Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация звуков [ж] – [ш] в слогах, словах и предложениях».
план-конспект урока по логопедии
Тема: «Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах, словах и предложениях».
Возрастная группа: дети 9-10 лет с умственной отсталостью легкой степени.
Форма организации: подгрупповое занятие.
Цель: формирование умений и навыков обучающихся в дифференциация звуков [ж] - [ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать познавательную мотивацию;
- совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков [ж] - [ш];
- обеспечить восприятие, осмысление и запоминание правильной артикуляции звуков [ж] - [ш].
- закрепление правильного произношения звуков в речи.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух;
- учить различать звуки устно и на письме, обогащать словарь;
- развитие зрительного восприятия, моторных навыков;
- формировать функции контроля и самоконтроля;
- закреплять знания языковых норм, тренировать в составлении предложений.
Коррекционное-воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения;
- воспитывать положительное отношение к занятию, нравственные качества, желание помочь другим.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, демонстрационный материал, книжка – помощница на каждого ребёнка с приложениями, карточки с индивидуальными заданиями, звуковая дорожка, предметные картинки, цветные карандаши, зеркала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kanunnikova_v.s._tehnologicheskaya_karta._differentsiatsiya_sh-zh.docx | 28.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логопедического занятия
Автор: Канунникова Виктория Сергеевна, учитель-логопед.
Организация: МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Населенный пункт: г. Мичуринск, Тамбовская область.
Тема: «Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах, словах и предложениях».
Возрастная группа: дети 9-10 лет с умственной отсталостью легкой степени.
Форма организации: подгрупповое занятие.
Цель: формирование умений и навыков обучающихся в дифференциация звуков [ж] - [ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать познавательную мотивацию;
- совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков [ж] - [ш];
- обеспечить восприятие, осмысление и запоминание правильной артикуляции звуков [ж] - [ш].
- закрепление правильного произношения звуков в речи.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух;
- учить различать звуки устно и на письме, обогащать словарь;
- развитие зрительного восприятия, моторных навыков;
- формировать функции контроля и самоконтроля;
- закреплять знания языковых норм, тренировать в составлении предложений.
Коррекционное-воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения;
- воспитывать положительное отношение к занятию, нравственные качества, желание помочь другим.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, демонстрационный материал, книжка – помощница на каждого ребёнка с приложениями, карточки с индивидуальными заданиями, звуковая дорожка, предметные картинки, цветные карандаши, зеркала.
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
| Здравствуйте ребята! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и волшебство. Выдохните через рот все огорчения и обиды. Я «соберу» все огорчения в шкатулку. Давайте будем играть, и узнавать новое. Мы сегодня отправимся в волшебную сказку. Но нам надо подготовиться к трудному путешествию. Посмотрите на картинки. В них таится секрет. Что это за секрет? В них спрятались буквы Ж – Ш. | Приветствуют логопеда Слушают логопеда, затем оценивают состояние своего настроения на начало занятия. Поиск картинок-отгадок. | Положительный эмоциональный настрой. Повышение интереса у изучаемой теме. |
