Конспект логопедического занятия по коррекции на тему: «Артикуляция гласных [а-я].Дифференциация в слогах, словах»
план-конспект урока по логопедии (4 класс) на тему
Задачи :
1. Закрепить знания детей о звуковом составе гласных а –я.
2. учить дифференцировать гласные А-Я в слогах, словах;
3. развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия;
4. Расширять активный словарь учащихся, внимание, логическое мышление.
5. воспитывать интерес к учению, увлекая учащихся игровыми ситуациями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОГКОУ «Приволжская школа-интернат VIII вида»
Конспект логопедического занятия
по коррекции речи учащихся
на тему:
«Артикуляция гласных [а-я] Дифференциация
в слогах, словах, предложениях»
Выполнила
учитель-логопед
Орлова Ю.А.
Приволжск 2013г.
Тема : Дифференциация гласных а - я в слогах, словах, предложениях ( 4 класс)
Задачи :
1. Закрепить знания детей о звуковом составе гласных а –я.
2. учить дифференцировать гласные А-Я в слогах, словах, предложениях,
текстах; развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематического
восприятия; развивать внимание, расширять словарный запас учащихся.
3. развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия;
4. Расширять активный словарь учащихся, внимание, логическое мышление.
5. воспитывать интерес к учению, увлекая учащихся игровыми ситуациями.
Оборудование: индивидуальные зеркала, рабочие тетради, магнитная доска, предметные картинки, мяч, таблица, карточки со слогами, словами и предложениями, задания на карточках, речевой материал ( загадки, чистоговорки), .
План занятия:
I. Оргмомент.
II. Речевая зарядка.
Повторение пройденной темы.
III. Закрепление темы: « Различай а – я».
Выполнение устных и письменных заданий и упражнений.
IV. Физпауза.
Зарядка для пальцев и кистей рук.
V. Подведение итогов занятия.
Конспект занятия:
- Оргмомент.
– Здравствуйте, ребята! Урок у нас сегодня необычный в гости к нам придут сказочные герои. А кто вы должны догадаться сами.
Загадки:
1)Уплетая калачи,
Парень едет на печи.
(Емеля)
2) Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом такая злюка!
Конечно, это …(щука)
II. Речевая зарядка.
Повторение пройденной темы.
- А теперь посмотрите на эти картинки, назовите этих героев, и скажите какими гласными заканчиваются эти слова?
- Правильно, Емеля гласная – я - , щука -а.
- С какой гласной мы её размечаем?
-Это первая пара гласных первого и второго ряда, которые мы сегодня на уроке будем учиться различать в слогах, словах, предложениях.
А сейчас вместе со мной скажем чистоговорку про гласных А-Я.
Чистоговорка:
На-на-на- у старика было три сына,
Ля-ля-ля – один из них Емеля,
Ла-ла-ла – в проруби щука жила,
Ля-ля-ля- её поймал Емеля.
III. Закрепление темы: « Различай а – я».
Выполнение устных и письменных заданий и упражнений.
А сейчас открываем рабочие тетради и записываем тему занятия: « Различай а – я ».
(открыть на доске).
а – ( а ) | мал тв. согл. |
я – ( й, а ) | мял мягк. согл. |
- Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте вместе вспомним, чем отличаются друг от друга гласные а – я. В этом вам поможет вот эта таблица ( на магнитную доску вывешивается таблица):
- Сколько звуков в гласной - а - ? – я-? ( один ( а ); два ( й, а ))
- Как произносится и слышится согласный перед гласной - а - ?, - перед гласной - я - ? ( твердо, мягко).
Артикуляция звуков [а-я].
Ребята, давайте произнесём гласные а- я перед зеркалом, и скажем в каком положении губы и язык.
- Хорошо, ребята. А теперь давайте повторим правило, которое поможет нам не ошибиться в написании гласных а – я в слогах, словах, т. е. на письме.
Если согласный слышится твёрдо, то пишем – а -, если мягко то пишем – я -.
гласные а – я учащиеся подставляют в правило сами, а затем правило хором зачитывается).
1.)-А сейчас мы с вами немного разомнёмся и поиграем, а сказочные герои посмотрят, как вы научились различать слоги с твёрдой и мягкой согласной, проведем небольшую игру
« Наоборот».
Я бросаю кому-то из вас мяч и называю слог с твёрдой согласной, а вы должны назвать слог с мягкой согласной и бросить мне мяч назад.
Например: ма – мя.
Слоги: ЛА, НА, РА, ВА, ДА, СА.
( учитель – логопед с детьми играют).
- Молодцы, ребята.
- Скажите, с какой гласной были слоги, которые называла я? ( с гласной – а -). Почему вы так считаете? (потому что согласные слышались твердо).
- С какой гласной были слоги, которые называли вы? Почему? (- я -, мягко).
2.) Игра « Закончи слово»
-Когда Емеля и щука добирались к нам у них случилась беда. Из слов, которые они приготовили нам выпали слоги. И теперь эти слова нужно снова собирать из слогов. Начало слов у них сохранилось, а последний слог вы должны выбрать из тех, которые перепутались. Вот эти слоги, которые выпали из слов и перепутались: ( на магнитную доску закрепляются таблички со слогами: ля, ка, ня, да, ря, ва).
