Употребление слов, обозначающих признаки предметов в предложении и в тексте.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Мяльдзина Зинаида Александровна
Грамматика, правописание и развитие речи ( письмо и развитие речи) для воспитанников с отклонениями в развитии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.urok_.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   Муниципальное  

                                                                   специальное  ( коррекционное )  образовательное  

                                                                   учреждение  для  обучающихся,   воспитанников  

                                                                   с  отклонениями  в  развитии

                                                                   Коробчеевская  специальная  (коррекционная)

                                                                   Общеобразовательная  школа – интернат  8 вида

Грамматика,  правописание  и  развитие  речи

( письмо  и  развитие  речи)      3 – а класс.

Тема.  Употребление  слов,  обозначающих  признаки  предметов    

             в  предложении  и  в  тексте.

             17.03.200

                                                        Учитель  высшей  квалификационной  категории

                                                        Мяльдзина  Зинаида  Александровна

Цели:

  • Упражнять  учащихся  в  выделении  слов,  обозначающих  признаки  предметов  в  предложении  и  в  тексте.
  • Продолжать  работу  по  формированию  орфографической  зоркости  учащихся.
  • Продолжать  работу  по  коррекции  произносительной  и  письменной  стороны  речи,  памяти,  внимания,  мышления.
  • Продолжать  работу  по  расширению   представления  о  наиболее  распространенных  продуктах – источниках  витаминов.

Наглядный  материал  к  уроку:

  • Схема – опора  по  теме  урока:

Сегодня  на  уроке

Предмет                                  Кто? Что?                         ______________

Действие предмета               Что  делает? (- ют?)

                                                  Что  делал?         ______________

                                                  Что  сделал? ( - ет?)        ______________

                                                  Что  будет  делать?

                     Признак  предмета                Какой?  Какая?

                                                                        Какое?  Какие?

  • Предметная  картинка  с  изображением  капусты.
  • Кочан  капусты.
  • Квашеная  капуста.
  • Одноразовая  посуда.
  • Маски  лисы  и  зайца.
  • Карточки  со  словарными  словами:  овощ, морковь,  капуста,  заяц.
  • Карточки  для  домашнего  задания (по  количеству  учащихся).

Любимый  овощ.

( Рассказ – описание.)

План:

1.Название  овоща.  Что  это?

2.Где  этот  овощ  растет?

3.Какой  формы  овощ?

4.Какого  цвета?

5.Какой  на  вкус?

6.Какой  на  ощупь?

7.Что  можно  из  этого  овоща  приготовить

            1.Организационный  момент.

(Правило  посадки  при  письме,  запись  числа).

             2.Сообщение  темы  и  целей  урока.

3.Работа  по  теме  урока:

а)  Актуализация  знаний  учащихся.

     Вопросно – ответная  беседа.  По  ходу  беседы  на  доску  выставляется  

    схема – опора  по  теме  урока.

    В  русском  языке  есть  слова,  которые  обозначают  предметы.  

    - На какие  вопросы  они  отвечают?  Как  выделяем  на  письме?    

      Приведите  примеры.

    - Что  обозначают  слова,  которые  отвечают  на  вопросы: что  делает?  

      Что  делают?  Что  делал?  Что  сделал?  Что  сделает?  Что  будет  

      делать?  Приведите  примеры.  Как  выделяем  на  письме?

    -  На  какие  вопросы  отвечают  слова,  которые  обозначают  признаки  

       предмета?  Приведите  примеры.  Как  выделяем  на  письме?

 б)  Проверка  домашнего  задания.

      ( Дети  записывали  признаки  предмета  по  плану: предмет  (лук),    

       форма, цвет,  вкус.  Устно:  употребление  и  полезность  для    

       организма.)  Оценка  выполненной  работы.

 в)  Работа  с  учебником.  Упр.25 с.187

  • Вопросно – ответная  беседа:

      - Кто  изображен  на  картинке?

      - Где  живут  эти  животные?  

      - Какие  это  животные?

