РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИЛИ ПОДГРУППОВЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
За последнее время изменилась жизнь социума, в котором формируется личность ребенка до поступления в школу. Из-за урбанизации у детей мало условий для общения друг с другом и взрослыми, в семьях почти отсутствует ручной труд. Мир познается через аудиовизуальные средства, а ведущими стали навыки видения. С появлением компьютеров и мобильных телефонов ослабла мотивация изучения русского языка – люди стали меньше читать и писать. Поэтому, несмотря на то, что основная масса поступающих в 1 класс владеет навыками чтения, у детей недостаточный и искаженный словарный запас, плохая дикция, из-за недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, снижен фонематический слух, имеются недостатки произношения звуков. Перед логопедом стоит задача не только коррекции речи, но и помощь учителям в том, чтобы логопаты успешно справлялись со школьной программой (русский язык, чтение).
Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования диктует внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы начального общего образования, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, учитывая особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
Данная программа коррекционной работы в начальной школе, позволяет оказывать логопедическую поддержку младшим школьникам с недостатками в развитии устной речи. Её особенностью является направленность на формирование универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Во время занятий учитываются особенности их речевого развития, организуется системное воздействие на учебно-познавательную деятельность в динамике образовательного процесса.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Настоящая программа разработана на основе:
- инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- инструктивного методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.
Цель: организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности; устранение недостатков устной и предупреждение нарушения письменной речи у младших школьников.
Задачи:
- создать условия для формирования правильного звукопроизношения у младших школьников;
- развитие артикуляционной моторики;
- коррекция нарушений звуков, их автоматизация и дифференциация;
- формирование фонематического слуха, восприятия, звукового анализа и синтеза;
- формирование полноценных общеучебных умений и навыков;
- формирование коммуникативных умений и навыков;
- совершенствование мелкой моторики.
Коррекционная программа, опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, учитывает основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффекты могут быть достигнуты в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».
Основные методы обучения:
- Практические;
- наглядно-демонстрационные;
- игровые;
- методы ролевого моделирования типовых ситуаций;
- словесные.
Определяя работу с ребенком логопатом, обязательно учитываются его индивидуальные особенности; поэтому количество занятий варьируется. Программа рассчитана примерно на 60 ч. в год (1-2 ч. в неделю с продолжительностью 15-20 минут), с учетом нарушения произношения звуков одной артикуляционной группы.
С первых занятий до полного завершения работы над каждой фонемой используется наглядный материал, отдельные картинки, серии картинок, лото. Они помогают поддерживать интерес к занятиям, концентрируют внимание, вызывают положительные эмоции, а все это способствует достижению наибольшего эффекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_avtonomnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 32.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа №2»
(с углубленным изучением отдельных предметов)
Городского округа «Город Якутск»
«Согласовано»:___________ «Утверждаю»:___________
Зам. директора по ВР Николаева Е.И. Директор Владимиров В.М.
«15» сентября 2022 г. «15» сентября 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИЛИ ПОДГРУППОВЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
по коррекции нарушений звукопроизношения
1-4 класс
___________________________________________________
2022-2023 учебный год
Разработала: Васильева А.П., учитель-логопед
Якутск, 2022 г.
Пояснительная записка
За последнее время изменилась жизнь социума, в котором формируется личность ребенка до поступления в школу. Из-за урбанизации у детей мало условий для общения друг с другом и взрослыми, в семьях почти отсутствует ручной труд. Мир познается через аудиовизуальные средства, а ведущими стали навыки видения. С появлением компьютеров и мобильных телефонов ослабла мотивация изучения русского языка – люди стали меньше читать и писать. Поэтому, несмотря на то, что основная масса поступающих в 1 класс владеет навыками чтения, у детей недостаточный и искаженный словарный запас, плохая дикция, из-за недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, снижен фонематический слух, имеются недостатки произношения звуков. Перед логопедом стоит задача не только коррекции речи, но и помощь учителям в том, чтобы логопаты успешно справлялись со школьной программой (русский язык, чтение).
Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования диктует внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы начального общего образования, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, учитывая особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
Данная программа коррекционной работы в начальной школе, позволяет оказывать логопедическую поддержку младшим школьникам с недостатками в развитии устной речи. Её особенностью является направленность на формирование универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Во время занятий учитываются особенности их речевого развития, организуется системное воздействие на учебно-познавательную деятельность в динамике образовательного процесса.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Настоящая программа разработана на основе:
- инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- инструктивного методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.
Цель: организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности; устранение недостатков устной и предупреждение нарушения письменной речи у младших школьников.
Задачи:
- создать условия для формирования правильного звукопроизношения у младших школьников;
- развитие артикуляционной моторики;
- коррекция нарушений звуков, их автоматизация и дифференциация;
- формирование фонематического слуха, восприятия, звукового анализа и синтеза;
- формирование полноценных общеучебных умений и навыков;
- формирование коммуникативных умений и навыков;
- совершенствование мелкой моторики.
