Методика исследования фонематических процессов у школьников
методическая разработка по логопедии (1 класс)
При разработке методики исследования фонематических процессов у школьников использованы материалы Г.А. Волковой, Г.В. Чиркиной, Р.И. Лалаевой, И.В. Прищеповой, Т.Б. Филичевой, О.И. Азовой, О.В. Елецкой и др. (Волкова Г.А., 1993, Чиркина Г.В., 2003, Лалаева Р.И., 2004, Прищепова И.В., Лалаева Р.И., 1999, Азова О.И., 2007, Елецкая О.В., 2005).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_issledovaniya_fonematicheskih_protsessov_u_shkolnikov.docx | 26.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика исследования фонематических процессов у школьников При разработке методики исследования фонематических процессов у школьников использованы материалы Г.А. Волковой, Г.В. Чиркиной, Р.И. Лалаевой, И.В. Прищеповой, Т.Б. Филичевой, О.И. Азовой, О.В. Елецкой и др. (Волкова Г.А., 1993, Чиркина Г.В., 2003, Лалаева Р.И., 2004, Прищепова И.В., Лалаева Р.И., 1999, Азова О.И., 2007, Елецкая О.В., 2005).
Структура методики
- Исследование фонематического восприятия (дифференциации фонем)
- Исследование фонематического анализа
2.1 Выделение звука на фоне слова
2.2 Определение первого и последнего звуков в словах
2.3 Определение количества и последовательности звуков в слове
2.4 Определение места звука по отношению к другим звукам
2.5 Нахождение общего звука в словах
3. Исследование фонематического синтеза
4. Исследование фонематических представлений
4.1 Подбор слов, состоящих из определенного количества звуков
4.2 Подбор слов с определенным звуком в начале (в конце слова)
5. Исследование слогового анализа и синтеза
5.1 Выделение слога на фоне слова
5.2 Определение количества слогов в слове
5.2 Определение последовательности слогов в слове
5.4 Составление слов из слогов
6. Фонетический разбор слова
Содержание методики
1. Исследование фонематического восприятия (дифференциации фонем) по признакам:
звонкие – глухие, твердые – мягкие, переднеязычные – заднеязычные, переднеязычные – среднеязычные, среднеязычные – заднеязычные, губные –переднеязычные, губно – губные – губно - зубные, переднеязычные смычные – переднеязычные щелевые, свистящие – шипящие, вибранты – смычно-проходные ротовые.
Цель: исследование владения слухо - произносительной дифференциацией и идентификацией фонем русского языка;
Оборудование: картинки на слова - квазиомонимы (Смирнова И.А., 2004).
Инструкция: «Покажи, пожалуйста, на какой картинке нарисована марка, а на какой майка и т. д.».
Оценка результатов:
5 баллов – правильное, быстрое выполнение задания;
4 балла (уровень выше среднего) – показ картинок сопровождается 1-2 несистематическими ошибками (замены звуков), помощь исследователя приводит к исправлению ошибок;
3 балла (средний уровень) – выраженные трудности в дифференциации одной группы звуков, задание выполняется самостоятельно;
2 балла (уровень ниже среднего) – стойкие ошибки (замены звуков) в дифференциации нескольких групп звуков, неаргументированный отбор картинок;
1 балл (низкий уровень) – неправильное выполнение задания, отказ от его выполнения.
2. Исследование фонематического анализа
2.1 Выделение звука на фоне слова
Цель: определение уровня сформированности простого фонематического анализа.
Речевой материал – слова: окно, крыша, дом, люстра, щука, шарфик, телевизор, робот, львенок; карточки-сигналы.
Инструкция: «Подними карточку-сигнал, когда услышишь в слове звук…..».
Оценка выполнения:
5 баллов (высокий уровень) – быстрое и безошибочное выполнение задания;
4 балла (уровень выше среднего) – единичные ошибки (не различает на фоне слова той или иной фонемы, заменяет одни звуки другими), указание исследователя на них приводит к их исправлению;
3 балла (средний уровень) – наличие ошибок в сложных по звукослоговой структуре словах, (слова со стечением согласных, многосложные слова) выполнение требует активной помощи исследователя;
2 балла (уровень ниже среднего) – стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются учеником;
1 балл (низкий уровень) – отсутствие правильных ответов, отказ от выполнения задания.
2.2 Определение первого и последнего звуков в словах
Цель: определение уровня сформированности сложных форм фонематического анализа.
Речевой материал– слова: пар, крысы, пригорок, фонарь, ухо, тучи, белила, красивый, игры, сани, лужок, регулировщик.
Инструкция: «Я назову тебе слово, внимательно послушай и назови первый и последний звук в этом слове».
