Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.
учебно-методический материал по логопедии

Андреева Наталья Александровна

В статье приведены игры, способствующие профилактике дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_profilaktiki_disgrafii.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей  с общим недоразвитием речи.

Анализ наиболее характерных дисграфических нарушений у дошкольников с ОНР показывает,  что чаще всего у детей наблюдаются ошибки в виде:

  • зеркального написания букв, смешения графически сходных букв;
  • ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка   (шапка);
  • ошибки в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, определении мягкости, твёрдости, глухости звонкости;
  • ошибки на уровне, слога, слова,  предложения и текста;
  • ошибки, вызванные несформированностью  лексико – грамматических категорий.

Для предупреждения и коррекции данного вида ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа. При работе с детьми мы использовали различные методы и приёмы. Дидактические игры,  упражнения, компьютерные и МИМИО презентации подбираются к каждой лексической теме.

Для профилактики акустико  -  аграмматической дисграфии мы использовали игры, направленные на дифференциацию букв и звуков, смешиваемых в произношении, например:

-  «Одень Соню и Шуру». - Одежду в названии которой есть звук «С» предлагаем  Соне, а звук «Ш» Шуре.

- « Припомни и назови друзей зайца и жирафа из зоопарка». Животные, в названии которых слышится звук «З»- друзья зайца, «Ж» - жирафа.

Также эти  игры позволяют  расширить словарный запас по теме «Одежда», «Животные». Сначала игры проводятся с опорой на иллюстративный материал, а потом и без него.

Формированию фонематического восприятия и слуховой дифференциации способствуют задания:

«Найди слова с определённым звуком в предложении»,

-  « Вспомни и назови цвет каждой дощечки забора». Выдели звуки  Р-Л.  (красный, жёлтый, зелёный, оранжевый, розовый… )

- «Из стихотворения выдели слова с заданным звуком».

- «Светофор».- Если в слове дети слышат твёрдый согласный звук, то поднимают синий светофор ,если мягкий – зелёный.

- «Используются настольно- печатные игры, например,  игры из серии:

«Дин-Дон» - закрепляющие знания о том, что в русском языке все согласные звуки делятся  на твёрдые и мягкие.

 «Звонкий глухой»-  способствующие развитию фонематического слуха, увеличению объёма внимания, памяти, расширяющие словарный запас.

Специально подобранные упражнения помогают логопеду развить у детей :

- зрительное восприятие  ( восприятие цвета, формы, размера и величины предметов )

- «Что бывает такого цвета?» - Ребёнок подбирает картинки к данному фону.

- «Найди животное» - игра знакомит не только с особенностями внешнего вида животных, но и учит находить целое изображение по фрагментам, развивает внимание, наблюдательность,  память и мышление.

-  «Соедини предметы  линиями» -  так, чтобы получились пары предметов одинакового цвета». Например: туфли и шляпа – красного цвета.

- Буквенный гнозис (восприятие цвета, формы, размера и величины букв, дифференциацию расположения элементов букв)

– «Найди буквы  А – О,  С – Е среди букв».

«Положи (запиши )  рядом с  каждым предметом ту букву на которую он похож». Например:  пуговица – О, ветка – У.

- Объём зрительной памяти (зрительный мнезис: запоминание формы, цвета,  последовательности и количества букв и предметов) мы  формируем с  помощью настольно-  печатных  игр:

-  «Что есть что?» - игра учит находить изображение предмета по контуру, выделять фигуру из набора линий.

 - «Картинка в картинке» - помогает развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление. Ребёнок сначала выкладывает отдельные предметы, состоящие из нескольких карточек, затем эти отдельные предметы собирает в большую картину.

 -  Дидактические игры: « Составь слово из букв»,  

- « Пройди лабиринт вместе с Буратино и его друзьями».  Прочитай текст, записанный на дорожках (для читающих детей), обведи буквы  А- О, С – Е.

- Пространственное восприятие и представление развивают такие задания как:

- «Скажи, сколько звездолётов летит направо, налево, вверх,  вниз?»,  позволяющие не только ориентироваться на листе бумаги, но и согласовывать им. существительные с числительными.

 «Какая машина едет к домику, а какая от домика?»,

-  «Дорисуй на картинке то, что забыл художник».

- «Подбери по контуру» - игра развивает не только зрительное восприятие, но и умение классифицировать предметы, называя обобщающее слово.

Предупреждению нарушений языкового анализа и синтеза помогают следующие приёмы:

 - «Придумай предложение по сюжетной картинке с определённым количеством слов».

- «Составь предложения с предлогом».

- «Сочини сказку»- дети друг за другом составляют предложения на заданный сюжет, выбирают самое короткое и самое длинное предложение, делают его разбор.

- «Речевая тропинка»-  не только учит составлять вопросительные восклицательные предложения, но и развивает внимание и память.

- «Выдели предложения из текста с определённым количеством слов». Использование данных игр не только совершенствует синтаксическую сторону речи, но и позволяет развивать связную речь.

