Рабочая программа коррекционного курса дефектологических занятий для обучающихся 1 класса
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему
Данная рабочая программа предназначена для учителей-дефектологов, проводящих коррекционные (дефектологические) занятия в школах для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В программе содержится календарно-тематическое планирование на 66 занятий (по 2 занятия в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
документация учителя-дефектолога | 66.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Солнечная школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Рабочая программа коррекционного курса
дефектологических занятий
для обучающихся 1 класса на 2015-2016 учебный год
Составитель Гришаева Е.Е.
Сургутский район
с.п. Солнечный
- Пояснительная записка
Рабочая программа индивидуальных дефектологических занятий адресована обучающимся 1 класса коррекционной школы и составлена на основе примерной программы коррекционного курса дефектологических занятий для обучающихся 1-4 классов на 2015-2016 учебный год.
Коррекционный (дефектологический) курс разработан с учетом учебного плана на 2015-2016 учебный год и предусматривает индивидуальные занятия с обучающимися 1 класса.
Рабочая программа индивидуальных дефектологических занятий имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания обучающимся каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития обучающегося и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, направленное на развитие психических процессов памяти, мышления, внимания, воображения.
Задачи:
- коррекция недоразвития познавательной деятельности обучающихся путем систематического развития полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса обучающихся на основе использования соответствующей терминологии;
- коррекция моторных навыков, совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Коррекционно-развивающие (дефектологические) занятия проводятся индивидуально. Курс имеет безоценочную систему прохождения материала.
Содержание рабочей дефектологической программы имеет практическую значимость, а принципы коррекционной и коммуникативно-речевой направленности обучения являются ведущими. В процессе реализации рабочей дефектологической программы предусмотрено применение информационно-компьютерных, здоровьесберегающих и игровых образовательных технологий.
Срок реализации программы 2015-2016 год. Согласно утвержденному учебному плану школы-интерната на 2015-2016 год коррекционный курс дефектологических занятий для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью предполагает проведение 2 занятий в неделю и согласно утвержденному графику – 66 часов в учебном году.
- Содержание тем коррекционного (дефектологического) курса
Обследование, определение образовательного маршрута обучающихся (4 часа)
Развитие моторики, графомоторных навыков (12 часов)
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
Тактильно-двигательное восприятие (4 часа)
Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый - легкий).
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа)
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (13 часов)
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий - низкий, выше - ниже, одинаковые и т. д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2 - 3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2 - 3 детали с разрезами по диагонали).
Развитие зрительного восприятия (5 часов)
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2 - 3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (4 часа)
Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый - легкий).
Развитие слухового восприятия (4 часа)
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
Восприятие пространства (7 часов)
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху - внизу, над - под, справа - слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона).
Восприятие времени (5 часов)
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.
Итоговое обследование обучающихся (4 часа)
- Планируемые результаты
- Целенаправленное выполнение действий по инструкции педагога.
- Правильное пользование письменными принадлежностями, копирование несложных изображений.
- Анализ и сравнение предметов по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.
- Различение и называние основных цветов.
- Классификация геометрических фигур.
- Составление предметов из 2 - 3 частей.
- Определение на ощупь величины хорошо знакомых предметов.
- Зрительное определение и вербализация отличительных и общих признаков двух предметов.
- Классификация предметов и их изображений по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, формулирование простейших обобщений.
- Различение речевых и неречевых звуков.
- Ориентировка на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
- Выделение части суток и определение порядка дней недели.
Реализация представленных в данной рабочей программе коррекционно-развивающих заданий и упражнений способствует повышению познавательной активности, увеличению уровня произвольности запоминания, развитию операционных качеств мышления, формированию фонематического слуха, коммуникативных речевых средств, расширению объема внимания.
Формируемые жизненные компетенции:
- Усваивать основы смыслового восприятия программных заданий.
- Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
- Осуществлять синтез как составление целого из частей.
- Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
- Устанавливать аналогии.
- Формирование временных представлений.