Оценка выполнения:
5 баллов (высокий уровень) – быстрое и безошибочное выполнение задания;
4 балла (уровень выше среднего) – единичные ошибки, (замены, пропуски, добавления) указание на них экспериментатором приводит к их исправлению;
3 балла (средний уровень) – наличие ошибок (замены, пропуски, добавления) в сложных по звукослоговой структуре словах (слова со стечением согласных), выполнение требует активной помощи экспериментатора;
2 балла (уровень ниже среднего) – стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются учеником;
1 балл (низкий уровень) – отсутствие правильных ответов, отказ от выполнения задания.
2.3 Определение количества и последовательности звуков в слове
Цель: определение уровня сформированности сложных форм фонематического анализа.
Речевой материал– слова: шуба, крыша, журавли, банкнота, ястреб, аквалангист, регулировщик, альбатрос.
Инструкция: «Я назову слово, внимательно послушай. Сколько в слове звуков? Назови их последовательность».
Оценка выполнения:
5 баллов (высокий уровень) – быстрое и безошибочное выполнение задания;
4 балла (уровень выше среднего) – единичные ошибки (пропуски, прибавления, перестановки, замены), указание на них экспериментатором приводит к их исправлению;
3 балла (средний уровень) – наличие ошибок (пропуски, прибавления, перестановки, замены) в сложных по звукослоговой структуре словах, (слова со стечением согласных) выполнение требует активной помощи экспериментатора;
2 балла (уровень ниже среднего) – стойкие ошибки, (пропуски, прибавления, перестановки, замены) которые не замечаются и не исправляются учеником;
1 балл (низкий уровень) – отсутствие правильных ответов, отказ от выполнения задания.
2.4 Определение места звука по отношению к другим звукам
Цель: определение уровня сформированности сложных форм фонематического анализа.
Речевой материал – слова: кошка, каток, точка, завтрак, подснежник, плющ, клюква, контрабас.
Инструкция: «Какой по счету звук [ш] в слове «кошка»? Какой по счету звук [о] в слове «каток»? и т.д.».
Оценка выполнения:
5 баллов (высокий уровень) – быстрое и безошибочное выполнение задания;
4 балла (уровень выше среднего) – единичные ошибки, (замены, перестановки) указание на них экспериментатором приводит к их исправлению;
3 балла (средний уровень) – наличие ошибок в сложных по звукослоговой структуре словах, (слова со стечением согласных) выполнение требует активной помощи экспериментатора;
2 балла (уровень ниже среднего) – стойкие ошибки, (замены, перестановки) которые не замечаются и не исправляются учеником;
1 балл (низкий уровень) – отсутствие правильных ответов, отказ от выполнения задания.
2.5 Нахождение общего звука в словах
Цель: исследование звукового анализа слова.
Речевой материал – слова: дом – сом – окна; ваза – зонт – зуб; лес – сад – осы, лиса – мир – кит; змея – яма – заяц; блюдо – изюм – брюква.
Инструкция: найди общий звук в словах.
Оценка выполнения:
5 баллов (высокий уровень) – быстрое и безошибочное выполнение задания;
4 балла (уровень выше среднего) – единичные ошибки, (замены, пропуски, добавления) указание на них экспериментатором приводит к их исправлению;
3 балла (средний уровень) – наличие ошибок (замены, пропуски, добавления) в наиболее сложных словах, (с йотированными гласными, в словах со стечением согласных) выполнение требует активной помощи экспериментатора;
2 балла (уровень ниже среднего) – стойкие ошибки, (замены, пропуски, добавления) которые не замечаются и не исправляются учеником;
1 балл (низкий уровень) - отсутствие правильных ответов, отказ от выполнения задания.
3. Исследование фонематического синтеза
Цель: определение уровня сформированности фонематического синтеза.
Речевой материал – слова: ш-у-м, л-у-н-а, п-о-л-к-а, м-а-л-и-н-а, к-а-р-м-а-н, в-о-л-о-с-о-к, р-и-с-у-н-о-к, ш-л-ю-п-к-а, и-з-ю-м, у-х-в-а-т, а-н-г-и-н-а, с-и-т-о.
Инструкция: «Я сейчас произнесу тебе звуки, послушай внимательно. Соедини все звуки и скажи, какое слово получилось».
Оценка выполнения:
5 баллов (высокий уровень) – быстрое и безошибочное выполнение задания;
4 балла (уровень выше среднего) – единичные ошибки, (добавления, пропуски, перестановки, замены) указание на них экспериментатором приводит к их исправлению;
3 балла (средний уровень) – наличие ошибок в сложных по звукослоговой структуре словах, (слова со стечением согласных, многосложные слова) выполнение требует активной помощи экспериментатора;
2 балла (уровень ниже среднего) – стойкие ошибки, (добавления, пропуски, перестановки, замены) которые не замечаются и не исправляются учеником;
1 балл (низкий уровень) – отсутствие правильных ответов, отказ от выполнения задания.
