Гласный звук [э], буквы Э, э.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Щербакова Татьяна Валерьевна

конспект логопедического занятия

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon e_bukva_i_zvuk.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Гласный звук [э], буквы Э, э.

Цель: познакомить с новыми буквами Э, э и новым гласным звуком [э].

Задачи:

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать навык правильного, выразительного чтения, умение  рассуждать, работать с текстом;
  • показать путь письма от отправителя к адресату.
  • осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.)

Воспитательные:

  • Прививать интерес к чтению.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух, любознательность, внимание, мышление, устную речь;
  • обогащать словарный запас.

План занятия:

1. Организационный момент. 

- Ребята, поднимите руки, кто из вас любит путешествовать? Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. А на каком транспорте мы с вами отправимся в путь, вы узнаете, отгадав загадку.

Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма,

Мчит без пара

Паровоза сестричка

Кто такая?    (Электричка).

- Как вы думаете, почему для нашего путешествия я выбрала именно этот вид транспорта?

(Ответы детей)

Во время путешествия мы познакомимся с новым звуком и новой буквой, а также узнаем много новых слов.

Станция 1 «Повторяй-ка»

Что такое речь?

– Какая бывает речь?

– Что значит письменная речь?

– Что значит устная речь?

– Из чего состоит наша речь?

Вывод: Наша речь состоит из предложений.

– Прочитайте, что говорит нам девочка. Что вы поняли из этой пословицы?

– Сколько слов в этом предложении?

– Кто составит схему предложения?!

– Из чего состоят предложения?

Вывод: Предложения состоят из слов.

– Это слова?  (на доске написаны слоги)

Дополним слоги до слов.

Вывод: Слова состоят из слогов.

– А из чего же состоят слоги?

– Что такое буква?

– Что такое звук?

2. Работа по теме.

Станция  2. «Изучай-ка»

Сегодня мы будем изучать новый звук [э]. Давайте выясним, гласный это звук или согласный?

- Давайте хором произнесём этот звук.

- Почему вы решили, что этот звук гласный? Произносится голосом, воздух проходит свободно – звук гласный.

Вывод: звук [э] гласный, может быть ударным и безударным.

А вот, чтобы выяснить ударный этот звук или безударный, нам помогут загадки.

Живёт без тела

Говорит без языка

Никто его не видит

А всякий слышит.      Эхо

Эхо - волна акустическая (электромагнитная), отраженная от какого-либо препятствия и принятая наблюдателем.

Сколько слогов в этом слове? На какой звук падает ударение? Значит, какой вывод можно сделать? Звук Э может быть ударным.

- Слушаем следующую загадку.

На стене в кинотеатре есть большое полотно

Ходят взрослые и дети посмотреть сюда кино.   (экран)

Произнесите это слово, выделив ударение. На какой звук падает ударение?

Значит, звук [э], может быть как ударным, так и безударным.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Выберете схему к слову ЭХО

- Звук [э] обозначает буква э. На что она похожа?

Какие слова вы знаете на букву Э?

А вы знаете, что буква э встречается в основном в словах иноязычного происхождения пришли из другого языка и являются заимствованными. И только три слова являются русскими.

«Русских слов на букву Э

мало в нашем словаре:

эй, и эх, и эта.

А экватор, эстафета,

электричество, экран

к нам пришли из дальних стран.

Но язык наш к ним привык,

стал богаче наш язык.»

     -А какую букву мы уже знаем, которая тоже может обозначать звук [э]? Буква е

     Физкультминутка для глаз

- Какой вывод можно сделать?

Буква Э обозначает твердость предшествующего согласного звука.

Работа над дикцией

Сейчас мы будем работать по учебнику и для этого нам нужно привести наш речевой аппарат в порядок. И в этом нам поможет скороговорка.

Эскимо и два эклера

Съели Павлик и Валера

Станция  3. «Поиграй-ка»

- Кто из вас слышал эхо?

- Где можно услышать эхо?

Давайте поиграем в «Эхо» и немного отдохнём.

     Я называю слово, а вы подхватываете его конец.

Урок – рок

Коля – Оля        

Петушок – шок

Слон – он

пятак – так

самолет – лет

квартира – Ира

3. Итог. Рефлексия.

– С какой буквы мы познакомились?

– А что пишется с заглавной буквы? Почему?

Что вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

- Что больше всего понравилось делать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.   УМК «Школа России» Целевая установка:   Понимать и сохранять учебную зад...

Гласные звуки и буквы гласных звуков

Презентация к урокам обучения грамоте в 1 классе...

Гласные звуки. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

Технологическая карта урока русского языка , проведенного во  2 классе по программе "Школа России"...