«Учёт особенностей устной речи обучающихся с ЗПР при планировании коррекционной работы на уроках»
консультация по логопедии

Милосердова Елена Игоревна

В статье даны рекомендации учителя-логопеда учителям-предметникам, работающим с детьми с ЗПР по профилактике и коррекции речевых нарушений во время урочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_uchitelyam.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с                                               ограниченными     возможностями здоровья»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

Тема: «Учёт особенностей устной речи обучающихся с ЗПР при планировании коррекционной работы на уроках»

                     

 

                                                          Подготовила: Милосердова Е.И.,                                                        

                                                                                 учитель-логопед

                                                      МАРТ 2018 г.

          Последнее десятилетие характеризуется ростом числа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Известно, что дети с задержкой психического развития имеют следующие наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженную познавательную активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности. Как правило, у всех детей с ЗПР наблюдается отставание в овладении речью. По данным разных авторов, от 39 до 95 % детей с ЗПР имеют разнообразные нарушения речи.                                                                                                                                           

Структура речевого дефекта детей с ЗПР является очень вариативной, характеризуется комбинаторностью различных симптомов речевой патологии. Логопеды выделяет 3 группы детей с ЗПР:

1) дети с изолированным фонетическим дефектом (неправильное произношение одной группы звуков, связанное с аномалией  строения  артикуляционного  аппарата,  нарушением речевой моторики);

2) дети с фонетико-фонематическим нарушением (неправильное произношение звуков 2-3 фонетических групп в сочетании с нарушениями слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа);

3) дети с системным недоразвитием всех сторон речи (сочетание фонетико-фонематических нарушений и нарушений в развитии лексико-грамматической стороны речи).

Особенностью устной речи обучающихся с ЗПР является своеобразие связной речи. Для них сложен пересказ произведений (особенно повествовательного характера), составление рассказа по серии картинок, по сюжетной картинке и составление творческого рассказа, рассказа-описания. Для речи детей с ЗПР характерна неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями. Дети с задержкой психического развития в целом отстают от их нормально развивающихся сверстников по уровню сформированности форм общения, которое предполагает способность связно выражать свои мысли, завязывать и поддерживать разговор.

            Недоразвитие многих речевых и неречевых функций у детей с ЗПР приводит к существенным трудностям овладения чтением и письмом. Нарушения чтения и письма у детей с ЗПР являются наиболее характерными и ярко выраженными речевыми расстройствами, приводящими к неусвоению образовательной программы в целом.

          Несформированность контроля, слабость волевых процессов у детей с ЗПР обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда и  учителя. Необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы не только на логопедических занятиях, но и в классе и во внеклассное время осуществлялись закрепление правильных речевых навыков, контроль и помощь педагогов в коррекции речевых расстройств. 

         Учитель-логопед, учитель начальных классов, учителя-предметники  должны предъявлять единые требования к ученику с речевыми отклонениями. При этом необходимы:

•        учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);

•        учет возрастных особенностей детей;

•        предъявление программных требований к обучающимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;

•        осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;

•        закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;

•        придание обучению воспитывающего характера;

•        всестороннее развитие личности учащегося.

Как показывает практика, подобные требования способствуют повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала обучающимися с ЗПР.          

            Развитие, обучение, коррекционная работа с обучающимися с ЗПР требует продолжительного времени, постоянного повторения изученного материала. Поэтому, на уроках должны закрепляться задачи логопедической коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими задержку психического развития:

•        Активизация познавательной деятельности.

•        Повышение уровня умственного развития.

•        Коррекция специфических нарушений письменной речи (чтения и письма).

•    Развитие различных видов мышления.  

•        Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

На уроках осуществляется коррекционная работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи. 

               Работать с детьми ЗПР обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе. 

Рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов, учителям-предметникам

1. При обучении детей с ЗПР чтению, заучиванию букв  эффективно  использовать рисование, штриховку, конструирование букв из проволоки, элементов и др. Учить слиянию слогов лучше на слоговых таблицах с одинаковыми согласными (БА – ВА – ГА – ДА – ЖА – ЗА – КА – ЛА; БО - ВО – ГО – ДО – ЗО; БИ – ВИ – ГИ – ДИ – ЖИ – ЗИ – КИ и т.д.). Такие таблицы позволяют ребенку избежать трудностей при переключении внимания с одного типа слогов на другой.

Затем учим чтению двусложных, трехсложных слов с этими прямыми слогами. Подбираем предложения с такими словами У УЖА УЖАТА. Я БУЖУ МАМУ. Я ЕДУ. ЧАПА ДАЛА ЛАПУ.

Читаем односложные слова (РАК – МАК – ТАК – БАК; СОК – СОР – СОМ). Слова со стечением согласных: ТОЛ – СТОЛ, РАК – РАМКА, КРЫША – КРЫШКА. Предложения с этими словами: РАМКА СТОИТ НА СТОЛЕ.

2. Изучение грамматических правил на уроках русского языка должно происходить на опорных таблицах с выделением ключевых слов правила:

                слова – предмет – кто? что? – это существительное

                слова – одинаковый корень – это родственные слова

Такой опорой можно пользоваться при выполнении грамматических заданий, при рассказывании правила.

