Рабочая программа коррекционного курса дефектологических занятий для обучающихся 1 класса
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Данная рабочая программа предназначена для учителей-дефектологов, проводящих коррекционные (дефектологические) занятия в школах для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В программе содержится календарно-тематическое планирование на 66 занятий (по 2 занятия в неделю).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казенное   общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

 «Солнечная школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

Рабочая программа коррекционного курса

дефектологических занятий

для обучающихся  1 класса на 2015-2016 учебный год

                                                                                        Составитель      Гришаева Е.Е.

Сургутский район

с.п. Солнечный


  1. Пояснительная записка

 Рабочая программа индивидуальных дефектологических занятий  адресована обучающимся  1 класса коррекционной школы  и составлена на основе примерной программы  коррекционного курса дефектологических занятий для обучающихся  1-4 классов на 2015-2016 учебный год.

Коррекционный (дефектологический) курс разработан с учетом учебного плана на 2015-2016 учебный год и предусматривает индивидуальные занятия с обучающимися 1   класса.

 Рабочая программа индивидуальных дефектологических занятий   имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания обучающимся каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития обучающегося и более эффективной социализации его в обществе.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, направленное на развитие психических процессов памяти, мышления, внимания, воображения.

Задачи:

  • коррекция недоразвития познавательной деятельности обучающихся путем систематического развития полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • развитие слухоголосовых координаций;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  • обогащение словарного запаса обучающихся на основе использования соответствующей терминологии;
  • коррекция  моторных навыков, совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Коррекционно-развивающие (дефектологические) занятия проводятся индивидуально. Курс имеет безоценочную систему прохождения материала.

Содержание рабочей дефектологической программы имеет практическую значимость, а принципы коррекционной и коммуникативно-речевой направленности обучения являются ведущими. В процессе реализации рабочей дефектологической программы предусмотрено применение информационно-компьютерных, здоровьесберегающих и игровых образовательных технологий.

Срок реализации программы 2015-2016 год. Согласно утвержденному учебному плану школы-интерната на 2015-2016 год коррекционный курс дефектологических занятий для обучающихся 1 класса с  умственной отсталостью предполагает  проведение 2 занятий в неделю и согласно утвержденному графику – 66 часов в учебном году.


  1. Содержание тем коррекционного (дефектологического) курса

Обследование, определение образовательного маршрута обучающихся (4 часа) 

Развитие моторики, графомоторных навыков (12 часов) 

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

Тактильно-двигательное восприятие (4 часа)

Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый - легкий).
      Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа)

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (13 часов)

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий - низкий, выше - ниже, одинаковые и т. д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2 - 3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2 - 3 детали с разрезами по диагонали).

Развитие зрительного восприятия (5 часов)

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2 - 3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Восприятие особых свойств предметов  (4 часа)

Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый - легкий).

Развитие слухового восприятия (4 часа)

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

Восприятие пространства (7 часов)

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху - внизу, над - под, справа - слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона).

Восприятие времени (5 часов)

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

Итоговое обследование обучающихся (4 часа)

  1. Планируемые результаты

  • Целенаправленное выполнение действий по инструкции педагога.
  • Правильное пользование письменными принадлежностями, копирование несложных изображений.
  • Анализ и сравнение предметов по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.
  • Различение  и называние основных цветов.
  • Классификация геометрических фигур.
  • Составление предметов из 2 - 3 частей.
  • Определение на ощупь величины хорошо знакомых предметов.
  • Зрительное определение и вербализация отличительных и общих признаков двух предметов.
  • Классификация предметов и их изображений по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, формулирование простейших обобщений.
  • Различение речевых и неречевых звуков.
  • Ориентировка на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
  • Выделение части суток и определение порядка дней недели.

Реализация представленных в данной рабочей программе коррекционно-развивающих заданий и упражнений способствует повышению познавательной активности, увеличению уровня произвольности запоминания, развитию операционных качеств мышления, формированию фонематического слуха, коммуникативных речевых средств, расширению объема внимания.

Формируемые жизненные компетенции:

  • Усваивать основы смыслового восприятия программных заданий.
  • Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
  • Осуществлять синтез как составление целого из частей.
  • Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
  • Устанавливать аналогии.
  • Формирование временных представлений.

  1. Диагностический материал

Обследуемые ВПФ

Методические приемы

Процедура проведения

обследования

1.Непроизвольное запоминание

Источник: практикум по возрастной психологии под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко стр. 110

В инструкции не дается установки на запоминание. Стимульный материал: набор из 10 картинок (рыба, ведро, кукла, молоток, портфель, санки, елка, чашка, часы, телевизор).

