Особенности устной речи и учебной деятельности заикающихся
учебно-методический материал по логопедии на тему
Заикание — один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №42»
Особенности устной речи и учебной деятельности заикающихся детей.
Логопедическая карта обследования речи при заикании.
Подготовила: учитель-логопед Голубовская Е.В.
Изучение заикания на протяжении более 100 лет основывалось на классических трудах в области неврологии (А. Куссмауль, И.П. Павлов, П.К.Анохин, Н.А. Бернштейн, В.М.Бехтерев, М Е. Шуберт и др.), психологии , нейропсихологии (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, В П. Зинченко), нейрофизиологии (Н.И. Жинкин, Е.Н. Соколов, Е.Д. Хомская), психиатрии (Н Н. Трауготт, В.А. Гиляровский, А.Е. Личко, Г.Е. Сухарева, Б.Д Карвасарский). Непосредственно заикание и методы его преодоления также изучались специалистами различных областей знании, среди которых достойное место заняли и дефектологи. Следует отметить имена таких исследователей, как Г.Д. Неткачев, М.И. Панкин, И А. Сикорский, Б.Д Драпкин, Л.М.Белякова, Н.П. Тяпугин, Ю.А. Флоренская, В.И. Селиверстов, А.Б. Хавин, И.К. Хмелевский, Н.А. Власова, И.Ю.. Асатиани, Н.М. Абелева, Л.З. Андронова-Арутюнян, А.В. Ястребова и др.). Такой всесторонний подход обусловлен своеобразием заикания и его психологической тяжестью для заикающегося. Распространенность этого дефекта речи велика во всех странах, в нашей стране она колеблется от 1,5 до 2% (по данным В.М. Шкловского). Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.
Заикание-нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленной судорожным состоянием мышц речевого аппарата, т.е заикание –это нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением – судорогой произносительного аппарата. Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что заикание – внешнее проявление невротических, эмоциональных, речевых нарушений.
Заикание — один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.
Причины заикания у детей
Нарушения в деятельности нервной системы может развиться по двум причинам:
1. Предрасположенность головного мозга к заболеваниям. Эта предрасположенность может появиться у детей, родители которых так же имеют какие-либо неврологические заболевания, особенно если у родителей наблюдалось в детстве либо сохраняется и сейчас заикание. Очень часто заикание выявляется у детей с нарушениями развития головного мозга в период беременности. Появлению предрасположенности головного мозга к нарушению нервной деятельности способствуют внутриутробные инфекции, хроническая гипоксия плода, недоношенность, травмы во время беременности и в родах. Так же, на предрасположенность головного мозга к появлению заикания, влияет характер ребенка, его способность приспосабливаться к изменяющимся факторам внешней среды. Дети, которые не способны в сложные моменты своей жизни быстро сориентироваться и принять решение, будут больше подвержены заиканию. Чаще заикание будет наблюдаться у детей холериков, особенно когда им приходится с кем-то спорить и доказывать свою правоту.
2. Внешнее воздействие. Сюда можно отнести:
-Инфекции центральной нервной системы (менингиты, энцефалиты).
-Травмы и повреждения головного мозга (сотрясение головного мозга, ушибы).
- Трофические заболевания, вызывающие поражение головного мозга.
- Функциональная незрелость головного мозга. Формирование больших полушарий происходит у детей в пятилетнем возрасте. До этого момента формирование речи должно происходить медленно, постепенно, без резких скачков. У мальчиков созревание нервной системы происходит медленнее, поэтому они больше подвержены развитию нарушений речи. До пятилетнего возраста у детей может наблюдаться может наблюдаться такое нарушение речи, как итерация (повторение слогов и слов). Это состояние является физиологическим и проходит самостоятельно без медицинской помощи.
-Инфекционные заболевания верхних дыхательных путей и ушей.
-Заболевания, вызывающие общее ослабление организма (частые простудные заболевания, глистные инвазии, рахит).
-Сопутствующие заболевания и состояния (энурез, бессонница, повышенная утомляемость, ночные страхи и кошмары).
-Психологические травмы (испуг, страх, хронический стресс).
-Неправильное воспитание в семье (избалованность, изнеженность ребенка, воспитание «примерного» ребенка).
-Неправильное формирование речи ребенка (скороговорение, быстрая нервная речь родителей).
Так же появление заикания у ребенка может быть не только проявлением заболевания, но и подражанием взрослым. Если один из родителей заикается, ребенок может так же заикаться. При этом процесс формирования заикания происходит двумя путями: либо ребенок непроизвольно начинает заикаться при разговоре с родителем (при этом, при общении с другими людьми, ребенок не заикается), либо в форме подражания речи взрослому (при такой форме заикание будет наблюдаться и при общении с человеком, который не заикается).
В специальной литературе эти же причины делят на три группы: физиологического, психологического и социального характера.
К физиологическим причинам заикания у детей относят: перенесенные заболевания с энцефалитическими осложнениями, внутриутробные, родовые травмы, часто с асфиксией, органические нарушения подкорковых отделов мозга, регулирующих движения, переутомление или истощение нервной системы вследствие перенесенных заболеваний, вызывающих ослабление центральных аппаратов речи (тиф, корь, коклюш, рахит, болезни органов внутренней секреции, нарушение обмена веществ, болезни речевых органов – носа, гортани, глотки).
К психическим и социальным причинам заикания относят: одномоментная или кратковременная психическая травма (страх, испуг); психическая травма длительного действия, вызванная неправильным воспитанием в семье - императивным, неровным воспитанием, воспитанием «примерного» ребенка; хроническими конфликтными переживаниями; длительными отрицательными эмоциями в виде устойчивых психических напряжений или постоянных конфликтных ситуаций; тяжелая психическая травма, стрессы, вызывающие аффективную реакцию (ужас, чрезмерная радость); исправление леворукости (вследствие постоянных напоминаний, требований может наступить психопатическое и невротическое состояние и возникнуть заикание), недостаточная работа родителей над формированием речи ребенка (нарушение звукопроизношения, скороговорение, речь на выдохе), перегрузка ребенка речевым материалом, в том числе несоответствующим возрасту, одновременное обучение разным языкам, подражание заикающимся (непроизвольно или копируя речь), излишняя строгость, суровость взрослых в отношении ребенка.
В клинической практике выделяют две формы заикания:
невротическое (логоневроз) и неврозоподобное. Невротическое заикание развивается как на фоне легких остаточных явлений поражения головного мозга, так и без него. Оно может возникать под влиянием внезапной психической травмы (испуг, изменение привычной обстановки, разлука с родителями и т.п.) или длительной психотравмирующей ситуации (неправильное воспитание, конфликтные отношения в семье и др.). При невротическом заикании рано появляются сопутствующие насильственные движения. Характерно непостоянство его проявлений, а также сочетание с другими невротическими расстройствами (страхи, ночное недержание мочи, нарушения сна, общая раздражительность).
Неврозоподобное заикание развивается постепенно, на фоне последствий органического поражения ц.н.с. (например, при прогрессировании гидроцефалии), без связи с явной психотравмирующей ситуацией. Для него характерна выраженная судорожность речи, нередко в сочетании с тикообразными насильственными сокращениями мышц лица и рук. Неврозоподобное заикание отличается стабильностью проявлений; при общении с окружающими у ребенка обычно отсутствует страх речи.
Факторами, способствующими возникновению заикания, являются семейная отягощенность патологией речи, и прежде всего заиканием, перегрузка ребенка информацией в период интенсивного развития у него речи, чрезмерная требовательность родителей к его речевой деятельности, использование в семье для общения двух языков, наличие заикающихся в окружении ребенка.
Симптомы заикания
Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Длительность их различна: от 0,2 до 90 секунд (в тяжелых случаях).
По типу судорог, периодически возникающих в различных отделах периферического речевого аппарата, различают три формы (или вида) заикания:
-клоническую,
-тоническую,
-смешанную.
По локализации :
-дыхательные,
-голосовые,
-артикуляционные и смешанные
Наиболее ранняя и легкая форма заикания — клоническая, при которой повторяются звуки или слоги (к-к-к-кошка, б-б-б-ба-бушка, со-ба-ба-бака). При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений - мышц - клонус: "то-то-тополь".
Со временем она нередко переходит в более тяжелую форму — тоническую, при которой в речи появляются длительные остановки в начале или середине слова (к...нижка, каранд...аш, зм...ея).
При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц - тонус: "т-ополь" (черта после буквы обозначает судорожно-затянутое произношение соответствующего звука).
Встречается и смешанный вид заикания: клоно-тонический или тоно-клонический (по преобладающему характеру судорог).
Таким образом поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат.
В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают дыхательные, голосовые и артикуляционные.
При заикании отмечают 3 формы нарушения дыхания:
- экспираторная (судорожный выдох),
- инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием),
- респираторная (судорожные вдох и выдох, иногда с разрывом слова).
Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:
Смыкательные (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться - голос внезапно прерывается или же образуется клоническая или затяжная судорога - получается прерывающийся блеющий ("А-а-а-аня") или толчкообразный гласный звук ("а-а-а-а").
Размыкательные (голосовая щель остается открытой - при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь).
Вокальные, свойственны детям (протягивание гласных звуков).
В артикуляционном аппарате выделяют судороги :
Губные.
Язычные.
И мягкого неба.
Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б,т, д); реже и менее напряженно - щелевых.
В экспрессивной речи заикающихся детей отмечают фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения.
В проявлении заикания характерными являются различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица и шеи) и произвольные уловки.
К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою речь, т.е добавлять стереотипные слова или звуки, например: «а-а», «э-э», «ну», «вот это», «вот так», «это», «вот», «как это» и т. п. Такое явление называется эмболофразией.
Еще одним из характерных симптомов заикания является страх перед речью, боязнь определенных звуков или слов, которые, по мнению заикающихся, особенно трудны для произнесения. Это явление называется логофобией.
Все описанные виды симптоматики заикания очень непостоянны, изменчивы. Меняется вид заикания: то оно проявляется в повторении звуков или слогов, то во внезапных остановках, паузах.
Неустойчивыми оказываются и сопутствующие движения: исчезают одни и на их смену появляются новые.
Состояние заикания также постоянно меняется. Эти изменения связаны с самыми разнообразными обстоятельствами. Так, например, один и тот же ребенок почти в одно и то же время может то очень сильно заикаться, то говорить хорошо. Наедине сам с собой, с игрушками, с воображаемым собеседником 'заикающийся ребенок, как правило, говорит без запинок. Присутствие других собеседников действует на его речь по-разному: разговор с близкими людьми, с которыми он чувствует себя спокойно, обычно не вызывает больших запинок. Беседа с малознакомыми людьми, со взрослыми, которых он боится или стесняется, моментально вызывает усиление заикания.
Нередко отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность или вялость.
Появление заикания у детей влияет не только на речь детей, но и на их жизнь в целом. Дети очень часто стесняются проявлений своего заболевания. При первых появлениях заикания дети пытаются закрыть рот рукой, начинают нервничать. В дальнейшем, если дети не научатся справляться со своим заболеванием, это может привести к нежеланию детей идти на контакт, общаться со сверстниками, отвечать в школе у доски. Все это ведет к социальной дезорганизации детей, снижению их успеваемости в школе, появлению неврозов, хронических стрессовых ситуаций. Такое состояние носит название болезненной фиксации.
Принято выделять три степени фиксации:
1. Нулевая степень фиксации- это когда:
Дети не испытывают ущемленности от осознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.
2. Умеренная степень болезненной фиксации.
Старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.
3. Выраженная степень болезненной фиксации.
Переживания по поводу своего дефекта выливаются в постоянное тягостное чувство собственной неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму своего дефекта. Чаще это - подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерна болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуацией.
Степени заикания
Различают 3 степени заикания:
1) легкая - заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта;
2) средняя - в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются. В эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;
3) тяжелая - заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями. Тяжелой считается такая степень, при которой в результате длительных судорог речевое общение становится невозможным. Кроме того, при сильной степени проявляются также сопутствующие движения (зажмуривание глаз, моргание, раздувание крыльев носа (рефлекс Фрёшельса), опускание или откидывание головы, напряжение мышц шеи, сжимание пальцев, притопывание ногами, различные движения туловища) и эмболофразия .
Типы течения заикания
Выделяют следующие типы течения заикания:
- постоянный тип (заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях);
- волнообразный (заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает);
- рецидивирующий (исчезнув, заикание появляется вновь, т.е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи). Также различают инициальное – заикание отмечается не более двух месяцев. Закрепившееся -более двух месяцев.
Сопутствующие заболевания
Большинство авторов, изучавших патогенез заикания, отмечают у заикающихся различные вегетативные нарушения. М. Зееман считает, что у 84% заикающихся имеется вегетативная дистония. Из 100% заикающихся 20% имеют повышенное внутричерепное давление и экстрапирамидальные нарушения. В 100% случаев у них наблюдается мидроз (расширение зрачков), у нормально говорящих людей ширина зрачков во время речи не меняется или наступает некоторое их сужение.
Практикующие неврологи, работающие с заикающимися, отмечают (по данным неврологического центра "Прогноз"):
1. Сегментарная недостаточность на уровне шейного отдела позвоночника наблюдается у 60% больных (из 100%). Это могла быть кривошея, гипотония мышц верхнеплечевого пояса с ротацией плеч вперед и отстоянием лопаток, защитное напряжение шейно-затылочных мышц, признаки раннего остеохондроза, патология позвоночника.
2. Нарушение стволовых функций было обнаружено у всех без исключения пациентов.
3. Нероортопедическая патология имела место у 50% заикающихся детей, в том числе: нарушение осанки, плоскостопие, патологическая установка стоп.
4. Вегетативная дисфункция была выявлена у 20% больных, в том числе ВСД и слабость вестибулярного аппарата.
