Методика исследования сформированности представлений младших школьников с умственной отсталостью о величинах и их измерениях в первом классе (второй год обучения).
методическая разработка по математике (1 класс)
Данные методические разработки позволяют провести исследование сформированности представлений младших школьников с УО
о величинах и их измерениях, т.к. они разработаны на основании отмечнных Л. А. Каировой, А. В. Белошистой, М.Н Перовой,
Н. Б. Истоминой факторов,которые оказывают влияние на готовность и способность младших школьников с УО к изучению величин, а именно:
- сформированность на необходимом уровне количественных, пространственных, временных и геометрических представлений;
- степень овладения такими операциями мышления как: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение;
- уровень развития устной речи ребенка (связная речь).
- развитие мелкой моторики кистей рук.
Данные методические разработки будут полезны всем специалистам, работающим с лицами с УО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_razrabotki_pimanova.docx | 393.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика исследования сформированности представлений младших школьников с УО о величинах и их измерениях в первом классе (второй год обучения).
Для разработки методики исследования сформированности представлений младших школьников с УО о величинах и их измерениях выделим факторы, на основании анализа развитости которых будут построены задания для диагностики уровня сформированности представлений младших школьников с УО о величинах и их измерениях.
Л. А. Каирова [5], А. В. Белошистая [1], М.Н Перова [9], Н. Б. Истомина [3,4] выделяли следующие факторы, которые оказывают влияние на готовность и способность младших школьников к изучению величин:
- сформированность на необходимом уровне количественных, пространственных, временных и геометрических представлений;
- степень овладения такими операциями мышления как: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение;
- уровень развития устной речи ребенка (связная речь).
- развитие мелкой моторики кистей рук.
Именно на основании анализа указанных факторов будут разработаны задания методики исследования сформированности представлений младших школьников с УО о величинах и их измерениях.
- Задание на развитость пространственных представлений, связной устной речи, степень овладения операциями мышления (анализ, синтез, сравнение) младшими школьниками с УО.
Младшим школьникам с УО необходимо сравнить предметы по величине (высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий) и записать названия этих величин.
Формулировка задания: «Сравни предметы по величине и запиши названия этих величин»
Жираф ____________
Собака ____________
Первый шарф __________
Второй шарф __________
Первый ремень ___________
Второй ремень ___________
Ожидаемые ошибки:
В жизни дети с УО оперируют такими понятиями как «большой» и «маленький» и другие понятия, либо практически не используются, либо замещаются. Так вместо понятий: «длинный», «высокий», «широкий» ожидается использование детьми с УО понятия «большой», а вместо понятий «короткий», «низкий», «узкий» ожидается использование понятия «маленький» [12].
Если младшие школьники с УО заменяют понятия «длинный», «высокий», «широкий» понятием «большой», а понятия «короткий», «низкий», «узкий» заменяют понятием маленький или вообще не дают никакого названия представленным величинам, это говорит о низком уровне развития связной устной речи, плохой сформированности пространственных представлений, низкой степени овладения операциями мышления (анализ, синтез, сравнение).
- Задание на построение по клеткам (графический диктант) на сформированность пространственных представлений, количественных представлений, развитость мелкой моторики рук, связной устной речи, степень овладения операциями мышления (анализ, синтез, сравнение) младшими школьниками с УО.
Формулировка задания (Графический диктант): Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз). Ребенок выполняет работу на слух, а затем с помощью прозрачной кальки сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии (задействуются операции анализ, синтез и сравнение).
или
Ожидаемые ошибки:
- С.Г. Шевченко отмечает, что учащиеся с умственной отсталостью не соотносят понятия «лево», «право», «вверху», «внизу» «прямо» «перед», «над», «после» и другие с расположением объектов и не могут разместить предметы согласно предъявляемым требованиям [10]. Исходя из этого, ожидается выполнение младшими школьниками с УО указанного задания с ошибками.
- По причине не владения «сознательным счетом» возможно допущение ошибок при переносе числа клеточек в тетрадь (Л. А. Каирова [5]).
- Низкий уровень сформированности чертежно – графических навыков, неровные линии по причине плохой развитости мелкой моторики рук.
