"Виды транспорта" Открытое логопедическое занятие по развитию речи для 2 коррекционного класса
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Ондар Анай-Хаак Сорук- ооловна

Отркрытое логопедическое занятие по  развитию речи во 2 коррекционном классе. В группе 9 учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_transporta_plan_zanyatiya.docx50.4 КБ
Файл sain_ochur_voennyy_transport.pptx776.43 КБ

Предварительный просмотр:


План логопедического занятия

                           Тема: Урок развития речи. Виды транспорта.

Цели занятия:

  • Формирование и развитие коммуникативных навыков у учащихся с речевыми нарушениями.
  • Формирование и развитие  навыка планирования и регулирования функцией речи, развитие навыка построения рассказа на заданную тему,
  • Формирование и развитие навыков саморегуляции и самоконтроля при выполнении заданий.
  •  Развитие внимания, памяти, мышления.
  •  Развитие общего кругозора, любознательности.

Планируемые результаты:    

1.Учащиеся повысят уровень коммуникативной компетенции.

2. Закрепят навыки построения рассказа, навыки регулирования функцией речи.

3.Повысят уровень внимания и концентрации при самостоятельном выполнении заданий.

4.Расширится общий кругозор, повысится интерес к самостоятельному поиску знаний на данную тему.

Использованные технологии:    

  • - Здоровьесберегающая технология -  загадки, задание «Дорисуй картинку», музыка из мультфильмов
  • - Технология имитационного моделирования - игра-анаграмма, загадка-обманка, задания «Назови части», «Исключи лишнее», игровая физминутка.
  • -Поисковая технология - самостоятельное определение и формулирование цели занятия, сравнение, поиск различий в видах воздушного транспорта подготовка небольшого проекта по заданной теме.
  • -Информационно-компьютерные технологии- презентации по теме «Виды транспорта».

   

 

                                                    Ход занятия

  • Организационный момент:  Здравствуйте, ребята! Сядет тот, кто скажет, как сегодня добрался до школы, на чем?

                                                -Кто пришел пешком?

                                                -Кто приехал на автобусе?

                                                -Кто приехал на машине?

      2.  Определение темы урока : 

      Сегодня мы будем развивать нашу речь, а тему урока вы узнаете, мысленно дорисовав картинки , которые у вас на партах. Что у вас получилось?  

                                                                                     -Самолет                                                                                                        

                                                                                     -Автобус

                                                                                     -Автомобиль

                                                                                     -Поезд

                                                                                     -Корабль

     Как одним словом можно это назвать?                - Это транспорт.

О чем мы сегодня будем учиться говорить?       - Мы будем учиться говорить о транспорте.

3.Беседа по теме нового материала : 

1. Наземный транспорт:

 

   а)    Давайте скажем и покажем, как движутся средства транспорта:

Автомобиль (что делает?) едет.(Звук  Р-Р-Р-Р, движение «за рулем»)

     Пароход  (что делает?) плывет. (Звук У-У-У, волнообразные движения руками)

     Самолет (что делает?) летит. (Звук Л-Л-Л, руки в стороны, изображаем полет)

   б)   Посмотрите на таблицу. Здесь рассыпались слова. Надо прочитать слоги , составить слова из слогов и найти пять слов:

АВ    ЛО             БУС   МО        ТО      СИ           ЗО

          ПЕД                  ТО               БИЛЬ                                  ВИК

ГРУ     ТО       ВЕР                 ВЕ              ЛЕТ

     (Автомобиль, велосипед, автобус, вертолет, грузовик)

    Как вы думаете, ребята, какое слово здесь лишнее,

                                                                                     -Лишнее слово- вертолет.

   Почему?

                                                                                    -Потому что вертолет летит по небу, а другие виды транспорта - едут по земле.

       Вот какие бывают виды транспорта: наземный (подземный), водный, воздушный и мы их сейчас рассмотрим.

     в)А теперь загадку для нас приготовил Даша, будьте внимательны, это загадка-обманка:                                                                                      

  Я не кушаю, не пью,

Кока-колу не люблю

Мне бензин лишь только нужен

И на завтрак, и на ужин

По дороге мчусь вперед

Кто я ? Быстрый  …

                                                                                         -Это автомобиль!

       Если автомобиль едет по дороге, по земле, к какому виду транспорта он относится?

                                                                                        - Автомобиль относится к наземному виду транспорта.

        Кто управляет автомобилем?

                                                                                        - Автомобилем управляет шофер, водитель.

   Давайте составим предложения по картинкам:

  Автомобиль …   по  …  . Автомобилем управляет … .

  е)А это что, ребята?  (Фото школьного автобуса) Узнали?  Да, это наш школьный автобус. Назовите части автобуса:  

                                               - Кабина.

                                               - Салон.

                                               - Колеса. (Сколько колес у автобуса?)

                                               - Фары.   (Сколько фар у автобуса?)

                                               - Окна.