5. Нарушение венозного кровотока из полости черепа обнаружилось у 65% детей.
6. Гемодинамические признаки вертебробазилярной недостаточности у 48%.
7. Экстрапирамидальная недостаточность выявлена у 80%.
Первые признаки заикания
Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:
- если ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже заикаясь) - если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить;
- употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
- повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
- вынужденные остановки в середине слова, фразы;
- затруднения перед началом речи.
Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.
Распространенность заикания
Распространенность заикания обусловлена возрастом, полом, видом деятельности, местом проживания и другими факторами. Наиболее часто заикание возникает в возрасте лот 2 до 4 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой функциональной системы и формирования личности ребенка. Затем склонность к заиканию понижается, и в течение последующих 10 лет (4-14) случаев заикания примерно столько же, сколько и от 1 года до 3 лет. В период до пубертатного возраста число заикающихся возрастает при поступлении в школу вследствие рецидивов. Усиление заикания обусловлено сменой ведущей деятельности (вместо игровой - учебная), повышенная, повышением требований к ребенку, к его речевым умениям. Обострение заикания возможно в период полового созревания.
Среди детей, живущих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у городских сверстников.
Некоторые ученые отмечают влияние климатических условий на усиление заикания, например, осенью и весной (М. Зееман).
Заикание чаще встречается в развитых странах. В Англии, в США и в России примерно одинаковый процент заикающихся людей. По статистике, в бывшем СССР на 250 млн. жителей было 6 млн. заикающихся. В африканских странах людей с таким заболеванием намного меньше. В Китае - еще меньше (но здесь дело не в развитости, а в другой системе языка).
Как правило, заикание поражает людей с довольно высоким уровнем интеллекта.
Особенности устной речи и деятельности заикающихся детей
1. Личностные особенности. Многие заикающиеся дети школьного возраста характеризуются тревожностью, мнительностью, боязливостью, неуверенностью в своих силах, низкой самооценкой и боязнью речевого общения. Все эти особенности развития личности заикающихся приводят к нарушению социальной адаптации.
2. Особенности устной речи. Известно, что в большинстве случаев заикание имеет место при усложненных формах устного общения. Речь идет об устных высказываниях, связанных с воспроизведением прошедших событий, прогнозированием и т. д. Как правило, заикания не возникает тогда, когда в процессе общения ребенок высказывается по поводу окружающих его предметов и выполняемых действий .
Известно, что овладение речью складывается из двух, параллельно протекающих процессов: усвоения ребенком языковых средств (произношение звуков, словарный запас, грамматический строй речи) и овладения умением пользоваться ими в условиях общения. Большинство заикающихся детей, обучающихся в общеобразовательной школе, располагают достаточным словарным фондом для обозначения предметов, их действий и качеств, владеют навыками конструирования основных типов предложений. Наиболее распространенным является нарушение свободного продуцирования отдельных высказываний (ответы на вопросы, реплики и т. п.) пароксизмом заикания. Причем чаще всего приступ заикания происходит при произнесении начала слова, возглавляющего фразу, синтагму. Повторение отдельных звуков и слогов, прерывистость речи наблюдаются также при выполнении детьми заданий, связанных с подбором (даже на уровне отдельных высказываний) определенных языковых средств.
Заикающиеся учащиеся испытывают специфические затруднения в выборе языковых средств и свободной их комбинации. Их ответам свойственны поспешность, неподготовленность, в результате чего происходит «застревание» на отдельных словах, «выпадение» отдельных слов и даже частей предложения. Это особенно наглядно проявляется в развернутых высказываниях, связанных с необходимостью обобщать, делать выводы, планировать собственную деятельность. Из-за характерного для ряда заикающихся многословия они иногда теряют логическую нить рассуждения; стремление же скорее выговориться мешает мысленно подготовить все высказываемое, отобрать необходимые для его реализации языковые средства, в высказываниях детей встречаются случаи своеобразного нарушения согласования, управления, порядка слов в предложении.. Причем именно в этих случаях обычно фиксируются наиболее выраженные пароксизмы заикания. Таким образом, наличие пароксизма заикания, сопровождающего поиск языковых средств, составляет одно из специфических проявлений данного дефекта.
Именно в такой ситуации и возникает, как правило, усиление заикания. Оно усиливается также, если устное общение проходит в условиях, отличающихся от привычных: изменяется форма опроса; учащимся предлагается внезапный вопрос, к ответу на который они не успели подготовиться; в ходе урока имеет место длительное ожидание вызова к доске, а также при недостаточно корректном отношении учителя к заикающимся. Затруднения в продуцировании связных высказываний, фиксируемые у заикающихся учащихся, имеют специфические особенности. Они резче выражены, носят более стойкий характер и обнаруживают большую зависимость от условий общения, вида содержания учебной деятельности. В связи с этим у части заикающихся отмечаются своеобразные трудности в усвоении (на уровне реализации знаний) учебного материала, таких разделов программы, как «Связная речь» и «Чтение», т.е. тех, где учащиеся должны проявлять умение подробно или сжато передать содержание прочитанного текста, картины и т.п.
Каковы же особенности связной речи заикающихся?
Как известно, связная речь (монологическая) имеет много форм. Имеются ввиду: рассказы о виденном и пережитом; сравнительное описание предметов и явлений; пересказы прочитанного; рассказы по картинкам, а также выводы, доказательства и т. п. Прежде всего обращает на себя внимание различная распространенность (количество) запинок в высказываниях ,наибольшее количество отмечается в высказываниях, содержанием которых являются мыслительные операции (в данном случае — операция сравнения), а также в высказываниях, содержащих личностную оценку собственного поведения Аналогичная картина наблюдается особенно в тех случаях, когда ученик недостаточно усвоил материал урока.
При этом, естественно, большое значение имеют индивидуальные особенности заикающихся детей, которые в конечном счете и определяют их реакции на воздействия различных ситуативных факторов. Индивидуальные особенности, свойства личности заикающегося ребенка находят свое яркое отражение в устной речи, поведении и деятельности в целом.
3. Особенности письменной речи. На совершенствование коммуникативной функции речи в период обучения в школе большое влияние оказывает школьное обучение, в частности овладение ребенком письменной речью. Именно усвоение письменной речи, для которой характерны развернутость, необходимая последовательность и структурная сложность, способствует развитию всех функций речи (обмен информацией, регулятивная функция, саморегуляция).
В письменных работах заикающихся школьников наблюдаются разнообразные ошибки: нарушения начертания букв, их пространственного расположения; ошибки, обусловленные недостаточным усвоением правил орфографии, пунктуации. На этом пестром и колеблющемся фоне стабильно выделяются определенные ошибки. Частыми являются разнообразные нарушения структуры записываемого слова.
В письме заикающихся учащихся часто встречаются исправления, зачеркивания. Действуя импульсивно, заикающиеся учащиеся нередко допускают ошибки, которые сами же корректируют по ходу написания.
