Методическая разработка.Организация и методика исследования процесса фонематического восприятия у младших школьников с акустической дисграфией.
методическая разработка по логопедии по теме
Методическая разработка.Логопедическое обследование школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация и методика исследования процесса фонематического восприятия у младших школьников с акустической дисграфией.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования: выявить уровень сформированности фонематического восприятия у младших школьников с акустической дисграфией.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1) Научно-теоретическое обоснование и составление методики констатирующего эксперимента.
2) Организация и проведение констатирующего эксперимента.
3) Анализ результатов констатирующего эксперимента детей с акустической дисграфией в сопоставлении с нормально развивающимися детьми.
Методика исследования фонематического восприятия.
Логопедическое обследование включает в себя задания, предлагаемые детям младшего школьного возраста с акустической дисграфией, направленные на выявление уровня фонематического восприятия, слухового внимания и памяти. При исследовании использовался дидактический и речевой материал Р.И. Лалаевой (Методика психолингвистического исследования нарушения речи Спб.2006).
При разработке данной методики за основу был положен психолингвистический подход. Научно-теоретическими предпосылками методики явились современные психолингвистические представления о структуре речевой деятельности.
Процесс продуцирования речевого высказывания представляет собой многоуровневый процесс, имеющий сложную многоступенчатую структуру.
При разработке данной методики была использована многоуровневая модель порождения речевого высказывания, разработанная А.А.Леонтьевым и Т.В.Рябовой. Были использованы в модифицированном виде некоторые методы, описанные в работах А.Р.Лурия, Н.В.Серебряковой, Е.Ф.Соботович.
Задание 1. Имитация слогов по таблице Н.Б.Покровского.
Цель задания: выявление способности к правильному воспроизведению услышанных слогов.
Материал исследования: слоговые таблицы.
Инструкция: «Сейчас я буду читать тебе слоги. А ты их внимательно слушай и повторяй». Далее экспериментатор, сидя сбоку от ребёнка, чтобы исключить возможность зрительного восприятия артикуляции, называет слоги. Ребёнок повторяет их.
няк | пуль | бущь | мят | свум |
сось | пиц | чтал | дюр | хач |
мюф | зощ | плиц | рыц | дум |
нысь | лут | сич | вость | дыс |
фсен | ряй | бер | чать | выс |
гум | прюх | шеть | втоть | ёфь |
ёк | стял | тыпь | геф | бац |
трит | шись | деп | здес | торь |
вох | жох | эфт | трух | фек |
лефь | вик | щёх | кась | зех |
Оценка:
4 балла – правильное выполнение всех заданий
3 балла – ошибки в выполнении 1- 5слогов
2балла – ошибки в выполнении 6- 15 слогов
1балл – ошибки в выполнении 15 – 35 слогов
0 баллов – ошибки в 36 и более слогах.
Задание 2.Имитация слогов с фонетически близкими звуками.
Цель задания: выявление способности к имитации слогов с фонетически близкими звуками.
а) серии из двух слогов
мана нама саша шаса
бапа паба зажа жаза
гака кага цаса саца
дата тада чатя тяча
заса саза щача чаща
жаша шажа шаща щаша
б) серии из трёх слогов
манама намана сашаса шасаша
бапаба пабапа зажаза жазажа
гакага кагака цасаца сацаса
датада тадата чатяча тячатя
ралара ларала щачаща чащача
жашажа шажаша щасяща сящася
засаза сазаса шащаша щашаща
Оценка задания:
а) 4балла – правильное воспроизведение всех пар слогов
3 балла – ошибочное воспроизведение 1-3 пар слогов
2 балла – ошибочное воспроизведение 4-8 пар слогов
1 балл – ошибочное воспроизведение 9-11 пар слогов
0 баллов – ошибочное воспроизведение всех пар слогов
б) 4балла – правильное воспроизведение всех пар слогов
3 балла – ошибочное воспроизведение 1-5 пар слогов
2 балла – ошибочное воспроизведение 6-10 пар слогов
1 балл – ошибочное воспроизведение 11-13 пар слогов
0 баллов – ошибочное воспроизведение всех пар слогов
Задание 3.Слуховая дифференциация звуков на материале слов-квазиомонимов.
