Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР.
рабочая программа по логопедии на тему
Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции
дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи
и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР.
- Пояснительная записка
- Цель программы: устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у младших школьников, обусловленных ОНР и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР; создать базу для успешного усвоения общеобразовательных программ.
- Задачи:
- ликвидировать проявления речевой патологии;
- содействовать усвоению программы по русскому языку;
- сформировать полноценные коммуникативные и лингвистические компетенции учащихся начальной школы;
- сформировать общеучебные умения и навыки.
4. Адресат
Программа предназначена, прежде всего, для устранения общего недоразвития речи (ОНР), ее можно использовать и для коррекции других речевых нарушений, входящих в структуру ОНР.
5. Направления работы
В представленной универсальной целостной системе логопедической работы в начальной школе ведущее значение принадлежит устранению недостатков и автоматизации произношения, развитию внимания к звуковой стороне речи и формированию речевого слуха и полноценного фонематического анализа и синтеза. В дальнейшем акценты в работе смещаются на развитие лексико-грамматического строя речи, формирование самостоятельной связной устной и письменной речи. При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы.
6. Ожидаемые результаты
7. Характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся и сроки коррекции
8. Содержание программы
9. Календарно-тематическое планирование по годам обучения
10. Литература
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._doc.doc | 110.5 КБ |
tezisy._doc.doc | 28.5 КБ |
prilozhenie_1.doc | 78.5 КБ |
prilozhenie_2.doc | 72.5 КБ |
prilozhenie_3.doc | 43 КБ |
prilozhenie_4.doc | 44.5 КБ |
prilozhenie_5.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Автор: Срещикова Виктория Валерьевна,
учитель-логопед, идентификатор: 267-647-190
Адрес: 628240, Тюменская область,
Ханты – Мансийский автономный округ- Югра,
г. Советский, ул. Светлая, д. 9 ,
телефон: 89519798610
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
ул. Гастелло, д.24, т. 3-71-40
г. Советский
2014 г.
Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции
дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи
и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР.
Пояснительная записка
За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы нашей школы, значительно увеличилось число детей с нарушениями речевого развития различной этиологии. Всё чаще речевая патология приобретает стёртые, сложные формы, что также затрудняет отбор учащихся на логопедический пункт, создаёт трудности в организации работы и комплектовании логопедических групп. Если раньше заключение «Дизартрия» редко слышали родители и педагоги, то в прошлом учебном году 24 % детей (это 26 человек) пришедших в школу имели в анамнезе это заключение. Заключение «Дислалия» (менее сложное нарушение речи) имели 23 % детей (это 24 человека). В последнее время в нашей школе обязательно появляются один- три ученика с диагнозом «Моторная алалия», в 2009 году - это 3 % (3 человека) от числа всех первоклассников. В прошлом году в школу пришло 50 % детей с неврологическими отклонениями в анамнезе, а уже в этом году 61%. Из них 43 % учащихся нуждаются в реализации логопедического воздействия, основным направлением которого являются развитие речи, коррекция и профилактика её нарушений. Рост числа речевых нарушений обусловлен рядом причин, в том числе наследственной предрасположенностью, пренатальной, натальной и постнатальной патологией, отклонениями со стороны нервной системы (психическими и поведенческими расстройствами). А так же нарушение психологического профиля, снижение уровня социальной адаптации, увеличение контингента детей – мигрантов, снижение общего уровня культуры населения, недостаточная профилактико - просветительская работа среди работников образования и родителей, недостаточная преемственность в работе дошкольных и школьных логопедических служб, нехватка методических пособий, которые освещали бы весь логопедический процесс в школе, позволили позиционировать вышеназванные проблемы и сформулировать цель деятельности учителя – логопеда – поиск оптимальных путей повышения уровня показателей скорригированной речи, выявление и устранение речевых проблем.
На логопедический пункт в нашей школе зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи – ОНР разной степени выраженности, нерезко выраженное общее недоразвитие речи (это ОНР IVуровня или НВОНР) и нерезко выраженное недоразвитие речи (или лексико-грамматическое недоразвитие речи ЛГНР); фонетико-фонематическое недоразвитие речи -ФФН; фонематическое недоразвитие речи; нарушение произношения – фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия); нарушения чтения и письма (дисграфия, дислексия), обусловленные ОНР, ФФН, фонематическим недоразвитием речи. В качестве исключения на логопедический пункт могут быть зачислены дети с билингвизмом (двуязычием), если у них выявлено нарушение звукопроизношения как в родном так и в русском языке, нарушение восприятия фонем для обоих языков, искажения звуко-слоговой структуры слов, ограниченный словарный запас и аграмматизмы во фразовой речи и плохое понимание или полное непонимание русской речи, что позволяет говорить о НВОНР, ФНР или ФФНР у детей с билингвизмом. Основная масса детей приходит в нашу школу из массовых детских садов, где проводилась большая работа по формированию фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи на базе логопедических пунктов и компенсирующих групп. Однако, недостаточная сформированность фонетических, фонематических и лексико-грамматических средств языка, обусловленная диагнозом общее недоразвитие речи, препятствует успешному обучению письменной речи; нарушения звукослоговой структуры слов создают большие трудности в овладении фонематическим анализом и синтезом. Ограниченность словарного запаса детей проявляется в виде трудностей в овладении семантикой слов, следствием чего являются ошибки в понимании и употреблении слов. Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости проведения своевременной работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения и актуальности поиска оптимальных путей повышения уровня показателей скорригированной речи учащихся-логопатов.
Цель программы: устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у младших школьников, обусловленных ОНР и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР; создать базу для успешного усвоения общеобразовательных программ.
Задачи:
- ликвидировать проявления речевой патологии;
- содействовать усвоению программы по русскому языку;
- сформировать полноценные коммуникативные и лингвистические компетенции учащихся начальной школы;
- сформировать общеучебные умения и навыки.
Адресат
Программа предназначена, прежде всего, для устранения общего недоразвития речи (ОНР), ее можно использовать и для коррекции других речевых нарушений, входящих в структуру ОНР.
Направления работы
Единая целостная система логокоррекции представлена в таблице (см. Приложение 1) по годам обучения с 1-го по 4-й класс. В структуре таблицы выделены следующие графы: разделы работы, содержание планирования, ожидаемый результат. В графе «Раздел работы» (см. Приложение 1) отражены традиционные направления работы логопеда: звуковая сторона речи и фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи, работа над предложением и связной речью. Речевое недоразвитие может сопровождаться и другими нарушениями (недостатками внимания, расстройствами двигательной сферы, снижением познавательной активности и т.п.), возникновением стойких трудностей в обучении вследствие недостаточной сформированности психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. В связи с этим, последовательность коррекционного материала представляет систему комплексного воздействия не только на речевые проблемы, но и на проявления неречевого характера, развитие общеучебных знаний, умений и навыков.
