Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1 класса (вариант 1)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Попкова Ирина Александровна

Рабочая программа курса «Мир природы и человека» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями разработана на основе АООП ООО для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1).

Цель обучения – ознакомление обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с первоначальными представлениями о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mir_prirody_1_klass.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА -  ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рабочая программа

по курсу «Мир природы и человека»

для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

1 класса

(вариант 1)

                                             Составитель:

учитель начальных классов

  Попкова И.А.

г. Петропавловск-Камчатский

2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Мир природы и человека» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями разработана на основе АООП ООО для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1).

Цель обучения – ознакомление обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с первоначальными представлениями о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи обучения:

−  ознакомление с объектами изучения через практическое взаимодействие с предметами познания, по возможности, в натуральном виде и естественных условиях;

−  накопление первоначальных преставлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации;

−  первоначальное накопление опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности.  

Организация работы по программе

Основной формой организации процесса обучения являются: урок, предметный урок, урок - экскурсия, урок - наблюдения, практические работы. Уроки проводятся в первую половину дня, 2 раза в неделю. На урок отводится 35 минут. Оставшееся до звонка время отводятся на подвижные, дидактические игры по предмету.   Курс рассчитан на 66 часов. Количество часов, указанных в программе, постоянное.

Специальные методы и приемы работы

При организации занятий с обучающимися ведущей формой проведения занятий является фронтальное занятие, большое внимание уделяется индивидуальной и групповой работе. Занятия проводятся с учётом возрастных особенностей, имеющихся навыков познавательной деятельности и степени готовности к работе в коллективе.

На уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы. Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр и составления на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также разнообразной природоохранной деятельности обучающихся под руководством учителя.

На уроке осуществляется рациональная смена видов деятельности, способствующая разрядке и снижению утомления.

В каждый урок включаются специальные коррекционные упражнения по отработке той или иной функции психических процессов.

Большое внимание уделяется созданию на уроках ситуаций успеха, способствующих повышению самооценки школьника, посредством одобрения продуктивной работы, указания на хорошо выполненную часть задания.

Структурное содержание предмета

Первый год обучения должен заложить основу для формирования у обучающихся базовых представлений о природе. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

        Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).

        Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа».

Формы организации учебного процесса: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.

Виды контроля: текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля:

а) устный: фронтальный опрос, индивидуальный опрос;

     б) письменный: проверочная работа, самостоятельная работа, тестирование.    

Основное содержание программы

Неживая природа (8 ч)

Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки.

Деятельность человека в течение суток.

Земля: песок, камни, глина.

Солнце – источник тепла и света.

Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.

Сезонные изменения в природе (18ч)

Сезонные изменения в неживой природе

Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.

Знакомство с временами года и их названиями.

Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.

Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха.

Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.

Животные зимой. Медведь, заяц.

Одежда людей, игры детей в разное время года

Живая природа (40 ч)

Растения (11 ч)

Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не разбираются).

Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.

Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года.

Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.

Животные (11 ч)

Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).

Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.

Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных).

Человек. Безопасное поведение (18 ч)

Пол, возраст, имя, фамилия.

Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.

Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.

Первая помощь при порезах, ожогах кожи.

Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.

Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.

   Проектная (исследовательская) работа по теме "Шаги к сохранению здоровья".

Цель проекта: узнать, как здоровье человека связано с его образом жизни, исследовать свой образ жизни.

Задачи проекта: рассмотреть здоровье с позиции разных учёных, и с их помощью рассказать о шагах для сохранения здоровья.

План работы: в течение учебного года рассматривание и чтение разной литературы по данному направлению, выполнение практических работ, экскурсии, рисование рисунков и плакатов, дидактические игры.

Результат проектной деятельности учащихся под руководством педагога: создание буклетов, презентаций, альбомов, рисунков, плакатов, выход в другие классы с агитбригадой. Выставка материалов проектной деятельности, отчёт.

Проектная (исследовательская) работа по теме "Дикие и домашние животные".

Цель проекта: расширение и обогащение представлений о диких и домашних животных, их образе жизни, питании, жилище, о том, как готовятся к зиме. Развивать эстетическое восприятие образа животных и умение передавать увиденное в рисунках, поделках. Воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание заботиться о животных.

Задачи проекта: сформировать систему знаний о диких и домашних животных; создать необходимые условия по формированию у детей целостного представления о диких и домашних животных.

План работы: в течение учебного года рассматривание и чтение разной литературы по данному направлению, выполнение практических работ, экскурсии, рисование рисунков и плакатов, дидактические игры.

Результат проектной деятельности учащихся под руководством педагога: создание буклетов, презентаций, альбомов, рисунков, плакатов, выход в другие классы с агитбригадой. Выставка материалов проектной деятельности, отчёт.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 1 класса

В курсе «Мир природы и человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих личностных умений и навыков:

- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;

- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;

- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

Процесс изучения курса «Мир природы и человека» направлен на овладение коммуникативными навыками:

- умением вступать в контакт и работать в группах;

- умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

- умение обращаться за помощью и принимать помощь;

- умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

В рамках изучения курса «Мир природы и человека» развиваются регулятивные учебные действия:

- входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);

- самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения);

- использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;

- самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

- корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);

- принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

В процессе овладения различными знаниями о живой и неживой природе в рамках предмета «Мир природы и человека» обучающиеся с интеллектуальными нарушениями научаются познавательным учебным действиям:

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,

- характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);

- находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;

- использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);

- называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

- знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;

- знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.

Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут быть минимальными и достаточными.

Минимальным уровнем является формирование следующих умений:

- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

- различать объекты живой и неживой природы;

- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;

- называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;

- называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;

- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:

- овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;

- узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;

- отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;

- знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для реализации программы курса «Мир природы и человека» используется следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

1.1.

Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т.п.).

УЧЕБНИКИ:

Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Мир природы и человека. 1 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2023

ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О. Рабочая тетрадь «Живой мир» 1 класс, М., Просвещение, 2023

1.2.

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с содержанием обучения).

1.3.

Детская справочная литература (справочники,  энциклопедии) о мире природы, труде людей, общественных явлениях и пр..

1.4.

Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с интеллектуальными нарушениями и документы по его реализации

2. ПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ

2.1.

Таблицы природоведческого содержания в соответствии с образовательной программой

2.2.

Плакаты по основным естествоведческим темам магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, огорода и т.п.)

2.3.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

3. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

3.1.

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие игры по предмету

4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)

4.1.

Видеофильмы по предмету

4.2.

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения

8. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

8.1.

Стационарный компьютер

8.2.

Проектор и мультимедийная доска

Календарно-тематическое планирование

                           

Название разделов программы и тем уроков

Кол-во часов

Дата

Формируемые

БУД

1 четверть

Неживая природа (27ч)

16 ч

Урок мира.

1

6.09

Личностные действия: 

- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

Регулятивные действия: 

входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);

самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения);

Познавательные:

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,

характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);

Коммуникативные:

умением вступать в контакт и работать в группах;

умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

 

Личностные действия: 

- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;

- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;

Регулятивные действия: 

использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;

самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

Познавательные:

находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;

Использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;

Коммуникативные:

умение обращаться за помощью и принимать помощь;

умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

Личностные действия: 

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;

Регулятивные действия: 

корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);

Познавательные:

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);

называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

Коммуникативные:

сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

Земля и Солнце

1

7.09

Значение Солнца

1

13.09

Солнце и жизнь растений

1

14.09

День и ночь

1

20.09

Небо днем и ночью

1

21.09

Сутки

1

27.09

Занятие людей в течение суток

1

28.09

Режим дня

1

4.10

Осень

1

5.10

Признаки осени

2

11.10

Признаки осени

12.10

Занятия и одежда осенью

1

18.10

Погода. Календарь природы

1

19.10

Зима

1

25.10

Признаки зимы

1

26.10

2 четверть

16 ч

Признаки зимы

1

8.11

Занятия и одежда зимой

1

9.11

Погода. Календарь природы

1

15.11

Весна

1

16.11

Признаки весны

1

22.11

Занятия и одежда весной

1

23.11

Погода. Календарь природы

1

29.11

Лето

1

30.11

Признаки лета

1

6.12

Занятия и одежда летом

2

7.12

Занятия и одежда летом

13.12

Живая природа. Растения (11 ч)

Растения

1

14.12

Строение и сходство растений

1

20.12

Различия растений

1

21.12

Разнообразие цветов

1

27.12

Семена

1

28.12

3 четверть

20 ч

Плоды растений

2

10.1

Плоды растений

11.1

Приспособление растений к сезонным изменениям

1

17.1

Уход за растениями

1

18.1

Приспособления растений к условиям жизни

1

24.1

Растения (обобщающий урок)

1

25.1

Животные (11 ч)

Животные

1

31.1

Строение и сходство животных

1

1.2

Различие животных

2

7.2

Различие животных

8.2

Детеныши животных

1

14.2

Домашние животные

2

15.2

Домашние животные

28.2

Дикие животные

1

29.2

Приспособление животных к различным условиям обитания

1

6.3

Приспособление животных к временам года

1

7.3

Животные (обобщающий урок)

1

13.3

Человек (18 ч)

Личностные действия: 

- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

Регулятивные действия: 

принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Познавательные:

знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;

знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.

Коммуникативные:

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Человек

1

14.3

Части тела человека

2

20.3

Части тела человека

21.3

4 четверть

14 ч

Гигиенические навыки

1

3.4

Лицо человека

1

4.4

Глаза

2

10.4

Глаза. Правила гигиены зрения.

11.4

Уши.

2

17.4

Уши. Правила гигиены слуха.

18.4

Нос.

2

24.4

Нос. Правила гигиены носа.

25.4

Рот.

2

2.5

Рот. Правила гигиены полости рта.

8.5

Кожа

2

15.5

Кожа. Правила гигиены кожи.

16.5

Осанка

1

22.5

Скелет и мышцы человека

1

23.5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...

Рабочая программа по курсу: "Коррекция устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи", вариант 5.2. 1 класс

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития» 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального го...

Рабочая программа по курсу Мир природы и человека 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Используемый УМК: Учебник: Н.Б.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Кукртова. «Мир природы и человека» 2 класс: учебник для общеобра...

Рабочая программа учебного курса "Мир природы и человека"

Программа составлена на основе курса «Мир природы и человека» для учащихся общеобразовательных школ авторы курса Матвеева Н.Б., Попова М.А., соответствующая программе специальных коррекцио...

Рабочая программа по курсу: Коррекция нарушения письменной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 5-6 класс

Общая характеристика программы. Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу.Логопедическая работа в шк...

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 2 класс, вариант 1.

Программа для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Поограмма входит в предметную область "Обществознание" и относится к обязательной...