Рабочая программа коррекционно-развивающего курса "Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи" для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа логопеда составлена в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Программа включает пояснительную записку, характеристику КРК, описание места КРК в учебном плане, планируемые результаты, содержание и тематическое планирование, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа логопеда для обучающихся с ЗПР 1-4 класс | 72.53 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА
«Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи»
(вариант 7.1)
Уровень образования: начальное общее
Срок реализации рабочей программы 4 года
Москва, 2022
Содержание программы
Общая характеистика коррекционного курса 4
Описание места коррекционного курса в учебном плане 6
Описание ценностных ориентиров 7
Личностные, метапредметные и предметные результаты 7
Содержание коррекционного курса 12
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 19
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой познавательного развития (вариант 7.1).
В программе использовались программно-методические разработки:
Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.
Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.
Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ, 2002.
Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Логопедические занятия в период обучения грамоте: Рабочая программа. Технологические карты логопедических занятий: Программно-методические материалы – Ч. 1. – М.: Редкая птица, 2017.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.
Коррекционный курс «Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи» является элементом коррекционно-развивающей области и реализуется в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных занятий, с учетом актуального состояния здоровья обучающихся, рекомендаций ЦПМПК, результатов логопедического обследования.
Курс направлен на реализацию системы логопедической помощи обучающимся с ЗПР в освоении основной общеобразовательной программы, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Данный курс представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающий полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, совершенствование познавательной деятельности и системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических образовательных потребностей.
В описании особенностей речевого развития детей с ЗПР многие специалисты и учёные (Р.Д. Тригер, Н.А.Цыпина, С.Г. Шевченко, Е. В. Мальцева, Н. Ю. Борякова и др.) констатируют у них смазанную, недостаточно отчетливую речь, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата, частые нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, отсутствие практических речевых обобщений, бедность и слабую дифференцированность словаря, слабость регулирующей функции речи.
У большинства обучающихся с ЗПР наблюдаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи. Импрессивная речь характеризуется малой дифференцированностью речеслухового восприятия, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.
Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Нарушения связной речи у детей с ЗПР проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении различных видов рассказов. Детям доступен пересказ небольших объемов текста, при этом уменьшается количество смысловых звеньев, нарушаются связи между отдельными предложениями текста, типичны неоправданные повторы и паузы. Все это сочетается с недостаточной сформированностью системы произвольной регуляции, основных мыслительных операций, знаково-символической функции мышления, разнообразными нарушениями и/или дефицитами развития психофизических функций (дисфункциями): ослабленной памятью, плохой концентрацией и распределением внимания, недостаточной сформированностью пространственных представлений, зрительно-моторной координации и пр.). Достижение планируемых образовательных результатов у обучающихся с ЗПР нередко дополнительно затрудняют нарушение письма (дисграфия), реже – чтения (дислексия). Но даже при отсутствии дисграфии навыки письма формируются у данной группы детей с большим трудом, отмечается высокая вероятность формирования дизорфографии.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Цель курса: коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности (освоение детьми образовательной программы) и дальнейшей социализации.
Данная программа состоит из двух блоков:
I этап – коррекция нарушений устной речи, предупреждение трудностей формирования письменной речи
II этап – коррекция нарушений устной и письменной речи.
Система коррекционной работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи условно делится на три уровня коррекции: фонетический, лексический, синтаксический. Помимо этого, в начале курса в 1 классе выделяются часы на уточнение пространственно-временных отношений, а во 2-4 классах - часы на повторение. В конце года 2 - 4 часа на проверочные работы.
Задачи I этапа программы (1 класс): создать устно-речевые, операциональные и функциональные предпосылки, способствующие предупреждению трудностей формирования навыка письма.
Коррекционная работа на фонетическом уровне предполагает решение основных задач:
- развитие слогового, фонемного анализа и синтеза слов: обучение простым формам фонемного анализа: выделение гласного звука в начале, середине и конце слова; выделение согласного звука в начале, середине и конце слова); формирование сложных форм фонемного анализа (определение последовательности и количества звуков в слове, умения давать характеристику звука с учетом дифференциальных признаков);
- выполнение различных операций со звуковым образом слова (трансформационные упражнения со словами)
- коррекция нарушения звукопроизношения.
- фонематического восприятия, то есть, дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики
- развитие умения определять место заданного звука в слове и выбор соответствующей буквы, закрепление графического образа печатной и письменной буквы, тренировка в написании строчной и прописной буквы.
