Программа коррекционного курса «Произношение» для учащейся, обучающейся по АООП для детей с ТНР (1 класс)
рабочая программа по логопедии (1 класс)
Работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой. Работа по этим направлениям на уроках произношения идет параллельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tnr_proiznoshenie_1_klass_glushkova.docx | 72.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №2»
.
Рассмотрена на заседании психолого- педагогического консилиума от «___» ______________ 2022 г. | Утверждаю: председатель ППк ______________Т.С. Ильина «___» _____________2022 г. |
Программа коррекционного курса
«Произношение»
для учащейся, обучающейся по АООП для детей с ТНР
(1 класс)
Голубевой М.
Выполнила:
К.А. Некрасова
учитель-логопед
г. Заводоуковск, 2022 г.
- Пояснительная записка.
Данный курс разработан с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г.№1598, рекомендаций ПМПК, на основе методик Чиркиной Г.В., Козыревой Л.М., Елецкой О.В., Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П.
Работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой. Работа по этим направлениям на уроках произношения идет параллельно.
Таким образом, основными задачами коррекционного курса «Произношение» являются:
- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);
- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
2. Общая характеристика коррекционного курса.
Дети с общим недоразвитием речи, имеющие нормальный физический слух и потенциальное интеллектуальное развитие, в целом соответствующее возрастному нормативному развитию. Нарушения речи проявляются в системной недостаточности всех ее компонентов. В области произносительной стороны речи для обучающихся характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звуко-слоговой структуры слова. Не сформированы также основные фонетические средства интонационного оформления фраз, типичны паузы нерешительности, свидетельствующие о трудностях формирования высказывания. У части детей отмечаются нарушения голоса (назальность, охриплость, истощаемость и др.). Фонематическая готовность обучающихся к овладению анализом звукового состава слов не соответствует возрастным нормам. Детям недоступны элементарные задания по выделению звуков из слова, что обуславливает трудности обучения грамоте и в дальнейшем может детерминировать различные нарушения письменной речи, что, в свою очередь, чревато школьной неуспеваемостью и социальной дезадаптаций. Вышеперечисленные проблемы становления произносительной стороны речи у большинства детей обнаруживаются на фоне органического поражения центральной нервной системы и имеют устойчивый характер.
Соответственно, программа учебного предмета «Произношение», наряду с общеобразовательными задачами, направленными на достижение личностных и метапредметных результатов, обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся, которая осуществляется разными путями, но ведет к единой цеди - ликвидировать в процессе обучения недостатки речевого развития ребенка и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями.
Образовательная программа по «Произношению» ориентирована на обучение детей с нарушениями речевого развития и должна обеспечивать возможно полную интеграцию их в условия общеобразовательной среды. Уроки произношения служат усилению внимания к речевой деятельности обучающихся, усвоению полноценных речевых навыков в различных коммуникативных ситуациях, расширению и обогащению лексико-семантической и грамматической сторон речи, формирующих предпосылки для обучения языку и литературе. Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:
- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;
- языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;
- сложной слоговой структуры слова;
- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).
Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются:
- формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;
- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;
- формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех- пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых.
Начиная с 1 класса, на уроках произношения формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика нарушений чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи.
Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического).
На уроках произношения в 1 классе необходимо формировать те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный), правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений о значении морфем.
В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:
- развитие артикуляторной моторики;
- развитие дыхания и голосообразования;
- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;
- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;
- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).
Существенной особенностью работы является то, что к урокам произношения все обучающиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки. Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой степенью дизартрии.
3.Описание места коррекционного курса в учебном плане.
В соответствии с АООП НОО (раздел « Учебный план») на изучение коррекционного курса отводится 33 часа в год (1 час в неделю, 33 учебные недели)
4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса.
Основной целевой установкой для предмета «Произношение» является воспитание у школьников четкой, внятной, выразительной речи, что можно рассматривать как предметный, так и метапредметный результат обучения.
В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения.
В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.
Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание при обучении.
Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.
Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости - глухости и т.д.).
На специальных уроках «Произношения» обучающиеся не только формируют правильное восприятие и произношение звуков, осуществляют усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, формируют основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактику дисграфии, дислексии, дизорфографии, нормах общения, но и получают практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведётся работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Формируется навык самоконтроля и требовательное отношение к фонетически правильно оформленному речевому высказыванию как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Важность данного курса в системе обучения детей с ТНР состоит и в том, что в результате его освоения обеспечивается адаптация к окружающей действительности, социализация в современном обществе.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса.
Личностные результаты:
1. Целостное восприятие окружающего мира.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.
4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
5.Положительное отношение к школе и учебной деятельности.
6. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».
11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
12. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.
13. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда),
14. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.
15. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).
16. Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.
Предметные результаты:
Обучающийся должен знать:
- алгоритм характеристики звука и последовательность проведения звукового анализа;
- характеристики гласных и согласных звуков, в том числе, гласных второго ряда.
