План-конспект логопедического занятия по развитию речи: "Атлас профессий. Дифференциация звуков [Ж] - [Ш]"
план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме

Новый информационный мир накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка. Интерес к информационным технологиям высок. Важно использовать не только традиционные методы обучения, но и современные информационные технологии.

Современный мир развиавется и ведет к появлению новых профессий на рынке труда, добавляя новые термины. Одним из направлений коррекционной логопедической работы является уточнение и обогащение словарного запаса, путем накопления новых слов. Использование ИКТ-технологий позволит повысить интерес, качество, эффективность коррекционной, логопедической работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

" Атлас профессий. Дифференциация звуков [Ж] - [Ш]"

Слайд 3

Найди слова Ю Е Ё В Я И Р Е Ю Я Ё А Е И ЁЧ Я Ю И Е А Э Ы О Ш О А Ы В Ы О Э Е А Э У Я Ы У У И Е П Э Я О Э Ю Ё В Я И А Ы Э Р Е Ё Я Ю А Ю Г И Э Р А О У Ю З Ы Е Ч Э Я И Ю И К Ы

Слайд 4

"Встреча мастеров"

Слайд 5

Игра"Путаница" Маляр шьет одежду. Фармацевт лечит больных. Повар печет хлеб .

Слайд 6

"Для кого эти предметы"

Слайд 7

Сравнительная характеристика звуков Ж - Ш Ш Ж Ш

Слайд 8

ко пи рай тер ба йер ко у чер

Слайд 9

К концу подходит наш урок! Давайте подведем итог: Мы потрудились все на славу, И в этом убедились сами



Предварительный просмотр:

Разработка логопедического занятия

Тема: "Атлас профессий.  Дифференциация звуков [Ж] - [Ш]"

1 класс

                                                                                   Автор: учитель-логопед

                                                                                                               г.Томск, МАОУ "Планирование карьеры"

                                                               Яловая Е.А.

Актуальность.

Новый информационный мир накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка. Интерес ребенка к информационным технологиям высок. Важно, организовывая образовательный процесс, использовать не только традиционный методы коррекционного воздействия, но и современные информационные технологии, а именно компьютер.

Новые технологии ведут к появлению новых профессий на рынке труда, добавляя новые термины. Одним из направлений коррекционной логопедической работы является уточнение и обогащение словарного запаса, путем накопления новых слов.

Использование ИКТ-технологий на логопедических занятиях позволяет повысить интерес, значит и качество, эффективность коррекционной работы. Сочетание традиционных и современных методов позволяет повысить мотивацию к саморазвитию, преодолению речевых нарушений ребенка.

Характеристика обучающихся.

Данное занятие рассчитана на группу обучающихся 1 класса, имеющих общее недоразвитие речи 3 уровня. Оно направлено на расширение представления о профессиях, совершенствование навыка построения предложения, уточнение умения дифференцировать звуки Ж-Ш.

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса, имеющих

 Общее недоразвитие речи, 3 уровня.

Ф.И.О. учителя-логопеда

Яловая Елена Александровна

Класс

1 класс

Логопедическое нарушение: общее недоразвитие речи, 3уровень

Тема занятия.

"Атлас профессий.  Дифференциация звуков [Ж] - [Ш]"

Тип занятий

Фронтальный, комбинированный

Используемые технологии

1. Проблемно-диалогическая технология.

 2. Здоровьесберегающие технологии.

3. ИКТ-технологии.

4. Технология оценки учебных достижений

Цель занятия

Расширение представления о профессиях. Уточнение умения дифференцировать звуки Ж-Ш. Совершенствование навыка построения предложения.

Задачи

образовательные

коррекционно-развивающие

воспитательные

- развивать, уточнять навыки различия звуков [Ж] - [Ш],

-обогащать словарный запас,

- развивать связную речь

-развивать фонематического слуха

-развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза

-развивать зрительное и слуховое внимание

-развивать пространственные представления

-развивать мелкую и артикуляционную моторику

- воспитывать активность обучающихся на занятиях

- развивать самоконтроль за речью

- развивать интерес к учебным занятиям

Универсальные учебные действия

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

-формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

 - создать условия для воспитания положительного интереса к логопедическому занятию.

- развивать умение высказывать свое предположение;

 - учить принимать и сохранять учебную задачу

- развивать умение слушать и понимать других;

- учить работать в паре;

- учитывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции, позиции других людей.