Коррекционная работа на лексическом уровне предполагает решение основных задач:
- количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);
- качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов).
Развитие, уточнение и активизация речевого запаса по лексическим темам, развитие способности наблюдать, находить различия и сходства предметов, явлений, понимать и объяснять смысл устойчивых выражений, определять предметы и явления с помощью иносказательного описания (загадки), закрепление четкости и разборчивости произнесения текстов (чистоговорки, поговорки, пословицы). Развитие умения составлять предложения с заданным словом, восстанавливать правильный порядок слов в предложении, образовывать новые слова с использованием разных способов словообразования, объяснять образование сложных слов, понимать и правильно использовать логико-грамматические конструкции.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне предполагает решение основных задач:
- усвоение сочетаемости слов в предложении, осознанное построение предложений;
- формирование монологической устной речи.
Коррекционная работа на лексическом уровне предполагает решение основных задач:
- уточнять значение слов и обогащать словарный запас за счет накопления новых слов и развивать умение активно пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
- развивать слоговой анализ и синтез слов различной звукобуквенной структуры;
- учить различать и использовать в различных речевых конструкциях синонимы, антонимы; знакомить с явлениями многозначности слов.
Работа на этом этапе начинается с уточнения и расширения словарного запаса учащихся. Осуществляется знакомство с явлениями многозначности, синонимии и антонимии, омонемии слов. Параллельно ведется работа по развитию морфемного анализа и синтеза, морфологического анализа слов.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне предполагает решение основных задач:
- учить составлять правильные синтаксические конструкции, устанавливать связь слов в предложении, выполнять анализ предложений;
- формировать представление о связном высказывании как о едином семантическом целом;
- учить анализировать текст с использованием метода моделирования структуры разных типов готовых текстов.
Этот этап коррекции начинается с работы над простым предложением. Ведется работа по составлению различных видов предложений. Работа над грамматическим оформлением предложений ведется параллельно. Немало важное значение отводится предложениям с предлогами, правилу о раздельном написании предлогов со словами. На синтаксическом уровне проводится работа по формированию связной речи. Работа начинается с освоения пересказов, затем переходит на этап составления рассказов по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по опорным словам, по плану.
Учитывая специфические образовательные потребности обучающихся по варианту 7.1, новый материал следует преподносить предельно развернуто, предлагать обучающимся предписания (алгоритм), определяющий порядок их действий. Полезно задействовать различные анализаторы при изучении звуков и буквы: слуховой, зрительный, кинестетический. В ходе занятий включаются задания и упражнения, способствующие стимулированию познавательной активности, развитию мыслительных операций на речевом материале (выделение четвертого лишнего, установление закономерности, ребусы, анаграммы и др.). Необходимо систематически повторять пройденный материал для автоматизации навыка, упрочения связей между языковыми единицами, используя приемы актуализации имеющихся знаний (визуальная опора, памятка).
ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На коррекционный курс «Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи» отводится:
1 класс - 2 часа в неделю (66 часов в год)
2 класс - 2 часа в неделю (68 часов в год)
3 класс - 2 часа в неделю (68 часов в год)
4 класс - 2 часа в неделю (68 часов в год)
При необходимости проводятся индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения (по отдельному плану).
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
Ценностные ориентиры начального общего образования обучающихся с ЗПР конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения АООП НОО, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
- осознания своей этнической и национальной принадлежности;
- уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям;
- навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности:
- способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- ориентации в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие умения учиться, а именно:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы должны соответствовать требованиями ФГОС НОО ОВЗ, которые дополняются группой специальных требований.