- Диагностический материал
Обследуемые ВПФ | Методические приемы | Процедура проведения обследования |
1.Непроизвольное запоминание Источник: практикум по возрастной психологии под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко стр. 110 | В инструкции не дается установки на запоминание. Стимульный материал: набор из 10 картинок (рыба, ведро, кукла, молоток, портфель, санки, елка, чашка, часы, телевизор). | Картинки предъявляются по одной (приблизительно 1 в с), обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне (назвать то, что нарисовано на картинке). Порядок воспроизведения не имеет значения. |
2. Произвольное запоминание Источник: практикум по возрастной психологии под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко стр. 111 | Стимульный материал: набор из 10 картинок (мяч, яблоко, гриб, морковка, бабочка, шапка, матрешка, цыпленок, мак, грузовик). Фиксируется количество правильно воспроизведенных названий картинок, порядок воспроизведения не важен. | «Я тебе буду показывать картинки, ты постарайся запомнить, что на них нарисовано». Картинки предъявляются по одной. Обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок. |
3.Оперативная слуховая память Источник: практикум по возрастной психологии под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко стр. 112 | Набор из 10 слов (дом, солнце, ворона, часы, карандаш, молоко, стол, снег, окно, книжка). Изменение слова считается ошибкой (солнце-солнышко, окно-окна). | «Я прочитаю (назову) тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить». Слова предъявляются в медленном темпе (1 слово в с) однократно и отчетливо. Затем слова сразу воспроизводятся обследуемым без учета порядка воспроизведения. |
4.Наглядно-образная память Источник: практикум по возрастной психологии под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко стр. 113 | Тест состоит из шести вариантов карточек с изображением простых символов и геометрических фигур, таких как круг, треугольник, квадрат, крест. Карточка разделена на 9 равных квадратов, изображениями заполнены 6 из них. Каждая карточка наклеивается на цветной картон. На обратной стороне карточки стоит номер задания (варианта). Размер карточки 9 на 9 см. | «Посмотри, на твоем листочке нарисован большой квадрат. Но это не просто квадрат, это – телевизор. Сейчас я дам карточку с цифрами. Это номер программы, которую мы будем смотреть. По моей команде нужно перевернуть карточку и запомнить, что показывает телевизор. Затем нужно вернуть мне карточку и нарисовать на своем листочке то, что запомнил. |
5. Устойчивость внимания Источник: практикум по возрастной психологии под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко стр. 116 | «Лабиринт». Субтест из детского варианта теста Дж.Векслера. Начинать проведение обследования с демонстрации по образцу. | «Посмотри на мальчика. Он в таком домике. Черные линии – это стенки. А здесь (выход из лабиринта) стенки нет, здесь выход на улицу. (Экспериментатор рисует путь от центра до выхода, не отрывая карандаш и не пересекая линию.) Так и ты будешь делать. Только когда будешь рисовать, нельзя делать вот так (показывает пересечение). Старайся не заходить в тупик, а побыстрее рисуй путь на улицу». |
6. Концентрация внимания Источник: практикум по возрастной психологии под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко стр. 119 | 2 таблицы с тест-объектами, геометрические фигуры (знаки), секундомер, карандаш или ручка. | «Вычеркивай одной чертой сверху вниз кружочки, а двумя чертами квадратики в каждой строке. Работай быстро и внимательно, старайся не пропускать. Сделаешь одну строку, переходи ко второй и т.д., пока не выполнишь задание на всем листе». |
7.Наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления Источник: практикум по возрастной психологии под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко стр. 121 | 1.Разбор и складывание матрешек 2-х, 4-х, 6-и составных. Инструкция может быть жестовая или вербальная. | 1.«Разбери и собери матрешку. Поставь их по росту». |
2. Разбор и складывание пирамиды из 4, 6, 8 колец. Инструкция может быть жестовая или вербальная. | 2. «Разбери и собери пирамиду. Дай (покажи) синее кольцо, дай желтое, дай 2 кольца. Покажи первое, второе кольцо». | |
3.Построение «заборчика» из счетных палочек или брусочков красного и белого цвета. Если ребенок допускает ошибку, ему оказывают организующую помощь (мимика неудовольствия, отрицательное покачивание головой, замечания типа «Внимательнее», «Посмотри, какая лежит полоска»). | 3.Перед обучающимся выкладывают в ряд палочки в определенной последовательности: КБКБКБ… Обращают внимание на чередование их по цвету и предлагают жестом или словами (Продолжай сам) выкладывать остальные палочки. | |
4.«Почтовый ящик или коробка форм». коробка, в которой лежат 10 объемных фигур. Размеры коробки: высота 16 см, ширина 12 см и на верхней крышке – 5 прорезей соответствующей формы для 10 объемных фигур. Инструкция может быть жестовая или вербальная. Нужно вести наблюдение за умением произвести разворот фигуры. | 4.Перед ребенком ставят коробку с фигурами; фигуры вынимают. Исследователь берет одну из фигур, показывает ее основание, обводит соответствующую по форме прорезь и опускает в нее фигуру. Жестом или словами «Опусти все фигурки в коробку» предлагает продолжить работу. Начинать показ лучше с самых простых по форме фигур. | |
5.Разноцветная мозаика, состоящая из цветных квадратиков и кружков, всего по 12 фигур каждого вида: 2 зеленых, 2 синих, 2 красных, 2 черных, 2 белых, 2 желтых. | 5.Задание включает 5 этапов. На 1-м этапе показывают выложенный из мозаики разноцветный коврик (стр. 125), затем берут молча синий квадратик и кладут на соответствующий «кусочек». «Положи остальные квадратики на свои места». | |
6.Складывание разрезных фигур и картинок. Картинки с изображением знакомых детям предметов, разрезанные на 2,3,4 части по вертикали и горизонтали. | 6.«Сложи, пожалуйста, из этих частей предмет. Смотри внимательно, не торопись». Части кладут так, чтобы их нужно было не просто сдвинуть, а сначала перевернуть. Фигуру, которую должен сложить ребенок, не называют. | |
7.Дифференцирование предметов и объектов. Разные части 2-3 предметов. | 7.«Сложи какой-нибудь 1предмет или животное. Выбери нужные части и сложи. | |
8.Лабиринт. Несколько рисунков с лабиринтами (нарисованные путаные дорожки от одного предмета к другому стр. 130-131), карандаш. | 8.Перед обучающимся последовательно кладут рисунки. «Посмотри, по какой дорожке побегут (поедут) к себе домой действующие лица». | |
9.Найди такую же картинку. Рисунки с изображением различных предметов (стр.132). | 9.«Посмотри на картинку в начале ряда и обведи кружком такое же изображение». |
- Литература:
1. Бабкина Н.В. «Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития» Москва, 2006 г.
