Слова, обозначающие действия предметов
план-конспект занятия по логопедии (1, 2 класс)
Открытое занятие по логопедии с учащимися 1-2 классов с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slova-deystviya.doc | 448.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА
учитель-логопед Ерышева О.Н.
г.Дзержинск, 2023 год.
Цели:
1.Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
2.Формирование представлений учащихся о словах, обозначающих действия предметов.
3. Практическое усвоение соотнесения глаголов с существительными и подбора к существительным соответствующих глаголов.
4. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.
5. Активизация и уточнение словаря по теме «Профессии».
- Орг.момент. Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос «что делает?» по своей картинке и назовет свое слово-действие.
Установка. Логопед НАЧИНАЕТ ФРАЗУ. дети заканчивают.
НА ЗАНЯТИИ НАШИ ГЛАЗА ВНИМАТЕЛЬНО СМОТРЯТ И ВСЁ …(видят), УШИ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЮТ И ВСЕ ….(слышат), ГОЛОВА ХОРОШО…. (думает).
А чтобы вы хорошо работали на занятии сделаем массаж пальчиков.
(Пальчиковая гимнастика)
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. – Ребята, я предлагаю вам подумать и сказать, что делают ученики на уроке. Отвечать одним словом. (читают, пишут , решают, занимаются, рисуют, лепят, думают, вырезают….)
СЛОВА, КОТОРЫЕ ВЫ НАЗВАЛИ, ОБОЗНАЧАЮТ ДЕЙСТВИЕ. Мы будем называть их слова-действия.
Логопед: -Дети, посмотрите на этот чудесный цветок. А кто из вас знает, из какой сказки он к нам попал?
Дети.- Из сказки «Цветик-семицветик».
Логопед:
- Вы правы, действительно, этот цветок из сказки «Цветик-семицветик».
Валентина Катаева.
-Это не простой цветок, а волшебный. А почему он волшебный?
Дети:
-Цветок волшебный, потому что выполняет желания.
Логопед:
-В сказке «Цветик-семицветик» помогал выполнять желания Жени, а сегодня мы будем выполнять её задания , которые она спрятала в цветке.
И так , начинаем.(Логопед отрывает первый лепесток).
1. Сейчас для вас задание на лепестке.«Отгадай». Я называю слова-действия, а вы скажете про кого они.
- Спит, лакает, мяукает.(кошка) Повтори,что делает кошка,слова-действия
-Летит, жужжит, жалит.(Пчела) Повтори, что делает пчела?
-Прыгает, летает, чирикает.(воробей) Повтори, что делает воробей?
-Лает, кусает, грызет.(собака) Повтори, что делает собака?
2 .- Первый лепесток мы с вами уже сорвали.
-Какой теперь лепесток нам надо сорвать ?(Дети: «Нам надо сорвать второй лепесток.)
Логопед -Прослушать ряд слов и только на слово-действие поднять карточку с двумя черточками.
Упраж-ие на развитие слухового внимания и памяти.
а)Свистит, соловей, кружит, идет, ручка, сумка, несет, лодка, дождь, волк, говорит, льет, солнце, сияет, человек, ходит, умывается
б)«4-лишний» Назвать лишнее слово.
- Пишет,решает, ученик, читает. (ученик)
-Летает, плавает, ползает, дверь. (дверь)
-Идет, стучит, мохнатый, ест.(мохнатый)
- Плачет, смеется, играет, красный.(красный)
3.Какой лепесток следующий? (Дети: -Третий) Работа с карточками. Подберите как можно больше действий к предметам, ответив на вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ?
(карточка на доске; медведь, автобус, рак, самолёт)
3. - Ребята, а какой следующий по счету лепесток надо найти? (Дети: -Четвертый)
Лексико-грамматические упражнения. Прослушайте предложение, закончите его одним словом, правильно изменив по смыслу.
А)Птица летит. Птицы … (летят). Мальчик идет. Мальчики….( идут).
Собака лает. Собаки ….(лают). Самолеты гудят. Самолет ….(гудит)
Б)Замените два предложения одним, состоящим из двух слов.
Липа растет. Осина растет. (Деревья растут)
Мужчина сидит. Женщина сидит. (Люди сидят)
Голубь клюет. Ворона клюет. (Птицы клюют).
