - Прочитайте слово по слогам, а теперь с ударением.

        -Ребята, послушайте, как я его произнесу -  ЛАЩИНА, но пишется это слово - ЛОЩИНА.

           -   А теперь прочитайте  предложение с этим словом.

           

                            ( Если есть время, записать эти предложения)

             8.ТЕСТ (закрепление пройденного).   И в заключении мы проведем небольшой тест в котором, проверим наши знания.

        - Ребята, подумайте, верны или неверны высказывания. Если вы услышите верное высказывание, поднимите знак «+», если высказывание неверно поднимаете знак « - «.

     1. Текст состоит из предложений.

     2. К тексту нельзя придумать заглавие.

     3. Все предложения в тексте не имеют границы.

     4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.

     5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.

     6. Текст можно разделить на части.

     7.Каждая часть текста записывается с красной строки.

  - Молодцы, ребята!

         9. Рефлексия.

          - Ребята, на столе у вас карточки (красная, жёлтая, зелёная). Выберите ту, которая отражает ваше настроение.(Поднимают карточку)

       - теперь поднимите ту карточку, которая покажет, всё ли получилось у вас на занятии. (Поднимают следующую карточку)

        10. Итог занятия.

         - Вот и подошло наше занятие к концу.  Какая тема у нас была? У кого больше всего фишек?  Очень хорошо работал…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложение как единица речи. Границы предложения. Схемы.

Научить различать предложение от набора слов, выделять границы предложения на письме и при чтении....

Методическая разработка Конспект логопедического занятия с применением ЭОР по теме «Предложение как единица речи. Границы предложения. Схемы»

У многих детей с ОВЗ существует проблемма с определением границ предложения на слух и правильным офрмлением предложения как единицы письменной речи. Много ошибок у таких учащихся, связанных с со...

Методическая разработка логопедического занятия по теме: Предложение как единица речи. Границы предложения.

Схема конспекта логопедического занятияПояснительная запискаМетодическая тема занятия: Предложение как единица речи. Определение границ предложения.Тема занятия, называемая детям с целью определения з...

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ "Деление сплошного текста на отдельные предложения. Обозначение границ предложений на письме"

Назначение: помочь учителю-логопеду в организации и проведении систематических и разнообразных по тематике занятий по развитию связной речи и обогащению словарного запаса младших школьников, имеющих т...

Предложение как единица речи. Границы предложения. Связь слов в предложении.

Научить различать предложение, от набора слов, показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений....