Конспект логопедического занятия по развитию речи "Как на Камчатке медведь красоту искал"
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) по теме
Логопедичекое занятие расчитано на учащихся 2 - 3 классов на III этапе коррекционной работы по развитию связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_kak_na_kamchatke_medved_krasotu_iskal.docx | 426.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 1-2
по развитию связной речи учащихся с ОНР во 2-3 классах
III этап коррекционной работы
Пересказ сказки «Как на Камчатке медведь красоту искал»
на слух и по предметным картинкам.
Цели:
- продолжать формировать умение строить устное монологическое высказывание описательно-повествовательного характера с опорой на слух и на предметные картинки;
- учить выражать собственное мнение, его аргументировать с учётом ситуации общения, отвечать на вопросы;
- закреплять умение пользоваться диалогической формой речи;
- учить строить картинный план к заданному тексту;
-учить в правильной последовательности составлять деформированные предложения и предложения по двум предметным картинкам;
- обогащать словарный запас по теме «Ягода», «Рыба», родственными словами, пословицами;
- через эстетическое окружение прививать любовь к природе;
- развивать слуховую и речевую память, внимание, творческое мышление;
Оборудование:
Доска, карта Камчатки, сказка (приложение 1), сюжетные карточки, иллюстрации животных (Медведь, Дядя, Сурок, Ворон) (приложение 2), презентация «Как медведь красоту искал», карточка № 1(приложение 3) мяч, ручки, цветные карандаши, компьютер, мультимедийный проектор, картинки ягод и лосося.
Ход урока:
Этапы занятия | Дидактический материал |
-Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли готово к занятию. | |
II. Основная часть. 1. Подготовка речевого аппарата. Дыхательная гимнастика. Произнесение скороговорки. Пальчиковая гимнастика «Кулак – ребро», «Пальцы ходят». | Мячи для массажа рук. Водовоз вёз воду из-под водопровода. |
2. Сообщение темы урока. -Сядет тот, кто назовёт сказку. -Кто догадался, что мы сегодня будем делать? (читать сказку и пересказывать) -Как называется земля, на которой мы живём? - Чем знаменита наша Камчатка? -А каких животных водится на Камчатке больше всего? (медведей) -Значит о ком будет наша сказка? ( о медведе) 3. Повторение пройденного материала. - Что вы знаете о камчатских медведях? (ответы детей) - Что любят есть медведи? ( у детей перевёрнутые картинки ягод) - Переверните карточки и скажите, какая ягода водится в камчатских лесах?(дети выходят и ставят картинки на доску) - Какую красную рыбу вы знаете? Красная рыба называется одним словом ЛОСОСЬ - Сегодня мы отправимся в путешествие по Камчатке вместе с медведем. | Иллюстрации сказок. Выставка книг о Камчатке, о Кроноцком заповеднике, о Долине Гейзеров, о животных Камчатки, корякские и ительменские сказки. На доске: Карта Камчатки Слова: Тихий океан, Вулканы, Кроноцкий заповедник, Долина Гейзеров, лосось Ягода - (картинки ягод- жимолость, брусника, облепиха, рябина, голубика, шикша. Рыба – лосось(картинка пород лососёвых) |
4. Чтение учителем сказки. - Я вам прочитаю сказку (Приложение 1), а вы внимательно слушайте и запоминайте, а в конце попробуйте дать название нашей сказке. Беседа по содержанию: - О ком прослушали сказку? - Что в сказке делал Медведь? - Значит как назовём сказку? (Вывешивается название сказки ) - Давайте выставим картинки на доску, с кем встречался медведь (Приложение 2). - Что мы составили? (картинный план) - Что мы узнали про медведя? - Кто однажды появился в небе над речкой? (Однажды в небе над речкой появился ворон) - Куда ворон позвал медведя? ( Ворон позвал медведя в горы.) -Зачем позвал? (искать красоту) - К кому Медведь отправился за советом?( к дяде) -Что сказал дядя? - Куда медведь попал дальше? ( в долину Гейзеров) - Кого встретил? (сурка) - Где медведь нашёл красоту? 5. Работа с пословицами в паре. - Соберите из двух половинок пословицу и прочитайте. - Какая пословица подойдет к сказке? | На доске: «Как на Камчатке медведь красоту искал» Иллюстрации животных: Медведь, ворон, дядя- медведь, иллюстация гейзера, сурок. Пословицы: Родная земля и в горсти мила. Поспешишь-людей насме-шишь.Всякому мила своя сторона. |
