Конспект урока по обучению грамоте по теме:"Буква Ь"
план-конспект урока (1 класс) на тему

Надежда Сергеевна Георгица

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Буква Ь66.55 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения: 28.11.2017        

Школа №148                                                                                                  Учитель: Стрюковская Н.Н.________

Класс: 1-х                                                                                                            Методист: Воронова М.В.________

Урок № 1                                                                                                         Студентка: Георгица Надежда, 43 гр.

Тема урока: «Буква Ь»  

 

Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость согласных, развития речи, памяти, логического мышления.

Планируемые результаты:

  • Предметные: осознают роль буквы ь как обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

  • Личностные: проявляют интерес к окружающей природе.

  • Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник «Букварь» В.В. Репкина, 1 класс, презентация.

Этапы.

Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Организационный момент

Словесный метод: сл. учителя

8:15-8:16

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Сергеевна. Сегодня я у  вас проведу урок обучения грамоте. Посмотрите, всё ли готово у  вас к уроку?

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Беритесь, ребята,

Скорей за работу.

Приветствовать учителя.

Проверять готовность к уроку.

Регулятивные: 

осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

Практический :

Артикуляционные упражнения

Наглядный метод: уч. презентация

8:16- 8:19

Чтобы выразительно и грамотно читать, проведём дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе.

Дыхательная гимнастика

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте  шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

Интонационная разминка

Та-та-та – у нас дома чистота.
        Ты-ты- ты – сметану съели все коты.

-Давайте все вместе хором прочитаем чистоговорки.

Прочитайте шепотом, шевеля губами.

Теперь прочитайте девочки/мальчики, проговаривая каждое слово.

Кто хочет прочитать?

Первую строчку прочитаем тихо, а вторую громко.

Развивать артикуляционный аппарат

Читают чистоговорки

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия;

Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Актуализация знаний

Практический: чтение букв

Наглядный метод: уч. презентация

8:19-8:25

 -Ребята, на экране вы видите буквы(а, я, о, у, ю, и, ы, э, е, ё).

- Разделите буквы на группы и объясните по какому признаку вы это сделали. Можно ли их разделить по-разному?(да)

Возможны 2 варианта:

1 – гласные буквы, обозначающие 1 звук и гласные буквы, обозначающие 2 звука.

2 - гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующего согласного звука и гласные буквы, обозначающие мягкость согласного звука.)

Молодцы!

Отвечать на вопросы учителя.

Делить на группы буквы.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Регулятивные: действия с учетом выделенных ориентиров.

Познавательные:

Постановка учебной задачи

Практический: целеполагание

8:25-8:27

- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, которая имеет очень необычные свойства. Не зря её называют фокусником. А чтобы узнать, почему ее так называют:

-Отгадайте загадку:

            Зимой и летом одним цветом.   (Ель.) Это дерево нам хорошо знакомо. Ель – жительница наших северных краев. А совсем скоро ель можно будет увидеть и в наших квартирах на Новый год.

         - Давайте произнесём слово медленно.

         - Произнесём 1 звук, 2 звук, 3 звук.

         - Охарактеризуйте 1 звук, 2 звук, 3 звук. Ученик у доски – характеризует и ставит соответствующие  модели звуков.

         - Посмотрите на 2-х уровневую схему.

[ й ,] [ э ][ л ,]

- Ребята, а теперь давайте дополним 2 уровень схемы. Обозначим звуки буквами. Ученик у доски.

 [ й ,] [ э ][ л ,]

      Е             Л        

- Давайте теперь прочитаем слово. Что получилось? (Ел).

- Ребята, как же так? Ведь у нас согласный [ л ,] – мягкий?

- Кто может прояснить ситуацию? (нужна буква «ь»).

-Постарайтесь сформулировать тему нашего урока.

-Какие цели мы поставим на урок?

Знакомство с буквой.

Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь,

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак.

Скажите, а у этой буквы есть звук?(нет) - Посмотрите, как выглядит буква.

- Что вы можете сказать про эту букву? На что она похожа? (половинка буквы Ы, перевёрнутая Р)

Отгадывать загадку.

Произносить звуки хором .

Характеризовать звуки.

Составлять схемы.

Читать  слово.

Формулировать  тему и цели урока.

Слушать стихотворение.

Предполагать как выглядит буква.

Коммуникативные:

уметь  слушать и вступать в диалог.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

уметь  слушать и вступать в диалог.

Регулятивные: действия с учетом выделенных ориентиров.

Решение частных задач

Практический: работа с слого-звуковым анализом

Практический: работа со звуковой моделью слова

8:27-8:33

Работа с звуковой моделью.

 (Перед учениками предметные картинки с изображением двух гусей и одного гуся.)

– Рассмотрите схемы слов. Выполните слого-звуковой анализ слов.

-Первое слово гусь.  

Согласный звук в слоге си мягкий [c’]. Мягкость обозначена буквой и.

-Из сколько звуков состоит слово гусь?(Слово гусь состоит из трех звуков (из слияния и мягкого согласного, гласного, твердого образующих один слог)

-Второе слово гуси.

(с опорой на схему). как обозначена мягкость согласного звука[с’].

Чем отличается первая схема от второй?

-Сколько звуков в слове гуси?

Кто может сделать вывод? Для чего же нам нужен мягкий знак?

(Вывод: Буква ь сама никакого звука не обозначает, а нужна для того, чтобы обозначить мягкость согласного звука)

Читать слово.

Работа над слого-звуковым анализом слова.