В разделе «Содержание планирования» (Приложение 1) представлены основные направления во взаимосвязи работы над устной и письменной речью по каждому классу, предусмотрены блоки повторения по всем разделам. Вся коррекционная работа строится циклически, с постоянным возвращением к ранее усвоенному содержанию, что позволяет добиться прочного усвоения материала и автоматизации навыков. Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III - IV уровня, организуется в три этапа. Оптимальная организация коррекционного обучения предусматривает одновременную работу над всеми компонентами речевой системы — звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Она осуществляется при максимальной концентрации внимания учителя-логопеда (и обучающихся) на основной задаче каждого из этапов, например, формировании полноценных представлений (обобщений) о звуковом составе слова на первом этапе, о морфологическом составе слова — на втором, синтаксических обобщениях — на третьем. Восполнение пробелов в развитии других компонентов речевой системы ведется методом устного опережения, т.е. создается база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя- логопеда и детей на решении основной задачи каждого этапа. На всех этапах ведется работа по формированию и коррекции навыка чтения, предупреждению и коррекции дислексии и дисграфии.
Таким образом, в представленной универсальной целостной системе логопедической работы в начальной школе ведущее значение принадлежит устранению недостатков и автоматизации произношения, развитию внимания к звуковой стороне речи и формированию речевого слуха и полноценного фонематического анализа и синтеза. В дальнейшем акценты в работе смещаются на развитие лексико-грамматического строя речи, формирование самостоятельной связной устной и письменной речи. При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы.
Ожидаемые результаты
В разделе «Ожидаемый результат» таблицы(см. Приложение 1) представлен предполагаемый уровень усвоения материала учащимися и выход на программные знания, умения и навыки по родному языку (ЗУНы, на основе государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму образования в начальной школе). В результате реализации программы коррекционной работы учителя–логопеда на ступени начального общего образования у обучающихся с речевым недоразвитием
1) будут восполнены пробелы:
- в развитии звуковой стороны речи
- в развитии лексического запаса и грамматического строя речи
- в формировании связной речи
2) будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся и сроки коррекции
При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы, имеет разную продолжительность. Рассмотрим это подробнее. Представленная далее классификация речевых нарушений несколько отличается от традиционной, но является более полной и детальной. Недоразвитие речи, затрагивающее только звукопроизносительную сторону, обозначают как ФД (фонетический дефект). Коррекция ФД охватывает 1период 1 этапа работы. Сроки коррекции обусловлены клиникой дефекта: 0,5-1 учебный год при дислалии,1-2 учебных года при стертой форме дизартрии и ринолалии.
Недоразвитие речи, затрагивающее только фонематические процессы, обозначают как ФНР (фонематическое недоразвитие речи); нарушение письменной речи (чтения и письма), обусловленное несформированностью фонематических процессов, обозначают как дислексию и/или дисграфию на фоне ФНР. Коррекция ФНР и дислексии и/или дисграфии на фоне ФНР охватывает 2 период 1 этапа работы. Срок коррекции 0,5-1 учебный год.
Недоразвитие речи , затрагивающее звукопроизносительную сторону и фонематические процессы, обозначают как ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи); нарушение письменной речи (чтения и письма), обусловленное несформированностью звукопроизносительной стороны речи и фонематических процессов, обозначают как дислексию и/или дисграфию на фоне ФФНР. Коррекция ФФНР и дислексии и/или дисграфии на фоне ФФНР охватывает весь 1 этап работы. Срок коррекции 1-1,5 учебный год; при осложнении стертой формой дизартрии и ринолалией сроки продлеваются до двух лет.
Недоразвитие речи, охватывающее лексико-грамматическую сторону речи, обозначают как ЛГНР (лексико-грамматическое недоразвитие речи); нарушение письменной речи (чтения и письма), обусловленное несформированностью лексико-грамматической, обозначают как дислексию и/или дисграфию на фоне ЛГНР. Данное нарушение в чистом виде часто встречается у детей, где русский язык не является родным. Коррекция ЛГНР, дислексии и/или дисграфии на фоне ЛГНР охватывает 2 и 3 этап коррекционной работы. Сроки коррекции 0,5-1 учебный год.
Недоразвитие речи, охватывающее все вышеперечисленные компоненты, обозначают как ОНР (общее недоразвитие речи); нарушение письменной речи (чтения и письма), обусловленное несформированностью фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, обозначают как дислексию и/или дисграфию на фоне ОНР. Коррекция ОНР 3 уровня, дислексию и/или дисграфию на фоне ОНР 3 уровня, охватывает 1, 2 и 3 этапы работы. Сроки коррекции: 2 учебных года.
Спецификой коррекционной работы при дислексии и дисграфии, обусловленными несформированностью какой-либо стороны речи (ФНР, ФФНР,ЛГНР) или их совокупностью (ОНР 3 уровня), является отработка устно пройденного материала в письменной речи.
Содержание программы
Первый год обучения (87 часов): (см. Приложение 2)
I четверть – 19 часов;
IIчетверть- 22 часа;
IIIчетверть- 27 часов;
IY четверть- 19 часов.
С 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая: обследование устной и письменной речи учащихся.
I полугодие - коррекция произношения и развитие фонетико-фонематической стороны речи.
Введение. Значение речи в жизни человека. Знакомство с артикуляционным аппаратом.
Создание артикуляционной базы для постановки звуков. Формирование артикуляционных укладов, необходимых для нормированного произношения звуков. Логопедический массаж, самомассаж. Выработка направленного речевого выдоха.
Устранение дефектов звукопроизношения. Постановка дефектно произносимых звуков, чаще всего это: шипящие звуки (ш, ж,), сонорные звуки (р-рь, л-ль). Автоматизация поставленных звуков. В изолированном виде. В слогах. В словах. В стихотворных текстах и скороговорках. В речевом потоке. Дифференциация смешиваемых звуков.
Развитие фонетико-фонематической стороны речи. Звуки речи. Графическое изображение звуков. Гласные и согласные звуки. Звук и буква. Слог. Слогообразующая роль гласных. Слоговые схемы слов. Ударение. Ударные и безударные гласные. «Опасное место» (понятие «орфограмма»). Твёрдые и мягкие согласные.
II полугодие - восполнение пробелов в развитии фонематической стороны речи.
Развитие и совершенствование фонематических представлений. Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, предложениях и текстах. Дифференциация поставленных звуков в речи. Дифференциация звуков (букв). Гласные I и II ряда. Дифференциация гласных I и II ряда. Твердые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак. Разделительный мягкий знак. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение звука буквой.
Анализ и синтез звуко - слогового состава слова. Звуковой анализ и синтез слова. Слоговой анализ и синтез слова.
Звуко - буквенные связи. Дифференциация звуков (букв). Дифференциация звуков (букв), не имеющих акустико-артикуляционного сходства (в тяжелых случаях смешения). Дифференциация звуков (букв), имеющих акустико- артикуляционное сходство по признаку глухости-звонкости, твердости-мягкости. Дифференциация гласных звуков (букв) по признаку ударности-безударности. Дифференциация букв, имеющих оптическое сходство (тема не относится к коррекции фонематических процессов, но при необходимости дается в этом разделе).