Цель задания: выявление способности к слуховой дифференциации звуков в словах – квазиомонимах.
Материал исследования: картинки и слова - квазиомонимы.
Экспериментатор, сидя сбоку от ребёнка, даёт ему следующую инструкцию « Я буду называть слова, а ты постарайся правильно показать картинку». Затем перед ребёнком раскладываются поочерёдно пары картинок на слова – квазиомонимы и задаются вопросы «Где крыша? Где крыса? Где крыша?». По двум картинкам задаются 3-4 вопроса, чтобы избежать случайного выполнения задания.
Дифференциация твёрдых и мягких звуков:
зовёт – завод, мишки – мышка, мыло – мила, ел – ель, угол – уголь, лук – люк, Юля – юла, галка – галька, ложка – Лёшка.
Дифференциация звонких и глухих звуков:
сова – софа, Феня – Веня, класс – глаз, картина – гардина, кот – год, колос – голос, почки – бочки, пашня – башня, запор – забор, тушь – душ, катушка – кадушка, уточка – удочка, том – дом, трава – дрова, тачка – дачка, сайка – зайка, косы – козы, суп – зуб, сахар – Захар, шар – жар, Луша – лужа, уши – ужи.
Дифференциация плавных сонорных звуков:
марка – майка, рама – яма, рот – йод, рожки – ложки, бурки – булки, рак – лак, гроза –глаза, рукавица – луковица, Марина – малина, жарит – жалит.
Дифференциация шипящих и свистящих звуков:
мишка – миска, усы – ужи, сук – жук, сыр – жир, косы – кожи, носы – ножи, чёлка – щёлка, читает – считает, дочь – дождь, точить – тащить, Петька – печка, редька – речка, платит – плачет, тёлка – чёлка, катается – качается, Светик –цветик, лиса – лица, весы – вещи, лес – лещ, чашки – шашки, ночь – нож.
Оценка выполнения заданий:
4 балла – правильное выполнение всех заданий.
3 балла – ошибки в выполнении 5 заданий.
2 балла – ошибки в выполнении 6 -10 заданий.
1 балл – ошибки в выполнении 11 -15 заданий.
0 баллов – ошибки в выполнении свыше 15 заданий.
Задание 4. Определение правильности слов.
Цель задания. Выявление способности к дифференциации звуков в словах.
Материалом исследования служат знакомые слова и псевдослова, сходные по звучанию с хорошо знакомыми словами.
Процедура и инструкция. В начале эксперимента даётся следующая инструкция:
«Сейчас я буду называть слова правильно и неправильно. А ты внимательно слушай и поправляй меня. Например, я скажу слово «стол». Правильно я сказала? (Правильно). А если я скажу «стом» – это будет правильно? (Неправильно)».Далее экспериментатор называет правильное и неправильное слово и задаёт вопрос «Правильно я сказала?». Если ребёнок определяет асемантичное слово как неправильное слово, ему задаётся вопрос «А как сказать правильно?»
м-н | з – с | с -ш |
нолоток | зом | шир |
можницы | замолёт | шанки |
лума | лиса | шумка |
нос | козмонавт | суба |
кувшин | козынка | шапка |
г-к | ж-ш | ч-щ |
крач | шолудь | чётка |
погода | жаба | чука |
колубь | лыши | кистощка |
огно | лушок | мящ |
сумга | жуба | обруч |
б-п | д-т | с-ц |
панка | тыня | цом |
бинт | тверь | лец |
пукет | торога | пуговица |
бтица | дабуретка | кольсо |
боросёнок | парта | цанки |
ч-ть | ш-щ | |
кровать | яшик | |
чень | плащ | |
челёнок | ландыщ | |
чигр | шука | |
обруть | щапка | |
Оценка:
4 балла –самостоятельное и правильное выполнение задания
3 балла – правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или самостоятельное исправление 1-2 групп, после уточнения задания
2балла – правильное воспроизведение слов 5 групп
1балл – ошибки более чем в 5 группах
0 баллов – ошибочное воспроизведение слов более чем в 9 группах.
Задание 5. Дифференциация слов в словосочетаниях.