2. Возняк И.В., Годовникова Л.В. «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс», Волгоград: Учитель, 2015 г.
3. Воронкова В.В. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы», Москва: Просвещение, 2013г.
4. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. «Практикум по возрастной психологии», Санкт-Петербург: Речь, 2005 г.
5. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А.«Настольная книга педагога – дефектолога» Москва, 2005 г.
6. Калабух Т.В., Клейменова Е.В. «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями», Волгоград: Учитель, 2015 г.
7. Матвеева Е.М. «Дневник индивидуальной работы с учащимся», Волгоград: Учитель, 2014 г.
8. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. «Основы олигофренопедагогики» Москва: Издательский центр Академия, 2006 г.
9. Морозова И.А., Пушкарева М.А.«Ознакомление с окружающим миром» Москва, 2006 г.
10. Нелипенко Т.И. «Современный урок в коррекционном классе», Волгоград: Учитель, 2015 г.
11. Пузанов Б.П. «Обучение детей с нарушением интеллектуального развития», Москва, 2006 г.
12. Рыжикова Д.С. «Развитие временных представлений у младших школьников», Москва: ТЦ Сфера, 2015 г.
13. Удалова Э.Я., Метиева Л.А. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида».
14. Худенко Е., Останина Е. 1-2 часть «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии». Издательство «Школа», 1992 г.
15. Швайко Г.С.«Игры и игровые упражнения для развития речи» Москва, 1998 г.
Дополнительные средства обучения: мультимедийный комплекс (компьютер, монитор, проектор, экран), дидактический раздаточный материал, графические модели, таблицы, иллюстрации, муляжи.
Календарно-тематическое планирование занятий дефектологического курса
для обучающегося 1 класса
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание работы | Планируемые результаты | Оборудование и средства | Примечание | ||
год | четверть | план | факт | ||||||
I четверть | |||||||||
1. | 1. | 02.09 | Диагностика, определение образовательного маршрута обучающегося. | 4 | Изучение уровня развития обучающегося (представлений о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, знаний об окружающих предметах и явлениях, уровня сформированности познавательных процессов). | Выявление наиболее проблемных зон в развитии обучающегося. | Диагностические задания согласно перечню диагностического инструментария НОО | ||
2. | 2. | 07.09 | |||||||
3. | 3. | 09.09 | |||||||
4. | 4. | 14.09 | |||||||
Развитие моторики, графомоторных навыков (12 ч) | |||||||||
5. | 5. | 16.09 | Развитие крупной моторики. Свойства предметов. | 1 | Бросание мячей. Нахождение к изображению большого предмета маленького, к длинному – короткого. Проведение музыкальной игры «Автобус» (Железновы). | Вербальное обозначение предметов относительно величины и длины предметов. | Мячи Дидактический материал Музыкальное сопровождение | ||
6. | 6. | 21.09 | Развитие чувства равновесия . Коррекция координации движений кисти руки и пальцев. | 1 | Пальчиковая гимнастика «Компот». Прохождение по ленте, разложенной на полу. Проведение ведущей рукой по начерченным линиям на доске, на листе бумаги. Проведение д/и «Шнуровка». | Проведение линий, шнурование. | Широкая лента Д/и «Шнуровка» | ||
7. | 7. | 23.09 | Развитие согласованности действий и движений разных частей тела. Работа с трафаретами. | 1 | Словесная игра с выполнением движений «Хомка». Самостоятельное обведение овощей и фруктов по трафарету. | Обведение по контуру. | Трафареты Цветные карандаши | ||
8. | 8. | 28.09 | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Осень. Признаки осени. | 1 | Пальчиковая гимнастика «Осень». Рассматривание иллюстраций с изображением осени. Закрепление признаков осени. Обведение по точкам изображения гриба. | Повторение признаков осени. | Иллюстрации по теме «Осень» «Обведи по точкам» - гриб | ||
9. | 9. | 30.09 | Развитие навыков владения письменными принадлежностями. Написание элементов букв. | 2 | Пальчиковая гимнастика «В школе» (со словесным сопровождением дефектолога). Проведение беседы о письменных принадлежностях. Написание элементов букв простым карандашом. | Написание элементов букв. | Прописи для написания элементов букв Простой карандаш | ||
