Логопедическое занятие по развитию речи по теме: «Составление рассказа – описания. Лиса» ( 3 класс коррекционной школы VIII вида)
план-конспект урока по логопедии (3 класс) по теме
Развитие речи - процесс сложный, творческий.Цель урока достигнута в ходе интегрирования связей на различных уровнях: произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом, на уровне текста. Формировались навыки исследовательской деятельности обучающихся через создание картинно-цифрового плана рассказа-описания. В процессе занятия создавались: речевые ситуации, определяющие мотивацию собственной речи обучающихся; психологические предпосылки к успешному овладению речью детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие по развитию речи по теме: «Составление рассказа – описания. Лиса» ( 3 класс коррекционной школы VIII вида)
Цели:
1. Формировать исследовательскую деятельность:
- учить рассматривать признаки предмета через различные сенсорные каналы, доказывая, что описательный рассказ получается только тогда, когда описаны все признаки предмета;
- формировать умение совершенствовать написанное, а именно: находить и исправлять ошибки, допущенные в содержании текста( на основе осознания особенностей текста-описания);
- расширять словарный запас путём образования словоформ, подбора синонимичных рядов, слов-омонимов;
- учить работать по картинно–цифровому плану.
2. Развивать и коррегировать познавательные процессы: зрительно-слуховую память, внимание, наглядно-образное мышление.
3. Воспитывать любовь к природе, животным.
Оборудование:
– наборное полотно;
– картинки с изображением лисы и лисят (животные) и лисят ( грибов);
– подборка книг-сказок, в которых лиса – действующее лицо;
– картинно-цифровой плана рассказа–описания (контурное изображение лисы на альбомном листе) для каждого ученика.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент: приветствие.
II. Введение.
1. Отгадайте: о каком животном мы будем говорить на занятии?
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её – …( лиса).
2. Какая из схем подходит к слову лиса и почему?
3. Буквенно – звуковой анализ слова лиса.
4. Какая гласная безударная? Каким словом проверим? (Лисонька).
5. Развитие мелкой моторики.
Лисоньки в футбол играют,
Все друг друга догоняют,
Всё – бегом, вприпрыжку, вскачь,
Все хотят ударить мяч.
Каждый забивает гол –
Хорошо играть в футбол.
III. Повторение.
1. Словоизменение. Работа по образованию форм единственного, множественного числа имён существительных.
Задание: распределить слова в два столбика:
(она) | лиса, лисица | (они) лисы, лисицы |
Ласково: | лисонька | лисоньки |
Детёныши: |
| |
(он , один) | лисёнок | (они) лисята |
Работа с наборным полотном. Выставление карточек по ходу занятия.
2. Работа по подбору слов – омонимов.
Что ещё мы можем назвать лисятами?
Чтение стихотворения, демонстрация картинки с лисятами – грибами.
– Кто вы?
Мы – лисички, дружные сестрички.
Ну а вы – то, кто же?
Мы лисички тоже.
– Как, с одной-то лапкой?
– Нет, ещё со шляпкой.
За схожесть по какому признаку так назвали грибы?
Итак, лиса, лисонька, лисёнок – это слова в форме какого числа? (Это слова в форме единственного числа).
А во втором столбике слова в форме какого числа? (Слова в форме множественного числа.)
Это всё формы одного слова – лиса . Между собой мы можем их назвать как? (Родственными, имеющими общий корень лис).
3. Беспредложное управление.
Можно изменить слово лиса и другим способом, с помощью вопросов . Логопед задаёт вопрос, дети отвечают( по цепочке).
Кто? | Лиса. |
Нет кого? | Лисы. |
Дать кому? | Лисе. |
Вижу кого? | Лису. |
Доволен кем? | Лисой. |
Думаю о ком? | О лисе. |
4. Работа по развитию памяти. Подбор слов – синонимов.
Как в русских народных сказках называют лису? (Используется выставка книг–сказок, в которых лиса – действующий персонаж.)
IV. Подготовка восприятия нового материала.
1. Выделение слов–признаков.
Народ много сложил загадок о лисе.
Прочитайте загадки и назовите, какой признак или признаки названы в загадке. (Загадки на альбомных листах с контурным изображением лисы).
Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла.