- развивать умение находить и структурировать информацию;

- на основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам;

- находить ответы на вопросы в тексте.

Оборудование

компьютер, презентация, раздаточный материал (карточки с индивидуальными заданиями), иллюстративный материал, цветные карандаши, ручка, рабочие тетради

Организационная структура логопедического занятия

Основные этапы организационной учебной деятельности

Задачи этапа

Содержание педагогического взаимодействия

дидактический, раздаточный материал

деятельность учителя

деятельность обучающихся

формируемые УУД

1. Орг. момент

1.Установление эмоционального контакта

2. Активизация внимания

3. Развитие межполушарного взаимодействия

- Придумано кем-то просто и мудро

при встречи здороваться: доброе утро!

- Продолжите слова приветствия и просто вежливые слова.  Называя слова, вы маршируете, высоко подняв колени, касаясь одноименной ладонью.

Дети  проговаривают слова, маршируя

Коммуникативные:

-развитие эстетических чувств, доброжелательности

2. Подготовительный этап

2.1Артикуляционная гимнастика

1. Развивать моторику артикуляционного аппарата

ИКТ  слайд№2

 -индивидуальные зеркала

-Поприветствуйте свой язычок и сделайте упражнения перед зеркалом,

- Контролируйте правильность выполнения

Обучающиеся выполняют артикуляционные упражнения.

 

Познавательный:

-владение рядом артикуляционных упражнений

-определять необходимую информацию

Коммуникативные: - умение слушать, участвовать в коллективной работе, формулировать свое мнение

Регулятивные:

-осознание качества и уровня умения, сличать выполненное действие и результат

2.2 Отхлопывание ритмического рисунка

Развитие слухового внимания

- внимательно послушайте и повторите за мной рисунок:

 -...-...-

- - ... - - ...        

- обучающие отхлопывают ритм за логопедом

3. Мотивационно-целевой этап

31. Формулировка темы занятия.

3.2 Постановка цели занятия

1.Обеспечить актуализацию знаний

2. Подготовить детей к самостоятельному формулированию темы занятия

3.Развивать устойчивость внимания, наблюдательность

 ИКТ Слайд №3

- индивидуальный раздаточный материал - карточка, на которой написаны в четыре ряда буквы.

- Зарядка для внимания

-у каждого есть дорожка, а которой написаны буквы, прошу вас:

- красным карандашом в 1 ряду зачеркните гласные, которые указывают на мягкость согласного звука,

- во 2 ряду -гласные первого ряда,

 - в 3 ряду- все гласные, кроме О, А

- в 4 ряду - все гласные кроме У.И

- из оставшихся букв каждой строки  составьте слова

- о чем сегодня будем говорить?

-Наш разговор будет о профессиях уходящих и будущих.

- Выполнив задания, дети читают слова: врач, швея, повар, грузчик.

- Сегодня будем говорить о профессиях.

Познавательные:

-умение ориентироваться в системе полученных ранее знаний, следить и выделять необходимую информацию

Коммуникативный:

-участвовать в коллективном обсуждении, взаимодействовать с обучающимися

Регулятивные:

-принимать учебные цели задачи,

умение анализировать условия задачи

4.Открытие новых знаний

Поисково-исследовательский

этап

-корректировать представление о звуковом составе слова

- развивать навык построения ответа на вопрос,

- расширять, обобщить и систематизировать знания обучающихся о профессиях

ИКТ  Слайд№4,

- Любая профессия приносит пользу, и даже уходящую профессию нужно помнить и брать важные умения.

( Игра: "Встреча мастеров")

-Давайте встретим мастеров разных профессий.

- Определи из двух слов, название профессии.

строитель-лопата,

стекольщик-стеклорез, столяр-рубанок, фонарщик-гасильник,

извозчик- тарантас, скоморох - Бармалей

- Все ли профессии сейчас существуют?

-Что делали эти работники?

- Какие остались, но называются иначе, как?

Дети называют профессии:

строитель

стекольщик

столяр

фонарщик

гасильщик

извозчик

скоморох

- Профессий - фонарщик, гасильщик извозчик, уже нет.

-Зажигали, гасили уличные фонари, возили людей,

- Остались: строитель

Называются иначе:

извозчик - водитель: "Извозчик возил людей". "Водитель возит людей".

