Особенности проявлений нарушений устной и письменной речи у у младших школьников с ЗПР. презентация
презентация к уроку по логопедии (2 класс)
Будет интересна коллегами, учителям-логопедам, учителям начальных классов, работающим с ученикамии с недостаточной сформированностью средств яыка на фоне ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proyavleniya_rechi_zpr.pptx | 561.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Структура дефекта при задержке психического развития. На первый план выступает несформированность познавательной деятельности , наряду с которой отмечается и недоразвитие речи . Чтобы не употреблять термин «общее недоразвитие речи», характеризующее первичное речевое нарушение, О.Е.Грибова и Т.П.Бессонова рекомендуют использовать следующую формулировку: Недостаточная сформированность средств языка.
Общая характеристика речи наличие комплекса речевых нарушений; неполноценна не только спонтанная, но и отражённая речь ; значительный разрыв между объёмом активного и пассивного словаря; с трудом формируется умение отличать правильные языковые формы от неправильных; задержано выявление, понимание системы правил, закономерностей функционирования и обобщения языковых единиц; нарушения письменной речи наблюдаются чаще, чем нарушения звукопроизношения.
Звукопроизношение Нарушение звукопроизношения выявляется у 70 % детей с ЗПР, носит полиморфный характер : смешение звуков ( преобладает с-ш , з-ж, с-ч, с-щ, р-л ); искажение звуков ( межзубное произношение свистящих, а также велярное и увулярное произношение звука [ р ]); замены (более стойкие- чаще р → л, л → л ’ , л → в, ш → с ж → з ); отсутствие звуков ( чаще [ р ]); У детей с N интеллекта аналогичные нарушения, но различны количественные отношения. У детей с ЗПР преобладает нарушение произношения свистящих и сонорных . п оставленные звуки тяжело автоматизируются, вводятся в спонтанную речь.
недостаточная сформированность фонематического восприятия. 75% детей испытывают затруднения при дифференциации звуков на слух ; о дним из характерных признаков является « специфическая ассимиляция » (Е.В.Мальцева).Ребёнок не может произнести правильно слова, содержащие звуки, близкие по артикуляции или звучанию. При этом изолированные слоги и слова, не включающие фонетически близкие звуки, ребёнок произносит правильно ; а ссимиляция согласных( Шлышится шелест камыша...); а ссимиляция гласных ( Большая чорная точа… ).
Звуковой анализ и синтез Нарушение звукового анализа и синтеза оказывается очень стойким, сохраняется в течение нескольких лет и вызывает в школе нарушения письма и чтения.
Лексика Для детей с ЗПР характерно: преобладание пассивного словаря над активным; ограниченность словарного запаса( все учебные принадлежности – школа ); неточное , недифференцированное, иногда и неадекватное употребление слов ( вместо насекомые – бабочки, мебель – комната ).
Пространственно-временные отношения с мешивают понятия «месяц» и «время года», «дни недели »; н е соотносят понятия «сначала – потом» в определении «завтра», «послезавтра»… т рудности ориентации в схеме тела, лево-право (слева – справа ); т рудности ориентации на листе бумаги, письмо в клетку и линейку; н есформированность значений многих предлогов (на и над, по и под, из-под, из-за ..).
Грамматический строй речи у детей с ЗПР наблюдается значительное недоразвитие процессов словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения .
Проявления смешение падежных форм, ошибки при употреблении предложно-падежных конструкций, нарушения видо-временных форм глаголов; п ериод детского словотворчества наступает позже, продолжается дольше, чем в норме ; и спытывают трудности при определении общей морфемы, выделении морфем и их соотнесении с лексическим и грамматическим значением слова ; з атрудняются в дифференциации значений глаголов, образованных префиксальным способом по разным словообразовательным моделям.
Связная речь у детей с ЗПР недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи , основные этапы порождения речевого высказывания (замысел, внутреннее программирование и грамматическое структурирование).
Низкий уровень владения монологической речью , которая носит в основном ситуативный характер: больше количество личных и указательных местоимений, частое использование прямой речи, мимики и жестов . з атрудняются в определении причинно-следственных связей и отношений. наблюдается чрезмерная детализация ситуации . нарушение связи между отдельными предложениями, наличие пауз, повторов. н естойкость замысла .
Нарушения чтения и письма д ля детей с ЗПР характерно : замены и смешения букв, обусловленные трудностями их запоминания; ошибки в виде пропуска гласных букв ; слитное написание слов ; не умеют обозначать на письме границы предложения с помощью заглавных букв и точек ; несоблюдение размера графических элементов ; медленный темп письма, быстрая утомляемость.
системный характер расстройства письма у детей с ЗПР о бщей характерной особенностью дисграфии и дислексии у детей с ЗПР является то, что структура нарушения письменной речи, за редкими исключениями, включает не единичные неполноценные звенья, а целые комплексы сочетаний неполноценных звеньев . Это препятствует компенсации затруднений в овладении письмом, способствует формированию стойких нарушений и превращает расстройство письменной речи в системное нарушение.
Формирование логопедических заключений при АООП НОО, вариант 7.1 и 7.2. 1 полугодие 1 класс – Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием смысловой (лексико-грамматической, звуковой ..) стороны речи у ребенка с дизартрией ( ринолалией ..) 2 полугодие 1 класс – Трудности в овладении чтением и письмом, обусловленные недостаточной сформированностью средств языка у ребенка с дизартрией ( ринолалией ..) 2-4 класс – Нарушения чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью средств языка у ребенка с дизартрией ( ринолалией , дислалией , заиканием..)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников.
Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников....
Групповое занятие по коррекции устной и письменной речи у младших школьников.
Презентация многофункционального использования по коррекции дисграфии у младших школьников со стойким дефицитом внимания.Может быть использована как часть группового занятия или целое занятие. Направл...
"Проблемы в развитии устной и письменной речи у младших школьников"
В статье рассматриваются причины недоразвития устной и письменной речи младших школьников....
Презентация "Коррекция устной и письменной речи у младших школьников полиэтнической школы"
Цель:1)найти кратчайшие и эффективные пути обучения русскому языку как неродному;2)определить наиболее эффективные способы коррекции устной и письменной речи учащихся младших классов....
Применение игр с мячом cу-джок в коррекции нарушений устной и письменной речи у младших школьников
Применение су-джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повы...
Технология работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у младших школьников с использованием ИКТ
Современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования, развития и оценивания речевой компетенции. Применение их зависит от умения включать ИКТ в систему обучения, от профессиональн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся младшего школьного возраста»
Рабочая программа по коррекции нарушений устной и письменной речи у младших школьников в условиях логопедического пункта....