Программа коррекционного курса «Произношение» для учащейся, обучающейся по АООП для детей с ТНР (4 класс)
рабочая программа по логопедии (4 класс)

Некрасова Кира Александровна

Образовательная программа по «Произношению» ориентирована на обучение детей с нарушениями речевого развития и должна обеспечивать возможно полную интеграцию их в условия общеобразовательной среды. Уроки произношения служат усилению внимания к речевой деятельности обучающихся, усвоению полноценных речевых навыков в различных коммуникативных ситуациях, расширению и обогащению лексико-семантической и грамматической сторон речи, формирующих предпосылки для обучения языку и литературе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tnr_proiznoshenie_4_klass.docx72.31 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ДЕПАРТАМЕНТ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«ЗАВОДОУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

Рассмотрена

на заседании ППк

протокол № _

от «26» августа  2022 г.

Председатель ППк:____________

/Т. С. Ильина /

Согласована:

зам.директора по УВР

Т.С.Ильина

_____________

« 29» августа  2022 г.

                Утверждено

          Приказом  директора

          № О – 302  

    от «29» августа 2022 г.

        

Рабочая программа

по коррекционному курсу «Произношение» (ТНР)

4 класс

        

                                                           Составила:

К. А. Некрасова, учитель-логопед

Заводоуковск, 2022 г.

  1. Пояснительная записка.

Данный курс разработан с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г.№1598,  рекомендаций ПМПК, на основе методик Чиркиной Г.В., Козыревой Л.М., Елецкой О.В., Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П.

Работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой. Работа по этим направлениям на уроках произношения идет параллельно.

Таким образом, основными задачами коррекционного курса «Произношение» являются:

- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания,  речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);

- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);

- коррекция нарушений звукослоговой структуры  слова;

- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).

2.   Общая характеристика коррекционного курса.

Дети с общим недоразвитием речи, имеющие нормальный физический слух и потенциальное интеллектуальное развитие, в целом соответствующее возрастному нормативному развитию. Нарушения речи проявляются в системной недостаточности всех ее компонентов. В области произносительной стороны речи для обучающихся характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звуко-слоговой структуры слова. Не сформированы также основные фонетические средства интонационного оформления фраз, типичны паузы нерешительности, свидетельствующие о трудностях формирования высказывания. У части детей отмечаются нарушения голоса (назальность, охриплость, истощаемость и др.). Фонематическая готовность обучающихся к овладению анализом звукового состава слов не соответствует возрастным нормам. Детям недоступны элементарные задания по выделению звуков из слова, что обуславливает трудности обучения грамоте и в дальнейшем может детерминировать различные нарушения письменной речи, что, в свою очередь, чревато школьной неуспеваемостью и социальной дезадаптаций. Вышеперечисленные проблемы становления произносительной стороны речи у большинства детей обнаруживаются на фоне органического поражения центральной нервной системы и имеют устойчивый характер.  

Соответственно, программа учебного предмета «Произношение», наряду с общеобразовательными задачами, направленными на достижение личностных и метапредметных результатов, обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся, которая осуществляется разными путями, но ведет к единой цеди - ликвидировать в процессе обучения недостатки речевого развития ребенка и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями.

Образовательная программа по «Произношению» ориентирована на обучение детей с нарушениями речевого развития и должна обеспечивать возможно полную интеграцию их в условия общеобразовательной среды. Уроки произношения служат усилению внимания к речевой деятельности обучающихся, усвоению полноценных речевых навыков в различных коммуникативных ситуациях, расширению и обогащению лексико-семантической и грамматической сторон речи, формирующих предпосылки для обучения языку и литературе. Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:

- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;

- языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;

- сложной слоговой структуры слова;

- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).

Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются:

- формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;

- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;

- формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех- пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых.

Начиная с 1 класса, на уроках произношения формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика нарушений чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи.

Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического).

На уроках произношения в 1 классе необходимо формировать те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный), правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений о значении морфем.