10. | 10. | 05.10 | Пальчиковая гимнастика «В школе» (со словесным сопровождением дефектолога). Закрепление знаний о письменных принадлежностях. Написание элементов букв ручкой. | Написание элементов букв. | Прописи для написания элементов букв Ручка | ||||
11. | 11. | 07.10 | Обводка по внутреннему трафарету, штриховка. Круг. | 1 | Обведение по внутреннему трафарету изображения круга. Штриховка круга. Закрепление вербального обозначения фигуры. | Выполнение заданий. | Трафарет круга Простой карандаш | ||
12. | 12. | 12.10 | Обводка по внешнему трафарету, штриховка. Квадрат. | 1 | Обведение по внешнему трафарету изображения квадрата. Штриховка квадрата. Закрепление вербального обозначения фигуры. | Выполнение заданий | Трафарет квадрата Простой карандаш | ||
13. | 13. | 14.10 | Развитие координации движений. Написание вертикальных линий. | 2 | Пальчиковая гимнастика «Лодочка». Повторение вслед за дефектологом шагов вправо, влево, вперед, назад. Написание вертикальных линий на листе из прописи. Расположение элементов оборудования М.Монтессори на плоскости парты. Проведение д/и «Шнуровка». | Написание вертикальных линий, шнурование. | Прописи Шнуровка | ||
14. | 14. | 19.10 | Пальчиковая гимнастика «Ветер». Повторение вслед за дефектологом шагов вправо, влево, вперед, назад. Написание вертикальных линий на листе из прописи. Расположение элементов оборудования М.Монтессори на плоскости парты. Проведение д/и «Шнуровка». | Написание вертикальных линий, шнурование. | Прописи Шнуровка | ||||
15. | 15. | 21.10 | Работа в технике рваной аппликации. Аппликация из бумаги «Осенний лист». | 1 | Беседа об осени и о ее признаках. Рассматривание иллюстраций с изображением осени. Вырезание изображения кленового листа. Отрывание мелких кусочков салфетки и приклеивание их на вырезанную заготовку изображения кленового листа. | Аппликация «Осенний лист». | Иллюстрации по теме «Осень» Кленовый лист Клей Салфетки | ||
16. | 16. | 26.10 | Сгибание и разрезание бумаги. Изготовление книжки-малышки. | 1 | Рассматривание и тактильное восприятие листа бумаги . С помощью дефектолога сгибание и разрезание бумаги ножницами, соединение листочков степлером. | Изготовление книжки-малышки (по возможности). | Бумага Ножницы Степлер | ||
Тактильно-двигательное восприятие (4 ч) | |||||||||
17. | 17. | 28.10 | Определение на ощупь величины предмета. Большой - маленький, длинный - короткий, одинаковые. | 1 | Беседа об окружающих нас предметах. Обследование визуальное и тактильное, с проговариванием внешних особенностей, а затем тактильное восприятие элементов оборудования М.Монтессори, находящихся в «волшебном мешочке». Проведение дидактических игр. Показ нескольких пар изображений (элементов оборудования М.Монтессори) одинаковых предметов | Показ нескольких пар одинаковых предметов. | Элементы оборудования М.Монтессори Д/и «Большой – маленький» | ||
II четверть | |||||||||
18. | 1. | 09.11 | Определение на ощупь плоскостных фигур. Игрушки. | 1 | Беседа о геометрических фигурах. Обследование сначала зрительное и тактильное, с проговариванием особенностей строения. Затем обследование на ощупь плоскостных геометрических фигур, находящихся в «волшебном мешочке». Проведение дидактической игры «Назови игрушки, которые ты знаешь». | Тактильное восприятие материала. По возможности – обозначение словом или повторение. | Набор плоскостных геометрических фигур Картинки с изображением игрушек | ||
19. | 2. | 11.11 | Лепка «Угощение». Предметы круглой формы. «Овощи и фрукты». | 1 | Беседа о сборе осеннего урожая. Д/и «Загадки». Д/и «Разложи овощи и фрукты в разные корзины». Лепка овоща или фрукта по выбору обучающегося. | Пластилиновое изделие по выбору обучающегося. | Иллюстрации Муляжи Корзины Пластилин | ||
20. | 3. | 16.11 | Игры с крупной мозаикой. Первый – последний, впереди, следом, сзади. | 1 | Д/и с конструктором «Черепашки» (построение разноцветного ряда). Просмотр презентации «Первый – последний, впереди, следом, сзади». Вербальное обозначение на построенном ряду расположения частей конструктора. | Построение ряда и вербальное обозначение расположения частей конструктора. | Конструктор Презентация в программе PowerPoint | ||
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 ч) | |||||||||
