Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Путь к успеху"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Демакова Елена Петровна

Программа "Путь к успеху" -это программа проектной деятельности в начальной школне. Прорамма разработана на основе учебных проектов, включённых в учебники для начальных классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру и технологии в 1-4 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл put_k_uspehu.docx38.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЯЗОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ТОНКИНСКОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Принята                                                                           Утверждена приказом

на педагогическом совете                                            директора МБОУ «Вязовская ООШ»

Протокол № 11 от   29.08.2013 г.                                       № 82 от 29.08.2013г.

     

                                                                                                               

Дополнительная образовательная программа

«Путь к успеху»

Возраст детей - с 6 до 11 лет

Срок реализации программы – 4 года.

Автор – составитель:

Демакова Е.П. -  учитель начальных классов

                                             

ВЯЗОВКА

2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.
  2. Этапы работы над проектом.
  3. Учебный план.
  4. Содержание программы.
  5. Планируемые результаты.
  6. Список литературы.

Пояснительная записка.

Проект - это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

  • направлены на достижение конкретных целей;
  • включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
  • имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
  • в определенной степени неповторимы и уникальны

Цель программы:

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

 Задачи:

  1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2.      Формирование коммуникативной компетентности  в сотрудничестве:

 ∙       умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

 ∙      способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

 ∙     формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:  

  •  воспитание целеустремленности и настойчивости;
  •  формирование навыков организации рабочего пространства и рабочего времени;
  •  формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность;
  •  формировать умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

  Актуальность проектной деятельности. Принципы проектной деятельности.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  1. Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  2. Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  3. Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  4. Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

- Целеполагать (ставить и удерживать цели);

- Планировать (составлять план своей деятельности);

- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Форма организации:  занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.)  проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс). Программа рассчитана на 135 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю: в 1 классе -33 часа, во 2-4 классах -34 часа. Занятия проводятся во второй половине дня.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

Второй уровень результатов

Третий уровень результатов 

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

Этапы проектной деятельности в начальной школе:

Первый этап соответствует первому классу начальной школы. 

 Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

         поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

         развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

        формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

 Для решения этих  задач используются следующие формы и способы деятельности:

        в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, игры, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование;

         во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

 Кроме того, включение школьников в деятельность на основе индивидуальных проявлений исследовательского опыта осуществляется через стимулирование активности и самостоятельности детей посредством оценочных суждений учителя и взаимооценки школьников. 

Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован на  приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя:

        развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

        поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников. 

 Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. 

 На данном этапе используются следующие формы и способы деятельности:  

  •  учебная дискуссия;
  • наблюдения по плану;
  • рассказы детей и учителя;
  •  упражнения на развитие способов мыслительной деятельности;
  • мини-исследования;
  • индивидуальное составление моделей и схем;
  • мини-доклады;
  •  ролевые игры;
  •  эксперименты.

В большей степени внимание обращается на те действия, которые обеспечивают полноценную ориентацию ученика в информационном потоке и способствуют анализу и усвоению необходимой информации: прогнозирование, выделение основной мысли и опорных слов, аргументированное выражение своих мыслей по прочитанному и другие. Кроме этого в ходе работы с различными текстами организуется обучение детей графической организации материала в виде таблиц, схем, чертежей.

Третий этап соответствует третьему и четвёртомуклассам начальной школы.

На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через:

        дальнейшее накопление представлений о проектной деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.

 Этапы работы над проектом.

Этапы

Решаемые задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы, целей и содержания проекта

Уточнение информации, обсуждение задания

Объяснение цели проекта, мотивов деятельности.

Планирование

Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде.

Выработка плана действий, формулировка  задач, уточнение источников информации.                                                

Предложение варианта идеи, высказывание пожеланий, наблюдения.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой шторм»), выбор оптимального варианта и уточнение плана деятельности

Работа с информацией, анализ и синтез идей, выполнение исследования

Наблюдение, консультирование.

Выполнение

Выполнение проектов

Работа над проектом и его оформлением

Наблюдение, консультации, советы.

Оценка результатов

Оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков (ошибок)

Обсуждение, формулирование выводов

Наблюдение, участие в  оценке достигнутого результата

Защита проекта

Раскрытие содержания и результатов проекта, работа оппонентов

Подготовка доклада, коллективная защита проекта, участие в работе оппонентов

Участие в представлении и оценке проектов.