стекольщик-сборщик окон,

скоморох-актер,

столяр - краснодеревщик

Познавательный:

- умение слушать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выделять главную мысль

Коммуникативные:

-умение слушать, вступать в диалог, участвовать в обсуждении, умение выражать свои мысли

Регулятивные:

- умение оценивать правильность своих действий и действий других, умение планировать свои действия в зависимости от цели и условий

4.1Развитие звукового анализа

ИТК

Слайд № 5

индивидуальные фишки-звуки

Игра "Путаница"

-Исправьте ошибку в предложении. Правильное название профессии и сделайте звуковой анализ слова, используя фишки.

-Швея, врач, пекарь - делают звуковой анализ слова, используя фишки

4. 2.Развитие грамматического строя речи

ИКТ Слайд №6

Индивидуальные карточки с рисунками,

индивидуальные схемы слова-предложения

Игра: "Для кого  эти предметы"

 (настольная игра)

- У нас остались предметы.

- Для кого принесли этот предмет?

-Что ими будет делать?

(отвечая на вопрос, выкладываем схему предложения)

- Кисти для художника. Он будет писать, рисовать картину.

- Швейная машинка для швеи. Она будет шить платье.

-Пожарный рукав для пожарника.  ОН будет тушить пожар.

-Тягач для шофер. Он будет возить груз.

4.3 Физминутка

Быть шофером хорошо, а летчиком лучше. Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат. Наливают в бак бензин. Завожу пропеллер. В небеса мотор вези, чтобы птицы пели.

крутят руль

расставив руки, покачиваются

наклоны вперед,

круговые движения рук

бег на месте, расставив руки-крылья в сторону

4.4 Коррекция слуховой дифференциации

уточнение знаний, совершенствование слухового внимания, звуковой анализ

ИКТ

Слайд №7

артикуляционный уклад звуков  

  [Ж] - [Ш]

индивидуальные карточки букв Ш, Ж

-Послушайте название профессий  и определите, что у них общего?

 Швея, художник, пожарный, шофер.

- Соотнесите звук с артикуляционной схемой и назовите их различию.

Игра "Жонглер".

- Назову вам действие, а вы определите, какой звук  [Ж] - [Ш] в этом слове.

- Человек, какой профессии эту работу выполняет?

тушит

стрижет        

шьет

пишет

ухаживает

сажает

- Парные согласные звуки  [Ж] - [Ш]

ж-звонкий, ш- глухой

Ш-пожарный-Ж,

 Ж-парикмахер,

Ш-швея Ш

Ш-художник Ж

Ж- птичница

Ж-садовник

4.6 Обогащение новой информацией.

Слоговой синтез

ИТК

Слайд №8

- Мы говорили о профессиях, которые были или есть сейчас.

- А что нас ждет впереди?

-Слоги рассыпались. Расставьте слоги по местам и прочтите слова.

копирайтер-пишит статьи, тексты, рекламы,

байер- находит и закупает товар в магазин

коучер- раскрывает возможности сотрудника, помогает развитию его

копирайтер

байер

коучер

5. Рефлексивно-оценочный этап

-Что нового сегодня узнали?

-Чему научились?

-Какая профессия запомнилась и чем?

- какая профессия вызвала интерес?

Познавательные:

-умение обобщать знания, анализировать, контролировать, оценивать результат;

Коммуникативные:

-рефлексия в своих действиях;

Регулятивные:

-умение осуществлять пошаговый контроль оп результату.

Используемая литература.

  1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1995
  2. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1978
  3. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - М., Аст, Астрель, 2002. – 94 с
  4. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 летс ОНР - М., "Издательство ГНОМ"-2006
  5. http://atlas100.ru/
  6. www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOV



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих ФФНР, нарушения письма и чтения на тему: «Путешествие в страну невыученных уроков. Разделительный мягкий знак в словах».

Данный план-конспект составлен в соответствие  с учебной программой занятий по курсу: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов». Программа составлена  учителе...

План-конспект группового логопедического занятия по коррекции дизартрии с учащимися VIII вида

В плане-конспекте по теме "Развитие дыхания" представлены разнообразные задания, направленные на развитие дыхательных эскурсий, работе над звукопроизношением....

Звук и буква Б. Логопедическое занятие по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза.

Звук и буква Б. Логопедическое занятие по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза....

План-конспект подгруппового логопедического занятия на тему: Автоматизация звука [с] в односложных и двусложных словах. (1 класс).

Тема: Автоматизация звука [с] в односложных и двусложных словах.  (1 класс). Цель: закрепление правильного произношения звука [с] в словах.Задачи:Коррекционно-образовательные: закрепить...