Личностные результаты на разных этапах обучения
Класс | Оценивание | Осмысление | Самооценка |
1 класс | Оценивать свою деятельность, выявлять причину успешности (неуспешности) в учебной деятельности. | Освоить социальную роль ученика. Проявлять интерес к новым знаниям. | Проявлять ответственность при выполнении заданий. |
2 класс | Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции: общепринятых нравственных правил; важности исполнения роли «хорошего» ученика; важности бережного отношения к своему здоровью и здоровью всех живых существ. | Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие». | Осознавать себя ценной частью большого мира. Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях. Признавать свои плохие поступки. |
3-4 классы | Оценивать простые ситуации и однозначные поступки. Отделять оценки самого поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди).Отмечать поступки и ситуации, которые нельзя однозначно оценить как «хорошие» или «плохие». | Объяснить, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие». | Формулировать простые правила поведения, общие для всех людей. Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе правил и ценностей общества. Признавать свои «плохие» поступки и отвечать за них. |
Регулятивные универсальные учебные действия на разных этапах обучения
Классы | Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы. | Осуществлять действия по реализации плана. | Соотносить результат деятельности с целью и оценивать его. |
1 класс | Учиться планировать свою деятельность. | Учиться осуществлять свою деятельность по образцу и правилу. Уметь сохранять заданную цель, работать в определенном темпе. | Умение контролировать свою деятельность по результату, использовать приемы самоконтроля. Уметь адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. |
2 класс | Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение. | Учиться работать по предложенному плану, использовать необходимые средства. | Учиться совместно давать эмоциональную. Оценку деятельности класса на уроке. Учиться отличать правильное выполнение задания от неверного. Определять успешность своего задания в диалоге с учителем-логопедом. |
3-4 классы | Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем и самостоятельно. Составлять план решения поставленных задач совместно с учителем-логопедом. | Работая по плану сверять свои действия с целью, исправлять ошибки самостоятельно или с помощью учителя-логопеда. | В диалоге учиться вырабатывать критерии оценки и определять успешность выполнения своей работы и работы других, исходя из критериев. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. |
Познавательные универсальные учебные действия на разных этапах
Классы | Извлечение информации | Переработка информации | Преобразование информации |
1 класс | Усвоение базовых предметных понятий фонетики, графики и орфографии. | Уметь осуществлять анализ и синтез, сравнение, классификацию на наглядном, образном, понятийном материале. Уметь устанавливать аналогии на предметном и речевом материале. Уметь ориентироваться в многообразие способов решения учебных задач, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. | Уметь использовать знаково-символической информации и применять знания в новой ситуации. |
2 класс | Отличать новое от уже известного с помощью учителя-логопеда. находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Находить необходимую дополнительную информацию в учебнике. | Делать выводы в результате совместной работы всей группы. сравнивать и группировать предметы. Находить закономерность в расположении фигур по значению одного признака. Называть последовательность простых знакомых действий., находить пропущенное действие в знакомой последовательности. Наблюдать и делать самостоятельные выводы. | Подробно пересказывать тексты, называть их тему. Составлять простой план небольшого текста –повествования. |
3-4 классы | Извлекать информацию представленную в разных формах (текст, таблица, схема и др.).Сравнивать и группировать факты и явления | Сравнивать и группировать факты и явления. Определять основные части объектов. Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний. Решать задачи по аналогии. Строить аналогичные закономерности. | Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе и с помощью ИКТ. Составлять сложный план текста. Учить передавать содержание в сжатом, развернутом или выборочном виде. |
Коммуникативно-универсальные учебные действия на разных этапах обучения
Класс | Сообщение информации | Восприятие информации | Сотрудничество |
1 класс | Владеть вербальными и невербальными средствами общения. | Умение внимательно слушать и слышать собеседника, подчинять свои действия его инструкциям. Уметь понять и принять учебную задачу. | Соблюдать речевой этикет при общении. |
2 класс | Оформлять свою мысль в устной или письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). Вступать в беседу на уроке и в жизни. | Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. | Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе. |
3-4 класс | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций, в том числе и с помощью ИКТ. Высказывать свою точку зрения и аргументировать ее. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. |
Показатели динамики правильного развития устной речи
Фонетико-фонематическая сторона речи:
- умение правильно произносить звуки;
- умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;
- умение определять количество и последовательность звуков в слове;
- умение сопоставлять слова, различающимися одним или несколькими звуками;
- умение делить слова на слоги, определять место ударения.
Лексико-грамматическая сторона речи:
- умение оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной ситуацией;
- умение использовать в речи синонимы и антонимы;
- умение устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании, предложении;
- умение понимать и различать текст, предложение, словосочетание, слово.
Связная речь:
- умение правильно выбирать языковые средства для устного общения;
- соблюдение речевого этикета (овладение основными умениями ведения разговора: начать, поддержать, продолжить, привлечь внимание и т.д.);
- практическое владение устным монологическим высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование и др.).
Показатели динамики правильного формирования письменной речи
- развитие мелкой моторики и свободы движения рук;
- умение различать букву и звук;
- правильное письмо под диктовку слов и предложений, безошибочное списывание;
- различение слова и предложения, предложения и текста;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, частей текста, выписывать из текста слова, предложения, отвечать на вопросы к тексту.
Контроль достижений обучающихся в развитии устной речи и сформированности письма осуществляется на основании сопоставительных данных первичной и контрольной диагностики в форме слуховых диктантов, списывания, тестов, выполнения контрольных упражнений, наблюдения за качеством звукопроизношения обучающихся в процессе беседы, дидактических игр. Обследование устной и письменной речи проводится дважды: первичное в сентябре (1-15 сентября), контрольное - в мае (16-31 мая).
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Этап коррекции нарушений устной речи, предупреждения трудностей формирования письменной речи
1 класс
Логопедическое обследование (4).
Уточнение пространственно-временных отношений (6). Речь. Общее понятие. Устная и письменная речь. Текст. Предложение. Слово. Уточнение пространственно-временных отношений (пространство, тело человека, времена года).
Коррекционная работа на фонетическом уровне (28). Понятие о звуке. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Органы артикуляции. Понятие о гласном и согласном звуке. Гласные звуки (А-О-И-У). Дифференциация гласны звуков (А-О-И, И-Ы, А-О-У). Согласные звуки и буквы. Развитие простых форм фонематического анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. Развитие сложных форм. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. Трансформационные упражнения со словами (н-н', с-с’, к-к’, т-т’, л-л’, р-р’, в-в’, е, п-п’, м-м’, з-з’, б-б’, д-д’, г-г’, ч’, буква ь, буква ъ, ш, ж, ё, й’, х-х’, ю, ц, э, щ’, ф-ф’).
Коррекционная работа на лексическом уровне (4). Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действие предмета. Слова, обозначающие признаки предмета. Дифференциация слов, обозначающих предмет, действие предмета, признаки предмета.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне (14). Обобщение: слово, словосочетание, предложение. Определение границ предложения. Определение последовательности и количества слов в предложении. Составление простого распространенного предложения. Предлоги. Анализ предложений с предлогами. Текст. Признаки текста. Заглавие. Пересказ. Составление рассказа.
Повторение. Проверочные работы (6).
Логопедическое обследование (4).
Этап коррекции нарушений устной и письменной речи
2 класс
Логопедическое обследование (4).
Повторение (5). Предложение. Слово. Определение границ предложений. Составление предложений. Объединение предложений в связный текст.
Коррекционная работа на фонетическом уровне (49). Гласные звуки и буквы. Ударение. Слоговой, звуко-буквенный анализ слов. Ударение. Правила переноса. Дифференциация гласных (А-О, О-У, И-У, Я-Е, Е-И, Ё-Ю). Дифференциация твердых и мягких согласных (буква Я, Ё, Ю, Е, И). Буква Ь. Звуки согласные твердые (непарные). Звуки согласные мягкие (непарные). Дифференциация согласных (Ц-С, Ш-С, Ж-З, Ч-Ть, Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-Ш, Ш-Щ, Ц-Й). Звуки согласные звонкие и глухие (Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К, З-С, Ж-Ш). Буквы, сходные по написанию (М-Л, П-Т, Б-Д и др.)
Повторение. Проверочные работы (6).
Логопедическое обследование (4).
3 класс
Логопедическое обследование (4).
Повторение (3). Гласные и согласные звуки. Ударение. Слогообразующая роль гласных. Правила переноса.
Коррекционная работа на лексическом уровне (40). Синонимы. Нахождение синонимов в тексте. Употребление синонимов в речи для преодоления неоправданного повторения слов. Антонимы. Нахождение антонимов в тексте. Многозначные слова. Окончане и основа. Корень слова. Родственные слова. Корневая омонемия. Сложные слова. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы прилагательных. Суффиксы профессий. Образование слов с помощью приставок. Разделительный твердый знак. Мягкий знак-показатель мягкости. Разделительный мягкий знак. Безударный гласный в корне слова. Способы проверки. Проверяемый сомнительный согласный в корне слова. Способы проверки. Непроизносимый согласный в корне слова. Способы проверки.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне (13). Слово, словосочетание, предложение. Виды предложений по цели высказывания. Предлоги. Предлоги и приставки. Распространенные предложения. Связь слов в предложении. Деление текста на предложения. Текст. Основная мысль текста. Текст-повествование. Составление рассказа-повествования. Текст-описание. Составление рассказа-описания.
Повторение. Проверочные работы (6).
Логопедическое обследование (4).