Работать со звуковой моделью слова.

Работать с звуковой моделью слова.

Делать вывод

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Динамическая пауза

8:33-

8:34

Видеоматериал.

Выполнять соответствующие упражнения

Регулятивные: действия с учетом выделенных ориентиров.

Решение частных задач

Практический: работа со словами

Практический: анализ слов

Практический: чтение рассказа

Практический: чтение рассказа по цепочке

Практический: анализ и чтение предложений

Практический: чтение и разбор пословиц

8:34-

8:43

Работа со словами.

-Откройте азбуку на стр.11.Кто прочитает задание под вторым кружком? Давайте с вами хором прочитаем эти слова по слогам.(голуби,голубь, лебеди, лебедь) 

– Назовите слова, которые обозначают один предмет. (голубь, лебедь)А теперь назовите слова, которые обозначают много предметов. (голуби, лебеди)

-Придумайте свои пары слов.

– Назовите все месяцы года. Названия каких месяцев имеют на конце мягкий знак? (Январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)

Молодцы!

-На странице 11 вы видите рассказ. Давайте его прочитаем, начинаем с 1 ряда по предложению, по цепочке.

– О ком говорится в рассказе?

– Чем питается лось?

– Что насыпали мальчики лосю?

– Как можно озаглавить этот рассказ? («Лось», «Что едят лоси?»)

-Кто нашел слова в тексте , где есть мягкий знак?Кто может их перечислить?

-А теперь посмотрите на стр. 10. Рассмотрите картинку. Составьте по ней рассказ.

– Придумайте сказочную историю про лося.

Отлично!

-Внизу, после картинки, вы видите пословицы.

-Кто прочитает 1 пословицу?

– Как вы понимаете смысл пословицы?

Сентябрь холоден, да сыт.

-Кто прочитает 2 пословицу?

– Как вы понимаете смысл пословицы?

Ноябрь- ворота зимы.

-Кто прочитает 3 пословицу?

– Как вы понимаете смысл пословицы?

Октябрь землю покрыл  где снегом, где листом.

Молодцы!

Слушать установку учителя.

Читать хором слова.

Отвечать на вопросы.

Придумывать пары слов

Перечислять месяца с мягким знаком.

Слушать установку учителя.

Читать по цепочке рассказ.

Отвечать на вопросы.

Анализировать слова.

Работать на лексическим значением слов.

Объясняют смысл пословиц, высказывают свое мнение

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;  действия с учетом выделенных ориентиров.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание.

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

уметь  слушать и вступать в диалог.

Итог урока.

Рефлексия.

Практический: оценка деятельности

8:43- 8:45

Какая была тема урока?

– Что нового вы узнали на уроке?

-Для чего нужен мягкий знак?

–– Что вызвало затруднение? Почему?

Поднимите руки те, кто :хорошо поработал на уроке, и не возникло трудностей.

А теперь, поднимите руки те,кому не всё удалось, иногда возникали трудности.

Поднимите руки те, кто: ничего не понял.

- Урок окончен. Ребята, до свидания.

Отвечать на вопросы учителя.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникативные:

уметь  слушать и вступать в диалог.

Познавательные:

Контроль и оценка результатов своей деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 3

Та-та-та – у нас дома чистота. Ты-ты- ты – сметану съели все коты.

Слайд 4

а, я, о, у, ю, и, ы, э, е, ё

Слайд 5

а, о, у, и, ы, э, я, ю, е, ё гласные буквы, обозначающие 1 звук гласные буквы, обозначающие 2 звука

Слайд 6

а,о, у, ы, э е, ё, ю, и, я гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующего согласного звука гласные буквы, обозначающие мягкость согласного

Слайд 7

Загадка Зимой и летом одним цветом. Ель

Слайд 8

Тема: Буква ь

Слайд 9

Мягкий знак – хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома угол Превратился сразу в уголь, Без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак.

Слайд 10

ь l

Слайд 11

Р

Слайд 12

Вывод : буква ь сама никакого звука не обозначает, а нужна для того, чтобы обозначить мягкость согласного звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква П и звуки, которые она обозначает"

Урок разработан с применением игровых технологий, содержит работу в группах....

Конспект урока обучения грамоте по теме: Буква М, м .Звуки [ м ], [ м’] .

Конспект урока  обучения грамоте по теме: Буква М, м .Звуки [ м ], [ м’] ....

Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква ь для обозначения мягкости согласного" 1 класс "ПНШ"

Тип урока: открытие нового знанияЦели деятельности учителя: познакомить детей с ь знаком и его особенностями; отрабатывать навык звукового анализа и чтения слов.Планируемые результаты:·...

Конспект урока (обучение грамоте) по теме "Буква Ь" 1 класс

Конспект урока по теме "Буква Ь" разработан для урока обучение грамоте 1 класс. Данный материал может пригодиться на этапе знакомства с буквой....

Конспект урока обучения грамоте по теме Буква Аа.

В этом разделе вы можете найти конспект урока обучения грамоте по теме Буква Аа....

Конспект урока обучения грамоте по теме: "Буква мягкий знак-показатель мягкости"

Цели деятельности: Ознакомление с буквой мягкий знак; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпическиПланируемые результатыПредметные:Знать: характеристику буквы мягкий знак: печатную бу...

Конспект урока обучение грамоте по теме "Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии"

Цель урока: ознакомить учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях, когда она стоит после согласного;  учить читать слоги с буквой «я», находить такие слогосл...