Логопедическое занятие по развитию речи в 3 классе по теме: «Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему»
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

Иванова Венера Ивановна

Целью занятия является составление предложений по материалам наблюдений на тему «Новогодний праздник».

К конспекту занятия предлагается  презентация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_3_klass.docx511.41 КБ
Файл razvitie_rechi.pptx1.73 МБ

Предварительный просмотр:

КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная)

начальная школа – детский сад №2» Минобразования Чувашии

Логопедическое подгрупповое занятие

по развитию речи в 3 классе

по теме:

«Составление предложений

по материалам

наблюдений на данную тему»

Составила и провела

учитель-логопед

1 квалификационной категории

Иванова В.И.

Чебоксары

декабрь, 2013 год

Цель: составление предложений по материалам наблюдений на тему «Новогодний праздник»

Образовательные задачи:

  • развивать умение определять части речи;
  • закреплять умение составлять словосочетания между существительным и  прилагательным; упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе;
  • формировать умение составлять предложения;
  • пополнить лексический запас обучающихся, дать сведения о словах «маскарад», «маскарадный»;
  • учить использовать средства выразительности для описания своих наблюдений.

 Коррекционные задачи:

  • учить составлять предложения, связывая слова друг с другом по смыслу и грамматически, оформлять в конце нужным знаком;
  • развивать зрительную память;
  • развитие умения слушать, запоминать инструкцию, действовать по инструкции.
  • Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе.
  • продолжать развивать мимическую мускулатуру лица.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • воспитывать навыки работоспособности, целеустремленности в решении учебно-практических действий и  речевых задач.

Оборудование:

  • плоскостная ёлочка
  • плоскостные шары со словами
  • карточки со словами

   

праздник

ёлка

дождь

колокольчик

 зал

 шары

огоньки

костюм

огромные

красивый

золотые

маскарадный

серебряный

нарядная

весёлый

разноцветные

  • презентация к занятию
  • сувениры
  • искусственная ёлочка
  • новогодние игрушки

Ход занятия.

Этап

Задачи

Название

упражнения

Действие

учителя-логопеда

Действия

учащихся

1.

Организационный

момент:

Развитие мимической мускулатуры

Мимическая гимнастика

- Ребята, какой самый любимый праздник детворы скоро наступит?

- Правильно! Все ребята очень любят этот праздник.

  • Все ребята всегда радуются подаркам от Деда Мороза. Покажите свою радость подарку мимикой лица.
  • На новогоднем празднике можно встретить кого угодно. Представьте, что вы увидели страшного разбойника Бармалея. Вы испугались.
  • Вам позволили нарядить ёлку. Совершенно случайно вы роняете любимый новогодний шар. Покажите огорчение.
  • Папа принёс домой еловую веточку. Вы решили погладить её, но вдруг … укололись. Вам больно.
  • На ёлку в зал кто-то пришёл в невероятно смешном костюме. Вам смешно.

Новый год!

Мимические движения: радость, страх, огорчение, боль,

смех

2

Развитие умения определять части речи

Повторение

Как хороша новогодняя ёлка!

Как нарядилась она – погляди!

Платье на ёлке зелёного цвета,

Яркие бусы блестят на груди.

Елка у нас высока и стройна,

Вечером вся засверкает она

Дерево лучше нигде не найдёшь!

С ёлкой хорошей и праздник  

                                              хорош!

- Посмотрите сколько разноцветных шаров на нашей ёлочке. Шары загадочные, необыкновенные на них слова.

Посмотрите  и определите, чем отличаются слова справа от слов слева.

 - Правильно, слева это слова, обозначающие предмет или …., а справа – слова, обозначающие признак предмета.

- На какие вопросы отвечают слова левого ряда?

- На какие вопросы отвечают слова правого ряда?

- Назовите существительные единственного и множественного числа.

Слева:

праздник, ёлка, дождь, колокольчик, зал, шары, огоньки, костюм.

Справа:

огромные, красивый, золотые,

маскарадный,

серебряный, нарядная, весёлый, разноцветные

3.

Пополнение лексического запаса

Учитель-логопед показывает маску.

-     Ребята, вы знаете, что это?