Астра цветет. Василек цветет. (Цветы цветут)
В)Карточки с вопросами: Что делаЕТ? Что делаЮТ? на наборном полотне. Задание «Помоги Незнайке». Поможем ему расставить картинки под нужными вопросами.
Поет – поют, поливает- поливают, идет – идут, летит – летят, бежит – бегут
4. -Теперь нам надо взять следующий лепесток. Какой он будет по счету?(Дети: -«Пятый»)
- Закончи предложение по картинке, добавляя подходящее по смыслу слово.
КАРТИНКИ: Светило (солнце), Светила (луна), Светил (месяц).
Висело (пальто), висел (костюм), висела (одежда).
Росло (яблоко), рос (помидор), росла (тыква), росли (овощи)
5. Физкультминутка.
Игра «Что мы делали – не скажем, а что делали покажем»
Один ученик показывает действие, а все отгадывают. (Иммитируют езду на лыжах, бег на месте, причесывание, рубку дров, рисование, пение, идр.)
-Какой следующий лепесток нам надо взять? (-Дети: «-Шестой»)
Назовите слова действия наоборот
Игра с мячом .«Упрямый ребенок»А сейчас поиграем в упрямых детей. Будете называть слова действие наоборот .
Идет - …(стоит), ложится - …(встает), ругает - …(хвалит), сломал - …(починил), кричит - …(шепчет), пришел – …(ушел), привязал - …(отвязал), проснулся - …(уснул), оторвал - …(пришил).
Молодцы , ребята!.
6. Какой следующий лепесток? (Дети: -Седьмой)
Прослушайте словосочетания. Назовите слово, обозначающее действие. Поставьте к нему вопрос.
Едет по дороге (что делает?, едет), прыгает через веревочку, говорит брату, шьет платье, пишет письмо, сидит на стуле, сладко спит.
7. Остался последний лепесток, восьмой?
Работа с фразовыми картинками по теме «Профессии». У каждого своя картинка на парте.
Составить предложение из двух слов. КТО?, ЧТО ДЕЛАЕТ?
Водитель водит. Доктор лечит. Строитель строит. Повар готовит.
На последнем лепестке читает послание.
-Женя хочет узнать, что вы ещё можете сказать о словах действиях.
- Давайте ребята попробуем сочинить стихотворение по картинке.
Хочешь тоже сочиняй:
.Еще ребята приготовили загадки.
10). Логопед: - Сейчас мы будем загадывать загадки и выделять из них слова действия.
- Через океан плывет великан и выпускает вода фонтан. (Тимур Филатов) Кит.
- В воде она живет. Нет клюва, а клюет. (Лиза Хациева) Рыба.
- Голодная мычит, сытая жует. Всем детям молоко дает. (Кириллов С) Корова.
- Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает. (Седаев А.) Медведь
- На чужих он звонко лает и хозяйку охраняет. (собака)
Попробуем отгадать кроссворд. Если правильно отгадаем, то узнаем как будем называть слово действие во втором классе.
11.Отгадать кроссворд и прочитать слово в выделенных клетках.
1.Что делает пугало?
2.Что делает собака, когда голос подаёт?
3. Что делают дети в лесу, чтобы не потерять друг друга?
4. Что делает гусь, когда подаёт голос?
5. Что делает бычок рожками?
6.Что делает птица, когда питается?
Это слово – ГЛАГОЛ. Оно обозначает действие предмета и об этом мы будем говорить на следующий год.
Итог занятия: -
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос : что делает? Что делают?
- Что вам понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к словам"
Разработка урока русского языка во 2 классе по ОС "Школа 2100"...
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
Презентация к уроку русского языка 2 кл. по теме "Понятие о словах, обозначающих действие предметов"
Презентацию можно использовать как дополнительный материал к уроку русского языка....
Конспект открытого урока по русскому языку «Понятие о словах, обозначающих действие предмета»
ознакомить учащихся со словами, отвечающими на вопрос что делает?; развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение....
Конспект урока "Понятие о словах, обозначающих действия предметов"
Русский язык 3 класс.Учебник Т.Г. Рамзаевой....
Слова, обозначающие действия предмета. Образование слов с помощью приставки и различие их по значению.
Образование слов префиксальным способом и дифференциация их по лексическому значению. Использование дидактических игр , презентации....
Наблюдения над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам. Урок 1.
Русский язык2 классНаблюдения над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам. Урок 1.Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеев, О.В.Пронина.Урок с использованием ЭОР...