Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся по АООП НОО для детей с ЗПР (1 дополнительный класс)
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Малахова Галина Алексеевна

Составлена на основе ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2.) и требований АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon -rabochaya_programma_1_a_dop._fgos.doc436 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное автономное общеобразовательное учреждение                                                                                                         «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Утверждаю:

Директор ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями    здоровья» _________________

Согласовано на МС

Протокол №6 от  «28» августа 2018 г.

Руководитель МС_______

Рассмотрено на МО учителей начальных классов

Протокол № 5 от «27» августа 2018 г.

Руководитель МО______

(Ф.И.О.)

(Ф.И.О.)

(Ф.И.О.)

                 Г.В.Алпатова

Г.А.Малахова

У.В.Серебрякова

         Приказ №180-ОД  от «29 » августа 2018 г.

Рабочая  программа коррекционно-развивающей области   «Логопедические занятия»  для обучающихся  по АООП НОО для детей с  задержкой психического развития

                           1 дополнительный «А» класс  на 2018-2019 уч. год

Составлена на основе ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями  здоровья и требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР

     

                                                                                                       Программу составил:   учитель-логопед Малахова Г.А.

                                                                                                                                                             (Ф.И.О. учителя)

                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                   г. Котовск 2018 г.

Содержание

 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

             1.1. Общие положения

             1.2. Пояснительная записка

             1.3. Планируемые результаты освоения обучающимися программы

                    коррекционного курса

1.4   Система оценки достижения обучающимися  планируемых результатов

        освоения  коррекционного курса

II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

             2.1. Место предмета в учебном плане

           

 III. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

             3.1. Программа формирования метапредметных результатов

             3.2. Календарно-тематическое планирование

             3.3.Учебно-методическое и материально-техническое  обеспечение   учебного  

                   предмета.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

           Рабочая программа составлена на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, требованиями примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

           Основания разработки рабочей программы:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 1598 от 19.12.2014 г.;

- Примерная адаптированная  основная  образовательная программа  (ПрАООП) начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (СанПиН 2.4.2.3286-15)

                Содержание программы базируется на принципах дифференцированного и деятельностного подходов. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

В основу разработки программы положен  деятельностный и дифференцированный подходы, что предполагает:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  • прочное усвоение обучающимся знаний и опыта разнообразной деятельности и  поведения, возможность его  самостоятельного продвижения в изучаемых  образовательных областях;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению   нового опыта деятельности и поведения;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных (базовых) учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и, прежде всего, жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу формирования программы положены следующие принципы:

  • принципы государственной политики РФ в области
  • принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
  • принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач;
  • принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
  •  онтогенетический принцип;
  •  принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
  •  принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
  •  принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
  • принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им  предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
  •  принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
  •  принцип сотрудничества с семьей.

Рабочая программа составлена на один учебный год.

                   

                                              1.2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         

 Курс «Логопедические занятия» является обязательным для реализации и относится к коррекционно-развивающей области. Он направлен на исправление различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ПрАООП обучающихся с ЗПР, вариант 7.2.. Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, обозначенных в указанных документах.

             Курс «Логопедические занятия» представляет особую значимость для учащихся с задержкой психического развития (далее ЗПР) поскольку у данной категории детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям освоения учебного материала. Описание особенностей речевого развития детей с ЗПР (Р.Д. Тригер, Н.А.Цыпина, С.Г. Шевченко, Е. В. Мальцева, Н.Ю. Борякова и др.) констатирует у них смазанную, недостаточно отчетливую речь, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата, частые нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, отсутствие практических речевых обобщений, бедность и слабую дифференцированность словаря, слабость регулирующей функции речи.

                   Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса

Включение курса «Логопедические занятия» в качестве обязательного для всех получающих образование по варианту 7.2 является значимым нововведением в содержание образования младших школьников указанной группы, обоснованным спецификой речевого развития обучающихся.

              У большинства обучающихся с ЗПР наблюдаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи.        

              Импрессивная речь характеризуется малой дифференцированностью речеслухового восприятия, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.

            Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Нарушения связной речи у детей с ЗПР проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении различных видов рассказов. Детям доступен пересказ лишь небольших объемов текста, при этом уменьшается количество смысловых звеньев, нарушаются  связи между отдельными предложениями текста, типичны неоправданные повторы и паузы.  Все это сочетается с недостаточной сформированностью системы произвольной регуляции, основных мыслительных операций, знаково-символической функции мышления, разнообразными нарушениями и/или дефицитами развития психофизических функций (дисфункциями): ослабленной памятью, плохой концентрацией и распределением внимания, недостаточной сформированностью пространственных представлений, зрительно-моторной координации и пр.).

Курс «Логопедические занятия» способствует не только речевому развитию, но и коррекции указанных нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических образовательных потребностей.

             Цель логопедических занятий - диагностика, коррекция и развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи..

             

  Основные задачи:

– устранение недостатков звукопроизношения (постановка нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация в слогах, словах и предложениях);

– введение поставленных звуков в самостоятельную речь;

  • обогащение лексики (синонимы, антонимы, омонимы, слова с переносным значением, обобщающие слова);
  • дифференциация слов на категории предметов, действий, признаков;
  • формирование способности давать определения словам;
  • формирование (закрепление) умения дифференцировать мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, составлять схемы слов, находить ударение;
  • овладение умением обозначать мягкость согласных на письме;
  • профилактика и коррекция нарушений письма и чтения с помощью работы над звукобуквенным и слоговым анализом и синтезом,  грамматическим структурированием словосочетаний и предложений, усвоением способов суффиксального и префиксального словообразования, автоматизацией навыков флексийного словоизменения, использованием форм множественного числа;
  • умение понимать интонационную окраску высказывания;
  • умение работать с простым текстом (определять главную мысль, озаглавливать);
  • умение поддерживать и моделировать бытовой диалог;
  • формировать начальные умения монологического высказывания.

