Нарушение письма. Нарушение чтения. (Таблицы).
консультация по логопедии
Классификация нарушений. Проявления. Направления, задачи и методы коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narushenie_pisma_i_chteniya_tablitsy.docx | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Нарушение письма
Классификация нарушений | Проявления | Направления, задачи и методы коррекции |
1. Затруднения в слуховом анализе фонематического состава слова | Неразличение оппозиционных фонем Б и П, Д и Т, С и З, С и Ц, Р и Л и др. | 1. Развитие слухового восприятия и слухоречевой памяти. 2. Обработка слухового анализа слова с привлечением сохранных функций кинестетического, тактильного и зрительного анализаторов: учить чёткому слуховому восприятию и осознанию каждого отдельного звука, умению выделять его из целого слова, т.е. фонематический слух замещается заново выработанным сознательным анализом звукового анализа слова. |
2. Затруднения в кинестетическом (сенсомоторном) анализе слова. | Неразличение звуков, близких по артикуляции: нёбно-язычные Д, Т, Н, Л и губные М, Б. | 1. Развитие общей и мелкой моторики, мимических мышц лица. 2. Осознание соответствующих артикуляций: - восстановление устной речи с привлечением сохранных функций слухового и зрительного анализаторов, дефектный кинестетический анализ звука нужно подключить к работе сразу; - восстановление письма с использованием проговаривания, опорой на значение слова и его графический образ. Т.е. кинестетический анализ слова в значительной степени заменяется акустическим и зрительным и опорой на семантический компонент слова. |
3. Нарушение пространственной ориентации. | "Зеркальное письмо" | 1. Развитие восприятия пространственных отношений. 2. Развитие общей моторики. 3. Восстановление обобщённого и константного образа буквы, используя сохранные кинестетические ощущения и зрительное восприятие, моторный образ буквы. |
4. Нарушение кинетической стороны письма. | Нарушение последовательности написания букв (перестановка и пропуск букв) нарушение плавности написания (написание букв по отдельности, по отдельным штрихам). | 1. Развитие общей и мелкой моторики. 2. Развитие восприятия пространственных отношений. 3. Восстановление прочной последовательности букв в слове и плавности переключения от одного элемента буквы к другому: - обучение анализу структуры слова с точки зрения последовательности звуков. - обучение осознанию смыслового значения порядка звуков в слове. - удержание этой последовательности. |
Нарушение чтения
Классификация нарушений | Проявления | Направления, задачи и методы коррекции |
1. Дефекты оптического восприятия буквенных знаков - оптическая дислексия. | Трудности узнавания букв, путают буквы. | 1. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. 2. Восстановление обобщённого дифференцированного восприятия букв: - восстановление восприятия букв, узнавание и называние отдельной буквы. - чтение слов, затем слогов, выделенных из них. |
2. Дефекты акустического восприятия звуков | "Угадывающее чтение" | 1. Развитие слухового восприятия и слухоречевой памяти. 2. Преодолевание "угадывающего чтения" путём перевода его на осознанный аналитико-синтетический процесс - восстановление значения буквы, её прочтения с помощью методов, использующих зрительно-кинестетический анализ звука. |
3. Патология динамики речевого процесса | Грубые персеверации, дефекты переключения с одного элемента на другой: "угадывающее чтение" | 1. Развитие общей и мелкой моторики, мимических мышц лица. 2. Перевод чтения на осознанный уровень - слитное чтение замещается побуквенным чтением - затем осуществляется послоговое чтение. |
4. Нарушение чтения как деятельности. | Затруднения в организации, программировании, регулировании и контроле процесса чтения. | 1. Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля. 2. Организация поведения в процессе чтения, т.е. создание мотивов деятельности, организация ориентировки, обеспечение стратегии чтения и контроля: - обучение чтению отдельных, не связанных по смыслу предложений; - чтение коротких текстов, состоящих из 2-3 смысловых кусков; - чтение с использованием метода "озвученного чтения" |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушение письма и чтения у детей.
Материал можно использовать на информационных стендах для родителей...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ. В настоящее время является общепризнанным, что между недо...
Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы для учащихся начальных классов со специфическими нарушениями письма и чтения.
В программе предложен план совместной работы учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы с учащимися, имеющими трудности в обучении....
Развитие навыков словоизменения у младших школьников, имеющих нарушения письма и чтения, на логопедических занятиях.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисграфия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. В ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1 классов «Шаги к успеху»
Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализ...
« Дифференциация звуков Б – П ». Конспект занятия с группой 2-го класса с нарушениями письма и чтения.
Занятие является заключительным по теме: "Дифференциация звуков Б-П" (2 класс)....
Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием.
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ Г МОСКВЫ Государственное бюджетное учреждение гимназия №1573...