Индивидуальное логопедическое занятие по теме Постановка звука [Ш]
план-конспект урока по логопедии

Индивидуальное логопедическое занятие

Постановка звука [Ш]

Цель занятия: уточнение артикуляции звука [Ш], постановка звука.

Задачи:

1) Образовательные: учить правильно произносить звук Ш, выделять звук Ш из ряда слов;

2) Коррекционно – развивающие: формирование длительной направленной воздушной струи, развитие артикуляторного праксиса, развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания и памяти, развитие фонематического слуха;

3) Воспитательные: воспитание интереса к занятию, воспитание самостоятельности.

Оборудование: презентация, зеркало, бородка.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

 

Вот занятие началось,

Всё в порядок привелось,

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем думать, отвечать!

 

 

 

  1. Артикуляционная гимнастика

 

«Чашечка»

— слегка улыбаемся;

— широким языком в форме чашечки обнимаем верхнюю губу и держим на счет 5;

— следим, чтобы нижняя губа не касалась языка.

 

«Вкусное варенье»

— слегка улыбаемся;

— широким языком в форме чашечки медленно слизываем варенье с верхней губы, плавно убирая язык за зубы.

 

«Одуванчик»

— слегка улыбаемся;

— широким языком в форме чашечки обнимаем верхнюю губу;

— плавно сдуваем с носа пух одуванчика (листик, ваточку); при этом языком продолжаем обнимать верхнюю губу.

 

«Шарик лопнул»

— слегка улыбаемся;

— широким языком в форме чашечки упираемся в бугорки за верхними зубами

— боковые края языка прижаты к верхним зубам;

— плавно выдыхаем тёплый воздух со звуком Ш, как будто сдувается воздушный шарик.

 

Дыхательная гимнастика

 

«Помоги Гномику распушить бородку».

- Набери воздуха в живот.

- Округли губы.

- Равномерно с силой выдыхай воздух на бороду.

 

  1. Постановка звука [Ш]

- Поднять язык к небу.

- Сблизить зубы.

- Округлить и вытянуть вперед губы (углы губ не должны соприкасаться.)

- Равномерно с силой выдыхай воздух

 

  1. Анализ артикуляции по плану

 

В каком положении находятся губы?

- губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

В каком положении находятся зубы?

- зубы сближены;

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

- язык за зубами,вверху; 

Какая струя воздуха выходит изо рта?

- посередине идет сильная теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

 

 

Физминутка  «Змейка»

 

Между кочек по тропинке

(соединить ладони)

Проползает змейка Динка!

(изображать движение змеи)

 

  1. Пальчиковая гимнастика

«Кошка»

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

«Петушок»

Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой.

Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

«Мышка»

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

 

  1. Игры на звукоподражание

 

Игра «Лес шумит»

Когда ветер качает деревья, листики на них шелестят: «Ш-ш-ш». Встаньте, поднимите руки вверх, покачивая ими из стороны в сторону – «как деревья на ветру» – и произносите: «Ш-ш-ш».

 

Игра «Угадай, что это»

Произнесите звук Ш или С, а малыш будет отгадывать, что это: шумит лес (Ш) или накачивают шину насосом (С). Затем можно поменяться: пусть ребенок загадывает, а вы отгадывайте.

 

«Гуси»

– Гуси травку едят, нас увидали, тянут шеи и шипят. Как они шипят?

– Ш-ш-ш-ш!

 

  1. а) Найди букву Ш

и щ ж ш ц п ч т

б) Хлопни в ладоши, когда услышишь слог со звуком Ш.

Са, шо, ша, со, шу, ши, сы, ши, сош, шос

 

в) Игра «Третий лишний»

Назови картинки.

Найди лишнюю картинку. Почему она лишняя?

 

 

Игра «Запомни и назови»

 

  1. Закрепление звука в слогах

Повтори медленно и четко:

Шма          шмо          шму          шмэ
Шка           шко          шку           шкэ

Шта           што          шту            штэ

 

  1. Игра «Назови ласково»

Игра с мячом
Измени слово так, чтобы в назва­нии появился звук [ш].

 

Хлеб — хлебушек.                  Рыба — рыбёшка. 
Орехи — орешки.                    Петух — петушок. 
Муравей — муравьишка.     Мальчик — мальчишка.
Воробей — воробышек.       Девочка — девчушка. 
Корова — коровушка.           Камни — камешки.
Горох — горошек.                   Мама — матушка

 

Игра «Повтори три слова сразу и не ошибись ни разу»

подушка               лягушка             ватрушка

матрёшка           рыбёшка              лепёшка

 

Игра «Найди картинки, названия которых начинаются со звука Ш»

 

  1.  Домашнее задание.

Придумай  как можно больше слов со звуком «Ш» и нарисуй картинки к ним.

  1. Итог занятия.
  2.  Оценка работы ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие

Постановка звука [Ш]

Цель занятия: уточнение артикуляции звука [Ш], постановка звука.

