Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация звуков [ж] – [ш] в слогах, словах и предложениях».
план-конспект урока по логопедии

Канунникова Виктория Сергеевна

Тема: «Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах, словах и предложениях».

Возрастная группа: дети 9-10 лет с умственной отсталостью легкой степени.

Форма организации: подгрупповое занятие.

Цель: формирование умений и навыков обучающихся в дифференциация звуков [ж] - [ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • формировать познавательную мотивацию;
  • совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков [ж] - [ш];
  • обеспечить восприятие, осмысление и запоминание правильной артикуляции звуков [ж] - [ш].
  • закрепление правильного произношения звуков в речи.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух;
  • учить различать звуки устно и на письме, обогащать словарь;
  • развитие зрительного восприятия, моторных навыков;
  • формировать функции контроля и самоконтроля;
  • закреплять знания языковых норм, тренировать в составлении предложений.

Коррекционное-воспитательные:

  • воспитывать культуру речевого общения;
  • воспитывать положительное отношение к занятию, нравственные качества, желание помочь другим.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, демонстрационный материал, книжка – помощница на каждого ребёнка с приложениями, карточки с индивидуальными заданиями, звуковая дорожка, предметные картинки, цветные карандаши, зеркала.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия

Автор: Канунникова Виктория Сергеевна, учитель-логопед.

Организация: МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Населенный пункт: г. Мичуринск, Тамбовская область.

Тема: «Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах, словах и предложениях».

Возрастная группа: дети 9-10 лет с умственной отсталостью легкой степени.

Форма организации: подгрупповое занятие.

Цель: формирование умений и навыков обучающихся в дифференциация звуков [ж] - [ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • формировать познавательную мотивацию;
  • совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков [ж] - [ш];
  • обеспечить восприятие, осмысление и запоминание правильной артикуляции звуков [ж] - [ш].
  • закрепление правильного произношения звуков в речи.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух;
  • учить различать звуки устно и на письме, обогащать словарь;
  • развитие зрительного восприятия, моторных навыков;
  • формировать функции контроля и самоконтроля;
  • закреплять знания языковых норм, тренировать в составлении предложений.

Коррекционное-воспитательные:

  • воспитывать культуру речевого общения;
  • воспитывать положительное отношение к занятию, нравственные качества, желание помочь другим.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, демонстрационный материал, книжка – помощница на каждого ребёнка с приложениями, карточки с индивидуальными заданиями, звуковая дорожка, предметные картинки, цветные карандаши, зеркала.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята!

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе.

Мы спокойны и ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и волшебство. Выдохните через рот все огорчения и обиды. Я «соберу» все огорчения в шкатулку.

Давайте будем играть, и узнавать новое.

Мы сегодня отправимся в волшебную сказку.

Но нам надо подготовиться к трудному путешествию. Посмотрите на картинки.

В них таится секрет. Что это за секрет?

В них спрятались буквы Ж – Ш.

Приветствуют логопеда

Слушают логопеда, затем оценивают состояние своего настроения на начало занятия.

Поиск картинок-отгадок.

Положительный эмоциональный настрой.

Повышение интереса у изучаемой теме.

2.Основная часть.

2 Сообщение темы занятия.

- Из каких звуков состоят буквы Ж – Ш?

- Дайте характеристику звукам [ж] - [ш]

- Какой буквой обозначается звук  [ж]?

- А звук [ш]?

Давайте рассмотрим эти буквы.

- Из каких элементов они состоят и на что похожи.

Буква Ж

Эта буква широка.

И похожа на жука.

И при этом, точно жук.

Издаёт жужжащий звук:  ж-ж-ж-ж-ж

Буква Ш

Посмотри на букву Ш.

Буква очень хороша.

И шумит, и шелестит,

Как зелёная листва: ш-ш-ш-ш-ш

- Ребята, напомните, чем отличаются буквы от звуков?

- Ребята, вы догадались, какие звуки мы будем учиться различать сегодня на занятии?

