Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Путь к успеху"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа "Путь к успеху" -это программа проектной деятельности в начальной школне. Прорамма разработана на основе учебных проектов, включённых в учебники для начальных классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру и технологии в 1-4 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
put_k_uspehu.docx | 38.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЯЗОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ТОНКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Принята Утверждена приказом
на педагогическом совете директора МБОУ «Вязовская ООШ»
Протокол № 11 от 29.08.2013 г. № 82 от 29.08.2013г.
Дополнительная образовательная программа
«Путь к успеху»
Возраст детей - с 6 до 11 лет
Срок реализации программы – 4 года.
Автор – составитель:
Демакова Е.П. - учитель начальных классов
ВЯЗОВКА
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка.
- Этапы работы над проектом.
- Учебный план.
- Содержание программы.
- Планируемые результаты.
- Список литературы.
Пояснительная записка.
Проект - это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
- направлены на достижение конкретных целей;
- включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
- имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
- в определенной степени неповторимы и уникальны
Цель программы:
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
- Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
∙ умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
∙ способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
∙ формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность;
- формировать умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Актуальность проектной деятельности. Принципы проектной деятельности.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс). Программа рассчитана на 135 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю: в 1 классе -33 часа, во 2-4 классах -34 часа. Занятия проводятся во второй половине дня.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов | Второй уровень результатов | Третий уровень результатов |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. |
Этапы проектной деятельности в начальной школе:
Первый этап соответствует первому классу начальной школы.
Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
∙ поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
∙ развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
∙ формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Для решения этих задач используются следующие формы и способы деятельности:
∙ в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, игры, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование;
∙ во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.
Кроме того, включение школьников в деятельность на основе индивидуальных проявлений исследовательского опыта осуществляется через стимулирование активности и самостоятельности детей посредством оценочных суждений учителя и взаимооценки школьников.
Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя:
∙ развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
∙ поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта.
На данном этапе используются следующие формы и способы деятельности:
- учебная дискуссия;
- наблюдения по плану;
- рассказы детей и учителя;
- упражнения на развитие способов мыслительной деятельности;
- мини-исследования;
- индивидуальное составление моделей и схем;
- мини-доклады;
- ролевые игры;
- эксперименты.
В большей степени внимание обращается на те действия, которые обеспечивают полноценную ориентацию ученика в информационном потоке и способствуют анализу и усвоению необходимой информации: прогнозирование, выделение основной мысли и опорных слов, аргументированное выражение своих мыслей по прочитанному и другие. Кроме этого в ходе работы с различными текстами организуется обучение детей графической организации материала в виде таблиц, схем, чертежей.
Третий этап соответствует третьему и четвёртомуклассам начальной школы.
На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через:
∙ дальнейшее накопление представлений о проектной деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.
Этапы работы над проектом.
Этапы | Решаемые задачи | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Подготовка | Определение темы, целей и содержания проекта | Уточнение информации, обсуждение задания | Объяснение цели проекта, мотивов деятельности. |
Планирование | Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде. | Выработка плана действий, формулировка задач, уточнение источников информации. | Предложение варианта идеи, высказывание пожеланий, наблюдения. |
Принятие решения | Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой шторм»), выбор оптимального варианта и уточнение плана деятельности | Работа с информацией, анализ и синтез идей, выполнение исследования | Наблюдение, консультирование. |
Выполнение | Выполнение проектов | Работа над проектом и его оформлением | Наблюдение, консультации, советы. |
Оценка результатов | Оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков (ошибок) | Обсуждение, формулирование выводов | Наблюдение, участие в оценке достигнутого результата |
Защита проекта | Раскрытие содержания и результатов проекта, работа оппонентов | Подготовка доклада, коллективная защита проекта, участие в работе оппонентов | Участие в представлении и оценке проектов. |
Примерные критерии оценок проектной деятельности:
1. Самостоятельность работы над проектом.
2. Актуальность и значимость темы.
3. Полнота раскрытия темы.
4. Оригинальность решения проблемы.
5. Артистизм и выразительность выступления.
6. Как раскрыто содержание проекта в презентации.
7. Использование средств наглядности, технических средств.