21. | 4. | 18.11 | Формирование ощущений от различных поз тела. Улица. Движение по тротуару. | 1 | Д/и «Море волнуется». Просмотр короткометражного обучающего фильма по теме «Улица. Движение по тротуару». Проведение беседы по технике безопасности. Д/и «Светофор». | Просмотр фильма, закрепляющая беседа по итогам просмотра. | Видеоролик Д/и «Светофор» | ||
22. | 5. | 23.11 | Движения и позы верхних и нижних конечностей. Наступают холода. | 1 | Выполнение действий по инструкции дефектолога. Д/и «Выбери нужную одежду». Обведение по точкам изображения варежки. | Выполнение действий, обведение по точкам. | Картинки одежды всех сезонов «Обведи по точкам» - варежка | ||
23. | 6. | 25.11 | Движения головы по показу. Составление рассказа «Зимние забавы». | 1 | Проведение зарядки для головы. Рассматривание картинок с изображением зимних пейзажей и забав. Составление с направляющей помощью дефектолога рассказа «Зимние забавы». | Составление рассказа. | Музыкальное сопровождение Иллюстрации | ||
24. | 7. | 30.11 | Выразительность движений. Домашние животные. | 1 | Загадки о домашних животных. Д/и «Узнай по описанию». Просмотр презентации «Домашние животные». Д/и «Пантомима» (домашние животные). | Демонстрация характерных признаков домашних животных по предпочтению обучающегося. | Иллюстрации Набор игрушек Презентация в программе PowerPoint | ||
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (13 ч) | |||||||||
25. | 8. | 02.12 | Формирование сенсорных эталонов. Треугольник, прямоугольник. | 1 | Выделение и обозначение основных признаков треугольника и прямоугольника. Рисование по клеточкам в тетради и штриховка треугольников и прямоугольников. | Рисование по клеточкам, штриховка. | Демонстрационный материал Тетрадь Ручка | ||
26. | 9. | 07.12 | Выделение и обозначение формы предмета словом. Геометрические фигуры. | 2 | Д/и «Найди нужную фигуру» (блоки Дьенеша). Вербальное обозначение характерных признаков геометрических фигур. Закрепление цвета. | Выполнение заданий. | Блоки Дьенеша Раздаточный геометрический материал | ||
27. | 10. | 09.12 | Д/и «Найди клад» (блоки Дьенеша). Вербальное обозначение характерных признаков геометрических фигур. Закрепление порядкового счета. | Выполнение заданий. | Блоки Дьенеша Геометрические фигуры Касса цифр | ||||
28. | 11. | 14.12 | Группировка предметов и их изображений. Классификация предметов по форме геометрических фигур. | 1 | Д/и «Подбери предмет к изображению». Просмотр презентации о преобразовании изображений геометрических фигур в изображения предметов. Д/и «Преобразуй фигуру в предмет». | Рисование на листочках изображений предметов из геометрических фигур. | Предметы и их изображения Презентация в программе PowerPoint Изображения геометрических фигур | ||
29. | 12. | 16.12 | Предметы, похожие по форме. Предметы мебели. | 1 | Проведение беседы о внешней схожести некоторых предметов. Повторение названий предметов мебели. Пальчиковая гимнастика «Мебель». Д/и «Четвертый лишний». | Нахождение в предложенном ряду лишнего предмета. | Музыкальное сопровождение Раздаточный материал | ||
30. | 13. | 21.12 | Запомни предметы. Дикие животные. | 1 | Д/и «Чего не стало?» Закрепление знаний о внешнем виде и характерных особенностях диких животных. Д/и «Загадки». Обведение по точкам и раскрашивание изображения лисы. | Отгадывание загадок, обведение и раскрашивание изображения. | Иллюстрации «Обведи по точкам» - лиса | ||
31. | 14. | 23.12 | Сравнение двух предметов по высоте. Высокий – низкий. | 1 | Просмотр презентации «Высокое и низкое». Развивающее упражнение «Что бывает высокое?» Д/и «Противоположности». | Выполнение заданий. | Презентация в программе PowerPoint Демонстрационный материал | ||
III четверть | |||||||||
32. | 1. | 11.01 | Сравнение двух предметов по ширине. Широкий – узкий. | 1 | Сравнение 2 лент по ширине с направляющей помощью дефектолога. Развивающее упражнение «Что бывает узкое?» Музыкальная игра «Автобус» (Железновы). | Выполнение заданий. | Ленты Музыкальное сопровождение | ||
33. | 2. | 13.01 | Моделирование геометрических фигур. Составление по образцу композиции из геометрических фигур «Домик». | 1 | Составление геометрических фигур из разрезных частей на плоскостном материале. Музыкальная игра «Чей домик?». Составление по образцу домика из геометрических фигур. | Изготовление аппликации «Домик». | Разрезной материал Музыкальное сопровождение Заготовки | ||
