рабочая программа логопеда ФГОС вариант 1 , легкая умственная отсталость 1 класс
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Василовская Зинаида Викторовна

Данная рабочая программа составлена  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1. Программа адресована обучающимся 1 класса.

В соответствии с требованиями ФГОС одним из разделов АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является коррекционно-развивающая работа, в которой немалое место отводится развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся. Нарушения речевого развития у детей данной категории носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику.

Данные обучающиеся 1 класса имеют нарушения фонематического восприятия и нарушения звукопроизношения. Речевое развитие обучающихся характеризуется наличием очень стойких аграмматизмов, недостатков звукопроизношения, слоговой структуры. Дети имеют ограниченный словарный запас. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, ограниченное употребление прилагательных, наличие фразовой речи, недоразвитие фонематического восприятия, отсутствие навыков фонематического анализа и синтеза. Недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.

Цель - формирование у обучающихся устной и письменной речи посредством овладения фонетико-фонематической стороной речи и грамматическим строем языка.

Задачи:

  1. Формирование и развитие речевого слуха, создание на этой базе новой основы восприятия устной речи.
  2. Формирование элементарных навыков звукобуквенного анализа слов.
  3. Коррекция дефектного произношения звуков родного языка.
  4. Развитие навыков самоконтроля произносительной стороной речи.
  5. Формирование умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, жесты и др.).
  6. Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса, развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся;
  7. формирование грамматической стороны речи.
  8. Развитие способности осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия.

Основные направления логопедической работы:

  • Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:

- оптимального для речи типа физиологического дыхания;

- речевого дыхания;

- голоса;

- артикуляционной моторики;

- чувства ритма;

- слухового восприятия;

- функций фонематической системы.

  • Обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учётом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта.
  • Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова.
  • Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
  • Коррекция лексической стороны речи.
  • Расширение представлений об окружающей действительности.
  • Развитие познавательной сферы.
  • Профилактика нарушений чтения и письма.

Занятия проходят индивидуально с 15 сентября по 15 мая. Продолжительность занятя 20 минут.

Результаты образовательно-коррекционной работы

Личностными результатами являются:

  • развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;
  • желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;
  • умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
  • наличие мотивации к овладению устной речью

Предметными результатами являются:

  • развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;
  • овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;
  • формирование правильного звукопроизношения;
  • умение правильно использовать поставленные звуки;
  • развитие умения контролировать собственную речь.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_var11_kl.docx66.64 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

  1. Пояснительная записка…………………………........................….3
  2. Содержание программы…………………….…………………...…6
  3. Календарно – тематическое планирование……………….….......12
  4. Учебно-методическое обеспечение………………………………24

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на 2022/2023 учебный год в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1. Программа адресована обучающимся 1 класса Нидерквель Кириллу, Скоблик Виктору, Кусарбаеву Ярославу, Петракову Руслану и Рублеву Савелию.

В соответствии с требованиями ФГОС одним из разделов АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является коррекционно-развивающая работа, в которой немалое место отводится развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся. Нарушения речевого развития у детей данной категории носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику.

Данные обучающиеся 1 класса имеют нарушения фонематического восприятия и нарушения звукопроизношения. Речевое развитие обучающихся характеризуется наличием очень стойких аграмматизмов, недостатков звукопроизношения, слоговой структуры. Дети имеют ограниченный словарный запас. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, ограниченное употребление прилагательных, наличие фразовой речи, недоразвитие фонематического восприятия, отсутствие навыков фонематического анализа и синтеза. Недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.

Цель - формирование у обучающихся устной и письменной речи посредством овладения фонетико-фонематической стороной речи и грамматическим строем языка.

Задачи:

  1. Формирование и развитие речевого слуха, создание на этой базе новой основы восприятия устной речи.
  2. Формирование элементарных навыков звукобуквенного анализа слов.
  3. Коррекция дефектного произношения звуков родного языка.
  4. Развитие навыков самоконтроля произносительной стороной речи.
  5. Формирование умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, жесты и др.).
  6. Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса, развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся;
  7. формирование грамматической стороны речи.
  8. Развитие способности осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия.

