Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.
учебно-методический материал по логопедии
В статье приведены игры, способствующие профилактике дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_profilaktiki_disgrafii.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.
Анализ наиболее характерных дисграфических нарушений у дошкольников с ОНР показывает, что чаще всего у детей наблюдаются ошибки в виде:
- зеркального написания букв, смешения графически сходных букв;
- ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка);
- ошибки в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, определении мягкости, твёрдости, глухости звонкости;
- ошибки на уровне, слога, слова, предложения и текста;
- ошибки, вызванные несформированностью лексико – грамматических категорий.
Для предупреждения и коррекции данного вида ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа. При работе с детьми мы использовали различные методы и приёмы. Дидактические игры, упражнения, компьютерные и МИМИО презентации подбираются к каждой лексической теме.
Для профилактики акустико - аграмматической дисграфии мы использовали игры, направленные на дифференциацию букв и звуков, смешиваемых в произношении, например:
- «Одень Соню и Шуру». - Одежду в названии которой есть звук «С» предлагаем Соне, а звук «Ш» Шуре.
- « Припомни и назови друзей зайца и жирафа из зоопарка». Животные, в названии которых слышится звук «З»- друзья зайца, «Ж» - жирафа.
Также эти игры позволяют расширить словарный запас по теме «Одежда», «Животные». Сначала игры проводятся с опорой на иллюстративный материал, а потом и без него.
Формированию фонематического восприятия и слуховой дифференциации способствуют задания:
- «Найди слова с определённым звуком в предложении»,
- « Вспомни и назови цвет каждой дощечки забора». Выдели звуки Р-Л. (красный, жёлтый, зелёный, оранжевый, розовый… )
- «Из стихотворения выдели слова с заданным звуком».
- «Светофор».- Если в слове дети слышат твёрдый согласный звук, то поднимают синий светофор ,если мягкий – зелёный.
- «Используются настольно- печатные игры, например, игры из серии:
«Дин-Дон» - закрепляющие знания о том, что в русском языке все согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие.
«Звонкий глухой»- способствующие развитию фонематического слуха, увеличению объёма внимания, памяти, расширяющие словарный запас.
Специально подобранные упражнения помогают логопеду развить у детей :
- зрительное восприятие ( восприятие цвета, формы, размера и величины предметов )
- «Что бывает такого цвета?» - Ребёнок подбирает картинки к данному фону.
- «Найди животное» - игра знакомит не только с особенностями внешнего вида животных, но и учит находить целое изображение по фрагментам, развивает внимание, наблюдательность, память и мышление.
- «Соедини предметы линиями» - так, чтобы получились пары предметов одинакового цвета». Например: туфли и шляпа – красного цвета.
- Буквенный гнозис (восприятие цвета, формы, размера и величины букв, дифференциацию расположения элементов букв)
– «Найди буквы А – О, С – Е среди букв».
- «Положи (запиши ) рядом с каждым предметом ту букву на которую он похож». Например: пуговица – О, ветка – У.
- Объём зрительной памяти (зрительный мнезис: запоминание формы, цвета, последовательности и количества букв и предметов) мы формируем с помощью настольно- печатных игр:
- «Что есть что?» - игра учит находить изображение предмета по контуру, выделять фигуру из набора линий.
- «Картинка в картинке» - помогает развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление. Ребёнок сначала выкладывает отдельные предметы, состоящие из нескольких карточек, затем эти отдельные предметы собирает в большую картину.
- Дидактические игры: « Составь слово из букв»,
- « Пройди лабиринт вместе с Буратино и его друзьями». Прочитай текст, записанный на дорожках (для читающих детей), обведи буквы А- О, С – Е.
- Пространственное восприятие и представление развивают такие задания как:
- «Скажи, сколько звездолётов летит направо, налево, вверх, вниз?», позволяющие не только ориентироваться на листе бумаги, но и согласовывать им. существительные с числительными.
- «Какая машина едет к домику, а какая от домика?»,
- «Дорисуй на картинке то, что забыл художник».
- «Подбери по контуру» - игра развивает не только зрительное восприятие, но и умение классифицировать предметы, называя обобщающее слово.
Предупреждению нарушений языкового анализа и синтеза помогают следующие приёмы:
- «Придумай предложение по сюжетной картинке с определённым количеством слов».
- «Составь предложения с предлогом».
- «Сочини сказку»- дети друг за другом составляют предложения на заданный сюжет, выбирают самое короткое и самое длинное предложение, делают его разбор.
- «Речевая тропинка»- не только учит составлять вопросительные восклицательные предложения, но и развивает внимание и память.
- «Выдели предложения из текста с определённым количеством слов». Использование данных игр не только совершенствует синтаксическую сторону речи, но и позволяет развивать связную речь.
Для работы со слогом мы использовали настольно-печатные игры:
- «Слоговое лото» - с помощью этой игры детей можно научить выделять из слова первые, вторые, третьи слоги, читать слоги различной структуры: Г, СГ, СГС, ГС, - а также читать слова из трёх слогов.