Картинки предъявляются по одной (приблизительно 1 в с), обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне (назвать то, что нарисовано на картинке). Порядок воспроизведения не имеет значения.

2. Произвольное запоминание

Источник: практикум по возрастной психологии под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко стр. 111

Стимульный материал: набор из 10 картинок (мяч, яблоко, гриб, морковка, бабочка, шапка, матрешка, цыпленок, мак, грузовик).

Фиксируется количество правильно воспроизведенных названий картинок, порядок воспроизведения не важен.

 «Я тебе буду показывать картинки, ты постарайся запомнить, что на них нарисовано». Картинки предъявляются по одной. Обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок.

3.Оперативная

слуховая память

Источник: практикум по возрастной психологии под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко стр. 112

Набор из 10 слов (дом, солнце, ворона, часы, карандаш, молоко, стол, снег, окно, книжка).

Изменение слова считается ошибкой (солнце-солнышко, окно-окна).

«Я прочитаю (назову) тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить».

Слова предъявляются в медленном темпе (1 слово в с) однократно и отчетливо. Затем слова сразу воспроизводятся обследуемым без учета порядка воспроизведения.

4.Наглядно-образная память

Источник: практикум по возрастной психологии под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко стр. 113

Тест состоит из шести вариантов карточек с изображением простых символов и геометрических фигур, таких как круг, треугольник, квадрат, крест. Карточка разделена на 9 равных квадратов, изображениями заполнены 6 из них. Каждая карточка наклеивается на цветной картон. На обратной стороне карточки стоит номер задания (варианта). Размер карточки 9 на 9 см.

«Посмотри, на твоем листочке нарисован большой квадрат. Но это не просто квадрат, это – телевизор. Сейчас я дам карточку с цифрами. Это номер программы, которую мы будем смотреть. По моей команде нужно перевернуть карточку и запомнить, что показывает телевизор. Затем нужно вернуть мне карточку и нарисовать на своем листочке то, что запомнил.

5. Устойчивость внимания

Источник: практикум по возрастной психологии под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко стр. 116

«Лабиринт». Субтест из детского варианта теста Дж.Векслера. Начинать проведение обследования с демонстрации по образцу.

«Посмотри на мальчика. Он в таком домике. Черные линии – это стенки. А здесь (выход из лабиринта) стенки нет, здесь выход на улицу.  (Экспериментатор рисует путь от центра до выхода, не отрывая карандаш и не пересекая линию.) Так и ты будешь делать. Только когда будешь рисовать, нельзя делать вот так (показывает пересечение). Старайся не заходить в тупик, а побыстрее рисуй путь на улицу».

6. Концентрация внимания

Источник: практикум по возрастной психологии под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко стр. 119

2 таблицы с тест-объектами, геометрические фигуры (знаки), секундомер, карандаш или ручка.

«Вычеркивай одной чертой сверху вниз кружочки, а двумя чертами квадратики в каждой строке. Работай быстро и внимательно, старайся не пропускать. Сделаешь одну строку, переходи ко второй и т.д., пока не выполнишь задание на всем листе».

7.Наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления

 Источник: практикум по возрастной психологии под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко стр. 121

1.Разбор и складывание матрешек 2-х, 4-х, 6-и составных. Инструкция может быть жестовая или вербальная.

1.«Разбери и собери матрешку. Поставь их по росту».

2. Разбор и складывание пирамиды из 4, 6, 8 колец. Инструкция может быть жестовая или вербальная.

2. «Разбери и собери пирамиду. Дай (покажи) синее кольцо, дай желтое, дай 2 кольца. Покажи первое, второе кольцо».

3.Построение «заборчика» из счетных палочек или брусочков красного и белого цвета.

Если ребенок допускает ошибку, ему оказывают организующую помощь (мимика неудовольствия, отрицательное покачивание головой, замечания типа «Внимательнее», «Посмотри, какая лежит полоска»).

3.Перед обучающимся выкладывают в ряд палочки в определенной последовательности: КБКБКБ… Обращают внимание на чередование их по цвету и предлагают жестом или словами (Продолжай сам) выкладывать остальные палочки.

4.«Почтовый ящик или коробка форм». коробка, в которой лежат 10 объемных фигур. Размеры коробки: высота 16 см, ширина 12 см и на верхней крышке – 5 прорезей соответствующей формы для 10 объемных фигур. Инструкция может быть жестовая или вербальная. Нужно вести наблюдение за умением произвести разворот фигуры.

4.Перед ребенком ставят коробку с фигурами; фигуры вынимают. Исследователь берет одну из фигур, показывает ее основание, обводит соответствующую по форме прорезь и опускает в нее фигуру. Жестом или словами «Опусти все фигурки в коробку» предлагает продолжить работу. Начинать показ лучше с самых простых по форме фигур.