Основные направления логопедической работы:

  • Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:

- оптимального для речи типа физиологического дыхания;

- речевого дыхания;

- голоса;

- артикуляционной моторики;

- чувства ритма;

- слухового восприятия;

- функций фонематической системы.

  • Обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учётом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта.
  • Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова.
  • Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
  • Коррекция лексической стороны речи.
  • Расширение представлений об окружающей действительности.
  • Развитие познавательной сферы.
  • Профилактика нарушений чтения и письма.

Занятия проходят индивидуально с 15 сентября по 15 мая. Продолжительность занятя 20 минут.

Результаты образовательно-коррекционной работы

Личностными результатами являются:

  • развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;
  • желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;
  • умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
  • наличие мотивации к овладению устной речью

Предметными результатами являются:

  • развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;
  • овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;
  • формирование правильного звукопроизношения;
  • умение правильно использовать поставленные звуки;
  • развитие умения контролировать собственную речь.

Содержание программы

Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 занятия в неделю.

Развитие понимания речи

  • Формирование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться на восприятии речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции.
  • Совершенствование понимания речи с ориентацией на понимание целостных словосочетаний, подкрепленных действием.
  • Развитие понимания двухступенчатых инструкций.
  • Обучение пониманию вопросов.
  • Соотнесение слов один-много» с соответствующим количеством предметов и слов большой–маленький.
  • Уточнение значений слов. Закрепление понимания обобщающих понятий.
  • Формирование антонимических отношений в процессе различения противоположных по значению глаголов (налей— вылей, застегни — расстегни, надень – сними), прилагательных (большой - маленький, высокий - низкий), наречий (впереди - сзади, внизу -вверху, высоко - низко).
  • Обучение пониманию вопросов косвенных падежей.
  • Дифференциация в импрессивной речи форм существительных единственного и множественного числа мужского и женского рода.
  • Дифференциация в импрессивной речи глаголов в форме 3 лица единственного и множественного числа настоящего времени.
  • Дифференциация в импрессивной речи глаголов прошедшего времени по родам: мужской и женский род.
  • Развитие понимания предложных конструкций с предлогами в; из; на. Формирование понимания предложных конструкций с предлогами под; за; у; с; около; от; из-под-; из-за (по демонстрации действий).
  • Формирование понимания значения продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных -ик, -ок, -чик, -к, -очк-, -ечк- («Покажи, где дом, где домик?», «Покажи, где дым, где дымок).
  • Понимание вопросов по сюжетной картинке, вопросов по прочитанной сказке (с использованием иллюстраций).

Развитие общих речевых навыков

  • Формирование правильного дыхания и осанки учащихся: выработка глубокого диафрагмально-рѐберного дыхания; свободного, плавного, удлинѐнного, направленного выдоха: без речевого сопровождения и с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных [Ф], [Х]. Затем слогов с этими согласными, слов, в дальнейшем – постепенно распространяющихся фраз, произношение которых требует непрерывного, длительного выдоха (3-4 слова).
  • Развитие силы голоса (тихо-громко) и модуляций голоса (высоко-низко). Воспитание правильного умеренного темпа речи (речь с движением).
  • Формирование первичных представлений об интонационной выразительности речи посредством эмоционального чтения детям потешек, стихов, сказок. Обучение интонационному подражанию голосам животных и птиц.
  • Развитие речевой моторики: оральный и артикуляторный праксис, точность, чистоту, объѐм, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики (по подражанию и по словесной инструкции).
  • Подготовка артикуляторного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных упражнений по подражанию (сказка о «Весёлом язычке», «Обезьянка»). Формирование движений мимической мускулатуры по подражанию (зажмуривание глаз, надувание щек).
  • Коррекция (уточнение) произношения в зависимости от индивидуальных особенностей нарушения звукопроизношения.