Выявление способности к дифференциации звуков в словосочетаниях.
Инструкция: « Сейчас я буду называть сочетания слов, а ты внимательно слушай и, если я скажу неправильно, поправь меня и скажи правильно.»
[т-д] | [в-ф] |
друдное дело | у Фали фиалки |
[к-г] | [ч- ш] |
ели вкусную игру | играли в чашки |
[з-с] | [б-п] |
заболел у Лизы суп | распустились бочки |
[з-ж] | [ч-ть] |
выросла на клумбе рожа | высоко подпрыгнул мять |
Оценка выполнения заданий:
4 балла – правильное выполнение всех заданий.
3 балла – ошибки в выполнении 2 заданий.
2 балла – ошибки в выполнении 3-5 заданий.
1 балл – ошибки в выполнении 6-7 заданий.
0 баллов – ошибки в выполнении всех заданий.
Задание 6. Двустишия.
Цель: выявление способности к дифференциации звуков во фразах.
[м]- [н] | [з]- [с] |
У меня на пальце рама – Со стены упала рана. | Накоси травы, коза – Будет сытая коса. |
[б] – [п] | [д]- [т] |
Весной на ветках бочки Набухли словно почки. | Поэт, придумав строчку, В конце поставил дочку. |
[ж-ш] | [c-ш] |
Рыбаку нужна нашивка, А военному – наживка. | Кашу съел лохматый миска, Перед ним пустая мишка. |
[ч-щ] | [г-к] |
Слышен детский плащ, От дождя поможет плач. | Мы пришли сегодня в кости, Принесли собачке гости. |
[ч-ть] | [ч-ш] |
Закричал на зорьке печка: - Неси дрова! Топись, Петька. | Мы залезли в тёплый шум, Нам не слышен ветра чум. |
Оценка выполнения заданий:
4 балла – правильное выполнение всех заданий.
3 балла – ошибки в выполнении 2 заданий.
2 балла – ошибки в выполнении 3-6 заданий.
1 балл – ошибки в выполнении 7-9 заданий.
0 баллов – ошибки в выполнении всех заданий.
В ходе обследования после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок Р.Е. Лалаевой (Лалаева Р.И. «Методика психолингвистического исследования нарушений речи». – СПб.,2006.).
Каждое задание оценивается отдельно, а затем выводиться средний балл. Оценивание выполнения заданий осуществляется с таким расчётом, чтобы обеспечить соответствие количественных и качественных показателей.
4балла – выставляется при высоком уровне развития данного параметра.
3 балла – уровень выше среднего, выставляется при правильном выполнении лишь половины заданий.
2 балла – свидетельствует о среднем уровне развития оцениваемого.
1 балла – свидетельствует о низком уровне выполнения данного задания.
0 баллов – свидетельствует о невыполнении задания или отказ от него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ как одно из условий успешного овладения письменной речью.
В данной работе описана проблема недоразвития фонематического восприятия у младших школьников, теоретическое обоснование данного вопроса и практический материал для решения поставленных задач. В прило...
Приложение к проекту "Формирование фонематического восприятия у младших школьников..." Конспекты занятий
Представлены конспекты логопедических занятий для 1 класса и использованием здоровьесберегающих технологий (биоэнергопластика, фонетическая ритмика, кинезиология)...
Развитие фонематического восприятия у младших школьников
Проблема преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи в начальной школе актуальна всегда.Предлагается подборка игр и упражнений для развития фонематического восприятия и профилактики дисграф...
Формирование фонематического восприятия у младших школьников.
Статья, в которой учитель начальных классов делится своим опытом работы по формированию фонематического восприятия у младших школьников....
Дидактические игры и упражнения для формирования формирования фонематического восприятия у младших школьников
процесс овладения грамотой протекает одинаково....
Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников.
Цель данной статьи привлечь внимание учителей начальных классов и родителей к недостаткам письменной речи у младших школьников. Раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость по русскому языку и чт...
Методика исследования внимания и памяти у младших школьников с дисграфией.
Внимание и память - сквозные психические процессы, от уровня развития которых зависит успеваемость ребенка в школе. У детей с нарушениями письменной речи наблюдается несформированность данных психичес...