Индивидуальное логопедическое занятие по теме «Постановка звука [ Ш]»
методическая разработка по логопедии (3 класс)
Тема урока: Постановка звука «Ш»
Цель: постановка звука «Ш», автоматизация звука «Ш» изолировано.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Создать условия:
- для развития артикуляционной моторики;
- формирования воздушной струи;
-формирования кинестетического образа звука [ш] (ощущения положения органов артикуляции) с применением модели артикуляции звука;
- развития фонематического слуха;
- развития мелкой моторики.
Коррекционно-развивающие:
Способствовать развитию словесно-логического мышления, фонематического слуха; мелкой моторики пальцев рук, внимания, памяти, пространственной ориентировки, умению слушать и понимать.
Коррекционно-воспитательные:
Содействовать воспитанию интереса к занятиям, умения контролировать себя, воспитание аккуратности, дисциплинированности.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Презентация по ходу занятия, конверт с разрезной картинкой, зеркало, предметы для пальчиковой гимнастики, снежинки, мимический кубик, снежинки на дыхание, сладкий снег, ложки пластиковые, профиль, сигналы, следы зверей на карточке, пластилин, бусы, снежинки для рефлексии, раскраски, мнемотаблицы.
Словарь: звук, буква, согласный, твердый, глухой, сигнал, «серебро», эмоции, речевой аппарат, дыхание, фонематический слух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_postanovka_zvuka_sh.docx | 507.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области
специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Зерноградская специальная школа-интернат»
Индивидуальное логопедическое занятие
по теме
«Постановка звука [ Ш]»
Подготовила и провела
учитель - логопед
Чуприна О.К.
16.12. 2021
Тема урока: Постановка звука «Ш»
Цель: постановка звука «Ш», автоматизация звука «Ш» изолировано.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Создать условия:
- для развития артикуляционной моторики;
- формирования воздушной струи;
-формирования кинестетического образа звука [ш] (ощущения положения органов артикуляции) с применением модели артикуляции звука;
- развития фонематического слуха;
- развития мелкой моторики.
Коррекционно-развивающие:
Способствовать развитию словесно-логического мышления, фонематического слуха; мелкой моторики пальцев рук, внимания, памяти, пространственной ориентировки, умению слушать и понимать.
Коррекционно-воспитательные:
Содействовать воспитанию интереса к занятиям, умения контролировать себя, воспитание аккуратности, дисциплинированности.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Презентация по ходу занятия, конверт с разрезной картинкой, зеркало, предметы для пальчиковой гимнастики, снежинки, мимический кубик, снежинки на дыхание, сладкий снег, ложки пластиковые, профиль, сигналы, следы зверей на карточке, пластилин, бусы, снежинки для рефлексии, раскраски, мнемотаблицы.
Словарь: звук, буква, согласный, твердый, глухой, сигнал, «серебро», эмоции, речевой аппарат, дыхание, фонематический слух.
Слайд 1 Ход занятия:
- Орг. момент
Сегодня на занятие к нам пришли гости. Поздоровайся с ними.
- Введение в тему
- У тебя на столе лежит конверт. Возьми его содержимое и собери картинку.
- Что у тебя получилось? (снежинка)
- В какое время года они бывают? (зимой)
- Какое сейчас время года? (зима)
Слайд 2
Пришла зимняя пора
Деревья в «серебро одела».
И веселится детвора
По снегу все шагают смело.
- Как ты понимаешь выражение «в серебро одела»? (засыпало снегом)
- Сегодня мы с тобой отправимся в зимний лес.
- Какие звуки мы можем услышать в зимнем лесу? (шум ветра, шорох веток, звуки животных)
- Какие изменения в природе происходят зимой? (холодно, идет снег, дует холодный ветер)
3. Мимическая гимнастика
- Перед тобою мимический кубик.
- Возьми зеркало и покажи эмоции.
- С каким настроением мы отправимся в зимний лес? (радостным)
- Постановка цели урока
Слайд 3
Снежинки летят, тихо говорят.
Чтоб помочь им пролететь,
Мы научимся шипеть.