- Ну что ребята, вы согласны мне помочь? Итак, я называю первый слог, а вы подбираете из данных – второй, чтобы получилось слово. После чего мы это слово запишем в тетрадь и подчеркнём гласные а - я.
Слова: Емеля, щука, деревня, вода, царя, дрова.
IV Физпауза.
– Сказочные герои и мы немного устали, давайте отдохнём и проведём зарядку для пальцев.
Пальцы – дружная семья. Друг без друга им нельзя. . | Ритмично сжимать и разжимать кулачки. |
Вот – большой, а это – средний, Безымянный и последний, - Наш мизинчик – малышок. Указательный забыли! | Поочередно поднимать пальцы обеих рук вверх. |
Чтобы пальцы дружно жили Будем их соединять И движенья выполнять. | Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем. |
3.) Мы с вами отдохнули и теперь давайте выполним следующее задание. Слова, которые записаны на доске и в тетради(Емеля, щука, деревня, вода, царя, дрова) распределим на 2 столбика, в первый столбик слова с гласной
-а-, а второй –я-.
А Я
щука Емеля
вода деревня
дрова царя
- Теперь проверим у всех ли так и произнесем, записанные слова в первый и во второй столбики.
- Ребята, обратите внимание, какое слово записано с большой буквы. Почему?
4) Емеля с щукой к нам пришли неслучайно, они готовы исполнить наши сокровенные желания. А эти желания находятся в ведре, которые прихватил с собой Емеля, а чтобы оно исполнилось вам необходимо выполнить задания. Подходите и выбирайте желания.
В желаниях есть слова с пропущенными буквами, а чтобы оно исполнилось вам необходимо вставить соответствующие гласные а или я.
Желания (на карточках)
1)По щучьему веленью, по-моему хотенью – хочу получать одни п..тёрки.
2) По щучьему веленью, по-моему хотенью –хочу завести соб…ку.
3) По щучьему веленью, по-моему хотенью – хочу посетить зооп…рк.
- А теперь давайте прочитаем ваши желания.
- Какие буквы вы вставили? Почему?
- Так как вы задание выполнили правильно, то ваше желание исполнится обязательно.
5.) Игра « Подбери слово в предложение»
- Ребята, мы с вами продолжаем работу по различению гласных а – я, Сейчас мы будем добавлять в предложение недостающее слово. ( Одно из двух). Эти слова особенные.
- Итак, я предлагаю вам два слова и два предложения, после чего мы вместе выясняем значение этих слов, читаем предложения и думаем, какое слово в какое предложение подходит. Затем готовые предложения записываем в тетрадь и подчеркиваем гласные, которыми отличаются друг от друга слова – близнецы.
Слова: Предложения:
Наш Емеля …. .
мал - мял
Он подушку ….
Емеля был ….. .
рад - ряд
Поставил вёдра в ….. .
У дома Емели ….. .
сад - сядь
Емеля, ….. в сани.
( слова с предложениями записаны на табличках и вывешиваются по очереди на магнитную доску).
V. . Подведение итогов занятия.
– Ребята, какие гласные мы сегодня различали в слогах, словах, предложениях?
- Какое правило, мы с вами выучили и запомнили, чтобы не ошибиться в написании этих гласных в словах? Давайте вместе его повторим ещё раз.
- Молодцы, ребята, Вы хорошо работали сегодня, и нашим сказочным героям очень понравилось, как вы справились со всеми заданиями. На этом наше занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Домашние животные"
Дети, нуждающиеся в коррекции аграмматической дисграфии, имеют в своем анамнезе общее недоразвитие речи, а также несформированность ряда неречевых психических функций. Нарушение усвоения правописания ...
Конспект логопедического занятия по коррекции чтения и письма (дислексия и дисграфия) - 2 класс. ТЕМА: Дифференциация звуков и букв "Б" и "П" в предложениях с использование ИКТ.
В русском языке для грамотного письма большое значение имеет четкое произношение всех звуков. Многие дети произносят все звуки, но на письме допускают ошибки, казалось бы, с несложными зву...
Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Профессии".
Аграмматическая дисграфия Механизмы аграмматической дисграфии: - Несформированность лексико – грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений. 1. Проявляется на уровне слова: ис...
Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ 1 класс "Автоматизация звука [ ш ] в слогах, словах и предложениях."
В данном занятии представлены приемы автоматизации звука [ш ] в слогах, словах и предложениях. Задания даются с использованием игровых приемов с использованием доступного речевого материала. Проводитс...
Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.
Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно...
Конспект логопедического занятия с группой учащихся первого класса, имеющих ОНР-3 "Дифференциация звуков [ч]-[т\']"
Цель: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [ч – т’] в слогах, словах и фразах....
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии с группой учащихся 2-го класса по теме "Слоговой анализ и синтез слов"
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии для учащихся 2-го класса...