  Какая очень важная часть автобуса скрыта от нас, находится с другой стороны картинки?

                                                                             Это двери.

 Как нужно вести себя в автобусе? Почему?

        Ребята, мы, пешеходы, тоже являемся участниками дорожного движения. Кто расскажет,  как надо переходить дорогу? (Пешеходный переход, светофор, сначала посмотреть налево, потом направо.)

   А сейчас для вас задача, будьте внимательны:

  « В город ехало  2 автобуса. По дороге они встретили 3 грузовика, двигавшихся навстречу. Сколько машин ехало в город?»

                                                                                                         - 2 машины.

ж) А теперь отгадайте загадку, ее для нас выучила Раулина:        

Железные избушки                                                

Прицеплены друг к дружке

Одна из них вперед

Ведет всех за собой                                       -Это поезд!

                               

     Послушайте музыку и скажите из какого она мультфильма. Назовите главных героев.

 (Звучит музыка из мультфильмов  «Крокодил Гена», «Паравозик из Ромашково»)

     На чем пел свою знаменитую песню Крокодил Гена? - На вагоне поезда.

Давайте пропоем эти песенки со слогами  (мягкие и твердые согласные) ла-ля, ра-ря.

 

 з)    А теперь для вас логическая задача: «Чебурашка и Гена договорились встретиться и ехать вместе  в третьем вагоне. Сколько вагонов в поезде, если они встретились и ехали вместе, хотя Чебурашка сел в  третий вагон с начала, а Гена сел в третий вагон с конца?»

                                                                    - В поезде пять вагонов.

   Правильно.

и) Как называется дорога, по которой едет поезд?         - Поезда ездят по железной дороге.

 Кто управляет поездом?                                                - Поездом управляет машинист.

Давайте составим предложения по картинкам:

        Поезда ездят по   …   …   .      Поездом управляет    …   .

     Есть еще метро, ребята. Вагоны метро движутся под землей, чтобы быстро , без пробок доставить людей в большом городе. (Картинка метро).

   Если поезда ездят по земле, к какому виду транспорта они относятся?

                                            -Поезда относятся к наземному виду транспорта

   А метро, ребята, это подземный вид транспорта..

 

  2.  Водный транспорт

 Послушайте, ребята, что это за звук?  ( Шум моря)

   - На чем передвигаются по морю?         - На корабле.

   - Если на нем передвигаются по воде, как называется этот вид транспорта?

                                                                      - Это водный вид транспорта

  Посмотрите, какие бывают лодки. (Слайды).

А теперь нам надо составить словосочетания, подобрав слова с противоположным значением.  Обращайте внимание на окончания имен прилагательных:

    Пароход (какой?) старый.  Теплоход (какой?)  …   .

    Корабль (какой?) большой.  Лодка (какая?)  …   .

    Парусник (какой?) старинный. Яхта (какая?)   …   .

( новый, маленькая, современная)

   Кто управляет кораблем?                            - Кораблем управляет капитан.

Составим предложения  по картинкам:

       По морю …   …   .   …   управляет   капитан.

  Ребята, эти виды водного транспорта относятся к пассажирскому транспорту, но есть еще военный водный транспорт и научный водный транспорт. Какие лодки они используют, если им надо спрятаться или изучить подводный мир?

                                                        - Они используют подводные лодки.

 А теперь снова для нас задача:

   «Класс собрался на экскурсию на теплоходе по реке. Сколько понадобится двойных мест, если в классе 11 ребят?»

                                                        -Понадобится 6 мест.

Физминутка

  А теперь встаньте, ребята, немного отдохнем: ( Движения и проговаривание текста)

   Мы в автобусе сидим

   Во все стороны глядим (поворот вправо, влево)

   Он вперед везет ребят (два шага вперед)

   А дома бегут назад  ( два шага назад)

                                                     

  3.  Воздушный транспорт

А теперь прочитайте слово по стрелочкам и по цифрам. Что за слово получилось?

             а2

     е 6                    м3

о4

с1             т7            л5

                                                                           -Это самолет!

       По  чему летит самолет?                          - Самолет летит по небу.

      Если самолет летит по небу, по воздуху, к какому виду транспорта он относится?

                                                                          - Самолет относится к воздушному виду транспорта.

      Кто управляет самолетом?                       - Самолетом управляет летчик, пилот.

     Давайте составим предложения:

Самолет  …  по небу . Самолетом управляет   …   .

Вот снова для вас задача: «Летело несколько самолетов. Один впереди, два-позади, один позади, два -  впереди. Один между двумя. Сколько самолетов летело?»

                                                                           -Летело три самолета.

     Правильно.

    Ребята, скажите, что быстрее движется, поезд или самолет?

    А теперь такое задание:

    Прочитайте предложения, учитывая порядок увеличения скорости движения. Кто быстрее справится с этим заданием:    

      Путник шагает. Лошадь бежит. Черепаха ползет. Машина едет. Поезд мчится.