Примерные критерии оценок проектной деятельности:

1. Самостоятельность работы над проектом.

2. Актуальность и значимость темы.

3. Полнота раскрытия темы.

4. Оригинальность решения проблемы.

5. Артистизм и выразительность выступления.

6. Как раскрыто содержание проекта в презентации.

7. Использование средств наглядности, технических средств.

Тематический план программы

1-й год обучения

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

«Моя Малая Родина»

4

1

3

2

«Математика вокруг нас»

4

1

3

3

«Моя семья»

4

1

3

4

«Сказки»

4

1

3

5

«Мой класс и моя школа»

3

1

2

6

«Мир профессий»

3

-

3

7

«Природа и мы»

3

-

3

8

«Мои домашние питомцы»

4

1

3

9

«Русские народные игры»

4

1

3

Всего

33

7

26

2-й год обучения

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

«Математика вокруг нас»

4

1

3

2

«Мой любимый писатель-сказочник»

4

1

3

3

«Оригами»

4

-

4

4

«Пишем письмо»

4

1

3

5

«Красная книга» или «Возьмём под защиту»

5

1

4

6

«Города России»

5

1

4

7

«Аквариум»

4

-

4

8

«В словари –за частями речи»

4

1

3

Всего

34

6

28

3-й год обучения

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

«Богатства, отданные людям»

4

1

3

2

«Детская площадка»

4

1

3

3

«Имена прилагательные в загадках»

4

-

4

4

«Сочиняем волшебную сказку»

4

-

4

5

«Зимняя страничка»

4

1

3

6

«Задачи-расчёты»

3

-

3

7

«Семья слов»

3

1

2

8

«Математические сказки»

4

1

3

9

«Кто нас защищает»

4

1

3

Всего

34

6

28

4-й год обучения

          №

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

«Природа и мы»

4

1

3

2

«Говорите правильно»

4

-

4

3

«Создание сборника загадок»

4

1

3

4

«Создание календаря исторических событий»

4

1

3

5

«Математика вокруг нас»

4

-

4

6

«Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке»

4

-

4

7

«Они защищали Родину»

5

1

4

8

«Где мы живём»

5

1

4

Всего

34

5

29

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

1.«Моя Малая Родина» (4часа). Формирование гражданского отношения к своей родине.

Экскурсия по местам малой родины. Оформление альбома. Презентация проекта.

 2. «Математика вокруг нас» (4 часа). Формирование гражданского отношения к школе.

Занимательная математика. Работа с литературой. Оформление альбома, презентация проекта.

3. «Моя семья» (4 часа). Формирование гражданского отношения к семье.

Моя семья-моя радость. Фотографии из семейного альбома. Почему меня так назвали.

Оформление альбома, презентация.

4.«Сказки» (4 часа). Формирование умения различать добро и зло.

Выставка книг. Чтение и рассматривание книжек. Моя любимая сказа. Сочинение сказки. Оформление работы, презентация.

5.«Мой класс и моя школа» (3 часа). Формирование гражданского отношения к школе.

Правила поведения в школе. Обязанности ученика. Экскурсия по школе. Классные фотографии. Оформление альбома.

6. «Мир профессий» (3 часа).  Формирование гражданского отношения к себе и другим людям. Профессии моих родителей. Моя будущая профессия. Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций, оформление работы, презентация.

7. «Природа и мы» (3час). Формирование бережного отношения к природе.

Экскурсия в природу. Растительный и животный мир. Правила поведения в природе. Работа со справочной литературой.  Конкурс рисунков.

8. «Мои домашние питомцы» (4 часа). Формирование бережного отношения к животным.

Просмотр фотографий. Рассказ о домашних питомцах. Работа с литературой по теме. Оформление альбома, презентация.

9. «Русские народные игры» (4часа). Формирование здорового образа жизни.

История игр. Подвижные игры. Моя любимая игра.

2_год обучения

1.«Математика вокруг нас» (4часа).

Занимательная математика. Работа с литературой. Составление узора и орнамента. Оформление альбома, презентация проекта.

  2.«Мой любимый писатель-сказочник » (4 часа).

Выбор и чтение книг любимого писателя. Определение героев произведений. Характеристика героев. Составление списка книг любимого писателя. Презентация работы.

3. «Оригами» (4 часа).