         

                Основные направления коррекционно-логопедической  работы:

           

           1. Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь.

Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на исправление неправильного звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых звуков. Реализация этого раздела необходима всем обучающимся с нарушениями звукопроизношения, а также с нечеткой, плохо артикулированной речью.

            2. Звуко-слоговой анализ и синтез; профилактика и коррекция нарушений письма и чтения.

В ходе работы по данному разделу не только уточняются представления обучающихся о слоговой и звуковой структуре слов, совершенствуются навыки слогового и фонематического анализа и синтеза, но и определяются основания для дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

           3.Дифференциация звуков по акустико-артикуляционным признакам и преодоление нарушений письма и чтения (уточнение представлений о звуках, сходных по звучанию и артикуляции: согласных звонких-глухих, твердых-мягких, парных гласных; формирование навыков их различения и соотнесения с соответствующими буквами в разных языковых единицах – слогах, словах, предложениях; выработка и закрепление навыков обозначения мягкости на письме).

           4. Развитие лексической стороны речи и профилактика нарушений письма и чтения (активизация и обогащение словаря; уточнение представлений о смысловой роли различных лексических единиц в составе связного высказывания; формирование навыков и умений адекватного отбора слов различных грамматических категорий в соответствии с темой высказывания; профилактика смысловых ошибок при чтении и письме).

            5. Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков (формирование представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания; обучение умениям конструирования предложений в соответствии с грамматическими нормами; формирование и коррекция навыков словоизменения и словообразования).

             6. Связная речь (повышение мотивации говорения; развитие и коррекция навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания).

1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Освоение программы обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

  1. Личностные результаты освоения программы коррекционного курса обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом:
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
  1. Метапредметные результаты освоения программы коррекционного курса включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи:
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  1. Предметные результаты 

            Основным результатом овладения курсом «Логопедические занятия» должно явиться  преодоление типичных недостатков устной и профилактика нарушений чтения и письма.

Вместе с тем, разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Логопедические занятия».

Можно обозначить целевые ориентиры, которые  нужно пытаться достигнуть в ходе логопедической работы:  

1 доп. класс

В области звуковой стороны речи:

  • сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
  • уточнение представлений об артикуляционных укладах нарушенных звуков;
  • умение безошибочного использования нормативного произношения всех звуков русского языка во всех ситуациях общения.

В области лексической стороны речи:

  • уточнение представлений о словах предметах, действиях и признаках, умение подбирать слова к вопросам, к предметам;
  • умение давать понятийные определения простым словам;
  • расширение умений использовать синонимы и антонимы, понятие об омонимах;
  • использование слов с обобщающим значением;
  •  возможность понимать значения слов с переносным смыслом.

В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза:

  • различение гласных и согласных, распознавание звуков по артикуляции, различия между звуком и буквой, опознание букв письменных и печатных, соответствующих звукам;
  • обозначение мягкости согласных на письме;
  • составление графических схем слов;
  • выделение ударного и безударных слогов;
  • дифференциация звонких и глухих звуков, твердых и мягких звуков.

В области грамматического строя речи:

  • понимание интонационных характеристик предложения;
  • умение конструировать предложения из разрозненных слов;
  • умение составлять правильно грамматически оформленные предложения по опорным словам;
  • умение дифференцировать грамматически правильные и неправильные словосочетания;
  • овладение умением анализа форм слова в словосочетании;
  • автоматизация префиксального и суффиксального способов словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).

В области связной речи:

  • умение прослушивания связного текста;
  • определение главной мысли текста;
  • озаглавливание текста;
  • составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему;
  • возможность моделирования простых диалогов;

начало овладения правилами связного высказывания (последовательность, полнота используемых предложений, точность в определении слов, четкость артикуляции, интонационная выразительность).

              В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР в случаях стойкого отсутствия положительной динамики в преодолении речевых недостатков обучающегося при согласии родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание логопедической работы.

Результаты освоения обучающимися с ЗПР курса «Логопедические занятия» в соответствии с АООП обучающихся с ЗПР не влияют на итоговую оценку освоения адаптированной образовательной программы.

 

             Курс «Логопедические занятия» чрезвычайно важен для, формирования коммуникативных навыков, социального развития обучающихся. Содержание детских высказываний составляет основу для оценки следующих умений:

  • внятно и четко изложить своё высказывание;
  • различать правильное и неправильное звукопроизношение в речевом потоке;
  • обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи;
  • вербализовать оценку успешности своей деятельности, адекватности поведения и дать аналогичную оценку однокласснику;
  • обсуждать вопросы организации какого-либо мероприятия, праздника (в семье, школе) и выступать на нем;
  • начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
  • корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
  • получать и уточнять информацию от собеседника;
  • задавать вопросы;
  • передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
  • делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами;
  • выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.

1.4   СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ  ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Текущая аттестация обучающихся  включает в себя мониторинг результатов освоения коррекционного курса «Логопедические занятия». Мониторинг проводится 3 раза в год (сентябрь, декабрь, май). Мониторинг проводится в соответствии с разработанной методикой изучения уровня речевого развития обучающихся и системы его оценки (приложение 1).              

Приложение 1

Методика изучения уровня речевого развития и система его оценки

УСТНАЯ РЕЧЬ

I

Артикуляционная моторика

Выполнение артикуляционных упражнений

Оценка

Губы в улыбке

Губы «трубочкой»

Язык «лопаткой»

Язык «иголочкой»

Язык «чашечкой»

Щелканье языком

«Вкусное варенье»

«Качели»

«Маятник»

 «Улыбка» - «трубочка»

  • 3 балла – правильное выполнение движения 3-5 сек, 4-5 раз;
  • 2 балла – замедленное и напряженное  выполнение;
  • 1 балл – выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объем, неточность, несимметричность;
  • 0 баллов – невыполнение движения.

