Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе (РАС), 8.3 в соответствии с ФГОС.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Гордеева Елена Ивановна

На логопедическом занятии рассматривается преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей и животных  (в том числе и по результатам наблюдений).

 

Цели занятия: Развитие коммуникативных навыков, понимание и выполнение инструкций и просьб логопеда. Развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности. Обогащение пассивного и активного словаря. Формирование способности внутреннего плана высказывания.

Развитие мелкой моторики рук, органов артикуляции.

Психологическая коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений, познавательных процессов.

Развитие и коррекция ВПФ (высших психических функций) через игру. Социализация обучающегося.

Содержательная цель: Психологическая поддержка и сопровождение детей с РАС путём активного вовлечения в образовательный и психокоррекционный  процесс.

 

Задачи: Развитие эмоционального общения и взаимодействия  со взрослым. Развитие и коррекция психофизиологической основы: различных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, навыков артикуляции. Формирование номинативного, предикативного и атрибутивного словаря. Формирование навыков грамматического сообщения. Профилактика и коррекция вторичных речевых нарушений.

Тип занятия: режиссёрская игра с элементами дидактической и сюжетно-ролевой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logo_zanyatie_.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе (РАС), 8.3

                                                                    в соответствии с ФГОС

  Выполнила: Городеева Елена Ивановна, учитель-логопед

Учебный предмет: Логопедическое занятие.

Тема: Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей и животных  (в том числе и по результатам наблюдений).

Тип занятия: режиссёрская игра с элементами дидактической и сюжетно-ролевой.

Цели занятия: Развитие коммуникативных навыков, понимание и выполнение инструкций и просьб логопеда. Развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности. Обогащение пассивного и активного словаря. Формирование способности внутреннего плана высказывания.

Развитие мелкой моторики рук, органов артикуляции.

Психологическая коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений, познавательных процессов.

Развитие и коррекция ВПФ (высших психических функций) через игру. Социализация обучающегося.

Задачи: Развитие эмоционального общения и взаимодействия  со взрослым. Развитие и коррекция психофизиологической основы: различных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, навыков артикуляции. Формирование номинативного, предикативного и атрибутивного словаря. Формирование навыков грамматического сообщения. Профилактика и коррекция вторичных речевых нарушений.

Деятельностная цель: Создать условия для повторения пройденного материала и ознакомления с новым; развитие и поддержание игровой деятельности; совместная игра.

Содержательная цель: Психологическая поддержка и сопровождение детей с РАС путём активного вовлечения в образовательный и психокоррекционный  процесс.

Формы работы: индивидуальная.

Оборудование: конверт с открыткой; дидактическое пособие: «Времена года», с указанием времён года, месяцев; «волшебный мешочек» с игровым материалом, игрушка – лисёнок, книжка с магнитными фигурками: «Я расту»; дидактическое пособие «Вкладыши»; конструктор В.В.Воскобовича «Кораблик Буль-буль»; шнуровка «Коньки», мячики су-джок, комочки из ваты; пособие для рисования водой; кубики; разрезные картинки; коробочка (с предметами для ролевой игры\очки, цветы, цветок-вертушка (для дутья)), карточки «Что сначала, что потом?»; дидактическое пособие «Собери круг»; дидактическое пособие «Вкладыши» (листья); пособие «Одень куклу Катю».

Планшет со смайликами (для поощрения деятельности ребёнка).

Этап занятия,

цель этапа

Деятельность логопеда

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I.    Мотивация к деятельности

Орг.момент.

Цель: комфортное введение в режим занятия.

–Будем играть? Посмотри, что я тебе принесла (показ «Волшебного мешочка»).

Что там? Кто там? Потрогай (ребёнок ошупывает мешочек). Кто-то большой? Маленький? Мягкий? Твёрдый? Доставай!

Показ игрового и дидактического  материала.

Отвечает (по возможности) на вопрос логопеда; выполняет задания.

Предметные:

- различать предметы, соотносить с предлагаемым наглядным, игровым материалом;

- узнавать и называть демонстрируемые предметы;  

Метапредметные:

- научиться применять полученные знания в самостоятельной деятельности;

-использовать знаково-символические средства;

-осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение объектов и явлений;

-уметь использовать коммуникативные (речевые) средства для решения поставленных задач.

Личностные:

-проявлять интерес к новым знаниям;

- развивать способность к самооценке;

-осваивать различные роли (в т.ч. игровые)

 II.  Актуализация необходимых знаний.

Цель: Развитие коммуниктивных навыков. Развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности

– Ой- это лисёнок (игрушка) - Мы уже с ним играли..Вспоминай!