- А для того, чтобы научиться шипеть, мы должны правильно произносить звук (Ш).
Слайд 4
- И сегодня на занятии мы будем учиться произносить звук (Ш).
Слайд 5
- А какие помощники нам помогут это сделать? (пальцы, дыхание, речевой аппарат, слух)
5. Пальчиковая гимнастика
Слайд 6
- Наши пальцы замёрзли. Приготовь их разогреть.
(видео)
- Дорогу в лес занесло. Помоги ее расчистить.
- Возьми трубку, растягивай ее, расчищая дорожку. А затем снежок собери в сугроб, сжимая трубку.
- Молодец.
6. Упражнения на развитие пространственной ориентировки.
Слайд 7
- А для того, чтобы не заблудиться в лесу, нужно быть внимательным.
- Положи правую руку на левое плечо
- Положи левую руку на правое колено
- Правой рукой дотронься до левого уха
- Левой рукой прикоснись к правой щеке
7. Дыхательная гимнастика
Слайд 8
Что-то в лесу похолодало,
Со снегом туча набежала.
- Выполним упражнение «Сдуй снежинки».
(Вдох носом. Округли губы и с силой выдохни воздух ртом. Воздушная струя должна быть теплой)
- Подуй на снежинки теплой воздушной струей. Щеки не надувай.
8. Артикуляционная гимнастика
Слайд 9
(музыка)
- Для того, чтобы научиться правильно произносить звук (Ш), мы выполним артикуляционные упражнения
- Переложи сладкий снег с одной тучки на другую. Брать его надо губами, округляя и выдвигая вперед.
- А теперь возьми ложки и выполним упражнения для языка (под музыку со мной)
- Улыбка-трубочка
- Двигать ртом вправо-влево
- Часики
- Футбол
- Качели
- Лошадка
- Грибок
- Гармошка
- Чашечка
- Сдуй снежинку с носа
- Молодец.
- Скажи, для чего мы делали эти упражнения?
9. Работа с профилем
Слайд 10
- Посмотри на профиль звука (Ш). Как расположены органы речи при произношении звука (Ш)?
(Губы округлены. Зубы сближены. Язык в форме чашечки, но не касается неба. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Голоса нет. Выдыхаемая струя воздуха сильная, теплая)
10. Постановка звука (Ш)
1) По подражанию
- Произнеси звук (ш) как я.
2) От звука (Т)
Несколько раз произнеси (ттттт). Губы округли и вытяни вверх и сильно подуй на язык. Щеки не надувай.
-Молодец, ты научилась произносить звук Ш
11. Характеристика звука
- Произнеси звук (ш)
- Дай характеристику звуку (Ш) (согласный, твердый, глухой)
12. Развитие фонематического слуха
Слайд 11
- А сейчас мы будем развивать слух и учиться слышать звук (Ш) среди других звуков.
- Если услышишь звук (Ш), подними снежинку
Ш,С,Ш,З,Ц,З,Ш
13. Физминутка
- Снежинки закружились в танце, присоединяйся к ним.
Слайд 12
14. Слухопроизносительная сторона речи. Работа с мнемотаблицами.
Слайд 13
- Дует наш ветерок на снежинки.
- Посмотри на таблицы и произнеси звук (Ш) по рисунку.
Слайд 14
- Ты справилась с заданием.
Много следов в лесу оставили звери. Но они зашифрованы.
-Чьи следы видишь? Пройдись по ним и произнеси звук Ш.
Чьи следы видишь? (беличьи, заячьи, волчьи)
14. Знакомство с буквой Ш
Слайд 15
- Звук (Ш) на письме обозначается буквой Ш. Посмотри на нее.
- Выложи эту букву из снежинок. (выкладывает).
- Возьми трубочку и напечатай эту букву на пластилине, оставив следы.
- Молодец.
15. Рефлексия
Слайд 16
- А наше путешествие подошло к завершению.
- Какое у тебя настроение? (хорошее)
- Какой звук научилась произносить? (Ш)
- Оцени свою работу. Покажи снежинку с твоим настроением.