      - Назовите  черты  характера  зайца,  лисы.

      - В  каких  сказках  встречаются  эти  звери?

  • Чтение  задания  №1  к  упражнению  и  его  выполнение

( Чтение  учащимися  текста  упражнения  про  себя,

  образец  учителя).

  • Чтение  уч –ся  текста  по  ролям  с  использованием  масок  героев.
  • Чтение  и  выполнение  задания  №2.
  • Читаем  и  выполняем  задание  №3 с.188.

  - Самостоятельная  запись  ответов  на  вопросы  задания   (мальчики  записывают  предложение  о  зайце,  девочки – о лисе).

  - Проверка.  Дети  читают  полученные  ответы  и  выделяют  предметы  и  признаки  предметов.

 

 - А  сейчас  я  предлагаю  вам  отдохнуть.

Физпауза.

Мы,  ребята,  потрудились,                             ( Движения  в  соответствии  с

                                                                                текстом)

На  уроке  мы  учились.

Не  пора  ли  нам  размяться  

И  немного  посмеяться?

Превратимся  в  зайчиков!

Приседайте, мальчики!

Приседайте, девочки,

Девочки – припевочки.

Потрясем  теперь  руками:

Наши  пальчики  устали,

И  наклоны  нам  полезны –

Физкультуре  будем  верны.

Мы  немножко  отдохнули,

Очень  глубоко  вздохнули,

Косточки  свои  размяли

И  учиться  снова  стали.

  • Вопросно – ответная  беседа.

- Чем  любит  лакомиться  заяц?

- Чем  полезна  морковь? Назовите  признаки  предмета  морковь.

  • Сообщение  дополнительного  материала   о  капусте.

(Выставляются  на  магнитной  доске  словарные  слова – морковь, капуста, овощи,  заяц).

Капуста.  

У  этого  древнего  овоща  множество  родственников.  Есть  капуста  краснокочанная,  цветная,  брюссельская,  кольраби  (показ  демонстрационного  материала).  Все  по-своему  хороши, вкусны  и  полезны  для  здоровья.

Но  мой  рассказ – о старейшине  и  главе капустного семейства,  о  самой  популярной  у  нас  капусте – белокочанной.

               г)  Работа  в  тетрадях.

                    У  вас  в  тетрадях  нарисован  контур  белокочанной  капусты.

Кочан  капусты  похож  на  голову,  а  по-латыни  голова  называется  «капут»,  отсюда  и  произошло  слово  «капуста».

Какого  цвета  капуста?

Пока  вы  будете  раскрашивать, я  расскажу  немного  об  этом  овоще.

Рассказ  учителя.

С давних  пор  белокочанная  капуста – народная  любимица.  В  старину  русская  деревня  почти  круглый  год  кормилась  капустой,  которую  можно  заквасить,  запасти  впрок.

Кочан  капусты  похож  на  голову,  а  по-латыни  голова  называется  «капут»,  отсюда  и  произошло  слово  «капуста».

     В  капусте  много  минеральных  солей,  сахаров, богатый  набор витаминов.  Больше  всего  полезных  веществ  содержится  в  кочерыжке.

А  вот  каротин – витамин  роста – находится  во  внешних зеленоватых  листьях.

Особенно  много  в  капусте  витамина  С,  больше,  чем  в  лимонах  и  мандаринах.

Капуста  обладает  важными  лечебными  свойствами.  Давно  народная  медицина  использует  ее  как  болеутоляющее  и  смягчающее  средство.  

Установлено,  что  капуста  хорошо  очищает  и  увлажняет  воздух.  Если  в  вашей  квартире  сухо,  можно  вырастить  в  горшочках  несколько  растений  капусты.

                                   

                    Элементы  чистописания:  прописная  и  строчная  К, к.  Обратить  

                    внимание  на  элемент  буквы:  прямая  наклонная палочка    

                    с  закруглением  вверху  и  внизу.

                    Теперь  назовем  и  запишем  признаки  к  предмету  капуста.