6. Физминутка (координация речи с движением). Дети идут по кругу и изображают разных животных. | Жарким днём лесной тропой звери шли на водопой. За момой-лосихой топал лосёнок, За мамой- лисицей крался лисёнок, За мамой- ежихой катился ежонок, За мамой – медведицей шёл медвежонок, За мамой-белкой скакали бельчата, За мамой-зайчихой – косые зайчата, Волчица вела за собою волчат, все мамы и дети напиться хотят. (Дети изображают детёнышей животных). |
7. Работа над деформированными предложениями. - Прослушайте текст и скажите какое слово всё время повторяется?( медведь) - Красивая ли наша речь, если повторяется одно и то же слово? (нет) - Мы сейчас отредактируем текст, используя слова для справок (приложение 3) - Проверка. Далее учитель-логопед предлагает выйти и пересказать первую часть сказки. 8. Работа над II частью «Встреча с вороном» (Инсценировка диалога Медведя и Ворона). Предлагается двум ученикам выйти к доске и инсценировать диалог Медведя и Ворона. | Текст: Недалеко от Тихого океана, на берегу маленькой речки жил большой медведь. Медведь любил поспать. Если медведь не спал, то ловил лосося. Однажды к медведю прилетел ворон и пригласил искать красоту. И медведь задумался. |
9. Работа с III частью сказки «Встреча с Дядей». Распространение предложений. Игра «Добавь слово» . - Я начинаю, а вы добавляете по одному слову и предаёте ход следующему ученику. Красота – это брюхо. ( на доске графическая схема предложений от трёх слов до шести) Красота- это лосось. Красота –это ягода. Красота – это сон. - Кто восстановит всю часть? 10. Физминутка для глаз. 11. Работа с IV частью «Долина гейзеров» - затем куда попал медведь? ( забрел в широкую впадину) - Что он там увидел? (деревья, разноцветная трава, земля дымилась и бурлила, кипела глина, ударил фонтан кипятка – гейзер) 12. Пересказ Vчасти «Встреча с сурком» - Куда забрёл медведь, гуляя по Долине Гейзеров? - Почему медведь испугался и прыгнул в воду? - С кем он встретился в Долине Гейзеров? - Как понимал сурок красоту? -Куда позвал его медведь? 13. Чтение учителем VI части «Возвращение домой» Игра «Кто самый внимательный». - Я читаю, а вы заканчиваете предложение. -Кто попробует пересказать эту часть? III. ИТОГ - Чем мы занимались на уроке? -Чему учит эта сказка? Вывод: Природа Камчатки красива и неповторима в разные времена года по своему. Мы не всегда можем путешествовать по разным местам и знакомиться с культурой родного края. В этом вам помогут книги, которые вы можете взять в библиотеке, видеофильмы, сказки о камчатке. - На следующем занятии продолжим отрабатывать пересказ сказки. Рефлексия. - Что я узнал… - Мне понравилось… Сегодня вы хорошо потрудились (слова каждому ребёнку) и вручение медали: Самый внимательный Самый активный Самый артистичный Самый умный Самый доброжелательный | Дети: 1.Красота – это толстое брюхо. Красота – это крупный лосось. Красота – это крупный жирный лосось. 2.Красота – это ягода. Красота – это вкусная ягода. Красота – это вкусная сочная ягода. Красота – это вкусная сочная сладкая ягода. 3.Красота – это сон. Красота – это послеобеденный сон. Красота- это сладкий послеобеденный сон. Слова для справок на доске: Широкая впадина Разноцветные травы Странные белые пятна Чудесная поляна Зашумела горячая вода Ударил фонтан кипятка |
Литература:
- А.Нечаев «Ка медведь красоту искал», ЛОГАТА, Москва, 1993 г.
- Презентация «Как на Камчатке медведь красоту искал». https://docs.google.com/presentation/d/e/2PACX-1vTY7h3rAbf7ZY8bTMPYj9OT_of_birr6OoPZpfDJhS63WRxLyAGGoxyMxgx1-r2DEsH1g9Kw1R9Drv4/pub?start=true&loop=false&delayms=3000&slide=id.g359ba0d023_0_8
Приложение 1
Андрей Нечаев
Сказка
«Как медведь красоту искал».
(Слайд 1) Недалеко от Тихого океана, на берегу маленькой речки жил (Слайд 2)большой медведь. Как и все медведи, он любил поспать, (Слайд 3) ловить в речке лосося(Слайд 4) и прогуливаться по берегу озера, (Слайд 5) глядя на вулкан. И находилось это место на земле, которую люди называют Камчаткой.
(Слайд 6) Однажды в небе над речкой появился ворон.
- Эй, медведь! – позвал ворон. – Хватит спать! Вылезай из кустов. Иди в горы!
- А что там, в горах-то? – сонно пробурчал медведь.
- Красота! – крикнул ворон.
- А что это такое – «красота»?
Но ворон ничего не ответил. Только громко каркнул и улетел. (Слайд 7)И медведь задумался.
Он решил посоветоваться (Слайд 8) со своим дядей, который жил на соседней речке.