4 класс
Логопедическое обследование (4)
Повторение (5). Звуки и буквы. Алфавит. Состав слова. Безударный гласный в корне слова. Способы проверки. Проверяемый сомнительный согласный в корне слова. Способы проверки.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне (49). Имя существительное. Род и число имен существительных. Предложно-падежные конструкции имен существительных. Три склонения имен существительных. Имя прилагательное. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Предложно-падежные конструкции имен прилагательных. Глагол. Изменение глаголав по числам. Изменение глаголов по временам. Согласование существительных и глаголов прошедшего времени в роде и числе. Части речи. Словосочетание. Словосочетание и фразеологические обороты. Словосочетание и предложение. Определение границ предложения. Виды предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Деформированные предложения. Признаки текста. Тема текста. Основная мысль текста. Деформированный текст. Текст-повествование. Изложение-повествование. Редактирование текста. Текст-описание. Сочинение-описание предмета. Текст-рассуждение. Письма.
Повторение. Проверочные работы (6).
Логопедическое обследование (4).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Этап коррекции нарушений устной речи, предупреждения трудностей формирования пиcьменной речи
Тема | Часы | |
Логопедическое обследование. | 4 | |
Уточнение пространственно-временных отношений | ||
Речь. Общее понятие. Устная и письменная речь. | 1 | |
Текст. Предложение, слово. | 1 | |
Составление предложений по сюжетной картине. | 1 | |
Уточнение пространственно-временных отношений. Пространство. | 1 | |
Уточнение пространственно-временных отношений. Тело человека. | 1 | |
Уточнение пространственно-временных отношений. Времена года. | 1 | |
Коррекционная работа на фонетическом уровне | ||
Понятие о звуке. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Органы артикуляции. | 1 | |
Понятие о гласном и согласном звуке. | 1 | |
Звук [а]. Буква А, а. Фрукты. | 1 | |
Звук [о]. Буква О. Овощи. | 1 | |
Звук [и]. Буква И, и. Грибы. | 1 | |
Звуки [ы]. Буква ы. Грибы. | 1 | |
Звук [у]. Буква У, у. Фрукты. | 1 | |
Дифференциация гласных звуков [а, о, и], букв А, а-О, о-И, и. Овощи-фрукты. | 1 | |
Дифференциация гласных звуков [ы- и], буквы ы-И, и. Ягоды. | 1 | |
Дифференциация гласных звуков [а, о, у], букв А, а-О, о-У, у. Деревья. | 1 | |
Звуки [н], [н’]. Буква Н, н. Школьные принадлежности. | 1 | |
Звуки [с], [с’]. Буква С, с. Посуда. | 1 | |
Звуки [к], [к’]. Буква К, к. Игрушки. | 1 | |
Звуки [т], [т’]. Буква Т, т. Обувь. | 1 | |
Звуки [л], [л’]. Буква Л, л. Одежда. | 1 | |
Звуки [р], [р’]. Буква Р, р. Одежда-обувь. | 1 | |
Звуки [в], [в’]. Буква В, в. Птицы. | 1 | |
Звуки [э], [й’э]. Буква Е, е. Дикие животные. | 1 | |
Звуки [п], [п’]. Буква П, п. Птицы. | 1 | |
Звуки [м], [м’]. Буква М, м. Продукты питания. | 1 | |
Звуки [з], [з’]. Буква З, з. Зима. | 1 | |
Звуки [б], [б’]. Буква Б, б. Животные жарких стран. | 1 | |
Звуки [д], [д’]. Буква Д, д. Животные. | 1 | |
Звуки [а], [й’а]. Буква Я, я. Транспорт. | 1 | |
Звуки [г], [г’]. Буква Г, г. Музыкальные инструменты. | 1 | |
Звук [ч’]. Буква Ч, ч. Посуда и продукты питания. | 1 | |
Буква ь – показатель мягкости согласных. Рыбы. | 1 | |
Буква ь. Разделительный мягкий знак. Водоплавающие птицы. | 1 | |
Коррекционная работа на лексическом уровне | ||
Звук [ш]. Буква Ш, ш. Весна. Слова, обозначающие предмет. | 1 | |
Звуки [ж]. Буква Ж, ж. Насекомые. Слова, обозначающие действие предмета. | 1 | |
Звуки [о], [й’о]. Буква Ё, ё. Деревья. Слова, обозначающие признак предмета. | 1 | |
Звуки [й’]. Буква Й, й. Транспорт. | 1 | |
Коррекционная работа на синтаксическом уровне | ||
Звуки [х], [х’]. Буква Х, х. Хлеб. | 1 | |
Звуки [у], [й у]. Буква Й, й. Птицы весной. | 1 | |
Звуки [ц]. Буква Ц, ц. Цветы весной. | 1 | |
Звуки [э]. Буква Э, э. Инструменты. | 1 | |
Звуки [щ’]. Буква Щ, щ. Профессии. | 1 | |
Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф, ф. Профессии. | 1 | |
Буква ъ. Разделительный твердый знак. Предлоги. | 1 | |
