Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация С-Ш в словах и предложениях"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация С-Ш в словах и предложениях" может быть использована при проведении занятия в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_s-sh_po_fgos.docx | 38.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логопедического занятия
Тема: Дифференциация С-Ш в словах и предложениях
1. Логопедическое заключение: Нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР III-IV уровня.
2. 1 год обучения, класс 2
3. Цель: сформировать представления обучающихся о дифференциации звуков и букв С-Ш, совершенствовать фонематические процессы, актуализировать словарный запас обучающихся.
4. Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формирование умения дифференцировать звуки С-Ш;
- формирование умения выделять корень в словах, ставить в словах ударение, делить слова на слоги;
- формирование навыка произношения скороговорок.
Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию умений обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы;
- способствовать развитию умений грамотно, точно, четко выражать свои мысли;
Коррекционно-воспитательные
- создание условий, обеспечивающих положительный интерес к изучаемой теме;
- создание условий, обеспечивающих формирование у обучающихся навыков самоконтроля; овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;
5. Оборудование: индивидуальные зеркала для проведения артикуляционной гимнастики, картинки (крыса, крыша, мишка, миска).
Этап урока | Организационно- технологический блок | Деятельность логопеда | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия |
1.Самоопределение к учебной деятельности | Задачи - организовать, подготовить, обучающихся к работе на занятии; обеспечить благоприятный микроклимат на занятии. Форма – фронтальная (групповая). Средства – языковые. Результат –готовность к занятию, положительный настрой на работу. Прием контроля –зрительный, устный. Принцип психологической комфортности. | Создает положительную мотивацию к занятию, включает учащихся в учебную деятельность. Поспешишь – людей насмешишь! Пиши – не спеши, а коль спешишь – не пиши! | Настраиваются на урок. | Личностные: развитие познавательных интересов. |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Задачи - актуализировать знания обучающихся о скороговорке. Форма – фронтальная (групповая). Средства – языковые, наглядные. Результат –воспроизведение знаний, умений. Приемы контроля устный. Принцип деятельности. | Актуализирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы учащихся. Мотивирует учащихся к пробному учебному действию (на фонематическое восприятие и представление) и его самостоятельному осуществлению. Фиксирует встречающиеся в речи детей ошибки. Логопед задает вопросы: - Что такое скороговорка? - Какие знаете скороговорки? Логопед произносит скороговорку и предлагает её повторить: Шла Саша по шоссе и сосала сушку. | Актуализируют имеющиеся знания и способы действия, фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении. Вспоминают то, что учились правильно произносить звуки, различать гласные, согласные и похожие по произношению звуки Ученики отвечают на вопросы: - Скороговорка – трудно произносимая фраза для быстрого и чёткого проговаривания - От топота копыт пыль по полю летит. Повторяют скороговорку. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков. Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. |
3. Постановка учебной задачи. Выявление места и причины затруднения. | Задача – постановка учебной задачи Форма – фронтальная (групповая). Средства – языковые. Результат –формулировка учебной задачи. Приемы контроля - устный. Принцип деятельности. | Постановка проблемного вопроса: - Почему трудно произнести скороговорку? Какие звуки чаще других в ней встречаются? | - В скороговорке чаще других встречаются звуки С-Ш, этими звуками насыщена скороговорка, поэтому её трудно произнести. - Называют тему урока: Дифференциация (сходство и различие) звуков и букв С-Ш. - Формулируют цель урока: научиться различать звуки (буквы) С-Ш и правильно их произносить (писать). | Познавательные: формулирование проблемы. Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
4.Построение проекта выхода из затруднения.