К нам пришла гостья, догадайтесь кто это?

Кто носки внучатам свяжет,

Сказку старую расскажет,

С медом даст оладушки? –

Это наша…Бабушка

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый….. Дедушка

Артикуляционная гимнастика.

К ним толстые внуки приехали в гости.

С ними худые – лишь кожа, да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. Поцеловать они всех потянулись.

Блюдца поставили – положили блины нам.

Дуем на блинчик,

Блинчик жуём, завернём и прикусим, Блинчик с вареньем малиновым вкусный.

Чашки поставим, чтоб чаю налили,

На нос подули – мы чай остудили.

Чаю попили – никто не обижен

Вкусный был завтрак, мы губки оближем.

Проработка темы занятия

У вас на столах лежат книжки.

Это не простые книжки, а волшебные.

Они нам помогут во время путешествия.

Откройте первую страницу.

Здесь находятся буквы.

Сделаем их волшебными.

Путешествовать мы будем не одни.

 А вот с кем, сейчас узнаем.

Откройте следующую страницу.

Зачеркните буквы Ж – Ш.

Составьте слово из тех букв, которые остались? ЗАЙКА.

Ребята! Буквы Ж – Ш поведут нас в волшебную сказку. И чтобы войти туда, надо наполниться волшебной силой. Дифференциация Ж – Ш в слогах

Мы оказались с вами в сказочном лесу. А вот и  наш зайчик.

- Жил – был зайчик. Звали его Тошка. Он был всем недоволен. Идёт по дороге и бормочет:

Ша – жажа – ша

Шо – жо        ……….. а дальше забыл.

Помогите зайке продолжить слоговые дорожки.

Молодцы! Хорошо у нас получилось. А зайчик всё равно недоволен.

Вдруг откуда не возьмись, летит ворона  - Каркуша.

- Ты, что заяц такой хмурый?

- Тоска меня взяла, ничего интересного вокруг не вижу.

- Ты, что заяц! Я по лесу почту разношу, столько интересного встречаю.

Вот тебе конверт. Открой его.

Открыл заяц конверт и ничего не может понять.

Ребята! Помогите Тошке..

Бежит по сторонам не глядит, чуть в паутину не угодил. На паутине дядюшка Шнюк

- Добрый день, сосед!

- Ничего в нём доброго нет – тоска зелёная.

- А давай, я научу тебя в моих узорах, разбираться, которые я делаю из паутины.

- Угадай, кто запутался в моей паутине? Ребята! Помогите зайцу.

Расселись лягушки по местам (показать на ноты) и стали квакать так громко и непонятно, что даже первый звуки в словах песни терялся.

 Ребята! Верните буквы в слова.

- Ой! Концерт какой то мокрый заплакал от обиды заяц. Лапой махнул и в лес побежал. Бежит Тошка по тропинке. Вдруг шишка стукнула по макушке ему. Задрал заяц голову и увидел белочку Пушистый хвост.

- Ты, что, со скуки шишками бросаешься?

- Какая скука. Едва успеваю вертеться: грибов насуши, орехов нарви, шишки собери, в кладовую унеси. Мне скучать некогда.

Решил заяц на дерево залезть, интерес поискать. А белка рассмеялась.

- Смешной ты, интерес в себе искать надо! Тогда и скучать некогда будет. Вот тебе стишок, попробуй прочитать и на вопросы отвечать.

Ребята, а вы поможете зайчику?

Откройте следующую страничку нашей волшебной книжки.

- Какие слова со звуками [ж] - [ш] ты услышал, запомнил?

Прослушайте предложения. Выберите из данных картинок одну, подходящую по смыслу.

Отвечают на вопросы логопеда. Дают характеристику звуков. Произносят звуки, проверяя работу голосовых связок тыльной стороной ладони, приложенной к горлу.

Составляют буквы из элементов

Делают глубокий вдох и на выдохе произносят звуки [ж] - [ш]глядя на экране

Звуки мы слышим и произносим, буквы видим, пишем и читаем

Мы будем учиться различать звуки [ж] - [ш].