2.Основная часть. | 2 Сообщение темы занятия. - Из каких звуков состоят буквы Ж – Ш? - Дайте характеристику звукам [ж] - [ш] - Какой буквой обозначается звук [ж]? - А звук [ш]? Давайте рассмотрим эти буквы. - Из каких элементов они состоят и на что похожи. Буква Ж Эта буква широка. И похожа на жука. И при этом, точно жук. Издаёт жужжащий звук: ж-ж-ж-ж-ж Буква Ш Посмотри на букву Ш. Буква очень хороша. И шумит, и шелестит, Как зелёная листва: ш-ш-ш-ш-ш - Ребята, напомните, чем отличаются буквы от звуков? - Ребята, вы догадались, какие звуки мы будем учиться различать сегодня на занятии? К нам пришла гостья, догадайтесь кто это? Кто носки внучатам свяжет, Сказку старую расскажет, С медом даст оладушки? – Это наша…Бабушка Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед — Мой родной, любимый….. Дедушка Артикуляционная гимнастика. К ним толстые внуки приехали в гости. С ними худые – лишь кожа, да кости. Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. Поцеловать они всех потянулись. Блюдца поставили – положили блины нам. Дуем на блинчик, Блинчик жуём, завернём и прикусим, Блинчик с вареньем малиновым вкусный. Чашки поставим, чтоб чаю налили, На нос подули – мы чай остудили. Чаю попили – никто не обижен Вкусный был завтрак, мы губки оближем. Проработка темы занятия У вас на столах лежат книжки. Это не простые книжки, а волшебные. Они нам помогут во время путешествия. Откройте первую страницу. Здесь находятся буквы. Сделаем их волшебными. Путешествовать мы будем не одни. А вот с кем, сейчас узнаем. Откройте следующую страницу. Зачеркните буквы Ж – Ш. Составьте слово из тех букв, которые остались? ЗАЙКА. Ребята! Буквы Ж – Ш поведут нас в волшебную сказку. И чтобы войти туда, надо наполниться волшебной силой. Дифференциация Ж – Ш в слогах Мы оказались с вами в сказочном лесу. А вот и наш зайчик. - Жил – был зайчик. Звали его Тошка. Он был всем недоволен. Идёт по дороге и бормочет: Ша – жажа – ша Шо – жо ……….. а дальше забыл. Помогите зайке продолжить слоговые дорожки. Молодцы! Хорошо у нас получилось. А зайчик всё равно недоволен. Вдруг откуда не возьмись, летит ворона - Каркуша. - Ты, что заяц такой хмурый? - Тоска меня взяла, ничего интересного вокруг не вижу. - Ты, что заяц! Я по лесу почту разношу, столько интересного встречаю. Вот тебе конверт. Открой его. Открыл заяц конверт и ничего не может понять. Ребята! Помогите Тошке.. Бежит по сторонам не глядит, чуть в паутину не угодил. На паутине дядюшка Шнюк - Добрый день, сосед! - Ничего в нём доброго нет – тоска зелёная. - А давай, я научу тебя в моих узорах, разбираться, которые я делаю из паутины. - Угадай, кто запутался в моей паутине? Ребята! Помогите зайцу. Расселись лягушки по местам (показать на ноты) и стали квакать так громко и непонятно, что даже первый звуки в словах песни терялся. Ребята! Верните буквы в слова. - Ой! Концерт какой то мокрый заплакал от обиды заяц. Лапой махнул и в лес побежал. Бежит Тошка по тропинке. Вдруг шишка стукнула по макушке ему. Задрал заяц голову и увидел белочку Пушистый хвост. - Ты, что, со скуки шишками бросаешься? - Какая скука. Едва успеваю вертеться: грибов насуши, орехов нарви, шишки собери, в кладовую унеси. Мне скучать некогда. Решил заяц на дерево залезть, интерес поискать. А белка рассмеялась. - Смешной ты, интерес в себе искать надо! Тогда и скучать некогда будет. Вот тебе стишок, попробуй прочитать и на вопросы отвечать. Ребята, а вы поможете зайчику? Откройте следующую страничку нашей волшебной книжки. - Какие слова со звуками [ж] - [ш] ты услышал, запомнил? Прослушайте предложения. Выберите из данных картинок одну, подходящую по смыслу. | Отвечают на вопросы логопеда. Дают характеристику звуков. Произносят звуки, проверяя работу голосовых связок тыльной стороной ладони, приложенной к горлу. Составляют буквы из элементов Делают глубокий вдох и на выдохе произносят звуки [ж] - [ш]глядя на экране Звуки мы слышим и произносим, буквы видим, пишем и читаем Мы будем учиться различать звуки [ж] - [ш]. Отгадывают загадки Выходят к доске два ребёнка, надевают маски: бабушка и дедушка. Логопед читает, дети повторяют артикуляционную гимнастику, имитируя