Сбор информации по теме «Оригами». Знаки и символы, показывающие, как работать с бумагой при изготовлении изделий. Читать в графическом виде план изготовления изделия и изготавливать по нему.

Оформление альбома, презентация.

4.«Пишем письмо» (4 часа).

Работа с текстом. Тема текста. Заголовок.  Письмо Деду Морозу.

5.« Красная книга» или «Возьмём под защиту» (5 часов).

Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Составление собственной Красной книги и ёё презентация.

6. «Города России» (5 часов).  Нахождение сведений об истории и достопримечательностях избранного города в дополнительной литературе и Интернете. Оформление стенда, презентация.

 7.«Аквариум» (4часа).

Рассказ об аквариуме и аквариумных рыбках.  Композиции из природных материалов. Презентация готового изделия.

8. «В словари – за частями речи» (4 часа).

Знакомство  с разными видами словарей. Работа со словарями по теме проекта.

3 год обучения

1.« Богатства, отданные людям» (4часа). Сбор материала в дополнительной краеведческой литературе, в Интернете. Подбор иллюстративного материала. Презентация проекта.

 2.«Детская площадка» (4 часа).

Изготовление объёмной модели из бумаги.  Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация проекта.

             3.«Имена прилагательные в загадках» (4 часа).

           Загадки. Имена прилагательные  в загадках. Подбор загадок. Конкурс загадок. Оформление работы.

4.« Сочиняем волшебную сказку» (4 часа).

Выставка книг. Чтение и рассматривание книжек. Моя любимая сказа. Сочинение сказки. Оформление работы, презентация.

5.« Зимняя страничка» (4 часа).

            Подбор слов - имён существительных на тему «Зима». Составление словаря зимних слов.

6. «Задачи-расчёты » (3 часа).  Составление и решение практических задач с жизненными сюжетами. Сбор информации, составление плана решения задач, оформление работы.

 7.«Семья слов» (3 часа).

              Информация о слове. Словарная статья о слове. Составление «семьи слов». Презентация работы.

8.«Математические сказки » (4 часа).

Составление сказок с использованием математических понятий, взаимосвязей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов. Оформление работы, презентация.

9. «Кто нас защищает » (4часа). Поиск информации о Вооружённых силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС. Оформление материалов в виде альбомов.

4_год обучения

1.« Природа и мы » (4часа).

Экскурсия в природу. Растительный и животный мир. Правила поведения в природе. Работа со справочной литературой.  Составление текста для энциклопедического словаря.

 2.«Говорите правильно » (4 часа).

Употребление форм имён существительных множественного числа в родительном падеже.

3. «Создание сборника загадок» (4 часа)

4.« Создание календаря исторических событий » (4 часа).

Нахождение информации об исторических событиях. Составление летописи важных событий.

5.« Математика вокруг нас » (4 часа).

Сбор информации о своём селе и создание справочника «Моё село в числах».

6.«Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» (4часа).

 Нахождение в сказке имён прилагательных, определение их роли. Лексический анализ слов. Составление словаря.

 7.«Они защищали Родину» (5 часов)

Чтение произведений о своей Родине. Составление рассказов о Родине.

8. «Где мы живём» (5 часов).

Рассказ о своей родине. Чтение стихов и рассказов, рассматривание иллюстраций. Оформление альбома, конкурс рисунков.

Ожидаемые результаты

В сфере личностных универсальных учебных действий  будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения  ( основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.  

 В сфере познавательных  универсальных учебных действий обучающиеся научаться выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, справочниками, энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

 В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий обучающиеся научаться планировать и координировать совестную деятельность по реализации проекта   в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими её участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учёт способностей различного ролевого поведения – лидер, подчинённый).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Литература.

Сборник рабочих программ  «Школа России».1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.

Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией Воронцова А.Б. – М.:Просвещение, 2011.

Проектная деятельность в начальной школе./авт.-сост. Господникова М.К. и др. – В.: Учитель, 2011.

Проектная деятельность школьников: пособие для учителя.- Поливанова К.Н.- М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для начальной школы "Дорогами Добра"

Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта....

Программа внеурочной деятельности в начальной школе по русскому языку "Тайны русского языка».

Программа кружка «Тайны русского языка» составлена для работы с младшими школьниками. Программа составлена на 4 года. Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельнос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в начальных класах " Проектная деятельность".

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальных классах....

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельность"

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельностьк"...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 3 класса...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...