Второй год обучения (87 часов): (см. Приложение 3)
I четверть – 19 часов;
IIчетверть- 22 часа;
IIIчетверть- 27 часов;
IY четверть- 19 часов.
I полугодие - совершенствование и развитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.
Развитие и совершенствование фонематических представлений. Повторение. Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки и их буквы. Слог. Перенос слова. Разделительный мягкий знак. Звонкие и глухие согласные звуки. Дифференциация парных согласных по звонкости-глухости. Дифференциация согласных по оптическому сходству. Фонетический разбор слов. Ударение. Ударные и безударные гласные.
Части речи. Имя существительное. Глагол. Имя прилагательное. Согласование имен существительных с именами прилагательными по родам, числам, падежам. Согласование имен существительных с глаголами по числам, временам.
Предложение. Состав предложения. Анализ и синтез предложения. Главные члены предложения. Виды предложений по интонации. Распространенные и нераспространенные предложения. Составление предложений. Схема предложения.
Состав слова. Словообразование сложных слов. Однокоренные (родственные) слова.
Тематическая активизация и обогащение словаря. Расширение словаря по темам:
Летние каникулы. Снова в школу. Режим дня. В гости к осени, зиме, весне. На улицах города. Семья дома. Перелётные и зимующие птицы. Подготовка к зиме. Живая и неживая природа в различные времена года. Зимние развлечения и спорт. Защитники Отечества. Праздник наших мам. Речевой этикет. Слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Подбор синонимов и антонимов. Многозначные слова. Выявление значения в контексте. Лексическая сочетаемость слов.
II полугодие - формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.
Состав слова. Части слова. Однокоренные слова. Суффиксальное словообразование. Приставочное словообразование. Окончание. Согласование. Склонение.
Части речи. Сопоставление слов – предметов, признаков, действий. Понятие об имени существительном, прилагательном, глаголе, их грамматических признаках. Изменение существительных, прилагательных, глаголов по числам. Однокоренные (родственные) слова. Подбор и расширение полей родственных слов. Род существительных. Склонение имён существительных. Согласование имен существительных с именами прилагательными по родам, числам, падежам. Согласование имен существительных с глаголами по числам, временам.
Служебные части речи. Предлоги. Составление предложно-падежных конструкций. Дифференциация предлогов. Значение предлогов. Виды предлогов. Дифференциация предлогов и приставок разных и одинаковых по написанию. Освоение предложно-падежных форм. Имя числительное. Наречие. Местоимение.
Работа над предложением и связной речью.
Предложение. Языковой анализ предложений. Восстановление деформированных предложений. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Распространённые и нераспространённые предложения. Установление связи слов в предложении по вопросам.
Составление предложно-падежных конструкций.
Уточнение представлений о тексте. Общее понятие о тексте – повествовании.
Признаки связного высказывания. Сравнение текста и набора слов, текста и набора предложений, текста и его деформированных вариантов.
Анализ текста. Связь между предложениями в тексте. Деление текста на предложения. Смысловая зависимость между предложениями. Определение темы текста. Составление плана текста. Построение текста (начало, основная часть, заключение). Заголовок и тема текста.
Построение самостоятельного связного высказывания. Письменная передача содержания текста по вопросам. Дополнение текста. Письменное изложение текста по вопросам. Запись текста по сюжетной картинке, серии картинок. Составление текста – повествования. Составление текста по плану. Составление текста по данному его началу или окончанию. Составление к тексту его вступления и заключения. Пересказ текста. Составление текста на определенную тему.
В 3-х, 4-х классах: (см. Приложение 4 и Приложение 5)
I четверть – 14 - 12 часов;
IIчетверть- 15 часов;
IIIчетверть- 18 часов;
IY четверть- 13- 15 часов,
Всего: 60 часов.
Занятия проводятся 2 раза в неделю во внеурочное время.
Календарно-тематическое планирование по годам обучения (см. Приложения 2- 5)
Литература:
1. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», Москва, «Просвещение», 1991г
2. Карцева Т.В. «Планирование логопедической работы в начальной школе» ж-л «Логопед» №6, 2009г.
3. Лалаева Р.И. «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», Москва, «Просвещение», 1978г.
4. Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.-М.: Просвещение, 2005. Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России.
5. Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной, Москва, «Дети с задержкой психического развития», «Педагогика», 1984г
6. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» - М., Владос, 1995г.
7.Сукач Л.М. «Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников», Москва, «Просвещение», 1985г.
8. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1999.
9. Ястребова А.В. «Преодоление общего недоразвития у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений» - М.: АРКТИ, 1999.
Предварительный просмотр:
Тезисы
Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции
дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи
и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР.
- Пояснительная записка
- Цель программы: устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у младших школьников, обусловленных ОНР и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР; создать базу для успешного усвоения общеобразовательных программ.
- Задачи:
- ликвидировать проявления речевой патологии;
- содействовать усвоению программы по русскому языку;
- сформировать полноценные коммуникативные и лингвистические компетенции учащихся начальной школы;
- сформировать общеучебные умения и навыки.
4. Адресат
Программа предназначена, прежде всего, для устранения общего недоразвития речи (ОНР), ее можно использовать и для коррекции других речевых нарушений, входящих в структуру ОНР.
5. Направления работы
В представленной универсальной целостной системе логопедической работы в начальной школе ведущее значение принадлежит устранению недостатков и автоматизации произношения, развитию внимания к звуковой стороне речи и формированию речевого слуха и полноценного фонематического анализа и синтеза. В дальнейшем акценты в работе смещаются на развитие лексико-грамматического строя речи, формирование самостоятельной связной устной и письменной речи. При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы.