Чтение заикающихся учащихся также характеризуется рядом специфических особенностей. Обычно такие дети читают в быстром темпе, не договаривая окончаний, а иногда и целые слова. Исследователи отмечают наличие чтения по догадке, что приводит к искажению смысла фразы и даже всего читаемого текста. Чтение прерывается многочисленными запинками и паузами и, как правило, лишено выразительности.
4. Особенности учебной деятельности. Одна из самых характерных особенностей учебной деятельности заикающихся — ее неустойчивость. У разных детей данное свойство деятельности проявляется по-своему в самых различных формах.
Это может быть импульсивность и общая неорганизованность работы вследствие неумения анализировать образец, инструкцию, предварительно обдумывать свою деятельность, планировать последовательное выполнение всех ее этапов. Это может быть отвлекаемость и неумение проявить волевое усилие для преодоления встречающихся в процессе деятельности трудностей.
У заикающихся детей сравнительно медленно и с трудом формируются разные формы ориентации и контроля.
Известно, что в школьном возрасте отмечается несколько пиков усиления проявлений заикания.
Обычно первый из них связывают с поступлением заикающегося ребенка в школу, в новый коллектив( ухудшение речи, причем даже у тех, кто ранее посещал логопедические занятия.) Происходит это вследствие ряда обстоятельств. С поступлением в школу претерпевают изменения (в ряде случаев весьма резкие) и образ жизни, и, главное, виды деятельности ребенка.
Так как в младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, осуществляемая под руководством учителя. Заикающийся ребенок встречается не только с новым видом деятельности, но и с новым для него видом общения, весьма сложным как по форме, так и по содержанию. Известно, что основной формой общения являются развернутые рассуждения. Естественно, что адаптация к новым для детей видам деятельности — учебной и речевой — происходит у большинства заикающихся школьников с известными трудностями, а порой и осложнениями.
Второй пик усиления заикания отмечается в возрасте 11—14 лет. Этот пик обусловлен эмоционально-гормональными сдвигами. Одной из самых характерных особенностей учебной деятельности заикающихся детей младшего школьного возраста является повышенная отвлекаемость, рассеивание внимания. Наблюдается зависимость качества учебной работы от условий, в которых она протекает. Так, при четкой организации учебной работы, заикающиеся дети могут проявить достаточную сосредоточенность. Изменение же привычных условий вызывает у большинства из них неустойчивость деятельности.
Заикающиеся учащиеся испытывают затруднения при выполнении заданий, связанных с переключением с одного вида деятельности на другой.
Следствием низкой способности к переключению внимания можно считать также возникающие у заикающихся детей трудности в осмыслении вопросов, заданных в иной формулировке, Трудность переключения с одного вида работы на другой выражается также в том, что в процессе урока дети не всегда улавливают смену заданий.
У некоторых заикающихся школьников (особенно у тех, кто имеет отклонения в речевом развитии) наблюдается неумение самостоятельно проконтролировать результаты как собственной, так и чужой работы. Они с трудом анализируют образец, с трудом находят и сопоставляют ошибки при списывании текста. Эти дети испытывают также определенные трудности в процессе оценки только что выполненных устных упражнений, когда нужно, обдумывая собственный ответ и приготовив соответствующие примеры, следить за ответами своих товарищей, помогать им в случае затруднений, исправлять неправильные ответы.
Обследование заикающихся должно быть комплексным. Оно должно включать психолого-педагогическое и логопедическое изучение заикающегося ребенка, а также анализ результатов медицинского обследования.
Основы методики логопедического обследования заикающихся и способы регистрации его результатов можно представить следующей схемой:
I.Анкетные данные:
1.Фамилия, имя, отчество обследуемого.
2.Дата рождения (год, месяц, число).
3.Домашний адрес, телефон.
4.Где воспитывается или обучается ребенок.
5.Фамилия, имя, отчество родителей, их возраст, профессия, место работы.
6.Состав семьи.
7.Жалобы, предъявляемые родителями.
II.Сбор анамнестических сведений
1.Наследственность (наличие алкоголизма у родителей, нервно-психические заболевания родителей, ускоренный темп речи у родителей или близких родственников, задержка речевого развития у родителей или близких родственников, заикание у родителей, родственников, обстановка в семье).
2.Беременность и роды у матери (от какой беременности родился обследуемый (ая),чем закончились предыдущие и последующие беременности матери, особенности внутриутробного развития, токсикоз в 1-й, 2-й половине беременности; физические травмы в 1-й, 2-й половине беременности; другие заболевания и вредности, особенности течения родов (срочные, преждевременные, со стимуляцией, кесарево сечение и пр.),особенности течения послеродового периода (закричал сразу— не сразу, асфиксия синяя — белая, родовые травмы),приложен к груди (сразу; на.........сутки),на грудном (искусственном) вскармливании до.......).
3.Период до 1-го года( инфекционные заболевания, соматические заболевания, мозговые заболевания, мозговые травмы, спокойный, беспокойный, время формирования моторных навыков: сидение, стояние, ходьба).
4.Период дошкольного возраста (семейные условия, инфекционные заболевания, соматические заболевания, мозговые заболевания. мозговые травмы. моторное развитие: отставание, норма, опережение. время выделения ведущей руки, наличие переучивания. адаптация в дет. яслях, дет. саду).
— Основные черты характера (спокойный — возбужденный, подвижный — замедленный, уравновешенный — капризный и т.д.).
— Основные черты поведения (капризность, слезливость, тревожность, негативизм, истощаемость, расторможенность, трудность переключения).
Речевой анамнез
1.Время появления гуления и лепета. Особенности гуления и лепета (активность, многообразие звуковых комплексов, характеристика голосовых реакций).
2.Время появления первых слов.
3.Время появления простой фразы.
4.Время появления развернутой фразовой речи. Какие наблюдались затруднения при переходе к фразовой речи.
5.Наличие и выраженность итераций.
6.Дефекты речи (дислалия, дизартрия, ринофония и пр.).
Условия воспитания ребенка
1.Социальная среда (где ребенок воспитывался — в доме ребенка, детских яслях или детском саду с дневным или круглосуточным пребыванием, дома с матерью, бабушкой).
2.Особенности речевой среды: контакты с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; при наличии двуязычия — какой язык преобладает в общении.
3.Особенности речевого общения с ребенком, недостаточность речевого общения, стимуляция речевого развития ребенка (в каком объеме читалась детская литература, соответствовала ли она возрасту, с какого возраста разучивались стихи, песни; насколько быстро запоминал, в каком объеме).
Развитие заикания
1.Возраст, в котором появилось заикание.
2.Предполагаемые причины и характер возникновения заикания (остро, психогенно, без видимой причины и пр.).
3.Как протекает заикание (волнообразно, постоянно, рецедивирующее)
4.В каких условиях облегчается — ухудшается речь.
5.Изменилось ли поведение ребенка с момента появления заикания и в чем это выразилось (состояние аппетита, сна, настроения, появление капризов, негативизма, страхов, энурез и пр.).
6.Отношение ребенка к своему речевому дефекту.
