рабочая программа логопеда ФГОС вариант 2 , ТМНР 1 класс
рабочая программа по логопедии (1 класс)
Данная рабочая программа составлена для обучающихся 1 класса. Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2, ТМНР.
Цель программы: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Основные задачи:
- учить детей овладевать доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными средствами;
- пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- развивать речь как средство общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.
- создавать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания) и психомоторного развития.
Характеристика обучающихся.
У детей отсутствует устная речь, коммуникация осуществляется при помощи естественных жестов, вокализации, отдельных слогов, стереотипичных наборов слов. Можгу выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанны мотивы деятельности, а также имеет место неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций.
Дети проявляют расторможенность, «полевое», нередко агрессивное поведение, стереотипии, выраженные трудности коммуникации социального взаимодействия.
В процессе логопедических занятий у обучающихся повышается речевая активность. Устанавливается эмоциональный контакт с неговорящими учениками, снимается напряжение, развиваются предпосылки позитивного общения, происходит корректировка восприятия, внимания, памяти через использование игровых приемов. Формируется правильное эмоциональное состояние. Появляется желание и потребность общения с педагогом, родителями и сверстниками.
Программа логопедической коррекции рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов. Форма проведения занятий - индивидуальная, продолжительность 20 минут.
Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация, которые проводятся в форме
- первичной входящий аттестации
- текущего мониторинга
- промежуточной аттестации в конце учебного года.
Аттестация осуществляется на индивидуальных занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижение обучающегося в своём развитии и на основе которого составляется логопедическое заключение (речевое представление). Первичная входящая аттестация проводится в первые две недели сентября (с 01.09 по 15.09) и промежуточная аттестация в последние две недели мая (с 15.05 по 31.05) в форме практических заданий. Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдения за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности один раз полугодие а также анализа их поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для учителей, работающих в классах.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Ожидаемые результаты:
В связи с тем, что способности к познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию результатов программы, могут быть применимы не ко всем обучающимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.
Обучающиеся к концу учебного года:
- реагируют на обращение к нему;
- слушают речь педагога;
- понимают слова педагога;
- выполняют пальчиковые упражнения;
- различают звуки окружающей действительности;
- выполняют речевое подражание;
- выполняют простые поручения по просьбе учителя;
-понимают обращенную речь, смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм и т.д.;
- используют средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд, мимику, графические изображения, пиктограммы, коммуникативные тетрадями;
- умеют различать речевые и неречевые звуки;
- умеют подражать речевым звукам;
- умеют использовать вербальные средства коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tmnr_1_kl.docx | 47.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание.
- Пояснительная записка…………………………..........................….3
- Содержание программы…………………….……………….....…6
- Календарно – тематическое планирование…………………….......7
- Учебно-методическое обеспечение…………………………….…12
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на 2022/2023 учебный год для обучающихся 1 "Д" класса (Наход Денис, Яровая Александра, Козырь Александр, Котов Теодор, Петлин Кирилл, Баранов Алексей). Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2.
Цель программы: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Основные задачи:
- учить детей овладевать доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными средствами;
- пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- развивать речь как средство общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.
- создавать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания) и психомоторного развития.
Характеристика обучающихся.
У детей отсутствует устная речь, коммуникация осуществляется при помощи естественных жестов, вокализации, отдельных слогов, стереотипичных наборов слов. Можгу выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанны мотивы деятельности, а также имеет место неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций.
Дети проявляют расторможенность, «полевое», нередко агрессивное поведение, стереотипии, выраженные трудности коммуникации социального взаимодействия.
В процессе логопедических занятий у обучающихся повышается речевая активность. Устанавливается эмоциональный контакт с неговорящими учениками, снимается напряжение, развиваются предпосылки позитивного общения, происходит корректировка восприятия, внимания, памяти через использование игровых приемов. Формируется правильное эмоциональное состояние. Появляется желание и потребность общения с педагогом, родителями и сверстниками.