| Задача – создать алгоритм рассуждения при дифференциации звуков и букв С-Ш. Форма –фронтальная (групповая). Средства – языковые, наглядные. Результат – создание алгоритма рассуждения при выборе нужного звука и буквы. Приемы контроля – устный и письменный. Принцип –деятельности, творчества. | Логопед помогает создать алгоритм рассуждения при дифференциации звуков и букв С-Ш. С помощью подводящего диалога логопед помогает ученикам создать алгоритм рассуждения при выборе нужного звука. Работа с индивидуальными зеркалами с опорой на артикуляционные профили и тактильные ощущения. - Какие звуки – гласные или согласные? В чём сходство произношения этих звуков? - В чём различие произношения этих звуков? В каком положении находятся губы? Где находится язык? Какая воздушная струя: холодная или тёплая? Логопед предлагает схему дифференциации звуков С-Ш. - Показ букв С-Ш. На что похожи буквы? | Ученики создают алгоритм рассуждения при дифференциации звуков и букв С-Ш, используют индивидуальные зеркала, артикуляционные профили звуков, осуществляют тактильный контроль произношения звуков, тактильный контроль написания букв т-д. - Звуки согласные, глухие, произносятся без участия голоса. - Звук С: губы в улыбке, кончик языка упирается в передние зубы, по середине языка идёт холодная струя воздуха. - Звук Ш: губы вытянуты вперёд, язык в форм чашечки наверху, по середине языка идёт тёплая воздушная струя. - Буква С похожа на месяц. - Буква Ш похожа на шкаф. | Личностные: учебно-познавательный интерес к теме занятия и способам решения новой частной задачи. Познавательные: строить речевые высказывания в устной форме, проводить сравнение по заданным критериям. Познавательные: использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; структурирование знания. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
5. Первич-ное закрепле-ние с проговариванием во внешней речи.
Физкультминутка 6. Самостоя-тельная работа 7.Рефлексия | Задачи – закрепить знания на новый способ действия, с проговариванием вслух алгоритма рассуждения при дифференциации звуков и опорой на схему произношения звуков. Форма –фронтальная (групповая), подгрупповая. Средства – языковые, наглядные. Результат – выполнение задания на новый способ действия. Приемы контроля - устный, письменный. Принцип – деятельности. Задачи – закрепить знания на новый способ действия, с проговариванием вслух алгоритма рассуждения при дифференциации звуков и опорой на схему произношения звуков. Форма –фронтальная (групповая), подгрупповая, индивидуальная. Средства – языковые, наглядные. Результат – выполнение задания на новый способ действия. Приемы контроля - устный, письменный. Принцип – деятельности, творчества. Задачи – подведение итогов занятия. Форма –фронтальная (групповая). Средства – языковые. Результат – итог занятия. Приемы контроля - устный. Принцип – деятельности. | Организует выполнение заданий на новый способ действия. 1.Артикуляционная гимнастика: упражнения Заборчик. Трубочка. Качели (язык за нижними и верхними зубами). При выполнении упражнения Качели опираться на дополнительный контроль с помощью ладони: при подъёме языка вверх поднимать вверх пальцы ладони, когда язык за нижними зубами, опускать пальцы вниз. 2.Логопед предлагает ученикам по беззвучной артикуляции (беззвучному произношению) отгадать звук С-Ш. 3.Логопед записывает на доске буквы С-Ш, предлагает рисование в воздухе букв С-Ш. 4.Запись в тетрадь с опорой на стрелки: логопед на доске пишет стрелки (направление вверх- буква Ш, вниз – буква С), а ученики показывают (записывают) соответствующие буквы. 5.Произнесение вслед за логопедом (чтение) слогов. Са-ся со-сё су-сю сэ-се сы-си ша-са са-ша ша-са-ша са-ша-са шу-су су-шу шу-су-шу су-шу-су аса-аша оша-оса шка-шку ашу-асу - Прочитать только слоги с мягким согласным звуком. Какой звук может быть только твёрдым, а какой – и твёрдым, и мягким? 6. Логопед показывает картинку, просит ее назвать и выделить изучаемый звук С-Ш, используя алгоритм рассуждения и опорную схему, выбрать нужную букву и определить ее место. Крыса-крыша, мишка-миска 7.Слова записать в два столбика по наличию в слове С-Ш (задание общее). Шапка, шары, сумка, санки, кошка, суп, камыш, шалаш, сор, сапоги, соска. 8.Работа в подгруппах (парах). Найти третий «лишний»: Шоссе, машина, автобус. - Дать определение слову «шоссе» - Составить предложение из данных слов. Каждое слово поделить на слоги, поставить ударение. Подчеркнуть опасные места: удвоенное СС, ШИ. Обратить внимание на правильное произношение на конце слова СЭ. 8.Логопед произносит слова: пастух, машина, душ, шум, коса, пушок, шина, пылесос, крошки, градусник, старушка. 1.Работа в подгруппах (парах) - Отгадать ребус (кроссворд): назвать в слове звук и записать букву: Санки - 1 Автобус – 6 Машина – 3 Сумка – 4 Шапка – 5 - Дать определение слову-отгадке, поделить на слоги и поставить ударение, подобрать однокоренные слова и выделить корень. -Подобрать к слову-отгадке слова, которые отвечают на вопрос Какая? 2.Записать из них те, в которых есть С-Ш. Подчеркнуть эти буквы. 3.Графический диктант (записать графическую схему предложения и записать над схемой слова С или Ш) Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 4.Проговаривание скороговорки по схеме: сначала медленно по слогам, затем беззвучно, шёпотом, а затем вслух 3 раза с увеличением темпа.