7.Какие меры принимались для устранения речевого дефекта (лечение у врача, посещение логопедических занятий, пребывание в специальных учреждениях системы здравоохранения или системы народного образования — детский сад, школа). — Продолжительность и результативность лечения и обучения.
Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений
1.Имеют ли место частые конфликты в семье — чрезмерное заласкивание и, наоборот, излишняя строгость, неровность в обращении с ребенком; перегрузки впечатлениями (посещение кино, театра, цирка, разрешается ли подолгу смотреть телевизионные передачи и пр.).
2.Отношение членов семьи к речевому дефекту заикающегося (безразличие, сопереживание, постоянная фиксация внимания окружающих на заикании, предъявление повышенных требований к речи заикающегося и др.).
Для детей дошкольного возраста необходимы следующие дополнительные сведения:
— Имеются ли черты тревожности в характере заикающегося ребенка.
— Отмечаются ли в поведении ребенка плаксивость, раздражительность, капризность (т.е. эмоциональная неустойчивость).
— Есть ли у ребенка черты боязливости, пугливости.
— Уровень развития игровой деятельности ребенка.
— Склонность ребенка к определенным играм.
— Комментирует ли ребенок свои действия в играх или играет молча.
— Предпочитает играть в одиночестве или в коллективе детей.
— Проявляется ли заикание в игре наедине с собой, со сверстниками.
— Как протекает заикание (утяжеляется ли с возрастом или проявляется реже, чем раньше).
Для детей школьного возраста необходимы следующие дополнительные сведения:
— Было ли утяжеление или рецидив заикания при поступлении в школу.
— Адаптация в школе.
— Как проявляется заикание в учебных ситуациях (ответ с места и у доски, переход на письменный ответ и т.п.). Какой из способов ответа на уроке предпочитается ребенком.
— Успеваемость.
— Характер контактов со сверстниками.
— Характер взаимоотношений с родителями.
— Наличие “трудных” звуков и страха перед речью.
III. Анализ заключения специалистов
1.Анализируются состояние интеллекта, слуха и зрения (заключение специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога)
IV. Психолого-педагогическая характеристика заикающегося ребенка
1.Характеристика работоспособности и особенностей усвоения знаний (усидчивость, отношение к занятиям; добросовестно или нет выполняет задания, занимается с интересом, без интереса, не желает заниматься; справляется ли с программным материалом для данной возрастной группы по всем разделам).
2.Характер трудовой и игровой деятельности (дружит в группе, добросовестно выполняет свои обязанности, дежурит неохотно, ленив, забывает об обязанностях дежурного); любимые игры (творчески организует игру, стереотипно манипулирует предметом), любимые игрушки (адекватность использования игрушек, долго играет одной игрушкой, бережно относится к игрушкам, игрушки быстро надоедают, часто ломает их, проявляет интерес только к новым); сопровождает игры речью (проявляется ли при этом заикание), играет молча.
Отмечаются также:
—повышенная возбудимость, или, наоборот, вялость, заторможенность, утомляемость, истощаемость.
— особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы (настроение ребенка: устойчивое, неустойчивое, легко меняется от незначительных причин; преобладает подавленное или хорошее, радостное настроение; волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, слабость волевого напряжения и др.).
Реакция на замечания и одобрение; факторы, способствующие изменению эмоционального состояния.
Характерологические особенности ребенка (спокойный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми, в незнакомой обстановке смущается; конфликтный: задирист, нападает на товарищей, отнимает игрушки; добрый, ласковый; аккуратный, неряшливый и др.).
Состояние психических функций:
— особенности восприятия (восприятия цвета, формы, пространственных отношений; наблюдательность ребенка);
— характеристика внимания (устойчивость, переключаемость, распределяемость, рассеянность и др.);
— особенности памяти: скорость и объем запоминания, точность воспроизведения;
— особенности мышления (уровень развития логического мышления: умение выделять существенное в сюжетной картине, тексте, при определении понятий; при сравнении, при классификации предметов; понимание смысла загадок, пословиц; осмысление причинно-следственных отношений и др.). Для учащихся младших классов обязательно учитывается успеваемость, предпочтение тех или иных предметов, взаимоотношения с педагогами, характер ответов на уроках.
V.Состояние общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики
Процедура обследования общих произвольных движений у детей дошкольного возраста
I. Статическая координация
Определяется возможность удержания заданной позы:
а) стоять попеременно то на правой, то на левой ноге. Отмечается: удержание позы; удержание при резком балансировании, подогнутая нога касается пола; не удается сохранить позу, схождение с места.
б) стоять на “цыпочках”.
Отмечается: удержание позы, схождение с места, балансирование резко выражено; опускание на стопу, частое схождение.
2. Динамическая координация
а) определяется возможность прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге (руки на бедрах). Отмечается: свободно прыгает на одной ноге; касается пола одной ногой; общее мышечное напряжение; сильные взмахи руками; не удается прыгать на одной ноге.
б) определяется возможность прыгать с места через веревку, которая находится на расстоянии 20 см от пола. Отмечается: прыжок производится легко и свободно; прыжок неловкий, не удается оттолкнуться двумя ногами; прыжок не удается.
3. Одновременность движений
а) определяется возможность выполнения движений двумя руками одновременно; справа и слева по бокам спичечной коробки располагается по 10 спичек с каждой стороны (на расстоянии, равном длине спички);
ребенку предлагается уложить спички в коробку, взяв одновременно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку. Отмечается: одновременные движения обеими руками удаются, спички берутся и кладутся одновременно; движения не всегда одновременные; одновременные движения не удаются;
б) определяется возможность одновременных движений рук и ног; ребенку предлагается катушка ниток;маршируя, он должен сматывать с катушки нитку и наматывать ее на указательный палец. Отмечается: марширует и наматывает нитку одновременно; движения не всегда одновременны; одновременные движения не удаются. Отмечается также общий характер движений: ловкий, неловкий; пластичный, неуклюжий.
4.Процедура обследования тонких движений пальцев рук
Ребенку предлагается выполнить следующие упражнения: 1) соединить большой палец руки со всеми остальными поочередно сначала на правой, затем на левой руке; 2) загнуть каждый из пальцев поочередно на правой и левой руке;
3) соединить пальцы одной руки с пальцами другой, “пальчики здороваются”; 4) застегивание и расстегивание пуговицы, завязывание шнурков.
Отмечается: ведущая рука — точное и четкое выполнение; недостаточно четкое; плохая координация, неловкость.
5.Процедура обследования произвольных мимических движений
Определяется выразительность мимики при выполнении следующих проб:
а) поднять брови (“удивиться”);
б) прищурить глаза (“яркое солнце”);
в) сморщить нос (“кислый лимон”);
г) улыбнуться (“веселый клоун”);
д) надуть щеки “толстый помидор”);
е) выпятить губы (“имитация свиста”).
Отмечается: мимика живая, выразительная, адекватная;
недостаточно выразительная; мимика вялая; амимичность.