- А зима тебе приготовила подарок. Это раскраска со снежинками. Что же тебе нужно сделать, для того чтобы картинка ожила? (раскрасить красками зимы)
- Правильно. Спасибо за занятие.
Самоанализ логопедического занятия
Предметная область: «Коррекция нарушений устной речи»
Участница Алёна Д. имеет заключение: ОНР – 2-3 уровень. Дизартрия.
Цель: постановка звука «Ш», автоматизация звука «Ш» изолировано.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Создать условия:
- для развития артикуляционной моторики;
- формирования воздушной струи;
-формирования кинестетического образа звука [ш] (ощущения положения органов артикуляции) с применением модели артикуляции звука;
- развития фонематического слуха;
- развития мелкой моторики.
Коррекционно-развивающие:
Способствовать развитию словесно-логического мышления, фонематического слуха; мелкой моторики пальцев рук, внимания, памяти, пространственной ориентировки, умению слушать и понимать.
Коррекционно-воспитательные:
Содействовать воспитанию интереса к занятиям, умения контролировать себя, воспитание аккуратности, дисциплинированности.
Форма проведения занятия выбрана нетрадиционная – занятие-путешествие, что позволило вызвать учащейся интерес к занятию, повысить их мотивацию, настроить на предстоящую деятельность.
Занятие подчиняется одной сюжетной линии по лексической теме «Зима», что способствовало заинтересованности ребенка, эмоциональный подъем, желание путешествовать. Мотивационная деятельность обеспечивалась созданием проблемных ситуаций и мотивации заданий.
Занятие отвечает дидактическим принципам.
Проведена тщательная предварительная подготовка к занятию. Прежде всего, определена цель и задачи, его содержание и место в системе других занятий, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения. Была продумана структура, ход занятия, подготовлен соответствующий наглядный, художественный и практический материал, музыкальное оформление, технические средства обучения.
Материал занятия соответствовал возрастным возможностям умственного и речевого развития учащейся.
Учебная речевая деятельность организована на достаточном уровне трудности.
Решались задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания. Воспитательное влияние обеспечивалось содержанием материала, характером организации обучения.
Детский интерес поддерживался и развивался путем занимательности, подбором игровых приемов, образности и красочности материала. В структуре занятия четко прослеживались три части – вводная, основная и заключительная.
В водной части мною была поставлена цель занятия, были созданы соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста. Содержание основной части было подчиненно решению задач занятия. Поставленные задачи решались путем применения наглядных, словесных и практических методов.
Практические методы также были направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.
Для развития речи широко применялись словесные приемы. Это и правильный речевой образец (цель – подражание ребенком), и повторное проговаривание (с целью запоминания), объяснение (с целью раскрытия значения слов), указания, оценка детской речи (цель – повышение интереса к речевой деятельности).
Таким образом, для активной речевой деятельности были созданы все условия. Заключительная часть была краткой и эмоциональной. Организация занятия отвечает всем гигиеническим и эстетическим требованиям. (расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала, эстетичность помещения, пособий, применение проектора). Была обеспечена тишина, чтобы учащаяся могла правильно слышать образцы речи логопеда и свою речь.
Итог занятия подведен. Цели и задачи достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического индивидуального занятия по теме "Постановка звука [с] "
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [с]. Цель: продолжить работу над формированием правильного произношения звука [с]....
Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Постановка звука [Ш]
Цель:- уточнение артикуляции звука [Ш];- постановка звука;- уточнение изолированного положения;- развитие речевой моторики;- развитие фонематического слуха;- развитие точных движений кисть руки....
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Л
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л]Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.Задачи:Образовательные:- закреплять прав...
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука С
Представляю конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука С с применением нейропсихологических упражнений....
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]
Постановка звука Ш....
Тема. Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] в слогах и словах.
Программное содержание: 1. Автоматизировать звук Л в слогах, словах. 2. Совершенствовать мелкую моторику рук, зрительное восприятие. 3. Совершенствовать пространственную ориентировку. 4. Продолжат...
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [ш]
Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука [Ш]....