Текст. Признаки текста. Заглавие. | 1 | |
Последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки. | 1 | |
Последовательный пересказ текста с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки (Как медведь сам себя напугал). | 1 | |
Пересказ описательно-повествовательного характера с опорой на картинки. | 1 | |
Пересказ описательного текста с опорой на предметные картинки, вопросы, графические схемы (Береза). | 1 | |
Составление рассказа по серии картин, вопросам, опорным словам. | 1 | |
Составление рассказа по вопросам и картинке (Ёж). | 1 | |
Повторение. | 4 | |
Итоговая проверочная работа. Списывание. | 1 | |
Итоговая проверочная работа. Диктант. | 1 | |
Логопедическое обследование. | 4 | |
Всего: | 66 |
Этап коррекции нарушений устной и письменной речи
2 класс
Тема | Часы | |
Логопедическое обследование. | 4 | |
Повторение | ||
Предложение, слово. | 1 | |
Грамматическое оформление предложений. Определение границ предложений. | 1 | |
Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. | 1 | |
Составление предложений. Объединение их в связный текст. | 2 | |
Коррекционная работа на фонетическом уровне | ||
Гласные звуки и буквы. Ударение. | 1 | |
Слоговой, звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов. Ударение. Правила переноса. | 1 | |
Слоговой анализ и синтез трехсложных слов. Ударение. Правила переноса. | 1 | |
Слоговой анализ и синтез четырехсложных слов. Ударение. Правила переноса. | 1 | |
Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Правила переноса. | 1 | |
Дифференциация А - О | 1 | |
Дифференциация О – У. | 1 | |
Дифференциация И – У. | 1 | |
Дифференциация И – Й. | 1 | |
Дифференциация Я – Е. | 1 | |
Дифференциация Е – И. | 1 | |
Дифференциация Ё – Ю. | 1 | |
Повторение. | 1 | |
Дифференциация твердых и мягких согласных. Буква Я. | 1 | |
Дифференциация твердых и мягких согласных. Буква Ё. | 1 | |
Дифференциация твердых и мягких согласных. Буква Ю. | 1 | |
Дифференциация твердых и мягких согласных. Буква Е. | 1 | |
Дифференциация твердых и мягких согласных. Буква И. | 1 | |
Повторение. | 1 | |
Буква Ь (функция смягчения). | 2 | |
Буква Ь (функция разделения). | 1 | |
Буква Ь (разделение функций). | 1 | |
Повторение. | 1 | |
Звуки согласные твердые (непарные). Буквы Ж, Ш, Ц. | 1 | |
Звуки согласные мягкие (непарные). Буквы Ч, Щ, Й. | 1 | |
Дифференциация Ц – С. | 2 | |
Дифференциация Ш – С. | 1 | |
Дифференциация Ж – З. | 1 | |
Дифференциация Ч – Ть. | 1 | |
Дифференциация Ч – Щ. | 2 | |
Дифференциация Ч – Ц. | 1 | |
Дифференциация Ч – Ш. | 1 | |
Дифференциация Ш– Щ. | 2 | |
Дифференциация Ц – Й. | 1 | |
Повторение. | 1 | |
Звук [Б] и буква Б. Звук [П] и буква П. Дифференциация Б – П. | 1 | |
Звук [Д] и буква Д. Звук [Т] и буква Т. Дифференциация Д – Т. | 1 | |
Звук [В] и буква В. Звук [Ф] и буква Ф. Дифференциация В – Ф. | 1 | |
Звук [Г] и буква Г. Звук [К] и буква К. Дифференциация Г – К. | 1 | |
Звук [З] и буква З. Звук [С] и буква С. Дифференциация З – С. | 1 | |
Звук [Ж] и буква Ж. Звук [Ш] и буква Ш. Дифференциация Ж – Ш. | 1 | |
Повторение. | 1 | |
Буквы, сходные по написанию. | 3 | |
Повторение. | 4 | |
Итоговая проверочная работа. Диктант. | 1 | |
Итоговая проверочная работа. Списывание. | 1 | |
Логопедическое обследование. | 4 | |
Всего: | 68 |
3 класс
Тема | Часы | |
Логопедическое обследование. | 4 | |
Повторение | ||
Гласные и согласные звуки. Ударение. | 1 | |
Слогообразующая роль гласных. Правила переноса. | 2 | |
Коррекционная работа на лексическом уровне | ||
Синонимы. | 1 | |
Нахождение синонимов в тексте. | 1 | |
Употребление синонимов в речи для преодоления неоправданного повторения слов. | 1 | |
Антонимы. | 1 | |
Нахождение антонимов в тексте. | 1 | |
Многозначные слова. | 1 | |
Синонимы. Антонимы. Многозначные слова. Повторение. | 1 | |
Окончание слова. Наблюдение за окончанием. | 1 | |
Корень слова. | 1 | |
Родственные слова. | 1 | |
Корневая омонемия. | 1 | |
Сложные слова. | 2 | |
Суффиксы, указывающие на величину предметов. Уменьшительно- ласкательные суффиксы. | 1 | |