В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:

- развитие артикуляторной моторики;

- развитие дыхания и голосообразования;

- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;

- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;

- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;

- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;

- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).

Существенной особенностью работы является то, что к урокам произношения все обучающиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки. Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой степенью дизартрии.

3.Описание места коррекционного курса в учебном плане.

 В соответствии с АООП НОО (раздел « Учебный план») на  изучение  коррекционного курса    отводится  34 часа в  год  (1 час в неделю, 34 учебные недели)

            4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса.

Основной целевой установкой для предмета «Произношение» является воспитание у школьников четкой, внятной, выразительной речи, что можно рассматривать как предметный, так и метапредметный результат обучения.

 В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения.

В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.

Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание при обучении.

Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения  грамотой.

Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости - глухости и т.д.).

На специальных уроках «Произношения» обучающиеся не только формируют правильное восприятие и произношение звуков, осуществляют усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, формируют основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактику дисграфии, дислексии, дизорфографии, нормах общения, но и получают практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведётся работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Формируется навык самоконтроля и требовательное отношение к фонетически правильно оформленному речевому высказыванию как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Важность данного курса в системе обучения детей с ТНР состоит и в том, что в результате его освоения обеспечивается адаптация к окружающей действительности, социализация в современном обществе.

             5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса.

На минимальном уровне

На достаточном уровне

Личностные

Осознавать и принимать социальную роль обучающегося, сформированное положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Предметные

Правильно называть основные органы артикуляционного аппарата.

Правильно произносить слова различной звуко-слоговой структуры с включением стечения согласных и оппозиционных звуков

Правильно использовать освоенный речевой материал в отработанных прозаических и стихотворных текстах, свободной речи;

выделять ударный слог в словах, состоящих из 2,3,4,5-ти слогов;

осуществлять перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм;

выделять смысловое ударение;

различать и выделять из состава доступных по структуре слов усвоенные звуки: гласные, согласные;

различать интонационную окраску предложения по цели высказывания.

в соответствии с орфоэпической нормой произносить предлоги с существительными;

составлять и правильно произносить предложения с использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности с соблюдением правильной интонации и ударением;

Четко произносить окончание слова в связи с изменением его формы;

Четко, правильно и выразительно прочитать небольшой рассказ, стихотворение;

Понимать и употреблять в речи термины «звук», «слог», «слово», «ударение», «ударный слог».

Произносить в быстром темпе различные слоговые сочетания с мягкими согласными звуками, а также в слогах разного типа с оппозиционными звуками, слоговых рядах с чередованием оппозиционных согласных, слоговых сочетаний со звуком Й;

Выделять звуки из слов различного звуко-слогового состава;

Четко, слитно, с правильным ударением произносить трех-, четырех-, пятисложные слова, состоящие из открытых и закрытых слогов, со стечением 2 согласных в составе слова;

Правильно и плавно произносить слова с приставками;

Слитно произносить предлоги с существительными и прилагательными;

•        рассказывать наизусть 5-7 коротких стихотворений, позволяющих продемонстрировать навыки произношения в объеме программы 2 класса;

правильно произносить труднопроизносимые термины в объеме программы 2 класса;

самостоятельно проводить звуковой и слоговой анализ слов различной структуры в соответствии с опорой на предложенный алгоритм;

самостоятельно давать краткую характеристику изученных звуков.

Метапредметные

Регулятивные

Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.

Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.

Осуществлять контроль за ходом своей деятельности с использованием алгоритмов самоконтроля и специальных символов, по вопросам учителя.

Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда),

Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).

Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.

Познавательные

Знать о значении правильного произношения;

Осознавать и осознанно наблюдать некоторые взаимосвязи артикуляции и произношения звуков;

Использовать отдельные знаково-символические средства для планирования выполнения задания;

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Использование знаково-символических средств представления информации.