4. Исследование фонематических представлений
4.1 Подбор слов, состоящих из определенного количества звуков
Цель: определение уровня сформированности фонематических представлений.
Оборудование: карточки с цифрами 3, 4, 5, 6, 7 и схемы слов с обозначением количества звуков.
Инструкция: «Подбери слово, состоящее из … звуков».
Оценка выполнения:
5 баллов (высокий уровень) – безошибочное и быстрое выполнение задания;
4 балла (уровень выше среднего) – единичные ошибки (добавления, пропуски) исправляются самостоятельно или после подсказки исследователя;
3 балла (средний уровень) – половина подобранных слов, не соответствуют содержанию задания, отказ от подбора слов с определенным количеством звуков;
2 балла (уровень ниже среднего) – ошибки (добавления, пропуски, отказ от подбора слов с определенным количеством звуков) в большинстве подобранных слов, самопроверка или подсказка исследователя не приводят к правильному результату;
1 балл (низкий уровень) – все подобранные слова не соответствуют содержанию задания, задание не выполнено.
4.2 Подбор слов с определенным звуком в начале (в конце слова)
Цель: определение уровня сформированности фонематических представлений.
Инструкция: подбери слово, начинающееся на звук…(оканчивающееся на звук…).
Оценка выполнения:
5 (высокий уровень) баллов – безошибочное и быстрое выполнение задания;
4 балла (уровень выше среднего) – единичные ошибки (замены, пропуски, добавления, перестановки) исправляются самостоятельно или после подсказки логопеда;
3 балла (средний уровень) – половина подобранных слов, не соответствуют содержанию задания;
2 балла (уровень ниже среднего) – ошибки (пропуски, замены, добавления, перестановки) в большинстве подобранных слов, самопроверка или подсказка исследователя не приводят к правильному результату;
1 балл (низкий уровень) – все подобранные слова не соответствуют содержанию задания
5. Исследование слогового анализа и синтеза
5.1 Выделение слога на фоне слова
Цель: определение уровня сформированности простого слогового анализа.
Речевой материал – слова с разным количеством слогов: корень, барсуки, стакан, сурок, косуля, трость, гимнаст, сучок, костюм, костюмер.
Инструкция: Подними руку, когда услышишь в слове слог «СУ».
Оценка выполнения:
5 баллов (высокий уровень) – правильное выполнение задания;
4 балла (уровень выше среднего) – неуверенность, самостоятельное обнаружение и исправление ошибок, 1 -2 не замеченные самостоятельно ошибки; (пропуски, добавления)
3 балла (средний уровень) – 3 ошибки; (пропуски, добавления)
2 балла (уровень ниже среднего) – более 3 ошибок; (пропуски, добавления)
1 балл (низкий уровень) – задание не выполняется.
5.2 Определение количества слогов в слове
Цель: определение уровня сформированности сложного количественного слогового анализа.
А) определение количества слогов в произнесенных экспериментатором словах:
Речевой материал – слова: лист, машина, луковица, фиалка, сороконожка, квадрат, корона, электричество, сковорода, гвоздь.
Инструкция: «Я назову слово, а ты скажи, сколько в нем слогов».
Б) определение количества слогов в словах при повторении их учеником.
Речевой материал – слова: компот, вермишель, сороконожка, тумба, сковорода, примчался, велосипедист, милиционер.
Инструкция: "Сейчас я назову слово, повтори его по слогам и назови, сколько в этом слове слогов".
Оценка выполнения:
5 баллов (высокий уровень) – правильное и самостоятельное выполнение задания;
4 балла (уровень выше среднего) – для определения количества слогов ученику требуется повторение отдельных слов или уточнения задания, неправильные ответы исправляются самостоятельно (пропуски, добавления, перестановки слогов) темп работы – замедленный;
3 балла (средний уровень) – ошибки (пропуски, добавления, перестановки слогов) отмечаются в половине предложенных слов, самопроверка в ряде случаев не дает положительных результатов, наблюдается смешение понятий слога и звука;
2 балла (уровень ниже среднего) – стойкие ошибки в большинстве предложенных слов, (пропуски, добавления, перестановки слогов) правильное определение количества слогов в отдельных словах только с помощью экспериментатора;
1 балл (низкий уровень) – задание не выполнено, помощь экспериментатора неэффективна.
5.3 Определение последовательности слогов в слове
Цель: определение уровня сформированности сложного позиционного слогового анализа.
Речевой материал – слова: магнитофон, страница, мышонок, велосипед, варежки, машина, гусеница.
Инструкция: «Внимательно послушай слово. Какой слог стоит перед слогом ни в слове «магнитофон»; после слога фет в слове «салфетка»? Назови 1-й слог в слове «машина», 2-й слог в слове «варежки», 3-й слог в слове «велосипед». Назови по порядку слоги слова «страница», «дрова», «мышонок», «вылетает», «гусеница».