6.Процедура обследования артикуляционной моторики
Определяется точность, объем, подвижность, переключаемость движений при выполнении следующих артикуляционных поз под счет логопеда до 10:
а) удержание губ в позе “улыбка” (как при звуке “и”);
б) удержание губ в позе “овал” (как при звуке “о”); в) удержание губ в позе “трубочка” (как при звуке “у”); г) удержание языка в позе “лопаточка”; д) удержание языка в позе “иголочка”; е) удержание языка в позе “парус”; ж) переключение движений губ (“улыбка” — “трубочка”); з) касание кончиком языка поочередно правого и левого углов рта (“часы”); и) касание кончиком языка у верхних и нижних зубов (“качели”); к) пощелкать языком (“лошадки”).
Отмечается: удерживает заданную позу, хорошо переключается с одного движения на другое, движения точные, в полном объеме; движения недостаточно точные, не в полном объеме, переключаемость нарушена незначительно; отсутствие удержания позы, выраженные изменения объема, точности и переключаемости артикуляционных движений.
VI. Обследование речевой функции
1. Анатомическое строение органов артикуляции (норма или патология; если патология — указать какая).
а) губы (норма, толстые, тонкие, малоподвижные, подвижные, послеоперационные рубцы)
б) зубы (норма, крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушения зубного ряда, протезы)
в) прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; глубокий перекрест)
г) язык (норма, массивный, маленький, девиация кончика влево/ вправо)
д) подъязычная связка (норма, массивная, укороченная, сращенная, оперированная)
е) твердое нёбо (норма, высокое, узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель)
ж) мягкое нёбо (норма, укороченное, провисание: справа, слева; расщелины; норма),
3. Характеристика звукопроизношения (искажение, отсутствие, замены, смешение звуков) и фонематического слуха, состояние слоговой структуры слова, анализа и синтеза звукового состава слова.
4. Лексический строй речи — количественная и качественная характеристики словаря.
5. Грамматическое оформление речи (типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов, их проявления; сформированность связной речи).
6. Особенности речевого поведения. Анализируются контактность, речевая активность, включаемость в общение, сдержанность, импульсивность, характер реакции на изменение обстановки (динамичность и своевременность речевых процессов, переключаемость при изменении тематики общения), организованность речи.
7. Темп речи (ускорен значительно; ускорен незначительно; умеренный; замедлен незначительно (или уловочно); замедлен значительно; неровный).
8. Голос (громкий; тихий; модулированный; немодулированный; с носовым оттенком; хриплый и пр.).
9. Дыхание (грудобрюшное, верхнегрудное; ритмичное, аритмичное; достаточное по глубине, поверхностное; напряженное и пр.).
10. Выраженность заикания в различных видах речи:
а) в сопряженной речи;
б) в отраженной речи;
в) в шепотной речи;
г) в автоматизированных рядах;
д) при чтении стихов;
е) при чтении прозы;
ё) в вопросно-ответной речи;
ж) в рассказе по заданной теме;
з) при пересказе прочитанного;
и) в спонтанной речи.
11. Тип речевых судорог: тонические, клонические, смешанные.
12. Локализация судорог:
— дыхательные: инспираторные; экспираторные;
— голосовые: вокальные; смыкательные голосовые; дрожащий гортанный спазм;
— артикуляционные: губные; язычные; судороги небной занавески.
— сложные лицевые судороги.
12. Наличие трудных звуков (звукофобия).
13. Наличие речевых уловок: (замены слов; перестановки слов; эмболофразии; произвольное ограничение речевого общения).
14. Наличие насильственных движений и их характер.
15. Факторы, усиливающие заикание: волнение; утомление; беседы с незнакомыми; шум; самоконтроль и пр.
16. Факторы, улучшающие речь: шум; самоконтроль; переключение внимания, сочетание речи с движением.
17. Отношение к речевому дефекту: адекватное; неадекватное; сверхценное.
18. Наличие страха речи: избирательно ситуационный; генерализованный и пр.
19. Наличие периодов речи без заикания: регулярность, продолжительность.
20 Влияние эмоционального состояния на проявление заикания.
21. Течение заикания: прогредиентное; регредиентное; стационарное; волнообразное.
22. Сопутствующие заиканию другие дефекты речи.
23. Определение степени выраженности речевых судорог: легкая степень; средней степени тяжести; тяжелая степень заикания; речь практически невозможна из-за заикания.
VI.Письмо: (наличие и характер специфических ошибок, ошибки фонематического восприятия (замены): звонкие – глухие, свистящие – шипящие, сонорные, аффрикаты, твёрдые – мягкие (гл. II ряда, Ь), гласные; ошибки звукового анализа: пропуски, вставки, повторы, перестановки, недописания; ошибки грамматического строя: границы предложения, пропуски слов, вставка слова, повтор слова, слияние слова, разрыв слова, слияние предлога, согласование, управление; оптико-пространственные ошибки; лексические ошибки; орфографические ошибки)
VII. Чтение:
А) уровень овладения техникой чтения: сформирован, не сформирован; побуквенное, послоговое, целыми словами; медленное, быстрое; по догадке; понимание прочитанного полное, поверхностное, не доступно (подчеркнуть)
Б) ошибки при чтении:
Заключение
Результаты обследования заикающегося обобщаются логопедом в виде психолого-педагогического заключения. В заключении необходимо отразить обобщенные данные всех аспектов изучения заикающегося, которые позволили выявить те или иные отклонения от нормы.
В заключении логопед отражает:
— наличие признаков органического поражения ЦНС (на основании медицинского заключения);
— форма заикания (тоническая, клоническая, смешанная)
— вид судорог (дыхательный, голосовой, артикуляторный, смешанный)
— степень заикания (легкая, средняя, тяжелая)
— темп речи (замедленный, ускоренный, скороговорение, наличие тахилалии)
— состояние моторной функции
— зависимость проявления судорог от эмоционального состояния; наличие волнения в процессе заикания, реакция на волнение
— наличие страха речи;
— двигательные и речевые уловки, эмболофразия, изменение стиля речи
— наличие других дефектов речи (дислалия, стертая форма дизартрии, ОНР)
—индивидуально-психологические особенности заикающегося , характер игровой деятельности, отношение к учебной деятельности
— круг ситуаций, в которых проявляется заикание ( во всех, в большинстве, в некоторых).
Таким образом, логопед имеет возможность квалифицировать клиническую форму заикания: невротическую, неврозоподобную, смешанную.
Рекомендации _
Пример 1
Заикание началось остро, после испуга в 2 года 5 мес., на фоне нормального психомоторного развития ребенка. Развитие звукопроизносительной и лексико-грамматической сторон речи соответствует возрасту. Заикание тоно-клонического типа, артикуляторно-дыхательной формы, выраженное в средней степени тяжести. Невротическая форма заикания.