Логопед подводит итоги занятия: - Чему учились на занятии? - В чём сходство и отличие звуков С-Ш? - Какие задания вам понравились? | Выполняют в форме коммуникативного взаимодействия задания на новый способ действия, с проговариванием вслух алгоритма рассуждения при дифференциации звуков С-Ш. Работают в тетради: запись букв С-Ш Ученики громко и четко произносят (читают) слоги. Делают вывод, что звук С может быть и твёрдым, и мягким, а звук Ш - только твёрдым. Ученики записывают слова согласно инструкции логопеда, используя алгоритм рассуждения, буквы подчеркнуть соответствующим цветом (синим). Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях. Самопроверка выполнения задания. Шоссе – дорога для автомобильного движения с твёрдым покрытием. По шоссе едут машины и автобусы. Ученики, если слышат слово со звуком С, опускают руки вниз и качают ими из стороны в сторону, если слышат слово со звуком Ш, поднимают руки вверх и шевелят пальчиками. Сушка – маленькая и очень сухая баранка Сушка – сушить, сушёный, сушилка. Ученики подбирают слова, отвечающие на вопрос какая? Большая, вкусная, аппетитная, сладкая, маковая, ванильная, съедобная, твёрдая, горелая, круглая. Ученики выполняют графический диктант, а затем запись предложения. Самопроверка. Оценка результатов деятельности учениками. Учились различать звуки и буквы С-Ш, правильно произносить звуки С-Ш, правильно записывать слова с буквами С-Ш, составлять словосочетания, предложения, подбирать однокоренные слова, определять значения слов, чётко и быстро произносить скороговорку. | Познавательные: умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: ориентировка на разнообразие способов решения задач. Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Личностые: развитие «Я-концепции» и самооценки личности; формирование границ собственного знания и «незнания» Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. |
Са-ся со-сё су-сю сэ-се сы-си Са-ся со-сё су-сю сэ-се сы-си
ша-са са-ша ша-са-ша са-ша-са ша-са са-ша ша-са-ша са-ша-са
шу-су су-шу шу-су-шу су-шу-су шу-су су-шу шу-су-шу су-шу-су
аса-аша оша-оса шка-шку ашу-асу аса-аша оша-оса шка-шку ашу-асу
Санки - 1 Автобус – 6 Машина – 3 Сумка – 4 Шапка – 5
Санки - 1 Автобус – 6 Машина – 3 Сумка – 4 Шапка – 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта логопедического занятия "Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения. Синонимы."
Логопедическая тема: Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения.Лексическая тема: Синонимы.Грамматическая тема: Части речи.Тип урока. Урок...
2017 - Технологическая карта логопедического занятия по теме: "Предложение".
В данном материале представлена технологическая карта логопедического занятия в 1-м классе по теме: "Предложение"....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова в предложении" 2 класс
Данный карта может быть использована на уроке русского языка для разграничения понятий "члены предложения" и "части речи", в рамках любого УМК во 2ом классе....
Технологическая карта логопедического занятия по теме: "Дифференциация слов-предметов. Основные грамматические категории имен существительных".
Конспект логопедического занятия для 3 класса....
Технологическая карта урока по обучению письму "Списывание слов и предложений с изученными буквами. Списывание с печатного текста" (УМК "Перспектива", 1 класс)
Цель урока: создание условий для формирования навыков у обучающихся списывания с печатного текста письменными буквами.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить знания у обучающихся о звуках и буквах в ру...
Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация звуков [ж] – [ш] в слогах, словах и предложениях».
Тема: «Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах, словах и предложениях».Возрастная группа: дети 9-10 лет с умственной отсталостью легкой степени.Форма организации: подгрупповое занят...
Технологическая карта логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».
Тема: «Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».Возрастная группа: ребенок 10 лет с умственной отсталостью легкой степени.Форма организации: индивидуальное занятие.Цель: закреплени...