II

Словарный запас

Назвать и обобщить  (картинки)

  • 3 балла – близок к возрастной норме
  • 2 балла – использует все части речи, но есть ошибки в употреблении синонимов (антонимов, сложных предлогов и т.д.)
  • 1 балл -  ограничен бытовой лексикой
  • 0 баллов – ограничен лепетными словами

Назови:

- предмет, которым режут хлеб?                  - предмет, которым причесываются?             - предмет, которым копают землю?

Подбор определений:

конфета        лук                    мороженое

лимон         огурец         малина

Подбор синонимов:

ребенок        машина        лошадь

собака           летчик                    ученик

Подбор антонимов:

большой        храбрый        тяжелый

тонкий        красивый        холодный_

III

Словообразование

Образование прилагательных от существительных

сок из апельсина

игрушка из пластилина

варенье из клубники        

Буратино из дерева

кораблик из бумаги        

стакан из стекла

  • 3 балла – правильный ответ;
  • 2 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи, самокоррекции;
  • 1 балл – форма образована неверно;
  • 0 баллов – невыполнение задания.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

стул        -  стульчик

ковер        -

зеркало -

стол        -

ведро        -

сапог-

Образование множественного числа существительных

дом        - много домов

котенок -

дерево         -

воробей -

облако -        

платье -

 Образование притяжательных прилагательных

чья книга?        (бабушка)

чей хвост?        (птица)

чьи уши?        (медведь)

чья сумка?        (тетя)

Согласование числительного с существительным

1 ложка     -  3 ложки

1 гриб        -  5

3 кота        -  5

IV

Грамматический строй речи

«Исправь ошибки»

Дом нарисован  мальчик.

Собака вышла в будку.

По морю плывут корабль.

Хорошо спится медведь под снегом.

Над большим деревом была глубокая яма.

•        3 балла – задание выполнено правильно;

•        2 балла – пропуски, привнесение, замены слов, аграматизмы, незначительные смысловые неточности;

•        1 балл – смысловая неадекватность;

•        0 баллов – непонимание, невыполнение инструкции

«Составь предложения».

Мальчик, открывать, дверь.

Сидеть, синичка, на, ветка.

Груша, бабушка, внучка, давать.

Витя, косить, трава, кролики, для.

Петя, купить, шар, красный, мама.

V

Понимание логико-грамматических связей

Покажи ключ, карандаш.

  • 3 балла – правильный ответ;
  • 2 балла – самокоррекция;
  • 1 балл – правильный ответ после стимулирующей помощи;
  • 0 баллов – невыполнение задания.

Покажи карандашом ключ.

Покажи карандаш  ключом.

Нарисуй круг под крестом.

Нарисуй крест - под кругом.

Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето - перед весной?

Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?

Сашу ударил Коля. Кто драчун?

Охотник бежит за собакой. Кто впереди?

Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?

VI

Связная речь

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Цыпленок»

        3 балла – рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные  в правильной последовательности;

•        2 балла – незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;

•        1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла;

•        0 баллов – отсутствует описание ситуации.

Пересказ рассказа  «Папин подарок»

        Папа купил Сене маленькую собачку. Сеня назвал свою собачку Тузиком. Тузик был смелым, он сразу залез на Сенин стол. Сеня прогнал Тузика со стола, и Тузик спрятался под стул. Чтобы Тузик не обижался, Сеня поставил перед ним миску с супом. В супе была косточка. Тузик сразу всё съел.

       Сеня решил взять Тузика на прогулку. Сеня взял свой велосипед и позвал Тузика. Тузик бежал впереди, а Сеня ехал сзади на велосипеде. Обоим было весело!

•        3 балла – воспроизведены все смысловые звенья;

•        2 балла – пересказ неполный, значительные сокращения, искажения смысла,

•        1 балл – рассказ не завершен, включение посторонней информации;

•        0 баллов – невыполнение задания;

VII

Фонематическое восприятие

ПА-БА-ПА

ДУ-ТУ-ДУ        

КО-ГО-КО

СА-ЗА-СА        

ЖУ-ШУ-ЖУ        

ЖА-ЗА-ЖА

ФА-ВА-ФА        

ШО-СО-ШО        

СЫ-ЗЫ-ЦЫ

  • 3 балла – точное  и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
  • 2 балла – первый член воспроизводится правильно, последующие уподобляются первому (па – па –па);
  • 1 балл – неточное воспроизведение  обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;
  • 0 баллов  – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы

VIII

Звукопроизношение

С

сумка - автобус- посуда

  • 3 балла– норма;
  • 2 балла – верно изолировано, при речевой нагрузке - смазанность речи;
  • 1 балла – мономорфное нарушение (одной группы звуков);
  • 0 баллов–полиморфное нарушение (несколько групп звуков).

Например, звукопроизношение (для каждого отсутствующего или неверно произносимого звука) предполагает следующие качественные градации:

0 баллов – без динамики;

1 балл – поставлен изолированный звук;

2 балла – правильное произношение нестабильно;

3 балла – неправильное произношение иногда отмечается в речевом потоке;

4 балла – в кабинете логопеда всегда говорит правильно, за его пределами не всегда контролирует произношение;

5 баллов – правильное произношение постоянно.