Обучающийся должен уметь:
- правильно произносить пройденные звуки и различать их по акустическим и артикуляционным признакам;
- выделять звуки из состава слова;
- удерживать в памяти и воспроизводить в заданной последовательности слоговые ряды из 5-7 слогов открытых, обратных и закрытых, со стечением 2-3 согласных; запоминать в заданной последовательности 5-6 слов различного и сходного ритмического и звукового состава;
- повторять слоговые ряды с чередованием ударных и неударных слогов в быстром темпе на хорошо усвоенном материале;
- чётко и слитно произносить односложные, двусложные и трёхсложные слова различного слогового состава с выделением ударного слога;
- различать односложные, двусложные и трёхсложные слова по количеству слогов;
- проводить полный звуковой анализ двух и трехсложных слов, произношение которых совпадает с написанием, в том числе со стечением 2х согласных, выделять ударный слог.
6.Содержание программы коррекционного курса.
I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
Правильное произношение и различение следующих звуков: гласных [ а ], [ у ], [ о ], [ ы ], [ и ], [ э ]; твёрдых согласных, не требующих коррекции: [ м ], [ п ], [ в ], [ к ], [ н ], [ ф ], [ т ], [ х ]; дифференциация звуков [ к ] - [ х ]; мягких согласных [ м'], [ п'], [ в'], [ к'], [ н'], [ ф'], [ т'] в сочетании с гласными [ и ], [ е ]; дифференциация изученных твёрдых и мягких согласных в сочетаниях типа пы-пи (пыль - пили).
Правильное произношение и различение звуков [ с ], [ с'], [ б ], [ б'], [ д ], [ д'], [ з ], [ з'], [ г ], [ г'], [ л ], [ л'], [ ш ], [ ж ], [ р ], [ р'].
Дифференциация звуков [ с ] - [ ш ], [ з ] - [ ж ], [ р ], [ л ], звонких и глухих согласных.
Правильное произношение звука [j] в начале слова, перед гласной после разделительных Ь и Ъ (яма, поет, льют, подъезд).
Дифференциация твёрдых и мягких согласных в сочетании с гласными (ды-ди, ба-бя) и в конце слова (ат-ать).
Звук [ ц ]. Дифференциация [ ц ] - [ т'], [ ц ] - [ с ], [ ц ] - [ с'].
Звук [ ч ]. Дифференциация [ ч ] - [ т'], [ ч ]- [ с'], [ ч ] - [ ц ].
Звук [ щ ]. Дифференциация [ щ ] - [ с'], [ щ ] - [ ч ], [ щ ] - [ ш ].
II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.
1. Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов.
Произнесение ряда гласных звуков типа УИУ У ..., УИУА У АИУ и т.п.
Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слогов со стечениями согласных: па-па-па-ап; сас-сос-сус; пру-пра-про; пра-кра-тра; се-се-си; ле-ле-ли-ли; пле-пли-пле; пли-плы-пли; стра-стры-стре; бра-бре-бру-бры; бра-бра-пра-пра. Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками: са-са-за; бра-бра-пра; жа-ша-жа-ша; ча-ща-тя; пча-птя-пча.
Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе на хорошо усвоенном звуковом материале):
- без чередования звуков: тататататата..., тата-татата-татататата..., та-татата-та-татата-та... и т.п.;
- с чередованием гласных и согласных звуков: татотутатоту..., ту-татоту..., ша-саса-ша-саса..., таданатаданатадана ... и т.д.
Правильное произнесение сочетаний со звуком [j]: ты-тья-тью; те-тье-тье-те и т.д.
Повторение в данной последовательности воспринятого на слух слогового ряда, состоящего из трех-четырех слогов.
2. Формирование навыков произнесения слов и предложений, двусложных и трехсложных слов, отдельных четырехсложных, состоящих из слогов указанного типа (вагон, волк, станок, иголка, облако, поехали, одеяло), четкое произнесение окончаний слов при изменении форм слова. Правильное и слитное произнесение звуков в словах со стечением трех согласных (стрелка, верблюд). Правильное произнесение слов с оппозиционными звуками.
Правильное выделение ударного слога в двусложных и трехсложных словах; составление схемы слова в выделением ударного слога.
Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности.
Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков и слов с соблюдением ритма. Запоминание и повторение в данной последовательности 3 - 4 слов; запоминание ряда инструкций.
7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающейся.