           Существует особая методика изучения словарных слов с учащимися, имеющими трудности в развитии письменной речи. Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не только в именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные  словарному слову слова: Работа, на работе, после работы, работать. Командир, командиры, к командиру, за командиром, команда, команды, командовать. 

           

При работе над орфографическими ошибками помогает следующая таблица:

Слово (предложение), в котором допущена ошибка

Как я написал слово (предложение)

Правильное написание слова (предложения)

Примеры слов на данную орфограмму

Прием сравнения правильного и неправильного написания слов (предложений) позволит ученику лучше запомнить правила (орфограммы).        

          Для своевременного предупреждения, выявления нарушений письма учитель-логопед периодически проводит анализ письменных работ детей и обращает внимание учителя на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок. Нередко дети с ЗПР  плохо различают сходные звуки, особенно согласные; поэтому, если учитель говорит им, например, что на дереве появились почки, они могут услышать в этом созвучии и бочки, и бошки, и почхе и т.д. Когда ребенок пишет под диктовку удка вместо утка или лотка вместо лодка, он не различает фонемы [д] и [т]. Эти ошибки обусловлены именно недостаточным развитием слухового анализатора, фонематического слуха. Существует целый ряд коррекционных упражнений по устранению данного вида акустической дисграфии, которые учитель-логопед индивидуально рекомендует учителю для использования на уроках русского языка и чтения с данным обучающимся.

3. Для того, чтобы научить детей устанавливать причинно-следственные связи нужно помнить, что учащиеся с ЗПР лучше воспринимают и понимают смысл текста, прочитанный им взрослым, чем при самостоятельном чтении. Поэтому на первых порах необходимо первично читать текст учителю. При составлении пересказа по плану дети с ЗПР лучше понимают план, составленный из вопросительных предложений. Затем постепенно переводим их на план, составленный из повествовательных предложений.      

4. Рекомендации учителю по коррекционной работе устной речи:

  • постоянно следить за качеством произношений звуков детьми, требовать от них утрированного, четкого произношения звуков;
  • фиксировать внимание на артикуляционных ощущениях при произношении;
  • формировать навыки звукового анализа;
  • фиксировать внимание детей на уточнении смысла слов, предупреждать неточное или ошибочное употребление какого-либо слова, упражнять в многократном использовании новой лексики в разнообразных контекстах;
  • использовать алгоритмы составления связного высказывания;

5.Успех развития устной речи во многом будет зависеть от того, как учитель сможет поддерживать интерес к предмету от урока к уроку, от класса к классу. Большое значение имеет живое, научно-популярное объяснение нового материала; такое объяснение, при котором неизвестные учащимся факты преподносятся в виде интересного рассказа, который убеждает школьников в том, что овладеть языком - значит, действительно повысить культуру речи, понять тайну языка, научиться говорить еще точнее и ярче.

На мой взгляд, целенаправленно развивать у детей с ЗПР  устную и письменную речь нужно на всех уроках. Но параллельно с решением этой задачи не следует отодвигать на второй план главную задачу обучения – знание окружающего мира и себя в этом мире, что требует ориентации на вторую фундаментальную функцию речи – логическую. Поэтому на предметных уроках педагог должен учить детей обсуждать, уточнять при помощи внешней речи зародившиеся мысли, правильно их формулировать (т.е. перекодировать внутреннюю речь на внешнюю), планировать и регулировать свои действия (т.е. осуществлять обратный процесс кодирования), считывать с различных объектов максимум заложенной в них информации.

            Коррекционная работа должна быть тесно связана с процессом обучения. Логопед не дублер учителя и не репетитор. И учитель и логопед должны стремиться к общей цели — дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый обучающийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача логопеда— устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребѐнка, опираясь на усвоенные им в ходе логопедических занятий умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности эмоционального развития детей с умственной отсталостью в коррекционной школе на уроках развития речи.

В материале отражены особенности эмоционального  развития детей с умственной отсталостью. Определены основные моменты на уроках развития речи...

Особенности устной речи и учебной деятельности заикающихся

Заикание — один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окруж...

Планирование коррекционной работы на синтаксическом уровне с детьми с общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС

Коррекционная работа с учащимися 3 класса с нарушением письма, обусловленным лексико-грамматическим недоразвитием. Логопедическое занятие, разработанное в соответствии с требованиями ФГОС, по формиров...

«Коррекция устной речи обучающихся 2-х классов, с общим недоразвитием речи III уровня»

Программа, наряду с общеобразовательными задачами, обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся, которая осуществляется разными...

протокол обследования устной речи обучащихся с легкой умственной отсталостью

джанный протокол поможетучителю - логопеду провести обследование обучащихся с легкой умственной отсталостью...

Формы работы над произносительной стороной устной речи с неслышащими детьми на специальном коррекционном занятии по стимуляции речи движением.

Фонетические движения  - это особая система движений всего тела человека, напоминает собой своеобразное дирижирование,  направленное на выделение того или иного звука речи  из  общ...

Планирование дополнительных занятий по развитию связной устной речи обучающихся младших классов с интеллектуальными нарушениями с применением сказкотерапии

Доступныйсный материал для педагогов, учителей начальных классов обучающихся с интеллектуальными нарушениями...