Слова, обозначающие признаки предметов
план-конспект занятия по логопедии (1, 2 класс)
Открытое логопедическое занятие по теме "Слова, обозначающие признаки предметов" с учащимися 1-2 классов с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_slova_oboznachayushchie_priznaki_predmetov._antonimy.docx | 34.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.
СЛОВА АНТОНИМЫ.
Учитель логопед Ерышева О.Н.
2022-2023 учебный год
ЦЕЛЬ: Закрепление умения выделять в речи слова, обозначающие признак предмета, а также внимание к словам, противоположным по значению.
Задачи:
Образовательные - формировать умение ставить вопрос к слову, обозначающему признак предмета. Учить подбирать к словам названиям предметов названия их признаков. Закреплять навыки
слогового анализа и синтеза слов, формировать навыки чтения.
Коррекционно-развивающие – развивать зрительное восприятие, пространственные ориентировки; развивать память, внимание, снижать психоэмоциональное напряжение; развитие связной речи.
Воспитательные – воспитывать навыки учебного поведения; формировать трудолюбие, доброжелательность, активизировать воображение и фантазию детей.
- Орг.момент. Сядет тот, кто узнает по описанию кто или что это?
Холодный, белый, пушистый (снег)
Бурый, косолапый, неуклюжий (медведь)
Старательный, послушный, вежливый (ученик)
Серый, зубастый, голодный (волк)
Маленькая, серенькая, пугливая (мышка)
Ветвистая, зеленая, колючая (ель)
Новая, интересная, библиотечная (книга)
Старый, кирпичный, четырехэтажный (дом) (САДЯТСЯ)
Ребята, отгадайте загадку. « Когда это бывает?»
Если снег повсюду тает,
День становится длинней.
Если всё зазеленело и в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит.
Если птицам не до сна,
Если стал теплее вечер,
Значит к нам пришла … (Весна)
Логопед: - Почему весну называют прекрасным временем года? (потому что никогда не бывает столько перемен в природе, как весной. Природа с каждым днем всё больше и больше прихорашивается. Она пробуждается, расцветает, звенит, поёт на все голоса.
1.Подбор слов по вопросам. Логопед задает вопрос.
Весна (какая?) Ранняя, поздняя, дружная, теплая
Солнце(какое?) Яркое,теплое
Небо(какое?) Чистое, ясное, голубое, безоблачное
Снег (какой?) Рыхлый, мокрый, серый, талый
Почки (какие?) Липкие, клейкие, маленькие
Листочки (какие?) душистые, нежные, зелёные, молодые
2.Прочитать стих. с доски.(вместе)
Всех разбудила ранняя весна,
Проснулась даже старая сосна
Стряхнули сон задумчивые ели
И звонко птички певчие запели.
Повторить подчеркнутые слова. - На какой вопрос отвечают эти слова? - Как эти слова называются?( слова признаки предметов).
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ . Сообщение от Царицы Грамматики. Раздать задания
3.Прочитать текст А и Б.
А. Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.
Б. Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.
Логопед: - О чём был 1 текст?(о весне). - А второй текст? (тоже о весне). -Можно ли считать тексты одинаковыми?(и да и нет). –Чем же отличается 1-й текст от 2-го?(наличие слов- признаков, с ними текст более выразительный и красивый. Слова признаки нужны для описания предметов, с их помощью можно описать у слов цвет, величину, вкус, форму, состояние предметов и действий).
4. «Измени слова по образцу»
Что? Какой?
Лень Ленивый
Храбрость
Ночь
Утро
Ум
Ложь
Дидактическая игра «Назови какие» (образ.относит. прилагательных).
Крыша из железа - …., дом из кирпича - …, лента из шелка - …, варенье из клубники - …, суп из рыбы - … сок из яблок - … платье из шерсти - …
5.Прочитать по стрелкам пословицу.
(Горькая правда лучше сладкой лжи).
–Как вы понимаете смысл этих пословиц?
- Найдите слова признаки? Сегодня мы вспомним как называются такие слова. А помогут нам в этом два замечательных клоуна Кузя и Филя.
На улице прохладно. Клоуны были одеты по разному.
Кузя: Ну и жаркий день!
Филя: А я белый от холода.
Кузя: Ты что такой кислый?
Филя:А ты что сладкий?
Кузя: Нет, я бодрый! А что мы всё спорим: жаркий-холодный, красный-белый, кислый-сладкий. Очень интересные пары слов получились. Может они как-нибудь называются?
Филя: Конечно, это слова спорщики, как мы с тобой.
Логопед: -Ребята, а вы знаете, как называют эти слова?