6. Ожидаемые результаты
7. Характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся и сроки коррекции
8. Содержание программы
9. Календарно-тематическое планирование по годам обучения
10. Литература
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Раздел работы | Содержание планирования | Ожидаемый результат (что должны знать и уметь учащиеся) |
1. | 2. | 3. |
1-й класс | ||
Звуковая сторона речи. Фонематические процессы. | Развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания. Постановка и автоматизация звуков, коррекция слоговой структуры: Последовательная отработка правильной артикуляции звуков, их характеристика (параллельно с их усвоением на уроке обучения грамоте): - гласные звуки А, О,У,Э,Ы,И. Их обозначение буквами; - гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в различных позициях ( в начале слова, после гласного, после согласных); - согласные звуки: твёрдые и мягкие; звонкие и глухие; обозначение звуков буквами. Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза. Формирование прочных звукобуквенных связей. Автоматизация слогослияния, развитие навыка осознанного чтения. | Вычленять звуки из слова, правильно их произносить, проводить анализ артикуляции. Различать гласные и согласные звуки и буквы. Правильно обозначать буквы на письме (без искажений). Обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком. Обозначать на письме буквами звонкие и глухие согласные в сильных позициях. Проводить слоговой анализ, выделять ударный слог, переносить слова по слогам. Проводить звукобуквенный анализ доступных слов. Правильно писать сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН. |
Лексико-грамматический строй речи | Уточнение и расширение словаря по основным лексическим темам: «Органы речи», «Части тела», «Семья», «Дом», «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Школа, класс», «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Труд людей», «Домашние и дикие животные», «Праздники и даты». Ознакомление со словами, обозначающими предметы, признаки, действия. Практическое усвоение грамматических категорий (через игровые задания и упражнения, без усвоения языковедческой терминологии) | Знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам. Активизировать через речевую практику усвоенную лексику. Понимать, подбирать и называть слова, обозначающие названия предметов, их признаки, действия. Согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, образовывать новые слова (практические навыки). Понимать назначение речи: слово, предложение, текст – единицы речи. |
Работа над предложением и связной речью | Интонация в предложении. Усвоение модели простого двусоставного предложения: существительное + глагол. Главные слова в предложении: Кто? Что делает? Распространение модели простого двусоставного предложения по моделям и вопросам (Р.п., Д.п., Т.п., П.п.) Их анализ – постановка вопросов. Установление связи между словами. Оформление предложений на письме. Обучение первоначальному навыку связного высказывания. Пересказ по вопросам, частям, выборочный. Рассказ по личным наблюдениям, сюжетным картинкам, серии картинок. | Усвоить понятие предложения из двух или нескольких слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. Составлять модель простого двусоставного предложения. Уметь распространять предложение по модели и вопросам. Правильно оформлять предложение на письме (прописная буква в начале, точка – в конце). Пересказывать сказку, рассказ. Составлять простой текст из 3 – 5 предложений на заданную тему. |
Неречевые процессы | Развитие всех форм восприятия, слухового и зрительного внимания. Развитие свойств внимания (переключение, устойчивость, концентрация, распределение). Закрепление временных и пространственных представлений. Развитее общей и мелкой моторики, мыслительных операций ( анализ, классификация, сравнение, обобщение) | Знать времена года, дни недели, части суток. Определять пространственные направления и обозначать их вербально. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать предметы и явления. Классифицировать предметы по заданному признаку. |
Развитее обще-учебных умений и навыков. | Формирование учебно-организационных умений (подготовка рабочего места, материала, обязанности дежурного). Развитее умения воспринимать инструкции и действовать чётко и последовательно в соответствии с её указаниями. Учить выделять главное. Формировать умения вести диалог с учителем. | Готовить своё рабочее место и материал к занятию. Убирать рабочее место по окончании занятия. Воспринимать инструкцию педагога и действовать последовательно по её выполнению. Уметь выделять главное. Вести учебный диалог. Отвечать на вопросы полным предложением. Выполнять обязанности дежурного. |
2 –й класс | ||
Звуковая сторона речи. Фонематические процессы. | Повторение. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы. Алфавит. Слог. Деление на слоги. Перенос слов. Ударение. Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда. Дифференциация звуков и букв [ы] – [и], [а] – я, [о] – ё, [у] – ю. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака в конце и середине слова. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звуков и букв [б] – [п], [в]- [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш]. Разделительный мягкий знак. Дифференциация ма – мья. Ударение. Ритмико-интонационная структура слова. Форморазличительная и смыслоразличительная роль ударения. Безударные гласные. Проверка безударных гласных в корне слова. Фонетический разбор слов. | Знать названия букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков. Роль звуков в различении слов. Правильно произносить слова различной звукослоговой структуры, знать правила орфоэпии ( на материала изученных слов). Делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам. Различать твёрдые и мягкие согласные. Обозначать на письме мягкость согласных гласными второго ряда и мягким знаком. Распознавать звонкие и глухие согласные, правильно обозначать их буквами в сильных позициях, знать правило проверки парных согласных на конце слова. Правильно употреблять разделительный мягкий знак в словах. Выделять ударные и безударные гласные, делать проверку безударных гласных в корне. |
Лексико-грамматический строй речи | Расширение словаря по темам: Летние каникулы. Снова в школу. Режим дня. В гости к осени, зиме, весне. На улицах города. Семья дома. Перелётные и зимующие птицы. Подготовка к зиме. Живая и неживая природа в различные времена года. Зимние развлечения и спорт. Защитники Отечества. Праздник наших мам. Речевой этикет. Слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Подбор синонимов и антонимов. Многозначные слова. Выявление значения в контексте. Лексическая сочетаемость слов. Сопоставление слов – предметов, признаков, действий. Первоначальное понятие об имени существительном, прилагательном, глаголе, их грамматических признаках. Изменение существительных, прилагательных, глаголов по числам. Общее понятие об однокоренных (родственных) словах. Подбор и расширение полей родственных слов. | Активизировать усвоенный словарь через речевую практику. Употреблять в речи усвоенную терминологию. Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу, правильно употреблять многозначные слова, определять их лексическую сочетаемость, исправлять ошибки словоупотребления. Уметь ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предметы, признаки, действия. Различать одушевлённые и неодушевлённые существительные, употреблять прописную букву в именах собственных. Подбирать однокоренные слова различных частей речи. Владеть практическими способами словообразования и словоизменения. |
Работа над предложением и связной речью | Языковой анализ предложений. Восстановление деформированных предложений. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Распространённые и нераспространённые предложения. Установление связи слов в предложении по вопросам. Предлоги. Составление предложно-падежных конструкций. Дифференциация предлогов. Связь между предложениями в тексте. Деление текста на предложения. Общее понятие о тексте – повествовании. Построение текста (начало, основная часть, заключение). Заголовок и тема текста. Письменная передача содержания текста по вопросам. Дополнение текста. Письменное изложение текста по вопросам. Запись текста по сюжетной картинке, серии картинок. Составление текста – повествования. | Понимать роль предложений в общении. Определять количество слов в предложении на слух, место слова. Составлять предложения с заданным количеством слов. Выделять логическое ударение в предложении. Выделять подлежащее и сказуемое в предложении. Распространять предложения по моделям (с предлогами). Правильно употреблять предлоги. Рассказать о себе и своей семье, погоде, времени года на заданную тему. Составлять и записывать текст на заданную тему или по личным наблюдениям. Передавать содержание текста по вопросам, определять тему текста, озаглавливать, устанавливать связь между частями текста. |