коммуникативные

Знать правила поведения в школе, общественных местах, на улице, дома;

Знать и уметь использовать основные формы выражения благодарности, приветствия, просьбы, извинения, прощания, несогласия с собеседником;

Уметь использовать основные формы выражения благодарности, приветствия, просьбы, извинения, прощания, несогласия с собеседником;

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

6.Содержание программы коррекционного курса.

Формирование навыков произношения звуков и развитие слухового восприятия.

Закрепление правильного, четкого произношения: гласных звуков; мягких согласных звуков в словах, предложениях и тексте различной сложности. Дифференциация твердых и мягких звуков. Дифференциация и закрепление правильного произношения звонких-глухих согласных звуков.

Автоматизация и дифференциация звуков позднего онтогенеза в составе сложных по звукослоговому составу слов, предложений.

Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов различной звуко-слоговой структуры.  Усвоение терминов «звук», «слово», «гласный  звук», «ударный звук», «согласный звук», «мягкий звук», «твердый звук», «звонкий  звук», «глухой звук», «слог». Усвоение слогообразующей роли гласных.

Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков и слов с соблюдением ритма и интонационной окраски.

Работа над плавностью и темпом речи на материале небольших рассказов и стихотворений; Рассказывание по вопросам, картинкам, составление рассказов. Произношение и заучивание наизусть диалогов, заучивание наизусть стихотворений и т. п.

Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова, в том числе выделение ударного слога на слух и в произношении, перенос ударения при образовании грамматических форм слова. Работа над четкостью, плавностью и выразительностью речи на материале простых предложений, коротких рассказов. Развитие просодической стороны речи, интонационной выразительности. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза на усложненном материале.  

7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающегося.

Тема

Основные виды деятельности обучающейся

1

Закрепление произношения гласных звуков.

Наблюдение над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.

Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков.

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Оценивать результаты выполненного задания.

Определять позиционную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Правильно произносить гласные звуки.

Повторение  в  данной  последовательности  воспринятого  на  слух  слогового  ряда, состоящего из трех-четырех слогов.

Закрепление смыслоразличительной роли ударения на основе наблюдений.

Анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков, одинаковых гласных звуков и др.

Использовать приём планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм характеристику звуков.

Построение, четкое и слитное произношение простых и распространенных предложений из трех-пятисложных слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Наблюдение за изменением ударения при образовании форм слова.

2-4

Закрепление произношения мягких согласных звуков: мь,пь,вь,кь,нь,фь,ть,хь,сь,бь,дь, зь,гь.

Дифференцировать гласные и согласные звуки

Отработка правильного или скомпенсированного произношения слоговых сочетаний с мягкими согласными звуками в слогах со стечением согласных и без стечения, открытых и закрытых, слоговых последовательностей с различным порядком слогов и ударением.

Дифференциация произношения звуков, различающихся по месту образования.

Выделение и графическое обозначение ударного слога в трех-пятисложных словах.

Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов усвоенной звуко-слоговой  сложности

Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.

Распознавать знаково-символические обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков при необходимости и в процессе выполнения учебной задачи (обозначение жестом специфических особенностей артикуляции звука, использование символа для произносимого звука, условное графическое обозначение звука цветовым обозначением при звуковом анализе).

Различение на слух твердых-мягких согласных, выделение их в словах доступной сложности в устных и графических упражнениях.

Дифференциация и отработка произношения согласных звуков по способу образования.

Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и].

Отработка произношения звука Й после гласного и разделительного мягкого знака. Различение на слух и произнесение сочетаний типа тя-тья, ле-лье. Выделение в словах сочетаний со звуком Й.

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Различать в слове и вне слова звонкие и глухие согласные звуки.

Определять и правильно произносить, дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки.

Выделять предложения из речи.

Определять границы предложения, выбирать знак препинания в конце предложения.

Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.

Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение.

Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения.

Различать слово и слог.

Наблюдать над слоговой структурой различных слов.

Определять количество в слове слогов.

Давать  характеристику  звукам    (гласные:  ударные/безударные;  согласные:

твердые/мягкие, звонкие/глухие, парные/непарные);

Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям.

Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков.

Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Составлять слова из слогов.

Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.

Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.

Слитно и правильно  произносить  предложения из слов различной слоговой сложности, составлять предложения с включением слов со стечение 3-4 согласных звуков.

Закреплять правильное произношение слов с оппозиционными звуками на материале небольших рассказов и стихотворений.

Систематическое заучивание труднопроизносимых терминов, связанных с изучением других предметных курсов.

Дифференциация употребления интонационных конструкций в предложениях, различающихся по цели высказывания. Закрепление умения использовать смысловое ударение в предложении и тексте.

5-10

Дифференциация твердых и мягких звуков: м-мь,п-пь, в-вь, к-кь, н-нь, ф-фь, т-ть, х-хь, с-сь, б-бь, д-дь, з-зь, г-гь, л-ль, р-рь.

11

Обобщение и систематизация знаний по разделу

12

Й в начале слова, после гласного и мягкого знака

13-20

Дифференциация звонких-глухих согласных звуков: в-ф, б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш

21

Обобщение и систематизация знаний по разделу

22-24

Звук и буква Ш. Звук и буква Ж.

25

Звук и буква Щ

26

Звук и буква Ц

27

Звук и буква Ч

28

Дифференциация звуков ш-ж-с-з

29

Дифференциация звуков щ-ч-ть

30

Дифференциация звуков ц-щ-ч

31

Дифференциация звуков щ-ч-сь-с-ц

32

Дифференциация звуков р-рь-л-ль

33

Повторение изученных звуков

34

Четкость-плавность, выразительность речи (резерв)

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

8.1. Дидактическое и методическое обеспечение.

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

  1. Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков[Текст] : учеб. для спец. корекц. шк. V вида: 1 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М.: АРКТИ, 2005. - 256 с.

  1. Алмазова, А. А. Русский язык в школе для детей с нарушениями речи / А. А. Алмазова, В. И. Селиверстов. – М..: ВЛАДОС, 2011.
  2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017. Чиркина Г.В., Алтухова Т.А, Вятлева Ю.Е. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс, 1-4 классы. – С.: Просвещение,  2013. – 256 с.
  3. Основы теории и практики Логопедии /Под ред. проф. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1969.

8.2.Информационно-коммуникативные средства.

- Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.

- Интерактивные речевые игры. Издательство «Учитель».

- Индивидуальные зеркала, средства гигиены.

8.3. Материально-технические средства:

  • компьютерная техника (персональный компьютер учителя).
  • интерактивная доска,
  •   аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного курса дефектологических занятий для обучающихся 1 класса

Данная рабочая программа предназначена для учителей-дефектологов, проводящих коррекционные (дефектологические) занятия в школах для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся по АООП НОО для детей с ЗПР (1 дополнительный класс)

Составлена на основе ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2.) и требований АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития....

Программа коррекционного курса «Произношение» для учащейся, обучающейся по АООП для детей с ТНР (1 класс)

Работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков а...

Календарно-тематическое планирование программа коррекционного курса «Развитие речи» для обучающихся с ОВЗ по АООП НОО (вариант 5.2) – 1 класс

Тематическое планирование в 1 классе включает 66 занятий, 8 из них диагностика на начало и конец учебного года...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ программа коррекционного курса «Развитие речи» для обучающихся с ОВЗ по АООП НОО (вариант 5.2) – 2класс

Календарное планирование во 2 классе включает 68 занятий, 8 из которых диагностика на начало и конец учебного года...

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Развитие речи» для обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС, как часть адаптированной основной образовательной программы НОО (вариант 5-2) 1-4 классы

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА«Развитие речи»для обучающихся в общеобразовательном учреждениив условиях ФГОС, как часть адаптированнойосновной образовательной программы НОО(вариант 5-2)1-4...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для обучающихся по АООП НОО (вариант 2.1)

Курс «Развитие речи» является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО (вариант 2.1). Содержание программы рассчитано на четыре года...