Коррекционная программа, опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, учитывает основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффекты могут быть достигнуты в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».
Основные методы обучения:
- Практические;
- наглядно-демонстрационные;
- игровые;
- методы ролевого моделирования типовых ситуаций;
- словесные.
Определяя работу с ребенком логопатом, обязательно учитываются его индивидуальные особенности; поэтому количество занятий варьируется. Программа рассчитана примерно на 60 ч. в год (1-2 ч. в неделю с продолжительностью 15-20 минут), с учетом нарушения произношения звуков одной артикуляционной группы.
С первых занятий до полного завершения работы над каждой фонемой используется наглядный материал, отдельные картинки, серии картинок, лото. Они помогают поддерживать интерес к занятиям, концентрируют внимание, вызывают положительные эмоции, а все это способствует достижению наибольшего эффекта.
Содержание программы
I этап: подготовительный (10-12 ч)
Цель работы: включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Формирование артикуляционной базы речи.
Задачи:
- Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.
- Выработка умения узнавать и различать фонемы.
- Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков.
- Формирование и развитие мелкой моторики в процессе систематических тренировок.
- Контроль над физическим здоровьем детей (консультирование учащихся у врачей-специалистов по рекомендации логопеда с учетом индивидуальных особенностей детей).
II этап: формирование первичных произносительных умений и навыков (25-30ч.)
Цель работы: формирование первичных произносительных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.
Задачи:
- Постановка звуков должна осуществляться в следующей последовательности:
- свистящие: с, с’, з, з’, ц;
- шипящие: ш, ж, ч, щ;
- сонорные: л, л’, р, р’.
2. Автоматизация поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах, словосочетаниях и предложениях.
3. Формирование умения различать звуки на слух, развитие слухового самоконтроля.
4. Формирование и развитие мелкой моторики.
III этап: развитие коммуникативных умений и навыков (20-26ч.)
Цель работы: развитие умений и навыков безошибочного употребления звуков в речи во всех ситуациях общения.
Задачи:
- Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах. Развитие внимания, памяти.
- Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики.
- Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, скороговорках, загадках, потешках и стихах.
- Автоматизация звуков в связной речи: пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок.
- Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи.
- Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков.
Логопедическая работа строится с учетом структуры речевого дефекта:
- Фонетические нарушения – несформированная артикуляционная моторика (неправильное произношение звуков);
- Фонематические нарушения – несформированность фонематического слуха (слова произносятся с искажением, вместо одного звука произносится другой);
- Фонетико-фонематические нарушения (звук заменяется и искажается).
Звуки ставятся в определенной последовательности: С-С’; З-З’; Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л- Л’; Р-Р’.
При постановке правильного произношения использую три способа:
- Подражание;
- Механическое воздействие (при помощи зонда);
- Смешанный.
Ожидаемые результаты к концу коррекционного обучения:
- чисто произносит все звуки речи;
- вычленяет звуки из слова;
- проводит звукобуквенный анализ слов;
- различает звуки на слух;
- осуществляет слуховой самоконтроль.
В программе использовалась следующая литература «Логопедия» Л.С. Волковой, «Основы логопедии» Т.Б. Филичевой, «Воспитание у детей правильного звукопроизношения» М.Ф Фомичевой, «Коррекция звуков речи у детей» Л.Н. Ефименковой, «Логопедическое пособие для детей» А.И. Богомоловой.
Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе: игровые; наглядно – демонстрационные; словесные.
Формы организации деятельности учащихся: подгрупповая; индивидуальная.
