Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация С-Ш в словах и предложениях"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация С-Ш в словах и  предложениях" может быть использована при проведении занятия в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_s-sh_po_fgos.docx38.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  логопедического занятия

Тема: Дифференциация С-Ш в словах и предложениях

1. Логопедическое заключение: Нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР  III-IV уровня.

2. 1 год обучения, класс 2

3. Цель: сформировать представления обучающихся о дифференциации звуков и букв С-Ш, совершенствовать фонематические процессы, актуализировать словарный запас обучающихся.

4. Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • формирование умения дифференцировать звуки С-Ш;
  • формирование умения выделять корень в словах, ставить в словах ударение, делить слова на слоги;
  • формирование навыка произношения скороговорок.

Коррекционно-развивающие:        

  • способствовать  развитию умений обобщать полученные знания, проводить   сравнение, делать выводы;
  • способствовать  развитию умений  грамотно, точно, четко выражать свои мысли;

Коррекционно-воспитательные

  • создание условий, обеспечивающих положительный интерес к изучаемой теме;
  • создание условий,  обеспечивающих формирование у обучающихся навыков самоконтроля; овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;

5.  Оборудование: индивидуальные зеркала для проведения артикуляционной гимнастики, картинки (крыса, крыша, мишка, миска).

Этап 

урока

Организационно- технологический блок

Деятельность

логопеда

Деятельность

ученика

Универсальные учебные действия

1.Самоопределение к учебной деятельности

Задачи - организовать, подготовить, обучающихся к работе на занятии; обеспечить благоприятный микроклимат на занятии.

Форма – фронтальная (групповая).

Средства – языковые.

Результат –готовность к занятию, положительный настрой на работу.

Прием контроля –зрительный, устный.

Принцип психологической комфортности.

Создает положительную мотивацию к занятию, включает учащихся в учебную деятельность.

Поспешишь – людей насмешишь!

Пиши – не спеши, а коль спешишь – не пиши!

Настраиваются на урок.

Личностные: развитие познавательных интересов.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Задачи - актуализировать знания обучающихся о скороговорке. Форма – фронтальная     (групповая).

 Средства – языковые, наглядные.

Результат –воспроизведение знаний, умений.

Приемы контроля  устный.

Принцип деятельности.

Актуализирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы учащихся.

Мотивирует учащихся к пробному учебному действию (на фонематическое восприятие и представление) и его самостоятельному осуществлению.

Фиксирует встречающиеся в речи детей ошибки.

Логопед задает вопросы:

- Что такое скороговорка?

- Какие знаете скороговорки?

Логопед произносит скороговорку и предлагает её повторить:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Актуализируют имеющиеся знания и способы действия, фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении.

Вспоминают  то, что учились правильно произносить звуки, различать гласные,  согласные и похожие по произношению звуки

Ученики отвечают на вопросы:

- Скороговорка – трудно произносимая фраза для быстрого и чёткого проговаривания

- От топота копыт пыль по полю летит.

Повторяют скороговорку.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

умение осуществлять  анализ объектов с выделением признаков.

Коммуникативные:

понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

3. Постановка учебной задачи.

Выявление места и причины затруднения.

Задача – постановка учебной задачи

Форма – фронтальная     (групповая).

 Средства – языковые.

Результат –формулировка учебной задачи.

Приемы контроля - устный.

Принцип деятельности.

Постановка проблемного вопроса:

- Почему трудно произнести скороговорку?  Какие звуки чаще других в ней встречаются?

- В скороговорке чаще других встречаются звуки С-Ш, этими звуками насыщена скороговорка, поэтому её трудно произнести.

- Называют тему урока: Дифференциация (сходство и различие) звуков и букв С-Ш.

- Формулируют цель урока: научиться различать звуки (буквы) С-Ш  и правильно их произносить (писать).

Познавательные: формулирование проблемы.

 Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Регулятивные: планировать свое действие в  соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

 

 

 

Задача – создать алгоритм рассуждения при дифференциации звуков и букв С-Ш.

Форма –фронтальная (групповая).

Средства – языковые, наглядные.

Результат – создание алгоритма рассуждения при выборе нужного звука и буквы.

Приемы контроля – устный и письменный.

Принцип –деятельности, творчества.

Логопед помогает создать алгоритм рассуждения при дифференциации звуков и букв С-Ш.

С помощью подводящего диалога логопед помогает ученикам  создать алгоритм рассуждения при выборе нужного звука. Работа с индивидуальными зеркалами с опорой на артикуляционные профили и тактильные ощущения.