Развитие полноценной фонематической системы языка

  • Учить различать речевые и неречевые звуки. Привлечение внимания ребенка к неречевым звукам, формирование сосредоточения на звуке, определение местонахождения источника звука. Сравнение контрастных и близких по звучанию неречевых звуков. Воспитание слухового внимания к речи.
  • Развитие слухового внимания при восприятии звуков различной громкости (громкий-тихий), высоты (высокий-низкий).
  • Вызывание речевого подражания на гласных звуках и их сочетаниях. Вызывание звукоподражаний (на материале открытых слогов: корова – му; мышка – пи).
  • Развитие элементарных произносительных навыков в работе над гласными звуками /А/, /У/, / О /,/ ы // И /,/ Е /,/ Ё /,/ Э /,/ Я /,/ Ю /и согласными /М/, / С /,//X/, / Ш /,/ С-Ш /,/Л/,/Р/, /Р-Л/, /К/, /П/, /З/, /В/,/Ж/, /Ж-Ш/, /Д/,/Т/, /Й/,/П-Б/, /Ц/, /Ч/, /Щ/, /Ф/.

Развитие слоговой структуры слова

  • Формирование звуко-слоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка в двухсложных словах, состоящих из открытых, затем - открытых и закрытых слогов в следующей последовательности: с ударением на гласный звук /А/ , /У/, /И/, /О/, /Ы/
  • Восприятие и воспроизведение ритмов простых усвоенных слов (одновременное проговаривание и отхлопывание с выделением ударного слога). Обучение воспроизведению звуко-слоговой структуры глаголов в форме изъявительного наклонения 3 лица единственного числа настоящего времени при произнесении пар глаголов (первым членом предъявляемой пары является глагол в форме повелительного наклонения 2 лица единственного числа: спи - спит, лежи - лежит, лети - летит, сиди – сидит).
  • Обучение произнесению слогов в чистоговорках с одновременным отхлопыванием и договариванием слов.
  • Обучение воспроизведению слоговой структуры трехсложных слов, состоящих их открытых и закрытых слогов с различным местоположением ударного слога с одновременным отхлопыванием и выделением ударного слога.
  • Развитие речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка
  • Обучение стандартным и наиболее продуктивным способам словоизменения.
  • Обучение употреблению форм ед. и мн. числа существительных мужского и женского рода в им. падеже с окончанием -ы (шар - шары); -и (кошка - кошки).
  • Обучение изменению существительных по падежам:- вин. падеж ед. числа с окончанием -у («Я беру... машинку, куклу, зайку»), - род. падеж существительных мужского и женского рода ед. числа без предлога («Чего нет у машинки?») и с предлогом -У («У кого нет куклы?», «У кого есть усы?»); -дат. падеж существительных мужского и женского рода ед. числа с окончанием -е («Кому подарили мячик?»); -творит, падеж существительных мужского рода ед. числа с окончанием -ом («Чем режут бумагу?»).
  • Обучение употреблению глаголов в форме повелительного наклонения 2 лица ед. числа настоящего времени (сиди, лежи, играй, иди и т. д.), глаголов в форме изъявительного наклонения 3 лица ед. и мн. числа настоящего времени (поет - поют, стоит - стоят, лежит - лежат и т. д.)
  • Обучение согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода ед. числа в им. и косвенных падежах по опорным вопросам.
  • Обучение согласованию местоимений мой, моя с существительными в именительном падеже (мой мишка, моя кукла).
  • Обучение правильному употреблению форм рода и числа глаголов прошедшего времени (ушел - ушла - ушли).

Развитие фразовой речи

  • Формулирование фразы-просьбы, предложения сотрудничества или выражения желания.
  • Формирование двухсловных предложений, включающих усвоенные существительные в Именительном падеже.
  • Закреплять навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»
  • Учить самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Где машинка? Можно взять?).
  • Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос.
  • Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.

Работа по формированию, уточнению и обогащению словаря

Расширение, активизация и уточнение словаря (по различным лексическим темам) посредством использования в речи слов-действий, слов-названий, слов, обозначающих признаки предметов (цветвеличина и ее измерениявкус), личных и притяжательных местоимений (я, ты, вы, он, она, мой, твой, ваш, наш), наречий, обозначающих местонахождение (там, вот, туда, здесь), время (сейчас, скоро), количество (много, мало, еще), сравнение (больше, меньше), ощущение (тепло, холодно, горячо, кисло, сладко, горько, вкусно), оценку действий (хорошо, плохо, громко, тихо).

Развитие графомоторных навыков (развитие крупной и мелкой моторики пальцев рук, формирование пространственных представлений, рисование)

Развитие мелкой моторики:

  • Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры, массаж (самомассаж).
  • Нанизывать бусины, пуговицы.
  • Застегивать и расстегивать пуговицы, замки, кнопки крючки.
  • Собирать мозаику, конструктор.
  • Раскрашивание, штриховка.

Формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений

  • Ориентировка в собственном теле.
  • Ориентировка в окружающем пространстве.
  • Уточнение пространственного расположения фигур, букв.

Изобразительно-графические способности

  • Контурные изображения предметов.
  • Перечеркнутые контурные изображения предметов.
  • Контурные изображения, наложенные друг на друга
  • Вертикальные, горизонтальные и прямые линии, комбинации из них.
  • Дуги, волнистые линии, круги и овалы.

Учебно – тематический план

  1. Обследование – 2 час
  2. Неречевые звуки. Золотая осень.Деревья, кустарники – 3ч
  3. Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках. Дары осени. Овощи.Огород– 2ч
  4. Звук У. Сад. Фрукты.Домашние заготовки– 2ч
  5. Звук А. Лес. Грибы. Ягоды– 2ч
  6. Звуки А – У. Кто как готовится к зиме– 2ч
  7. Звук  И.  Игрушки– 2ч
  8. Звук П. Одежда, обувь, головные уборы– 2ч
  9. Звук О.  Посуда – 2ч
  10. Звук Т. Продукты питания– 2ч
  11. Звуки П - Т. Мебель.Бытовая техника– 2ч
  12. Звук К.  Начало зимы.Зимние забавы– 2ч
  13. Звуки П - Т - К Зимующие птицы– 2ч
  14. Звук Х. Человек. Части тела.Гигиена– 2ч
  15. Звуки К - Х. Новогодний праздник– 2ч
  16. Звук ХЬ. Экзотические животные– 2ч
  17. Звук Ы. Домашние животные и их детеныши– 2ч
  18. Звуки И - Ы Дикие животные и их детеныши– 2ч
  19. Звук В . Мой город– 2ч
  20. Звук ВЬ. Профессии. Инструменты– 2ч
  21. Звук Ф. Наша армия– 2ч
  22. Звук ФЬ. Дом. Строительство. Профессии на стройке– 2ч
  23. Звуки В - Ф. Весна (приметы) – 2ч
  24. Звук Б. 8 Марта. Семья– 2ч
  25. Звук БЬ. Транспорт.Правила безопасности– 2ч
  26. Звуки П - Б. Подводный мир– 2ч
  27. Звук  Д . Перелетные птицы– 2ч
  28. Звук ДЬ. Космос– 2ч
  29. Звуки Т - Д. Деревья и кустарники весной– 2ч
  30. Звук  Г . Первоцветы– 2ч
  31. Звуки ГЬ . Праздник Победы– 2ч
  32. Звуки Г - К . Насекомые – 3 часа
  33. Обследование – 2 часа

Календарно-тематическое планирование.

Тема занятия по формированию фонетической стороны речи и элементам обучения грамоты. Основное содержание. Количество занятий.

Лексическая тема

Тема занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Основное содержание. Кол-во занятий.

1-2

Обследование.

Знакомство с логопедическим кабинетом. Развитие понимания устной речи, умения вслушиваться в обращенную речь.

3-5

Неречевые звуки».

Развитие слухового восприятия. Различение неречевых звуков по высоте, силе, тембру.

Золотая осень.

Деревья, кустарники.

Падежные окончания.

Преобразование  существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

6-7

Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках.(1 занятие)

 Формирование у детей восприятия речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений.

Познакомить с понятиями «слово» и «звук»

Произношение слов по образцу с длительным выделением каждого звука. Подбор слов, похожих по звучанию.

Дары осени. Овощи.

Огород.

Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Составление и проговаривание словосочетаний количественных числительных «один», «одна» с существительными.

Падежные окончания и образование множественного числа существительных.  

Закрепление употребления предлогов «на», «в».

Составление рассказа описания по схеме.

Составление рассказов описаний об овощах по схеме: Название овоща. Где растет? Какой по форме, по цвету, на вкус? Что можно приготовить?

8-9

Звук У. 

Знакомство со звуком «У» и его характеристикой.

Закрепление понятия «гласный звук».

Определение по немой артикуляции.

Выделение начального ударного звука «У» среди других гласных звуков, слогах, словах.

Сад. Фрукты.

Домашние заготовки.