Рыжая птичница
Пришла в курятник
Порядок наводить.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её – ( лиса).
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.
2. Признаки текста–описания.
Какой тип текста (рассказ) можем составить с помощью слов, обозначающих признаки предмета?
(Рассказ–описание).
Какой рассказ мы назовём рассказом–описанием? (Рассказ, в котором названы все признаки предмета).
V. Новый материал. На партах у детей – альбомные листы с загадками и контурным изображением лисы – для дальнейшей работы над составлением цифрового плана и рассказа описания.
Логопед: Сегодня на занятии мы будем составлять рассказ – описание лисы . В этом нам поможет картинно–цифровой план.
(Далее – работа над составлением картинно–цифрового плана: дети отвечают на вопросы логопеда и одновременно на контурном изображении лисы расставляют цифры на тех участках тела , которые соответствуют задаваемым вопросам.)
Вопросы логопеда | Ответы детей. |
1. Какой величины лиса? | Лиса – небольшой зверь. |
VI. Психогимнастика. Речь с движением: изобразите хитрую лисичку.
Работа над фразеологическим оборотом. Про какого человека говорят: хитрая лиса.
У лисицы острый нос,
У неё пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса павою похаживает,
Шубу пышную поглаживает.
Я – охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица!
Как увижу – подкрадусь
И тихонько затаюсь.
После прыгну и схвачу,
Деткам в норку отнесу.
VII. Закрепление. Редактирование текста (текст записан на доске). Прочитайте мой рассказ.
Лиса – небольшой зверь. Тело лисы покрыто густой рыжей шерстью.
У лисы короткие лапы и острая мордочка с длинными чёрными усиками и хитрыми глазками.
Лиса любит мясо.
Можно ли этот рассказ назвать рассказом–описанием? Почему?
Этот рассказ нельзя назвать рассказом–описанием, потому что:
1. Есть лишнее предложение;
2. Названы не все признаки.
Ещё раз повторим, какой рассказ назовём описанием? (Рассказ, в котором названы все признаки предмета).
Какие предложения добавим?
У лисы большой пушистый хвост тоже рыжего цвета.
Вывод: лиса – красивое животное.
Какая речевая ошибка в моём рассказе? (Повтор – лиса).
Каким словом–синонимом заменим?
VIII. Самостоятельная работа.
А теперь самостоятельно составить рассказ–описание лисы, опираясь на составленный картинно–цифровой план.
IX. Домашнее задание: дома повторить рассказ и раскрасить лисичку.
X. Итог урока. Рефлексия. Итак, чему мы учились сегодня на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по чтению во 2 классе коррекционной школы VIII вида, тема «Лиса, заяц и петух"
Конспект урока по чтению во 2 классе коррекционной школы8 вида, тема "Лиса, заяц и петух"...
Доклад на тему "Трудовое обучение в начальных классах коррекционной школы VIII вида"
Данный доклад предназначен для учителей коррекционных школ VIII вида...
Конспект урока изобразительного искусства по теме "Рисование новогодней игрушки". 2 класс коррекционной школы VIII вида
Конспект урока изобразительного искусства по теме "Рисование новогодней игрушки". 2 класс коррекционной школы VIII вида. Форма проведения урока - заочное путешествие....
Урок развития устной речи в 4 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Осень"
Урок развития устной речи в 4 классе по теме: "Осень". Цель: совершенствовать навык составления устного рассказа по опорным картинкам....
Конспект урока письма и развития речи. 3 класс коррекционной школы VIII вида. Тема "Звонкие и глухие согласные на конце слов"
Конспект урока письма и развития речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слов"...
Внеклассное мероприятие по чтению и развитию речи "Весна идет! Весне дорогу..." для 4 класса коррекционной школы VIII вида
Внеклассное мероприятие по чтению и развитию речи, которое является обобщением программного материала по разделу "Весна идёт!" в 4 классе коррекционной школы VIII вида...
Урок русского языка и развития речи в 3 классе коррекционной школе VIII вида. Тема: «Безударные гласные в слове»
Цель урока: познакомить с понятием безударная гласная в слове, расширять словарный запас учащихся, учить правильно ставить в словах ударение.Тип урока: урок изучения нового материала.Формы организации...