Рабочая программа внеурочной деятельности "Секрет моего успеха"
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа по духовно-нравственному направлению для учеников 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_4kl_zimina_o.n.docx | 38.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 Г.ТОММОТ
Рассмотрена на заседании НМС: Протокол №_______________
_от___________________________________________________
______________________________________________________
Утверждена: Приказ №_____от ___________________________
Директор МБОУ СОШ №8_______________________________
______________________________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2017-2018 учебный год
духовно - нравственное направление
«Секрет моего успеха» 68 часов в учебный год (2 часа в неделю)
учителя начальных классов
МБОУ СОШ № 8 г.Томмот
Зимина Ольга Николаевна
Класс 4 «Б»
Духовно – нравственное направление
«Секрет моего успеха»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развитий природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, во взаимодействие с окружающим миром. Учащиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях и т. д.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Программа «Секреты моего успеха» поможет ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.
Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Она направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Программа «Секреты моего успеха» разработана на основе программы формирования психологического здоровья у детей О.В. Хухлаевой и представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга, социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.
Основная цель программы: формирование позитивного отношения к себе и школе, сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Основные задачи:
- Формирование психологического здоровья.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Формирование позитивное отношение к своему «Я».
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
- Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.
- Предупреждение и снижение тревожности и страхов детей.
- Развитие навыков социального поведения.
- Знакомство с языком чувств и эмоций, качествами характера, моделями поведения.
- Создание возможностей для самовыражения.
- Выработка у детей адекватного отношения к ошибкам и неудачам.
- Развитие способности ребенка к эмпатии, сопереживанию.
- Формирование позитивного отношения к сверстникам и коммуникативных навыков.
- Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.
- Развитие познавательной мотивации.
- Раскрытие творческого потенциала.
Принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей младшего школьного возраста.
6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
В соответствии с учебным планом предмет внеурочной деятельности «Секрет моего успеха» изучается с 1 по 4 класс. Занятия проводятся со всем классом.
Описание ценностных ориентиров содержания программы «Секрет моего успеха»
Одним из результатов является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
- Ценность добра – осознание себя как части мира.
- Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
- Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
- Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
- Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
- Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду.
- Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства.
- Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Формы организации учебного процесса:
Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.
Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: входная и итоговая диагностика, опросы, тестирования, тренинги, ролевые игры.
Ожидаемые результаты
В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
«Секрет моего успеха»
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Я – фантазер. | 11 |
2 | Я и моя школа. | 5 |
3 | Я и мои родители. | 5 |
4 | Я и мои друзья. | 7 |
5 | Что такое сотрудничество? | 6 |
6 | Кто я? Мои силы, мои возможности. | 13 |
7 | Я расту, я изменяюсь. | 5 |
8 | Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? | 4 |
9 | Хочу вырасти интеллигентным человеком, что для этого нужно? | 4 |
10 | Хочу вырасти свободным человеком, что для этого нужно? | 8 |
Развёрнутое учебно - тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата проведения | ||||||
План | Факт | |||||||
1 | Введение в мир психологии. | |||||||
2 | Я – школьник. | |||||||
3 | Я – четвероклассник. | |||||||
4 | Кого можно назвать фантазером? | |||||||
5 | Я умею фантазировать! | |||||||
6 | Я умею фантазировать! | |||||||
7 | Мои сны. | |||||||
8 | Я умею сочинять! | |||||||
9 | Я умею сочинять! | |||||||
10 | Фантазии и ложь. | |||||||
11 | Фантазии и ложь. | |||||||
12 | Я и моя школа. | |||||||
13 | Я и моя школа. | |||||||
14 | Я и мой учитель. | |||||||
15 | Как справляться с «немогучками». | |||||||
16 | Что такое лень? | |||||||
17 | Я и мои родители. | |||||||
18 | Я и мои родители. | |||||||
19 | Я и мои родители. | |||||||
20 | Почему родители наказывают детей? | |||||||
21 | Я умею просить прощение. | |||||||
22 | Настоящий друг. | |||||||
23 | Мой настоящий друг. | |||||||
24 | Умею ли я дружить? | |||||||
25 | Я настоящий друг? | |||||||
26 | Трудности в отношениях с друзьями. | |||||||
27 | Трудности в отношениях с друзьями. | |||||||
28 | Ссора и драка. | |||||||
29 | Что такое сотрудничество? | |||||||
30 | Что такое сотрудничество? | |||||||
31 | Я умею понимать другого. | |||||||
32 | Я умею договариваться с людьми. | |||||||
33 | Мы умеем действовать сообща. | |||||||
34 | Что такое коллективная работа? | |||||||
35 | Кто я? | |||||||
36 | Мои силы. | |||||||
37 | Мои возможности. | |||||||
38 | Какой я – большой или маленький? | |||||||
39 | Мои способности. | |||||||
40 | Мой выбор, мой путь. | |||||||
41 | Мой выбор, мой путь. | |||||||
42 | Мой внутренний мир. | |||||||
43 | Мой внутренний мир. | |||||||
44 | Уникальность моего внутреннего мира. | |||||||
45 | Уникальность твоего внутреннего мира. | |||||||
46 | Кого я могу впустить в свой внутренний мир? | |||||||
47 | Что значит верить? | |||||||
48 | Мое детство. | |||||||
49 | Мое детство. | |||||||
50 | Я расту. | |||||||
51 | Я изменяюсь. | |||||||
52 | Я изменяюсь. | |||||||
53 | Мое будущее. | |||||||
54 | Мое будущее. | |||||||
55 | Каким бы я хотел стать в будущем? | |||||||
56 | Хочу вырасти здоровым человеком. | |||||||
57 | Кто такой интеллигентный человек? | |||||||
58 | Хочу вырасти интеллигентным человеком. | |||||||
59 | Что такое идеальное Я? | |||||||
60 | Что такое идеальное Я? | |||||||
61 | Кто такой свободный человек? | |||||||
62 | Хочу вырасти свободным человеком, что для этого нужно? | |||||||
63 | Права и обязанности школьника. | |||||||
64 | Что такое право на уважение? | |||||||
65 | Права и обязанности. | |||||||
66 | Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. | |||||||
67 | Как разрешить конфликты мирным путем? | |||||||
68 | Обобщение. |
| ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мир моих интересов»
· Развитие основных психофизиологических особенностей младшего школьника: памяти, мышления, воображения;· Создание условий для развития логического мышления младшег...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 2 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 3 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь оценивать свои успехи" 2 класс УМК ПНШ
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь оценивать свои успехи" 2 класс УМК ПНШ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрые дела моего класса"
РП внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Пожарная безопасность в моей школе» 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Пожарная безопасность в моей школе» 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к успеху!"
Рабочая программа "Путь к успеху!" направлена на дополнительные занятия для детей, испытывающих трудности в обучении по математике и литературному чтению.Программа данного курса представляет...