5.Разноцветная мозаика, состоящая из цветных квадратиков и кружков, всего по 12 фигур каждого вида: 2 зеленых, 2 синих, 2 красных, 2 черных, 2 белых, 2 желтых.

5.Задание включает 5 этапов. На 1-м этапе показывают выложенный из мозаики разноцветный коврик (стр. 125), затем берут молча синий квадратик и кладут на соответствующий «кусочек». «Положи остальные квадратики на свои места».

6.Складывание разрезных фигур и картинок. Картинки с изображением знакомых детям предметов, разрезанные на 2,3,4 части по вертикали и горизонтали.

6.«Сложи, пожалуйста, из этих частей предмет. Смотри внимательно, не торопись». Части кладут так, чтобы их нужно было не просто сдвинуть, а сначала перевернуть. Фигуру, которую должен сложить ребенок, не называют.

7.Дифференцирование предметов и объектов. Разные части 2-3 предметов.

7.«Сложи какой-нибудь 1предмет или животное. Выбери нужные части и сложи.

8.Лабиринт. Несколько рисунков с лабиринтами (нарисованные путаные дорожки от одного предмета к другому стр. 130-131), карандаш.

8.Перед обучающимся последовательно кладут рисунки. «Посмотри, по какой дорожке побегут (поедут) к себе домой действующие лица».

9.Найди такую же картинку. Рисунки с изображением различных предметов (стр.132).

9.«Посмотри на картинку в начале ряда и обведи кружком такое же изображение».


  1. Литература:

1. Бабкина Н.В. «Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития»  Москва, 2006 г.  

2. Возняк И.В., Годовникова Л.В. «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс»,  Волгоград: Учитель, 2015 г.

3. Воронкова В.В.  «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы», Москва: Просвещение, 2013г.

4. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. «Практикум по возрастной психологии», Санкт-Петербург: Речь, 2005 г.

5. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А.«Настольная книга педагога – дефектолога» Москва,  2005 г.

6. Калабух Т.В., Клейменова Е.В. «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями», Волгоград: Учитель, 2015 г.

7. Матвеева Е.М. «Дневник индивидуальной работы с учащимся», Волгоград: Учитель, 2014 г.

8. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. «Основы олигофренопедагогики» Москва: Издательский центр Академия, 2006 г.

9. Морозова И.А., Пушкарева М.А.«Ознакомление с окружающим миром» Москва, 2006 г.

10. Нелипенко Т.И. «Современный урок в коррекционном классе», Волгоград: Учитель, 2015 г.

11. Пузанов Б.П. «Обучение детей с нарушением интеллектуального развития», Москва, 2006 г.

12. Рыжикова Д.С. «Развитие временных представлений у младших школьников», Москва: ТЦ Сфера, 2015 г.

13. Удалова Э.Я., Метиева Л.А. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида».

14. Худенко Е., Останина Е. 1-2 часть «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии». Издательство «Школа», 1992 г.

15. Швайко Г.С.«Игры и игровые упражнения для развития речи» Москва, 1998 г.

Дополнительные средства обучения: мультимедийный комплекс (компьютер, монитор, проектор, экран), дидактический раздаточный материал, графические модели, таблицы, иллюстрации, муляжи.


Календарно-тематическое планирование занятий дефектологического курса

для обучающегося 1 класса

№ занятия

Дата проведения

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание работы

Планируемые результаты

Оборудование и средства

Примечание

год

четверть

план

факт

I четверть

1.

1.

02.09

Диагностика, определение образовательного маршрута обучающегося.

4

Изучение уровня развития обучающегося  (представлений о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, знаний об окружающих предметах и явлениях, уровня сформированности познавательных процессов).

Выявление наиболее проблемных зон в развитии обучающегося.

Диагностические задания согласно перечню диагностического инструментария НОО

2.

2.

07.09

3.

3.

09.09

4.

4.

14.09

Развитие моторики, графомоторных навыков (12 ч)

5.

5.

16.09

Развитие крупной моторики.

Свойства предметов.

1

Бросание мячей. Нахождение  к изображению большого предмета маленького, к длинному – короткого.

Проведение музыкальной игры «Автобус» (Железновы).

Вербальное обозначение предметов относительно величины и длины предметов.

Мячи

Дидактический материал

Музыкальное сопровождение

6.

6.

21.09

Развитие чувства равновесия .

 Коррекция координации движений кисти руки и пальцев.