№ занятия | Тема | Основные виды учебной деятельности | |
1 | Гласные звуки «А-У-О-Ы-И-Э». | Произношение 2-3хсложных слов со стечениями 2х согласных, типа: стрекоза, выстрел. Произнесение 2-3хсложных слов с тремя стечениями, типа: транспорт. Произнесение трехсложных слов со стечением более 2хсогласных, например, лекарство, страничка. Произнесение 4хсложных слов со стечениями согласных, типа: сковорода, мотоцикл, пограничник. | Различение на слух гласных звуков. Различение на слух согласных звуков по признакам мягкости-твердости, звонкости-глухости. Повторение понятия «ударение» Различение слоговых рядов с различным ударением. Анализ и синтез слов, типа: солдатик. |
2 | Согласные звуки «М», «П», «В», «К», «Ф», «Т», «Х», «М´», «П´», «В´», «К´», «Ф´», «Т´», «Х´». | ||
3 | Дифференциация согласных «К-Х». | ||
4 | Дифференциация звуков «С-З», «С´-З´». | ||
5 | Дифференциация звуков «С-З», «С´-З´». | Анализ и синтез 3хсложных слов со стечением трех согласных, типа: стрекоза, выстрел. | |
6 | Дифференциация звуков «З-С-Ш-Ж». | ||
7 | Дифференциация звуков «Р-Р´-Л-Л´». | ||
8 | Дифференциация звуков «Р-Р´-Л-Л´». | ||
9 | Дифференциация звонких и глухих согласных. | Различение на слух звонких и глухих согласных в слоговых рядах и словах. Анализ и синтез 3х сложных слов различной структуры. | |
10 | Дифференциация звонких и глухих согласных. | ||
11 | Дифференциация звонких и глухих согласных. | ||
12 | Дифференциация звонких и глухих согласных. | Произнесение 4хсложных слов со стечениями согласных, типа: сковорода, мотоцикл, пограничник. Произнесение всех типов слов сложной слоговой структуры (до конца учебного года) | |
13 | Дифференциация звонких и глухих согласных. | ||
14 | Дифференциация звонких и глухих согласных. | ||
15 | Согласный звук «j». | ||
16 | Согласный звук «j». | ||
17 | Дифференциация твердых и мягких согласных, стоящих перед гласными «И», «Я», «Е», «Ё», «Ю» и в конце слова. | ||
18 | Дифференциация твердых и мягких согласных, стоящих перед гласными «И», «Я», «Е», «Ё», «Ю» и в конце слова. | ||
19 | Дифференциация твердых и мягких согласных, стоящих перед гласными «И», «Я», «Е», «Ё», «Ю» и в конце слова. | ||
20 | Дифференциация твердых и мягких согласных, стоящих перед гласными «И», «Я», «Е», «Ё», «Ю» и в конце слова. | ||
21 | Согласный звук «Ч». | Различение на слух звонких и глухих согласных в слоговых рядах и словах. Анализ и синтез 3х сложных слов различной структуры. | |
22 | Дифференциация согласных звуков «Ч»- «С». | ||
23 | Дифференциация согласных звуков «Ч»- «С». | Произнесение всех типов слов сложной слоговой структуры (до конца учебного года) | Анализ и синтез слов, типа: тракторист. |
24 | Согласный звук «Ц». | ||
25 | Дифференциация согласных звуков «Ц» - «Т». | ||
26 | Дифференциация согласных звуков «Ц»-«С». | Умение проводить полный развернутый звуко-слоговой анализ слов пройденных слоговых структур с опорой на материализованную основу. | |
27 | Дифференциация согласных «Ц» - «С´». | ||
28 | Дифференциация согласных «Ц» - «Ч». | ||
29 | Дифференциация согласных «Ц» - «Ч». | ||
30 | Дифференциация согласных «Щ» - «С´». | ||
31 | Дифференциация согласных «Щ» - «С´». | ||
32 | Дифференциация согласных «Щ» - «С´». | ||
33 | Повторение. |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
8.1. Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
|
|
8.2.Информационно-коммуникативные средства.
- Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.
- Интерактивные речевые игры. Издательство «Учитель».
- Индивидуальные зеркала, средства гигиены.
8.3. Материально-технические средства:
- компьютерная техника (персональный компьютер учителя).
- интерактивная доска,
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционного курса дефектологических занятий для обучающихся 1 класса
Данная рабочая программа предназначена для учителей-дефектологов, проводящих коррекционные (дефектологические) занятия в школах для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся по АООП НОО для детей с ЗПР (1 дополнительный класс)
Составлена на основе ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2.) и требований АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития....
Программа коррекционного курса «Произношение» для учащейся, обучающейся по АООП для детей с ТНР (4 класс)
Образовательная программа по «Произношению» ориентирована на обучение детей с нарушениями речевого развития и должна обеспечивать возможно полную интеграцию их в условия общеобразовательно...
Календарно-тематическое планирование программа коррекционного курса «Развитие речи» для обучающихся с ОВЗ по АООП НОО (вариант 5.2) – 1 класс
Тематическое планирование в 1 классе включает 66 занятий, 8 из них диагностика на начало и конец учебного года...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ программа коррекционного курса «Развитие речи» для обучающихся с ОВЗ по АООП НОО (вариант 5.2) – 2класс
Календарное планирование во 2 классе включает 68 занятий, 8 из которых диагностика на начало и конец учебного года...
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Развитие речи» для обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС, как часть адаптированной основной образовательной программы НОО (вариант 5-2) 1-4 классы
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА«Развитие речи»для обучающихся в общеобразовательном учреждениив условиях ФГОС, как часть адаптированнойосновной образовательной программы НОО(вариант 5-2)1-4...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для обучающихся по АООП НОО (вариант 2.1)
Курс «Развитие речи» является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО (вариант 2.1). Содержание программы рассчитано на четыре года...