АЛГОРИТМЫ РАССУЖДЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИЗОРФОГРАФИИ С УЧАЩИМИСЯ-ЛОГОПАТАМИ ЧЕТВЁРТОГО КЛАССА
методическая разработка по логопедии (4 класс) по теме
Вашему вниманию предлагается методическая разработка, где представлены алгоритмы рассуждений, которые используются для решения грамматических задач, которые связаны с орфограммами, изучаемыми в четвёртом классе общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritmy_rassuzhdeniya_4_klass.docx | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
АЛГОРИТМЫ РАССУЖДЕНИЯ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИЗОРФОГРАФИИ
С УЧАЩИМИСЯ-ЛОГОПАТАМИ
- БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В ОКОНЧАНИИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
- В слове есть ошибкоопасное место.
- Определяю, в какой части слова.
- Сомнительная гласная в окончании.
- Если сомнительная гласная в окончании, то необходимо определить, к какой части речи относится слово.
- Слово является существительным.
- Определяю число имени существительного (единственное, множественное).
- Если существительное единственного числа, определяю склонение (1 скл., 2 скл., 3 скл.).
- Существительное первого склонения. Чтобы определить, какую гласную написать в окончании, пользуюсь словами – помощниками ВОДА, ЗЕМЛЯ. Подставляю их в текст вместо проверяемого слова и пишу то окончание, которое они покажут.
- Существительное второго склонения. Чтобы определить, какую гласную написать в окончании, пользуюсь словами – помощниками КОНЬ, СЛОН. Подставляю их в текст вместо проверяемого слова и пишу то окончание, которое они покажут.
10 Существительное третьего склонения. Помню, в безударных окончаниях этих существительных пиши гласную И.
- Если существительное множественного числа, то безударную гласную в окончании помогут определить слова – помощники КОНЬ, СЛОН .
- РАЗЛИЧЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ.
- Если трудно определить падеж существительного второго и третьего склонения (имеют одинаковый вопрос ЧТО и одинаковое окончание), то определяем роль этого существительного в предложении.
- Существительное является подлежащим, значит, это существительное стоит в именительном падеже.
- Существительное не является подлежащим, значит, это существительное стоит в винительном падеже.
- РАЗЛИЧЕНИЕ РОДИТЕЛЬНОГО И ВИНИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖЕЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВТОРОГО СКЛОНЕНИЯ.
- Если трудно определить падеж существительного второго склонения, использую слово – помощник из первого склонения ЛИСА.
- Подставляю слово ЛИСА в предложение вместо проверяемого слова.
- Если ЛИСА имеет окончание –Ы, то существительное стоит в родительном падеже.
- Если ЛИСА имеет окончание –У, то существительное стоит в винительном падеже.
- НАПИСАНИЕ О и Е В ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО СКЛОНЕНИЯ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В ТВОРИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.
- В слове есть ошибкоопасное место.
- Определяю, в какой части слова.
- Сомнительная гласная (О, Е, Ё) в окончании после шипящей и Ц.
- Помню, что в окончании существительных после шипящей и Ц никогда не пишется Ё.
- У меня остаётся выбор между О и Е.
- Если на гласную в окончании падает ударение, пишу гласную О.
- Если на гласную в окончании не падает ударение, пишу гласную Е.
- НАПИСАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ С ШИПЯЩЕЙ НА КОНЦЕ.
- В слове есть ошибкоопасное место.
- Определяю, в какой части слова.
- На конце корня, но это не корневая орфограмма.
- С шипящей на конце, но это не традиционное написание, связанное с мужским и женским родом, так как существительное в изменённой форме.
- Значит орфограмма в окончании.
- Нулевое окончание у существительных в изменённой форме может быть в родительном и винительном падежах.
- Помню, что после шипящих у существительных множественного числа в родительном и винительном падеже мягкий знак Ь НЕ ПИШЕТСЯ.
- НАПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА НА –ИЯ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МУЖСКОГО РОДА НА –ИЙ и СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ СРЕДНЕГО РОДА НА -ИЕ.
- В слове есть ошибкоопасное место.
- Определяю, в какой части слова.
- В окончании существительного две гласные стоят рядом, значит, это слово относится к исключению.
- Определяю род существительного.
- Существительное женского рода на –ИЯ.
- Помню, что в существительных на -ИЯ в родительном, дательном и предложном падежах на конце пишется –И.
- Существительное мужского рода на –ИЙ или среднего рода на –ИЕ.
- Помню, что у существительных на –ИЙ, -ИЕ в предложном падеже на конце пишется –И.
- НАПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
- В слове есть ошибкоопасное место.
- Определяю, в какой части слова.
- Безударная гласная в окончании.
- Если безударная гласная в окончании, то определяю, к какой части речи относится слово.
- Это прилагательное.
- Помню, окончания прилагательных определяются по вопросу. Вопрос даёт один из вариантов окончания (мягкий или твёрдый), второй вариант додумаю, исходя из пары чередования ( о - е, ы - и, а – я, у – ю).
- Если прилагательное мужского рода в именительном падеже, то вопрос КАКОЙ? даёт только вариант ударного окончания, а два безударных варианта надо запомнить: -ЫЙ, -ИЙ.
- Помню, что окончания имён прилагательных определяю по вопросу, а род, число и падеж по существительному, к которому относится данное прилагательное.
- НАПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ ГЛАГОЛА
- В слове есть ошибкоопасное место.
- Определяю, в какой части слова.
- Безударная гласная в окончании.
- Если безударная гласная в окончании, выясняю, к какой части речи относится слово.
- Это глагол.
- Помню, что написание безударной гласной в окончании глагола зависит от спряжения.
- Определяю спряжение по неопределённой форме. Если глагол в неопределённой форме заканчивается на –ить (кроме брить, стелить), значит он относится ко второму спряжению, в личном окончании такого глагола пиши И, а в третьем лице множественного числа надо писать –АТ, -ЯТ.
- Такие же личные окончания, как глаголы второго спряжения , имеют ещё одиннадцать глаголов: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
- Все остальные глаголы относятся к первому спряжению, в личных окончаниях этих глаголов надо писать гласную –Е, а в третьем лице множественного числа - АТ, -ЯТ.
- Такие же личные окончания имеют глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.
- НАПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ СЛОВА.
- В слове есть ошибкоопасное место.
- Определяю, в какой части слова.
- Шипящая на конце слова.
- Надо определить, нужно ли писать мягкий знак.
- Помню, что мягкий знак не пишется в именах существительных мужского рода, в именах существительных множественного числа родительного падежа, в кратких именах прилагательных и в трёх наречиях (уж, замуж, невтерпёж).
- Если мой случай не подходит под перечисленные выше случаи, пишу мягкий знак.
- ПРИМЕЧАНИЕ К АЛГАРИТМУ НАПИСАНИЯ МЯГКОГО ЗНАКА НА КОНЦЕ СЛОВА ПОСЛЕ ШИПЯЩЕЙ
НАПИСАНИЯ МЯГКОГО ЗНАКА НА КОНЦЕ СЛОВА ПОСЛЕ ШИПЯЩЕЙ
Мягкий знак пишется:
- В именах существительных женского рода (дочь, мать).
- В глаголах неопределённой формы (беречь, стеречь).
- В глаголах второго лица единственного числа (умываешь, одеваешь).
- В глаголах повелительного наклонения (плачьте, режьте, плачь, режь).
- В наречиях (вскачь, навзничь), кроме УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ.
- ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ Ц В КОРНЕ
После Ц в корне могут стоять гласные:
- а (царь, царапина);
- о (цокот, цокотать);
- у (цукат, цунами);
- е (ценный, цемент);
- и (цифра, цирк), кроме слов ЦЫГАН, ЦЫПЛЁНОК, ЦЫПОЧКИ, ЦЫЦ, ЦЫКАТЬ;
- э, ю, я (в заимствованных именах собственных)
- ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ
После шипящих в корне могут стоять гласные:
- а (жара, шаг, час, щавель)
- у (шутка, жук, чувство, щупальце)
- и (жир, шишка, защита, чиж)
- е (шерсть, жена, честь, щенок)
- ю, ы, э, я (в заимствованных словах и именах собственных).
- НАПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ О И Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ
- В слове есть ошибкоопасное место.
- Определяю, в какой части слова.
- Гласная О, Ё под ударением после шипящей в корне.
- Помню, что после шипящих в корне под ударением пишу Ё, если при изменении формы слова слышится Е.
- Если нет формы слова с Е, то пишу О.
- Помню, что у существительного в слове ОЖОГ пишу О, а у глагола в слове ОЖЁГ пишу Ё, также ПОДЖОГ и ПОДЖЁГ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорные схемы как алгоритм рассуждения
Схема – это опора мысли ученика, опора его практической деятельности, как следствие, активный ответ, деловой контакт ученика и учителя. Схема-опора помогает детям осознать, осмыслить все происходящее ...
АЛГОРИТМЫ РАССУЖДЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИЗОРФОГРАФИИ С УЧАЩИМИСЯ-ЛОГОПАТАМИ ВТОРОГО КЛАССА
Вашему вниманию представлена методическая разработка, где подробно расписаны алгоритмы рассуждения, используемые для решения грамматических задач, которые связаны с орфограммами, изучаемыми во втором ...
АЛГОРИТМЫ РАССУЖДЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИЗОРФОГРАФИИ С УЧАЩИМИСЯ--ЛОГОПАТАМИ ТРЕТЬЕГО КЛАССА
Вашему вниманию предлагается методическая разработка с алгоритмами рассуждений , использзуемая на занятиях с учащимися-логопатами по программе "Предупреждение нарушений письменной речи, коррекция дизо...
Календарно-тематическое планирование по коррекции акустической дисграфии и профилактики дизорфографии в 3 классе.
Период обучения составляет 60 в (2 часа в неделю в зависимости от тяжести нарушения и возраста детей).Задачи коррекционного обучения: 1. Развивать фонематическое восприятие;2. Обучать простым и с...
Профилактика дизорфографии. Приемы формирования грамотного письма у младших школьников на логопедических занятиях.
В статье анализируются причины "невнимательного письма" у детей, приводящие к дизорфографии. В коррекционной работе первостепенное з...
Использование ресурса "Learning Apps" в профилактике дизорфографии.
Пример использования сервиса Learning Apps в занятии на тему "Дифференциация предлогов и приставок"...
Профилактика дизорфографии у детей младшего и среднего школьного возраста
Профилактика дизорфографии у детей младшего и среднего школьного возраста...