Неречевые процессы | Развитие свойств внимания. Закрепление временных и пространственных представлений. Коррекция психомоторики. Развитие наблюдательности к языковым явлениям. Развитие мышления, всех видов памяти. | Чётко знать, определять и называть временные и пространственные представления. Работать вдумчиво, сосредоточенно; уметь распределять внимание. Анализировать, сравнивать, обобщать. Запоминать и передавать информацию. |
Развитее обще-учебных умений и навыков. | Развитие учебно-организационных умений: составление плана деятельности, поэтапный контроль и оценка своих действий. Ведение учебного диалога: ученик – учитель, ученик – ученик; постановка вопросов. Работа с литературой (книгой, словарём), памятками, алгоритмами. | Составлять план деятельности и придерживаться его в ходе выполнения работы. Оценивать свои действия. Вести учебный диалог с учителем и товарищем. Исправлять ошибки в чужой речи. Давать объяснение, рассуждать и последовательно доказывать. Работать с литературой, памятками, алгоритмами. |
3 – й класс | ||
Звуковая сторона речи. Фонематические процессы. | Повторение ранее изученного. Слоговой анализ, звукобуквенный разбор на более сложном речевом материале. Ударение. Ударные и безударные гласные в корне слова. Проверка безударных гласных. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Оглушение звонких согласных в корне слова. Разделительный мягкий знак. Случаи обозначения гласными двух звуков после разделительного мягкого знака. Непроизносимые согласные в корне слова и их проверка. | Формирование обобщенных представлений о звуковой стороне речи. Закрепление обозначения мягкости согласных, звонкости и глухости согласных на письме (на усложнённом речевом материале). Закрепление слогового анализа, звукобуквенного разбора (на усложненном материале). Виды заданий и упражнений включаются систематически в занятие на отдельных его этапах. |
Лексико-грамматический строй речи | Лексика в соответствии с темами по развитию речи, окружающему миру, природоведению. Усвоение программной терминологии. Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слов. Сравнительные обороты, эпитеты, фразеологические обороты. Состав слова. Корень. Слова. Однокоренные слова. Значимые части слова: приставка, суффикс. Суффиксальный и приставочный способы образования слов. Приставки противоположного значения. Суффиксы уменьшительно-ласкательного значения. Суффиксы прилагательных. Дифференциация приставок и предлогов. Развитие навыков словообразования на различном лексическом материале. Род и число имён существительных и прилагательных. Согласование существительных с прилагательными. Время и число глагола. Род глаголов в прошедшем времени. | Активизировать усвоенную лексику через речевую практику, использовать программную терминологию. Объяснять лексическое значение слов. Подбирать синонимы, антонимы, расширять поля родственных слов. Владеть способами словообразования. Образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок. Проводить морфемный разбор слова. Различать приставки и предлоги. Писать предлоги и приставки. Знать способы проверки орфограмм в корне слова. Владеть способами словоизменения для проверки орфограмм (изменение числа, формы слова). Распознавать имена существительные и прилагательные, согласовывать существительные с прилагательными, изменять по родам и числам. Знать грамматические признаки глагола. Уметь изменять глаголы по числам и временам. Согласовывать существительные с глаголами в числе. |
Работа над предложением и связной речью | Предложения по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения. Составление предложений различных типов. Главные и второстепенные члены предложения. Распространение предложений и их анализ. Определение границ предложений в тексте. Грамматическое оформление предложений. Роль окончаний в предложении. Виды пересказов. Развитие диалогической формы речи в диалогах, инсценировки по прочитанным произведениям. Ознакомление с типами текстов: повествование, рассуждение, описание. Работа с планом текста. Ключевые слова текста. Изложение текста по опорным словам и плану. Изложение текста по частям. | Интонационно правильно произносить предложения, выделять главные и второстепенные члены. Проводить анализ предложений. Распознавать текст – описание, рассуждение, повествование. Определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст. Делить текст на части, устанавливать связь между частями текста, выделять ключевые слова. Составлять план текста. Пересказывать текст по плану. Писать изложение текста по частям по плану. Составлять связный рассказ на близкую тему по плану (устно и письменно). Записывать рассказ по личным наблюдениям, заданной теме (с помощью педагога и предварительной подготовки). |
Неречевые процессы | Развитие словесно-логического и образного мышления. Развитие слуховой и зрительной памяти. | Устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать, рассуждать и доказывать. Запоминать и передавать усвоенную информацию. |
Развитее обще-учебных умений и навыков. | Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определять пути и средства достижения учебной цели. Развитие учебного диалога. Обучение работе в группе, парах, умение принимать на себя роль руководителя группы. Применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого ответа. Развитие приёмов самоконтроля и оценки деятельности своей и товарищей. | Свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и выполнения учебной задачи. Составлять алгоритм действий. Работать в группе, парах. Работать с образцами, обращаться к товарищу, учителю за разъяснением. Владеть приёмами самоконтроля и оценки деятельности. |
4 – й класс | ||
Звуковая сторона речи. Фонематические процессы. | Закрепление пройденного. Согласные звуки и буквы. Ударные и безударные гласные. Твёрдые и мягкие согласные. Парные звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Роль мягкого и твёрдого знаков. Слог. Перенос. Ударение. Фонетический разбор слов. Работа с заданиями тестового характера. | Систематизировать обобщённые представления о звуковой стороне речи. Задания и упражнения носят обобщающий характер, систематически включаются на уроках. |
Лексико-грамматический строй речи | Лексика в соответствии с темами по развитию речи, окружающему миру, природоведению, истории. Усвоение программной терминологии. Работа с синонимами, антонимами, многозначными словами, фразеологическими и сравнительными оборотами. Переносное значение слов. Имя существительное. Грамматические категории существительного: род, число, падеж, склонение. Падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе. Имя прилагательное. Грамматические категории имён прилагательных: род, число, падеж. Согласование с существительными. Падежные окончания имён прилагательных. Глагол. Грамматические категории глагола: время, число, род в прошедшем времени. Личные окончания глаголов. | Активизировать усвоенную лексику через речевую практику, активно использовать программную терминологию. Подбирать антонимы, синонимы, многозначные слова, фразеологические и сравнительные обороты и учитывать их лексическую сочетаемость. Правильно использовать слова с переносным и абстрактным значением. Знать грамматические категории частей речи. Правильно изменять существительные, прилагательные, глаголы. |
Работа над предложением и связной речью | Простые и сложные предложения. Сложноподчинённые предложения с союзами. Простые предложения, осложнённые однородными членами, составление предложений с однородными членами и их анализ. Работа с текстами различных видов. Структурная организация текстов. План текста. Заголовок, теме и главная мысль. Самостоятельное изложение текстов по плану. Различные виды пересказов. Письменная коммуникация (открытки и письма) | Правильно употреблять простые и сложные предложения. Распространять предложения однородными членами, употреблять знаки препинания при однородных членах. Распознавать виды текстов, составлять различные виды текстов. Работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль. Владеть различными видами пересказов. Писать изложение текста по плану. Писать творческие сочинения по заданной теме (близкой личными впечатлениям ребёнка) |
Неречевые процессы | Развитие произвольности психических познавательных процессов, деятельности и поведения. Развитие абстрактного мышления, долговременной памяти. Развитие творческих способностей и познавательной активности, коммуникативных навыков. | Произвольно управлять поведением и деятельностью. Систематизировать информацию и воспроизводить её. Проявлять познавательные интересы и творческие способности. |
Развитее обще-учебных умений и навыков. | Умение действовать в усложнённых условиях, переносить усвоенные умения и навыки на новый материал. Развитие учебного диалога, различных форм организации совместной и индивидуальной работы. Использование в работе справочной литературы, компьютерных технологий. Развитие приёмов дифференцированного самоконтроля и оценки деятельности. | Действовать в новых условиях. Самостоятельно составлять алгоритм действий. Давать развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подводить итоги работы. Пользоваться справочной литературой, компьютером. Владеть дифференцированными приёмами самоконтроля и оценки деятельности. |
Предварительный просмотр:
Приложение 2.