34. | 3. | 18.01 | Знакомство с основными цветами. Светофор. | 1 | Вербальное обозначение или повторение за дефектологом названий цветов основного спектра. Беседа по технике безопасности с использованием наглядного материала «Как нужно переходить дорогу». Д/и «Светофор». | Вербальное обозначение названий цветов основного спектра. | Карточки с основными цветами спектра Наглядный материал | ||
35. | 4. | 20.01 | Обозначение основных цветов. Письмо заглавной буквы «А»; образование и письмо слогов. | 1 | Д/и «Подбери к каждому предмету карточку с таким же цветом». Повторение написания и написание заглавной буквы «А». Чтение с букваря слогов с буквой «а» и их написание. | Написание заглавной буквы «А» и слогов с ее составляющей. | Карточки с основными цветами спектра Прописи Букварь | ||
36. | 5. | 25.01 | Конструирование предметов из частей. Составление по образцу композиции «Лодочка». | 1 | Конструирование из конструктора «черепашки» лодочки с направляющей помощью дефектолога. Пальчиковая гимнастика «Лодочка». Составление по образцу лодочки из разрезных заготовок. | Изготовление аппликации «Лодочка». | Конструктор «черепашки» Музыкальное сопровождение Заготовки | ||
37. | 6. | 27.01 | Составление целого из частей. Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур, чередующихся по цвету. | 1 | Составление предметов из разрезных частей на плоскостном материале. Просмотр презентации на тему «Составление орнамента». Составление по образцу орнамента из геометрических фигур. | Составление орнамента. | Разрезной материал Презентация в программе PowerPoint Заготовки | ||
Развитие зрительного восприятия (5 ч) | |||||||||
38. | 7. | 01.02 | Развитие умения зрительного различения предметов. Морковь, репа, яблоко, груша. | 1 | Д/и «Найди отличия». Отгадывание загадок о соответствующих овощах и фруктах. Рисование по точкам моркови, репы, яблока и груши. | Рисование по точкам. | Загадки «Обведи по точкам» - морковь, репа, яблоко, груша | ||
39. | 8. | 03.02 | Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Сравнение чисел. Большее, меньшее число. | 1 | Д/и «Чем похожи, чем отличаются?». Сравнение чисел первого десятка. Решение простых неравенств с направляющей помощью дефектолога. | Сравнение чисел первого десятка. | Наглядный материал Счетные палочки Касса цифр | ||
40. | 9. | 15.02 | Найди недостающую деталь. Составление и решение задач с недостающими данными. | 1 | Просмотр презентации «Часть и целое». Д/и «Найди недостающую деталь». Решение задач с недостающими данными с направляющей помощью дефектолога. | Решение задач совместно с дефектологом. | Презентация в программе PowerPoint Дидактический материал Задачи, ручка, тетрадь | ||
41. | 10. | 17.02 | Что изменилось? Решение примеров на сложение. | 1 | Д/и «Найди отличия». Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «Зима в лесу». Решение примеров на сложение с помощью счетных палочек. | Решение примеров с использованием счетных палочек. | Дидактический и раздаточный материал Счетные палочки | ||
42. | 11. | 20.02 | Упражнения для профилактики нарушения зрения. Мой друг. | 1 | Гимнастика для глаз с музыкальным сопровождением «Солнышко». Составление описательного рассказа «Мой друг» с использованием опорных схем и наглядного материала. | Составление рассказа с направляющей помощью дефектолога. | Музыкальное сопровождение Опорные схемы Наглядность | ||
Восприятие особых свойств предметов (4 ч) | |||||||||
43. | 12. | 24.02 | Развитие осязания. Сосульки. Капель. Ручьи. | 1 | Просмотр презентации «Пробуждение природы». Рассматривание иллюстраций с изображением сосулек, капели, ручьев и беседа по предъявляемой наглядности. Изготовление аппликации «Сосульки». | Изготовление аппликации. | Презентация в программе PowerPoint Наглядность Заготовки | ||
44. | 13. | 29.02 | Вкусовые ощущения. Сладкий, горький, кислый. | 1 | Д/и «Что бывает сладкое, горькое, кислое». Обведение по контуру с помощью трафарета «Мой любимый фрукт». Штриховка. | Обведение, штриховка выбранного фрукта. | Наглядный материал Трафареты | ||
45. | 14. | 02.03 | Развитие обоняния. Личная гигиена. | 1 | Д/и «Узнай по запаху». Просмотр видеоролика о личной гигиене людей. Закрепление знаний о личной гигиене посредством проведения развивающего упражнения «Выбери нужные картинки». | Выбор картинок с изображением предметов, необходимых для личной гигиены. | Баночки с пахнущими веществами Видеоролик Наглядность | ||
