План-конспект урока по обучению грамоте на тему: "Буквы Фф, Шш, звуки [ф], [ф'], [ш]"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Рязанова Алина Викторовна

Урок содержит много интересных заданий, которые позволяют проверить, насколько хорошо дети в середине первого года обучения умеют различать и соотносить звуки и буквы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_uroka_po_obucheniyu_gramote_v_1_klasse.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по обучению грамоте в 1 классе

Тема урока: «Буквы Фф, Шш, звуки [ф], [ф'], [ш]»

Вид урока: Комбинированный

Цели и задачи урока:

  • обучающие: осуществлять звуковой и звукобуквенный анализ слов, уметь интонационно выделять звук в слове, находить нужные звуки в стилизованных рисунках, составлять предложения и схемы к ним, подбирать заголовок к иллюстрации.
  • развивающие: развивать интерес к изучению родного языка, грамотную речь, фонематический слух, внимание, память, умение работать с иллюстрациями.
  • воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебе, уважительное отношение к собеседнику, прививать аккуратность, учить работать сообща, прививать любовь к книге.
  • познавательные: прививать  интерес к работе с новыми словами, учить применять свои знания на практике.

Формирование УУД:

  • личностные: развивать любознательность, трудолюбие, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, умение высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию.
  • познавательные: осмысление текстов, заданий, умение выделять главное, сравнивать, систематизировать, моделировать, понимать знаки, символы, анализировать объекты.
  • коммуникативные: отвечать на вопросы, вести диалог, внимательно слушать, грамотно строить предложения, допускать существование других точек зрения.
  • регулятивные: планирование деятельности, построение алгоритма в работе, оценивание собственных достижений, выбор способов преодоления трудностей.

Формы обучения: коллективная, работа в парах.

Методы обучения: наглядный, словесный, частично-поисковый.

Оборудование: ИКТ (электронный учебник «Азбука» автор Н.В. Нечаева, с. 68, толковый словарь), учебные пособия, пособие «Буквы и звуки», карточки для обозначения звуков (красный, синий, зеленый), пособие «Буквы», самодельные детские Азбуки.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
  2. Всесторонняя проверка знаний.

Устная работа:

- Из чего состоит наша речь? (Из звуков)

- Чем звук отличается от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем)

- Что образуют звуки, сливаясь вместе? (Слоги)

- Что образуют слоги, соединяясь вместе? (Слова)

- А слова, соединяясь вместе и по смыслу? (Предложения)

- И уже предложения вместе составляют… (Текст)

- На какие группы делятся все звуки? (Гласные и согласные)

- Чем гласные звуки отличаются от согласных? (Способом произношения)

- Какую характеристику мы даем гласному звуку? (Гласный, ударный/безударный)

- А согласному? (Согласный, звонкий/глухой, твердый/мягкий, парный/непарный)

- Молодцы! А теперь посмотрим, как вы можете применить свои знания.

На доске:

1). - Проверьте, правильно ли составлены схемы слов:

  УМНЫЙ (СКСКК), ПИЛОТ (ЗКЗКС), КОАЛА (СКККС), ИСКРА (СКССК), рядом со словами схемы, в которых допущены ошибки. Ошибки надо исправить.

- (После исправления ошибок) Дайте характеристику четвертому звуку в слове УМНЫЙ;

первому звуку в слове ПИЛОТ; первому звуку в слове ИСКРА; четвертому звуку в слове ИСКРА.

2). Соотнесите слова с их схемами:

     ДЕРЕВО, СТОРОЖ, МАГНИТ, КАПРИЗ, рядом со словами схемы (для усложнения задания дана лишняя схема), но расставлены они вразброс. Найти соответствующую схему и соединить ее со словом.