Календарно – тематическое планирование коррекционных занятий в 1-м классе с нарушением произношения Р, Рь (з раза в неделю) | ||
№ п/п | Темы занятий | Количество часов |
I четверть | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. | Пространственно-временные представления. Артикуляционный аппарат человека и способы образования звуков речи. Звуки речи. Развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания. Подготовка к постановке звука Р. Определение количества звуков ( в группах из 2-3 звуков, типа: сравнение а – ам, а- ма; анализ: з – зн, м – мл; ола, сом, шла, авн; ост, мак; аку, зда; там, кла; тут, опк, кто) с опорой на слух и движения артикуляционного аппарата. Подготовка к постановке звука Р. Графическое изображение звука. Звуковые графические диктанты. Постановка звука Р. Анализ слов, состоящих из четырёх звуков ( типа: лиса, лапа, кожа; холм, мост, мопс; знай, стан, плен; пунш, темп, кекс). Слуховые диктанты (изображение кружками числа услышанных звуков). План действий (составление плана действий). Постановка и автоматизация звука Р. Классификация звуков по способу произнесения – наличие или отсутствие преграды во рту. Упражнения на различение и группировку звуков по наличию или отсутствию преграды. Постановка и автоматизация звука Р в слогах. Гласные звуки а, о, ы, у, э, и. Выделение гласных звуков. Обозначение гласных звуков в схеме. Определение гласных звуков в группе звуков, в одно- двух- и трёхсложных словах. Автоматизация звука Р в слогах. Звук и буква Р. Согласные звуки. Упражнения в различении понятий «звук» - «буква». Слог. Слогообразующая роль гласных. Слоговой анализ ( с опорой на количество гласных звуков в слове) и синтез. Слоговые схемы слова. Графические диктанты. Автоматизация звука Р в слогах и словах. Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. Автоматизация звука Р в словах. Перенос слов. Ударение. Понятие «ударный гласный звук». Звук У. Безударные гласные звуки. Подготовка к усвоению понятия «орфограмма». Автоматизация звука Р в словосочетаниях. Подготовка к усвоению понятия «орфограмма». Автоматизация звука Р в словосочетаниях и предложениях. | 2 1 1 1 1 1
1 1 1 1 2 1
1 2 1 2 20 часов |
II четверть | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Ударные и безударные гласные звуки. Подготовка к усвоению понятия «корень» и «проверочное слово». Автоматизация звука Р в словосочетаниях и предложениях «Опасное место в слове» (понятие «орфограмма»). Активизация знаний и умений в области звукобуквенного анализа. Автоматизация звука Р в словосочетаниях и предложениях, в связной речи. Безударный гласный звук А- «опасное место в слове». Постановка и автоматизация звука Рь. Закрепление понятия «опасное место в слове». Упражнения в поиске безударных гласных А, И в словах и обозначении их как «опасного места». Автоматизация звука Рь в слогах и словах. Согласные звуки. Формирование и закрепление связи «звук – наличие преграды – согласный звук». Автоматизация звука Рь в словах и словосочетаниях. Закрепление понятия «согласный звук». Упражнения в различении понятий «гласный звук» и «согласный звук». Графическое обозначение согласных звуков в схемах. Графический диктант. Автоматизация звука Рь в словосочетаниях и предложениях. Звук и буква Ю. Обозначение мягкости согласных буквой Ю. Автоматизация звука Рь в словосочетаниях, предложениях и связной речи. Звук и буква Я. Обозначение мягкости согласных буквой Я. Закрепление понятия «опасное место в слове». Безударный гласный звук И - «опасное место в слове». Автоматизация звука Рь в связной речи. Звук и буква Ё. Обозначение мягкости согласных буквой Ё. Фонетический разбор слов. Графический диктант. Дифференциация звуков Р - Рь. Закрепление понятий «Твёрдые и мягкие согласные». Упражнения в различении мягких и твёрдых согласных, их правильном произнесении. Закрепление понятия «опасное место в слове». Безударные гласные звуки А, И. Слуховой диктант. Дифференциация звуков Р - Рь. | 3
2 2 2 2 2
2
2 2
2 |
21 час | ||
III четверть | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. | Закрепление понятий «Твёрдые и мягкие согласные». Упражнения в различении мягких и твёрдых согласных, их правильном произнесении. Звук и буква Е. Обозначение мягкости согласных буквой Е. Твёрдые и мягкие согласные. Фонетический разбор слов. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда. Работа с буквами Я, Е, Ё, Ю. Способ обозначения мягкости на письме. Дифференциация гласных I и II ряда при обозначении мягкости и твёрдости согласных. Проверочная работа. Звук и буква Й. Мягкий согласный звук Й. Наблюдение звуков, обозначенных буквами я – а, ю- у, ё – о, е – э в начале слова. Наблюдение артикуляции в парах слов. Работа с буквами Я, Е, Ё, Ю в начале слова и после гласного. Дифференциация букв я – а. Дифференциация букв ю- у. Дифференциация букв ё – о. Дифференциация букв е – э. Проверочная работа. Мягкий знак. Способ обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак на конце слова. Мягкий знак в середине слова. Перенос слов с мягким знаком. Знакомство с разделительным мягким знаком. Правописание разделительного мягкого знака. Дифференциация мягкого и разделительного мягкого знаков. Закрепление по теме « Мягкий знак и разделительный мягкий знак». Проверочная работа. | 1 2 1 1 1 1 2 1
2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2
1 1 |
28 часов | ||
IY четверть | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. | Усвоение понятий «глухие и звонкие согласные». Усвоение понятия «парные согласные». Продолжение подготовки к усвоению понятия «орфограмма». Дифференциация парных согласных. Дифференциация П –Б. П – Б в конце слов, в корне слова. Самостоятельная работа. Дифференциация В –Ф. В –Ф в конце слов, в корне слова. Самостоятельная работа. Дифференциация Г- К. Г –К в конце слов, в корне слова. Самостоятельная работа Дифференциация Т – Д. Т – Д в конце слов, в корне слова. Самостоятельная работа. Дифференциация Ш – Ж. Ш – Ж в конце слов, в корне слова. Сочетания жи – ши. Самостоятельная работа. Дифференциация З – С. З - С в конце слов, в корне слова. Самостоятельная работа. Дифференциация Ч – Щ. Сочетания ча – ща, чу –щу. Самостоятельная работа. Проверочная работа. | 1 1 1 1
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
18 часов | ||
ВСЕГО: | 87 часов | |
Календарно – тематическое планирование коррекционных занятий в 1-м классе при нарушении произношения шипящих (ш, ж) 2 раза в неделю | ||
№ п/п | Темы занятий | Количество часов |