Суффиксы прилагательных. | 1 | |
Суффиксы профессий. | 2 | |
Образование слов с помощью приставок. | 1 | |
Словообразование. Повторение. | 1 | |
Разделительный твердый знак. | 1 | |
Мягкий знак-показатель мягкости. | 1 | |
Разделительный мягкий знак. | 1 | |
Разделительный мягкий знак и мягкий знак-показатель мягкости согласных. | 1 | |
Безударный гласный А-О в корне слова. Способы проверки. | 1 | |
Безударный гласный И-Е в корне слова. Способы проверки. | 1 | |
Безударный гласный Я в корне слова. Способы проверки. | 1 | |
Безударный гласный в корне сложных слов. Способы проверки. | 2 | |
Проверяемый сомнительный согласный Б-П в корне слова. Способы проверки. | 1 | |
Проверяемый сомнительный согласный Д-Т в корне слова. Способы проверки. | 1 | |
Проверяемый сомнительный согласный Ж-Ш в корне слова. Способы проверки. | 1 | |
Проверяемый сомнительный согласный З-С в корне слова. Способы проверки. | 1 | |
Проверяемый сомнительный согласный В-Ф в корне слова. Способы проверки. | 1 | |
Проверяемый сомнительный согласный Г-К в корне слова. Способы проверки. | 1 | |
Непроизносимый согласный в корне слова. Способы проверки. | 3 | |
Повторение. | 1 | |
Коррекционная работа на синтаксическом уровне | ||
Слово. Словосочетание. Предложение. | 1 | |
Виды предложений по цели высказывания. | 1 | |
Предложения с предлогами. | 2 | |
Предлоги и приставки. | 1 | |
Распространенные предложения. Связь слов в предложении. | 2 | |
Деление текста на предложения. Обозначение границ предложения. | 1 | |
Текст. Основная мысль текста. | 1 | |
Текст-повествование. | 1 | |
Составление рассказа-повествования. | 1 | |
Текст-описание. | 1 | |
Составление рассказа-описания. | 1 | |
Повторение. | 4 | |
Итоговая проверочная работа. Диктант. | 1 | |
Итоговая проверочная работа. Списывание. | 1 | |
Логопедическое обследование. | 4 | |
Всего: | 68 |
4 класс
Тема | Часы | |
Логопедическое обследование. | 4 | |
Повторение | ||
Звуки и буквы. Алфавит. | 1 | |
Состав слова. | 2 | |
Безударный гласный в корне слова. Способы проверки. | 1 | |
Проверяемый сомнительный согласный в корне слова. Способы проверки. | 1 | |
Коррекционная работа на синтаксическом уровне (продолжение) | ||
Имя существительное. Род и число имен существительных. | 1 | |
Предложно-падежные конструкции имен существительных. | 6 | |
Три склонения имен существительных. | 2 | |
Повторение. | 1 | |
Имя прилагательное. Согласование прилагательных с существительными в род и числе. | 2 | |
Предложно-падежные конструкции имен прилагательных. | 4 | |
Повторение. | 1 | |
Глагол. Изменение глаголов по числам и временам. | 2 | |
Согласование существительных и глаголов прошедшего времени в роде и числе. | 2 | |
Повторение. | 1 | |
Части речи. | 2 | |
Словосочетание | 2 | |
Словосочетание и фразеологические обороты. | 2 | |
Словосочетание и предложение. | 1 | |
Повторение. | 1 | |
Предложение. Определение границ предложения. | 1 | |
Виды предложение по цели высказывания и эмоциональной окраске. | 1 | |
Распространенные и нераспространенные предложения. | 1 | |
Второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. | 2 | |
Деформированные предложения. | 2 | |
Признаки текста. Тема текста. | 1 | |
Текст. Основная мысль текста. | 1 | |
Деформированный текст. | 2 | |
Текст-повествование. | 1 | |
Изложение-повествование на основе слухового восприятия текста по обобщенным вопросам, опорным словам. | 1 | |
Редактирование текста. | 1 | |
Текст-описание. | 1 | |
Сочинение-описание предмета. | 1 | |
Текст-рассуждение. | 1 | |
Письма. | 2 | |
Повторение. | 4 | |
Итоговая проверочная работа. Списывание. | 1 | |
Итоговая проверочная работа. Диктант. | 1 | |
Логопедическое обследование. | 4 | |
Всего: | 68 |
Обязательность и необязательность прохождения тем определяется характером проявления, частотностью и стойкостью дисграфических и орфографических ошибок в письменных работах детей. Количество занятий на конкретную тему определяется специалистом самостоятельно с учетом образовательных потребностей и возможностей детей.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Технические средства обучения:
