Конспект урока по русскому языку «Буквы я ,Я. Слоги ,слова , предложения по образцу», 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Урок представлен для работы с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_russkomu_yazyku_bukvy_ya_ya._slogi_slova_predlozheniya_po_obraztsu_.docx | 35.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Образовательный центр «Аист» для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
42400, Московская обл., г. Ногинск, ул. Советской Конституции, д.58
тел. (496 51) 9 – 25 – 10
Конспект открытого урока по русскому языку ,
1 класс , по программе УМК «Школа России».
Урок дан с использованием учебника «Азбука» , автора В.Г.Горецкого ,
1 класс.
Разработала и провела учитель начальных классов Гудкова Наталья Анатольевна
ТЕМА : «Буквы я ,Я. Слоги ,слова , предложения по образцу» .
Цели урока: формировать у учащихся представление о функциях буквы «я», учить составлять слого - звуковые схемы ; соотносить схемы со словами;
совершенствовать навыки чтения , систематизировать свои знания о букве «я»; развивать фонематический слух, речь учащихся , пополнять лексический запас, воспитывать наблюдательность , интерес к предмету.
Оборудование: презентация к уроку, карточки со словами , фишки-звуки , карточки со схемами , сигнальные карточки , «Азбука» , прописи.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие. Организация внимания учащихся.
2. Актуализация опорных знаний.
-С помощью чего мы общаемся?
- Какая речь бывает?
-Когда мы пользуемся устной речью? (Письменной?)
- Из чего состоит речь? Предложение? Слова?
- На какие две группы делятся звуки русского языка?
- Сколько гласных звуков мы знаем? (5) Букв? (7). Почему?
-В каких случаях эти буквы будут образовывать 2 звука?
— С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?
(с буквой «я»)
— Посмотрите на доску. (Слайд 3 )
— Сегодня у нас в гостях БУКВА Я. Она приплыла к нам на
кораблике. БУКВА Я — настоящая морячка. Она подготовила
для вас интересные задания.
3. Работа над темой урока. ( Слайд 4)
А).— Прочитайте слова:
яблоко
поляна
аллея
земляника
— Посмотрите на местонахождение буквы «я» в данных словах.
— В каких словах «я» имеет два звука? Почему? Докажем.
Составление звуковой схемы слова «аллея».
-Сколько звуков в этом слове? Букв? Почему?
Проверим. ( Слайд 5)
Вывод :
аллея – «я» стоит после гласной буквы «е» и имеет два звука [й’a];
яблоко –«я » стоит в начале слова и имеет два звука [й’a]
— В каких словах буква «я» находится после согласной?
(поляна, земляника)
— Назовите слоги с буквой «я»: поляна – ля
земляника – ля. Докажем.
Составление звуковой схемы слова «поляна».
-Сколько звуков в этом слове? Букв? Какую функцию выполнила буква «я»?
Проверим. ( Слайд 6 )
Вывод : если буква «я» стоит после согласной, она показывает на мягкость согласного звука и обозначает один звук.
— Что такое «поляна»? (Это небольшой ровный участок в лесу, без деревьев).
—Как называется поляна, на которой растёт много земляники?
(земляничная поляна)
— Верно. И мы сейчас окажемся вместе с БУКВОЙ Я на такой поляне. (Слайд 7)
Эта поляна не простая – волшебная – поможет нам правильно выполнить задания , которые приготовила БУКВА «Я».
С БУКВОЙ «Я» мы отправляемся в «Азбуку» (стр.114 )
Чтение текста «Земляника».
-Перечислите героев рассказа. Что Катя ответила о землянике?
-Как Валя охарактеризовала землянику?
- Что Оля рассказала о землянике?
-Как Коля разрешил спор девочек?
— Что же можно сказать о землянике?
Земляника какая?
(красная, крупная , сладкая , лесная , дикая , садовая ).
А теперь БУКВА «Я» отправляет нас в пропись (стр. 21 )
Но сначала надо подготовить пальчики к письму
Ребус (7 я) (Слайд 8 )
Этот пальчик – дедушка , (Слайд 9)
Этот пальчик – бабушка ,
Этот пальчик – папенька ,
Этот пальчик – маменька ,
Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья.
Запись 2 – 3 слов в пропись (Красная , крупная ,сладкая).
Б). -А какие ещё ягоды вы знаете?
БУКВА «Я» приготовила вам ещё задание.
Соотнесите слова ,картинки и схемы на карточках. Какая лишняя? Почему? ( Работа в парах ).