I четверть | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. | Уточнение пространственно-временных представлений. Звуки речи. Артикуляционный аппарат человека и способы образования звуков речи. Развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания. Подготовка к постановке звука Ш. Определение количества звуков ( в группах из 2-3 звуков, типа: сравнение а – ам, а- ма; анализ: з – зн, м – мл; ола, сом, шла, авн; ост, мак; аку, зда; там, кла; тут, опк, кто) с опорой на слух и движения артикуляционного аппарата. Подготовка к постановке звука Ш. Графическое изображение звука. Звуковые графические диктанты. Постановка звука Ш. Анализ слов, состоящих из четырёх звуков ( типа: лиса, лапа, кожа; холм, мост, мопс; знай, стан, плен; пунш, темп, кекс). Слуховые диктанты (изображение кружками числа услышанных звуков). План действий (составление плана действий). Постановка и автоматизация звука Ш. Классификация звуков по способу произнесения – наличие или отсутствие преграды во рту. Упражнения на различение и группировку звуков по наличию или отсутствию преграды. Постановка и автоматизация звука Ш в слогах. Гласные звуки а, о, ы, у, э, и. Выделение гласных звуков. Обозначение гласных звуков в схеме. Определение гласных звуков в группе звуков, в одно- двух- и трёхсложных словах. Автоматизация звука Ш в слогах. Звук и буква Ш. Согласные звуки. Упражнения в различении понятий «звук» - «буква». Слог. Слогообразующая роль гласных. Слоговой анализ ( с опорой на количество гласных звуков в слове) и синтез. Слоговые схемы слова. Графические диктанты. Автоматизация звука Ш в слогах и словах. Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. Ударение. Понятие «ударный гласный звук». Усвоение понятия «безударные гласные звуки». Подготовка к усвоению понятия «орфограмма». Автоматизация звука Ш в словосочетаниях и предложениях. | 1 1 1 1 1 1
1 1 1 1 1 1
1 1
|
14 часов | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | II четверть Ударные и безударные гласные звуки. Подготовка к усвоению понятия «корень» и «проверочное слово». Автоматизация звука Ш в связной речи. «Опасное место в слове» (понятие «орфограмма»). Активизация знаний и умений в области звукобуквенного анализа. Автоматизация звука Ш в словах и предложениях, в связной речи. Сочетание ШИ. Безударный гласный звук А- «опасное место в слове». Постановка и автоматизация звука Ж. Закрепление понятия «опасное место в слове». Упражнения в поиске безударных гласных А, И в словах и обозначении их как «опасного места». Автоматизация звука Ж в слогах и словах. Согласные звуки. Формирование и закрепление связи «звук – наличие преграды – согласный звук». Автоматизация звука Ж в словах и словосочетаниях. Закрепление понятия «согласный звук». Упражнения в различении понятий «гласный звук» и «согласный звук». Графическое обозначение согласных звуков в схемах. Графический диктант. Автоматизация звука Ж в словосочетаниях и предложениях. Звук и буква Ю. Обозначение мягкости согласных буквой Ю. Автоматизация звука Ж в словосочетаниях, предложениях и связной речи. Звук и буква Я. Обозначение мягкости согласных буквой Я. Закрепление понятия «опасное место в слове». Безударный гласный звук И - «опасное место в слове». Автоматизация звука Ж в связной речи. Сочетание ЖИ. Твёрдые и мягкие согласные. Фонетический разбор слов. Графический диктант. Дифференциация звуков Ш - Ж. Сочетание ШИ – ЖИ. Закрепление понятий «Твёрдые и мягкие согласные». Упражнения в различении мягких и твёрдых согласных, их правильном произнесении. Закрепление понятия «опасное место в слове». Безударные гласные звуки А, И. Слуховой диктант. Дифференциация звуков Ш - Ж. |
2
1 1 1 1 2
2
2 1
2 |
15 часов |
Предварительный просмотр:
Приложение 3.
Календарно – тематическое планирование коррекционных занятий во 2-м классе | ||
I четверть | ||
№ п/п | Темы занятий | Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | Повторение. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы. Алфавит. Слог. Слогообразующая роль гласных. Слоговой анализ. Деление на слоги. Перенос слов. Ударение. Ударный слог. Ударная гласная. Твёрдые и мягкие согласные. Фонетический разбор слов. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда. Дифференциация звуков и букв [ы] – [и], [а] – я, [о] – ё, [у] – ю. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака в конце и середине слова. Перенос слов с мягким знаком. Разделительный мягкий знак. Дифференциация ма – мья. Самостоятельная работа. Фонетический разбор слов. Диктант. | 2 2 2 2 1 4 1 1 2 1 1 |
19 часов | ||
II четверть | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. | Безударные гласные. Проверка безударных гласных в корне слова. Дифференциация П –Б. П – Б в конце слов. Самостоятельная работа. Дифференциация В –Ф. В –Ф в конце слов. Самостоятельная работа. Дифференциация Г- К. Г –К в конце слов. Изложение «Снег». Дифференциация Т – Д. Т – Д в конце слов. Самостоятельная работа. Дифференциация Ш – Ж. Ш – Ж в конце слов. Жи – ши. Самостоятельная работа. Изложение « Ёлка» Парные согласные на конце слов. Ударные и безударные гласные. Закрепление. Диктант. | 4 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 1 1 1 |
22 часа | ||
III четверть | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. | Дифференциация З – С. Парные согласные в корне слова. Самостоятельная работа. Дифференциация Ч – Щ. Ча – ща, чу –щу. Самостоятельная работа. Диктант. Слова, близкие по значению (синонимы) Нахождение синонимов в тексте. Слова, противоположные по значению (антонимы) Нахождение антонимов в тексте. Однозначные и многозначные слова. Фразеологизмы. Самостоятельная работа. Слова, обозначающие предметы. Изменение по числам. Слова, обозначающие действия. Изменение по числам. Дифференциация слов – предметов и слов – действий. Главные члены предложения. Изложение «Зайцы». Работа с текстом. Слова, обозначающие признаки предметов. Изменение по числам. Диктант. | 2 1 2 1 1 2 1 2 1 2 1 2 2 1 2 1 2 1 |
27 часов | ||
IY четверть | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. | Однокоренные слова. Общее понятие об однокоренных (родственных) словах. Подбор и расширение полей родственных слов. Суффиксальный способ образования слов. Самостоятельная работа. Приставочное словообразование. Закрепление темы «Состав слова» Предлоги. Сложные предлоги. Составление предложно-падежных конструкций. Дифференциация предлогов и приставок. Текст – повествование. Построение текста. Заголовок и тема текста. Изложение текста по вопросам. Составление текста по сюжетной картинке, серии картинок. Составление текста – повествования. Сочинение «Скоро лето» Итоговый диктант. | 2 2 1 2 1 3 2 1 1 1 1 1 1 |
19 часов | ||
Всего занятий: | 87 часов |
Предварительный просмотр:
Приложение 4.