1

Пальчиковая гимнастика «Компот». Прохождение по ленте, разложенной на полу. Проведение ведущей рукой по начерченным линиям на доске, на листе бумаги. Проведение д/и «Шнуровка».

Проведение линий, шнурование.

Широкая лента

 Д/и «Шнуровка»

7.

7.

23.09

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела.

Работа с трафаретами.

1

Словесная игра с выполнением движений  «Хомка». Самостоятельное обведение овощей и фруктов по трафарету.

Обведение по контуру.

Трафареты

Цветные карандаши

8.

8.

28.09

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Осень. Признаки осени.

1

Пальчиковая гимнастика «Осень». Рассматривание иллюстраций с изображением осени. Закрепление признаков осени. Обведение по точкам изображения гриба.

Повторение признаков осени.

Иллюстрации по теме «Осень»

«Обведи по точкам» - гриб

9.

9.

30.09

Развитие навыков владения письменными принадлежностями. Написание элементов букв. 

2

Пальчиковая гимнастика «В школе» (со словесным сопровождением дефектолога). Проведение беседы о письменных принадлежностях. Написание элементов букв простым карандашом.

Написание элементов букв.

Прописи для  написания элементов букв

Простой карандаш

10.

10.

05.10

Пальчиковая гимнастика «В школе» (со словесным сопровождением дефектолога). Закрепление знаний о письменных принадлежностях. Написание элементов букв ручкой.

Написание элементов букв.

Прописи для  написания элементов букв

Ручка

11.

11.

07.10

Обводка по внутреннему трафарету, штриховка.  Круг.

1

Обведение по внутреннему трафарету изображения круга. Штриховка круга. Закрепление вербального обозначения фигуры.

Выполнение заданий.

Трафарет круга

Простой карандаш

12.

12.

12.10

Обводка по внешнему трафарету, штриховка.  Квадрат.  

1

Обведение по внешнему трафарету изображения квадрата. Штриховка квадрата. Закрепление вербального обозначения фигуры.

Выполнение заданий

Трафарет квадрата

Простой карандаш

13.

13.

14.10

Развитие координации движений.

Написание вертикальных линий.

2

Пальчиковая гимнастика «Лодочка». Повторение вслед за дефектологом шагов вправо, влево, вперед, назад. Написание вертикальных линий на листе из прописи. Расположение элементов оборудования М.Монтессори на плоскости парты. Проведение д/и «Шнуровка».

Написание вертикальных линий, шнурование.

Прописи

Шнуровка

14.

14.

19.10

Пальчиковая гимнастика «Ветер». Повторение вслед за дефектологом шагов вправо, влево, вперед, назад. Написание вертикальных линий на листе из прописи. Расположение элементов оборудования М.Монтессори на плоскости парты. Проведение д/и «Шнуровка».

Написание вертикальных линий, шнурование.

Прописи

Шнуровка

15.

15.

21.10

Работа в технике рваной аппликации.

Аппликация из бумаги «Осенний лист».

1

Беседа об осени и о ее признаках. Рассматривание иллюстраций с изображением осени. Вырезание изображения кленового листа. Отрывание мелких кусочков салфетки и приклеивание их на вырезанную заготовку изображения кленового листа.

Аппликация  «Осенний лист».

Иллюстрации по теме «Осень»

Кленовый лист

Клей

Салфетки

16.

16.

26.10

Сгибание и разрезание бумаги. Изготовление  книжки-малышки.

1

Рассматривание и тактильное восприятие листа бумаги . С помощью дефектолога сгибание и разрезание бумаги ножницами, соединение листочков степлером.

Изготовление  книжки-малышки (по возможности).

Бумага

Ножницы

Степлер

Тактильно-двигательное восприятие (4 ч)

17.

17.

28.10

Определение на ощупь величины предмета. Большой - маленький, длинный - короткий, одинаковые.

1

Беседа об окружающих нас предметах. Обследование визуальное и тактильное, с проговариванием внешних особенностей, а затем тактильное восприятие  элементов оборудования М.Монтессори, находящихся в «волшебном мешочке». Проведение дидактических игр. Показ нескольких пар изображений (элементов оборудования М.Монтессори)  одинаковых предметов

Показ нескольких пар одинаковых предметов.

Элементы оборудования М.Монтессори  

Д/и «Большой – маленький»

II четверть

18.

1.

09.11

Определение на ощупь плоскостных фигур.

Игрушки.

1

Беседа о геометрических фигурах.  Обследование сначала зрительное и тактильное, с проговариванием особенностей строения. Затем обследование на ощупь плоскостных геометрических фигур, находящихся в «волшебном мешочке».

Проведение дидактической игры «Назови игрушки, которые ты знаешь».

