АЛГОРИТМЫ РАССУЖДЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИЗОРФОГРАФИИ С УЧАЩИМИСЯ--ЛОГОПАТАМИ ТРЕТЬЕГО КЛАССА
методическая разработка по логопедии (3 класс) по теме
Вашему вниманию предлагается методическая разработка с алгоритмами рассуждений , использзуемая на занятиях с учащимися-логопатами по программе "Предупреждение нарушений письменной речи, коррекция дизорфографии,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritmy_rassuzhdeniya_3_klass.docx | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
АЛГОРИТМЫ РАССУЖДЕНИЯ
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ДИЗОРФОГРАФИИ
С УЧАЩИМИСЯ--ЛОГОПАТАМИ
- ПЕРВАЯ КОРНЕВАЯ ОРФОГРАММА
- В слове есть ошибкоопасное место.
- Определяю, в какой части слова (приставка, корень, суффикс, окончание).
- Безударная гласная в корне, первая корневая орфограмма.
- Корневую орфограмму можно проверить, сильная позиция под ударением.
- Пишу гласную, которая слышится под ударением.
- Если проверочное слово не удалось найти, смотрю, как пишется слово, в словаре.
- ВТОРАЯ КОРНЕВАЯ ОРФОГРАММА
- В слове есть ошибкоопасное место.
- Определяю, в какой части слова (приставка, корень, суффикс, окончание).
- Парная согласная в корне, вторая корневая орфограмма.
- Корневую орфограмму можно проверить, сильная позиция перед гласной или сонорной согласной (н, л, р, м)
- Пишу ту парную согласную, которую слышу в сильной позиции.
- Если проверочное слово не удалось найти, смотрю, как пишется слово, в словаре.
- ТРЕТЬЯ КОРНЕВАЯ ОРФОГРАММА
- В слове есть ошибкоопасное место.
- Определяю, в какой части слова (приставка, корень, суффикс, окончание).
- Непроизносимая согласная в корне, третья корневая орфограмма.
- Корневую орфограмму можно проверить, использую приём «разгони толпу согласных».
- Пишу непроизносимую согласную в том случае, если слышу её при проверке.
- Если проверочное слово не удалось найти, смотрю, как пишется слово, в словаре.
- ЧЕТВЁРТАЯ КОРНЕВАЯ ОРФОГРАММА
- В слове есть ошибкоопасное место.
- Определяю, в какой части слова (приставка, корень, суффикс, окончание).
- Удвоенная согласная в корне, четвёртая корневая орфограмма.
- Эту корневую орфограмму проверить нельзя, как пишется слово, посмотрю в словаре.
- РАЗЛИЧЕНИЕ ПРИСТАВКИ И ПРЕДЛОГА
- Определяю, с какой частью речи употребляется.
- Если употребляется с глаголом, значит это приставка, так как у глаголов предлогов не бывает.
- Если употребляется с местоимением, значит это предлог, так как у местоимений нет приставок.
- Если употребляется с существительным или с прилагательным, использую способ проверки: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.
- Если грамматическая конструкция предложения не разрушилась, значит, это предлог и надо писать отдельно.
НАПИСАНИЕ А И О В ПРИСТАВКАХ
- В слове есть ошибкоопасное место (БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ).
- Определяю, в какой части слова.
- Безударная гласная в приставке.
- Орфограмму в приставке нельзя проверить, её можно объяснить.
- Если приставка неизменяемая, то рассуждаю так: существуют три неизменяемые приставки с А (на, над, за), остальные пиши с О.
- Если приставка изменяемая (раз-, рас-, роз-, рос-), то рассуждаю так: О пишется только в том случае, если на гласную в приставке падает ударение, в остальных случаях пиши А.
- НАПИСАНИЕ Е И И В ПРИСТАВКАХ
- В слове есть ошибкоопасное место (БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ)
- Определяю, в какой части слова.
- Безударная гласная в приставке.
- Эта орфограмма не проверяется, её можно объяснить.
- Если приставка неизменяемая, то пиши Е (пере).
- Если приставка изменяемая (пре-, при-), то рассуждаю так: приставка ПРЕ- пишется в значении, близком к значению слова очень или в значении, близком к значению приставки пере-. Приставка ПРИ- употребляется в значении приближения, присоединения, прибавления, расположения вблизи чего-нибудь, неполноты действия.
- Пишу гласную Е(И) в зависимости от значения, которое имеет слово.
- НАПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В ПРИСТАВКАХ
- В слове есть ошибкоопасное место (ПАРНАЯ СОГЛАСНАЯ).
- Определяю, в какой части слова.
- Парная согласная в приставке.
- Эта орфограмма не проверяется, её можно объяснить.
- Если приставка неизменяемая, то пиши В_(С_).
- Если приставка изменяемая (из-, ис-, через-, черес-, без-, бес-, вз-, вс-, воз-, вос-, раз-, рас-, роз-,рос-, низ-,нис-), то рассуждаю так: перед гласными и звонкими согласными пиши З, перед глухими – С.
- Выбираю согласную в зависимости от последующей буквы.
- РАЗЛИЧЕНИЕ В НАПИСАНИИ МЯГКОГО И ТВЁРДОГО РАЗДЕЛИТЕЛЬНОГО ЗНАКА
- В слове есть место, где согласный и гласный стоят рядом и не сливаются.
- Если слог слияния не образуется, значит, между этими буквами надо писать разделительный знак.
- Определяю, какой разделительный знак, твёрдый (ъ) или мягкий (ь).