Сводная таблица по виду контроля
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | итого |
Проведение диагностик звукопроизношения | 1 | 1 | 2 |
Перспективное планирование по устранению нарушений звукопроизношения
№ | Темы занятий | Цели занятий | Кол-во занятий | Оборудование |
Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика), развитие фонематического слуха. | Выработка правильных, полноценных артикуляционных органов. Направления: 1.необходимо формировать точные движения органов артикуляции; 2.развитие мелкой моторики рук; 3. развитие фонематического слуха; 4.формировать правильную воздушную струю; 5.отработка опорных звуков. | 4-5 ч | Зеркало, фотографии, картинки. | |
Постановка звука. | Добиваться правильного произношения отдельных звуков. 1 способ – по подражанию (слух, зрение, тактильно-вибрационными ощущениями) ученик воспринимает звучание и артикуляцию фонем. 2 способ - смешанный (подражание + словесные пояснения). Развивать мелкую моторику рук. Развивать фонематический слух, память, мышление. | 9-10 ч | Зеркало, шпатели, артикуляционные профили, набор картинок, запись различных звуков. | |
Автоматизация звука в словах. | Добиваться правильного произношения звуков. Работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль. Развивать слуховой самоконтроль, мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух, логическое мышление, память, внимание. Работать над пополнением активного и пассивного словарного запаса. |
| ||
А) автоматизация в прямых слогах. | Добиваться правильного произношения в прямых слогах | 1-2 ч | Зеркало, таблица слогов | |
Б) автоматизация в обратных слогах. | Добиваться правильного произношения в обратных слогах. | 1-2 ч | Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука. | |
В) автоматизация в слогах со стечением согласных. | Добиваться правильного произношения звука в слогах со стечением согласных. | 1ч | Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука | |
Г) автоматизация в словах (в начале слова). | Добиваться правильного произношения звука в начале слова (односложные, двусложные …) | 1ч | Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука, серия картинок, игры. | |
Д) автоматизация в середине слова. | Отработать правильное произношение в середине слова. | 1ч | Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука, серия картинок, игры. | |
Е) автоматизация звука в конце слова. Закрепление звука в словах (в разных позициях) | Отработать правильное произношение звука в конце слова. Уметь выделять изучаемый звук. | 1ч 1ч | Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука, серия картинок, игра «Умный телефон», «Лото». | |
Е) произношение слов с несколькими изучаемыми звуками в одном слове | Отработать правильное произношение звука несколько раз встречающие в одном слове. | 1ч | Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука, серия картинок, игра «Умный телефон», «Лото». | |
Автоматизация в предложениях. | Воспитание правильного произношения звука в предложениях. Работа ведется с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. Направления: 1.Развивать мелкую моторику рук. 2.Фонематический слух. 3.Пополнять словарный запас. 4.Развивать речь ребенка. 5.Учить составлять предложения, выражать основную мысль и правильно использовать предлоги в речи. | 10-12 ч | Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука, серия картинок, игра «Умный телефон», «Лото». | |
А) автоматизация во фразовой речи. | Воспитание правильного, четкого произношения во фразовой речи. | 2ч | Зеркало, игра «Лото», «Умный телефон» | |
Б) автоматизация звука в простом предложении. | Воспитание правильного, четкого произношения в простом предложении. Умение составлять простые предложения с опорой на картинки. | 2ч | Зеркало, серия картинок, игры. | |
В) автоматизация звука в простом распространенном предложении. | Воспитание правильного, четкого произношения в простом распространенном предложении. Учить составлять и работать с простыми распространенными предложениями. Пополнять словарный запас. | 2-3 ч | Зеркало, серия картинок, игры | |
Г) автоматизация в сложном предложении. | Воспитание правильного, четкого произношения в сложном предложении. Учить пользоваться союзами (а, и, но) и предлогами, при составлении предложений с опорой на картинки и самостоятельно. | 2-3 ч | Зеркало, серия картинок, игры | |
Автоматизация звука: - чистоговорках; - стихах; - скороговорках; - поговорках; - шутках; - потешках. | Автоматизировать произношение звука. Развивать: память, мышление внимание. | 6-7 ч | Зеркало, серия картинок, игры | |
Автоматизация в коротких рассказах. | Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить находить главную мысль в рассказе. Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. Чтение коротких рассказов. Составление рассказов по серии картин. | 5-6 ч | Зеркало, серия картинок, игры. | |
Автоматизация в длинных рассказах. | Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить передавать прочитанное. Развивать память, внимание, речь, словарь. | 5-6 ч | Зеркало, сюжетные картинки, учебник чтения. | |
Автоматизация в разговорной речи. | Следить за правильным звукопроизношением в разговорной речи. | 2-3 ч | Зеркало, сюжетные картинки, учебник чтения | |
Дифференциация звуков: -изолированное произношение; - в слогах; - в словах; - в предложениях; - чистоговорках; - стихах. | Учить детей различать звуки и правильно употреблять их речи. | 6-7 ч | Зеркало, сюжетные картинки, учебник чтения, таблица слогов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Знакомство с предлогами"
Логопедическое подгрупповое занятие во 2 классе по теме: знакомство с предлогами....
рабочая программа подгрупповых логопедических занятий для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа составлена в соответствии с программой «Коррекция дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2010 г)....
Конспект подгруппового логопедического занятия
Данный конспект логопедического занятия предназначен для детей с ОНР....
Конспект подгруппового логопедического занятия
Занятие по уточнению представлений о звуке и букве....
Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах, предложениях.
Закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ Л ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в 3 классе по теме "Изменение имен существительных мужского рода в числе"
Занятие было продемонстировано 19.12.12 на семинаре для учителей-логопедов и посвящено теме семинара: "Нейропсихологические подходы в коррекции дисграфии учащихся"....
Конспект подгруппового логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной школы) V вида на тему "Дифференциация акустически близких фонем "г" - "к", "гь" - "кь".
Занятие направлено на развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа. Материал может использоваться на логопедических занятиях в коррекционной школе V вида и в логопедиче...