Тематический план программы
1-й год обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | «Моя Малая Родина» | 4 | 1 | 3 |
2 | «Математика вокруг нас» | 4 | 1 | 3 |
3 | «Моя семья» | 4 | 1 | 3 |
4 | «Сказки» | 4 | 1 | 3 |
5 | «Мой класс и моя школа» | 3 | 1 | 2 |
6 | «Мир профессий» | 3 | - | 3 |
7 | «Природа и мы» | 3 | - | 3 |
8 | «Мои домашние питомцы» | 4 | 1 | 3 |
9 | «Русские народные игры» | 4 | 1 | 3 |
Всего | 33 | 7 | 26 |
2-й год обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | «Математика вокруг нас» | 4 | 1 | 3 |
2 | «Мой любимый писатель-сказочник» | 4 | 1 | 3 |
3 | «Оригами» | 4 | - | 4 |
4 | «Пишем письмо» | 4 | 1 | 3 |
5 | «Красная книга» или «Возьмём под защиту» | 5 | 1 | 4 |
6 | «Города России» | 5 | 1 | 4 |
7 | «Аквариум» | 4 | - | 4 |
8 | «В словари –за частями речи» | 4 | 1 | 3 |
Всего | 34 | 6 | 28 |
3-й год обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | «Богатства, отданные людям» | 4 | 1 | 3 |
2 | «Детская площадка» | 4 | 1 | 3 |
3 | «Имена прилагательные в загадках» | 4 | - | 4 |
4 | «Сочиняем волшебную сказку» | 4 | - | 4 |
5 | «Зимняя страничка» | 4 | 1 | 3 |
6 | «Задачи-расчёты» | 3 | - | 3 |
7 | «Семья слов» | 3 | 1 | 2 |
8 | «Математические сказки» | 4 | 1 | 3 |
9 | «Кто нас защищает» | 4 | 1 | 3 |
Всего | 34 | 6 | 28 |
4-й год обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | «Природа и мы» | 4 | 1 | 3 |
2 | «Говорите правильно» | 4 | - | 4 |
3 | «Создание сборника загадок» | 4 | 1 | 3 |
4 | «Создание календаря исторических событий» | 4 | 1 | 3 |
5 | «Математика вокруг нас» | 4 | - | 4 |
6 | «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» | 4 | - | 4 |
7 | «Они защищали Родину» | 5 | 1 | 4 |
8 | «Где мы живём» | 5 | 1 | 4 |
Всего | 34 | 5 | 29 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
1.«Моя Малая Родина» (4часа). Формирование гражданского отношения к своей родине.
Экскурсия по местам малой родины. Оформление альбома. Презентация проекта.
2. «Математика вокруг нас» (4 часа). Формирование гражданского отношения к школе.
Занимательная математика. Работа с литературой. Оформление альбома, презентация проекта.
3. «Моя семья» (4 часа). Формирование гражданского отношения к семье.
Моя семья-моя радость. Фотографии из семейного альбома. Почему меня так назвали.
Оформление альбома, презентация.
4.«Сказки» (4 часа). Формирование умения различать добро и зло.
Выставка книг. Чтение и рассматривание книжек. Моя любимая сказа. Сочинение сказки. Оформление работы, презентация.
5.«Мой класс и моя школа» (3 часа). Формирование гражданского отношения к школе.
Правила поведения в школе. Обязанности ученика. Экскурсия по школе. Классные фотографии. Оформление альбома.
6. «Мир профессий» (3 часа). Формирование гражданского отношения к себе и другим людям. Профессии моих родителей. Моя будущая профессия. Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций, оформление работы, презентация.
7. «Природа и мы» (3час). Формирование бережного отношения к природе.
Экскурсия в природу. Растительный и животный мир. Правила поведения в природе. Работа со справочной литературой. Конкурс рисунков.
8. «Мои домашние питомцы» (4 часа). Формирование бережного отношения к животным.
Просмотр фотографий. Рассказ о домашних питомцах. Работа с литературой по теме. Оформление альбома, презентация.
9. «Русские народные игры» (4часа). Формирование здорового образа жизни.
История игр. Подвижные игры. Моя любимая игра.
2_год обучения
1.«Математика вокруг нас» (4часа).
Занимательная математика. Работа с литературой. Составление узора и орнамента. Оформление альбома, презентация проекта.
2.«Мой любимый писатель-сказочник » (4 часа).