Календарно – тематическое планирование коррекционных занятий в 3-м классе | ||
I четверть | ||
№ п/п | Темы занятий | Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Повторение. Звуки и буквы. Звукобуквенный анализ. Мини – сочинение «Как я провёл каникулы» Слоговой анализ. Деление на слоги. Перенос слов. Самостоятельная работа. Ударение. Ударные и безударные гласные в корне слова. Проверка безударных гласных. Самостоятельная работа. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Оглушение звонких согласных в корне слова. Самостоятельная работа. Диктант. | 2 2 1 1 2 1 1 2 1 1 |
14 часов | ||
II четверть | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. | Разделительный мягкий знак. Дифференциация мягкого и разделительного мягкого знаков. Самостоятельная работа. Непроизносимые согласные в корне и их проверка. Диктант. Слова, близкие по значению (синонимы) Нахождение синонимов в тексте. Слова, противоположные по значению (антонимы) Нахождение антонимов в тексте. Прямое и переносное значение слова. Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Самостоятельная работа. Предлоги. Работа с деформированным текстом. | 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 3 1 |
15 часов | ||
III четверть | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16 17. 18. | Однокоренные слова. Родственные слова. Корень слова. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Образование слов – названий детёнышей животных. Образование слов – названий профессий, занятий людей. Образование относительных имён прилагательных. Образование притяжательных имён прилагательных. Суффиксы имён существительных. Суффиксы имён прилагательных. Суффиксы глаголов. Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. Приставки противоположного значения. Дифференциация приставок и предлогов. Род и число имён существительных и прилагательных. Окончания имён существительных множественного числа. Согласование имени существительного с именем прилагательным. Окончания имён существительных и прилагательных. Время и число глагола. Род глагола в прошедшем времени. Согласование глагола с именем существительным в числе и роде. Анализ морфемных моделей слов. Закрепление по теме «Состав слова» | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
18 часов | ||
IY четверть | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. | Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения. Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений. Составление предложений из слов, данных начальной форме. Грамматическое оформление предложений. Составление предложений – кратких ответов на вопросы по тексту. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы. Грамматическое оформление предложений. Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст. Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме. Выделение признаков связного текста. Тема текста. Основная мысль текста. Опорные (ключевые) слова. Тип текста. Текст – повествование. Текст – описание. Текст – рассуждение. Составление плана текста с обозначенными частями. Деление текста на части. Работа над планом. Изложение текста по опорным словам и плану по частям. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
13 часов | ||
Всего занятий: | 60 часов |
Предварительный просмотр:
Приложение 5.
Календарно – тематическое планирование коррекционных занятий в 4-м классе | ||
I четверть | ||
№ п/п | Темы занятий | Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. | Повторение. Согласные звуки и буквы. Звукобуквенный анализ. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Оглушение звонких согласных в корне слова. Непроизносимые согласные в корне и их проверка. Твёрдые и мягкие согласные. Роль мягкого и твёрдого знаков. Слоговой анализ. Перенос слов. Самостоятельная работа. Ударение. Ударные и безударные гласные в корне слова. Проверка безударных гласных. Фонетический разбор слов. Работа с заданиями тестового характера. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
12 часов | ||
II четверть | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. | Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Антонимы. Синонимы. Прямое и переносное значение слова. Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения. Имя существительное. Множественное число имён существительных. Род имён существительных. Склонения имён существительных. Существительные в форме единственного и множественного числа именительного падежа. Существительные в форме единственного и множественного числа именительного и винительного падежей. Существительные в форме единственного и множественного числа винительного и родительного падежей. Существительные в форме единственного и множественного числа дательного падежа. Существительные в форме единственного и множественного числа творительного падежа без предлога. Существительные в форме единственного и множественного числа предложного падежа. Употребление существительных в различных косвенных падежах. Итоговое занятие по существительному. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
15 часов | ||
III четверть | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. | Имя прилагательное. Согласование прилагательных с существительными в числе. Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными. Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Именительный и винительный падежи имён прилагательных мужского рода. Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Склонение имён прилагательных женского рода. Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода. Склонение имён прилагательных во множественном числе. Глагол. Настоящее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в числе. Прошедшее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в роде. Личные окончания глаголов. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Итоговое занятие. | 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 |
18 часов | ||
IY четверть | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. | Простые и сложные предложения. Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложносочинёнными предложениями. Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложноподчинёнными предложениями. Простые предложения, осложненные однородными членами, составление предложений с однородными членами и их анализ. Выделение признаков связного текста. Тема и главная мысль текста. Тип текста. Текст – повествование. Текст – описание. Текст – рассуждение. Составление плана текста с обозначенными частями. Деление текста на части. Работа над планом. Различные виды пересказов. Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы, с опорой на картинки, графические схемы. Составление плана пересказа. Выборочный пересказ. Составление плана пересказа. Краткий пересказ. Составление плана пересказа. Творческий пересказ. Составление плана пересказа. Сочинение открытки и письма. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
15 часов | ||
Всего занятий: | 60 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предупреждение ошибок письма у младших школьников с недоразвитием речи.
Материал, отраженный в данной работы позволяет скоррегировать специфические ошибки письма, обусловленные несформированностью фонематическог...
ПРОГРАММА «Профилактика аграмматической дисграфии и дислексии у младших школьников с системным недоразвитием речи средней степени».
В настоящее время отмечается стойкая тенденция к увеличению количества поступающих в коррекционную школу VIII вида учащихся вторых-третьих классов, имеющих значительное недоразвитие грамматического ст...
Упражнения для профилактики и коррекции дислексии у младших школьников.
Дислексия — это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании.Для лечения дислексии существуют специальные программы, корректир...
Речевые упражнения как средство формирования прогнозирования содержания текста у младших школьников с недоразвитием речи
На сегодняшний день большинство учащихся мало заинтересованы чтением, в результате этого возникают затруднения в процессе обучения: низкая техника чтения, низкая степень осознанности прочитанного и ни...
Дифференциальная диагностика дислексии у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи
В данной презентации рассмотрены :1.особенности формирования процесса чтения;2. классификация, по которой выделены нарушения чтения;3.этиология и механизмы дислексии;4. виды дислексии (приведены приме...
Методическая разработка "Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у младших школьников"
Методическая разработка программы профилактики и коррекции смешанной дисграфии у младших школьников...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» (коррекционные блоки для составления индивидуальной логопедической программы обучающихся с НОДА 1-4 классов)
Коррекционно – логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающихся с нарушением ...