Конспект логопедического занятия по коррекции на тему: «Артикуляция гласных [а-я].Дифференциация в слогах, словах»
план-конспект урока по логопедии (4 класс) на тему

Юлия Александровна Орлова

Задачи :      

 1. Закрепить знания детей о звуковом составе гласных  а –я.

 2. учить дифференцировать гласные А-Я в слогах, словах;

3. развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия;

4. Расширять активный словарь учащихся, внимание, логическое    мышление.       

5. воспитывать интерес к учению, увлекая учащихся игровыми  ситуациями.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГКОУ «Приволжская школа-интернат VIII вида»

                       

Конспект логопедического занятия

по коррекции речи  учащихся

на тему:

«Артикуляция гласных [а-я] Дифференциация

в слогах, словах, предложениях»

 

                                                                                 

                                                                                        Выполнила

учитель-логопед

                                                                                          Орлова Ю.А.

Приволжск 2013г.

Тема :        Дифференциация гласных  а - я  в слогах, словах, предложениях ( 4 класс)

Задачи :        

 1. Закрепить знания детей о звуковом составе гласных  а –я.

 2. учить дифференцировать гласные А-Я в слогах, словах, предложениях,

текстах; развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематического

 восприятия; развивать внимание, расширять словарный запас учащихся.

3. развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия;

4. Расширять активный словарь учащихся, внимание, логическое    мышление.        

5. воспитывать интерес к учению, увлекая учащихся игровыми  ситуациями.  

Оборудование: индивидуальные зеркала, рабочие тетради, магнитная доска, предметные картинки, мяч, таблица, карточки со слогами, словами и предложениями, задания на карточках, речевой материал ( загадки, чистоговорки), .

План занятия:

I. Оргмомент.

II. Речевая зарядка.

      Повторение пройденной темы.

III. Закрепление темы: « Различай а – я».

       Выполнение устных и письменных заданий и упражнений.

IV. Физпауза.     

       Зарядка для пальцев и кистей рук.

V.   Подведение итогов занятия.

Конспект занятия:

  1. Оргмомент.

 – Здравствуйте, ребята! Урок у нас сегодня необычный в гости к нам придут сказочные герои. А кто вы должны догадаться сами.

Загадки:

1)Уплетая калачи,

    Парень едет на печи.

                                 (Емеля)

2) Опасней всех она в реке,

    Хитра, прожорлива, сильна,

    Притом такая злюка!

    Конечно, это …(щука)

II. Речевая зарядка.

      Повторение пройденной темы.

      - А теперь посмотрите на  эти картинки, назовите этих героев, и скажите какими гласными заканчиваются эти слова?

     - Правильно, Емеля  гласная – я - , щука -а.

     - С какой гласной мы её  размечаем?

     -Это  первая пара гласных первого и второго ряда, которые мы сегодня на уроке будем учиться различать в слогах, словах, предложениях.

А сейчас вместе со мной скажем чистоговорку про гласных А-Я.

 

Чистоговорка:

             

На-на-на- у старика было три сына,

                                   Ля-ля-ля – один из них Емеля,

                                   Ла-ла-ла – в проруби щука жила,

                                   Ля-ля-ля- её поймал Емеля.

III. Закрепление темы: « Различай а – я».

       Выполнение устных и письменных заданий и упражнений.

 А сейчас открываем рабочие тетради и записываем тему занятия: « Различай  а – я ».

(открыть на доске).

а – ( а )

мал        

             тв. согл.

я – ( й, а )

мял

           мягк. согл.

       - Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте вместе вспомним, чем отличаются друг от друга гласные  а – я. В этом вам поможет вот эта таблица ( на магнитную доску  вывешивается таблица):

       - Сколько звуков в гласной  - а - ? – я-? ( один ( а ); два ( й, а ))

       - Как произносится и слышится согласный перед гласной  - а - ?, - перед гласной  - я - ? ( твердо, мягко).

   Артикуляция звуков [а-я].

Ребята, давайте произнесём гласные а- я перед зеркалом, и скажем в каком положении губы и язык.

- Хорошо, ребята. А теперь давайте повторим правило, которое поможет нам не ошибиться в написании гласных  а – я  в слогах, словах, т. е. на письме.

       

     Если согласный слышится твёрдо, то пишем  – а -, если мягко то пишем  – я -.

гласные  а – я учащиеся подставляют в правило сами, а затем правило хором зачитывается).

        1.)-А сейчас мы с вами немного разомнёмся и поиграем, а сказочные герои посмотрят, как вы научились различать слоги с твёрдой и мягкой согласной, проведем небольшую игру

 « Наоборот».

Я бросаю кому-то из вас мяч и называю слог с твёрдой согласной, а  вы должны назвать слог с мягкой согласной и бросить мне мяч назад.

Например: ма – мя.

Слоги: ЛА, НА, РА, ВА, ДА, СА.

( учитель – логопед с детьми играют).

           - Молодцы, ребята.

 - Скажите, с какой гласной были слоги, которые называла я? ( с гласной – а -). Почему вы так считаете? (потому что согласные слышались твердо).

 - С какой гласной были слоги, которые называли вы? Почему?  (- я -, мягко).