Задачи:

1) Образовательные: учить правильно произносить звук Ш, выделять звук Ш из ряда слов;

2) Коррекционно – развивающие: формирование длительной направленной воздушной струи, развитие артикуляторного праксиса, развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания и памяти, развитие фонематического слуха;

3) Воспитательные: воспитание интереса к занятию, воспитание самостоятельности.

Оборудование: презентация, зеркало, бородка.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Вот занятие началось,

Всё в порядок привелось,

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем думать, отвечать!

  1. Артикуляционная гимнастика

«Чашечка»

— слегка улыбаемся;

— широким языком в форме чашечки обнимаем верхнюю губу и держим на счет 5;

— следим, чтобы нижняя губа не касалась языка.

«Вкусное варенье»

— слегка улыбаемся;

— широким языком в форме чашечки медленно слизываем варенье с верхней губы, плавно убирая язык за зубы.

«Одуванчик»

— слегка улыбаемся;

— широким языком в форме чашечки обнимаем верхнюю губу;

— плавно сдуваем с носа пух одуванчика (листик, ваточку); при этом языком продолжаем обнимать верхнюю губу.

«Шарик лопнул»

— слегка улыбаемся;

— широким языком в форме чашечки упираемся в бугорки за верхними зубами

— боковые края языка прижаты к верхним зубам;

— плавно выдыхаем тёплый воздух со звуком Ш, как будто сдувается воздушный шарик.

Дыхательная гимнастика

«Помоги Гномику распушить бородку».

- Набери воздуха в живот.

- Округли губы.

- Равномерно с силой выдыхай воздух на бороду.

  1. Постановка звука [Ш]

- Поднять язык к небу.

- Сблизить зубы.

- Округлить и вытянуть вперед губы (углы губ не должны соприкасаться.)

- Равномерно с силой выдыхай воздух

  1. Анализ артикуляции по плану

В каком положении находятся губы?

- губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

В каком положении находятся зубы?

- зубы сближены;

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

- язык за зубами,вверху; 

Какая струя воздуха выходит изо рта?

- посередине идет сильная теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

image008.jpgimage004.jpg

Физминутка  «Змейка»

Между кочек по тропинке

(соединить ладони)

Проползает змейка Динка!

(изображать движение змеи)

  1. Пальчиковая гимнастика

«Кошка»

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

«Петушок»

Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой.

Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

«Мышка»

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

  1. Игры на звукоподражание

Игра «Лес шумит»

Когда ветер качает деревья, листики на них шелестят: «Ш-ш-ш». Встаньте, поднимите руки вверх, покачивая ими из стороны в сторону – «как деревья на ветру» – и произносите: «Ш-ш-ш».

Игра «Угадай, что это»

Произнесите звук Ш или С, а малыш будет отгадывать, что это: шумит лес (Ш) или накачивают шину насосом (С). Затем можно поменяться: пусть ребенок загадывает, а вы отгадывайте.

«Гуси»

– Гуси травку едят, нас увидали, тянут шеи и шипят. Как они шипят?

– Ш-ш-ш-ш!

  1. а) Найди букву Ш

и щ ж ш ц п ч т

б) Хлопни в ладоши, когда услышишь слог со звуком Ш.

Са, шо, ша, со, шу, ши, сы, ши, сош, шос

в) Игра «Третий лишний»

Назови картинки.

Найди лишнюю картинку. Почему она лишняя?

16FOX_035

Игра «Запомни и назови»

  1. Закрепление звука в слогах

Повтори медленно и четко:

Шма          шмо          шму          шмэ
Шка           шко          шку           шкэ

Шта           што          шту            штэ

  1. Игра «Назови ласково»

Игра с мячом
Измени слово так, чтобы в названии появился звук [ш].

Хлеб — хлебушек.                  Рыба — рыбёшка. 
Орехи — орешки.                    Петух — петушок. 
Муравей — муравьишка.     Мальчик — мальчишка.
Воробей — воробышек.       Девочка — девчушка. 
Корова — коровушка.           Камни — камешки.
Горох — горошек.                   Мама — матушка

Игра «Повтори три слова сразу и не ошибись ни разу»

подушка               лягушка             ватрушка

матрёшка           рыбёшка              лепёшка

Игра «Найди картинки, названия которых начинаются со звука Ш»

  1.  Домашнее задание.

Придумай  как можно больше слов со звуком «Ш» и нарисуй картинки к ним.

  1. Итог занятия.
  2.  Оценка работы ребёнка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Постановка звука [ж]"

Данное занятие в интересной игровой форме помогает ребенку усвоить правильное произношение звука [ж]....

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Л] - [Л’] в словах".

Занятие проводилось учителем-логопедом Бельчиковой Е.Ф. с ребенком семи лет, имеющем недоразвитие речи лёгкой степени тяжести при умственной отсталости....

Индивидуальное логопедическое занятие на тему " Постановка звука " Р "

Описаны этапы и некоторые приёмы постановки звука "Р "...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Постановка звука [с]"

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Постановка звука [с]"...

Индивидуальное логопедическое занятие по теме «Постановка звука [ Ш]»

Тема урока: Постановка звука «Ш»Цель: постановка  звука «Ш», автоматизация звука «Ш» изолировано.Задачи:Коррекционно-образовательные:Создать условия:- для...