Проверка выполненного задания. ( Слайд 10)
В).— БУКВА «Я» привела вас в гости к своей подруге .Отгадайте имя девочки по первым звукам каждого слова:
ябеда, насос, азбука — Яна . (Слайд 11)
— Что можно сказать о букве «я» в этом слове?
(Буква «я» стоит в начале слова, имеет два звука).
А у Яны есть брат. Как его зовут. Отгадайте РЕБУС (Ян)
Работа в прописи (стр. 21)
Разделим слово « Яна» на слоги : Я – на. Какой 1 слог? Второй? Первый слог состоит из 1 буквы – я , образует слог.
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
—А вы знаете, кто я?
Я не только буква Я –
Буква, слог и слово! (А. Шибаев)
- Чтение предложения «Я посадил яблони». БУКВА «Я» хвалится.
Здесь она – СЛОВО ,которое обозначает , что человек говорит про себя – «Я».
Сколько слов в этом предложении? Какое Первое слово? Второе ? Третье?
Составим схему предложения. Проверим. ( Слайд 12)
Запишем это предложение. Как начнём писать предложение? Как пишем слова в предложении? Что поставим в конце предложения?
Запись предложения в прописи.
Г). Физминутка.
На полянку мы заходим, (Слайд 13)
Много ягод там находим.
Мы по ягоды идём, дружно ягоды берём.
Посмотри-ка, погляди-ка: ах, какая земляника!
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.
Ниже, ниже приседай.
А теперь скорей вставай.
Выше, выше, высоко прыгайте легко-легко.
Ягодки покушайте,
Тишину послушайте.
Д). А БУКВА «Я» приглашает вас на АУКЦИОН. Аукцион – мероприятие по продаже чего – либо участнику , «кто больше». Кто больше найдёт и подчеркнёт слов с буквой «я».(Работа в парах - карточки). (Слайд 14)
Проверка: заслушиваются ответы двух- трёх пар.
Е). БУКВА «Я» снова приготовила вам задание. Она принесла вам загадку. Отгадайте её.
Когда он в работе , то мы говорим.
А он отдыхает ,тогда мы молчим (Язык).
Если б не было его ,
Не сказал бы ничего (Язык).
Послушайте выражение о языке :
Учись держать язык за зубами. Как вы понимаете смысл этого выражения? (Молчать). (Слайд 15)
-Так говорят о человеческом языке. Язык – это средство общения. Но у колокола тоже есть язык. Это металлический стержень ,при помощи которого получается звон. Ещё есть языки пламени. Есть язычки у обуви и иностранные языки.
Откроем пропись на стр.23. Составление звуковой схемы слова «язык».
Разбор предложения «У колокола язык». Запись.
VIII. Итог урока.
Учитель:
— Вот и закончилось наше путешествие. Подведём итоги.
С какой буквой мы работали на уроке?
Что нового вы узнали сегодня о букве «я»?
Рефлексия.
— Давайте оценим свою работу. На столах у вас сигнальные карточки.
Если вы считаете, что со всеми заданиями справились хорошо, то поднимите карточку зелёного цвета. А если вы не очень довольны своей работой на уроке, то поднимите карточку красного цвета. (Слайд 16)
- Молодцы! (Слайд 17)
′
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»
Основная цель: Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...
Конспект занятия: "Дифференциация звуков ы-и в слогах, словах, предложениях".(2класс)
Занятие "Дифференциация звуков ы-и в слогах, словах, предложениях" (2класс) является заключительным по этой теме....
конспект урока русского языка на тему "Письмо слогов и слов с изученными буквами. Написание предложений" (1 класс).
конспект урока русского языка на тему "Письмо слогов и слов с изученными буквами. Написание предложений" (1 класс)....
Конспект урока русского языка "Прямое и переносное значение слова" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Тема: «Прямое и переносное значение слова»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о прямом и переносном значениях слов; формирование умений находить слова с прямым и перено...
Конспект урока русского языка "Написание частицы НЕ со словами, называющими действия" (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения составлять схемы образования новых слов; формирование умения подбирать родственные слова; закрепление умения пользоваться Обратным словарем.Планируемые р...
Прописная и строчная буква «г». Письмо слогов, слов, предложений.
Цель: создание благоприятных условий для написания строчной буквы «г».Задачи:1. Способствовать знакомству учащихся с письменной строчной буквой г. Формировать графический навык письма букв...
Конспект урока русского языка «Буквы О-А в корнях – ЛАГ- ЛОЖ-» 5 класс
Урок "открытия" новых знания....