Развитие зрительно-вербального восприятия у обучающихся с интеллектуальными нарушениями
презентация к уроку по логопедии (1 класс)

Александрова Светлана Николаевна

Развитие зрительно – вербального восприятия является одной из основных задач учебного процесса.

По мнению Т. В. Ахутиной (российского  ученого, доктора психологических наук, специалиста в области нейропсихологии и психолингвистики) к школьному возрасту зрительное восприятие у нормально развивающегося ребенка считается достаточно зрелым.

 

            В то же время данные нейропсихологического обследования первоклассников и младших школьников с умственной отсталостью  показывают, что значительная часть детей обнаруживает выраженные трудности зрительного опознания.

Эти исследования показали, что решение обучающимся  зрительных задач может быть затруднено, прежде всего, из-за недостаточного развития у него:

•холистической, «сканирующей» стратегии восприятия;
•аналитической, «классификационной» стратегии;
•ориентировочной основы зрительного действия.

Все это влияет  на становление и дифференциацию зрительных образов, а также и на развитие речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие зрительно-вербального восприятия у обучающихся с интеллектуальными нарушениями Подготовила презентацию: Александрова С.Н, учитель-логопед высшей квалификационной категории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»

Слайд 2

Развитие зрительно – вербального восприятия является одной из основных задач учебного процесса По мнению Т. В. Ахутиной (российского ученого, доктора психологических наук, специалиста в области нейропсихологии и психолингвистики) к школьному возрасту зрительное восприятие у нормально развивающегося ребенка считается достаточно зрелым. В то же время данные нейропсихологического обследования первоклассников и младших школьников с умственной отсталостью показывают, что значительная часть детей обнаруживает выраженные трудности зрительного опознания. Эти исследования показали, что решение обучающимся зрительных задач может быть затруднено, прежде всего, из-за недостаточного развития у него: холистической, «сканирующей» стратегии восприятия; аналитической, «классификационной» стратегии; ориентировочной основы зрительного действия. Все это влияет на становление и дифференциацию зрительных образов, а также и на развитие речи.

Слайд 3

Становление и дифференциация зрительных образов и речи

Слайд 4

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИЙ ЛЕВОПОЛУШАРНАЯ СТРАТЕГИЯ Аналитическая «классификационная» стратегия ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ СТРАТЕГИИ Холистическая «сканирующая» стратегия восприятия Ориентировочная основа зрительного действия

Слайд 5

Ошибки, связанные с холистической стратегией переработки информации и ориетировочной основой

Слайд 6

В чем заключается помощь обучающимся? Обучающимся со слабостью правополушарных стратегий помогут задания на переход от более сохранной аналитической стратегии с включением целостной стратегии переработки зрительно-пространственной информации с опорой на речь

Слайд 7

активизация внимания на деталях предмета при его восприятии; в интерактивной форме даются задания, которые позволят обучающимся тренировать их навыки программирования и контроля,пространственные функции

Слайд 8

КОНТУРЫ И СИЛУЭТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ХОЛИСТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ВОСПРИЯТИЯ Задание: Как вы думаете, что это? (силуэт – это плоскостное изображение.Силуэт подобен тени объекта. Форма фигуры или предмета, видимая в массе (без деталей внутри контура). Цель: формировать целостное восприятие предмета активизировать пассивный словарь, пополнить словарный запас

Слайд 9

1)Задание: добавить бант куклам, найти похожий по цвету Цель: Выделение детали и выбор подходящей детали по цвету 2)Задание: Найти в песочнице подходящую по форме формочку Цель: выделение детали и выбор подходящей детали по форме

Слайд 10

КОНТУРЫ, НАЛОЖЕНИЯ Задание: Назовите, что за предметы спрятались друг за другом? Цель: формировать целостное восприятие активизировать словарный запас

Слайд 11

Задание: кто (Что) спряталось на рисунке? Цель: узнавание зашумленного предмета

Слайд 12

ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ЗРИТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ Цель: формировать пространственные представления и навыки практической и мыслительной пространственной ориентировки в предметном окружении

Слайд 13

КОМБИНЕЗОН Цель: формировать умение обучающихся ориентироваться в расположении деталей одежды Мама мне вчера купила (Стоя,ноги на ширене плеч,руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево) Новенький комбнезон. (Наклониться,погладить руками ноги(от щиколоток до бедер),затем вверх по ребрам до подмышек,руки скрестить,погладить ладонями руки (от плеч к кистям) В нем карманы есть на кнопках (Выполнить три хлопка по передней поверхности бедер,затем пальчиковвый «душ» - «кнопки» на передней поверхности бедер) Молнии и капюшон. (Выполнить ребром ладони горизонтальные растирающие движения по ребрам с обеих сторон, а затем погладить голову) Он красивый и блестящий, (Погладить каждую руку от кисти к плечу) Не сравнятся с ним штаны. (Подушечками пальцев постучать по груди) Дождь идет, а я гуляю – (Постучать подушечками пальцев по внутренней поверхности рук поочередно) С ним мне лужи не страшны! (Погладить каждую руку от кисти к плечу)

Слайд 14

ДОМ ДЛЯ ЩЕНКА Цель: формирование умений планирования действий (програмирования и контроля) посредством регулирующей функции речи и тактильного восприятия Мы на месте не сидим, (Пальцами правой руки погладить ,а затем растереть по кругу ладонь левой руки) Взяли в руки молоток (Правым кулачком постучать по левой ладошке) И из досок мастерим (Пилить левую ладошку ребром ладони правой руки) Дом, (Большим пальцем нарисовать квадрат на ладони) Где будет жить щенок (Погладить ладошку,а затем показать пальцами «собаку»)

Слайд 15

СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! Дробная нагрузка и повышение мотивации посредством игр и интерактивных заданий — вот рецепт преодоления когнитивных проблем при трудностях зрительно-вербального восприятия. И педагоги, и родители должны быть внимательными к колебаниям работоспособности обучающихся и предотвращать возможные срывы и полное падение мотивации к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Программа по нейропсихологической коррекции обучающихся с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития и РАС первого года обучения.

У детей  с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития формирование пространственных представлений очень затруднено.  Правильному построению абилитационно &nd...

Выступление на тему: «Формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах» (из опыта работы).

Материал раскрывает основные формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся  с интеллектуальными нарушениями в начальных классах...

Упражнения на развитие внимания для обучающих с интеллектуальными нарушениями

материал для развития и тренировки внимания для обучающих с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость)...

Развитие внимания у обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Данный материал посвящен развитию внимания у обучающихся начальных классов с интллектуальными нарушениями....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...

Развитие творческого и личностного потенциала обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях надомного обучения.

Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим трудом, изобр...