- На этапе сравнения полученного изображения с образцом в пособии методом наложения с помощью прозрачной кальки ожидается неспособность обнаружения младшими школьниками с УО своих ошибок по причине крайней неустойчивости внимания и легкой отвлекаемости, а также низкой степени овладения операциями мышления (анализ, синтез, сравнение).
Если младшие школьники с УО не справляются с указанным заданием, допускают ошибки в направлении (влево, вправо, вверх, вниз) это говорит о низком уровне развитости пространственных представлений и связной устной речи (в сознании детей с умственной отсталостью данные понятия могут быть сформированы не достаточно четко, они могут путать между собой данные понятия или вовсе не знать этих понятий), если количество клеток в работе младших школьников с УО больше или меньше числа клеток, указанных в инструкции, это говорит о плохой сформированности количественных представлений. Если мы видим кривые, неровные линии, это говорит о плохой развитости мелкой моторики кистей рук. Если, при сравнении полученного изображения с образцом в пособии методом наложения дети с УО не замечают своих ошибок, это говорит о крайней неустойчивости внимания и низкой степени овладения операциями мышления (анализ, синтез, сравнение).
- Задание на степень овладения операциями мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), сформированность временных представлений, развитость связной устной речи младших школьников с УО.
Задание на соотношение изученных величин с различными мерами величин.
Формулировка задания:
«Соотнеси величины: (стоимость, длина, масса, емкость, время; ) со следующими мерами величин: 1 нед., 1 кг, 1 коп., 1 см, 1 л, 1 р., 1 сут., 1 ч. 1 дм.»
Ожидаемые ошибки:
- Недоразвитие интеллектуальных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение) у детей с умственной отсталостью не позволит полноценно произвести соотношение изученных величин с различными мерами величин (В. И. Лубовский [8, с. 7])
- Младшие школьники с умственной отсталостью могут не справиться с указанным заданием по причине незнания или неточного понимания терминов, обозначающих величины.
Если младшие школьники с УО не справляются с указанным заданием, допускают ошибки при соотнесении изученных величин с различными мерами величин, это говорит о низкой степени овладения операциями мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), плохой сформированности временных представлений, низком уровне развитости связной устной речи (младшие школьники с УО могут не знать или недостаточно точно понимать термины, обозначающие величины).
- Задание на сформированность геометрических представлений, степень овладения операциями мышления (анализ, синтез), развитость связной устной речи младших школьников с УО.
Формулировка задания: «Назови геометрические фигуры, из которых состоит солнышко и воздушный змей»
Ответ:
Солнце: Лучи и круг
Воздушный змей: треугольники, прямоугольник (многоугольник), отрезки, кривая.
Ожидаемые ошибки:
- Возможна подмена геометрической фигуры конкретным предметом, который имеет похожую форму. Например, треугольник дети с УО могут назвать крышей дома, круг – колесом или мячиком (Капустина Г. М. [6])
- Л. И. Переслени, П. Б. Шошин отмечали, что своеобразие восприятия детей с умственной отсталостью (нарушения предметности и структурности восприятия) приводит к тому, что они не могут узнать уже знакомую им геометрическую фигуру, расположенную в непривычном для них ракурсе, или частично перекрытую другим объектом [7].
Если младшие школьники с умственной отсталостью не справляются с указанным заданием, т.е. не называют представленные геометрические фигуры или подменяют их конкретными предметами, имеющими похожую форму, это говорит о низком уровне развития связной устной речи, плохой сформированности геометрических представлений, низкой степени овладения операциями мышления (анализ, синтез).
- Задание на сформированность геометрических представлений, количественных представлений, степень овладения операциями мышления (анализ, синтез), развитость мелкой моторики рук, связной устной речи младших школьников с УО.
Формулировка задания: «Начерти в тетради ломаную из трех звеньев с тремя вершинами. Первые два следующие друг за другом звена ломаной – это отрезки разной длины, длина первого отрезка 6 см, длина второго на 2 см. меньше.»
Ожидаемые ошибки:
- Данное задание может продемонстрировать несформированность у учащихся навыка измерения, начерченная ими ломаная будет состоять из отрезков меньшей или большей длины (ошибка будет объясняться тем, что дети начинают отсчет измерений не от нуля, а от единицы или начала линейки). Также причина, по которой второй отрезок ломанной может быть начерчен учащимися с УО большей или меньшей длинны, чем указано в условиях, может быть не понимание значение слова « меньше», а также неточное знание состава числа из–за недостаточно сформированных количественных представлений.