Согласование существительных с притяжательными  местоимениями  мой, моя, моё, мои.

Образование относительных прилагательных от существительных и согласование с ними в роде, числе, падеже.

Составление загадок – описаний по образцу.

Загадывание загадок детьми: цвет фрукта, форма фрукта, тактильное ощущение, вкус фрукта, что можно приготовить.

10-11

Звук А. 

Знакомство со звуком «А» и его характеристикой.

Закрепление понятия «гласный звук».

Закрепление понятия о месте нахождения звука в слове (начало слова).

Лес. Грибы. Ягоды

Согласование имен числительных два и пять с существительными.

Упражнение в употреблении формы множественного числа  существительных в родительном падеже.

Составление простых нераспространенных предложений по простым сюжетным картинкам.

Пересказ рассказа Л. Толстого «Митькины грибы»

12-13

Звуки А – У. 

Сравнительная характеристика звуков.

Закрепление понятий «гласный звук», «слово».

Закрепление понятия о месте нахождения звука в слове (начало слова).

Кто как готовится к зиме.

 Предлог  в.

Образование и употребление приставочных глаголов.

Закрепление в речи предлогов «в».

Существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Образование относительных прилагательных  и согласование их с существительными  в роде, числе.

Договаривание  предложений с помощью предметных картинок.

Пересказ рассказа «Лиса» с опорой на вопросы, используя в речи глаголы движения (1 занятие)

14-15

Звук  И.  

Знакомство со звуком «И».

Характеристика звука с опорой на артикуляционные признаки.

Закрепление понятие «слог».

Выделение гласного звука в начале слова.

 

Игрушки.

Относительные прилагательные. Образование относительных прилагательных от существительных.

Закрепление в речи предлога «на».

Образование однокоренных слов.

Составление простых нераспространенных предложений по простым сюжетным картинкам. Распространение предложений определениями. Согласование глаголов  настоящего, прошедшего времени с существительными в роде, числе, падеже.

Составление плана рассказа по картине «Дочки-матери» и рассказа по отдельным эпизодам картины.(1 занятие)

16-17

Звук  П . 

Четкое произнесение и характеристика звука «П»  с опорой на артикуляционные признаки.

Закрепление понятий «согласный твердый, глухой звук».

Выделение звука в словах в конце слова

Звуковой анализ слогов АП, ИП, УП, составление схем обратных слогов.

 

Одежда. Обувь.

Головные уборы.

Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.  

Простое распространенное предложение с прямым дополнением по простым сюжетным картинкам. Договаривание предложений с помощью предметных картинок.

 Спряжение по образцу глаголов надевать, одевать, обувать.

Образование формы множественного числа глаголов. Образование относительных прилагательных.

Составление описательных рассказов о предметах одежды по плану.  Игра «В ателье». (1 занятие)

18-10

Звук О. 

Знакомство со звуком «О».

Характеристика звука с опорой на артикуляцию.

Закрепление понятий «звук»,  «слог», «слово», «предложение».

Выделение гласного звука в начале слова.

 

Посуда.

Простое распространенное предложение.

Распространение предложений определениями. Составление предложений по опорным  словам, с опорой на предметные картинки.

Согласование числительных с существительными.

Составление детьми рассказа  по картине «Мы дежурим» по частям.

20-21

Звук Т.

Знакомство со звуком «Т».

Характеристика с опорой на артикуляционные признаки.

Выделение звука в словах в начале и в конце слова.

 Звуковой анализ, составление схем обратных слогов АТ, ИТ, ОТ, УТ.

Деление слов на слоги.

Продукты питания.

Согласование существительных с предлогами  на, в.

Различение предлогов в – на правильное употребление их с существительными в предложном падеже.

2. Упражнять детей в составлении предложений с маленькими словами.

Согласование количественных числительных два, две с существительными.

Составление предложений по двум опорным предметным картинкам.

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Откуда хлеб пришел».  

22-23

Звуки П - Т.

Дифференциация на слух и в произношении звуков П-Т.

Выделение последнего глухого согласного звука.

Деление слов на слоги, отстукивание ритмического рисунка слова.

Звуковой  анализ слогов.

Мебель.

Бытовая техника.

Падежные конструкции.  

Закрепление навыка употребления единственного и множественного числа существительных в родительном  падеже.

 Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации. (

24-25

Звук К.  

Четкое произнесение и характеристика  звука с опорой на артикуляционные признаки.

Закрепление понятий «согласный твердый, глухой звук».

Определение места  звука в словах.

Звуковой анализ  слогов с выкладыванием схемы.

Начало зимы.

Зимние забавы.

Распространение предложений определениями. 

Употребление предлогов движения.

Согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Совершенствование навыка образования родственных слов.

Образование  глаголов прошедшего времени.

Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом. 

26-27

Звуки П - Т - К.(

Четкое произнесение и дифференциация звуков П-Т-К на  слух и в произношении. Воспроизведение слоговых рядов с разными   согласными и одинаковыми гласными: па-та-ка.

Зимующие птицы.

Согласование числительных один-много с существительными.   

Образование существительных и имен прилагательных с уменьшительно ласкательным значением.

Родительный падеж множественного числа сущ. Творительный падеж ед. и мн. числа сущ. Без предлога и с предлогом у. согласование глаголов настоящего времени с сущ. ед. и мн. числа. Составление предложений с помощью вопросов по предметным картинкам.

Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы. 

28-29

Звук Х.

Знакомство со звуком «Х»,  характеристикой звука с опорой на артикуляционные признаки.

Определение места  звука в словах.

Звуковой анализ  слогов с выкладыванием схемы. 

Воспроизведение слоговых рядов с разными согласными и одинаковыми гласными.

Человек. Части тела.

Гигиена.

Глаголы совершенного и несовершенного вида.       Возвратные  глаголы.

Образование глаголов в форме прошедшего времени, глаголов первого лица настоящего времени. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Согласование глаголов настоящего времени с существительными единственного и множественного числа.

Сказка «Великан и Гномик». Образование слов с увеличительными и ласкательными оттенками.  

30-31

Звуки К - Х.

Закрепление произношения и различение звуков К-Х.

Воспроизведение слоговых рядов с разными согласными и одинаковыми гласными.

Преобразование слогов.

Звуковой анализ, составление схем слов.

Новогодний праздник.

Предлог за. 

Правильное употребление предлог за с существительными в творительном и винительном падежах.

Упражнять детей в составлении предложений с предлогом «за» по картинке

Закрепление умения подбирать прилагательные к существительным.

Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета. 

32-33

34-35

36-37

Звук ХЬ.

Четкое произнесение звука, его характеристика.

Познакомить с новым понятием «согласный мягкий звук».

Деление слов на слоги.

Отстукивание ритмического рисунка слова. Звуковой  анализ слогов.

Экзотические животные.

Предлог под. (

Правильное употребление предлога под в речи.

Употребление имен существительных с предлогами.

Упражнение в употреблении имен существительных в форме родительного падежа множественного числа.

Составление сравнительного рассказа по ролям о белом и буром медведях. 

Звук Ы.

Закрепление правильного произношения звука.

Выделение гласного звука после согласного пы-ты-кы-хы-мы.

Звуковой анализ односложных слов типа пых.

Составление схем этих слов.

Домашние животные и их детеныши.

Образование притяжательных прилагательных.      

Образование сложных слов.

Развитие навыков словоизменения и словообразования.

Употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа.

Упражнение в подборе однокоренных слов.

Пересказ сказки В.Н. Сергуненкова «Козел»

Звуки И - Ы 

Закрепление правильного произношения и дифференциация звуков.

Преобразование слогов, слов.

Деление слов на слоги.

Звуковой анализ слов типа кит, тик.

Отстукивание ритмического рисунка слова.

Дикие животные и их детеныши.

Сравнительная степень качественных прилагательных 

Закреплять навыки использования в речи простых предлогов.

Упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме.

Развивать навыки словообразования.

Упражнение в подборе однокоренных слов.

Составление и проговаривание реплик. Придумывание конца к сказке «Хвосты».

38-39

Звук В . 

Четкое произнесение звука, его характеристика.Определение места  звука в словах.Звуковой анализ  слогов с выкладыванием схемы. 

Воспроизведение слоговых рядов с разными согласными и одинаковыми гласными.

Мой город.

Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов.

Закрепление навыка образования сложных слов.

Упражнение в составлении предложений с предлогами.