(На доске вывешивается карточка АНТОНИМЫ)
Антонимами называют разные по звучанию слова с противоположным значением.
Назвать антонимы с доски.
1.На доске пары слов: Белый – черный
Узкий – широкий
Умный – глупый
Бедный – богатый
Добрый – смелый (значение разное)
-Какая пара слов не является антонимами?
( Картинки на доске (грач, ворона, воробей).
Грач черный, а ворона …(серая).
У грача клюв длинный, а у воробья …(короткий).
Грач – перелётная птица, а ворона …(зимующая).
- Разгадайте кроссворд, вставив в клеточки антонимы.
1.Пассивный ученик - …ученик. 2. Высокий дом - …домик. 3.Тонкая палка - ….4. Тупой карандаш -….5. Старая сказка - …история.6.Скучный фильм – 7.Слон большой – мышка…
6а. кроссворд №2
Физкультминутка для глаз. «ЗМЕЙКА»
Вспомним историю про Незнайку и его друзей.
- Сравните Знайку и Незнайку.
Слова.- Опрятный, чистый, аккуратный (слова разные, но похожи по смыслу).
-Грязный, неряшливый, неаккуратный
Игра «Скажи наоборот»
Логопед: -Незнайка ленивый – (дети отвечают). Знайка трудолюбивый. Незнайка грубый - …вежливый. Глупый - …умный. Легкомысленный – ..серьёзный. Хвастливый – ..скромный.
- Ребята у друзей Незнайки пропали вещи. Помогите их найти.
Подберите к словам предметам слова-признаки предметов. (сложите из слогов данных «вразбивку»)
Прочитать и поставить вопрос (какой?, какая?)
8а. «Кто какой?» (Прочитать слова признаки и слова предметы. Соединить слова из левого столбика со словами из правого).
Жадный олень
Трусливый медведь
Хитрая еж
Пушистая змея
Неуклюжий лиса
Рогатый заяц
Колючий волк
Ядовитая белка
Задание на компьютере « Антонимы»
- Прочитать ещё одну пословицу по стрелкам.
Маленькое дело, лучше большого безделья.
Инсценировка басни И.А. Крылова «Стрекоза и воробей»
Итог: - О каких словах сегодня мы говорили?
-Для чего нужны слова признаки предметов?(для описания и уточнения )предметов
ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.
СЛОВА АНТОНИМЫ.
Учитель логопед Ерышева О.Н.
2022-2023 учебный год
ЦЕЛЬ: Закрепление умения выделять в речи слова, обозначающие признак предмета, а также внимание к словам, противоположным по значению.
Задачи:
Образовательные - формировать умение ставить вопрос к слову, обозначающему признак предмета. Учить подбирать к словам названиям предметов названия их признаков. Закреплять навыки
слогового анализа и синтеза слов, формировать навыки чтения.
Коррекционно-развивающие – развивать зрительное восприятие, пространственные ориентировки; развивать память, внимание, снижать психоэмоциональное напряжение; развитие связной речи.
Воспитательные – воспитывать навыки учебного поведения; формировать трудолюбие, доброжелательность, активизировать воображение и фантазию детей.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Употребление слов, обозначающих признаки предметов в предложении и в тексте.
Грамматика, правописание и развитие речи ( письмо и развитие речи) для воспитанников с отклонениями в развитии ...
Методическая разработка конспекта нетрадиционного урока-экскурсии в "Музей сказок" по теме "Слова, обозначающие признак предмета"
Урок построен с учетом актуальности здоровьесберегающих технологий, с использованием нетрадиционных методических приемов арт-педагогики: сказкотерапии, арт-терапии, хромотерапии. Речевой материал разм...
Конспект урока русского языка по теме "Слова, обозначающие признаки предметов".
Урок призван упражняться в подборе слов – признаков, повторять словарные слова; развивать внимание, каллиграфический навык, орфографическую зоркость, умение работать в группе, выразительность устной р...
Разработка урока русского языка по теме "Понятие о словах, обозначающих признаки предметов
Проблемный урок по русскому языку по теме "Понятие о словах, обозначающих признаки предметов" во 2 класса...
Тема: «Понятие о словах, обозначающих признаки предметов».
Познакомить со словами, отвечающими на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?; углубить представление о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов....
Урок русского языка 2 класс.Понятия о словах,обозначающих признаки предметов
Цели урока: -познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов. отвечающими на вопросы какой?, какая?. какое?. какие? и их ролью в речи-формировать умение ставить вопрос к п...
план-конспект урока на тему " Согласование слов, обозначающих признаки предметов со словами- предметами"
Учить детей постановке вопросов к словам-признакам....