АЛГОРИТМЫ РАССУЖДЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИЗОРФОГРАФИИ С УЧАЩИМИСЯ-ЛОГОПАТАМИ ЧЕТВЁРТОГО КЛАССА
методическая разработка по логопедии (4 класс) по теме

Васянович Нина Васильевна

Вашему вниманию предлагается методическая разработка, где представлены алгоритмы рассуждений, которые используются для решения грамматических задач, которые связаны с орфограммами, изучаемыми в четвёртом классе общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritmy_rassuzhdeniya_4_klass.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

АЛГОРИТМЫ РАССУЖДЕНИЯ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИЗОРФОГРАФИИ

С УЧАЩИМИСЯ-ЛОГОПАТАМИ

 ЧЕТВЁРТОГО  КЛАССА

  • БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В ОКОНЧАНИИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

  1. В слове есть ошибкоопасное место.
  2. Определяю, в какой части слова.
  3. Сомнительная гласная в окончании.
  4. Если сомнительная гласная в окончании, то необходимо определить, к какой части речи относится слово.
  5. Слово является существительным.
  6. Определяю число имени существительного (единственное, множественное).
  7. Если существительное единственного числа, определяю склонение (1 скл., 2 скл., 3 скл.).
  8. Существительное первого склонения. Чтобы определить, какую гласную написать в окончании, пользуюсь словами – помощниками ВОДА, ЗЕМЛЯ. Подставляю их в текст вместо проверяемого слова и пишу то окончание, которое они покажут.
  9. Существительное второго склонения. Чтобы определить, какую гласную написать в окончании, пользуюсь словами – помощниками КОНЬ, СЛОН. Подставляю их в текст вместо проверяемого слова и пишу то окончание, которое они покажут.

10  Существительное третьего склонения. Помню, в безударных окончаниях этих существительных пиши гласную И.

  1. Если существительное множественного числа, то безударную гласную в окончании помогут определить слова – помощники КОНЬ, СЛОН .

  • РАЗЛИЧЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ.

  1. Если трудно определить падеж существительного второго и третьего склонения (имеют одинаковый вопрос ЧТО и одинаковое окончание), то определяем роль этого существительного в предложении.
  2. Существительное является подлежащим, значит, это существительное стоит в именительном падеже.
  3. Существительное не является подлежащим, значит, это существительное стоит в винительном падеже.

  • РАЗЛИЧЕНИЕ РОДИТЕЛЬНОГО И ВИНИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖЕЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВТОРОГО СКЛОНЕНИЯ.

  1. Если трудно определить падеж существительного второго склонения, использую слово – помощник из первого склонения ЛИСА.
  2. Подставляю слово ЛИСА в предложение вместо проверяемого слова.
  3. Если ЛИСА имеет окончание –Ы, то существительное стоит в родительном падеже. 
  4. Если ЛИСА имеет окончание –У, то существительное стоит в винительном падеже.

  • НАПИСАНИЕ О и Е В ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО СКЛОНЕНИЯ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В ТВОРИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.

  1. В слове есть ошибкоопасное место.
  2. Определяю, в какой части слова.
  3. Сомнительная гласная   (О, Е, Ё) в окончании после шипящей и Ц.
  4. Помню, что в окончании существительных после шипящей и Ц никогда не пишется Ё.
  5. У меня остаётся выбор между О и Е.
  6. Если на гласную в окончании падает ударение, пишу гласную О.
  7. Если на гласную в окончании не падает ударение, пишу гласную Е.

  • НАПИСАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ С ШИПЯЩЕЙ НА КОНЦЕ.

  1. В слове есть ошибкоопасное место.
  2. Определяю, в какой части слова.
  3.  На конце корня, но это не корневая орфограмма.
  4. С шипящей на конце, но это не традиционное написание, связанное с мужским и женским родом, так как существительное в изменённой форме.
  5. Значит орфограмма в окончании.
  6. Нулевое окончание у существительных в изменённой форме может быть в родительном и винительном падежах.
  7. Помню, что после шипящих у существительных множественного числа в родительном и винительном падеже мягкий знак Ь НЕ ПИШЕТСЯ.

  • НАПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА НА –ИЯ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МУЖСКОГО РОДА НА –ИЙ и СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ СРЕДНЕГО РОДА НА -ИЕ.

  1. В слове есть ошибкоопасное место.
  2. Определяю, в какой части слова.
  3. В окончании существительного две гласные стоят рядом, значит, это слово относится к исключению.
  4. Определяю род существительного.
  5. Существительное женского рода на –ИЯ.
  6. Помню, что в существительных на -ИЯ в родительном, дательном и предложном падежах на конце пишется –И.
  7. Существительное мужского рода на –ИЙ или среднего рода на –ИЕ.
  8. Помню, что у существительных на –ИЙ, -ИЕ в предложном падеже на конце пишется –И.

  • НАПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

  1. В слове есть ошибкоопасное место.
  2. Определяю, в какой части слова.
  3. Безударная гласная в окончании.
  4. Если безударная гласная в окончании, то определяю, к какой части речи относится слово.
  5. Это прилагательное.
  6. Помню, окончания прилагательных определяются по вопросу. Вопрос даёт один из вариантов окончания (мягкий или твёрдый), второй вариант додумаю, исходя из пары чередования (  о - е, ы -  и, а – я, у – ю).
  7. Если прилагательное мужского рода в именительном падеже, то вопрос КАКОЙ? даёт только вариант ударного окончания, а два безударных варианта надо запомнить: -ЫЙ, -ИЙ.
  8. Помню, что окончания имён прилагательных определяю по вопросу, а род, число и падеж по существительному, к которому относится данное прилагательное.

  • НАПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ ГЛАГОЛА

  1. В слове есть ошибкоопасное  место.
  2. Определяю, в какой части слова.
  3. Безударная гласная в окончании.
  4. Если безударная гласная в окончании, выясняю, к какой части речи относится слово.
  5. Это глагол.
  6. Помню, что написание безударной гласной в окончании глагола зависит от спряжения.
  7. Определяю спряжение по неопределённой форме. Если глагол в неопределённой форме заканчивается на –ить (кроме брить, стелить), значит он относится ко второму спряжению, в личном окончании такого глагола пиши И, а в третьем лице множественного числа надо писать –АТ, -ЯТ.
  8. Такие же личные окончания, как глаголы второго спряжения , имеют ещё одиннадцать глаголов: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
  9. Все остальные глаголы относятся к первому спряжению, в личных окончаниях этих глаголов надо писать гласную –Е, а в третьем лице множественного числа  - АТ, -ЯТ.
  10. Такие же личные окончания имеют глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

  • НАПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ СЛОВА.

  1. В слове есть ошибкоопасное место.
  2. Определяю, в какой части слова.
  3. Шипящая на конце слова.
  4. Надо определить, нужно ли писать мягкий знак.
  5. Помню, что мягкий знак не пишется в именах существительных мужского рода, в именах существительных множественного числа родительного падежа, в кратких именах прилагательных и в трёх наречиях (уж, замуж, невтерпёж).
  6. Если мой случай не подходит под перечисленные выше случаи, пишу мягкий знак.

  • ПРИМЕЧАНИЕ К АЛГАРИТМУ НАПИСАНИЯ МЯГКОГО  ЗНАКА НА КОНЦЕ СЛОВА ПОСЛЕ ШИПЯЩЕЙ

НАПИСАНИЯ МЯГКОГО  ЗНАКА НА КОНЦЕ СЛОВА ПОСЛЕ ШИПЯЩЕЙ

Мягкий знак пишется:

  1. В именах существительных женского рода (дочь, мать).
  2. В глаголах неопределённой формы (беречь, стеречь).
  3. В глаголах второго лица единственного числа (умываешь, одеваешь).
  4. В глаголах повелительного наклонения (плачьте, режьте, плачь, режь).
  5. В наречиях (вскачь, навзничь), кроме УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ.

  • ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ Ц В КОРНЕ

После Ц в корне могут стоять гласные:

  1. а  (царь, царапина);
  2. о  (цокот, цокотать);
  3. у  (цукат, цунами);
  4. е  (ценный, цемент);
  5. и  (цифра, цирк), кроме слов ЦЫГАН, ЦЫПЛЁНОК, ЦЫПОЧКИ, ЦЫЦ, ЦЫКАТЬ;
  6. э, ю, я  (в заимствованных именах собственных)

  • ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ

После шипящих в корне могут стоять гласные:

  1. а  (жара, шаг, час, щавель)
  2. у  (шутка, жук, чувство, щупальце)
  3. и  (жир, шишка, защита, чиж)
  4. е  (шерсть, жена, честь, щенок)
  5. ю, ы, э, я (в заимствованных словах и именах собственных).

  • НАПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ О И Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ

  1. В слове есть ошибкоопасное место.
  2. Определяю, в какой части слова.
  3. Гласная О, Ё под ударением после шипящей в корне.
  4. Помню, что после шипящих в корне под ударением пишу Ё, если при изменении формы слова слышится Е.
  5. Если нет формы слова с Е, то пишу О.
  6. Помню, что у существительного в слове ОЖОГ пишу О, а у глагола в слове ОЖЁГ пишу Ё, также ПОДЖОГ и ПОДЖЁГ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные схемы как алгоритм рассуждения

Схема – это опора мысли ученика, опора его практической деятельности, как следствие, активный ответ, деловой контакт ученика и учителя. Схема-опора помогает детям осознать, осмыслить все происходящее ...

АЛГОРИТМЫ РАССУЖДЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИЗОРФОГРАФИИ С УЧАЩИМИСЯ-ЛОГОПАТАМИ ВТОРОГО КЛАССА

Вашему вниманию представлена методическая разработка, где подробно расписаны алгоритмы рассуждения, используемые для решения грамматических задач, которые связаны с орфограммами, изучаемыми во втором ...

АЛГОРИТМЫ РАССУЖДЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИЗОРФОГРАФИИ С УЧАЩИМИСЯ--ЛОГОПАТАМИ ТРЕТЬЕГО КЛАССА

Вашему вниманию предлагается методическая разработка с алгоритмами рассуждений , использзуемая на занятиях с учащимися-логопатами по программе "Предупреждение нарушений письменной речи, коррекция дизо...

Календарно-тематическое планирование по коррекции акустической дисграфии и профилактики дизорфографии в 3 классе.

Период обучения составляет 60 в (2 часа в неделю в зависимости от тяжести нарушения и возраста детей).Задачи коррекционного обучения: 1. Развивать фонематическое восприятие;2. Обучать простым и с...

Профилактика дизорфографии. Приемы формирования грамотного письма у младших школьников на логопедических занятиях.

      В статье  анализируются причины  "невнимательного письма"  у детей, приводящие  к дизорфографии. В  коррекционной работе первостепенное з...

Использование ресурса "Learning Apps" в профилактике дизорфографии.

Пример использования сервиса Learning Apps в занятии на тему "Дифференциация предлогов и приставок"...

Профилактика дизорфографии у детей младшего и среднего школьного возраста

Профилактика дизорфографии у детей младшего и среднего школьного возраста...