Тактильное восприятие материала. По возможности – обозначение словом или повторение.

Набор плоскостных геометрических фигур

Картинки с изображением игрушек

19.

2.

11.11

Лепка «Угощение».

Предметы круглой  формы.  «Овощи и фрукты».

1

Беседа о сборе осеннего урожая.

Д/и «Загадки».

Д/и «Разложи овощи и фрукты в разные корзины».

Лепка овоща или фрукта по выбору обучающегося.

Пластилиновое изделие по выбору обучающегося.

Иллюстрации

Муляжи

Корзины

Пластилин

20.

3.

16.11

Игры с крупной мозаикой.

Первый – последний, впереди, следом, сзади.

1

Д/и с конструктором «Черепашки» (построение разноцветного ряда).

Просмотр презентации «Первый – последний, впереди, следом, сзади».

Вербальное обозначение на построенном ряду расположения частей конструктора.

Построение ряда и вербальное обозначение расположения частей конструктора.

Конструктор

Презентация в программе PowerPoint

Кинестетическое и кинетическое развитие (4 ч)

21.

4.

18.11

Формирование ощущений от различных поз тела.

Улица. Движение по тротуару.  

1

Д/и «Море волнуется».

Просмотр короткометражного обучающего фильма по теме «Улица. Движение по тротуару». Проведение беседы по технике безопасности. Д/и «Светофор».

Просмотр фильма, закрепляющая беседа по итогам просмотра.

Видеоролик

Д/и «Светофор»

22.

5.

23.11

Движения и позы верхних и нижних конечностей.

Наступают холода.

1

Выполнение действий по инструкции дефектолога. Д/и «Выбери нужную одежду». Обведение по точкам изображения варежки.

Выполнение действий, обведение по точкам.

Картинки одежды всех сезонов

«Обведи по точкам» - варежка

23.

6.

25.11

Движения головы по показу.

Составление  рассказа «Зимние забавы».

1

Проведение зарядки для головы. Рассматривание картинок с изображением зимних пейзажей и забав. Составление с направляющей помощью дефектолога рассказа «Зимние забавы».

Составление рассказа.

Музыкальное сопровождение

Иллюстрации

24.

7.

30.11

Выразительность движений.

Домашние животные.

1

Загадки о домашних животных.

Д/и «Узнай по описанию».

Просмотр презентации «Домашние животные». Д/и «Пантомима» (домашние животные).

Демонстрация характерных признаков домашних животных по предпочтению обучающегося.

Иллюстрации

Набор игрушек

Презентация в программе PowerPoint

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (13 ч)

25.

8.

02.12

Формирование сенсорных эталонов. Треугольник, прямоугольник.

1

Выделение и обозначение основных признаков треугольника и прямоугольника. Рисование по клеточкам в тетради и штриховка треугольников и прямоугольников.

Рисование по клеточкам, штриховка.

Демонстрационный материал

Тетрадь

Ручка

26.

9.

07.12

Выделение и обозначение формы предмета словом.

Геометрические фигуры.

2

Д/и «Найди нужную фигуру» (блоки Дьенеша). Вербальное обозначение характерных признаков геометрических фигур.

Закрепление цвета.

Выполнение заданий.

Блоки Дьенеша

Раздаточный геометрический материал

27.

10.

09.12

Д/и «Найди клад» (блоки Дьенеша).

Вербальное обозначение характерных признаков геометрических фигур.

Закрепление порядкового счета.

Выполнение заданий.

Блоки Дьенеша

Геометрические фигуры

Касса цифр

28.

11.

14.12

Группировка предметов и их изображений. Классификация предметов по форме геометрических фигур.

1

Д/и «Подбери предмет к изображению».

Просмотр презентации о преобразовании изображений геометрических фигур в изображения предметов.

Д/и «Преобразуй фигуру в предмет».

Рисование на листочках изображений предметов из геометрических фигур.

Предметы и их изображения

Презентация в программе PowerPoint

Изображения геометрических фигур

29.

12.

16.12

Предметы, похожие по форме.

Предметы мебели.

1

Проведение беседы о внешней схожести некоторых предметов.

 Повторение названий предметов мебели. Пальчиковая гимнастика «Мебель».

Д/и «Четвертый лишний».

Нахождение в предложенном ряду лишнего предмета.

Музыкальное сопровождение

Раздаточный материал

30.

13.

21.12

Запомни предметы.

Дикие животные.

1

Д/и «Чего не стало?» Закрепление знаний о внешнем виде и характерных особенностях диких животных. Д/и «Загадки». Обведение  по точкам и раскрашивание изображения лисы.

Отгадывание загадок, обведение и раскрашивание изображения.