- (После выполнения задания) Назовите мне слова, в которых есть согласные, стоящие в слабой позиции. (СТОРОЖ, МАГНИТ, КАПРИЗ) Как проверить написание этих согласных в словах? (Подобрать проверочные слова: СТОРОЖИТЬ, МАГНИТИК, КАПРИЗЫ)

Работа с сигнальными карточками:

1). – А сейчас приготовьте карточки, и мы поработаем с ними. Я читаю вам слова, а вы показываете карточку соответствующую указанному мной звуку. Первый звук в слове: ОСЕНЬ, ДРУГ, ПЕСНЯ, РАДОСТЬ, ИМЯ, КРОВАТЬ;

2). – А сейчас покажите мне карточку, соответствующую последнему звуку в слове: РУКА, СОЛЬ, ПАРУС, ХОРОШО, СТОЛБ;
3). – Теперь покажите мне карточку соответствующую первому звуку в слове, но называть это слово я не буду, а только покажу картинку или предмет: ЛИСА, СВЕТОФОР, ОСЫ, МЯЧ, ЛУК.

- Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями. А сейчас я приглашаю сюда тех, кто сегодня приготовил нам сообщения по своей АЗБУКЕ.

  1. Подготовка к усвоению нового учебного материала.

Несколько учеников делают свои сообщения по Азбуке. (У каждого из учеников класса есть Азбука, которую они готовят в течение всего периода обучения грамоте дома на каждую букву и на любую тему. По мере прохождения букв, дети выступают с подготовленным сообщением. Это один из первых индивидуальных проектов каждого ученика)

Выступления детей соответствуют теме урока. Все сообщения на буквы Ш и Ф.

- Спасибо, ребята, за ваши выступления. А как вы думаете, что объединяет выступления ваших одноклассников? (То, что все они рассказывали о предметах на буквы Ш и Ф)

- Значит, какая у нас сегодня тема? (Ученики называют тему урока)

- Правильно, сегодня мы говорим о буквах Ш и Ф и звуках, им соответствующих.

  1. Усвоение новых знаний.

(Опущен экран и на нем обложка электронного учебника «Азбука», открыта вкладка «Толковый словарь» и документ Word, в котором к незнакомым словам подобраны картинки)

- Итак, ребята,  сегодня мы говорим с вами о новых буквах Фф и Шш и звукам, которые им соответствуют.

- Давайте вместе еще раз вспомним русский алфавит и ответим на вопрос: ближе к началу или к концу алфавита стоят наши сегодняшние буквы? (Хором повторить алфавит. Ближе к концу)

- Давайте посмотрим на самую верхнюю картинку. Назовите слова, в которых есть мягкий звук [ф']. (Могут быть названы слова ФИЛИН, ПОРТФЕЛЬ, КАНФЕТЫ). А теперь назовите слова с твердым звуком [ф]. (Могут быть названы слова: ФОТОАППАРАТ, ФОНТАН).

- Теперь назовите слова с твердым звуком [ш]. (Дети называют слова: ШАРМАНКА, ШАРМАНЩИК, ШИШКИ). – Молодцы! А, может, вы назовете слова с мягким звуком [ш']? (Может быть дети попробуют, а может сразу скажут, что такого звука в русском языке нет)

- Ребята, давайте еще раз дадим полную характеристику звукам, которые соответствуют буквам Фф, Шш. (Согласные, глухие, парные, твердый/мягкий и всегда твердый)

- Отлично! Никогда не забывайте это! А какие из изученных нами звуков бывают всегда или только твердыми, или только мягкими? (Всегда мягкий [й'] и всегда твердые [ж] - [ш])

- На буквы Фф и Шш в нашем языке значительно меньше слов, чем на некоторые другие буквы, т.к., например, буква Ф в русском языке появилась относительно недавно. В словарях, в которых перечислены древнеславянские обозначения, на букву Ф вообще нет слов. Все слова на эту букву пришли в наш язык из иностранных языков.

  1. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.

- Давайте с вами познакомимся еще с несколькими словами, в которых есть буквы Ф и Ш и их звуки.

(Дети хором читают слова и сразу же выясняют значения непонятных слов в электронном толковом словаре. Скорее всего это будут слова: ФИРМА, ФЕРМА, ШТОПКА. Тут же показывать на экране картинки, соответствующие этим предметам)

- Скажите пожалуйста, а кто заметил, что все слова похожи чем-то между собой? (Ударение падает на первый слог и во всех словах по два слога)

- Молодцы, ребята! Вас просто невозможно подловить. Попробуем с вами поиграть в «Живые звуки», может здесь я вас подловлю. Слово, с которым мы будем играть – ФИРМА (Далее следует дидактическая игра «Живые звуки». Правила игры: каждый ребенок обозначает какой-либо звук в данном слове. По команде учителя он делает шаг вперед, если услышал характеристику своего звука, например: ко мне выйдет первый гласный в этом слове; шаг вперед сделает первый звонкий согласный и т. д.)