- Учащиеся с УО могут не построить указанную кривую по причине не сформированности у них таких понятий как «отрезок» и «ломаная», не знания, что ломаная линия состоит из отрезков (звеньев ломаной). Затруднение может вызвать построение ломаной с тремя вершинами, младшие школьники с УО могут забыть, что ломаные линии бывают замкнутыми. Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б. Горскин [12] отмечают, что у некоторых учеников оказывается не сформировано и само понятие «отрезок», они вместо отрезка могут провести линию во весь тетрадный лист, или не обозначить у отрезка границ.
- Низкий уровень сформированности чертежно – графических навыков, неровные линии по причине плохой развитости мелкой моторики рук.
Если младшие школьники с УО не справляются с указанным заданием, это говорит о низкой степени овладения операциями мышления (анализ, синтез), низком уровне развития связной устной речи, плохой сформированности геометрических представлений (младшие школьники с УО могут не знать что такое «отрезок» и «ломаная» и как они строятся). Если младшие школьники с УО строят ломаную с ошибками в длинах отрезков, из которых состоят звенья ломаной, это говорит о плохой сформированности количественных представлений и навыка измерения. Если мы видим кривые, неровные линии, это говорит о плохой развитости мелкой моторики рук.
- Задание на сформированность временных представлений, развитость связной устной речи, степень овладения операциями мышления (анализ, синтез, классификация) младшими школьниками с УО
Формулировка задания: «Запиши все дни недели в правильной последовательности, запиши все части суток в правильной последовательности. Расположи по убыванию следующие временные понятия: неделя, час, сутки.»
Ожидаемые ошибки:
Лебединский В.В. [7] , Н. А. Никашина [8] подчеркивают, что формирование временных представлений у детей с УО происходит чрезвычайно тяжело, ввиду абстрактности характера как самой величины, так и специфических особенностей временных отношений и терминов, которые их обозначают. Младшие школьники с УО часто не знают дни недели, время суток, порядок чередования месяцев, слабо владеют даже элементарной временной терминологией. У них отсутствует реальное представление о единицах измерения времени и их конкретной наполняемости. Исходя из этого, ожидается допущение ошибок при расположении по убыванию временных понятий, установлении последовательности дней недели, частей суток.
Если младшие школьники с УО не справляются с указанным заданием, например, вспоминают не все дни недели, располагают дни недели в неправильном порядке, это говорит о нарушении интеллектуальных операций (анализ, синтез, классификация), низкой сформированности временных представлений, плохой развитости связной устной речи.
- Задание на развитость операций мышления: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение (по методике Л. Ф. Тихомировой [13] "Определение степени овладения логическими операциями мышления"), сформированность геометрических и временных представлений у младших школьников с УО.
Формулировка задания: « Даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком‚ пятое слово к ним не подходит. Найдите это слово и подчеркни.»
- Треугольник‚ отрезок‚ длина‚ круг‚ квадрат
- 2 кг., 4 р., 1 л., 5 дм., 3
- Утро, ночь, завтра, вечер, день
Ожидаемые ошибки:
Ожидается неправильное выделение неподходящего слова, по причине плохой сформированности представлений о существующих величинах, низкой развитости операций мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).
Если младшие школьники с УО неправильно выделяют слово в первой пятерке слов, это говорит не только о низкой развитости операций мышления, но и недостаточной сформированности геометрических представлений, ошибки во второй пятерке слов возможны по причине плохой сформированности представлений о существующих величинах, ошибки в третьей пятерке говорят о плохой развитости временных представлений у младших школьников с УО.
- Задание на развитость операций мышления (анализ, синтез, сравнение), сформированность временных и количественных представлений у младших школьников с УО.
Формулировка задания: « Сравните (поставьте знаки >, <, =).»
- 1 сут. 7 ч. 1 нед. 3 ч.
- 10 коп. 2 р.
- 1 дм 5 см 15 см
- 19 см 2 дм
- 1 ч. 1 сут.
- 1 нед. 7 сут.
- 5 л. 3 л.
