Гласный звук [э], буквы Э, э.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Гласный звук [э], буквы Э, э.
Цель: познакомить с новыми буквами Э, э и новым гласным звуком [э].
Задачи:
Задачи:
Образовательные:
- Формировать навык правильного, выразительного чтения, умение рассуждать, работать с текстом;
- показать путь письма от отправителя к адресату.
- осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.)
Воспитательные:
- Прививать интерес к чтению.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух, любознательность, внимание, мышление, устную речь;
- обогащать словарный запас.
План занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, поднимите руки, кто из вас любит путешествовать? Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. А на каком транспорте мы с вами отправимся в путь, вы узнаете, отгадав загадку.
Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма,
Мчит без пара
Паровоза сестричка
Кто такая? (Электричка).
- Как вы думаете, почему для нашего путешествия я выбрала именно этот вид транспорта?
(Ответы детей)
Во время путешествия мы познакомимся с новым звуком и новой буквой, а также узнаем много новых слов.
Станция 1 «Повторяй-ка»
Что такое речь?
– Какая бывает речь?
– Что значит письменная речь?
– Что значит устная речь?
– Из чего состоит наша речь?
Вывод: Наша речь состоит из предложений.
– Прочитайте, что говорит нам девочка. Что вы поняли из этой пословицы?
– Сколько слов в этом предложении?
– Кто составит схему предложения?!
– Из чего состоят предложения?
Вывод: Предложения состоят из слов.
– Это слова? (на доске написаны слоги)
Дополним слоги до слов.
Вывод: Слова состоят из слогов.
– А из чего же состоят слоги?
– Что такое буква?
– Что такое звук?
2. Работа по теме.
Станция 2. «Изучай-ка»
Сегодня мы будем изучать новый звук [э]. Давайте выясним, гласный это звук или согласный?
- Давайте хором произнесём этот звук.
- Почему вы решили, что этот звук гласный? Произносится голосом, воздух проходит свободно – звук гласный.
Вывод: звук [э] гласный, может быть ударным и безударным.
А вот, чтобы выяснить ударный этот звук или безударный, нам помогут загадки.
Живёт без тела
Говорит без языка
Никто его не видит
А всякий слышит. Эхо
Эхо - волна акустическая (электромагнитная), отраженная от какого-либо препятствия и принятая наблюдателем.
Сколько слогов в этом слове? На какой звук падает ударение? Значит, какой вывод можно сделать? Звук Э может быть ударным.
- Слушаем следующую загадку.
На стене в кинотеатре есть большое полотно
Ходят взрослые и дети посмотреть сюда кино. (экран)
Произнесите это слово, выделив ударение. На какой звук падает ударение?
Значит, звук [э], может быть как ударным, так и безударным.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Выберете схему к слову ЭХО
- Звук [э] обозначает буква э. На что она похожа?
Какие слова вы знаете на букву Э?
А вы знаете, что буква э встречается в основном в словах иноязычного происхождения пришли из другого языка и являются заимствованными. И только три слова являются русскими.
«Русских слов на букву Э
мало в нашем словаре:
эй, и эх, и эта.
А экватор, эстафета,
электричество, экран
к нам пришли из дальних стран.
Но язык наш к ним привык,
стал богаче наш язык.»
-А какую букву мы уже знаем, которая тоже может обозначать звук [э]? Буква е
Физкультминутка для глаз
- Какой вывод можно сделать?
Буква Э обозначает твердость предшествующего согласного звука.
Работа над дикцией
Сейчас мы будем работать по учебнику и для этого нам нужно привести наш речевой аппарат в порядок. И в этом нам поможет скороговорка.
Эскимо и два эклера
Съели Павлик и Валера
Станция 3. «Поиграй-ка»
- Кто из вас слышал эхо?
- Где можно услышать эхо?
Давайте поиграем в «Эхо» и немного отдохнём.
Я называю слово, а вы подхватываете его конец.
Урок – рок
Коля – Оля
Петушок – шок
Слон – он
пятак – так
самолет – лет
квартира – Ира
3. Итог. Рефлексия.
– С какой буквы мы познакомились?
– А что пишется с заглавной буквы? Почему?
Что вы узнали сегодня на уроке?
- Чему научились?
- Что больше всего понравилось делать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. УМК «Школа России» Целевая установка: Понимать и сохранять учебную зад...
Гласные звуки и буквы гласных звуков
Презентация к урокам обучения грамоте в 1 классе...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
Гласные звуки. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?
Технологическая карта урока русского языка , проведенного во 2 классе по программе "Школа России"...
1 класс Тема: Гласные звуки и буквы. Обобщение. 3 класс: Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.
Совмещённый урок русского языка в 1 и 3 классах...
презентация к уроку русского языка Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
Конспект урока русского языка ««Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Слогообразующая и смыслоразличительная роль гласных звуков»» (УМК "Школа России"1 класс)
Цели: формирование умений отличать буквы от звуков, соотносить количество звуков и букв в слове....