Иллюстрации

«Обведи по точкам» - лиса

31.

14.

23.12

Сравнение двух предметов по высоте.

Высокий – низкий.

1

Просмотр презентации «Высокое и низкое». Развивающее упражнение «Что бывает высокое?»

Д/и «Противоположности».

Выполнение заданий.

Презентация в программе PowerPoint

Демонстрационный материал

III четверть

32.

1.

11.01

Сравнение двух предметов по ширине.

Широкий – узкий.

1

Сравнение 2 лент по ширине с направляющей помощью дефектолога. Развивающее упражнение «Что бывает узкое?» Музыкальная игра «Автобус» (Железновы).

Выполнение заданий.

Ленты

Музыкальное сопровождение

33.

2.

13.01

Моделирование геометрических фигур. Составление по  образцу композиции из  геометрических фигур «Домик».

1

Составление геометрических фигур из разрезных частей на плоскостном материале. Музыкальная игра «Чей домик?». Составление по образцу домика из геометрических фигур.

Изготовление аппликации «Домик».

Разрезной материал

Музыкальное сопровождение

Заготовки

34.

3.

18.01

Знакомство с основными цветами.

Светофор.

1

Вербальное обозначение или повторение за дефектологом названий цветов основного спектра. Беседа по технике безопасности с использованием наглядного материала «Как нужно переходить дорогу». Д/и «Светофор».

Вербальное обозначение названий цветов основного спектра.

Карточки с основными цветами спектра

Наглядный материал

35.

4.

20.01

Обозначение основных цветов.

Письмо заглавной буквы «А»; образование и письмо слогов.

1

Д/и «Подбери к каждому предмету карточку с таким же цветом». Повторение написания и написание заглавной буквы «А». Чтение с букваря  слогов с буквой «а» и их написание.

Написание заглавной буквы «А» и слогов с ее составляющей.

Карточки с основными цветами спектра

Прописи

Букварь

36.

5.

25.01

Конструирование предметов из частей. Составление  по  образцу композиции «Лодочка».

1

Конструирование из конструктора «черепашки» лодочки с направляющей помощью дефектолога. Пальчиковая гимнастика «Лодочка». Составление по образцу лодочки из разрезных заготовок.

Изготовление аппликации «Лодочка».

Конструктор «черепашки»

Музыкальное сопровождение

Заготовки

37.

6.

27.01

Составление целого из частей.

Составление  по образцу орнамента в полосе из геометрических  фигур, чередующихся по  цвету.

1

Составление предметов из разрезных частей на плоскостном материале. Просмотр презентации на тему «Составление орнамента». Составление по образцу орнамента из геометрических фигур.

Составление орнамента.

Разрезной материал

Презентация в программе PowerPoint

Заготовки

Развитие зрительного восприятия (5 ч)

38.

7.

01.02

Развитие умения зрительного различения предметов.

Морковь, репа, яблоко, груша.

1

Д/и «Найди отличия». Отгадывание загадок о соответствующих овощах и фруктах. Рисование по точкам моркови, репы, яблока и груши.

Рисование по точкам.

Загадки

«Обведи по точкам» - морковь, репа, яблоко, груша

39.

8.

03.02

Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов.

Сравнение чисел. Большее, меньшее число.

1

Д/и «Чем похожи, чем отличаются?». Сравнение чисел первого десятка. Решение простых неравенств с направляющей помощью дефектолога.

Сравнение чисел первого десятка.

Наглядный материал

Счетные палочки

Касса цифр

40.

9.

15.02

Найди недостающую  деталь.

Составление и решение задач с недостающими данными.

1

Просмотр презентации «Часть и целое».

Д/и «Найди недостающую  деталь».

Решение задач с недостающими данными с направляющей помощью дефектолога.

Решение задач совместно с дефектологом.

Презентация в программе PowerPoint

Дидактический материал

Задачи, ручка, тетрадь

41.

10.

17.02

Что изменилось?

Решение примеров на сложение.

1

Д/и «Найди отличия». Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «Зима в лесу». Решение примеров на сложение с помощью счетных палочек.

Решение примеров с использованием счетных палочек.

Дидактический и раздаточный материал

Счетные палочки

42.

11.

20.02

Упражнения для профилактики нарушения зрения.

Мой друг.

1

Гимнастика для глаз с музыкальным сопровождением «Солнышко».

Составление описательного рассказа «Мой друг» с использованием опорных схем и наглядного материала.

Составление рассказа с направляющей помощью дефектолога.

Музыкальное сопровождение

Опорные схемы

Наглядность

 Восприятие особых свойств предметов (4 ч)

43.

12.

24.02

Развитие осязания.