Ожидаемые ошибки:
- Вследствие отсутствия прочных знаний основных мер величин, их соотношений возможен неправильный перевод одних единиц измерения в другие (Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б. Горскин [12])
- В заданиях на сравнение составных именованных чисел, школьники с умственной отсталостью, могут сравнивать не предложенные числа целиком, а только последнюю часть составного именованного числа (Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б. Горскин [12])
- На этапе связанном с количественным измерением, сравнением величин, преобразованием именованных чисел, сложности у детей с УО возникают из – за недостаточно сформированных количественных представлений.
- Процесс изучения величин, прежде всего, связан с проведением сравнений их между собой (сравнимость – основное свойство величины). Сравнение - это мысленная операция, основанная на сопоставлении предметов по выделенному свойству или признаку. Для проведения сравнения необходимо предметы сопоставить, соотнести их между собой (операция синтеза). В процессе сопоставления выделяются (операция анализа) необходимые величинные свойства (длина, ширина, вес и т.д.), при этом признаки несущественные в данном сравнении исключаются (абстрагируются). Таким образом, недоразвитие мыслительных операций у детей с умственной отсталостью не позволяет полноценно производить сравнения величин.
Если младшие школьники с УО допускают ошибки в указанном задании это говорит, о плохой сформированности количественных представлений, нарушении интеллектуальных операций, ошибки при сравнении временных величин также могут быть вызваны нарушением временных представлений.
- Задание на сформированность количественных представлений, развитость операций мышления (анализ, синтез) у младших школьников с УО.
Формулировка задания «Напиши все способы, как можно набрать монетами 7 р. Даны следующие монеты:
»
Все возможные способы:
- 1 монета по 5р. + 1 монета по 2р.
- 1монета по 5р. + 2 монеты по 1р.
- 3 монеты по 2р. + 1 монета по 1р.
- 2 монеты по 2р. + 3 монеты по 1р.
- 1 монета по 2р. + 5 монет по 1р.
- 7 монет по 1р.
Ожидаемые ошибки:
Дети с УО могут перечислить не все способы набора монетами 7р. по причине неточного знания состава чисел из–за недостаточно сформированных количественных представлений.
Если младшие школьники с УО не справляются с указанным заданием, это говорит о плохой сформированности количественных представлений, низкой степени овладения операциями мышления (анализ, синтез, сравнение).
- Задание на сформированность количественных представлений, развитость операций мышления (анализ, синтез), практические знания и умения взвешивать (знание как пользоваться чашечными весами) у младших школьников с УО.
Формулировка задания: «Найди массу в килограмах котенка, собаки и кролика, если масса петуха – 2 кг.»
Масса котенка - кг.
Масса собаки - кг.
Масса кролика - кг.
Ожидаемые ошибки:
- Дети с УО могут неправильно определить вес животных по причине неточного знания состава чисел из–за недостаточно сформированных количественных представлений.
- Недоразвитие интеллектуальных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение) у детей с умственной отсталостью не позволит полноценно произвести вычисление весов животных (В. И. Лубовский [8, с. 7])
Если младшие школьники с УО не справляются с указанным заданием, это говорит о плохой сформированности количественных представлений, низкой степени овладения операциями мышления (анализ, синтез, сравнение).
- Задание на сформированность количественных представлений, пространственных представлений, геометрических представлений, развитость операций мышления (анализ, синтез), мелкой моторики рук, связной устной речи младших школьников с УО.
Формулировка задания: «Нарисуй квадрат, с длинной стороны 4 см и отступив 7 клеток вправо геометрическую фигуру, у которой 2 стороны длинной как у квадрата, а две другие на 2 см меньше, назови данную фигуру.»
Ожидаемые ошибки:
- Младшие школьники с УО могут не построить квадрат по причине не знания геометрических свойств квадрата (у квадрата все стороны равны)
- С.Г. Шевченко отмечает, что учащиеся с умственной отсталостью не соотносят понятия «лево», «право», «вверху», «внизу» «прямо» «перед», «над», «после» и другие с расположением объектов и не могут разместить предметы согласно предъявляемым требованиям [10]. Исходя из этого, возможно допущение младшими школьниками с УО ошибки при необходимости отступить 7 клеток вправо.
