Технологическая карта логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».
методическая разработка по логопедии
Тема: «Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».
Возрастная группа: ребенок 10 лет с умственной отсталостью легкой степени.
Форма организации: индивидуальное занятие.
Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [р] в связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить и закрепить акустические и артикуляционные свойства звука [р];
- закреплять навык правильного произношения звука [р] в словах, слогах и предложениях;
- активизировать словарь по лексической теме «Дом. Жилище»;
- совершенствовать навыки словообразования относительных имён прилагательных;
- упражнять в согласовании имён числительных и имён существительных;
- упражнять в согласовании имён прилагательных и имён существительных;
- совершенствовать умение грамматически правильно строить предложение.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляторную моторику;
- развивать фонематический слух;
- развивать ориентировку в пространстве;
- развивать конструктивные умения и навыки;
- развивать познавательные психические процессы: внимание, воображение, память, логическое мышление;
- развивать связную речь;
- развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционное-воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения;
- воспитывать положительное отношение к занятию.
Оборудование: магнитная доска, ноутбук, презентация «Строительные материалы и инструменты», салфетки, предметные картинки (муравейник, конура, нора, берлога, коровник), игровые фигурки (Чебурашка, Крокодил Гена), игровые строительные каски для детей, игрушечный грузовик, «Кирпичи» с картинками, схема дома, строительные каски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kanunnikova_v.s._tehnologicheskaya_karta._zvuk_r.docx | 27.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логопедического занятия
Автор: Канунникова Виктория Сергеевна, учитель-логопед.
Организация: МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Населенный пункт: г. Мичуринск, Тамбовская область.
Тема: «Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».
Возрастная группа: ребенок 10 лет с умственной отсталостью легкой степени.
Форма организации: индивидуальное занятие.
Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [р] в связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить и закрепить акустические и артикуляционные свойства звука [р];
- закреплять навык правильного произношения звука [р] в словах, слогах и предложениях;
- активизировать словарь по лексической теме «Дом. Жилище»;
- совершенствовать навыки словообразования относительных имён прилагательных;
- упражнять в согласовании имён числительных и имён существительных;
- упражнять в согласовании имён прилагательных и имён существительных;
- совершенствовать умение грамматически правильно строить предложение.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляторную моторику;
- развивать фонематический слух;
- развивать ориентировку в пространстве;
- развивать конструктивные умения и навыки;
- развивать познавательные психические процессы: внимание, воображение, память, логическое мышление;
- развивать связную речь;
- развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционное-воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения;
- воспитывать положительное отношение к занятию.
Оборудование: магнитная доска, ноутбук, презентация «Строительные материалы и инструменты», салфетки, предметные картинки (муравейник, конура, нора, берлога, коровник), игровые фигурки (Чебурашка, Крокодил Гена), игровые строительные каски для детей, игрушечный грузовик, «Кирпичи» с картинками, схема дома, строительные каски.
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
| Здравствуй! Подарим друг-другу улыбку! Сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звук [р]. (на магнитной доске картинки: берлога, муравейник, нора, сарай, конура) Л: Назови картинки. Как можно назвать их одним словом? Л: Для чего нужен дом? Л: Иметь дом очень важно и для людей, и для животных. Дом защищает от непогоды, от врагов. В жилище люди растят детей, животные детёнышей, а птицы – птенцов. Л. Кто строит жилища диким птицам и животным? Л. А кто строит дом человеку? Как называется эта профессия? Л. Посмотри, к нам в гости пришли сегодня Чебурашка и Крокодил Гена. Они просят нас помочь им построить Дом Друзей. Мы превратимся в строителей и будем строить Дом Друзей и продолжим учиться произносить звук [р]. Учитель - логопед надевает строительную каску на ребёнка и на себя. | Приветствует, улыбается Отвечает Отвечает | Положительный эмоциональный настрой. Повышение интереса у изучаемой теме с помощью сюрпризного момента. |
2.Основная часть. | Для того, чтобы успешно выполнить все задания, нам необходимо выполнить артикуляционную гимнастику. 1. Артикуляционная гимнастика