       2.) Игра « Закончи слово»

          -Когда Емеля и щука добирались к нам у них случилась беда. Из слов, которые они приготовили нам выпали слоги. И теперь эти слова нужно снова собирать из слогов. Начало  слов  у них сохранилось, а последний слог вы должны выбрать из тех, которые перепутались. Вот эти слоги, которые выпали из слов и перепутались: ( на магнитную доску закрепляются таблички со слогами: ля, ка, ня, да, ря, ва).

- Ну что ребята, вы согласны мне помочь? Итак, я называю  первый слог, а вы подбираете из данных – второй, чтобы получилось слово. После чего мы это слово запишем в тетрадь и подчеркнём гласные  а -  я.

        Слова:  Емеля, щука, деревня, вода, царя,  дрова.

IV Физпауза.    

 –  Сказочные герои и мы немного устали, давайте отдохнём и проведём зарядку для пальцев.                                        

                                                                                     

Пальцы – дружная семья.

Друг без друга им нельзя.        

.

Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

Вот – большой, а это – средний,

Безымянный и последний, -

Наш мизинчик – малышок.

Указательный забыли!

Поочередно поднимать пальцы обеих рук вверх.

Чтобы пальцы дружно жили

Будем их соединять

И движенья выполнять.

Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем.

       3.) Мы с вами отдохнули и теперь давайте выполним следующее задание. Слова, которые записаны на доске и в тетради(Емеля, щука, деревня, вода, царя,  дрова) распределим  на 2 столбика, в первый столбик слова с гласной

-а-, а второй –я-.

А                        Я

щука                Емеля

вода               деревня

дрова                   царя

- Теперь проверим у всех ли так и произнесем, записанные слова в первый и во второй столбики.

- Ребята, обратите внимание, какое слово записано с большой буквы. Почему?

4) Емеля с щукой к нам пришли неслучайно, они готовы исполнить наши сокровенные желания. А эти желания находятся в ведре, которые прихватил с собой Емеля, а чтобы оно исполнилось вам необходимо выполнить задания. Подходите и выбирайте желания.

 В желаниях есть слова с пропущенными буквами, а чтобы оно исполнилось вам необходимо вставить соответствующие гласные а или я. 

                     Желания (на карточках)

1)По щучьему веленью, по-моему хотенью – хочу получать одни п..тёрки.

2) По щучьему веленью, по-моему хотенью –хочу завести соб…ку.

3) По щучьему веленью, по-моему хотенью – хочу посетить зооп…рк.

- А теперь давайте прочитаем ваши желания.

- Какие буквы вы вставили?  Почему?

- Так как вы задание выполнили правильно, то ваше желание исполнится обязательно.

5.) Игра « Подбери слово в предложение»

 - Ребята, мы с вами продолжаем работу по различению гласных  а – я, Сейчас мы  будем добавлять в предложение недостающее слово. ( Одно из двух). Эти слова особенные.

- Итак, я предлагаю вам два слова и два предложения, после чего мы вместе выясняем значение этих слов, читаем предложения и думаем, какое слово в какое предложение подходит. Затем готовые предложения записываем в тетрадь и подчеркиваем гласные, которыми отличаются друг от друга слова – близнецы.

        Слова:        Предложения:

                                                     Наш  Емеля ….        .

                 мал - мял

                                                                                  Он подушку ….

                                                                                  Емеля был  …..     .

                   рад - ряд

                                                                                  Поставил вёдра в …..   .

                                                                                  У дома Емели …..    .

        сад - сядь

                                                                                  Емеля, ….. в сани.

( слова с предложениями записаны на табличках и вывешиваются по очереди на магнитную доску).

V. .   Подведение итогов занятия.

– Ребята, какие гласные мы сегодня различали в слогах, словах, предложениях?

     - Какое правило, мы с вами выучили и запомнили, чтобы не ошибиться в написании этих гласных в словах? Давайте вместе его повторим ещё раз.

      - Молодцы, ребята, Вы хорошо работали сегодня, и нашим сказочным героям очень понравилось, как вы справились со всеми заданиями.  На этом наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Домашние животные"

Дети, нуждающиеся в коррекции аграмматической дисграфии, имеют в своем анамнезе общее недоразвитие речи, а также несформированность ряда неречевых психических функций. Нарушение усвоения правописания ...

Конспект логопедического занятия по коррекции чтения и письма (дислексия и дисграфия) - 2 класс. ТЕМА: Дифференциация звуков и букв "Б" и "П" в предложениях с использование ИКТ.

В русском языке для грамотного письма  большое значение имеет четкое произношение всех звуков.  Многие дети произносят все звуки, но на письме допускают ошибки, казалось бы, с несложными зву...

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Профессии".

Аграмматическая дисграфия Механизмы аграмматической дисграфии: - Несформированность лексико – грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений. 1. Проявляется на уровне слова: ис...

Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ 1 класс "Автоматизация звука [ ш ] в слогах, словах и предложениях."

В данном занятии представлены приемы автоматизации звука [ш ] в слогах, словах и предложениях. Задания даются с использованием игровых приемов с использованием доступного речевого материала. Проводитс...

Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо  традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно...

Конспект логопедического занятия с группой учащихся первого класса, имеющих ОНР-3 "Дифференциация звуков [ч]-[т\']"

Цель: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [ч – т’] в слогах, словах и фразах....