      ( Черепаха ползет.  Путник шагает. Лошадь бежит. Машина едет. Поезд мчится.)

      А если надо перевезти много груза, долететь до места, где самолету не приземлиться или надо вылететь срочно, на чем нужно лететь?   

                                                                                - Надо лететь на вертолете.                                                                                                   

( Вспомните, на чем  «Прилетит вдруг волшебник…» из песенки Крокодила Гены? –На вертолете.)                        

  Давайте сравним самолет и вертолет:

Различия

Самолет

Вертолет

Внешние различия

Крылья, длинный салон, размер больше

Винты, округлая форма кабины

Как движется

Взлетает с горизонтальным разгоном, покрывает большие расстояния

Взлетает вертикально

Назначение

Пассажироперевозки

Грузоперевозки, экстренные вызовы, труднодоступные места, в военных целях

    Ребята, вот мы сказали, что военные пользуются водными видами транспорта, как вы думаете, пользуются ли военные наземными и воздушными видами транспорта?             -Да, пользуются.

     Сайын  для нас приготовил небольшое сообщение о видах транспорта, которыми пользуются военные. Давайте послушаем.

 4.  Составление рассказа, пересказ.

   Итак, какие виды транспорта мы рассмотрели?        - Водный, наземный, воздушный.

 А теперь составим рассказ про транспорт из тех предложений, которые мы составили. Можно усложнить предложения, использовав антонимы.

( Презентация)

 Автомобиль   …   по  …    .  Автомобилем  управляет   …   .  Поезда  ...   по  …   …  . Поездом   управляет  …   . По морю  …    …    .  …   управляет капитан.  Самолет   …   по  небу.  Самолетом    управляет … . 

Кто хочет пересказать наш рассказ?  (Пересказ рассказа по опорной схеме.)

Молодцы, вы очень хорошо пересказали наш рассказ и хорошо потрудились на нашем уроке.

 

 5. Рефлексия

    Понравилось ли вам наше занятие? Оцените наше занятие по смайликам (1,2,3). Хотите узнать еще больше и уметь об этом рассказывать?

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                       «Гимназия №9» города  Кызыла

 План-конспект открытого логопедического занятия на тему

                               «Виды транспорта»C:\Users\ДС\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\IKNLYI46\Шапокляк_(мультфильм)[1].jpg

                         Подготовил: учитель-логопед МБОУ гимназии №9  

                         г. Кызыла Ондар Анай-Хаак Сорук-ооловна

                        Дата проведения: ГМО учителей-логопедов  города

                       20 декабря 2017 года.

                                 Кызыл 2017 год                                                                                                                                                                                                                                      


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Военный транспорт Подготовил : Очур Саин , 2 «и» класс МБОУ гимназии №9

Слайд 2

В военном деле транспорт очень важен, так как определяет мобильность и силу армии. В армии есть наземный, водный и воздушный виды транспорта.

Слайд 3

Есть военные автомобили. Это танки, БМП ( боевые машины пехоты), грузовики (носители различных орудий).

Слайд 4

Наземный военный транспорт

Слайд 5

Есть военные корабли: эсминцы, ракетоносцы, подводные лодки.

Слайд 6

Водный военный транспорт

Слайд 7

Есть военные самолеты и вертолеты. Российская военная воздушная техника – самая лучшая в мире.

Слайд 8

Воздушный военный транспорт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по развитию речи по теме: «Составление рассказа – описания. Лиса» ( 3 класс коррекционной школы VIII вида)

Развитие речи - процесс сложный, творческий.Цель урока достигнута в ходе интегрирования связей на различных уровнях: произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом, на уровне текста. Фор...

Фронтальное логопедическое занятие по развитию речи «Пишем письма»

Занятие разработано для учащихся 3 классаЦели:-  познакомить учащихся с видами писем, со структурой письма, его историей возникновения,   научить правильно оформлять письма;-  разв...

Логопедическое занятие по развитию речи в 3 классе по теме: «Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему»

Целью занятия является составление предложений по материалам наблюдений на тему «Новогодний праздник».К конспекту занятия предлагается  презентация....

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи для обучающихся 1 класса ( V вида ) для детей с ОВЗ

Это занятие было разработано для обучающихся 1 речевого класса в рамках коррекционно-развивающего занятия по курсу "развитие речи". На данное занятие были приглашены студенты и доцент кафедры олигофре...

Конспект логопедического занятия по развитию речи "Как на Камчатке медведь красоту искал"

Логопедичекое занятие расчитано на учащихся 2 - 3 классов на III  этапе коррекционной работы по развитию связной речи....

План-конспект логопедического занятия по развитию речи: "Атлас профессий. Дифференциация звуков [Ж] - [Ш]"

Новый информационный мир накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка. Интерес к информационным технологиям высок. Важно использовать не только традиционные методы обучения, но и со...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в 3 классе.

Данный конспект относится к лексической теме "Зима. Зимние виды спорта"...