2. Развитие фонематического слуха. Упражнение «Поймай звук». Л. Перед тем, как начать строительство дома, мы выберем необходимые материалы и инструменты. Я покажу тебе картинки и назову слова, если в слове ты услышишь звук [р], то хлопни в ладоши. Картинки (презентация на ноутбуке): шифер, мастерок, цемент, трубы, молоток, кирпичи, доски, рубанок, краска, лом, рулетка. Л. Молодец! Ты был очень внимателен. 3. Автоматизация звука в словах. Упражнение «Найди и назови» Л: Пока мы выбирали инструменты и материалы, к нам приехал грузовик и привёз кирпичи. Нужно отобрать только те, которые годятся для постройки нашего дома. Кирпичи необычные: на каждом картинка. Бери кирпичи и правильно называй слово. Если в слове есть звук [р], то кирпич нам подходит. («Кирпичи» - карточки трёх цветов: розового, оранжевого и красного, перевёрнуты вниз картинкой) Л. Молодец! Теперь давай посчитаем, сколько кирпичей у тебя и какого они цвета? Сколько красных кирпичей? Розовых? Оранжевых? 4. Конструирование. Совместная деятельность детей Л: Для того, чтобы строить дом, необходима схема – чертёж. Чертежи домов выполняет человек, профессия которого называется «архитектор». Архитектору очень важно быть точным и внимательным. Если он ошибётся в своих чертежах, то строители неправильно построят дом. Вот наша схема, по которой мы будем строить дом. Л. Внимательно рассмотри её. Выкладываем «кирпичи» точно по схеме. Л. Молодец! У тебя получился отличный дом! 5. Автоматизация звука [р] в предложениях Л: Вот мы с тобой и построили дом. Но, мне кажется, чего-то не хватает. Л. Для того, чтобы нам её получить, нужно правильно проговорить предложения со словами-кирпичиками. Оранжевые кирпичи: корова, ворона, карась. Рогатая корова ест траву в коровнике. Серая ворона вьёт из прутиков гнездо. В пруду плавают караси. Розовые кирпичи: рама, труба. Старый барсук роет нору. Из трубы идёт серый дым. Красные кирпичи: забор, смородина, тропинка. Мы построим высокий забор. К дому ведёт узкая тропинка. В саду растёт красная и чёрная смородина. Л. А вот и крыша. 6. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика «Новый дом» Л. Пальчики устали, пусть они отдохнут. Выполним пальчиковую гимнастику «Новый дом» Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Мы построим новый дом, Есть окошко в доме том. Есть труба вверху на крыше. Дом готов, зовем гостей: | Выполняет артикуляционную гимнастику. Слушает инструкцию. Выполняет упражнение: хлопает в ладоши, когда слышит звук [р] в слове. Слушает инструкцию. Выполняет упражнение: произносит слово и отбирает нужные «кирпичи». Отвечает. Автоматизирует звук [р]. Ребёнок встаёт, подходит к соседнему столу. Выкладывает дом по схеме на соседнем столе. Догадывается, отвечает (крыши). Ребёнок проговаривает предложения, чётко произнося звук [р]. Осуществляет самоконтроль за речью. Ребёнок ставит на место крышу. Проговаривает стихотворения, чётко произносит звук [р] Осуществляет самоконтроль за речью. Ударяет, чередуя, кулачком о кулачок. Ставит рядом ладошки- «стены» Складывает указательные пальцы полочкой, остальные соединяет «крышей». Мизинец отставляет в сторону - труба. Делает приглашающий жест рукой. | Развитие артикуляционной моторики. Положительный эмоциональный настрой, развитие фонематического слуха. Автоматизация звука [р] в словах. Развитие конструктивных умений и навыков Автоматизация звука [р] в предложениях. Развитие мелкой моторики. |
4. Подведение итогов. | Л: Вот какой прекрасный Дом Друзей у нас получился! Чебурашка и Крокодил Гена благодарят тебя за помощь. Л: Что понравилось делать? Л: Какой звук учились произносить? | Отвечает на вопросы педагога. | Формирование навыков самоанализа, рефлексия собственных действий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация С-Ш в словах и предложениях"
Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация С-Ш в словах и предложениях" может быть использована при проведении занятия в 1 классе....
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [р] в словах, словосочетаниях".
Данный конспект индивидуального логопедического занятия могут использовать в своей работе учителя-логопеды начальной школы....
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [ж] в словах с прямым слогом"
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [ж] в словах с прямым слогом"...
Логопедическое занятие. Автоматизация звука [Л] в словах, в предложениях.
Конспект логопедического занятия по закреплению правильного произношения звука [Л] в словах, в предложениях....
Технологическая карта логопедического занятия."Дифференциация звуков р-рь в слогах,словах".
Логопедическое занятие для младших школьников ....
Индивидуальное логопедическое занятие "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях на лексическом материале "Морские обитатели"
Цель занятия: Автоматизация звука «Р» в словах и в предложениях.Коррекционно-образовательные задачи: 1.Уточнять артикуляционные и акустические признаки звука (р).2. Закреплять навык ...
Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация звуков [ж] – [ш] в слогах, словах и предложениях».
Тема: «Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах, словах и предложениях».Возрастная группа: дети 9-10 лет с умственной отсталостью легкой степени.Форма организации: подгрупповое занят...