46. | 15. | 09.03 | Барические ощущения. Тяжелый – легкий. | 1 | Поочередное поднятие нескольких предметов весом от нескольких грамм до 1 кг и определение самого тяжелого и самого легкого из них. Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «На лугу». Д/и «Противоположности». | Поднятие предметов и нахождение противоположностей. | Предметы различной массы весом до 1 кг Музыкальное сопровождение Наглядность | ||
Развитие слухового восприятия (4 ч) | |||||||||
47. | 16. | 14.03 | Выделение и различение звуков окружающей среды. Птицы весной. | 1 | Прослушивание аудиозаписи звуков окружающей среды (ветер, дождь, капель, метель). Этюд «Весенняя капель». Закрепление названий птиц (сорока, ворона, воробей, синица, голубь). Прослушивание аудиозаписи пения птиц. | Соотнесение названий птиц с их изображением. | Аудиозаписи Карточки с изображением птиц | ||
48. | 17. | 16.03 | Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды. Звуки природы. | 1 | Извлечение звуков из музыкальных инструментов. Прослушивание аудиозаписи звуков природы (ветер, дождь, капель, метель, пение птиц). Обведение по точкам изображения барабана. | Обведение по точкам и раскрашивание изображения барабана. | Музыкальные инструменты Аудиозапись «Обведи по точкам» - барабан | ||
IV четверть | |||||||||
49. | 1. | 30.03 | Различение речевых и музыкальных звуков. Звуки вокруг нас. | 1 | Беседа «Речевые звуки». Развивающее упражнение с музыкальным сопровождением на классификацию звуков «Что звучит?» (речь или музыкальный инструмент). Оригами «Кораблик». | Изготовление оригами «Кораблик» с обучающей помощью дефектолога. | Музыкальное сопровождение Наглядность Заготовки | ||
50. | 2. | 04.04 | Кто и как голос подает. Домашние животные. | 1 | Просмотр презентации «Домашние животные». Развивающее упражнение «Подай голос того животного, чье изображение я покажу». Раскрашивание изображения котенка. | Раскрашивание изображения котенка. | Презентация в программе PowerPoint Наглядность
Раскраска | ||
Восприятие пространства (7 ч) | |||||||||
51. | 3. | 06.04 | Ориентировка на собственном теле. Справа – слева, выше – ниже. | 1 | Музыкальная игра «Буги-вуги». Закрепление знаний о расположении частей тела относительно друг друга. Решение примеров. | Решение примеров. | Музыкальное сопровождение Счетные палочки | ||
52. | 4. | 11.04 | Движение в заданном направлении. Рядом, около, в центре, между, в середине. | 1 | Выполнение движений в заданном направлении по инструкции дефектолога. Гимнастика для глаз «Буратино». Развивающее упражнение «Расположи предмет рядом с…, около…, в центре…, между…,в середине…». Написание цифр в математических прописях. | Расположение предмета в соответствии с инструкцией дефектолога, написание цифр. | Музыкальное сопровождение Математические прописи | ||
53. | 5. | 13.04 | Ориентировка в помещении. Справа – слева, выше – ниже. | 1 | Составление рассказа с использованием направляющей помощи дефектолога «В нашем кабинете». Раскрашивание изображений предметов в соответствии с инструкцией дефектолога (справа, слева, выше, ниже). | Раскрашивание изображений предметов. | Наглядность Раздаточный материал | ||
54. | 6. | 18.04 | Ориентировка в линейном ряду. Крайний предмет, первый, на втором месте. | 1 | Построение линейного ряда из предложенных предметов. Просмотр презентации «Последовательность предметов». Вербальное обозначение последовательности предметов (крайний, первый, на втором, третьем месте). | Обозначение последовательности предметов с помощью дефектолога. | Набор предметов Презентация в программе PowerPoint | ||
55. | 7. | 20.04 | Ориентировка на листе бумаги. Центр, верх, низ, правая, левая сторона. | 1 | Написание на листе бумаги вертикальных линий снизу вверх и сверху вниз. Развивающее упражнение с музыкальным сопровождением на ориентировку в пространстве. Расположение блоков Дьенеша на листе бумаги в соответствии с инструкцией дефектолога (в центре, вверху, внизу, справа, слева). Д/и «Шнуровка». | Написание линий, шнурование. | Музыкальное сопровождение Блоки Дьенеша Шнуровка | ||
56. | 8. | 25.04 | Составление на листе бумаги простых комбинаций. Самостоятельное изготовление по образцам орнамента в квадрате из готовых форм. | 1 | Просмотр презентации по изготовлению орнамента. Выбор понравившегося образца орнамента из нескольких предложенных. Изготовление орнамента из приготовленного материала (аппликация). | Изготовление орнамента из готовых форм. | Презентация в программе PowerPoint Образцы орнамента Заготовки | ||