Пример 2
В соответствии с медицинской документацией у ребенка отмечаются резидуальные явления органического поражения ЦНС. Заикание появилось постепенно на фоне некоторой задержки психомоторного и речевого развития в 3 года 10 мес. Заикание тоно-клонического типа, дыхательно-артикуляторно-голосовой формы, выражено в легкой степени. Явления стертой формы дизартрии. Неврозоподобная форма заикания.
Литература :
1. Абелева И.Ю., Голубева Л.П., Евгенова А.Я., Синицына Н.Ф., Смирнова М.В. В помощь взрослым заикающимся. Пособие для самостоятельной работы над речью. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1969. - 327 с.
2. Андронова Л.З. Факторный анализ рецидивов заикания у детей 8-12 лет // Расстройства речи и методы их устранения. Сборник трудов /Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1975. - 195 с. - 106-125.
3. Андронова Л.З. Коррекция интонационной стороны речи заикающихся //Дефектология. - 1988. - №6. - С. 63-67.
4. Андронова Л.З., Арутюнян М.А. Анализ временных характеристик видов речи, применяемых при коррекции заикания // Дефектология. - 1984. - № 4. - С. 14-17.
5. Арутюнян Л.З. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. М., 1990.
6. Арутюнян Л.З. (Андронова) Как лечить заикание. М., 1993.
7. Арутюнян Л.З. Основные положения комплексной методики устойчивой нормализации речи при заикании /Заикание: проблемы теории и практики. - М., 1992.
8. Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О., Мозговая Е.Л. Клинико-физиологическая характеристика детей дошкольного возраста, страдающих невротическим и неврозоподобным заиканием //Дефектология. - 1978. - № 1. - С. 25-30.
9. Асатиани Н.М., Казаков В.Г., Фрейдин Ю.Л. Некоторые вопросы клинической классификации заикания // Дефектология. - 1988. - № 1 - С. 28-32.
10. Белякова Л.И. Заикание М., 2001.
11. Белякова Л.И. К вопросу о механизмах возникновения заикания //Дефектология. - 1974. - № 5. - С. 10-17.
12. Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания //Заикание: проблемы теории и практики. - М., 1992.
13. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности "Логопедия" - М.: В. Секачев, 1998. - 304 с.: ил.
14. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Третий международный конгресс по проблеме заикания // Дефектология. - 2001. - № 1. - С. 75-76.
15. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Основы логопедической технологии формирования плавной речи у заикающихся //Дефектология 2001, № 4, с. 49 -52.
16. Белякова Л.И., Лубенская А.И. Прием угашения страха речи у взрослых заикающихся //Дефектология.-1975. - № 3. - С. 86-89.
17. Белякова Л.И., Саитбаева Э.Р., Дьякова Е.А. Психо-физиологический анализ заикания // Международная конференция по аномальному развитию детей и подростков 11-13 мая 1984 г. Сборник тезисов научных докладов / Отв. ред. Б.П. Пузанов. - М.: МПГУ, 1994. - 72 с. - С. 29.
18. Белякова Л.И., Кумалья И. Сравнительный анализ состояния двигательных и речедвигательных функций у заикающихся дошкольников //Дефектология. - 1985. - № 1 - С. 69-74.
19. Блескина М.П., Висленева М.Г. Методические указания по логопедической работе со взрослыми заикающимися (в условиях стационара) // Методические материалы по лечению расстройств речи / Отв. ред. Н.В. Чепурная. - Л.: Ленинградский НИИ по болезням уха, горла, носа и речи, 1966. - 75 с. - 18-29.
20. Богданова Е.В., Жихарева Н.Б. Основные направления дифференцированной коррекционной работы с заикающимися подростками в условиях стационара // Расстройства речи и методы их устранения. Сборник трудов / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1975. - 195 с. - С. 135-149.
21. Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1977. - 96 с.
22. Боксер Р. И. Из опыта преодоления заикания у подростков // Дефектология. - 1973. - № 2. - С. 46-50.
23. Болдырева Т.А. Динамика формирования личности заикающихся //Заикание: проблемы теории и практики. - М., 1992.
24. Болдырева Т.А., Ваниева В.Ю. Эффективность логопедической работы и особенности личности заикающихся // Международная конференция по аномальному развитию детей и подростков 11-13 мая 1994 г. Сборник тезисов научных докладов / Отв. ред. Б.П. Пузанов. - М.: МПГУ, 1994. - 72 с. - С. 30.
25. Болдырева Т.А., Фадеева Н.С. Взаимосвязь особенностей личности заикающихся подростков с характеристикой семейных отношений // Международная конференция по аномальному развитию детей и подростков 11-13 мая 1994 г. Сборник тезисов научных докладов / Отв. ред. Б.П. Пузанов. - М.: МПГУ, 1994. - 72 с. - С. 29.
26. Болдырева Т.А., Рылько Г.Ф. Опыт групповой психолого-коррекционной работы со взрослыми заикающимися //Клиника и терапия заикания /Под ред. Г.В. Морозова. - М., 1984. - С. 173-180.
27. Боровская Л.В. Технические средства в работе логопеда с заикающимися дошкольниками // Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи: Кн. для учителя: Из опыта работы / Ред.-сост. С.А. Миронова. - М.: Просвещение, 1987. - 142 с. - С. 123-132.
28. Бурлакова М.К. Советы логопеда. М., 2001 с. 36 - 40.
29. Буянов М.И. Заикание у подростков. М., 1989.
30. Буянов М.И. О лечении заикания с помощью поведенческой психотерапии // Дефектология. - 1984. - № 4. - С. 86-88.
31. Буянов М.И., Богданова С.В., Субботина Р.А., Требулева В.Н. О наследственности при заикании // Дефектология. - 1987. - № 3. - С. 20-22.
32. Буянов М.И., Богданова Е.В., Жихарева Н.Б., Субботина Р.А., Требулева В.Н. Динамика неврозоподобного заикания по данным катамнеза // Дефектология. - 1981. - № 5. - С. 10-13.
33. Вансовская Л.И. Исследование электровозбудимости круговой мышцы рта при заикании у взрослых // Речевые и нервно-психические нарушения у дети с особенностями психофизического развития детей и взрослых: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. Г.А. Волкова. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1987. - 160 с. - С. 116-122.
34. Виноградова М.А. Нарушение функций и форм речи у заикающихся дошкольников в разных ситуациях речевого общения // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. Г.А. Волкова. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1987. - 160 с. - С. 109-116.
35. Виноградова М.А. Методы исследования особенностей коммуникации у заикающихся дошкольников в разных ситуациях речевого общения // Методы изучения и преодоления речевых расстройств: Межвуз. Сб. науч. тр./ Под ред. Г.А. Волковой. - СПб.: Образование, 1994. - 184 с. - С.150-156.
36. Владимирова И.М., Миссуловин Л.Я. Коррекция речевых нарушений и коммуникативных (вербальных и невербальных) процессов у взрослых заикающихся //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 1998, № 1, с. 50 - 54.
37. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. - М., 1959.
38. Власова Н.А., Беккер К.П. (ред.) Заикание. - М., 1978.
39. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников М., 1989.