Программа логопедической коррекции рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов. Форма проведения занятий - индивидуальная, продолжительность 20 минут.
Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация, которые проводятся в форме
- первичной входящий аттестации
- текущего мониторинга
- промежуточной аттестации в конце учебного года.
Аттестация осуществляется на индивидуальных занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижение обучающегося в своём развитии и на основе которого составляется логопедическое заключение (речевое представление). Первичная входящая аттестация проводится в первые две недели сентября (с 01.09 по 15.09) и промежуточная аттестация в последние две недели мая (с 15.05 по 31.05) в форме практических заданий. Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдения за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности один раз полугодие а также анализа их поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для учителей, работающих в классах.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Ожидаемые результаты:
В связи с тем, что способности к познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию результатов программы, могут быть применимы не ко всем обучающимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.
Обучающиеся к концу учебного года:
- реагируют на обращение к нему;
- слушают речь педагога;
- понимают слова педагога;
- выполняют пальчиковые упражнения;
- различают звуки окружающей действительности;
- выполняют речевое подражание;
- выполняют простые поручения по просьбе учителя;
-понимают обращенную речь, смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм и т.д.;
- используют средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд, мимику, графические изображения, пиктограммы, коммуникативные тетрадями;
- умеют различать речевые и неречевые звуки;
- умеют подражать речевым звукам;
- умеют использовать вербальные средства коммуникации.
Содержание программы.
№ п/п | Содержательные линии | Коррекционно-развивающие задачи |
1 | Обследование | Совместная работа с учителем по выявлению уч-ся, нуждающихся в логопедической помощи. Заполнение речевых карт, комплектование групп, составление расписания логопедических занятий. |
2 | Развитие артикуляционного аппарата | Вызывание звуков, добиваться активизации движений артикуляционного аппарата и развитие элементарных произносительных навыков |
3 | Активизация речевого подражания | Побудить ребенка реагировать на обращение к нему; научить ребенка слушать речь педагога, понимать слова педагога, развивать моторику, слуховое восприятие, внимание, память; учить выполнять простые поручения по словесной инструкции, вызывать речевое подражание. |
4 | Формирование первых форм слов, двух- трёхсловной фразы. | |
6 | Логопедическое обследование по итогам года |
Учебно – тематический план (68 часов).
№ п/п | Наименование разделов и тем | Часы учебного времени |
1 | Обследование учащихся | 4 |
2 | Коммуникативное взаимодействие | 10 |
3 | Пиктограммы | 9 |
4 | Выполнение простых инструкций | 9 |
5 | Развитие имитации артикуляционных упражнений | 9 |
6 | Мимика и эмоции | 9 |
7 | Подражание | 18 |
Итого | 68 |
Формы контроля:
анализ устной речи в начале и в конце года.
Календарно – тематическое планирование.