- И снова вы справились! Отлично!

  1. Закрепление новых знаний.

- Следующая наша работа – это работа по картинке. Посмотрите: перед вами иллюстрация. Я попрошу вас посовещаться с соседом по парте и придумать название этой картинке или назвать ее основную тему. (Наступает Новый год. Дети украшают елку. В ожидании Нового года., и проч.)

- Прочитайте, пожалуйста надпись над картинкой. Как вы думаете, слова ФОНАРЬ и ФОНАРИК чем-нибудь отличаются? На что мы можем сказать ФОНАРЬ? А на что ФОНАРИК? Ответьте, используя рисунок. (Ответы детей. Здесь же выясняется значение слова ФИЗАЛИС и демонстрируется картинка с его изображением)

- Ну что ж, вы дали много правильных ответов, перечислили почти все предметы. А давайте-ка теперь попробуем подобрать по этой картинке еще слова-предметы, а также слова-признаки и слова-действия. (Довольно трудная и новая для детей работа, но если им помогать вопросами, то справляются они отлично. Например: ЧТО? Стол, картина, окно, фонарь и т.д., КАКОЙ? Яркий, новогодний, красивый и т.д., ЧТО ДЕЛАЕТ? Вешает, светит, наряжает, стоит и т.д.)

- Вы назвали много разных интересных слов. Попробуйте пожалуйста составить предложения, соответствующие этой картинке. (Дети придумывают предложения. Если они получаются не очень грамотные или незаконченные, просить ребенка исправиться, если надо, то помочь ему. Эту работу тоже можно организовать парами. Пиктограммы самых интересных предложений можно изобразить на доске)

- Вы просто молодцы! У вас получились замечательные предложения!

- Под картинкой у нас есть еще несколько слов. Давайте их прочитаем. (Дети читают про себя) 

- Есть ли среди этих слов такие, значение которых вам непонятно? (Скорее всего это будут слова: КАФТАН, ФУФАЙКА, ФУРАЖКА. Значение этих слов тут же выясняется и демонстрируются картинки с их изображением)

- Ну что, теперь мы знаем значение каждого слова. Давайте еще раз хором прочитаем все слова.

- Скажите, пожалуйста, ребята, какой общей темой можно объединить все эти слова? (Предметы одежды)

- Прекрасно! Ну, раз у нас зимняя тема, может, вы назовете еще пару предметов одежды, без которых трудно пережить зиму? (ШУБА, ШАПКА)

  1. Подведение итогов урока.

-Наш урок подходит к концу. Вам было интересно? Какая у нашего урока была тема? Какое задание вам понравилось больше всего? А кто узнал для себя что-то новое?

- Я благодарю всех за интересный урок и за активную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме: "Буква ы, обозначающая гласный звук звук [ы]"

Урок обучения грамоте  в первом классе по теме "Буква ы, обозначающая гласный звук  звук [ ы] " ....

Урок по обучению грамоте по теме "Буквы Гг, звуки Гг"(на тат.языке)

Аннотация к уроку.Урок обучения грамоте "Знакомство с буквой Г г " 1 класс Самигуллина Ляйсан Зиннуровна «Методическая разработка проекта современного урока»  Краткая аннотация работы...

Урок обучения грамоте по теме: "Буква Ю и её звуки."

Целью  данного урока является: формирование умения различать гласные и согласные звуки; выделять звук в слове; различать буквы гласных как показатель мягкости согласных звуков; развитие  уст...

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Буква Д, звуки [д], [д\']" 1 класс УМК "Школа России"

Знакомство первоклассников с буквой Д. Характеристикой звуков [д] -[д']....

Конспект урока по обучению грамоте на тему : Буквы Р р, звуки [р], [р’] (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о твёрдом и мягком согласном звуках [ р], [ р’] и обозначении их буквой «р», обучение правильному произношению звуков [р], [р...