Сосульки. Капель. Ручьи.

1

Просмотр презентации «Пробуждение природы». Рассматривание иллюстраций с изображением сосулек, капели,  ручьев и беседа по  предъявляемой наглядности.

Изготовление аппликации «Сосульки».

Изготовление аппликации.

Презентация в программе PowerPoint

Наглядность

Заготовки

44.

13.

29.02

Вкусовые ощущения.

Сладкий, горький, кислый.

1

Д/и «Что бывает сладкое, горькое, кислое». Обведение по контуру с помощью трафарета «Мой любимый фрукт». Штриховка.

Обведение, штриховка выбранного фрукта.

Наглядный материал

Трафареты

45.

14.

02.03

Развитие обоняния.

Личная гигиена.

1

Д/и «Узнай по запаху». Просмотр видеоролика о личной гигиене людей. Закрепление знаний о личной гигиене посредством проведения развивающего упражнения «Выбери нужные картинки».

Выбор картинок с изображением предметов, необходимых для личной гигиены.

Баночки с пахнущими веществами

Видеоролик

Наглядность

46.

15.

09.03

Барические ощущения.

Тяжелый – легкий.

1

Поочередное поднятие нескольких предметов весом от нескольких грамм до 1 кг и определение самого тяжелого и самого легкого из них. Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «На лугу».

Д/и «Противоположности».

Поднятие предметов и нахождение противоположностей.

Предметы различной массы весом до 1 кг

Музыкальное сопровождение

Наглядность

Развитие слухового восприятия (4 ч)

47.

16.

14.03

Выделение и различение звуков окружающей среды.

 Птицы весной.

1

Прослушивание аудиозаписи  звуков окружающей среды (ветер, дождь, капель, метель). Этюд «Весенняя капель».

Закрепление названий птиц (сорока, ворона, воробей, синица, голубь).

Прослушивание аудиозаписи  пения птиц.

Соотнесение названий птиц с их изображением.

Аудиозаписи

Карточки с изображением птиц

48.

17.

16.03

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды.

Звуки природы.

1

Извлечение  звуков из музыкальных инструментов.

Прослушивание аудиозаписи  звуков природы (ветер, дождь, капель, метель, пение птиц). Обведение по точкам изображения барабана.

Обведение по точкам и раскрашивание изображения барабана.

Музыкальные инструменты

Аудиозапись

«Обведи по точкам» - барабан

IV четверть

49.

1.

30.03

Различение речевых и музыкальных звуков.

Звуки вокруг нас.

1

Беседа «Речевые звуки». Развивающее упражнение с музыкальным сопровождением на классификацию звуков «Что звучит?» (речь или музыкальный инструмент).

Оригами «Кораблик».

Изготовление оригами «Кораблик» с обучающей помощью дефектолога.

Музыкальное сопровождение

Наглядность

Заготовки

50.

2.

04.04

Кто и как голос подает.

Домашние животные.

1

Просмотр презентации «Домашние животные». Развивающее упражнение «Подай голос того животного, чье изображение я покажу». Раскрашивание изображения котенка.

Раскрашивание изображения котенка.

Презентация в программе PowerPoint

Наглядность

 

Раскраска

Восприятие пространства (7 ч)

51.

3.

06.04

Ориентировка на собственном теле.

Справа – слева, выше – ниже.

1

Музыкальная игра «Буги-вуги». Закрепление знаний о расположении частей тела относительно друг друга. Решение примеров.

Решение примеров.

Музыкальное сопровождение

Счетные палочки

52.

4.

11.04

Движение в заданном направлении.

Рядом, около, в центре, между, в середине.

1

Выполнение движений в заданном направлении по инструкции дефектолога. Гимнастика для глаз «Буратино». Развивающее упражнение «Расположи предмет рядом с…, около…, в центре…, между…,в середине…». Написание цифр в математических прописях.

Расположение предмета в соответствии с инструкцией дефектолога, написание цифр.

Музыкальное сопровождение

Математические прописи

53.

5.

13.04

Ориентировка в помещении.

Справа – слева, выше – ниже.

1

Составление рассказа с использованием направляющей помощи дефектолога «В нашем кабинете». Раскрашивание изображений предметов в соответствии с инструкцией дефектолога (справа, слева, выше, ниже).

Раскрашивание изображений предметов.

Наглядность

Раздаточный материал

54.

6.

18.04

Ориентировка в линейном ряду.

Крайний предмет, первый, на втором месте.

1

Построение линейного ряда из предложенных предметов. Просмотр презентации «Последовательность предметов». Вербальное обозначение последовательности предметов (крайний, первый, на втором, третьем месте).

