«Учёт особенностей устной речи обучающихся с ЗПР при планировании коррекционной работы на уроках»
консультация по логопедии

Милосердова Елена Игоревна

В статье даны рекомендации учителя-логопеда учителям-предметникам, работающим с детьми с ЗПР по профилактике и коррекции речевых нарушений во время урочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_uchitelyam.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с                                               ограниченными     возможностями здоровья»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

Тема: «Учёт особенностей устной речи обучающихся с ЗПР при планировании коррекционной работы на уроках»

                     

 

                                                          Подготовила: Милосердова Е.И.,                                                        

                                                                                 учитель-логопед

                                                      МАРТ 2018 г.

          Последнее десятилетие характеризуется ростом числа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Известно, что дети с задержкой психического развития имеют следующие наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженную познавательную активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности. Как правило, у всех детей с ЗПР наблюдается отставание в овладении речью. По данным разных авторов, от 39 до 95 % детей с ЗПР имеют разнообразные нарушения речи.                                                                                                                                           

Структура речевого дефекта детей с ЗПР является очень вариативной, характеризуется комбинаторностью различных симптомов речевой патологии. Логопеды выделяет 3 группы детей с ЗПР:

1) дети с изолированным фонетическим дефектом (неправильное произношение одной группы звуков, связанное с аномалией  строения  артикуляционного  аппарата,  нарушением речевой моторики);

2) дети с фонетико-фонематическим нарушением (неправильное произношение звуков 2-3 фонетических групп в сочетании с нарушениями слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа);

3) дети с системным недоразвитием всех сторон речи (сочетание фонетико-фонематических нарушений и нарушений в развитии лексико-грамматической стороны речи).

Особенностью устной речи обучающихся с ЗПР является своеобразие связной речи. Для них сложен пересказ произведений (особенно повествовательного характера), составление рассказа по серии картинок, по сюжетной картинке и составление творческого рассказа, рассказа-описания. Для речи детей с ЗПР характерна неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями. Дети с задержкой психического развития в целом отстают от их нормально развивающихся сверстников по уровню сформированности форм общения, которое предполагает способность связно выражать свои мысли, завязывать и поддерживать разговор.

            Недоразвитие многих речевых и неречевых функций у детей с ЗПР приводит к существенным трудностям овладения чтением и письмом. Нарушения чтения и письма у детей с ЗПР являются наиболее характерными и ярко выраженными речевыми расстройствами, приводящими к неусвоению образовательной программы в целом.

          Несформированность контроля, слабость волевых процессов у детей с ЗПР обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда и  учителя. Необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы не только на логопедических занятиях, но и в классе и во внеклассное время осуществлялись закрепление правильных речевых навыков, контроль и помощь педагогов в коррекции речевых расстройств. 

         Учитель-логопед, учитель начальных классов, учителя-предметники  должны предъявлять единые требования к ученику с речевыми отклонениями. При этом необходимы:

•        учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);

•        учет возрастных особенностей детей;

•        предъявление программных требований к обучающимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;

•        осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;

•        закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;

•        придание обучению воспитывающего характера;

•        всестороннее развитие личности учащегося.

Как показывает практика, подобные требования способствуют повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала обучающимися с ЗПР.          

            Развитие, обучение, коррекционная работа с обучающимися с ЗПР требует продолжительного времени, постоянного повторения изученного материала. Поэтому, на уроках должны закрепляться задачи логопедической коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими задержку психического развития:

•        Активизация познавательной деятельности.

•        Повышение уровня умственного развития.

•        Коррекция специфических нарушений письменной речи (чтения и письма).

•    Развитие различных видов мышления.  

•        Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

На уроках осуществляется коррекционная работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи. 

               Работать с детьми ЗПР обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе. 

Рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов, учителям-предметникам

1. При обучении детей с ЗПР чтению, заучиванию букв  эффективно  использовать рисование, штриховку, конструирование букв из проволоки, элементов и др. Учить слиянию слогов лучше на слоговых таблицах с одинаковыми согласными (БА – ВА – ГА – ДА – ЖА – ЗА – КА – ЛА; БО - ВО – ГО – ДО – ЗО; БИ – ВИ – ГИ – ДИ – ЖИ – ЗИ – КИ и т.д.). Такие таблицы позволяют ребенку избежать трудностей при переключении внимания с одного типа слогов на другой.

Затем учим чтению двусложных, трехсложных слов с этими прямыми слогами. Подбираем предложения с такими словами У УЖА УЖАТА. Я БУЖУ МАМУ. Я ЕДУ. ЧАПА ДАЛА ЛАПУ.

Читаем односложные слова (РАК – МАК – ТАК – БАК; СОК – СОР – СОМ). Слова со стечением согласных: ТОЛ – СТОЛ, РАК – РАМКА, КРЫША – КРЫШКА. Предложения с этими словами: РАМКА СТОИТ НА СТОЛЕ.

2. Изучение грамматических правил на уроках русского языка должно происходить на опорных таблицах с выделением ключевых слов правила:

                слова – предмет – кто? что? – это существительное

                слова – одинаковый корень – это родственные слова

Такой опорой можно пользоваться при выполнении грамматических заданий, при рассказывании правила.

           Существует особая методика изучения словарных слов с учащимися, имеющими трудности в развитии письменной речи. Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не только в именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные  словарному слову слова: Работа, на работе, после работы, работать. Командир, командиры, к командиру, за командиром, команда, команды, командовать. 

           

При работе над орфографическими ошибками помогает следующая таблица:

Слово (предложение), в котором допущена ошибка

Как я написал слово (предложение)

Правильное написание слова (предложения)

Примеры слов на данную орфограмму

Прием сравнения правильного и неправильного написания слов (предложений) позволит ученику лучше запомнить правила (орфограммы).        

          Для своевременного предупреждения, выявления нарушений письма учитель-логопед периодически проводит анализ письменных работ детей и обращает внимание учителя на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок. Нередко дети с ЗПР  плохо различают сходные звуки, особенно согласные; поэтому, если учитель говорит им, например, что на дереве появились почки, они могут услышать в этом созвучии и бочки, и бошки, и почхе и т.д. Когда ребенок пишет под диктовку удка вместо утка или лотка вместо лодка, он не различает фонемы [д] и [т]. Эти ошибки обусловлены именно недостаточным развитием слухового анализатора, фонематического слуха. Существует целый ряд коррекционных упражнений по устранению данного вида акустической дисграфии, которые учитель-логопед индивидуально рекомендует учителю для использования на уроках русского языка и чтения с данным обучающимся.

3. Для того, чтобы научить детей устанавливать причинно-следственные связи нужно помнить, что учащиеся с ЗПР лучше воспринимают и понимают смысл текста, прочитанный им взрослым, чем при самостоятельном чтении. Поэтому на первых порах необходимо первично читать текст учителю. При составлении пересказа по плану дети с ЗПР лучше понимают план, составленный из вопросительных предложений. Затем постепенно переводим их на план, составленный из повествовательных предложений.      

4. Рекомендации учителю по коррекционной работе устной речи:

  • постоянно следить за качеством произношений звуков детьми, требовать от них утрированного, четкого произношения звуков;
  • фиксировать внимание на артикуляционных ощущениях при произношении;
  • формировать навыки звукового анализа;
  • фиксировать внимание детей на уточнении смысла слов, предупреждать неточное или ошибочное употребление какого-либо слова, упражнять в многократном использовании новой лексики в разнообразных контекстах;
  • использовать алгоритмы составления связного высказывания;

5.Успех развития устной речи во многом будет зависеть от того, как учитель сможет поддерживать интерес к предмету от урока к уроку, от класса к классу. Большое значение имеет живое, научно-популярное объяснение нового материала; такое объяснение, при котором неизвестные учащимся факты преподносятся в виде интересного рассказа, который убеждает школьников в том, что овладеть языком - значит, действительно повысить культуру речи, понять тайну языка, научиться говорить еще точнее и ярче.

На мой взгляд, целенаправленно развивать у детей с ЗПР  устную и письменную речь нужно на всех уроках. Но параллельно с решением этой задачи не следует отодвигать на второй план главную задачу обучения – знание окружающего мира и себя в этом мире, что требует ориентации на вторую фундаментальную функцию речи – логическую. Поэтому на предметных уроках педагог должен учить детей обсуждать, уточнять при помощи внешней речи зародившиеся мысли, правильно их формулировать (т.е. перекодировать внутреннюю речь на внешнюю), планировать и регулировать свои действия (т.е. осуществлять обратный процесс кодирования), считывать с различных объектов максимум заложенной в них информации.

            Коррекционная работа должна быть тесно связана с процессом обучения. Логопед не дублер учителя и не репетитор. И учитель и логопед должны стремиться к общей цели — дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый обучающийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача логопеда— устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребѐнка, опираясь на усвоенные им в ходе логопедических занятий умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности эмоционального развития детей с умственной отсталостью в коррекционной школе на уроках развития речи.

В материале отражены особенности эмоционального  развития детей с умственной отсталостью. Определены основные моменты на уроках развития речи...

Особенности устной речи и учебной деятельности заикающихся

Заикание — один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окруж...

Планирование коррекционной работы на синтаксическом уровне с детьми с общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС

Коррекционная работа с учащимися 3 класса с нарушением письма, обусловленным лексико-грамматическим недоразвитием. Логопедическое занятие, разработанное в соответствии с требованиями ФГОС, по формиров...

«Коррекция устной речи обучающихся 2-х классов, с общим недоразвитием речи III уровня»

Программа, наряду с общеобразовательными задачами, обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся, которая осуществляется разными...

протокол обследования устной речи обучащихся с легкой умственной отсталостью

джанный протокол поможетучителю - логопеду провести обследование обучащихся с легкой умственной отсталостью...

Формы работы над произносительной стороной устной речи с неслышащими детьми на специальном коррекционном занятии по стимуляции речи движением.

Фонетические движения  - это особая система движений всего тела человека, напоминает собой своеобразное дирижирование,  направленное на выделение того или иного звука речи  из  общ...

Развитие устной речи обучающегося надомного обучения с интеллектуальными нарушениями через проектную деятельность

Доклад«Развитие устной речи обучающегося надомного обучения с интеллектуальными нарушениями через проектную деятельность».(из опыта работы) Речь является одним из главных, незаменимых...