- Что там ещё есть? Письмо..Лисёнок не умеет читать и писать, поэтому принёс нам письмо. Давай откроем и узнаем: чем ему помочь. (Открывают конверт, в котором находится открытка: «С Новым годом!»).

- Наверное, лисёнка поздравили с праздником, а он не может ответить. Да?

(показывает надпись). У лисёнка с собой что-то есть..И я знаю, что это. Это –картинка- времена года!

- А ты знаешь, что такое времена года, год? -Сейчас тебе покажу что-то интересное!

-Вот что у меня есть(показ пособия «Времена года»). -Год- это большой отрезок времени. Он делится на четыре времени года. Здесь все четыре времени года: зима, весна, лето, осень. У каждого времени года свои месяцы. Называются они по-разному (перечисление).

-Сейчас будем говорить о разных временах года.

-Я тебе  расскажу и покажу, хорошо? – И лисёнку поможем разобраться.

–Поиграем?

Задаёт вопросы; уточняет смысл непонятных слов.

Рассматривают конверт, открытку, картинки, дид.пособие  и др., совместно с ребёнком.

Проводит коррекцию делает замечания и исправляет, если обучающийся искажает структуру слова, фразы,  предложения  и др.

Отвечает (по возможности)  на вопросы или демонстрирует собственную реч.

Внимательно слушает то говорит логопед, выполняет задания.

Учится наблюдать, классифицировать, обобщать полученные знания.

III.  Основная часть.

Цель: Развитие мелкой моторики рук, органов артикуляции, понимания инструкции логопеда и выполнение просьбы; социализация обучающегося.

  1. а) -Начинаем вспоминать и узнавать.- Что это? (показ фигурок: коньки, санки, снежинки, мячики су джок, «комочки снега» из ваты и др.)- Когда это бывает? Зимой!

-Это коньки. Для чего? (кататься). –Давай красиво украсим коньки лисёнку.(пособие: шнуровка/коньки). Молодец! Улыбочку ставим (смайлик).

б)– Смотри, какая у меня картинка есть, но здесь потерялись фигурки. Зимой дети катаются на лыжах, строят крепости, снеговиков, играют в разные игры (пособие: «Вкладыши»).-Давай вернём на место фигурки. Посмотрим: кто что делает? Молодец! Улыбочку ставим (смайлик).

в)- Зимой дети любят играть в снежки. Лепят их из снега.! Комочки круглые! Похожи на мячики (показ мячиков су джок). Покатаем мячики как «снежки»? (массаж мячиками су джок кистей рук).- Они твёрдые, трудно катать руками..

г)- Остались мягкие «комочки». На что похоже? Тоже на снег! Давай ещё поиграем? (Игра: «попади в цель»: задувать в ворота «комочек»). -Очень весело!- Молодец! Улыбочку ставим (смайлик).

-Хорошо. Это – зима !Хорошо зимой!

Логопед  читает текст,

задаёт вопросы;

уточняется смысл некоторых слов,

проводится словарная работа, объясняется семантика слов.

Логопед задаёт вопросы по сюжетным картинкам, действиям игрушки, игрового материала.

Показ действий.

Выполняет совместно с учащимся нужные действия (с помощью различных подсказок: вербальных, физических)

Воспроизводятся сюжеты с опорой на иллюстрации, игровой материал.

Учится понимать организацию речи, отвечать на вопросы по содержанию (по возможности).

Оценивается  работа с помощью «смайликов».

IV. Физкульт.минутка:

Цель: Развитие навыков сотрудничества. Пополнение пассивного словаря. Отдых.

«Солнышко»

-Давай отдохнём! Повторяй за мной:

-Мы за солнцем потянулись, вот так, вот так (руки вверх, тянемся).

-Дружно солнцу улыбнулись, вот так, вот так (раскрываем руки).

Показ действий.

Обучающийся (по желанию)  повторяет действия  (жестами и словами).

V. Основная часть. Продолжение.

Цель: Психологическая коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений. Развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности.

        2. – Ой, что это? Снег тает, солнышко пригревает, цветы распускаются…Это-весна, следующее время года.

а)            - Давай посмотрим. Что это? Водичка. Снег растаял, превратился в воду. Потекли ручейки. –Давай нарисуем ручейки. (Игра: «Рисуем водой»). Смотри, лисёнок кораблики пускает. Давай поможем. Украсим кораблик? (Игра: «Кораблик  Буль -буль», В.Воскобовича/+классификация флажков по цвету).