С’

сети- гусь - такси

З

замок- коза

З’

зима-газета

Ц

цепь - птенец- пуговица

Ш

шапка- душ -машина

Ж

жук-ножи-пожарная машина

Щ

щетка-плащ-овощи

Ч

чемодан-мяч-бабочка

Р

рыба-топор-барабан

Р’

река –дверь-батарея

Л

лодка-футбол-молоток

Л’

лимон-медаль-телефон

Х

хобот- ухо- петух

Х’

духи - хитрая

К

кот –свекла- венок

К’

кино -кепка -ботинки

Г

губы-вагон

Г’

деньги-бегемот- книги.

j

Йод- яйца- попугай

IX

Слоговая структура слова

конфета        

  • 3 балла – правильное выполнение задания;
  • 2 балла – замедленное послоговое воспроизведение;
  • 1 балл – искажение звуко-слоговой структуры  слова;
  • 0 баллов – невыполнение задания.

гусеница        

апельсиновый

сковорода        

табуретка        

капуста

Мотоциклист догоняет велосипедиста

X

Языковой анализ и синтез

Сколько слов в предложении?

День был теплый.

Около дома росла высокая береза

•        3 балла – правильный ответ с первой попытки;

•        2 балла – правильный ответ со второй попытки;

•        1 балл – неверный ответ с третьей попытки;

•        0 баллов – непонимание инструкции.

Сколько слогов в слове?

дом

карандаш

Определи место звука в слове

Первый звук в слове «сумка»

Последний  звук в слове «замок»

Сколько звуков в слове?

рак     сумка    диктант

ЧТЕНИЕ

I

Усвоение букв

  • 3 балла- знает все
  • 2 балла - усвоил не все
  • 1 балл- допускает ошибки
  • 0 баллов - не усвоил

II

Способ чтения

  • 3 балла - целыми словами
  • 2 балла - слоговое
  • 1 балл - побуквенное
  • 0 баллов - не усвоил

III

Ошибки при чтении

  • 3 балла - нет
  • 2 балла - единичные
  • 1 балл - большое количество
  • 0 баллов -   не усвоил

IV

Понимание прочитанного

  • 3 балла- не нарушено
  • 2 балла – понимание отдельных слов затруднено
  • 1 балл –  затруднено, с помощью взрослого
  • 0 баллов - нарушено

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

I

Графический навык

  • 3 балла - сформирован
  • 2 балла - сформирован недостаточно
  • 1 балл -  каллиграфическая нечеткость,ошибки
  • 0 баллов - не сформирован

II

Списывание с печатного  текста

  • 3 балла-  сформирован
  • 2 балла  - сформирован недостаточно
  • 1 балл – низкий темп выполнения, ошибки
  • 0 баллов -  невыполнение задания

III

Списывание с прописного текста

  • 3 балла- сформирован
  • 2 балла - сформирован недостаточно
  • 1 балл -   низкий темп выполнения, ошибки
  • 0 баллов -  невыполнение задания

IV

Орфографические  ошибки в самостоятельном письме

  • 3 балла - нет
  • 2 балла - единичные
  • 1 балл - большое количество
  • 0 баллов – невыполнение задания

V

Специфические  ошибки в самостоятельном письме

  • 3 балла - нет
  • 2 балла - единичные
  • 1 балл - большое количество
  • 0 баллов – невыполнение задания

Уровень развития

Количество баллов

Условное обозначение

Высокий

50 – 60 баллов

В

Выше среднего

39  – 49 баллов

ВС

Средний

30 – 38  баллов

С

Ниже среднего

20 – 29 баллов

НС

Низкий

0 – 19 баллов

Н

Оценка уровня речевого развития обучающихся с ЗПР

           

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения коррекционного курса «Логопедические занятия»  и развития коммуникативных навыков по итогам учебного года.

Оценка сферы развития коммуникативных навыков:

  • внятно и четко изложить своё высказывание;
  • различать правильное и неправильное звукопроизношение в речевом потоке;
  • обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи;
  • вербализовать оценку успешности своей деятельности, адекватности поведения и дать аналогичную оценку однокласснику;
  • обсуждать вопросы организации какого-либо мероприятия, праздника (в семье, школе) и выступать на нем;
  • начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
  • корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
  • получать и уточнять информацию от собеседника;
  • задавать вопросы;
  • передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
  • делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами;
  • выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.

Результаты оценки развития коммуникативных навыков представлены в форме условных единиц: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика.

II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена подгрупповыми и индивидуальными логопедическими коррекционно-развивающими занятиями.

По учебному плану коррекционно-развивающая область «Логопедические занятия» рассчитана на 4 часа в неделю, 33 учебные недели

Длительность индивидуальных логопедических занятий в соответствии с рекомендациями АООП  - 20-25  минут, подгрупповых- 35-40 минут.

III. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Личностные учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного обучением, занятиями;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  •  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

Коммуникативные учебные действия

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 
  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

Регулятивные учебные действия:

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

  • выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
  • читать, писать;
  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
  • работать с разной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

  1. Календарно-тематический план 

            1 дополнительный класс  «А»    

№ п/п

 Тема занятия

Содержание занятия

К-во часов

Сроки проведения

I гр.

Логопедическое обследование.

1.-2.

3.

4.

5.

6.-7.

Обследование звукопроизносительной стороны речи

Обследование словарного запаса, слоговой структуры слова.

Обследование грамматического строя

речи

Обследование импрессивной  и экспрессивной  речи

Обследование чтения и письма

Выявить наличие нарушений звукопроизношения.

 

Выявить соответствие словаря возрастной норме; точность

употребления лексических значений слов и степень владения слоговой структурой.

Выявить правильность построения грамматической структуры предложения.

Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста. Выявить степень сформированности развернутого самостоятельного высказывания.

Выявить наличие нарушений чтения и письма.

2

1

1

2

     2

.

Звуко-слоговой анализ и синтез; профилактика и коррекция нарушений письма и чтения

8.-9.

