Методическая разработка "Развитие фонематических процессов через систему игровых упражнений у младших школьников в период обучения грамоте"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Шунькина Татьяна Викторовна

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
      Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. В современной методической литературе процесс формирования навыков звукового анализа освещен недостаточно. Сознательное выделение звука из слова, а затем и установление места  данного звука в слове является необходимыми предпосылками дальнейшего обучения грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематических процессов через систему игровых упражнений у младших школьников в период обучения грамоте

     Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
     
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. В современной методической литературе процесс формирования навыков звукового анализа освещен недостаточно. Сознательное выделение звука из слова, а затем и установление места  данного звука в слове является необходимыми предпосылками дальнейшего обучения грамоте.

Выделению звука из слова и формам звукового анализа необходимо обучать специально. Отмечается, что хотя ребенок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится. Важно, чтобы помощь  была квалифицированной, комплексной и поэтапной.

Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребенок овладевает основными навыками  звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки) и синтеза (сочетания  звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков  соответствующими буквами. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой состав слова может привести к нарушениям письменной речи (дислексии и дисграфии)

Овладеть звуковым анализом слова помогут игровые упражнения, которые используются на занятиях воспитателем группы продленного дня.

Задачи:

1. Подготовка детей к овладению письменной речью;
2. Обучение умению подбирать слова с заданными звуками, делению слов на слоги;
3.Развитие слухового восприятия, речевого слуха, фонематического восприятия;
4. Обучению навыку звукового анализа;
5.Закрепление знаний о звуках речи,  их характеристиках (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой), местоположении в слове (начало, середина, конец);
6.Обучение составлению графических моделей, отражающих количество, последовательность и характеристику звуков в слове.
Когда ребенок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется: непосредственное восприятие смысла слова уступает  место анализу его звуко-слогового состава.

Дети осознают, что речь состоит из слов, слова из слогов, слоги из звуков речи; обучаются выделению звуков из речи, из состава слова; понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности; овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов в слова, слов в предложения, а также рядом   понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква».

          Материал для занятий по формированию звуко - слогового анализа подбирается так, чтобы не было неправильно произносимых звуков, а изучаемый звук встречался как можно чаще.

Слайд № 3:

Этапы овладения звуковым анализом.

1.Изучение гласных и согласных звуков.

2 Определение места звука в слове: начало, середина, конец.

3.Проведение звукового анализа с использованием фишек.

4. Обучение полному звуковому анализу слова

Слайды с 4 по 10: система игровых упражнений.

          Использование данных упражнений на занятиях с детьми в группе продленного дня не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения и письма. Развитие звукового анализа и синтеза слов постепенно формирует навык послогового чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте по методике В.А.Илюхиной

Данная работа будет интересна учителям, которые хотят при обучении письму младших школьников применить методику В.А.Илюхиной ...

Развитие фонематического слуха через систему игровых упражнений

Развитие фонематического слуха через систему игровых упражнений....

Грушина Т.О. Сильченкова Л.С. Формирование орфографической зоркости младших школьников в период обучения грамоте. (статья)

В статье рассматриваются теоретические основы вопроса об орфографической зоркости, раскрывается сущность данного понятия, а также анализируются способы формирования орфографической зоркости первокласс...

Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"

Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"...

Дидактические средства развития речи младших школьников в период обучения грамоте

Развитие речи - процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности.Эта работа имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, программу умений, которые обеспечиваются соо...

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО

Вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет; он приобретал и сторонников, и противников. На сегодняшний день ясно од...