Выбор и чтение книг любимого писателя. Определение героев произведений. Характеристика героев. Составление списка книг любимого писателя. Презентация работы.
3. «Оригами» (4 часа).
Сбор информации по теме «Оригами». Знаки и символы, показывающие, как работать с бумагой при изготовлении изделий. Читать в графическом виде план изготовления изделия и изготавливать по нему.
Оформление альбома, презентация.
4.«Пишем письмо» (4 часа).
Работа с текстом. Тема текста. Заголовок. Письмо Деду Морозу.
5.« Красная книга» или «Возьмём под защиту» (5 часов).
Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Составление собственной Красной книги и ёё презентация.
6. «Города России» (5 часов). Нахождение сведений об истории и достопримечательностях избранного города в дополнительной литературе и Интернете. Оформление стенда, презентация.
7.«Аквариум» (4часа).
Рассказ об аквариуме и аквариумных рыбках. Композиции из природных материалов. Презентация готового изделия.
8. «В словари – за частями речи» (4 часа).
Знакомство с разными видами словарей. Работа со словарями по теме проекта.
3 год обучения
1.« Богатства, отданные людям» (4часа). Сбор материала в дополнительной краеведческой литературе, в Интернете. Подбор иллюстративного материала. Презентация проекта.
2.«Детская площадка» (4 часа).
Изготовление объёмной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация проекта.
3.«Имена прилагательные в загадках» (4 часа).
Загадки. Имена прилагательные в загадках. Подбор загадок. Конкурс загадок. Оформление работы.
4.« Сочиняем волшебную сказку» (4 часа).
Выставка книг. Чтение и рассматривание книжек. Моя любимая сказа. Сочинение сказки. Оформление работы, презентация.
5.« Зимняя страничка» (4 часа).
Подбор слов - имён существительных на тему «Зима». Составление словаря зимних слов.
6. «Задачи-расчёты » (3 часа). Составление и решение практических задач с жизненными сюжетами. Сбор информации, составление плана решения задач, оформление работы.
7.«Семья слов» (3 часа).
Информация о слове. Словарная статья о слове. Составление «семьи слов». Презентация работы.
8.«Математические сказки » (4 часа).
Составление сказок с использованием математических понятий, взаимосвязей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов. Оформление работы, презентация.
9. «Кто нас защищает » (4часа). Поиск информации о Вооружённых силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС. Оформление материалов в виде альбомов.
4_год обучения
1.« Природа и мы » (4часа).
Экскурсия в природу. Растительный и животный мир. Правила поведения в природе. Работа со справочной литературой. Составление текста для энциклопедического словаря.
2.«Говорите правильно » (4 часа).
Употребление форм имён существительных множественного числа в родительном падеже.
3. «Создание сборника загадок» (4 часа)
4.« Создание календаря исторических событий » (4 часа).
Нахождение информации об исторических событиях. Составление летописи важных событий.
5.« Математика вокруг нас » (4 часа).
Сбор информации о своём селе и создание справочника «Моё село в числах».
6.«Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» (4часа).
Нахождение в сказке имён прилагательных, определение их роли. Лексический анализ слов. Составление словаря.
7.«Они защищали Родину» (5 часов)
Чтение произведений о своей Родине. Составление рассказов о Родине.
8. «Где мы живём» (5 часов).
Рассказ о своей родине. Чтение стихов и рассказов, рассматривание иллюстраций. Оформление альбома, конкурс рисунков.
Ожидаемые результаты
В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения ( основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научаться выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, справочниками, энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся научаться планировать и координировать совестную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими её участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учёт способностей различного ролевого поведения – лидер, подчинённый).
Литература.
Сборник рабочих программ «Школа России».1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.
Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией Воронцова А.Б. – М.:Просвещение, 2011.
Проектная деятельность в начальной школе./авт.-сост. Господникова М.К. и др. – В.: Учитель, 2011.
Проектная деятельность школьников: пособие для учителя.- Поливанова К.Н.- М.: Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для начальной школы "Дорогами Добра"
Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта....
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по русскому языку "Тайны русского языка».
Программа кружка «Тайны русского языка» составлена для работы с младшими школьниками. Программа составлена на 4 года. Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельнос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в начальных класах " Проектная деятельность".
Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальных классах....
Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельность"
Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельностьк"...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 2 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 3 класса...
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...