Составление рассказа-описания «Городок» по опорным предметным картинкам. 

40-41

Звук ВЬ. 

Четкое произнесение и характеристика звуков.

Различение звуков В - В '.

Выделение звука «В» перед гласными. Определение места звуков в словах (начало, середина).

Деление слов на слоги, составление схем. слогового состава.

Профессии. Инструменты

Падежные конструкции.  

Закреплять употребление существительных в творительном падеже.

Упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа.

Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные в косвенных падежах без предлогов и некоторыми простыми предлогами

Составление пересказа рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны». (1 занятие)

42-43

Звук Ф.

Четкое произнесение и характеристика звука Ф.

Определение места звука Ф в слове.

Деление слов на слоги, составление схем слогового состава 1-, 2-, 3- сложных слов.

Звуковой анализ слогов, слов.

Наша армия.

Образование имен существительных с помощью суффиксов -чик, -ист. (

Образование прилагательных от существительных.

Согласование числительных два и пять.

Составление и употребление в речи предложений с однородными членами.

Использование в активной речи форм единственного и множественного   числа   имен.

Пересказ дополненного детьми рассказа – загадки «Какой сегодня праздник?» (1 занятие)

44-45

Звук ФЬ.

Четкое произнесение и характеристика звука Ф

Различение звуков Ф—ФЬ.

Определение места звука ФЬ  в слове.

Деление слов на слоги и составление схем слогового состава.

Выделение ударного слога.

Дом. Строительство. Профессии на стройке.

Усвоение категории творительного падежа с предлогами с и со.

Составление сложноподчиненных предложений со словами потому что.

Образование относительных прилагательных.

Подбор однородных сказуемых.

Пересказ рассказа «Как дом родился?»

46-47

Звуки В - Ф.

Закрепление понятий: «согласный глухой звук», «согласный звонкий звук».

Произношение  слоговых рядов  с разными согласными, с разными гласными

Преобразование слогов, слов.  

Звуковой анализ слов без стечения согласных.

Весна (приметы).

Употребления относительных

прилагательных с продуктивными суффиксами.

Упражнение в образовании и практическом использовании в речи притяжательных и относительных прилагательных.

Подбор прилагательных к существительным.

Обогащение лексики родственными словами.

Составление описательного рассказа

«Весна идет» по простым 1-фигурным сюжетным картинкам и опорным словам. 

48-49

Звук Б.

Четкое произнесение и характеристика звука Б.

Определение места звука Б в слове.

Деление слов на слоги, составление схем слогового состава 1-, 2-, 3- сложных слов.

Звуковой анализ слов.

8 Марта. Семья.

Образование сравнительной степени прилагательных.

Преобразование имен существительных мужского рода в имена существительные женского рода.

Упражнение в подборе родственных слов.

Падежные окончания имен существительных единственного и множественного числа.

Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку.

50-51

Звук БЬ. 

Четкое произнесение и характеристика звука.

Различение звуков Б - БЬ.

Определение места звуков в словах (начало, середина).

Деление слов на слоги, составление схем слогового состава.

Выделение ударного слога.

Транспорт.

Правила безопасности.

Образование приставочных глаголов 

Образование приставочных глаголов движения.

Употребление имен существительных в форме косвенного падежа.

Употребление существительных в различных падежах.

 Составление рассказа-описания «Папа купил автомобиль

52-53

Звуки П - Б. (1 занятие)

Преобразование слогов, слов.

Полная характеристика звуков.

Закрепление понятий: «согласный глухой звук», «согласный звонкий звук».

Звуковой анализ двусложных слов с двумя открытыми слогами.

Подводный мир.

Приставочные глаголы. (1 занятие)

Подбор родственных слов.

Употребление имен существительных с предлогами.

Образование притяжательных прилагательных.

Восстановление деформированных предложений.

Пересказ рассказа «Воришка» по серии картинок.

54-55

Звук  Д .

Уточнение артикуляции, характеристика звука.

Закрепление понятий: «твердый звонкий звук»,

Звуковой анализ односложных, двусложных слов без стечения согласных.

Перелетные птицы.

 Предлог по.

Познакомить со значением предлога по  и его схемой.       Употребление  предлога «по» с существительными в дательном падеже

Образование существительных и имен прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением.