- Если разделительный знак стоит между приставкой и корнем, то пишу разделительный твёрдый знак (ъ).
- Если разделительный знак стоит в середине или на конце корня, то пишу разделительный мягкий знак (ь).
- НАПИСАНИЕ СУФФИКСОВ
–ИК- , -ЕК-
- В слове есть ошибкоопасное место (СОМНИТЕЛЬНАЯ ГЛАСНАЯ)
- Определяю, какая часть речи
- Определяю, в какой части слова.
- Безударная гласная в суффиксе (ИК-, ЕК-).
- Эта орфограмма не проверяется, её можно объяснить.
- Вспоминаю, если при изменении формы слова гласная сохраняется, то в суффиксе пиши гласную И.
- Если при изменении формы слова гласная выпадает, то в суффиксе пиши гласную Е.
- НАПИСАНИЕ СУФФИКСОВ -ОК-,
-ЕК- ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
- В слове есть ошибкоопасное место (СОМНИТЕЛЬНАЯ ГЛАСНАЯ).
- Определяю, какая часть речи.
- Определяю, в какой части слова.
- Сомнительная гласная в суффиксе (ОК-,ЕК-) после шипящей (Ш,Ж,Ч,Щ).
- Эта орфограмма не проверяется, её можно объяснить.
- Определяю, падает ли ударение на гласную в суффиксе.
- Если ударение падает, пишу гласную О в суффиксе ОК-, если ударение не падает, пишу гласную Е в суффиксе ЕК.
- Если сомневаюсь, делаю выбор между суффиксами ЕК-, ИК-.
- НАПИСАНИЕ СУФФИКСОВ –ОНОК-, -ЁНОК-, -ОНК-, -ЁНК- .
- В слове есть ошибкоопасное место (СОМНИТЕЛЬНАЯ ГЛАСНАЯ).
- Определяю, какая часть речи.
- Определяю, в какой части слова.
- Сомнительная гласная в суффиксе (ОНОК-, ЁНОК-, ОНК-, ЁНК).
- Эту орфограмму невозможно проверить, её нужно объяснить.
- Определяю, на какую согласную заканчивается корень.
- Если корень заканчивается на мягкую согласную, то в суффиксе пишу гласную Ё (ЁНК-, ЁНОК-).
- Если корень заканчивается на шипящую согласную, то в суффиксе пишу гласную О (ОНК-, ОНОК-).
- НАПИСАНИЕ СУФФИКСОВ –ОВ-,
-ЕВ- ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
- В слове есть ошибкоопасное место (СОМНИТЕЛЬНАЯ ГЛАСНАЯ).
- Определяю, какая часть речи (имя прилагательное)
- Определяю, в какой части слова.
- Сомнительная гласная в суффиксе (ОВ-, ЕВ-).
- Эту орфограмму невозможно проверить, её нужно объяснить.
- Определяю, падает ли на гласную в суффиксе ударение.
- Если ударение падает, пишу гласную О в суффиксе ОВ-, если ударение не падает, пишу гласную Е в суффиксе ЕВ-.
- НАПИСАНИЕ СУФФИКСОВ –О-, -Е- В НАРЕЧИЯХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
- В слове есть ошибкоопасное место (СОМНИТЕЛЬНАЯ ГЛАСНАЯ).
- Определяю, какая часть речи (наречие).
- Определяю, в какой части слова.
- Сомнительная гласная после шипящей в суффиксе.
- Эту орфограмму нельзя проверить её можно объяснить.
- Определяю, падает ли ударение на гласную в суффиксе.
- Если ударение падает на гласную в суффиксе, пишу гласную О.
- Если ударение не падает на гласную в суффиксе, пишу гласную Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование алгоритма в работе с учащимися-логопатами на занятиях по профилактике и коррекции дизорфографии»
Важнейшей задачей в педагогической науке является совершенствование планирования, процесса обучения в целом и повышение эффективности управления познавательной деятельностью учащихся.Поиски оптим...
АЛГОРИТМЫ РАССУЖДЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИЗОРФОГРАФИИ С УЧАЩИМИСЯ-ЛОГОПАТАМИ ВТОРОГО КЛАССА
Вашему вниманию представлена методическая разработка, где подробно расписаны алгоритмы рассуждения, используемые для решения грамматических задач, которые связаны с орфограммами, изучаемыми во втором ...
АЛГОРИТМЫ РАССУЖДЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИЗОРФОГРАФИИ С УЧАЩИМИСЯ-ЛОГОПАТАМИ ЧЕТВЁРТОГО КЛАССА
Вашему вниманию предлагается методическая разработка, где представлены алгоритмы рассуждений, которые используются для решения грамматических задач, которые связаны с орфограммами, изучаемыми в четвёр...
Развитие внимания учащихся – логопатов на коррекционных занятиях
Развитие внимания учащихся – логопатов на коррекционных занятиях...
Календарно-тематическое планирование по коррекции акустической дисграфии и профилактики дизорфографии в 3 классе.
Период обучения составляет 60 в (2 часа в неделю в зависимости от тяжести нарушения и возраста детей).Задачи коррекционного обучения: 1. Развивать фонематическое восприятие;2. Обучать простым и с...
Профилактика дизорфографии. Приемы формирования грамотного письма у младших школьников на логопедических занятиях.
В статье анализируются причины "невнимательного письма" у детей, приводящие к дизорфографии. В коррекционной работе первостепенное з...
Использование ресурса "Learning Apps" в профилактике дизорфографии.
Пример использования сервиса Learning Apps в занятии на тему "Дифференциация предлогов и приставок"...