«Слоговое домино» - способствует формированию у детей первоначального навыка слогового чтения двусложных и трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов (СГ).
«Слоговые кубики» - на начальном этапе обучения чтению кубики помогают детям отра -ботать навык слогового чтения, развить пространственное и логическое мышление, расширить словарный запас повысить познавательную активность.
А также дидактические игры:
- «Посели зверя в домик» - сколько слогов в названии животного, столько окошек в его домике.
- «Вылечи словечко» - у ребёнка карточка с картинками написанными под ними слогами, например – САНИ, ЛИСА, ребёнок должен посмотреть на картинку и поставить слог СА в начало или конец слова.
Фонематический анализ является наиболее сложной формой языкового анализа, в связи с этим работа проводилась в следующей последовательности:
- выделение звука на фоне слова (определение его наличия или отсутствия):
- «Назови гласный, согласный звук в слове»
- « Разложи картинки под гласными, согласными».
- Вычленение звука из начала и конца слова, определение места звука в слове (начало, середина или конец слова):
« Сложи слово» - пазлы. Игра позволяет составить слово; определить гласную, первую последнюю согласную букву в слове; определить место буквы в слове.
- «Гусенички» - пособие предназначено для развития фонематического анализа и синтеза. Можно предложить детям подобрать схему слова к картинке, а потом иллюстративный материал убрать.
- « Звуковые замки» - дети закрепляют понятия гласных, твёрдых и мягких согласных звуков в слове.
- Определение последовательности и количества звуков в слове:
- «Сосчитай сколько букв в слове».
«Слова читай буквы, вставляй». Эта игра также помогает детям совершенствовать навыки чтения.
Несформированность лексико – грамматического строя речи способствует появлению аграмматической дисграфии. Для формирования лексико – грамматического строя речи мы использовали задания
- «Сосчитай предметы» (1,5, 9)
- «Закончи предложение, изменяя слово – вода, снеговик…
- «Составь пословицы из перепутанных слов, объясни их смысл».
- «Помоги Незнайке вставить в рассказ слова, отвечающие на вопрос – КАКОЙ, КАКАЯ, КАКИЕ? ЧТО ДЕЛАЮТ?
Настольно- печатные игры:
- «Маленькие слова» - эта игра помогает детям научиться понимать пространственное значение предлогов, сформировать представление о предлоге как об отдельном слове, научиться составлять предложения по картинке, а потом без неё, способствует развитию связной речи.
- «Маруся» - это многофункциональное пособие способствует развитию у детей лексико-грамматических навыков по темам САД, ОГОРОД, ОВОЩИ, ФРУКТЫ. Помогает формировать навыки словообразования: образование им. существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; притяжательных прилагательных (Машино ведро); образование относительных прилагательных (сок из яблок – яблочный); образование приставочных глаголов (сажает – пересаживает); образование глаголов совершенного вида (копает- выкопала). Совершенствует навыки словоизменения: употребление им. существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; употребление существительных в родительном падеже множественного числа; согласования прилагательных с существительными в роде и числе. Развивать связную речь, укреплять мелкую моторику.
Коррекционная работа по профилактике дисграфии также оказывает благотворное влияние на развитие мыслительной деятельности: памяти, восприятия, внимания.
Давайте играть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР.
Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в струк...
Коррекция познавательных процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи IV уровня
Необходимость развития познавательной сферы у детей с нарушением речи....
Конспект фронтального занятия логопеда с группой обучающихся 3-го класса (дисграфия , обусловленная общим недоразвитием речи Ш уровня) Тема занятия: «Суффиксы прилагательных».
Конспект фронтального занятия логопеда с группой обучающихся 3-го класса (дисграфия , обусловленная общим недоразвитием речи Ш уровня). Тема занятия: «Суффиксы прилагательных». Рабочая тет...
Конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи по предупреждению дисграфии в 1 классе (по Т.И.Прокопьевой)
Егорова Дарья Сергеевна,Учитель-логопед МБУДО «ДООспЦ»; Владимир, Россия Конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи по предупреждению дисграфии в 1 классе (по Т.И.Прокопьев...
Конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи по предупреждению дисграфии в 1 классе (по Т.И.Прокопьевой) Тема: ОВОЩИ. Предлоги НА — С (СО)
Егорова Дарья Сергеевна,Учитель-логопед МБУДО «ДООспЦ»; Владимир, РоссияКонспект занятия для детей с общим недоразвитием речи по предупреждению дисграфии в 1 классе (по Т.И.Прокопьевой)Тем...
ТРЕНАЖЁР Различай шипящие звуки и буквы (ж – ш, ч - щ) для коррекции и профилактики дисграфии у учащихся начальных классов с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи
В игровой форме автоматизация шипящих звуков...
Статья: "Методы и приемы, используемые в работе по формированию общеупотребительной лексики у детей старшего дошкольного дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня"
Аннотация. В статье описываются методы и приемы, используемые в работе по формированию общеупотребительной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Пре...