- Выберите из данных слов однокоренное слово к слову маска.

- Давайте вместе подберём  ещё одно существительное с корнем маска.

- Вы знаете, что означает слово маскарад?

«Маскарадом» называлось любое явление, при котором имело место изменение внешнего вида с целью украшения, сюрприза. Маскарады возникли в Италии, а оттуда распространились по другим странам. Маскарад это костюмированный бал.

- Составьте словосочетание, используя слова на ёлке, со словом «маскарадный».

Маска – маскарадные

Маска – маскарад

маскарадный костюм

4.

Развитие умения слушать, запоминать инструкцию, действовать по инструкции.

Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе.

Постановка цели

- Перед вами карточки, на которых записаны слова нашего занятия. Соединяя линиями слова, составьте с ними словосочетания.

праздник веселый, елка нарядная, дождь серебряный, колокольчики золотые, зал красивый, шары огромные, огоньки разноцветные, маскарадные костюм.

5.

Снять мышечное напряжение, расслабить мышцы тела

Физминутка

Выполнение упражнений по презентации.

Выполняют упражнения.

6

Закрепить умение работать с деформированным предложением

Работа со словами

- Ребята, посмотрите внимательно на слайд.  Скажите, что нам следует сделать с этими словами?

надели, костюм, ребята, маскарадный,

ёлка, много, на, маскарадный, ребята, в, костюм

Ребята надели маскарадные костюмы.

На ёлке много ребят в маскарадных костюмах.

6.

Формировать

умения составлять  грамматически правильные предложения.

Составление предложений

Теперь  составим предложения. Помните о том, что в одном предложении может быть не одно, 2-3 словосочетания, их можно объединить в одном предложении, т.е. их перечисление. Запоминайте полученные предложения.

В красивом зале стоит нарядная елка. Дети  украсили ее разноцветными огоньками, золотыми колокольчиками, серебряным дождем, огромными шарами. Ребята надели маскарадные костюмы. Наступил веселый праздник!

7.

Формировать

умение оценивать результат своего труда.

Подведение итога.

Прочитайте получившиеся предложения.  Понравились ли вам предложения. Как вы думаете, у нас может получиться рассказ из этих предложений. Почему?

Как вы думаете, а какая тема связывает предложения?

Вспомните, что мы составляли на занятии?

С чего мы начали составлять предложения?

Ребята, как вы думаете, вы справились с заданиями занятия, всё ли у вас получилось?

Я, то же, думаю, что с заданиями вы справились. И на память об этом занятии хотелось бы вам и нашим гостям подарить небольшие сувениры,  на добрую память.

Вы ребята молодцы, справились с поставленной задачей. Молодцы!

А в группе продлённого дня я предлагаю вам украсить  ёлочку в классе новогодними игрушками.

Предложения связаны друг с другом по смыслу, по одной теме.

Новый год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

М а с к а р а д

Слайд 4

Маскарад - маска а а д маскарада д нет

Слайд 5

Маскарад карнавал бал гулянье

Слайд 8

07.03.2015 8

Слайд 9

07.03.2015 9

Слайд 10

07.03.2015 10

Слайд 11

07.03.2015 11

Слайд 12

07.03.2015 12

Слайд 13

07.03.2015 13

Слайд 14

07.03.2015 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи 3 класс "Изложение на слух воспринятого текста по коллективно составленному плану «Яшина варежка»"

Цели:·        Формировать умение воспроизводить текст в определенной последовательности;·        Учить анализировать текст, точно ...

Развитие речи. 1 класс. "Столовая. Составление рассказа по серии сюжетных картин на основе личного опыта обучающихся".

Целью данного урока является формирование умения составлять связный рассказ по теме "Столовая" с опорой на сюжетные картинки и речевой материал....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Урок развития речи 2 класс Составление рассказа – описания по картине Ф. П. Толстого

Разработка материала по  картине Ф. П. Толстого Букет цветов, бабочка и птичка...

Интегрированное занятие по теме: «Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений. Развитие эмоционального интеллекта»

Тема. Составление предложений, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений. Развитие эмоционального интеллекта.Цели:1.        развивать умение со...