Обозначение последовательности предметов с помощью дефектолога.

Набор предметов

Презентация в программе PowerPoint

55.

7.

20.04

Ориентировка на листе бумаги.

Центр, верх, низ, правая, левая сторона.

1

Написание на листе бумаги вертикальных линий снизу вверх и сверху вниз. Развивающее упражнение с музыкальным сопровождением на ориентировку в пространстве. Расположение блоков Дьенеша на листе бумаги в соответствии с инструкцией дефектолога (в центре, вверху, внизу, справа, слева). Д/и «Шнуровка».

Написание линий, шнурование.

Музыкальное сопровождение

Блоки Дьенеша

Шнуровка

56.

8.

25.04

Составление на листе бумаги простых комбинаций.

Самостоятельное  изготовление по  образцам орнамента  в квадрате из готовых  форм.

1

Просмотр презентации по изготовлению орнамента. Выбор понравившегося образца орнамента из нескольких предложенных. Изготовление орнамента из приготовленного материала (аппликация).

Изготовление орнамента из готовых форм.

Презентация в программе PowerPoint

Образцы орнамента

Заготовки

57.

9.

27.04

Расположение предметов.

Составление  по  образцу композиции «Пирамидка».

1

Расположение предметов по инструкции дефектолога. Д/и «Соберем пирамидку». Объяснение порядка изготовления с рассматриванием образца аппликации «Пирамидка».

Вырезание  и приклеивание нарисованных овалов в порядке увеличения их размера с вербальным обозначением каждого кольца.

Изготовление аппликации.

5 предметов разного размера

 

Пирамидка

Образец работы

Заготовки

Восприятие времени (5 ч)

58.

10.

04.05

Части суток.  

Сутки.

1

Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «Сутки». Отгадывание загадок о частях суток. Беседа с рассматриванием плаката «Режим дня». Решение примеров.

Работа с плакатом «Режим дня», отгадывание загадок, решение примеров.

Музыкальное сопровождение

Плакат

Раздаточный материал

59.

11.

11.05

Последовательность событий.

Смена времени суток.

1

Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «Друг за другом».

Д/и «Что сначала, что потом».

 Беседа о непрерывной смене времени суток. Работа в математических прописях.

Работа с плакатом «Режим дня», выполнение заданий.

Музыкальное сопровождение

Наглядность

Прописи

60.

12.

16.05

Понятия «сегодня», «завтра», «вчера».

1

Просмотр презентации «Сейчас, будет, было». Работа с моделью «Неделя» (определение того, что происходит сейчас, что будет, что было). Составление предложений с использованием настоящего, будущего и прошедшего времени глаголов (с опорой на схемы).

Работа с моделью «Неделя», составление предложений.

Презентация в программе PowerPoint

Модель «Неделя»

Схемы

61.

13.

18.05

Семь суток.

Неделя.  

1

Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «Дни недели». Работа с моделью «Неделя». Вербальное обозначение дней недели. Составление и решение примеров в пределах цифры 7.

Работа с моделью «Неделя», составление и решение примеров.

Музыкальное сопровождение

Модель «Неделя»

62.

14.

23.05

Веселая неделя.

Порядок дней недели.

1

Просмотр презентации «Веселая неделя». Работа с моделью «Неделя».

Вербальное обозначение порядка дней недели с использованием направляющей помощи дефектолога.

Работа с моделью «Неделя», нахождение недостающего дня в неделе.

Презентация в программе PowerPoint

Модель «Неделя»

63.

15.

26.05

Итоговая диагностика обучающегося.

4

Изучение уровня развития обучающегося  (представлений о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, знаний об окружающих предметах и явлениях, уровня сформированности познавательных процессов).

Выявление результатов работы.

Диагностический инструментарий НОО.

64.

16.

27.05

65.

17.

30.05

66.

18.

01.06


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся по АООП НОО для детей с ЗПР (1 дополнительный класс)

Составлена на основе ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2.) и требований АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с ЗПР (7.1)

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся  с задержкой психического развития на основе Адаптированной основной общеобразо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с НОДА (6.1)

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся  с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе Адаптированной основной ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с НОДА (6.2)

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся  с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе Адаптированной основной ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 2)

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умс...

Рабочая программа коррекционного курса "Дефектологические коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся с ЗПР (7.2)

Программа коррекционной работы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с различным...

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические коррекционно – развивающие занятия» для обучающихся 4 класса (АООП ФГОС НОО ЗПР 7.2, НОДА 6.2.)

Общая характеристика курсаРабочая программа коррекционного курса «Дефектологические коррекционно – развивающие занятия» представляет собой комплекс специально разработанных зан...