40. Волкова Г.А. Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста по системе игр //Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. - Л., 1976. - С. 26-58.
41. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2111 "Дефектология". - М.: Просвещение, 1985. - 191 с., ил. - С. 98-119 (Гл. вторая. Логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы и медицинских мероприятий по преодолению заикания).
42. Волкова Г.А. Развитие моторики у детей раннего возраста с заиканием и без заикания // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. Г.А. Волкова. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1987. - 160 с. - С. 88-97.
43. Волкова Г.А. Взаимоотношения в семье заикающегося ребенка //Заикание: проблемы теории и практики. - М., 1992.
44. Волкова Г.А. Заикание и дизонтогенез // Методы изучения и преодоления речевых расстройств: Межвуз. Сб. науч. тр. / Под ред. Г.А. Волковой. - СПб.: Образование, 1994. - 184 с. - С.137-142.
45. Волкова Г.А. К пониманию механизмов заикания // Московские педагогические чтения. Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии, 16-19 марта 1999 г. Тезисы докладов / Отв. ред. Назарова Н.М. - М.: МГПУ, 1999. - 442 с. - С. 91-93.
46. Волкова Г.А. Личностные качества родителей детей с заиканием и с неврозами // Современная логопедия: теория, практика, перспективы. Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. О.С. Орлова - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002. - 168 с. - С. 46-48.
47. Воронцова Т.Н., Хуриева И.С. Методические указания по подбору дидактического материала при логотерапии заикания // Методические материалы по лечению расстройств речи / Отв. ред. Н.В. Чепурная. - Л.: Ленинградский НИИ по болезням уха, горла, носа и речи, 1966. - 75 с. - С. 34-39.
48. Воротникова И.В. Аутогенная тренировка в комплексном лечении логоневрозов // Методические материалы по лечению расстройств речи / Отв. ред. Н.В. Чепурная. - Л.: Ленинградский НИИ по болезням уха, горла, носа и речи, 1966. - 75 с. - С. 13-17.
49. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи /Под ред. С.С. Ляпидевского, В.И. Селиверстова. - М., 1968.
50. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М., 1993.
51. Габриял Т.М. Аналитическое изучение ситуаций, связанных с заиканием //Дефектология. - 1972. - № 5. - С. 23-28.
52. Гегелия Н.А. Родителям о заикании детей и подростков: [Советы, рекомендации] //Дефектология, 2000, № 5, с. 66 - 71.
53. Гиляровский В.А. К вопросу о генезе заикания у маленьких детей и роли его для общего развития личности //Современная неврология, психиатрия и психогигиена. - М., 1932. - С. 9-10, 68-80.
54. Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. - М.: МГУ, 1987. - 150с.
55. Голяк Л. Заикание? Избавиться можно: интенсивная логопедия на индивидуальных занятиях с заикающимися детьми //Пралеска, 2003, № 2, с. 47 - 48.
56. Горина Н.В. Особенности речи дошкольников с заиканием //Логопедия: методические традиции и новаторство /Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. М. - Воронеж,2003, с. 252 - 263.
57. Горина Н.В. Некоторые особенности коммуникативной функции заикающихся дошкольников // Актуальные проблемы дефектологии. Тезисы докладов межвузовской научной конференции /Ред. кол.: В.А. Лапшин, В.И. Селиверстов, И.В. Юганова. - М.: Изд-во МПГУ им. В.И. Ленина "Прометей", 1991. - 90 с. - С. 22-23.
58. Горина Н.В. Исследование влияния внутрисемейных отношений на коммуникативную активность заикающихся дошкольников // Актуальные проблемы дефектологии. Тезисы докладов межвузовской научной конференции. 1992 г. /Ред. кол.: В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, И.В. Юганова. - М.: Изд-во МПГУ им. В.И. Ленина "Прометей", 1993 - 104 с. - С. 14-16.
59. Горина Н.В. О влиянии внутрисемейных отношений на коммуникативную активность заикающихся дошкольников // Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии. Сборник тезисов Московских Педагогических чтений 16-19 марта 1999 г./ Отв. ред. Назарова Н.М. - М.: МГПУ, 1999. - 442 с. - С. 97-98.
60. Гутцман Г. Лечение болезней речи.
61. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? М., 2001, с. 98 - 103.
62. Данилов И.В., Черепанов И.М. Патофизиология логоневрозов. - Л.: Медицина, 1970.
63. Драпкин Б.З. Психотерапия в комплексном лечении заикания у подростков //Клиника и терапия заикания. - М., 1984.
64. Древенников В.И. Особенности моторики заикающихся школьников 6-8 классов // Расстройства речи и методы их устранения. Сборник трудов / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1975. - 195 с. - С. 157-163.
65. Дьякова Е.А. Некоторые особенности интонационной стороны речи заикающихся // Актуальные проблемы дефектологии. Тезисы докладов межвузовской научной конференции / Ред. кол.: В.А. Лапшин, В.И. Селиверстов, И.В. Юганова. - М.: МПГУ им. В.И. Ленина, 1991. - 90 с. - С. 58-59.
66. Дьякова Е.А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся //Заикание: проблемы теории и практики. - М., 1992.
67. Дьякова Е.А. Особенности чтения вслух у взрослых заикающихся // Дефектология. - 2000. - № 6. - С. 23-28.
68. Жесут Л.В. Использование логопсихотерапевтических методов в работе с заикающимися школьниками // Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии. Сборник тезисов Московских педагогических чтений 16-19 марта М.: МГПУ, 1999. - 442 с. - С. 104 - 108.
69. Жинкин Н.И. Механизмы заикания //Вопросы патологии речи. - Харьков: ЦНИПИ, 1959. - Т. XXXII.
70. Заикание /Под ред. Н.А. Власовой, К.-П. Беккера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1983. - 256 с., ил.
71. Заикание у подростков: Кн. для логопеда: Из опыта работы / Е.В. Богданова, М.И. Буянов, Т.В. Калошина и др.; Сост. М.И. Буянов. - М.: Просвещение, 1989. - 175 с
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности устной и письменной речи детей с нарушением слуха.
В работе отражены особенности речевого развития детей с нарушением слуховой функции, приёмы обучения дактильной речи и чтению....
Особенности развития устной речи у детей с нарушением интеллекта
Курсовая работа...
Особенности формирования интереса к учебной деятельности у детей с синдромом дефицита внимания или гиперактивность - не приговор.
С каждым годом специалисты отмечают рост количества детей с т.н. гиперактивностью. Зачастую учителя жалуются на то, как им трудно работать с такими детьми. А кто нибудь задумывался над тем а каково ре...
Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....
Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....
Особенности учебной деятельности у детей с нарушениями речи
Выступление на заседании школьного МО учителей начальных классов...
«Учёт особенностей устной речи обучающихся с ЗПР при планировании коррекционной работы на уроках»
В статье даны рекомендации учителя-логопеда учителям-предметникам, работающим с детьми с ЗПР по профилактике и коррекции речевых нарушений во время урочной деятельности...