Для работы со слогом мы использовали  настольно-печатные игры:

- «Слоговое лото» - с помощью этой игры детей можно научить выделять из слова первые, вторые, третьи слоги, читать слоги различной структуры: Г, СГ, СГС, ГС, - а также читать слова из трёх слогов.

 «Слоговое домино» -  способствует  формированию у детей первоначального навыка слогового чтения двусложных и трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов (СГ).

 «Слоговые кубики» - на начальном этапе обучения чтению кубики помогают детям отра -ботать  навык слогового чтения, развить пространственное и логическое мышление, расширить словарный запас повысить познавательную активность.  

А также дидактические игры:

- «Посели зверя в домик» - сколько слогов в названии животного, столько окошек в его домике.

- «Вылечи словечко» - у ребёнка карточка с картинками написанными под ними слогами, например – САНИ, ЛИСА,   ребёнок должен посмотреть на картинку и поставить слог  СА в начало или конец слова.

Фонематический анализ является наиболее сложной формой языкового анализа, в связи с этим работа проводилась в следующей последовательности:

 - выделение звука на фоне слова (определение его наличия или отсутствия):

- «Назови гласный, согласный звук в слове»

 - « Разложи картинки под гласными, согласными».

- Вычленение звука из начала и конца слова, определение места звука в слове (начало, середина или конец слова):

 « Сложи слово» - пазлы. Игра позволяет  составить слово; определить гласную,  первую   последнюю согласную букву  в слове; определить место буквы в слове.

- «Гусенички» - пособие предназначено для развития фонематического анализа и синтеза. Можно предложить детям подобрать схему слова к картинке, а потом иллюстративный материал убрать.

 - « Звуковые замки» -   дети закрепляют понятия гласных, твёрдых и мягких согласных звуков в слове.

 -  Определение последовательности и количества звуков в слове:

  - «Сосчитай сколько букв  в  слове».  

   «Слова читай буквы, вставляй». Эта игра также помогает детям совершенствовать навыки чтения.

Несформированность  лексико – грамматического строя речи способствует появлению аграмматической дисграфии.  Для  формирования лексико – грамматического строя речи мы использовали  задания

- «Сосчитай предметы» (1,5, 9)

- «Закончи предложение, изменяя слово – вода, снеговик…

- «Составь пословицы из перепутанных слов, объясни их смысл».

- «Помоги Незнайке вставить в рассказ слова, отвечающие на  вопрос  – КАКОЙ, КАКАЯ, КАКИЕ?  ЧТО ДЕЛАЮТ?

 Настольно- печатные игры:

-  «Маленькие слова» -  эта игра помогает детям научиться понимать пространственное значение предлогов, сформировать представление о предлоге как об отдельном слове, научиться составлять предложения по картинке, а потом без неё, способствует развитию связной речи.

- «Маруся» - это многофункциональное пособие  способствует развитию у детей лексико-грамматических навыков по темам САД, ОГОРОД, ОВОЩИ, ФРУКТЫ. Помогает формировать навыки словообразования:  образование им. существительных с уменьшительно-ласкательными  суффиксами; притяжательных прилагательных (Машино ведро); образование относительных прилагательных (сок из яблок – яблочный); образование приставочных глаголов (сажает – пересаживает); образование глаголов совершенного вида (копает- выкопала). Совершенствует навыки словоизменения: употребление им. существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; употребление существительных в родительном падеже множественного числа; согласования прилагательных с существительными в роде и числе. Развивать связную речь, укреплять мелкую моторику.

Коррекционная работа по профилактике дисграфии также оказывает благотворное влияние на развитие мыслительной деятельности: памяти, восприятия, внимания.

Давайте играть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР.

Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с  общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в струк...

Конспект фронтального занятия логопеда с группой обучающихся 3-го класса (дисграфия , обусловленная общим недоразвитием речи Ш уровня) Тема занятия: «Суффиксы прилагательных».

Конспект фронтального занятия логопеда с группой обучающихся 3-го класса (дисграфия , обусловленная общим недоразвитием речи Ш уровня). Тема занятия: «Суффиксы прилагательных». Рабочая тет...

Конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи по предупреждению дисграфии в 1 классе (по Т.И.Прокопьевой)

Егорова Дарья Сергеевна,Учитель-логопед МБУДО «ДООспЦ»; Владимир, Россия Конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи по предупреждению дисграфии в 1 классе (по Т.И.Прокопьев...

Конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи по предупреждению дисграфии в 1 классе (по Т.И.Прокопьевой) Тема: ОВОЩИ. Предлоги НА — С (СО)

Егорова Дарья Сергеевна,Учитель-логопед МБУДО «ДООспЦ»; Владимир, РоссияКонспект занятия для детей с общим недоразвитием речи по предупреждению дисграфии в 1 классе (по Т.И.Прокопьевой)Тем...

Статья: "Методы и приемы, используемые в работе по формированию общеупотребительной лексики у детей старшего дошкольного дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня"

Аннотация. В статье описываются методы и приемы, используемые в работе по формированию общеупотребительной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Пре...