- Красота? Разумеется, я знаю, что это такое, - сказал дядя и похлопал себя по огромному брюху.
- Видишь, какой я толстый? Это и есть красота.
А ещё красота –
(Слайд 9) это большой и жирный лосось с икрой,
(Слайд 10) много- много крупной и сочной ягоды
(Слайд 11) и сладкий послеобеденный сон. Вот так. Понял теперь?
- Понял, - вежливо кивнул медведь. И отправился прямо в горы.
(Слайд 12)
Он долго шёл и забрёл в широкую впадину. На дне впадины росли деревья и разноцветная трава.
Медведь остановился, поражённый тем, что увидел. (Слайд 13) Земля перед ним дымилась и бурлила, как будто кто-то подогревал её снизу огнём.
(Слайд 14)
В одном котле вскипала и пузырилась белая глина, в другом сердито булькала и плескалась глина розовая.
- Наверное, это и есть «красота», - подумал он.
(Слайд 15)
Неожиданно что-то зашипело, и прямо перед косолапым ударил в небо фонтан кипятка!
(Слайд 16)
-Что это? – в ужасе воскликнул медведь и прыгнул в реку.
- Это гейзер, - ответил ему тоненький голосок.
(Слайд 17)
Из–под камня высунулся сурок. Медведь сидел в воде и опасливо озирался. Гейзер перестал поливать кипятком, и мишка перевёл дух.
(Слайд 18) усталым голосом
-Послушай, сурок, есть тут у вас «красота» или нет? - устало сказал медведь.
- Я не знаю, - огорчённо пропищал сурок.- Но я слышал от одного ворона, что где-то внизу есть озеро с вулканом и речка, в которой водится ярко - красная рыба.
-Вот, где красота! – сказал сурок.
-Погоди, погоди, но ведь я живу на этой самой речке! - заволновался медведь.
-Счастливый… - вздохнул сурок. – Значит, ты видел «красоту». Какая она?
- Красота?- задумался медведь. – Ну она такая… Знаешь, идём со мной, и сам всё увидишь!
- Не могу. Зима скоро. Надо запасаться, - сказал сурок. И тут медведь спохватился. Скоро зима! А он ещё не нагулял жира для зимней спячки!
(Слайд 19) И медведь бросился обратно к озеру и своей речке.
И как только прибежал, сразу принялся ловить и есть лосося,
навёрстывая упущенное.
Утолив голод, он вышел на берег озера.
(Слайд 20) За вулканом в горах садилось солнце. Медведь смотрел на полыхающее небо, на вулкан, на отражение в озере и вспоминал сурка. И вдруг неожиданно для себя произнёс:
-Красота…
Приложение 2
Ворон
Сурок
Дядя
Медведь
Приложение 3
Карточка 1
1.Отредактируй предложения. Замени слово медведь так, чтобы оно не повторялось в каждом предложении. Используй слова для справок.
Недалеко от Тихого океана, на берегу маленькой речки жил большой медведь. _________________ любил поспать. Если _______________
________________ не спал, то ловил лосося. А ещё _______________
__________ любил гулять по берегу озера, глядя на вулкан.
Однажды к ____________________прилетел ворон и пригласил искать красоту. И _________________________задумался.
Слова для справок: он, у него, к нему, косолапый, хозяин леса, лесной зверь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи младших школьников в 4 классе VII вида
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи младших школьников в 4 классе VII вида.Тема: Восстановление деформированного текста по серии картинок «Зимой». Цели ...
Конспект логопедического занятия-игры "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Дифференциация звуков [Р-Л]"
Конспект логопедического занятия-игры по коррекции дисграфии смешанного вида....
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи по картине С.Я. Куприянова "Зима в лесу"
Материал конспекта может быть использован логопедами, учителями 1 классов по развитию связной речи детей, по обогащению словарного запаса, по развитию грамматически правильной речи. Дети научатся прав...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи по картине С.Я. Куприянова "Зима в лесу"
Материал конспекта может быть использован логопедами, учителями 1 классов по развитию связной речи детей, по обогащению словарного запаса, по развитию грамматически правильной речи. Дети научатся прав...
Конспект логопедического занятия по развитию навыка анализа текста на предложения у учащихся 2-3 классов.
Конспект логопедического занятия для учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы по теме: "Летние каникулы".Цель данного занятия: Научить анализировать текст и выделять в нём законченные смысловые ...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в условиях логопункта при массовой начальной общеобразовательной школе.
Данный конспект занятия рассчитан для детей общеобразовательной школы с речевыми нарушениями. Данное занятие позволяет сформировать и закрепить у детей навыки правильного употребления приставок в разл...
Конспект Логопедического занятия по развитию мелкой моторики рук Тема: «В гостях у диких животных».
Конспект индивидуального логопедического занятия. 1 кл....