- Какие звуки – гласные или согласные? В чём сходство произношения этих звуков?

- В чём различие произношения этих звуков? В каком положении находятся губы? Где находится язык? Какая воздушная струя: холодная или тёплая?

 Логопед предлагает  схему дифференциации звуков С-Ш.

- Показ букв С-Ш. На что похожи буквы?

Ученики создают алгоритм рассуждения при дифференциации звуков и букв С-Ш, используют индивидуальные зеркала,  артикуляционные профили звуков, осуществляют тактильный контроль   произношения звуков, тактильный контроль написания букв т-д.

- Звуки согласные, глухие, произносятся без участия голоса.

- Звук С: губы в улыбке, кончик языка упирается в передние зубы, по середине языка идёт холодная струя воздуха.

- Звук Ш: губы вытянуты вперёд, язык в форм чашечки наверху, по середине языка идёт тёплая воздушная струя.

- Буква С похожа на месяц.

- Буква Ш похожа на шкаф.

Личностные: учебно-познавательный интерес к теме занятия и способам решения новой частной задачи.

Познавательные: строить речевые высказывания в устной форме, проводить сравнение по заданным критериям.

Познавательные: использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; структурирование знания.

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

5. Первич-ное закрепле-ние с проговариванием во внешней речи.

 

 

 

Физкультминутка

6. Самостоя-тельная работа

7.Рефлексия

Задачи – закрепить знания на новый способ действия, с проговариванием вслух алгоритма рассуждения при дифференциации звуков и опорой на схему произношения звуков.

Форма –фронтальная (групповая), подгрупповая.

Средства – языковые, наглядные.

Результат – выполнение задания на новый способ действия.

Приемы контроля  - устный, письменный.

Принцип – деятельности.

Задачи – закрепить знания на новый способ действия, с проговариванием вслух алгоритма рассуждения при дифференциации звуков и опорой на схему произношения звуков.

Форма –фронтальная (групповая), подгрупповая, индивидуальная.

Средства – языковые, наглядные.

Результат – выполнение задания на новый способ действия.

Приемы контроля  - устный, письменный.

Принцип – деятельности, творчества.

Задачи – подведение итогов занятия. 

Форма –фронтальная (групповая).

Средства – языковые.

Результат – итог занятия.

Приемы контроля  - устный.

Принцип – деятельности.

Организует выполнение заданий на новый способ действия.

1.Артикуляционная гимнастика: упражнения Заборчик. Трубочка. Качели (язык за нижними и верхними зубами). При выполнении упражнения Качели опираться на дополнительный контроль с помощью ладони: при подъёме языка вверх поднимать вверх пальцы ладони, когда язык за нижними зубами, опускать пальцы вниз.

2.Логопед предлагает ученикам по беззвучной артикуляции (беззвучному произношению) отгадать звук С-Ш.

3.Логопед записывает на доске буквы С-Ш, предлагает рисование в воздухе букв С-Ш.

4.Запись в тетрадь с опорой на стрелки: логопед на доске пишет стрелки (направление вверх- буква Ш, вниз – буква С), а ученики показывают (записывают) соответствующие буквы.

5.Произнесение вслед за логопедом (чтение) слогов.

Са-ся  со-сё  су-сю  сэ-се  сы-си

ша-са  са-ша  ша-са-ша  са-ша-са

шу-су  су-шу  шу-су-шу  су-шу-су

аса-аша  оша-оса  шка-шку  ашу-асу

- Прочитать только слоги с мягким согласным звуком. Какой звук может быть только твёрдым, а какой – и твёрдым, и мягким?

6. Логопед показывает картинку, просит ее назвать и выделить изучаемый звук С-Ш, используя алгоритм рассуждения и опорную схему, выбрать нужную букву и  определить ее место.

Крыса-крыша, мишка-миска

7.Слова записать в два столбика по наличию в слове С-Ш (задание общее).

Шапка, шары, сумка, санки, кошка, суп, камыш, шалаш, сор, сапоги, соска.

8.Работа в подгруппах (парах). Найти третий «лишний»: 

Шоссе, машина, автобус.

- Дать определение слову «шоссе»

- Составить предложение из данных слов. Каждое слово поделить на слоги, поставить ударение. Подчеркнуть опасные места: удвоенное СС, ШИ. Обратить внимание на правильное произношение на конце слова СЭ.

8.Логопед произносит слова: пастух, машина, душ, шум, коса, пушок, шина, пылесос, крошки, градусник, старушка.

