Конспект урока по обучению грамоте по теме:"Буква Ь"
план-конспект урока (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дата проведения: 28.11.2017
Школа №148 Учитель: Стрюковская Н.Н.________
Класс: 1-х Методист: Воронова М.В.________
Урок № 1 Студентка: Георгица Надежда, 43 гр.
Тема урока: «Буква Ь»
Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость согласных, развития речи, памяти, логического мышления.
Планируемые результаты:
- Предметные: осознают роль буквы ь как обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
- Личностные: проявляют интерес к окружающей природе.
- Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник «Букварь» В.В. Репкина, 1 класс, презентация.
Этапы. Методы и приемы | Время | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | УУД |
Организационный момент Словесный метод: сл. учителя | 8:15-8:16 | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Сергеевна. Сегодня я у вас проведу урок обучения грамоте. Посмотрите, всё ли готово у вас к уроку? Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Беритесь, ребята, Скорей за работу. | Приветствовать учителя. Проверять готовность к уроку. | Регулятивные: осознавать необходимость рабочего настроя на уроке. |
Практический : Артикуляционные упражнения Наглядный метод: уч. презентация | 8:16- 8:19 | Чтобы выразительно и грамотно читать, проведём дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе. Дыхательная гимнастика Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза). Интонационная разминка Та-та-та – у нас дома чистота. -Давайте все вместе хором прочитаем чистоговорки. Прочитайте шепотом, шевеля губами. Теперь прочитайте девочки/мальчики, проговаривая каждое слово. Кто хочет прочитать? Первую строчку прочитаем тихо, а вторую громко. | Развивать артикуляционный аппарат Читают чистоговорки | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности. |
Актуализация знаний Практический: чтение букв Наглядный метод: уч. презентация | 8:19-8:25 | -Ребята, на экране вы видите буквы(а, я, о, у, ю, и, ы, э, е, ё). - Разделите буквы на группы и объясните по какому признаку вы это сделали. Можно ли их разделить по-разному?(да) Возможны 2 варианта: 1 – гласные буквы, обозначающие 1 звук и гласные буквы, обозначающие 2 звука. 2 - гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующего согласного звука и гласные буквы, обозначающие мягкость согласного звука.) Молодцы! | Отвечать на вопросы учителя. Делить на группы буквы. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других Регулятивные: действия с учетом выделенных ориентиров. Познавательные: |
Постановка учебной задачи Практический: целеполагание | 8:25-8:27 | - Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, которая имеет очень необычные свойства. Не зря её называют фокусником. А чтобы узнать, почему ее так называют: -Отгадайте загадку: Зимой и летом одним цветом. (Ель.) Это дерево нам хорошо знакомо. Ель – жительница наших северных краев. А совсем скоро ель можно будет увидеть и в наших квартирах на Новый год. - Давайте произнесём слово медленно. - Произнесём 1 звук, 2 звук, 3 звук. - Охарактеризуйте 1 звук, 2 звук, 3 звук. Ученик у доски – характеризует и ставит соответствующие модели звуков. - Посмотрите на 2-х уровневую схему. [ й ,] [ э ][ л ,] - Ребята, а теперь давайте дополним 2 уровень схемы. Обозначим звуки буквами. Ученик у доски. [ й ,] [ э ][ л ,] Е Л - Давайте теперь прочитаем слово. Что получилось? (Ел). - Ребята, как же так? Ведь у нас согласный [ л ,] – мягкий? - Кто может прояснить ситуацию? (нужна буква «ь»). -Постарайтесь сформулировать тему нашего урока. -Какие цели мы поставим на урок? Знакомство с буквой. Мягкий знак – хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома угол Превратился сразу в уголь, Без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак. – Скажите, а у этой буквы есть звук?(нет) - Посмотрите, как выглядит буква. - Что вы можете сказать про эту букву? На что она похожа? (половинка буквы Ы, перевёрнутая Р) | Отгадывать загадку. Произносить звуки хором . Характеризовать звуки. Составлять схемы. Читать слово. Формулировать тему и цели урока. Слушать стихотворение. Предполагать как выглядит буква. | Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог. Регулятивные: действия с учетом выделенных ориентиров. |
Решение частных задач Практический: работа с слого-звуковым анализом Практический: работа со звуковой моделью слова | 8:27-8:33 | Работа с звуковой моделью. (Перед учениками предметные картинки с изображением двух гусей и одного гуся.) – Рассмотрите схемы слов. Выполните слого-звуковой анализ слов. -Первое слово гусь. Согласный звук в слоге си мягкий [c’]. Мягкость обозначена буквой и. -Из сколько звуков состоит слово гусь?(Слово гусь состоит из трех звуков (из слияния и мягкого согласного, гласного, твердого образующих один слог) -Второе слово гуси. (с опорой на схему). как обозначена мягкость согласного звука[с’]. Чем отличается первая схема от второй? -Сколько звуков в слове гуси? Кто может сделать вывод? Для чего же нам нужен мягкий знак? (Вывод: Буква ь сама никакого звука не обозначает, а нужна для того, чтобы обозначить мягкость согласного звука) | Читать слово. Работа над слого-звуковым анализом слова. Работать со звуковой моделью слова. Работать с звуковой моделью слова. Делать вывод | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. |