- Данное задание может продемонстрировать несформированность у учащихся навыка измерения, начерченные ими стороны геометрических фигур будут меньшей или большей длины (ошибка будет объясняться тем, что дети начинают отсчет измерений не от нуля, а от единицы или начала линейки). Также причина, по которой стороны прямоугольника могут быть начерчены учащимися с УО большей или меньшей длинны, чем указано в условиях, может быть не понимание значение слова « меньше», а также неточное знание состава числа из – за недостаточно сформированных количественных представлений
- Низкий уровень сформированности чертежно – графических навыков, неровные линии по причине плохой развитости мелкой моторики рук.
- Дети с УО могут подменять название геометрической фигуры конкретным предметом, который имеет похожую форму. Например, треугольник дети с УО могут назвать крышей дома, круг – колесом или мячиком (Капустина Г. М. [6]).Поэтому ожидается, что дети с УО не смогут дать правильное название прямоугольника. В силу низкой развитости связной устной речи младшие школьники с УО могут и вовсе не дать никакого названия прямоугольнику.
Если младшие школьники с УО не справляются с указанным заданием, это говорит о низкой степени овладения операциями мышления (анализ, синтез), низком уровне развития связной устной речи, плохой сформированности геометрических представлений (младшие школьники с УО могут не знать геометрических свойств квадрата, прямоугольника, не знать, как они строятся), важно обратить внимание на расположение младшими школьниками с УО фигур на рисунке, возможно допущение ошибок по причине низкой развитости пространственных и количественных представлений. Если младшие школьники с УО строят стороны геометрических фигур с ошибками в длинах сторон, это говорит о плохой сформированности количественных представлений и навыка измерения. Если мы видим кривые, неровные линии, это говорит о плохой развитости мелкой моторики рук.
Список литературы:
- Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: [Текст]: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.В. Белошистая. – Москва: ВЛАДОС, 2007. – 455 с.
- Власова, Т. А. Певзнер, М. С. Дети с временными задержками развития [Текст] / под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. – М. : Наука, 1971. – 325 с.
- Истомина, Н.Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач. [Текст] / Н.Б. Истомина, Н.Б. Тихонова // Начальная школа. – 2011. – № 6. – С. 30 - 34.
- Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: [Текст]: Развивающее обучение. / Н.Б. Истомина - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. – 288 с.
- Л.А. Каирова Коррекционно-развивающие технологии
в обучении математике Учебное пособие Барнаул ФГБОУ ВО "АлтГПУ"2016
- Капустина Г.М. Формирование элементарных математических знаний и представлений у детей дошкольного возраста. // Дефектология. 1998. №2. 22-29 с.
- НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ В.В.ЛЕБЕДИНСКИЙ http://sdo.mgaps.ru/books/K3/M11/p3/2.pdf)
- Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной. – М. : Просвещение, 1981. – 119 с
- Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. Учеб. пособие для студентов дефектол. специальностей пед. ин-тов и в качестве метод. пособия для учителей вспомогат. школ. М., «Просвещение»,1978. 351 с
- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/Под общей ред. С.Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 96 с. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала». Вып. 12
- Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной. – М. : Просвещение, 1981. – 119 с
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
- Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. / Л.Ф. Тихомирова, А.В.Басов. – Ярославль: «Академия развития». 1997. - 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыка осознанного чтения у младших школьников с умственной отсталостью
Доклад на ШМО учителей начальных классов. В работе раскрывается понятие осознанного чтения в психолого-педагогической литературе, описывается процесс формирования навыка осознанного чтения и особеннос...
«Формирование пространственно-временных представлений младших школьников с умственной отсталостью»
Материал для педагогов младших классов СКШ...
Работа с родителями по вопросам обучения младших школьников с умственной отсталостью.
Итоговая работа по теме: "Работа с родителями по вопросам обучения младших школьников с умственной отсталостью."...
Особенности обучения математике младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Одно из направлений подготовки особенных детей к самостоятельной жизни – обучение математике. Всё обучение математике начинается с детского сада и не заканчивается никогда. В УМК дан матер...
«Современные технологии, применяемых на уроках в обучении младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)»
В данном материале описаны овременные технологии, применяемых на уроках в обучении младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)...
Мастер-класс Тема: «Развитие познавательного интереса у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по средствам применения элементов квест-технологии»
Сценарий мастер-класса...
Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством использования творческих заданий.
Презентация педагогического опыта формирования положительной мотивации к обучению у младших школьником с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....