Уточнение общих представлений о звуко-буквенном составе русского языка

Задания на: опознание звуков родного языка с опорой на прослушивание (губы логопеда закрыты экраном); опознание звука по видимой артикуляции и другим зрительно воспринимаемым опорам при беззвучном артикулировании (например, звуков [Ш], [С], [Ж], [Б], [П], [А], [О], [У]); различение гласных и согласных звуков: поднять сигнал-обозначение, если услышите гласный (или согласный) звук, звонкий или глухой, твердый или мягкий звук.

Задания на узнавание и называние букв алфавита по инструкции: Поднимите букву, которую я назову. Назовите букву, которую я покажу.

Уточнение различий в понятиях ЗВУК-БУКВА.

2

.

10.

Лексическая тема «Как ты познаешь мир».

Уточнение органов чувств: рука, язык, ухо, нос. Обогащение словаря антонимами («большой – маленький, Холодно – тепло, тяжелый-легкий») Построение диалогов в ответах на вопросы.

1

11.

Гласные и согласные звуки родного языка, их роль в составе слов. Соотнесение звуков с буквами.

Упражнения на уточнение и закрепление представлений о звучании и артикуляции гласных и согласных звуков и о соответствующих им буквах. Уточнение представлений о слогообразующей функции гласных звуков.

1

12.

13.

Звуковой анализ и синтез

Задания на фонематический анализ (подбор слов на заданный звук; определение места заданного звука в слове, количества звуков в слове, их последовательности).

2

14

15.

Слова, различающиеся одним гласным звуком.

Закреплять понятие о фонеме как смыслоразличительной единице языка

2

16

17.

Слова, отличающиеся одним согласным звуком.

Закреплять понятие о фонеме как смыслоразличительной единице языка.

2

18

19.

Печатные и рукописные буквы

Выбор печатных букв по заданию (из разрезной азбуки); запись рукописного варианта задаваемых букв.

Определение роли букв в составе слов (обозначение соответствующего звука, обозначение мягкости согласного звука на письме).

2

20.

21.

Анализ и соотнесение графических образов печатных и рукописных букв

Упражнения на анализ и соотнесение графических образов печатных и рукописных букв.

Задания на уточнение кинетико-кинестетических и зрительно-пространственных представлений образов печатных и рукописных букв.

2

22.

Лексическая тема «Наш класс. Наша школа».

Уточнение предметного и глагольного словаря. Названия и назначения предметов, правила поведения в классе и в школе. Построение связного  высказывания.

1

23.

24.

Заглавные и строчные буквы.

Сравнение образов строчных и заглавных букв. Уточнение функций заглавных букв. Анализ графических образов строчных и заглавных букв. Составление, прочтение и запись слов-имен собственных. Составление, запись и прочтение предложений.

2

25.

Большая буква в именах людей, кличках животных.

Закреплять правописание собственных имен.

1

26.

Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц.

Закрепление на письме правописания названий  городов, сёл, деревень, улиц.

1

27.

Лексическая тема «Режим дня. Правила личной гигиены».

Составление распространенных предложений при ответах на вопросы. Развитие диалогической речи. Обогащение глагольного словаря (просыпаться, делать зарядку, завтракать, идти в школу, обедать, отдыхать, учиться, и т.д.).

1

28.

29.

30.

Дифференциация букв, сходных по начертанию

Упражнения на закрепление умений поиска отдельных букв (строчных, заглавных, рукописных, печатных) из ряда предлагаемых по заданию.

Задания на опознание «зашумленных» букв (перечеркнутых, наложенных друг на друга). Опознание правильно и зеркально изображенных печатных и рукописных букв.

Задания на дифференциацию букв, сходных по начертанию, количеству и пространственному расположению элементов (с опорой на тактильно-кинестетический анализ, на образные ассоциации и т.д.).

3

31.

32.

Слог как часть слова. Анализ односложных  слов.

Закрепить понятие о слоге как части слова. Упражнения на уточнение и закрепление умений делить слова на слоги.

2

33.

34.

Анализ двусложных слов

Упражнения на уточнение и закрепление умений делить слова на слоги

2

35.

36.

Слоговой анализ и синтез слов.

Составление графических схем звуко-слогового состава слов. Конструирование (путем использования букв разрезной азбуки) слогов из данных букв, слов – из данных слогов разной сложности (открытых, закрытых, прямых, обратных, со стечением согласных) с последующим прочтением и записью.

2

37.

Лексическая тема «Осень».

Беседа о признаках осени. Подбор слов-определений к словам-предметам (уточнение навыков грамматического согласования слов и профилактика аграмматизма на письме и при чтении). Анализ значений слов с переносным смыслом (золотая осень, хрустальный лед и т.п..  Составление коротких рассказов с опорой на картину и опорные слова и словосочетания, данные в нужном порядке для раскрытия темы.

Уточнение представлений о признаках осени в живой и неживой природе.   Обогащение словаря названиями предметов и явлений: календарь, погода, урожай, дни недели, осенние месяцы, а также глагольной лексикой: дуть, светить, желтеть, опадать, собирать.

1

38.

39.

40.

Ударные и безударные слоги

Упражнения в определении ударных слогов в словах.

Задания на подбор слов с определенным местом в них ударного слога. Упражнения в воспроизведении слого-ритмической структуры слов с опорой на графические схемы. Составление и последующее прочтение слов с голосовым выделением ударного слога. Уточнение значений слов при изменении позиции ударного слога (слова типа «зАмок- замОк»).

3

Дифференциация звуков по акустико-артикуляционным признакам и преодоление нарушений письма и чтения

41.

42

Дифференциация звонких и глухих звуков.

Уточнение акустико-артикуляционных характеристик звонких и глухих звуков. Применение вспомогательных приемов для дифференциации звонких-глухих звуков (опора на тактильно-кинестетические ощущения, на схему состояния голосовых связок при произношении звонких-глухих и т.д.).