Оценка выполнения:
5 баллов (высокий уровень) – правильное и самостоятельное выполнение задания;
4 балла (уровень выше среднего) – для определения позиции слогов ученику требуется повторение отдельных слов или уточнения задания, неправильные ответы исправляются самостоятельно (пропуски, добавления, перестановки слогов) темп работы – замедленный;
3 балла (средний уровень) – ошибки (пропуски, добавления, перестановки слогов) отмечаются в половине предложенных слов, самопроверка в ряде случаев не дает положительных результатов, наблюдается смешение понятий слога и звука;
2 балла (уровень ниже среднего) – стойкие ошибки в большинстве предложенных слов, (пропуски, добавления, перестановки слогов) правильное определение количества слогов в отдельных словах только с помощью экспериментатора;
1 балл (низкий уровень) – задание не выполнено, помощь экспериментатора неэффективна.
5.4 Составление слов из слогов
Цель: определение уровня сформированности слогового синтеза.
Речевой материал – слова: дож-дик, ко-тя-та, о-го-ро-ды, ос-та-нов-ка, ус-лы-ха-ли, биб-ли-о-граф, ко-ню-хи.
Инструкция: «Я произнесу по слогам слово. Соедини слоги и назови получившееся слово».
Оценка выполнения:
5 баллов (высокий уровень) – правильное выполнение заданий;
4 балла (уровень выше среднего) – выполнение правильное, но в замедленном темпе и с использованием вспомогательных средств (проговаривание, пересчёт пальцев, хлопки в ладоши); отдельные ошибки (пропуски, добавления, перестановки) замечаются и самостоятельно исправляются;
3 балла (средний уровень) – 2-4 ошибки; (пропуски, добавления, перестановки) нарушена дифференциация таких понятий, как звук и слог;
2 балла (уровень ниже среднего) – более 4 ошибок; (пропуски, добавления, перестановки)
1 балл (низкий уровень) – задание не выполняется.
6. Фонетический разбор слова
Цель: проверка усвоения теоретических знаний, умения определять характеристику звука в словах. Согласных - по твердости - мягкости, глухости-звонкости, парности – непарности, гласных – в качестве ударных или безударных.
Инструкция: сделай фонетический разбор слов по плану:
План фонетического разбора слова:
- Разделить слово на слоги, поставить ударение;
- Дать характеристику гласного звука: ударный или безударный;
- Дать характеристику согласного звука: парный или непарный, твердый или мягкий, звонкий или глухой;
- Количество звуков и букв в слове.
Речевой материал: серые, кольцо, подъём, радуга, чародей, вооружение.
Оценка выполнения:
5 (высокий уровень) баллов – правильное выполнение задания;
4 балла (уровень выше среднего)– единичные ошибки в 1-2 пунктах плана (неправильная характеристика звуков, неправильное количество звуков и букв). Самостоятельное исправление ошибок при указании на них исследователя.
3 балла (средний уровень) – единичные ошибки в 2-3 пунктах плана, самостоятельное исправление ошибок при указании на них исследователя.
2 балла (уровень ниже среднего) – большое количество ошибок во всех пунктах плана, указание на них исследователя не приводит к самостоятельному исправлению их испытуемым.
1 балл (низкий уровень) – задание не выполняется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция нарушений фонематических процессов у младших школьников с ФФНР.
Особенности нарушения речи у детей младшего школьного возраста обуславливают дополнительные специфические задачи при их обучении, касающиеся как методов, так и организации форм обуч...
Методика исследования словесно-логического мышления. Методика исследования словесно-логического мышления. Диагностика
тест направлен на выявление осведомлённости,...
Развитие фонематических процессов у младших школьников.
Презентации по развитию фонематических процессов: восприятия, представления, анализа и синтеза слов....
Методическая разработка "Развитие фонематических процессов через систему игровых упражнений у младших школьников в период обучения грамоте"
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средства...
Методическая разработка.Организация и методика исследования процесса фонематического восприятия у младших школьников с акустической дисграфией.
Методическая разработка.Логопедическое обследование школьников....
Методика исследования сформированности представлений младших школьников с умственной отсталостью о величинах и их измерениях в первом классе (второй год обучения).
Данные методические разработки позволяют провести исследование сформированности представлений младших школьников с УОо величинах и их измерениях, т.к. они разработаны на основании отмечнных Л. А. Каир...
Методика исследования по теме ВКР "Активизация познавательной деятельности в процессе формирования геометрических представлений".
В разработке методики исследования по теме "Активизация познавательной деятельности в процессе формирования геометрических представлений" представлены:- 3 этапа исследования: констататирующи...