Согласование глаголов настоящего времени с существительными единственного и множественного числа.

Пересказ по вопросам «Предвестники весны».  

56-57

Звук ДЬ.

Четкое произнесение звуков Д – ДЬ, дифференциация их на слух и в произношении.

Закрепление  умение определять место звуков в начале и середине слов. Воспроизведение слоговых рядов из 3—4 элементов.

Объяснить ребенку, что имена людей пишутся с большой буквы.

Звуко-слоговой анализ слова: дом, Дима

Космос.

Предлоги от и к. 

Различение предлогов «от» и «к».

Употребление предлогов с существительными в дательном и родительном падежах.

Согласование числительных с существительными.

Образование однокоренных слов.

Совершенствование грамматического строя речи.

Пересказ Г. Циферова «Что такое звезды?»

58-59

Звуки Т - Д.

Дифференциация звуков на слух и в произношении (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»; вспомнить характеристику звуков)

Преобразование слов и слогов.

Звуковой анализ односложных, двусложных слов без стечения согласных.

Деревья и кустарники весной.

Составление сложносочиненных предложений.

Образование и употребление относительных прилагательных от названий деревьев.

 Составление предложений с однородными членами.

Упражнение в согласовании прилагательных с существительными.

Составление рассказа о березе по вопросам.

60-61

Звук  Г .

Объяснение правильной артикуляции звука.

Закрепление понятия «согласный, твердый, звонкий звук»

Закрепление  умение определять место звуков в начале и середине слов.

Звуковой анализ односложных, двусложных слов без стечения согласных.

Первоцветы.

Составление сложносочиненных предложений.

Составление сложносочиненных предложений с союзами а, и с опорой на  две сюжетные картинки. Развитие диалогической речи с опорой на иллюстрации.

Употребление предложно-падежными формами  существительных единственного и множественного числа.

Пересказ К. Ушинского "Пчелки на разведках" по предметным картинкам.

62-63

Звуки ГЬ . 

Четкое произнесение звуков Г – ГЬ дифференциация их на слух и в произношении.

Закрепление понятий: «твердый звук», «мягкий звук».

Воспроизведение слоговых рядов из 3—4 элементов.

Праздник Победы.

Сравнительная степень качественных  прилагательных.

 Практическое усвоение (понимание и употребление в речи) степеней сравнения прилагательных (и синонимов).

 Обогащение лексики синонимами к прилагательным.

 Закрепление притяжательных прилагательных с суффиксом- й-..

Составление рассказа по рисункам детей.

64-66

Звуки Г - К .

Слухо-произносительная дифференциация звуков: Г - К (дифференциация звонких и глухих согласных).

Слоговой синтез слов.

Преобразование слогов, слов.

Составление предложений со словами паронимами типа: гол-кол и т.п.

Насекомые.

Косвенные падежи имен существительных. (закрепление).

Употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе.

Употребление родительного падежа существительного.

Практическое употребление простых предлогов.

Составление рассказа «Сороконожка» по опорным предметным картинкам.

67-68

Итоговое обследование.

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Справочник учителя-логопеда школы. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
  2. Современный логопедический урок. Технологии, методы, приёмы обучения и коррекции речи. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
  3. Формирование связной речи детей 4-6 лет. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
  4. Абрамова Н.А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Логопедические занятия. 1-3 классы. Волгоград
  5. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 1. М., 2011
  6. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 1 «Дифференциация гласных». М., 2011
  7. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 2 «Дифференциация звонких и глухих согласных». М., 2011
  8. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 3 «Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, Л-Р». М., 2011
  9. М.Е.Качанова «Произношение». М., «Просвещение». 2006
  10. Ишимова О.А., Подотыкина В.Д. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
  11. Ишимова О.А., Алипченкова Н.Н. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
  12. Ишимова О.А., Юсов И.Е. Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабоча программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по технологии для обучающихся 1 класса

     Адаптированная рабочая программа по предмету "Технология" в 1-ом классе разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта образования обуч...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по литературному чтению для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по окружающему миру для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку для обучающихся 1 класса

    Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интелл...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса

     Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по математике для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

рабочая программа логопеда ФГОС вариант 2 , ТМНР 1 класс

Данная рабочая программа составлена для обучающихся 1  класса. Программа составлена  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучаю...