Особенности эмоционального развития детей с умственной отсталостью в коррекционной школе на уроках развития речи.
статья по теме
В материале отражены особенности эмоционального развития детей с умственной отсталостью. Определены основные моменты на уроках развития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsii.docx | 31.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности эмоционального развития детей с умственной отсталостью в коррекционной школе на уроках развития речи.
Эмоциональная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости, особенно младшего возраста характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием, связанным преимущественно с недостаточной сформированностью произвольных психических процессов.
В настоящее время эмоционально-волевую сферу ребенка изучали многие ведущие исследователи: В.С. Мерлин, А.П. Усанова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др.
Общепринятой считается в отечественной психологии и дефектологии теория С.Л. Выготского, в соответствии с которой умственная отсталость рассматривается как общий дефект, охватывающий всю психику в целом.
Интеллектуальная недостаточность проявляется в следующих особенностях: интеллектуальная регуляция эмоций, неадекватность, затруднения в развитии высших (интеллектуальных, моральных, эстетических) чувств, низкий уровень развития средств эмоциональной выразительности. Наряду с этим при умственной отсталости нередки болезненные расстройства чувств: раздражительность, эйфория, дисфония, апатия.
Такие дети склонны к полярным, лишенным тонких оттенков эмоциям. Которые поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым подчас резким изменениям. Однако у некоторых детей наблюдается затянутость, инертность эмоциональных реакций, часто имеющих выраженный эгоцентричный характер. Умственно отсталые дети слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать.
Такие дети хуже, чем дети с нормальным интеллектом распознают чувства на лице другого человека, довольно часто у них наблюдается бедность мимики. Дети с бедной экспрессией и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом другими, неправильно оценивают и их отношение к себе.
Тем не менее исследования показали, что учащиеся коррекционной школы не остаются равнодушными при прослушивании доступных для их понимания текстов, включающих эмоционально окрашенные компоненты. Отношения к восприятию текста проявляется в их заинтересованности, сочувствии героям, отрицательное отношение к их обидчикам выражается мимикой, жестами, словесной реакцией. При пересказе текста дети не только не пропускают эмоционально окрашенные моменты, а акцентируют на них внимание.Чем ближе ребенку с недостатками умственного развития ситуация, описанная в произведении, тем она ему более для него понятна. Такие дети, оказавшись в доступной для понимания ситуации, способны к сопереживанию. Могут прийти на помощь в тех случаях, когда она требуется. (В,А, Варанян)
Специальные исследования, направленные на то, насколько успешно ребята различных лет обучения распознают переживания человека, изображенные на сюжетной картине показали, что умственно отсталые школьники недостаточно соотносят движения персонажей с внутренним состоянием, допускают грубые ошибки при толковании мимики, им не доступны сложные тонкие переживания, они сводят их к более простым элементарным. Особенно резко они проявляются у детей с психопатическими чертами характера.
Однако почти все дети правильно понимают и называют наиболее часто переживаемые ими самими и окружающими их людьми состояние радости, обиды и Т.п. Вместе с тем сложные эмоции социально- нравственного характера, тонкие оттенки чувств остаются недоступными для понимания и обозначения даже многими выпускниками специальной школы.
Формирование эмоционально - волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.
Целенаправленное изучение эмоционально-волевой сферы ребенка с интеллектуальной недостаточностью дало возможность установить, что основными причинами расстройства поведения, является болезненное переживание у детей чувства собственно неполноценности, нередко осложняемая инфантилизмом, неблагоприятной средой и другими обстоятельствами.
Как уже говорилось выше эмоциональная сфера учащихся с нарушением интеллекта, характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием. Установлено, что у таких детей эмоции полярны, недостаточно дифференцированы, лишены тонких оттенков эмоции, которые являются поверхностными и неустойчивыми, подверженными быстрым, подчас резким изменениям. Однако у отдельных учеников можно наблюдать и затянутость, инертности эмоциональных реакций.
Интеллектуально недоразвитые школьники, особенно ученики младших классов, весьма слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать.
По мнению Л.С. Выготского, природу умственной отсталости следует объяснить из взаимосвязи и соотношений интеллектуальной и эмоционально стороны.
У детей с нарушением интеллекта роль чувств особенно высока, т.к. даже процесс обучения строится не на знаниях, а на способе их преподнесения. Обучение и воспитание должны опираться на чувства только тогда, они достигнут цели.
Таким образом, вопрос изучения развития эмоционально-волевой сферы у детей с нарушением интеллекта, обучающихся в условиях коррекционной школы нам представляется важным и актуальным при применением психокоррекционной развивающей программы.
Развитие у детей с нарушением интеллекта идет значительно медленнее. Детям присущи замедленный темп психического развития, неравномерность физического и психического развития.
Специальная педагогика и психология свидетельствует о воспитуемости психических функций умственной отсталости и в тоже время указывает на неравномерность развития этих функций.
Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся в школе и в не ее.
Известно, что большая часть выпускников вспомогательной школы социально адаптируется. Они прилежно работают, живут в семьях, заботятся о своих близких, по мере сил помогают им, переживают собственные успехи и неудачи, оказываются способными к сопереживаниям.
Дети с нарушением интеллекта пусть не очень глубоко и четко, но понимают свои чувства и чувства окружающих людей, в той или иной степени регулируют свои внутренние переживания, устанавливают определенные отношения и контакты, в основном правильно ведут себя в коллективе. А это значит, что в эмоционально развитии умственно отсталых детей за время школьного обучения происходят большие положительные сдвиги.
Важная роль эмоций в жизни человека в процессе освоения ребенком социального опыта, глубокое внимание специалистов к данной проблеме, а также недостаточная разработанность отдельных ее аспектов определяет актуальность работы учителя.
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи.
Урок развития речи, как учебный предмет имеет большие возможности для образования и воспитания школьников. Учащиеся начальных классов получают элементарные сведения о неживой и живой природе, знакомятся и учатся различать лиственные и хвойные деревья, фрукты и овощи, съедобные и ядовитые грибы и т. Д.. В содержание образования и воспитания данного курса входит непосредственное изучение детьми объектов природы путем проведения наблюдений, экскурсий.
Образовательные , корекционно- развивающие, воспитательные задачи в процессе обучения решаются комплексно. Знакомя детей с элементарными сведениями о неживой и живой природе, о труде людей, учитель показывает, как взаимосвязаны объекты природы, какое влияние на природу оказывает деятельность человека.
На современном этапе большое внимание уделяется эстетическому воспитанию учащихся, главная задача которого - формирование у детей чувства прекрасного. Наилучшим воспитателем этих чувств является природа. Важный метод познания природы- непосредственное наблюдение окружающих предметов и явлений природы, которому в программе курса отводится особое место. «Нужно,- писал Я. Каменский,- учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, т.е. знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах.
Природоведческий материал изучается учащимися, уже начиная с 1 класса. При ознакомлении школьников с окружающим миром накапливаются и формируются знания о многообразии предметов неживой и живой природы, их изменениях. Во 2 классе природоведческие знания расширяются, объекты природы изучаются в связи с сезонными изменениями, поэтому со многими явлениями в природе учащиеся знакомятся по временам года. Например, изучают растения в разные времена года. Особое место здесь уделяется наблюдению за изменениями в жизни растений осенью, зимой, весной. Программа 3-4 классов является прямым продолжением и развитием ранее полученных знаний, которые являются основой для усвоения естественнонаучных дисциплин в последующих классах. Поэтому содержание курса природоведения включает в себя элементы различных наук о растениях, животных, человеке, знания о поверхности Земли, ее недрах, почве, погоде, климате и др.
В процессе изучения природы раскрываются ее красота и многообразие. К.Д. Ушинский писал, что день, проведенный ребенком посреди рощ, полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье. Общение с природой научит школьника слушать музыку леса: шелест листвы, пение птиц, шум деревьев, журчание воды, чувствовать многообразие запахов цветов, видеть красоту и разнообразие красок - все это вызывает эстетические переживания, не оставляет детскую душу равнодушной. В начальных классах необходимо в первую очередь обращать внимание детей на красоту формы, внешний вид растения или животного, особенности окраски, эстетические признаки и на этой основе формировать у школьников конкретные знания и представления о явлениях природы. Например, во 2 классе проводится экскурсия в лес или парк с целью наблюдения за весенними, изменениями в жизни растений и животных. В самом начале экскурсии учитель обращает внимание детей на то, как преобразился парк весной: листья деревьев окрашены в ярко-зеленый цвет, на березах появились сережки и т.д. Учитель предлагает школьникам остановиться и послушать шелест листьев, а затем объяснить, есть ли что общее в шелесте листьев с тихой музыкой. Затем он может предложить учащимся прочитать стихи о природе или сделает это сам. Для эстетического воспитания учащихся немаловажное значение имеют культура учебного труда, чистота рабочего места, создание соответствующих условий для работы с объектами природы.
Мир, окружающий малышей, необычен, загадочен, удивителен. Мир, где каждая травинка, каждая птица - чудо. Маленький человек добрыми глазами смотрит на мир, однако не менее важно - научиться удивляться этому миру. Открывая удивительное вокруг себя, ребенок меняет отношение к окружающей его природе. Например, говоря о травах, дети узнают, что такое скромное растение, как крапива, не просто сорняк, а спасшая тысячи людей трава! В трудные годы войны она употреблялась в пищу (ее подмешивали в хлеб), Тем самым многие жизни были спасены. Вот, оказывается, какую добрую службу сослужила людям эта простенькая травка.
Аккуратно выполненная и красиво оформленная коллекция насекомых или растений помогает детям видеть не только результаты своего труда, но и получать от него эстетическое наслаждение.
Задача учителя - вместе с детьми постичь истинную красоту, которая не всегда яркая, громкая. Напротив, часто тихая, спокойная, скромная и неброская, по-новому взглянуть на осенний лист, маленький затерявшийся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, почувствовать особое очарование в красоте природы. Например, говоря о насекомых, следует отметить, что они изумительно совершенное и прекрасное образование в природе, с которым никто и ничто не может соперничать по богатству красок и форм. Своеобразным лейтмотивом уроков о птицах могут быть строки Н. Сладкова: «Птицы - это тайна и красота. Птицы - это песнь и полет». Предметом многих удивительных эстетических открытий на уроках являются млекопитающие.
Красота здесь многолика. Она проявляется в виде силы, ловкости, легкости, быстроты, грации, мощи. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, гармонию звуков, надо подключать к познанию, как чувство, так и абстрактно-логическое мышление. Пробуждению эстетической чуткости детей способствуют привлечение их к наблюдению над природой, специальные эстетико-познавательные задачи и упражнения, ряд проблемных ситуаций. Это побуждает учеников воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые и выразительные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности психологического развития детей с умственной отсталостью
В дошкольном возрасте многие особенности развития ребенка имеют латентный характер. С одной стороны, некоторые проявления оказываются временными и постепенно, по мере взросления, ребенок теряет их, а ...
«Духовно-нравственное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса....
Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Данный материал будет полезен учителям, работающим с детьми с интеллектуальными нарушениями....
Особенности школьной адаптации детей с умственной отсталостью.
описание особенностей адаптации к школе детей, имеющих интеллектуальные нарушения...
Статья на тему: "Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Речевое недоразвитие занимает значительное место в структуре интеллектуального дефекта учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Недостаточная сформированность речи умс...
Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью
Развитие речи детей с умственной отсталостью сильно отличается от речевого развития детей без данного диагноза. Речевая задержка у детей с данным диагнозом начинается еще в младенчестве, фактически, с...
Особенности развития детей с умственной отсталостью и их учет в диагностической работе специалистов психолого-педагогического консилиума
Опыт работы с детьми с умственной отсталостью позволяет выделять закономерности их психического развития. К ним можно отнести трудности взаимодействия с окружающей средой; нарушения развития личности...