1.Работа в подгруппах (парах)

- Отгадать ребус (кроссворд): назвать в слове звук и записать букву: Санки - 1  Автобус – 6   Машина – 3    Сумка – 4  Шапка – 5

- Дать определение слову-отгадке, поделить на слоги и поставить ударение, подобрать однокоренные слова и выделить корень.

-Подобрать к слову-отгадке слова, которые отвечают на вопрос Какая?

2.Записать из них те,  в которых есть С-Ш. Подчеркнуть эти буквы.

3.Графический диктант (записать графическую схему предложения и записать  над схемой слова С или Ш)

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

4.Проговаривание скороговорки по схеме: сначала медленно по слогам, затем беззвучно, шёпотом, а затем вслух 3 раза с увеличением темпа.

 

Логопед подводит итоги занятия:

- Чему учились на занятии?

- В чём сходство и отличие звуков С-Ш?

- Какие задания вам понравились?

Выполняют в форме коммуникативного взаимодействия задания на новый способ действия, с проговариванием вслух алгоритма рассуждения при дифференциации звуков С-Ш.

Работают в тетради: запись букв С-Ш

Ученики громко и четко произносят (читают) слоги.

Делают вывод, что звук С может быть и твёрдым, и мягким, а звук Ш - только твёрдым.

Ученики записывают слова согласно инструкции логопеда, используя алгоритм рассуждения, буквы подчеркнуть соответствующим цветом (синим).

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

Самопроверка выполнения задания.

Шоссе – дорога для автомобильного движения с твёрдым покрытием.

По шоссе едут машины и автобусы.

Ученики, если слышат слово со звуком С, опускают руки вниз и качают ими из стороны в сторону, если слышат слово со звуком Ш, поднимают руки вверх и шевелят пальчиками.

Сушка – маленькая и очень сухая баранка

Сушка – сушить, сушёный, сушилка.

Ученики подбирают слова, отвечающие на вопрос какая? Большая, вкусная, аппетитная, сладкая, маковая, ванильная, съедобная, твёрдая, горелая, круглая.

Ученики выполняют графический диктант, а затем запись предложения.

Самопроверка.

Оценка результатов деятельности учениками.

Учились различать звуки и буквы С-Ш, правильно произносить звуки С-Ш, правильно записывать слова с буквами С-Ш, составлять словосочетания, предложения, подбирать однокоренные слова, определять значения слов, чётко и быстро произносить скороговорку.

Познавательные: умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей.

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: ориентировка на разнообразие способов решения задач.

Регулятивные: саморегуляция. 

Коммуникативные:  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностые: развитие «Я-концепции» и самооценки личности; формирование границ собственного знания и «незнания»

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Са-ся  со-сё  су-сю  сэ-се  сы-си                                        Са-ся  со-сё  су-сю  сэ-се  сы-си

ша-са  са-ша  ша-са-ша  са-ша-са                                    ша-са  са-ша  ша-са-ша  са-ша-са

шу-су  су-шу  шу-су-шу  су-шу-су                                    шу-су  су-шу  шу-су-шу  су-шу-су

аса-аша  оша-оса  шка-шку  ашу-асу                             аса-аша  оша-оса  шка-шку  ашу-асу

Санки - 1  Автобус – 6   Машина – 3    Сумка – 4    Шапка – 5

Санки - 1  Автобус – 6   Машина – 3    Сумка – 4    Шапка – 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия "Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения. Синонимы."

Логопедическая тема:  Развитие языкового анализа и синтеза   на уровне слова, предложения.Лексическая тема:   Синонимы.Грамматическая тема: Части речи.Тип урока. Урок...

2017 - Технологическая карта логопедического занятия по теме: "Предложение".

В данном материале представлена технологическая карта логопедического занятия в 1-м классе по теме: "Предложение"....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова в предложении" 2 класс

Данный карта может быть использована на уроке русского языка для разграничения понятий "члены предложения" и "части речи", в рамках любого УМК во 2ом классе....

Технологическая карта урока по обучению письму "Списывание слов и предложений с изученными буквами. Списывание с печатного текста" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: создание условий для формирования навыков у обучающихся списывания с печатного текста письменными буквами.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить знания у обучающихся о звуках и буквах в ру...

Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация звуков [ж] – [ш] в слогах, словах и предложениях».

Тема: «Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах, словах и предложениях».Возрастная группа: дети 9-10 лет с умственной отсталостью легкой степени.Форма организации: подгрупповое занят...

Технологическая карта логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».

Тема: «Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».Возрастная группа: ребенок 10 лет с умственной отсталостью легкой степени.Форма организации: индивидуальное занятие.Цель: закреплени...