68 часов
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Содержание коррекционной работы | Примечание | |
план | факт | |||||
1-2 | Обследование учащихся | 2 | Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии; - обследование речи: -понимание обращенной речи; - внятность речи. -лексический строй речи. | |||
3-4 | Приветствие: «Здравствуйте, привет» | 2 | Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации; - учить использовать доступные жесты для передачи сообщений; - научить различать многозначность жеста; - учить соотносить жест со словом. Уметь понимать значения жестов; различать жесты и соотносить со словом. | |||
5-6 | Приветствие: «До свидания!» | 2 | Уметь понимать значения жестов; различать жесты и соотносить со словом. | |||
7-9 | Знакомство с понятием: «Дай» | 3 | Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации; - учить использовать доступные жесты для передачи сообщений и соотносить жест со словом; - научить различать многозначность жеста; - воспитывать привычки уместного использования жестов в речевом общении. Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации. | |||
10-11 | Знакомство с понятием: «На» | 2 | ||||
12-13 | Связь указательного жеста со словом: форма согласия «ДА!» | 2 | ||||
14-15 | Связь указательного жеста, карточек со словом: форма отрицания «НЕТ!» | 2 | Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации; - учить использовать доступные жесты для передачи сообщений и соотносить жест со словом; - развивать слуховые функции. - расширять рамки слухового восприятия. Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации; развитие слухового внимания и восприятия | |||
16-17 | Выражение благодарности «Спасибо», жестом, словом. | 2 | Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации; - учить использовать доступные жесты для передачи сообщений и соотносить жест со словом; - развивать слуховые функции. - расширять рамки слухового восприятия. Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации; развитие слухового внимания и восприятия. | |||
18-20 | Выполнение простых инструкций: «Посмотри на меня» и т.д. | 3 | Формировать эмоциональный контакт со сверстниками и взрослыми; - развивать эмоциональное общение; - побуждать к визуальному контакту; - формировать умение слушать и слышать педагога. Развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации; уметь выполнять упражнения, подражая движениям взрослого. | |||
21-23 | Выполнение простых инструкций: «Покажи игрушку» | 3 | ||||
24-32 | Имитация элементарных артикуляционных движений. | 9 | Учить имитировать элементарные артикуляционные движения; - развивать артикуляционный праксис в играх на подражание Побуждать детей к речи в ситуациях общения, через звук, жест. | |||
33-34 | Рассматривание фотографий. | 2 | Учить узнавать сверстников, педагога на фотографиях. - побуждать называть имена сверстников или указывать жестом. Побуждать детей к речи в ситуациях общения, через звук, жест. | |||
35-37 | Семья - «Показ близких, детей, кукол». - «Работа над словами: дай, на, где, еще». | 3 | Формировать у детей представления о семье и своем месте в ней; - учить называть (показывать) членов семьи. Понимать графические изображения, рисунки. Уметь пользоваться карточками и рисунками, для передачи сообщения. | |||
38-39 | Я – ребенок. | 2 | Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации; -понимать графические изображения; - учить детей пользоваться карточками и рисунками, для передачи сообщения Формирование различных форм общения с близкими людьми, педагогами, детьми: улыбаться, проявлять радость, визуальный контакт, протягивание рук при встрече, махать рукой при прощании. Жест «дай», «на». (Жест и символ «зеркало». Пантомимы); показывать на себе и соседе части лица и тела.; | |||
40-42 | Части тела и лица. - «Лицо мое и соседа». - «Тело мое и соседа» | 3 | ||||
43-45 | Отождествление человека с именем. Отзывание на свое имя. | 3 | Учить детей отзываться на свое имя. Понимание и соотнесение конкретного имени к определенному человеку в классе. Жест «я», «меня зовут». Дополнение недоговорённого предложения жестом, картинкой. | |||
46-48 | Эмоции и мимика: - «Смех - радость»; - «Слезы - грусть»; - «Удивление»; - «Злость»; - «Страх» | 3 | Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации. Научить распознавать эмоции. Учить использовать доступную мимику для передачи сообщений. Воспитывать привычки уместного использования жестов в речевом общении. Учить различать и запоминать цепочки звукоподражаний. Уметь распознать эмоции. Уметь применять технику экспрессивного выражения эмоций. Уметь использовать доступную мимику для передачи сообщений. Уметь использовать ранее изученные жесты. | |||
49-57 | Развитие подражательно-речевой деятельности в форме любых звуков, проявлений | 9 | Совершенствовать навыки звукоподражания: «Ау, уа, ту-ту, кап-кап…» Имитация движений под музыку. Жест «приветствие ». (Прослушивание и повторение звуков, шумов. Игра «Слушай и повторяй». Сказка «Репка») | |||
58-66 | Развитие экспрессивной речи. - Подражание крикам животных. - Подражание музыкальным инструментам. -Подражание транспортным шумам. | 9 | Совершенствовать навыки звукоподражания; - учить соотносить звуки с реальными Выполнение действий по образцу: с игрушкой, на примере предметных картинок; работа над пониманием простых инструкций. Показ действий в привычных ситуациях Расширение пассивного глагольного словаря с помощью картинок: действия, совершаемые одним лицом; действия, совершаемые разными лицами; нахождение названной или показанной картинки среди других.предметами. | |||
67-68 | Обследование | 2 | - обследование вербальной (невербальной) речи: -понимание обращенной речи; - внятность речи. -лексический строй речи. |
Материально – техническое обеспечение.