                    О  чем  говорится?  Поставим  вопрос.  (Что?  Капуста -  запись  на  

                    доске  и  в  тетрадях).

                    На  какие  вопросы  отвечают  слова,  которые  обозначают  признаки  

                    предмета?

                    Поставим  вопрос  от  слова  капуста. Запишем.

                    (Что?)  Капуста  (какая?)

                    Называем  и  записываем  признаки  по  плану:  форма,  цвет,  вкус.

                    ( Дети  работают  в  тетрадях  и  по  очереди  у  доски. Одновременно    

                      идет  работа  по  предупреждению  ошибок  в  написании  слов:  

                      капуста – словарное  слово  пишется  с  а;  

                      зеленая – безударная  е,  проверочное  слово  зелень;

                      сочная –чк,  чн.   – Какой  звук  всегда  мягкий?;

                      сладкая – сладенькая  (парные  звонкие  и  глухие  согласные)  и  т. д.

 

  Квашеная  капуста,  ребята,   приобретает  новые  полезные  свойства,  лучше  усваивается  организмом.  При  квашении  полностью  сохраняется  витамин  С.

Физпауза.  А  теперь, ребята,  давайте  отдохнем  и  заготовим  квашеную  капусту.

  • « Капуста »

Координация  речи  с  движением,  

Работа  над  темпом  и  ритмом  речи.

Тук!  Тук!  Тук!  Тук!                                   ( Ритмичные  удары  ребром  ладоней по столу).

Раздается  в  доме  стук.

Мы  капусту  нарубили,

Перетерли,                                                      ( Хватательные  движения  обеими  руками),

Посолили                                                         ( Указательный  и  средний  пальцы  труться  о  

                                                                             большой).

И  набили  плотно  в  кадку.                       (  Удары  обеими  руками  по  столу).

Все  теперь  у   нас  в  порядке.                  (  Отряхивают  руки).

Итак, ребята,  мы  с  вами  заготовили  квашеную  капусту.  

(Показ  учителем  квашеной  капусты).

Вы  ее  покушаете  на  перемене,  после  того  как  помоете  руки.

- А для  чего  надо  мыть  руки?

- Мы  с вами  заготовили  капусту.  А  где  можно  ее  купить?

              д)  Работа  по коррекции   развития  устной  и  письменной  связной  речи  

              учащихся:  

  •  Составим  об  этом  предложение  по  схеме:

_____   _____   __                    ______                и               предм. карт. с изобр

                                                                                                                                      капусты.

     (Мама  купила  в  овощной  палатке  свежую  и  квашеную  капусту.)

- Запись  предложения  детьми  на  доске  и  в  тетрадях  после  работы  по  предупреждению  орфографических  ошибок.

- Деление  слов  на  слоги  для  переноса:  купила,  овощной, свежую.

- Актуализация  знаний  о  капусте. Чем  полезна  капуста?

- Какие  еще  блюда  можно  приготовить  из  капусты?

  •   Сейчас  поучимся  правильно  употреблять  словосочетания  в  устной  речи  с  помощью  игр:

Игра  « Названия   соков».

Цель:  образование  прилагательных  от  названий  овощей.

Сок  из  огурца – огуречный  сок

Сок  из  свеклы – свекольный  сок

Сок  из  лука – луковый  сок

Сок  из  помидоров – томатный сок

Сок  из  капусты – капустный  сок

Сок  из  тыквы -  тыквенный  сок

Сок  из  моркови – морковный  сок

Игра  «  ОДИН,   МНОГО»

Цель:  образование  от  единственного  числа  существительных  множественного  числа.

Луковица – луковицы.                    Перец – перцы.

Огурец – огурцы.                            Кочан – кочаны.

Морковка – морковки.                    Горошина – горошины.

Свекла – свеклы.                             Стручок – стручки.

Кабачок – кабачки.

Игра  « Посчитай».

Цель:  согласование  названий  овощей  с  числительными.