Отгадывают загадки

Выходят к доске два ребёнка, надевают маски: бабушка и дедушка. Логопед читает, дети повторяют артикуляционную гимнастику, имитируя движения.

Выполнение действий по инструкции.

Закрашивают буквы синим цветом.

Составляют слова

Работа над выработкой воздушной струи – вдох носом, выдох ртом

Продолжают слоговые дорожки глядя на экране

Работа по развитию фонематического слуха.

Работа с картинками

Игра: «Что лишне и почему?»

Выбирают  картинки, в названиях которых есть звуки [ж] - [ш].

Работа по развитию целостного зрительного восприятия.

Игра «Кто запутался в паутине?».

Выполнение самостоятельной работы

Работа над дифференциацией звуков [ж] - [ш] на уровне слова.

Игра "Определи первый звук в слове"

Выделяют звуки в словах.

Работа со словами-паронимами

Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Составление предложений

По ходу работы дети обращают внимание на правописание Жи – Ши  и проверку звука [ж] в словах: дорожка, дождь, пирожки 

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.

Активизация знаний детей о звуках [ж] - [ш].

Самостоятельное применение полученных знаний на практике.

\

Положительный эмоциональный настрой, развитие фонематического слуха.

Самостоятельное применение полученных знаний на практике.

4. Подведение итогов.

- А зайчик, всё бурчит и бурчит.

Тут из норки мышонок выскочил.

- Ты, что бурчишь заяц?

- Белка насмехается, говорит, что интерес в себе надо искать. А где же он прячется? Может в ушах или в хвосте?

- А ты как думаешь, мышонок?

- В руках и голове!

- Как это?

- Если руки, да голова делом заняты, то и скучать некогда. Прояви интерес к делу, и скука пройдёт, вместе с тоской зелёной.

Ребята! Сказка подошла к концу, волшебная сила наша иссякла, мы снова в обычном мире.

Молодцы! как много всего вы умеете! Вы справились со всеми заданиями.

- Над какими звуками мы сегодня работали?

- Чем сходны эти звуки, и чем они различаются?

- Что вам больше всего понравилось?

- Какую цель мы ставили перед собой?

- Как вы считаете, достигли ли мы цели?

Вы были заняты интересным, полезным делом. Если вам понравилась волшебная сказка, и вы не скучали, найдите на картинке «Ёжик» и обведите  цветными карандашами те предметы, в названии которых слышатся звуки [ж] - [ш]. А если кому-то было скучно и не понравилась сказка, то обведите предметы тёмными цветами.  До свидания. Спасибо за занятие.

Оценивают состояние своего настроения в конце занятия

Дети прощаются, уходят.

Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность.

Формирование навыков самоанализа, рефлексия собственных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дифференциация звуков [ш-ж] в слогах, словах и предложениях" логопедическое занятие

Логопедическое групповое занятие для обучающихся 1 специального (коррекционного) класса 7 вида....

Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях".

Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях". Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении....

Конспект логопедического занятия"Дифференциация звуков Г-К в слогах, словах, предложениях."

Цель:закрепление правильного произношения звуков [г], [к] в слогах, словах, предложениях.Задачи:   Образовательные:  1.Закрепить знания детей о звуковом составе согласных г-к.2. Учить д...

Групповое занятие " Дифференциация звуков Ч-Ц в слогах,словах и предложениях".

Конспект группового логопедического занятия во 2 - 3 классах на тему " Дифференциация звуков Ч- Ц в слогах,словах и предложениях"....

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков Т-Д в слогах, словах, предложениях»

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков Т-Д в слогах, словах, предложениях». Целью логопедического занятия является уточнение и сравнение  артикуляции  и звучания звук...

Конспект логопедического занятия «Дифференциация гласных А – Я в слогах, словах и предложениях».

Конспект  логопедического занятия«Дифференциация гласных А – Я в слогах, словах и предложениях»....