Список литературы:
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я ребёнок. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007
2. Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. Москва Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997 год, 88 страниц
3. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 1 - М.: ВЛАДОС, 2005
4. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие. /Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. - 2-е изд. - М.: Экзамен, 2006.
5. Катаева А. А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников / Книга для учителя. М., 1993.
6. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей - М.: Издательство Гном и Д, 2008.-64 с
7. Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий : [пособие для учителя-дефектолога] /М.И. Лынская ; под ред. С.Н. Шаховской. — М. : ПАРАДИГМА, 2012. — 128 с. — (Специальная коррекционная педагогика).
8. Янушко Е.А Игры с аутичным ребенком.-М.: Теревинф, 2004.
Вариативные дидактические материалы:
1. Лото с шариками.
2. Пирамидки из 4-8 колец, «почтовые» ящики.
3. Кубики разного цвета и размера, счетный материал в пределах 10 (палочки, грибочки и т.д.)
4. Разрезные картинки разной конфигурации и наборы картинок на выделение четвертого лишнего.
5. Набор матрешек, полных кубиков, геометрических форм и предметов.
6. Лото « живое – неживое», «бывает – не бывает» (сюжеты с элементами фантастики).
7. Игра «Сравни и отличи» (наборы картинок типа: самолет – птица, кукла – девочка).
8. Наборы карточек на обобщающие темы и набор карточек с видовыми и родовыми понятиями.
9. Наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма, величина).
10. Набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом.
11. Набор сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами, набор картонок — слов омонимов.
12. Слова для составления шарад и ребусов.
13. Слова для запоминания слов с помощью картинки или другого слова, стихотворения с перепутанными словами.
Картотеки:
-пальчиковых гимнастик,
-логоритмических игр,
-дыхательных гимнастик.
Набор предметных картинок по разделу: «Ознакомление с окружающим миром»:
— обувь, одежда
— посуда, игрушки
— домашние птицы, зимующие и перелетные птицы
— домашние животные, дикие животные наших лесов, жарких стран и севера
— овощи, фрукты, ягоды
— растительный мир: деревья, кусты, цветы, насекомые
— рыбы, продукты питания
— профессии, транспорт
— времена года
— части тела человека
— школа, мебель
— дом и его части
— действия (глагольный словарь)
— занимательные игры.
Дидактический материал по формированию связной речи:
— сюжетные картины
— серии сюжетных картин
— тематические картины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы Музыка ФГОС 1-4 классы
Программы содержат развернутое календарно-тематическое планирование по музыке для 1-4 классов...
Рабочая программа по ФГОС 1-4 класс
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» разработана на основе программы по «Физическая культура» (для четырехлетней начальной школы) (Б.Б.Егорова, Ю.Е.Пересадина...
Рабочая программа по ФГОС для 2 класса, окружающий мир
Пояснительная записка.Календарно-тематическое планирование по окружающему миру во 2 классе составлено на основе программы «Школа России» (под редакцией П...
Рабочая программа по ФГОС для 1 класса (система Л.В. Занкова)
Рабочая программа,календарно-тематическое планирование...
Рабочие программы . АООП, ФГОС, вариант II.
Программа содействует общему развитию детей с ОВЗ. Готовит их к самостоятельности в быту. Формирует базовые учебные действия. Формирует представления об окружающем мире.Дети на занятиях ст...
рабочая программа логопеда ФГОС вариант 1 , легкая умственная отсталость 1 класс
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нар...
Рабочая программа МАТЕМАТИКА (1 вариант) 2 класс
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по уче...