  1. помидора – 5  помидоров                 2 кочана  капусты – 5 кочанов  капусты
  1. огурца – 5 огурцов                            2  головки  чеснока – 5 головок  чеснока
  1. кабачка – 5 кабачков                         2 дольки  чеснока – 5 долек  чеснока
  1. перца – 5 перцев                                1 стручок  гороха -5 стручков  гороха

2    свеклы – 5 свекол                             1  горошина – 5 горошин

            4.   Итог  урока.

Оценка  работы  детей  на  уроке.

                  5.Домашнее  задание.  Описать  любой  овощ  по  плану:

           Любимый  овощ.

               ( Рассказ – описание.)

           План:

1.Название  овоща.  Что  это?

2.Где  этот  овощ  растет?

3.Какой  формы  овощ?

4.Какого  цвета?

5.Какой  на  вкус?

6.Какой  на  ощупь?

7.Что  можно  из  этого  овоща  приготовить?

            Дополнительный материал для урока

Любимый  овощ.

( Рассказ – описание.)

План:

  1. Название  овоща.  Что  это?
  2. Где  этот  овощ  растет?
  3. Какой  формы  овощ?
  4. Какого  цвета?
  5. Какой  на  вкус?
  6. Какой  на  ощупь?
  7. Что  можно  из  этого  овоща  приготовить?

Любимый  овощ.

( Рассказ – описание.)

План:

  1. Название  овоща.  Что  это?
  2. Где  этот  овощ  растет?
  3. Какой  формы  овощ?
  4. Какого  цвета?
  5. Какой  на  вкус?
  6. Какой  на  ощупь?
  7. Что  можно  из  этого  овоща  приготовить?

Любимый  овощ.

( Рассказ – описание.)

План:

  1. Название  овоща.  Что  это?
  2. Где  этот  овощ  растет?
  3. Какой  формы  овощ?
  4. Какого  цвета?
  5. Какой  на  вкус?
  6. Какой  на  ощупь?
  7. Что  можно  из  этого  овоща  приготовить?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ.

  • « Капуста »

Координация  речи  с  движением,  

Работа  над  темпом  и  ритмом  речи.

Загадка:  Она  растет  у  вас  на  грядке,

                 Одета  в  шумные  шелка,

                 Мы  для  нее  готовим  кадки

                 И  крупной  соли  полмешка.

Тук!  Тук!  Тук!  Тук!                                   ( Ритмичные  удары  ребром  ладоней по столу).

Раздается  в  доме  стук.

Мы  капусту  нарубили,

Перетерли,                                                      ( Хватательные  движения  обеими  руками),

Посолили                                                         ( Указательный  и  средний  пальцы  труться  о  

                                                                             большой).

И  набили  плотно  в  кадку.                       (  Удары  обеими  руками  по  столу).

Все  теперь  у   нас  в  порядке.                  (  Отряхивают  руки ).

Мы,  ребята,  потрудились,                             ( Движения  в  соответствии  с

                                                                                текстом)

На  уроке  мы  учились.

Не  пора  ли  нам  размяться  

И  немного  посмеяться?

Превратимся  в  зайчиков!

Приседайте, мальчики!

Приседайте, девочки,

Девочки – припевочки.

Потрясем  теперь  руками:

Наши  пальчики  устали,

И  наклоны  нам  полезны –

Физкультуре  будем  верны.

Мы  немножко  отдохнули,

Очень  глубоко  вздохнули,

Косточки  свои  размяли

И  учиться  снова  стали.

Игра  « Названия   соков».

Цель:  образование  прилагательных  от  названий  овощей.

Сок  из  огурца – огуречный  сок

Сок  из  свеклы – свекольный  сок

Сок  из  лука – луковый  сок

Сок  из  помидоров – томатный сок

Сок  из  капусты – капустный  сок

Сок  из  тыквы -  тыквенный  сок

Сок  из  моркови – морковный  сок

 

Игра  « Кто  назовет  больше  качеств»

Цель: согласование  существительных  и  прилагательных,  обозначающих  цвет, форму,  размер, вкус.

