Конспект урока по обучению грамоте по теме буквы В-Ф
план-конспект урока по логопедии

Сергеева Елизавета Сергеевна

Конспект урока по обучению грамоте по теме буквы В-Ф для детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote_f-v.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дифференциация букв В-Ф и звуков [ф]-[в]-[ф']-[в'

Цель: учить различать буквы Ф-В и  звуки [ф]-[в]-[ф']-[в'] по акустическим и артикуляционным признакам.

Задачи: 

Образовательные:

уточнить и закрепить акустические и артикуляционные свойства звуков [ф]-[в]-[ф']-[в'];          

учить давать характеристику звукам в сравнительном плане;

учить выделять и различать звуки [ф]-[в]-[ф']-[в'] в слогах, словах и фразах;

закреплять умение соотносить букву и звук;

закреплять умение писать строчные и заглавные буквы Ф-В;

закреплять умение подбирать эпитеты к именам существительным;

закреплять умение грамматически правильно строить предложение;

закреплять первоначальные навыки письма;

Коррекционно-развивающие: 

развивать связную устную речь: навыки чтения, слушания и говорения;

развивать мелкую моторику, фонематический слух, внимание, память, логическое мышление;

Воспитательные: воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: стилизованные буквы В и Ф, печатные буквы В и Ф, карточки с буквами, домики.

Ход урока

  1. Организационное начало урока

- Здравствуйте, сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я.

- Сядет тот, кто назовет слово, в котором встречаются буквы, которые я покажу вам на карточках (по очереди буквы В и Ф).

  1. Сообщение темы урока

- О каких буквах говорили на прошлом занятии?

- Как вы думаете, написание каких букв будем сегодня вспоминать?

  1. Работа по теме урока

а) Повторение изученного материала

- Какие звуки обозначает буква В? Ф? (вешаю на доску стилизованные буквы и печатные). Буквы В и Ф обозначают парные звуки, посмотрите, на ленту букв.

- Прежде чем начать работу по теме нашего урока давайте вспомним, чем отличаются между собой звуки [ф]-[в]-[ф']-[в']?

- Чем отличаются между собой буквы В и Ф?

- Не забывайте, что буква В живет в домике со звоночком, значит какие она звуки обозначает, звонкие или глухие? Буква Ф?

         б) Повторение написания букв

(Показываю на доске образец написания заглавной и строчной буквы В, Ф с комментированием)

- Откройте тетради, в них вам уже дан образец, но  прежде чем начать письмо, подготовим наши пальчики к работе.

          в) Пальчиковая зарядка

«Дружба»

Дружат в нашем классе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять,
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев)
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)

«Пальцы здороваются»

  • Соединить пальцы обеих рук «домиком». Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

«Оса»

  • выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;
  • то же левой рукой;
  • то же двумя руками.

          г) Работа в тетрадях

- Обратите внимание на то, как вы сидите.

- Внимательно посмотрите еще раз на образец, пропишем эти буквы в воздухе. Теперь очень аккуратно пишем строчки в тетради.

(Письмо сочетаний Вв и Фф)

- Поиграем в игру «Скажи наоборот», если я буду называть слоги со звуком  [ф], то вы должны назвать такой же слог, но со звуком [в], если [ф'], то [в'].

ви, фы, фу, во, ву, фю, вя, фе, фэ, вё, вы, фи, вэ

- Молодцы! Но в следующий раз будьте еще внимательнее.

- Сейчас я вам  буду диктовать слоги с буквами В и Ф, а вы запишите их в тетрадь под диктовку:

ва   фо    ви   во   фа   фу   вар   фон

          д) Работа с учебником

- Теперь откройте учебник на странице 83, 8 и 3. Посмотрите на запись этого числа на доске.

- Найдите слова, написанные внизу. Прочитаем первое слово.

- Спишите его себе в тетрадь.

- Как вы думаете, а какие еще могут быть фабрики?

- Придумайте предложение с этим словом.

  1. Физминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Ручки в стороны развел,

(выполнение движений по содержанию стихотворения)

Видно ключик не нашел,

Чтобы ключик нам достать,

(покачивание указательным пальцем)

Надо на носочки встать.

(выполнение движений по содержанию стихотворения).

  1. Работа по теме урока

е) Работа с учебником

- Прочитайте второе слово.

- Какие могут быть туфли? (По цвету, по размеру, по степени изношенности и т. д.)

- Составьте большое предложение с этим словом.

- Прочитайте предложение. Из скольких слов оно состоит? Есть ли в этом предложении маленькие слова?

- Мы будем их писать отдельно. Почему первое слово написано с большой буквы? А еще почему? (Имя).

- Запишите это предложение в тетрадь. Что поставите в конце предложения?

       ж) Составление схемы предложения

- Теперь составим схему этого предложения.

  1. Подведение итогов занятия

- Написание каких букв повторяли сегодня?

- Какие задания выполняли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте по теме " Буквы о - ё". 1 класс УМК "Гармония"

Цель урока: -познакомить детей с буквой  ё и её « работой»- обозначать звук –о- и указывать на мягкость стоящего впереди согласного;учить применять правило чтения прямых слогов при встрече с букв...

План-конспект урока по обучению грамоте на тему: "Буквы Фф, Шш, звуки [ф], [ф\'], [ш]"

Урок содержит много интересных заданий, которые позволяют проверить, насколько хорошо дети в середине первого года обучения умеют различать и соотносить звуки и буквы....

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Буква Д, звуки [д], [д\']" 1 класс УМК "Школа России"

Знакомство первоклассников с буквой Д. Характеристикой звуков [д] -[д']....

Конспект урока по обучению грамоте на тему : Буквы Р р, звуки [р], [р’] (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о твёрдом и мягком согласном звуках [ р], [ р’] и обозначении их буквой «р», обучение правильному произношению звуков [р], [р...

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) Тема: «Буквы Л л – М м: закрепление»

УМКГармонияТемаБуквы Л л – М м: закреплениеТип урокаЗакрепление изученногоЦель урокаЗакрепление изученных согласных букв Л л, М мЗадачиОбразовательные:1.Закрепить буквы Л л, М м и их характерист...