2

43.

44.

Обозначение звонких и глухих звуков на письме (дифференциация соответствующих букв)

Упражнения в фонематическом анализе слов, включающих парные и непарные по звонкости-глухости звуки. Придумывание слов с глухими и звонкими звуками.

Соотнесение звонких и глухих звуков с соответствующими буквами.

Составление слогов и слов с звонкими и глухими звуками с последующим прочтением и записью.

Письмо под диктовку слов простого звуко-слогового состава, содержащих звонкие и глухие звуки.

2

45

Слова-паронимы

Упражнения со словами-паронимами (типа «дом-том, Толя-доля») – анализ изменения значений слов при включении звонкого или глухого звука; составление слов из букв разрезной азбуки; составление с этими словами предложений; запись пар таких слов и составленных с ними предложений.

1

46.

Лексическая тема «Страна, в которой я живу»

Составление распространенных предложений при ответах на вопросы. Развитие диалогической речи. Обогащение словаря.

1

47.

Гласные И – Ы после твердых и мягких согласных.

Учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки на слух и в произношении. Учить  передаче на письме мягкости-твердости  согласных с помощью гласных  И – Ы

1

48

Гласные О– Ё после твердых и мягких согласных.

Учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки на слух и в произношении. Учить  передаче на письме мягкости-твердости  согласных с помощью гласных О– Ё

1

49

Гласные У– Ю после твердых и мягких согласных.

Учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки на слух и в произношении. Учить  передаче на письме мягкости-твердости  согласных с помощью гласных У– Ю

1

50

Гласные А– Я после твердых и мягких согласных.

Учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки на слух и в произношении. Учить  передаче на письме мягкости-твердости  согласных с помощью гласных А– Я

1

51

Гласная  Е после мягких согласных.

Учить  передаче на письме мягкости согласных с помощью гласного звука Е

1

52.

53

Дифференциация твердых и мягких звуков.

Упражнения в фонематическом анализе слов, включающих парные и непарные по твердости-мягкости звуки. Придумывание слов с твердыми и мягкими звуками.

2

54.

55.

Мягкий знак. (2 ч.)

Упражнения в произношении слов, заканчивающихся на мягкий согласный звук. Составление графических схем звуко-слогового состава таких слов.

Чтение таких слов. Определение роли  буквы Ь для обозначения мягкости согласного звука на письме. Составление аналогичных по структуре слов из букв разрезной азбуки с последующей записью.

2

56

Лексическая тема «Зима».

Составление распространенных предложений при ответах на вопросы. Развитие диалогической речи. Обогащение словаря.

1

Развитие лексической стороны речи и профилактика нарушений письма и чтения

57

58

59

60

Предмет и его название: лексическая тема «Класс»

лексическая тема «Магазин игрушек»

лексическая тема «Кабинет врача»

лексическая тема «Парикмахерская»

Задания на актуализацию знаний о словах-названиях предметов (выбор картинок по названию, называние картинок, подбор слов-предметов к лексическим темам). Задания на уточнение представлений о словах, обозначающих действия, на подбор слов, обозначающих признаки, к данным словам - предметам.

4

61

62

Место и роль слов, обозначающих названия предметов, в предложениях и текстах.

Слова-названия предметов и их место в предложении. Конструирование предложений с заданными словами, обозначающими различные предметы (с опорой на картинки). Различия в структуре и смысле предложения и текста в зависимости от значения заданного слова (например, ручка как принадлежность для письма и ручка ребенка). Обогащение заданных и прочитанных предложений другими словами, обозначающими предметы (например, «На столе лежат книги, ….»).

2

63

Лексическая тема «Моя семья. Мой дом»

  Знания учащегося о себе: имя, полное имя, отчество, фамилия, возраст, день рождения, домашний адрес. Составление рассказов о себе и о своей семье.

1

64

65

66

Слова, обозначающие действие предмета:

лексическая тема «Профессии»

лексическая тема «Инструменты»

Развитие глагольного словаря и формирование правильных грамматических форм глагола.

3

67

68

Место и роль слов, обозначающих действие предмета, в словосочетаниях, предложениях и текстах

Упражнения на выбор слов, обозначающих действия какого-либо предмета и его признаки.

Упражнения в составлении из букв и слогов разрезной азбуки слов, словосочетаний, предложений по теме с последующим чтением и записью.

2

69

Обобщающие слова

Анализ значений слов-обобщений на материале прослушанных текстов. Упражнения на включение обобщающих слов в предложения и связные высказывания.

1

70

71

Слова-синонимы

Упражнения на подбор слов с одинаковым значением и составление с ними предложений (по образцу).

2

72

73

Слова-антонимы

Задания на уточнение представлений о словах с противоположным значением. Составление с ними словосочетаний, предложений.

2

                                   Грамматический строй речи и профилактика аграмматизма на письме и при чтении.

74

Предложение, его структура и основные признаки.

Упражнения в прослушивании и чтении предложений. Уточнение представлений о смысловой завершенности предложения. Анализ словесного состава предложений. Конструирование простых по составу предложений из слов, напечатанных на карточках.

1

         

75

Составление предложений с использованием опорных слов и на основе графических схем.

Упражнения на составление предложений с использованием опорных слов и на основе графических схем.

Последующая запись предложений. Уточнение правил оформления предложения при записи (заглавная буква, точка в конце предложения).

1

76

Интонационная характеристика предложений  

Определение интонационных характеристик разных предложений (вопросительных, восклицательных)

1

77

78

79

Работа с деформированным предложением.

Учить  составлять из данных слов  грамматически правильное предложение.

3

80

81

Завершение начатого предложения

Учить  строить смысловое грамматически правильное предложение

2

82

Дополнение предложений с помощью вопросов и слов для справок.