Цвет – красный, оранжевый,  зеленый…

Вкус – кислый, сладкий,  горький…

Форма – круглая,  овальная,  треугольная…

Поверхность – гладкая, шершавая,  неровная…

Игра  «  ОДИН,   МНОГО»

Цель:  образование  от  единственного  числа  существительных  множественного  числа.

Луковица – луковицы.                    Перец – перцы.

Огурец – огурцы.                            Кочан – кочаны.

Морковка – морковки.                    Горошина – горошины.

Свекла – свеклы.                             Стручок – стручки.

Кабачок – кабачки.

Игра  « Посчитай».

Цель:  согласование  названий  овощей  с  числительными.

  1. помидора – 5  помидоров                 2 кочана  капусты – 5 кочанов  капусты
  1. огурца – 5 огурцов                            2  головки  чеснока – 5 головок  чеснока
  1. кабачка – 5 кабачков                         2 дольки  чеснока – 5 долек  чеснока
  1. перца – 5 перцев                                1 стручок  гороха -5 стручков  гороха

2    свеклы – 5 свекол                             1  горошина – 5 горошин

Капуста.  

С давних  пор  белокочанная  капуста – народная  любимица.  В  старину  русская  деревня  почти  круглый  год  кормилась  капустой,  которую  можно  заквасить,  запасти  впрок.

Кочан  капусты  похож  на  голову,  а  по-латыни  голова  называется  «капут»,  отсюда  и  произошло  слово  «капуста».

 Корни  подают  из  земли  воду  растению, листья  ее  тратят.  В  кочане  их  множество,  тесно  прижатых  друг  к  другу:  «сорок  одежек  и  все  без  застежек».  За  сутки  из  них  улетучивается  полведра  воды.

Привольно  капусте  на  русской  равнине,  где  летом  и  осенью  частые  дожди.  Холода  капуста  не  боится.

Капуста  любит  воду  да  хорошую  погоду.

Капуста  последняя  из  огорода  уходит.

Капустные  поля.

Капустная  рассада.

Капустные  котлеты.

Прилагательные:  сочная,  вкусная,  сладкая,  свежая,  квашеная,  кислая,  цветная,  белокочанная,  ранняя,  поздняя,  полезная…капуста.

Глаголы:  сажать,  поливать,  хранить,  рубить,  тушить,  солить,  покупать,  любить…капусту.

В  капусте  много  минеральных  солей,  сахаров, богатый  набор витаминов.  Больше  всего  полезных  веществ  содержится  в  кочерыжке.

А  вот  каротин – витамин  роста – находится  во  внешних зеленоватых  листьях.

Особенно  много  в  капусте  витамина  С,  больше,  чем  в  лимонах  и  мандаринах.

Квашеная  капуста  приобретает  новые  полезные  свойства,  лучше  усваивается  организмом.  При  квашении  полностью  сохраняется  витамин  С.

Капуста  обладает  важными  лечебными  свойствами.  Давно  народная  медицина  использует  ее  как  болеутоляющее  и  смягчающее  средство.  Очень  полезен  сок    квашеной  капусты,  в  котором  содержится  молочная  кислота, для  людей  с  сахарным  диабетом, а для  людей  с  проблемами  желудочно-кишечного  тракта  -  сок  из  свежей  капусты.

Капусту  можно  использовать  и  для  хозяйственных  целей.  Алюминиевую  посуду  хорошо  чистить  листьями  капусты  с  древесной  золой,  а  затем  протирать  фланелью.  Рассол  квашенной  капусты – прекрасное  средство  для  освежения  красок  ковра  его  трут  куском  марли,  смоченной  в  рассоле.

Установлено,  что  капуста  хорошо  очищает  и  увлажняет  воздух.  Если  в  вашей  квартире  сухо,  можно  вырастить  в  горшочках  несколько  растений  капусты.

Блюда  из  капусты.

К А П У С Т А

М О Р К О В Ь

З А Я Ц

П И Р О Ж К И

 

И С П Е Ч Ь

 

О В О Щ И