б) -Приплыл кораблик, подошёл к берегу, а там красота: цветы! Посмотри, какие бывают цветы (ИЗО: цветы+ кубики; игра: «Собери картинку»).

-Хорошо. Это – весна !Хорошо весной!

             -Молодец! Улыбочку ставим (смайлик).

3.- А это что такое? (коробочка). –Что там? (очки, карточки «Что сначала, что потом?»/одуванчик /).-Когда нужны? Когда солнышка много? - Летом!

 –Тепло! Много цветов вокруг. -Давай «понюхаем» цветочек! – А теперь подуй на одуванчик (тихо, сильнее).

а)-Давай солнышко соберём. (Пособие «Круг»). –Солнышко круглое, много лучиков у него. Давай соберём солнышко, все лучики на место поставим.-Одень очки, солнышко очень ярко светит, глазкам больно..

-Хорошо. Это – лето !Хорошо летом!

             - Молодец! Улыбочку ставим (смайлик).

-Очки можно снять.

Логопед задаёт вопросы,

показывает действия,

проводит коррекцию ответов, действий.

Ребёнок выполняет инструкцию, просьбу логопеда.

Внимательно слушает то, что читает и объясняет логопед.

Выполняет задание.

Оценивается  работа с помощью «смайликов».

VII.  Основная часть. Продолжение.

Цель:Развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности.

  4. – Ой, что это? Дождик пошёл, листики опадают с деревьев, холодно стало! –Когда это бывает? –Осенью.  -Как ветер дует?-Давай подуем сильно-сильно!

а)- Давай соберём листики с деревьев и положим в свои карточки.(Пособие: «Трафареты»)

б) – Осенью нужно теплее одеваться, чтобы не заболеть.-Давай вспомним, какая нужна одежда, чтобы не замёрзнуть на улице. -Повтори за мной (слова из лексической темы «Одежда»). -Помоги девочке одеться на прогулку. (Пособие: «Одень куклу Катю»/одежда на магнитах).

-Хорошо. Это – осень !Грустно осенью!

           - Но ты молодец, справился с работой! Улыбочку ставим (смайлик).

Логопед задаёт вопросы,

показывает действия,

проводит коррекцию ответов, действий.

С  опорой на вопросы логопеда (с помощью) анализирует свою деятельность по теме занятия, выполняет действия  (совместно или самостоятельно с логопедом).

Оценивается  работа с помощью «смайликов».

VIII.   Заключительная часть. Подведение итогов. Цель: Рефлексия. Психологическая коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений, познавательных процессов.

  - Что мы с тобой сегодня делали? –Вспоминали времена года и показали лисёнку, что такое «год».

-Год – это время, это разные времена года: зима, весна, лето, осень.    -Хорошо поработал! Спасибо!

Логопед задаёт вопросы,

проводит коррекцию ответов, действий.

С  опорой на вопросы  логопеда

(с помощью)  анализирует свою деятельность по теме занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с общим недоразвитием речи III - IV уровня

Логопедическое занятие для обучающихся 3 класса с ОНР III – IV уровня.Коррекционная работа на лексическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с учетом требований...

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .

В данной работе представлена технологическая карта коррекционного логопедического занятия с обучающимися 1 класса (ФГОС).Коррекционная работа на фонетическом уровне....

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...

Технологическая карта логопедического занятия по коррекции письменной речи (2 класс): "Упражнения в морфологическом синтезе"

Технологическая карта группового логопедического заняти по коррекции письменной речи на тему: "Упражнения в морфологическом синтезе". Данная методическая разработка составлена в соотвестствии с требов...

Технологическая карта логопедического занятия «Последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки»

Логопедическая тема: Последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки.Лексическая тема: Поздняя весна.Грамматическая тема: Предложение. Текст. Предлоги.Цель: Развитие умения пересказывать текс...

Технологическая карта урока во 2 классе "Волшебная палочка дирижёра" в соответствии с ФГОС.

Технологическая карта урока музыки 2 класс 3 четверть  "Волшебная палочка дирижёра" составлена по программе "Музыка" авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сер...

Технологическая карта логопедического занятия 3 класс Тема" Однокоренные и родственные слова"

Технологическая карта  подгруппового логопедического занятия на  тему" Однокоренные и родственные слова"...