- компьютер;
- интерактивная доска.
Учебно-практическое оборудование:
- классная доска;
- лента букв;
- зеркало для индивидуальной работы;
- набор маленьких зеркал;
- магнитная азбука;
- магнитная доска;
- картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков;
- настольно-печатные игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза;
- предметные картинки по темам: игрушки, семья, мебель, посуда, одежда, овощи, фрукты, ягоды, грибы, растения, животные, насекомые, птицы, морские обитатели, рыбы, времена года, профессии, инструменты, электроприборы, техника, спорт, школьные принадлежности;
- дидактические игры по развитию лексико-грамматических представлений, звукопроизношения, фонематического восприятия;
- различные настольные игры для развития мелкой моторики пальцев рук, трафареты; твердые и мягкие конструкторы, шнуровки.
Информационно-образовательные ресурсы:
www.nachalka.com
www.1sentyabrya
http://logopedia.by/
Методическая литература:
- Андреева Н.Г. Логопедическиие занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Часть 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой — М.: ВЛАДОС, 2006.
- Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Часть 2: Предложение. Текст: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой — М.: ВЛАДОС, 2013.
- Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Часть 3: Письменная связная речь: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой — М.: ВЛАДОС, 2014.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. Пособие для логопеда. М.: Владос, 2005.
- Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.
- О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.
- Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников: учебно-метод. пособие / А.В. Китикова; под науч. Ред. О. В. Елецкой. – Ч. I. – М.: Редкая птица, 2017.
- Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников: учебно-метод. пособие / А.В. Китикова; под науч. Ред. О. В. Елецкой. – Ч. II. – М.: Редкая птица, 2017.
- Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Логопедические занятия в период обучения грамоте: Рабочая программа. Технологические карты логопедических занятий: Программно-методические материалы – Ч. 1. – М.: Редкая птица, 2017.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013.
- Учим буквы! Логопедические занятия в период обучения грамоте: учебно-метод. пособие /Ю. Е. Розова, Т. В. Коробченко – Рабочая тетрадь. – Ч. I. – М.: Редкая птица, 2017.
- Учим буквы! Логопедические занятия в период обучения грамоте: учебно-метод. пособие /Ю. Е. Розова, Т. В. Коробченко – Рабочая тетрадь. – Ч. II. – М.: Редкая птица, 2017.
- Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи в условиях логопункта общеобразовательной школы» для учащихся 1-4 классов.
Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» ФГОС НОО. Программа направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода, по...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...
Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)
Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) составлена...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие для обучающегося с РАС"
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие для обучающегося с РАС", вариант 8.4...
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)» для обучающихся с ОВЗ основного общего образования, вариант 5.1, 5.2. (1-4 класс)
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА «Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)» для обучающихся с ОВЗ основного общего образования, вариант 7.1, 7.2. (1-4 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА«Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)»для обучающихся с ОВЗ основного общего образован...
Рабочая программа коррекционного курса «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи для обучающихся с ЗПР» (вариант 7.1., 7.2.)
Рабочая программа коррекционного курса «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи для обучающихся с ЗПР»(вариант 7.1., 7.2.)...