 Формировать умение распространять простое двусоставное предложение.

1

83

Словосочетание в составе предложения

Упражнения на выделение словосочетаний в составе предложения (слово-предмет + слово-признак; слово-действие + слово признак)...

1

84

85

Составление словосочетаний с опорой на картинки

Упражнения на составление словосочетаний с опорой на картинки.

Включение в словосочетания слов разных значений – синонимов, антонимов, обобщающих слов. Сравнение правильно и неверно составленных словосочетаний (с опорой на картинки). Влияние ошибок в составлении словосочетаний на их смысл.

2

86

87

Включение словосочетаний в состав предложения (с опорой на графические схемы).

Упражнения на включение словосочетаний в состав предложения (с опорой на графические схемы). Составление словосочетаний и предложений с использованием новых слов на заданную тему

2

88

89

Единственное и множественное число предметов

Формировать умение образовывать форму множественного числа.

2

90

91

Образование глагольных форм с помощью приставок

Формировать умение различать оттеночные значения приставок в

глаголах.  Анализ звуко-слогового и буквенного состава образованных слов, сопоставление с исходными словами. Чтение и письмо цепочек слов (ехал–уехал-приехал  и т.д.).

2

92

93

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных

Учить детей самостоятельно образовывать уменьшительно-ласкательные формы от предложенных имен и названий предметов.

Анализ звуко-слогового и буквенного состава образованных слов, сопоставление с исходными словами. Чтение и письмо цепочек слов (нос–носик; дом–домик; стол-столик и т.д.).

2

94

95

Образование новых слов с помощью увеличительных суффиксов

Учить детей самостоятельно образовывать новые слова с помощью  увеличительных суффиксов.

Анализ звуко-слогового и буквенного состава образованных слов, сопоставление с исходными словами. Чтение и письмо цепочек слов (нос–носище; дом-домище; рука- ручище и т.д.).

2

96

Лексическая тема «День 8 Марта».

Актуализация слов по теме. Высказывания о праздновании дня 8 Марта в семье.

Моделирование ситуации «Поздравления с праздником 8 марта». Составление текста – поздравления с днем 8 марта и его запись на доске. Выполнение произвольного рисунка,  посвященного этому празднику (для развития мелкой моторики, уточнения зрительно-пространственных представлений, ориентировки на листе).  Уточнение знаний формул речевого этикета – переписывание с доски текста поздравления с обращением к конкретному человеку (маме, бабушке, сестре, тете и т.д.) под заготовленным рисунком.

1

97

Образование прилагательных от существительных (притяжательных прилагательных)

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений, небольших текстов.

1

98

Образование относительных имен прилагательных

Упражнять в образовании относительных имен прилагательных с суффиксами -ов-, -ев-, -н-, -янн-, -ск-, -енн-.

1

99

Употребление в речи личных местоимений

Предупредить возможные речевые и грамматические ошибки в употреблении местоимений.

1

100

101

Согласование существительного с прилагательным в роде, числе

Формировать умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

2

102

103

Согласование числительных с существительными

Учить правильно согласовывать числительные 1, 2, 3 с существительными.

2

104

Понимание и употребление слов, выражающих пространственные отношения предметов.

Уточнить уровень сформированности  пространственных

восприятий.        Упражнять в употреблении слов: «левый, правый,

слева, справа».

1

105

Понимание и употребление слов, выражающих протяженность

  Развитие понимания и употребления слов «слева-направо», «сверху-вниз», «снизу-вверх».

1

106

Употребление в речи несклоняемых существительных

Упражнять в употребление несклоняемых существительных

1

107

Лексическая тема  «Мои друзья».

Уточнение значения слова ДРУЗЬЯ.

Свободные высказывания обучающихся о своих друзьях. Работа по составлению связного рассказа о друзьях. Задание на подбор слов для составления предложений о своем друге (слова-названия предметов, слова-признаки, слова-действия). Составление разных вариантов рассказа о друзьях: описание друга (друзей); рассказ о каком-либо событии с участием друга (друзей).

1

108

109

Употребление в речи простых и сложных предлогов

Понимание и употребление предлогов: простых – на, с(со), в, из, к, от, под, над, за, у, около, между;             сложных – из – под, из – за.

2

110

111

Употребление в речи союзов для построения сложноподчиненного предложения.

Формирование и закрепление навыка практического построения сложноподчиненного предложения с союзами потому что; чтобы; так как; если, то.

2

112

113

Употребление в речи союзов для построения сложносочиненного предложения.

Формирование навыка практического построения сложносочиненного предложения с союзами а, и, но.

2

Связная речь и  профилактика смысловых ошибок при чтении и письме.

114

115

Уточнение представлений о тексте как развернутом рассказе на тему:

 «Весна»

«Дети»

Слушание текста. Анализ его содержания путем  ответов на вопросы и посредством опоры на соответствующую  сюжетную картину. Определение главной мысли в тексте. Придумывание названия текста.

2

                               

116

117

118

Смысловые характеристики текста и его состав.

Упражнения в прослушивании текстов, формулировании собственных высказываний о событиях, описанных в тексте (опора на содержание вопросов логопеда, на иллюстрации к тексту), воспроизведение последовательности текста путем выкладывания в нужном порядке опорной серии сюжетных картинок. Упражнения в выделении из текста отдельных предложений и анализ смысловой связи между ними.

Чтение несложных текстов с последующим анализом смысла. Конструирование текста из данных вразброс предложений на основе анализа содержания каждого из них. Придумывание названий текстов. Анализ связи названия текста с его содержанием.

3

119

120

121

Диалогическая речь и развитие коммуникативной активности

Моделирование коммуникативной ситуации, просмотр мультфильма и последующий обмен впечатлениями в форме полилога. Уточнение правил ведения беседы: ориентирование на тему разговора, внимательное прослушивание собеседника, ответ на его вопрос, высказывание своего мнения, сообщение собственной информации по обсуждаемой теме, соблюдение очередности в высказываниях, применение формул речевого этикета.

Прослушивание текстов рассказов или сказок, содержащих диалоги персонажей. Моделирование диалогов на разные темы (например, разговор по телефону с мамой, с другом; беседа о прошедшем выходном дне и т.п.).  

3

122-123

Составление рассказа по сюжетной

картинке.

Развивать умение последовательно излагать текст с опорой  на картинный план.

2

124-125

Составление описательного рассказа «Моя любимая игрушка»

Учить составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на образец логопеда, рассказывая последовательно, выразительно.

Формировать уважительное отношение к сверстникам: внимательно слушать своих товарищей, не перебивать. Активизировать словарь по теме «Игрушки», совершенствовать грамматический строй речи.

2

Логопедическое обследование

126

127

128

129

130

131

132

Обследование звукопроизношения;

Обследование состояния звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов;

Обследование лексической стороны речи;

Обследование грамматического строя речи;

Обследование связной речи;

Обследование письменных умений (написание букв, слогов, слов с простой слоговой структурой);

Обследование читательских умений (чтение букв, слогов, трех- и четырехбуквенных слов).

     1

     1

1

1

1

1

1

3.3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА                        

Учебно-методический комплект

  • Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005.
  • Грибова, О.Е..  Технология организации логопедического обследования : метод. пособие / О. Е.Грибова. - М. : Айрис-пресс : Айрис дидактика, 2005.
  • Елецкая Е.В. Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития. Учебно-методическое пособие. Электронный ресурс. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-s-detmi-s-zaderzhkoy.- Загл. с экрана.
  • Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. – 320 с.
  • Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. М.: Владос, 2005.
  • Ишимова, О.А. Логопедическая работа в школе  / О. А. Ишимова. - М.: Просвещение, 2012.
  • Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  • Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ.ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2010.

Материально-техническое обеспечение программы 

Настенное зеркало для логопедических занятий                            

1шт.  

Зеркала для индивидуальной работы                                              

2 шт.  

Логопедические шпателя    

2 шт.  

Напольная переносная магнитная доска                                            

1 шт.  

Мольберт                                                                                              

1 шт.  

Ноутбук                                                                                                

1 шт.  

Разрезная азбука настенная                                                                

1 шт.  

 Фланелеграф                                                                                      

1 шт.  

Дидактический материал

Наборы картинок по различным лексическим темам.                                                                              

Наборы карточек-пиктограмм

Наборы картинок для автоматизации и дифференциации   звуков.                                                            

Комплекты развивающих  игр по развитию  мышления, внимания «Заселяем домики», «Силуэты и контуры», «Что сначала, что потом» и др.                                                                                                                                                          

Игры на развитие мелкой моторики

Наборы кубиков разной сложности

Деревянные рамки - вкладыши «Транспорт», «Овощи», «Фрукты», «Геометрические фигуры» и др.

Логические блоки Дьнеша

Игры на шнуровку «Грибочек», «Божья коровка», «Паучок» и др.

Магнитные лабиринты «Корова», «Лев»

Чудесный мешочек; тактильные наборы к нему

Детский планшет и набор тематических картинок к нему (бытовая культура, домашние, дикие животные, наша одежда, последовательность событий и др.

Наборы мелких предметов: пуговицы, бусы,  прищепки, игрушки и т.д.

Игры на развитие фонематических процессов: «Домики для звуков», «Весёлые  звуки», «Узор из слов», фонетическое лото «Звонкий — глухой»                                                                                                                    

Наборы тематических игрушек: «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Профессии»  и т.д.  

Наборы игрушек (куклы, машины, мягкие игрушки и т.д.).  

Игры на обогащение словарного запаса и коррекцию грамматического строя       речи: «С какого дерева лист», «В мире звуков»,  «Кто как голос подаёт?» ,                                                                                                                                                                      «Животные и их детёныши», «Сладкое, горькое, кислое, солёное»   и др.                                                                                                                            

Наглядный материал для развития связной речи:  сюжетные картинки и серии сюжетных картинок для составления рассказов

Наборы картинок для фланелеграфа «Времена года», «Семья», «Сказки», «Посуда»  и т.д.                                                                                                                                                        

Наборы фигур животных, людей для пальчиковой гимнастики, пальчикового театра

Наборы кукл бибабо

Игровой набор с кубиками «Мир эмоций»

Развивающие игры «Логопедический тренажер», «Речевой тренажер», «Буквы»

Обучающая игра «Азбука»

Разрезные азбуки, таблицы слогов.

Разноцветные фишки, полоски для составления схем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования программы коррекционной работы как составляющего раздела АООП НОО для детей с НО

Особенности  формирования программы коррекционной работыкак составляющего раздела АООП   НОО для детей с НО...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся 1-4 класса «Коррекция чтения и письма».

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...

Рабочая программа психокоррекционных занятий для обучающихся по АООП НОО (для учащихся с ЗПР) 2 класс

       В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно растет. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с т...

Адаптированная рабочая программа ( коррекционного курса) «Русский язык» (Вариант АООП НОО 7.1.)

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе: Федерального государственного образовательного ста...

Контрольные тексты для проверки техники чтения обучающихся по АООП НОО для детей с ЗПР 1-4 классов

Материал включает примерные тексты для проверки техники чтения в начале и конце учебного года детей с ЗПР по классам. Представленные нормы оценки  чтения вслух разработаны специально для обучающи...

Рабочая программа по чтению для обучающегося по АООП НОО для детей с РАС, 2 класс

Рабочая программа по чтению для обучающегося по АООП НОО для детей с РАС, 2 класс...