движения. Выполнение действий по инструкции. Закрашивают буквы синим цветом. Составляют слова Работа над выработкой воздушной струи – вдох носом, выдох ртом Продолжают слоговые дорожки глядя на экране Работа по развитию фонематического слуха. Работа с картинками Игра: «Что лишне и почему?» Выбирают картинки, в названиях которых есть звуки [ж] - [ш]. Работа по развитию целостного зрительного восприятия. Игра «Кто запутался в паутине?». Выполнение самостоятельной работы Работа над дифференциацией звуков [ж] - [ш] на уровне слова. Игра "Определи первый звук в слове" Выделяют звуки в словах. Работа со словами-паронимами Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами Составление предложений По ходу работы дети обращают внимание на правописание Жи – Ши и проверку звука [ж] в словах: дорожка, дождь, пирожки | Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний. Активизация знаний детей о звуках [ж] - [ш]. Самостоятельное применение полученных знаний на практике. \ Положительный эмоциональный настрой, развитие фонематического слуха. Самостоятельное применение полученных знаний на практике. |
4. Подведение итогов. | - А зайчик, всё бурчит и бурчит. Тут из норки мышонок выскочил. - Ты, что бурчишь заяц? - Белка насмехается, говорит, что интерес в себе надо искать. А где же он прячется? Может в ушах или в хвосте? - А ты как думаешь, мышонок? - В руках и голове! - Как это? - Если руки, да голова делом заняты, то и скучать некогда. Прояви интерес к делу, и скука пройдёт, вместе с тоской зелёной. Ребята! Сказка подошла к концу, волшебная сила наша иссякла, мы снова в обычном мире. Молодцы! как много всего вы умеете! Вы справились со всеми заданиями. - Над какими звуками мы сегодня работали? - Чем сходны эти звуки, и чем они различаются? - Что вам больше всего понравилось? - Какую цель мы ставили перед собой? - Как вы считаете, достигли ли мы цели? Вы были заняты интересным, полезным делом. Если вам понравилась волшебная сказка, и вы не скучали, найдите на картинке «Ёжик» и обведите цветными карандашами те предметы, в названии которых слышатся звуки [ж] - [ш]. А если кому-то было скучно и не понравилась сказка, то обведите предметы тёмными цветами. До свидания. Спасибо за занятие. | Оценивают состояние своего настроения в конце занятия Дети прощаются, уходят. | Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность. Формирование навыков самоанализа, рефлексия собственных действий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дифференциация звуков [ш-ж] в слогах, словах и предложениях" логопедическое занятие
Логопедическое групповое занятие для обучающихся 1 специального (коррекционного) класса 7 вида....
Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях".
Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях". Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении....
Конспект логопедического занятия"Дифференциация звуков Г-К в слогах, словах, предложениях."
Цель:закрепление правильного произношения звуков [г], [к] в слогах, словах, предложениях.Задачи: Образовательные: 1.Закрепить знания детей о звуковом составе согласных г-к.2. Учить д...
Технологическая карта логопедического занятия."Дифференциация звуков р-рь в слогах,словах".
Логопедическое занятие для младших школьников ....
Групповое занятие " Дифференциация звуков Ч-Ц в слогах,словах и предложениях".
Конспект группового логопедического занятия во 2 - 3 классах на тему " Дифференциация звуков Ч- Ц в слогах,словах и предложениях"....
Логопедическое занятие «Дифференциация звуков Т-Д в слогах, словах, предложениях»
Логопедическое занятие «Дифференциация звуков Т-Д в слогах, словах, предложениях». Целью логопедического занятия является уточнение и сравнение артикуляции и звучания звук...
Конспект логопедического занятия «Дифференциация гласных А – Я в слогах, словах и предложениях».
Конспект логопедического занятия«Дифференциация гласных А – Я в слогах, словах и предложениях»....