Динамическая пауза | 8:33- 8:34 | Видеоматериал. | Выполнять соответствующие упражнения | Регулятивные: действия с учетом выделенных ориентиров. |
Решение частных задач Практический: работа со словами Практический: анализ слов Практический: чтение рассказа Практический: чтение рассказа по цепочке Практический: анализ и чтение предложений Практический: чтение и разбор пословиц | 8:34- 8:43 | Работа со словами. -Откройте азбуку на стр.11.Кто прочитает задание под вторым кружком? Давайте с вами хором прочитаем эти слова по слогам.(голуби,голубь, лебеди, лебедь) – Назовите слова, которые обозначают один предмет. (голубь, лебедь)А теперь назовите слова, которые обозначают много предметов. (голуби, лебеди) -Придумайте свои пары слов. – Назовите все месяцы года. Названия каких месяцев имеют на конце мягкий знак? (Январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь) Молодцы! -На странице 11 вы видите рассказ. Давайте его прочитаем, начинаем с 1 ряда по предложению, по цепочке. – О ком говорится в рассказе? – Чем питается лось? – Что насыпали мальчики лосю? – Как можно озаглавить этот рассказ? («Лось», «Что едят лоси?») -Кто нашел слова в тексте , где есть мягкий знак?Кто может их перечислить? -А теперь посмотрите на стр. 10. Рассмотрите картинку. Составьте по ней рассказ. – Придумайте сказочную историю про лося. Отлично! -Внизу, после картинки, вы видите пословицы. -Кто прочитает 1 пословицу? – Как вы понимаете смысл пословицы? Сентябрь холоден, да сыт. -Кто прочитает 2 пословицу? – Как вы понимаете смысл пословицы? Ноябрь- ворота зимы. -Кто прочитает 3 пословицу? – Как вы понимаете смысл пословицы? Октябрь землю покрыл где снегом, где листом. Молодцы! | Слушать установку учителя. Читать хором слова. Отвечать на вопросы. Придумывать пары слов Перечислять месяца с мягким знаком. Слушать установку учителя. Читать по цепочке рассказ. Отвечать на вопросы. Анализировать слова. Работать на лексическим значением слов. Объясняют смысл пословиц, высказывают свое мнение | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; действия с учетом выделенных ориентиров. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог. |
Итог урока. Рефлексия. Практический: оценка деятельности | 8:43- 8:45 | Какая была тема урока? – Что нового вы узнали на уроке? -Для чего нужен мягкий знак? –– Что вызвало затруднение? Почему? Поднимите руки те, кто :хорошо поработал на уроке, и не возникло трудностей. А теперь, поднимите руки те,кому не всё удалось, иногда возникали трудности. Поднимите руки те, кто: ничего не понял. - Урок окончен. Ребята, до свидания. | Отвечать на вопросы учителя. Оценивать свою деятельность на уроке. | Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог. Познавательные: Контроль и оценка результатов своей деятельности. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Та-та-та – у нас дома чистота. Ты-ты- ты – сметану съели все коты.
а, я, о, у, ю, и, ы, э, е, ё
а, о, у, и, ы, э, я, ю, е, ё гласные буквы, обозначающие 1 звук гласные буквы, обозначающие 2 звука
а,о, у, ы, э е, ё, ю, и, я гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующего согласного звука гласные буквы, обозначающие мягкость согласного
Загадка Зимой и летом одним цветом. Ель
Тема: Буква ь
Мягкий знак – хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома угол Превратился сразу в уголь, Без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак.
ь l
Р
Вывод : буква ь сама никакого звука не обозначает, а нужна для того, чтобы обозначить мягкость согласного звука.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква П и звуки, которые она обозначает"
Урок разработан с применением игровых технологий, содержит работу в группах....
Конспект урока обучения грамоте по теме: Буква М, м .Звуки [ м ], [ м’] .
Конспект урока обучения грамоте по теме: Буква М, м .Звуки [ м ], [ м’] ....
Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква ь для обозначения мягкости согласного" 1 класс "ПНШ"
Тип урока: открытие нового знанияЦели деятельности учителя: познакомить детей с ь знаком и его особенностями; отрабатывать навык звукового анализа и чтения слов.Планируемые результаты:·...
Конспект урока (обучение грамоте) по теме "Буква Ь" 1 класс
Конспект урока по теме "Буква Ь" разработан для урока обучение грамоте 1 класс. Данный материал может пригодиться на этапе знакомства с буквой....
Конспект урока обучения грамоте по теме Буква Аа.
В этом разделе вы можете найти конспект урока обучения грамоте по теме Буква Аа....
Конспект урока обучения грамоте по теме: "Буква мягкий знак-показатель мягкости"
Цели деятельности: Ознакомление с буквой мягкий знак; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпическиПланируемые результатыПредметные:Знать: характеристику буквы мягкий знак: печатную бу...
Конспект урока обучение грамоте по теме "Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии"
Цель урока: ознакомить учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях, когда она стоит после согласного; учить читать слоги с буквой «я», находить такие слогосл...