57. | 9. | 27.04 | Расположение предметов. Составление по образцу композиции «Пирамидка». | 1 | Расположение предметов по инструкции дефектолога. Д/и «Соберем пирамидку». Объяснение порядка изготовления с рассматриванием образца аппликации «Пирамидка». Вырезание и приклеивание нарисованных овалов в порядке увеличения их размера с вербальным обозначением каждого кольца. | Изготовление аппликации. | 5 предметов разного размера
Пирамидка Образец работы Заготовки | ||
Восприятие времени (5 ч) | |||||||||
58. | 10. | 04.05 | Части суток. Сутки. | 1 | Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «Сутки». Отгадывание загадок о частях суток. Беседа с рассматриванием плаката «Режим дня». Решение примеров. | Работа с плакатом «Режим дня», отгадывание загадок, решение примеров. | Музыкальное сопровождение Плакат Раздаточный материал | ||
59. | 11. | 11.05 | Последовательность событий. Смена времени суток. | 1 | Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «Друг за другом». Д/и «Что сначала, что потом». Беседа о непрерывной смене времени суток. Работа в математических прописях. | Работа с плакатом «Режим дня», выполнение заданий. | Музыкальное сопровождение Наглядность Прописи | ||
60. | 12. | 16.05 | Понятия «сегодня», «завтра», «вчера». | 1 | Просмотр презентации «Сейчас, будет, было». Работа с моделью «Неделя» (определение того, что происходит сейчас, что будет, что было). Составление предложений с использованием настоящего, будущего и прошедшего времени глаголов (с опорой на схемы). | Работа с моделью «Неделя», составление предложений. | Презентация в программе PowerPoint Модель «Неделя» Схемы | ||
61. | 13. | 18.05 | Семь суток. Неделя. | 1 | Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «Дни недели». Работа с моделью «Неделя». Вербальное обозначение дней недели. Составление и решение примеров в пределах цифры 7. | Работа с моделью «Неделя», составление и решение примеров. | Музыкальное сопровождение Модель «Неделя» | ||
62. | 14. | 23.05 | Веселая неделя. Порядок дней недели. | 1 | Просмотр презентации «Веселая неделя». Работа с моделью «Неделя». Вербальное обозначение порядка дней недели с использованием направляющей помощи дефектолога. | Работа с моделью «Неделя», нахождение недостающего дня в неделе. | Презентация в программе PowerPoint Модель «Неделя» | ||
63. | 15. | 26.05 | Итоговая диагностика обучающегося. | 4 | Изучение уровня развития обучающегося (представлений о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, знаний об окружающих предметах и явлениях, уровня сформированности познавательных процессов). | Выявление результатов работы. | Диагностический инструментарий НОО. | ||
64. | 16. | 27.05 | |||||||
65. | 17. | 30.05 | |||||||
66. | 18. | 01.06 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся по АООП НОО для детей с ЗПР (1 дополнительный класс)
Составлена на основе ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2.) и требований АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с ЗПР (7.1)
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся с задержкой психического развития на основе Адаптированной основной общеобразо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с НОДА (6.1)
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе Адаптированной основной ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с НОДА (6.2)
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе Адаптированной основной ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 2)
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умс...
Рабочая программа коррекционного курса "Дефектологические коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся с ЗПР (7.2)
Программа коррекционной работы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с различным...
Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические коррекционно – развивающие занятия» для обучающихся 4 класса (АООП ФГОС НОО ЗПР 7.2, НОДА 6.2.)
Общая характеристика курсаРабочая программа коррекционного курса «Дефектологические коррекционно – развивающие занятия» представляет собой комплекс специально разработанных зан...